Научная статья на тему 'Доступность высшего образования в регионах России: социально-экономический аспект'

Доступность высшего образования в регионах России: социально-экономический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плохова Ирина Анатольевна

Рассматривается социологический анализ экономической доступности высшего образования в России: современное состояние и перспективы развития взаимовлияния высшей школы и экономические возможности населения в решении вопроса доступности образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доступность высшего образования в регионах России: социально-экономический аспект»

УДК 316: 378.4 И. А. ПЛОХОВА

ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Рассматривается социологический анализ экономической доступности высшего образования в России: современное состояние и перспективы развития взаимовлияния высшей школы и экономические возможности населения в решении вопроса доступности образования.

Ключевые слова: высшее образование, доступность, экономические возможности.

Важнейшей социальной ценностью для российского общества выступает образование. Оно является «стержнем» экономического роста страны, а в условиях глобального кризиса -инвестициями в будущий социальный капитал, стратегическим и самым долговременным ресурсом. Результаты предшествующих социологических исследований по стране показывают, что более двух третей родителей выпускников школ уверенно обозначает стратегию, предполагающую продолжение детьми образования в вузе. Отмеченная ситуация делает актуальным исследование доступности высшего образования, обоснований сделанного выбора и выявление ресурсов, которые родители имеют и предполагают затратить.

Рыночная экономика, пришедшая в вузы пятнадцать лет назад, открыла доступ к высшему образованию через платность обучения. Цель статьи - проанализировать экономическую доступность высшего образования для населения Ульяновской области в сравнении с другими регионами.

В 2008 г. проведено кроссрегиональное исследование «Проблемы доступности высшего образования»[1]. В выборку вошли Ульяновская, Свердловская, Кемеровская области, Приморский край и республика Татарстан. В качестве эмпирического объекта выбраны 2500 студентов первого курса всех типов учебных заведений и профилей специальности.

Доступность высшего образования - это возможность выбора представителями различных социальных групп высшего учебного заведения, зачисления и успешного обучения в нём. Экономическая доступность высшего образования представляет собой совокупность показателей финансово-экономического состояния исследуемых регионов и семей абитуриентов.

Плохова И. А., 2009

В регионах, где проводилось исследование, доля контрактников, поступивших на 1-й курс дневного отделения на платной основе, составляет 46-53% от общего числа студентов. Доля «платного образования» увеличивается за счёт коммерческих вузов, которые в исследуемых регионах (за исключением Приморского края) устанавливают более низкие цены на свои образовательные услуги по сравнению с государственными учебными заведениями, что способствует привлечению абитуриентов.

Проведённое исследование показало, что в среднем в разных регионах месячный душевой доход выше среднемесячной стоимости обучения в 2 раза. Наиболее благоприятное соотношение доходов населения и стоимости образовательных услуг в вузах сложилось в Татарстане: доходы выше стоимости обучения в вузах в 4 раза, что резко поднимает экономическую доступность высшего образования. В Кемеровской области за счёт большего числа бюджетных мест в государственных вузах (по сравнению с другими регионами) также поддерживается экономическая доступность в .благоприятной для населения зоне (доходы выше размера стоимости услуг в 3,2 раза). Наибольшую нагрузку в этом плане испытывают жители Приморского края: среднемесячные доходы только в 1,5 раза превышают стоимость обучения в вузах.

Оплата услуг высшего образования весьма приемлема для среднедоходных и состоятельных групп населения. Но если в регионе численность этих групп незначительна, то экономическая доступность высшего образования падает. Например, в Ульяновской области экономическая доступность платного образования для каждой второй семьи остаётся низкой. Безоговорочно может оплатить высшее образование детей только пятая часть семей Ульяновской области; больше только среди руководителей и предпринимателей - и то лишь треть от их состава (32%).

Вестник УлГТУ 3/2009

7

Доступность образования - это не только возможность поступления в вуз, но и успешное обучение. Роль экономического фактора в период обучения оказывается достаточно велика. Во всех обследуемых регионах большинство государственных и негосударственных вузов находится в областных центрах (в Свердловской области 26 вузов из 28, в республике Татарстан 15 из 23, в Ульяновской области - все вузы), а доля приезжих студентов составляет от 30 до 55%. По территориальному признаку в более выгодном положении находится Ульяновская область, так как она является самой компактной по площади. Но самая низкая экономическая доступность высшего образования наблюдается у жителей сёл и деревень Ульяновского региона: их материальные возможности недостаточны уже на этапе подготовки к поступлению в вуз. В итоге 67% сельских семей совсем не располагают возможностью оплатить обучение ребёнка, их денег едва хватает на проживание по месту учёбы. Большинство сельских семей принадлежит к низкодоходным группам.

Мы интересовались в ходе опроса студентов 1-го курса, сколько потратили их родители на подготовку к поступлению в вуз? Разброс мнений значителен, но очевидно следующее: в крупном городе затраты на подготовку более высокие, чем в сельской местности. От 2 тыс. рублей в месяц до 3 тыс. смогли оплатить для подготовки детей в вуз среди сельских жителей в Кемеровской области - 18% семей, в Ульяновской - 13%, в Татарстане - 32%, в Свердловской области - 34%. И это не потому, что сельским абитуриентам не нужна дополнительная подготовка, а потому что -негде готовиться или нет средств.

Сельские ученики в планах послешкольной жизни реже ориентируются на вуз: если в крупном городе хотят поступить в вуз 75% выпускников школ, в малых городах - более 60%, то в сёлах и деревнях - 42%, что порождает неуверенность в себе и боязнь за будущее. Процент сельских абитуриентов, нацеленных на поступление в вуз, снижается по мере удалённости населённого пункта от областного центра. Эта тенденция была обнаружена в исследованиях 90-х - начала 2000-х годов [2] и вновь подтверждена в нашем исследовании. На сегодняшний момент в Ульяновской области получают высшее образование 78% городских студентов и 22% - сельских. В Татарстане данное соотношение равно 70% и 30%. Нужно отметить благоприятную ситуацию с доступностью высшего образования для жителей сёл Кемеровской области: их доля в совокупности

обследованных студентов близка к удельному весу сельского населения среди жителей области.

Предоставление образовательных кредитов на выгодных условиях могло бы расширить возможности в получении платного образования семей из разных социальных слоёв. Но сегодня, во-первых, немногие банки предоставляют образовательные кредиты, а, во-вторых, процентные ставки настолько высоки (в Ульяновской области 17-19%, в Кемеровской от 5,3% до 19,5%), что малодоходная часть населения не в состоянии выплачивать кредит. Информированность об образовательном страховании среди заинтересованного населения очень низкая (по Ульяновской области 73% студентов и их семей ничего не знают об этом, в Кемеровской обасти - 70%, Свердловской - 54%, республике Татарстан - 56%), что свидетельствует о неразвитой страховой культуре населения в целом.

Для повышения доступности высшего образования необходимо, с одной стороны, развивать рынок предоставления образовательных кредитов, с другой стороны, предоставлять как можно больше информации о данном виде услуг через различные источники (СМИ, дни открытых дверей, собрания родителей в образовательных учреждениях).

Экономический фактор оказывает большое влияние на доступность высшего образования. Население Ульяновской области в силу более низкого уровня доходов и высокого удельного . веса сельских жителей, в сравнении с другими регионами, имеет больше проблем в экономической доступности высшего образования. Уровень жизни не может измениться быстро, поэтому недостаток финансовых средств может компенсироваться более высокой информационной, институциональной и индивидуально-психологической доступностью вузов.

ч.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Клюев, А. К. Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования /А. К. Юпоев, Е. Л. Могильчак, О. В. Шиняева и др. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2007.

2. Вознесенская, Е. Д. Доступность образования как социальная проблема / Е. Д. Вознесенская // Доступность высшего образования в России. - М. : Независ, ин-т социальной политики, 2004.

Плохова Ирина Анатольевна, аспирант кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУ, область научных интересов составляют социальные практики разных слоёв населения в сфере доступности высшего профессионального образования.

8

Вестник УлГТУ 3/2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.