Крупнопанельное домостроение
------ЖИЛИЩНОЕ ---
строительство
Научно-технический и производственный журнал
УДК 332.832.22
Н.В. ДУБЫНИН, канд. архитектуры (arh_nauka@mail.ru), ОАО «Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий» (Москва)
Доступность жилища инвалидам при крупнопанельном домостроении
Рассмотрены проблемы обеспечения доступа инвалидов в строящиеся и реконструируемые крупнопанельные жилые здания. Обозначены технические, экономические и социальные факторы, которые необходимо учитывать проектировщикам, строителям и экспертам. На основании изложенного материала даны предложения по развитию строительства жилища для семей с инвалидами.
Ключевые слова: архитектура, жилище, инвалиды, доступность, проектирование, КПД.
В настоящее время одним из актуальных вопросов в жилищном строительстве стало обеспечение доступности зданий для инвалидов. Он возникает как при строительстве новых зданий, так и при эксплуатации существующего жилого фонда, часто вызывая ряд проблем, с которыми сталкивались, пожалуй, все проектные, строительные и эксплуатационные организации, активно работающие в данной области.
На международном уровне инвалидам уделяется все больше внимания. Инвалидность представляет собой серьезную медико-социальную проблему для всех стран мирового сообщества. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Организации объединенных наций (ООН) [1], инвалиды в среднем составляют около 10% от об,, 2460 , 4140
Рис. 1. Пример планировки лестнично-лифтового узла на типовом этаже с квартирами, доступными инвалидам (на примере серии НЧ-2011, 10этажей, разработка ЦНИИЭПжилища)
щего числа жителей планеты. Этот показатель отличается в разных странах в зависимости от уровня жизни и других условий. В России количество инвалидов составляет примерно 10% [2], в США - около 19%, в Германии - 8,5% [3], во Франции - 5%, в Китае - 6,5%. При этом прогнозируется рост уровня инвалидности в мире, что связано с увеличением продолжительности жизни, а также с техническим прогрессом (производственные аварии, транспортные происшествия, злоупотребление наркотиками, загрязнение окружающей среды и т. п.).
За последние 20 лет в мире произошли существенные изменения в отношении к проблемам инвалидности и к инвалидам. Их суть в признании равенства прав инвалидов на полноценную жизнь в обществе и создание государствами условий для их реабилитации и социальной интеграции. Обеспечивающие это положения были закреплены в Конвенции о правах инвалидов, одобренной ООН в декабре 2006 г. С тех пор количество стран, принявших этот важный документ, постоянно растет, и в настоящее время можно привести следующие цифры [4]: 153 государства подписали Конвенцию; 90 подписали Факультативный протокол; 110 ратифицировали Конвенцию; 63 ратифицировали Факультативный протокол.
В том числе данный документ был подписан (2007 г.) такими экономически развитыми странами, как Германия, Канада, Китай, Франция, Япония, ОАЭ, Россия (2008 г.), США (2009 г.).
Правовая и нормативная база России в данной области в целом не отстает от других стран. Первым нормативным документом РФ, обеспечивающим учет потребностей инвалидов в области проектирования и строительства, стала «Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах общественных зданий, планировке и застройке населенных мест» 1988 г. В дальнейшем ее заменил ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».
В настоящее время в целях исполнения Конвенции о правах инвалидов в России принят ряд документов, наиболее важным из которых для проектирования и строительства можно считать постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 175 «О государственной
Научно-технический и производственный журнал
ЖИЛИЩНОЕ
Л
Крупнопанельное домостроение
Рис. 2. Пример перепланировки типового этажа многоквартирного жилого здания для обеспечения доступности квартир инвалидам (на примере серии 97, 9 этажей): а — до перепланировки; б — после перепланировки
программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы». Также разработан комплекс отраслевых нормативных документов № 35, в состав которого входят 15 сводов правил (СП), актуализированных в 2011 г. ЦНИИ-ЭП жилища, Институтом общественных зданий, а также авторами из других ведущих научных и проектных организаций страны. Основным документом федерального уровня для данного комплекса является документ обязательного применения СП 59.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).
Требования указанных документов направлены на то, чтобы инвалиды могли свободно перемещаться по городу, пользоваться общественным транспортом, посещать учреждения культуры, торговли, здравоохранения. Кроме того, они должны иметь возможность беспрепятственно посещать не только социальные службы, но и здания органов власти. Предусматривается возможность организации рабочих мест инвалидов на предприятиях и в офисах. Определены требования к созданию специализированного жилища и домов-интернатов, геронтологических центров, помещений для досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности, а также других зданий и помещений.
В практику проектирования введен термин «маломобильные группы населения» (МГН), к которым относятся инвалиды и выделены группы их мобильности М1-М4, определяющие специфические особенности при проектировании помещений (СНиП 35-01-2001).
Требования к архитектурно-планировочным решениям жилища для инвалидов по ряду позиций принципиально отличаются от тех, которые предъявляются к обычным жилым помещениям. При проектировании наибольшее внимание требует группа инвалидов, пользующихся коляской. Для обеспечения их доступа в жилое здание необходимо выполнить планировочные мероприятия, затрагивающие как сами квартиры, так и внеквартирные коммуникации.
В подъезде требуется увеличение площади входного вестибюля и установка подъемника, расширение внеквартирных коридоров до 1,8 м (1,4 м в обычном доме), организация зоны безопасности для инвалидов на каждом этаже площадью не менее 2,4 м на одного инвалида в коляске, где они смогут дожидаться спасательных подразделений, расширение лестничных маршей до 1,35 м (1,05 м в обычном доме). Кроме того, в зданиях выше двух этажей обязательно должен быть лифт.
В квартирах необходимо расширить прихожую до 1,6 м, а все коридоры до 1,15 м, приспособив их для проезда, разворота и хранения коляски (соответственно 1,2 и 0,9 м в обычной квартире). Выполнить санузлы больших размеров, например совмещенный санузел 2,1X2,3 м вместо обычного 1,5X2 м с учетом специальных приспособлений. Ширина летних помещений должна быть не менее 1,4 м (обычной лоджии 1,2-0,9 м), что в ряде случаев может затенять жилые комнаты. Также следует учитывать ограничение минимальных площадей жилых комнат и кухни.
Необходимость учитывать потребности инвалидов при строительстве и реконструкции жилых зданий, в которых предусмотрены квартиры для их проживания, не вызывает сомнений. Однако, усердствуя в благих намерениях, некоторые чиновники стали требовать обеспечения доступа инвалидов всех групп М1-М4, в том числе пользующихся коляской, абсолютно во все жилые дома, как существующие, так и строящиеся. Это вызывает протесты со стороны строителей, проектировщиков и покупателей жилища.
Дело в том, что описанные выше преобразования по расширению внеквартирных коммуникаций для обеспечения доступа инвалидов требуют значительных затрат, которые в конечном итоге ложатся на покупателей квартир (рис. 1). Также очевидно, что и площадь самих квартир будет увеличена из-за расширения подсобных помещений, а значит, опять же вырастет ее стоимость. Требование об обязательном наличии лифта заставляет оборудовать им все 2-5-этажные дома, которые до сих пор считались наиболее экономичными и пользовались спросом именно благодаря отсутствию лифта.
Крупнопанельное домостроение
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
Если инвалидам в дополнительных расходах на жилище может помочь государство, то людям, не имеющим инвалидности, эти расходы компенсировать скорее всего никто не будет. Получается, что покупателя квартиры лишают выбора и независимо от его желания заставляют платить большую цену за расширенные лестничные марши, коридоры, санузлы и многое другое, чем он скорее всего никогда не воспользуется. Такая ситуация несомненно, является фактом дискриминации людей, не являющихся инвалидами.
По существу наносится серьезный удар по экономичному жилищу, создаются предпосылки к повышению стоимости жилья в условиях его нехватки и ограниченных средств на покупку квартир у большей части населения, что лишь усугубляет социальные проблемы и противоречия в жилищной сфере.
В зарубежной практике в последнее время немало делается для инвалидов, разрабатываются необходимые законы, принимаются стандарты специализированного жилища. Все это часто служит примером для отечественных проектировщиков. В числе ведущих в данной области можно назвать Канаду, Францию, Германию и другие развитые страны.
В Канаде принято специальное законодательство «О жилищных стандартах для инвалидов»; в Дании - об обеспечении инвалидов специальным жильем, создаваемым в привычной среде; в США при министерстве жилищного строительства и городского развития созданы отделы по правам инвалидов и обеспечению для них равных возможностей в приобретении жилья; в Японии в 2006 г. в силу вступил закон об обеспечении безбарьерной среды для инвалидов в городах.
Упомянутые законы направлены на создание для инвалидов жилища и приспособление жилой среды, максимально обеспечивающих возможность их самообслуживания при различных ограничениях жизнедеятельности, оснащение специальным оборудованием, облегчающим повседневную жизнь с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей, а также установку систем коммуникации и экстренной помощи.
К потребностям инвалидов адаптируется инфраструктура городов, обеспечивается доступность архитектурных сооружений и всех видов общественного транспорта. Так, городские автобусы, а в некоторых странах и электропоезда оборудуются специальными подъемниками и имеют сиденья, которые можно убрать, для проезда инвалида в коляске. В Японии созданы даже так называемые инва-такси -микроавтобусы, вмещающие до четырех инвалидных колясок. Станции метро и различные пересадочные узлы оснащаются лифтами. В большинстве государственных и общественных зданий (административных, музеях, библиотеках), а также в частных организациях, которые посещают клиенты (банки, рестораны, отели, и магазины), предусма-
Перепланировка
икузлм
Перепланировка МкуЭЛОб
Рис. 3. Пример перепланировки типового этажа многоквартирного жилого здания для обеспечения доступности квартир инвалидам (на примере серии П-18, 9 этажей): а — до перепланировки; б — после перепланировки
триваются пологие заезды, предназначенные для инвалидов в колясках. Исключением являются компании, которые не имеют прямого контакта с посетителями.
При этом в развитых странах не ставится вопрос о доступности инвалидам, пользующимся коляской, абсолютно всего строящегося и до сих пор построенного жилого фонда, всех квартир любого дома на каждом этаже.
Проблемы реконструкции существующих жилых зданий для обеспечения их доступности инвалидам носят не только экономический, но и технический характер. Рассматривая опыт в данной области, нетрудно выяснить, что не во всех случаях данные мероприятия возможны и целесообразны.
Работа по переоборудованию объектов жилого фонда для проживания инвалидов, выполненная ЦНИИЭП жилища в 2011 г., показала, что нецелесообразно переоборудовать крупнопанельные жилые дома первого поколения проектов, имеющие значительный физический износ и архитектурно-планировочные решения, построенные на узком шаге несущих конструкций. Между тем к реконструкции могут быть приняты крупнопанельные жилые дома второго-третьего по-
Научно-технический и производственный журнал
Крупнопанельное домостроение
Рис. 4. Перепланировка первого этажа многоквартирного жилого здания с организацией встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, доступных инвалидам, на примере серии 511, 5 этажей (предложение ЦНИИЭПжилища)
Рис. 5. Перепланировка первого этажа многоквартирного жилого здания с организацией встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, доступных инвалидам, на примере серии 511, 5 этажей (предложение ЦНИИЭП жилища)
колений типовых проектов, построенных после 1970 г. (рис. 2, 3). В них можно обеспечить доступ инвалидов, пользующихся коляской, на первый этаж, но очень трудно приспособить для этого верхние этажи. Данное ограничение обусловлено тем, что требуется расширение внеквартирных коридоров, лестничных маршей и организация зон безопасности в соответствии с требованиями, рассмотренными выше, что не позволяет сделать шаг несущих стен лестнично-лифтовых узлов. Если даже организовать доступ инвалидов на верхние этажи, соблюдая минимальные условия для прохода коляски, то обеспечить их эвакуацию с учетом требований СП 59.13330.2011 не представляется возможным.
Пути решения проблемы тем не менее существуют. Учитывая отечественный и зарубежный опыт жилищного строительства, можно сделать вывод, что нельзя превратить все жилье в специализированное для инвалидов, причем сразу для всех групп М1-М4. В то же время и о специализированном жилье для них не следует забывать. В последнее время все чаще пропагандируются идеи о том, что жилище инвалидов не следует отделять от остального жилого фонда. Подобные решения позволят инвалидам легче реабилитироваться и полноценно жить в социуме. Идя навстречу таким пожеланиям, можно предложить организацию квартир для инвалидов-колясочников на первых этажах крупнопанельных жилых зданий. Как это выполнить, было подробно рассмотрено в одной из работ ЦНИИЭП жилища по реконструкции 5-этажных домов (рис. 4-6). Вход в данные квартиры может быть организован непосредственно с придомовой территории и оборудован всеми необходимыми средствами (пандусом, подъемником). В данных квартирах также могут быть предусмотрены специальные более широкие лоджии и балконы. При этом квартиры вышележащих этажей остаются экономичными. Данный прием может использоваться как при реконструкции существующей застройки, так и в новом строительстве, обеспечивая равномерное распределение жилья для инвалидов по району (рис. 7). Другой путь, который тоже может занять достойное место в практике строительства, - разработка проектов повторного применения типовых многоквартирных специализиро-
Крупнопанельное домостроение
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
ванных зданий и их размещение в рядовой жилой застройке на уровне градостроительных решений.
В вопросах, касающихся доступности инвалидам жилой среды и городских улиц в целом, видимо, не может быть сомнений, их следует постепенно приспособить для маломобильных групп населения, так же как и за рубежом. Хорошей основой для работ в данном направлении служат следующие своды правил: СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов»; СП 35-105-2002 «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» и другие.
В заключение следует сказать, что проблема доступа инвалидов в многоквартирные жилые здания требует социально и экономически обоснованных решений, исключающих дискриминацию как инвалидов, так и людей, не имеющих инвалидность. Жилище, особенно массовое, каким являются крупнопанельные здания, чтобы быть комфортным и экономичным, должно иметь адресное приспособление для каждой группы людей с учетом их специфических физических возможностей. Это требует дифференцированного подхода, который должен быть заложен в нормативных и законодательных документах. В конечном итоге следует стремиться не к превращению всего жилья в специализированное для инвалидов группы М4, а к разработке ряда специализированных жилых зданий в составе крупнопанельных серий, соотношение которых будет регулировать заказчик, местные органы власти и соцзащиты, с учетом демографической и социальной ситуации в каждом регионе, населенном пункте, микрорайоне.
Список литературы
1. Фактологический бюллетень по вопросам инвалидов // ООН (13.03.2012) http://www.un.org/russian/disabilities/ default.asp?navid=30&pid=1186
2. Директор Департамента по делам инвалидов Григорий Лекарев в эфире «Радио России»: «Инвалидность - это не безвыходная ситуация» // Минздравсоцразвития России 10.12.2010 (13.03.2012) http://www.minzdravsoc.ru/ social/invalid-defence/79
3. С. Ильевич. Больше ли в Германии инвалидов, чем в Украине? // Зеркало недели. 2004 г. 18 сентября. № 37. (13.03.2012) http://zn.ua/HEALTH/bolshe_li_v_germanii_ invalidov,_chem_v_ukraine-41113.html
4. Подписание и ратификация Конвенции и Протокола // ООН (13.03.2012) http://www.un.org/russian/disabilities/ countries.asp?navid=17&pid=612
Рис. 6. Пример перепланировки первого этажа многоквартирного жилого здания с организацией квартир для проживания инвалидов, на примере серии 511, 5 этажей (предложение ЦНИИЭП жилища)
Рис. 7. Пример планировочной организации жилой среды (дворовых территорий) с модернизированными зданиями, имеющими на первых этажах жилые и общественные помещения, доступные инвалидам (предложение ЦНИИЭП жилища)