Научная статья на тему 'Доступность среды жизнедеятельности для инвалидов как объект общественного мнения'

Доступность среды жизнедеятельности для инвалидов как объект общественного мнения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
323
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НЕ ИНВАЛИДЫ / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / ГОРОД ХАБАРОВСК И ГОРОД ВЛАДИВОСТОК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Байков Николай Михайлович, Мачкарина Оксана Евгеньевна

В статье представлены результаты социологического анализа доступности среды жизнедеятельности для инвалидов в контексте реализации политики государства и принимаемых им программных мер. Показано, что создание условий доступности среды для инвалидов приобретает системный характер на основе международных норм и правил. Результаты социологических исследований отношения инвалидов и не инвалидов к проблемам доступности приоритетных объектов и услуг их жизнедеятельности в Хабаровском крае, а также в городе Владивостоке Приморского края, отражают как позитивный, так и негативный вектор изменений. Реализация принципа универсального дизайна среды жизнедеятельности в российских городах пока находится на низком уровне и не позволяет большинству инвалидов интегрироваться в социум наравне с не инвалидами, а позитивное отношение к проблемам инвалидов со стороны общества выражает лишь часть опрошенных горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доступность среды жизнедеятельности для инвалидов как объект общественного мнения»

социология политология, ФИЛОСОФИЯ культурология

DOI 10.22394/1818-4049-2017-78-1-77-84 УДК 316.342.5

' статье

The results

o in the context of

of activity to measures availability

ofthe state po Hey and the in this article. It is shown that creation of

; gains a system character on the basts standards and rules. The results of sociological researches ofthe relation of. and not disabled people to the problems of availability ofthe priority oSjec activity, and also in the city of Vladivostok ofthe Primorsk territor

territory, both a positive, and negative vector of changes. Realization ofthe of universal design ofthe environment of activity is in the Russian cities at the '. so far and the positive relation to the problems of disabled people from the doesn't allow most of disabled people be integrated into the society on an equal basis the not disabled people, and, expresses only a part of the interviewed citizens.

services ct in the

Ключевые слова: инвалиды, доступная среда, универсальный дизайн, социологические ■ вания, не инвалиды, Хабаровский край, город Хабаровск и город Владивосток.

Keywords: disabled disabled people, the i

available environment,

city i

design, sociological researches, not ! the city,

Байков Николай Михайлович - д-р социол. наук, профессор, гл. научный сотрудник, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). B-monLnmboikDv@romibler.ru

Мачкарина Оксана Евгеньевна - канд. пед. наук, доцент кафедры математических методов и информационных технологий, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). В-тоИ: ok_mach@moil.ru

как жизненное ром люди с или интеллектуальными ограничениями могут свободно ходить и перемещаться. Другими словам, доступная для ин-

естественно, совершенно ] ности в плане

инФраструктуры требуется для ценной жизни так называемых

нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.

В узком смысле термин «доступная среда» употребляется как синоним «уни:-версальному дизайну», призванному сделать пPеДмеT^I, обстановку, программы и услуги максимально, в возможной степени, пригодными к пользованию всех людей без необходимости адаптации [1]. В российскую нормативную практику принцип универсального дизайна впервые был инкорпорирован сравнительно недавно в Своде Норм и Правил 35-012001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильн

их последую1 Проблема ды жизнеде5

инвалидов получила особую приоритетность в постсоветские десятилетия.

позволяющие гражданам, имеющим

функционировав

в

социуме [3]. В последующие годы (2011 г.) была принята государственная

| в связи с ]

людей с ограниченными возможностями

актов и иных нормативно-правовых кументов в целях имплементации в ] международн^1х норм и правил [4]. В с

взаимоувязанной системы функций органов сти и порядков в реализации у данских прав.

В государственной программе «Доступная среда» определен^1 критерии и показатели, позволяющие оценивать ее исполнение органами власти всех ней. При этом основу интеграции лидов в социум через создание доступной среды составляет идея приоритетности не только инфраструктурн^1х ваний среды, но и социальных ний в общественном сознании граждан. Они призваны способе

ции инвалидов в среду жизнедеятельности социума наравне с гражданами, не имеющими инвалидности.

ки

отношения

лшьк групп населения» с ей актуализацией [2]. создания доступной сре-для российских

граждан к проблемам людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности, а также оценки инвалидами состояния доступности приоритетных объектов и услуг в при°ритетных сферах тельности дают представление о нии общественного мнения и динамике его изменения под влиянием реализуемых программн^1х мероприятий [5].

Социально-демографический портрет опрошенного городского инвалида - жителя Хaбaровског° края ^ед^гавлга следующими характеристиками:

- пол преимущественно женский (62,3%), реже - мужской (37,7%);

старших возрастов: 60 и старше 45 - 59 лет (27,7%), 30 - 44 года 23 - 29 лет (10,1%); 18 - 22 года (2,1%);

фессионально образованный:

ет,'

- пр

высшее (21,3%) нальное образовг (21,2%), неполное чальное образован

и среднее

ание (27, среднее общее и на-ие (16,8%);

¡имущественно ность: второй (50,2%), третей (37,2%) группа! и реже первой группы (12,7%),

нуждается в

пер

при

ном сопровожд

стах (16,7%) и уходе (19,4%). Схожие

(31,6%), в бществе

в

постоянном

граф

с

характеристики портрета городского инвалида были получены и в аналогичном опросе по городу Владивостоку, что позволяет провести сравнительный анализ результатов исследований [6].

Самооценки инвалидами уровня знания государственной программы «Долишь один из десяти опрошенных от-

программы и запланированные

опрошенных демонстрируют тарные представления о ной программе («знаю в целом о ее а третья част

ИнформаЧия о программе ная среда» не слишком распространена среди инвалидов города Владивостока. Только 13,8% респондентов ответили, что знают о её реализации, остальные «что-то слышали», а более половины участников опроса сказали, что «слышат об этом впервые» или затруднились ответить.

Результаты социологического са жителей Хабаровского края тельствуют о единодушном мнении инвалидов и не инвалидов в отношении актуальности цели программы «Доступная среда»: формирование условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, а также улучшение государственных услуг по реабилитации и медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом. Примерно две трети инвалидов (60,0%) и не инвалидов (61,7%) признают, что обеспечение условий доступной среды - это актуальная и важная государственная задача. Только трое из двадцати опрошенных как инвалидов, так и не инвалидов считают, что сейчас есть более острые вопросы, на решении которых властям нужно сосредоточить все усилия, но не забывать и о нуждах инвалидов. Однако каждый четвертый из числа инвалидов и не инвалидов затруднились выразить свое отношение к цели государственной программы.

Подавляющее большинство (80%) инвалидов г. Владивостока считают реализацию программы «Доступная среда»

важной задачей и полагают (42,5%), что на сегодня - это одна из самых актуальных задач в городе.

Наиболее доступными сферами жизнедеятельности для инвалидов (по сумме критериев «доступны» и «скорее доступны, чем нет») являются объекты и услуги социальной защиты, здравоохранения, Интернет и телефонная связь. ство же сфер жизнедеятельности, ' ных с интеграцией инвалидов в социум, доступны для инвалидов в значительно меньшей степени (рис. 1). Во многом это связано с тем, что задача создания доступной среды для ' поставлена недавно, и эта часть ] мы требует больших объемов финансов и времени. При этом полученные данные демонстрируЮт относитеЛьно удовлетворительный результат.

Наибольшую удовлетворённость (по критериям «полностью удовлетворены» и «скорее удовлетворены») у инвалидов г. Владивостока вызывает доступность ими объектов и услуг информации и связи (57,7%). На второй позиции - магазины, рынки, предприятия бытовых услуг (49,6%); на третьей - медицинские учреждения (48% удовлетворённых), на четвёртой - учреждения социальной защиты (45,4%), на пятой - жилые здания и объекты ЖКХ (40,5% удовлетворённых). В наименьшей степени инвалиды

да удовлетворены доступностью для них учреждений образования (32,9%), а также транспортом и транспортными объек-

вок пешеходн^1х переходов

наличием парковок и т.п.) (34,2%)

Анализ ответов опрошенных городских инвалидов Хабаровского края, касающихся изменений в доступности объектов и услуг, показал, что пристального внимания требуют общественный транспорт и жилой фонд (табл. 1). Социальные барьеры во многом связаны с оценкой возможности и особенностей : ствия между инвалидами и не : ми, а также готовности общественного мнения к поддержке интеграции инвалидов в социуме. В ответах на вопрос: «Какие из следующих высказываний Вы поддерживаете, хотя бы в некоторой степени?», доминирует осознание того, что у инвалидов и не инвалидов должны быть

Рис. 1. Оценка дост.упност,и с

. инвалидов основных объектов и услуг 1вльности (в % от числа опрошвнных)

равные права и возможности (48%); российскому обществу не хватает толерантности, терпимости к инвалидам (34,3%); нужно вводить штрафы за неоказание помощи и неуважительное отношение к инвалидам (16,1%); инвалиды и не инвалиды совершенно разные люди и не м°гут понять друг друга. (15,8%). За социальную изоляцию (по показателю «инвалидам лучше жить вместе и отдельно от других людей») выступает только 5,8% респондентов.

Мнения инвалидов о готовности не

инвалидов к интеграции с ними разделились примерно в равной мере: не готово (40,8%) и готово (36,6%). При этом каждый третий (31,3%) из них полагает, что изменений в лучшую сгорону в ближайшие 5 лет не произойдет, а четверть (25,6%) считают, что инвалиды будут более интегрированы в общество.

Оценки инвалидами возможности вести полноценную жизнь с учетом I чений по здоровью в большей мере жают их неуверенность. Так, более трети (38%) чаще не могут вести полноценную жизнь; каждый третий (32%) - чаще могут; один из десяти (10,6%) - могут прак-

тически всегда и лишь незначительная часть (6,4%) - не могут практически никогда. Общение как неотъемлемый элемент жизни в обществе и показатель снижения уровня социальных барьеров оценивается инвалидами (59%) в основном положительно. Они считают, что могут общаться с окружающими в большинстве случаях свободно. Долю те^ кто отметил, что практически никогда не могут свободно общаться с окружающими, можно отнести к статистической

погрешности (4,1%).

говорить о существенной неоднородности

в реализации программы «Доступная сре-

сопровождения при учреждениях альной защиты населения, в краевые государственные социальные учреждения | вающим в ]

активности. Анализ таблиц сти указывает на тот факт, что

оценивают

цественно выше ность основных объектов и услуг I

в

Таблица 1

жизненности Повы0^енпинео^хивня Ухудосхниноустивня

Здравоохранение 29,4 19,2

Культура 17,5 6,0

Транспорт 28,7

-г г 25,2 3,9

12,9 0,2

Социальная заЩита 38,2 6,8

Спорт и физическая культуль 12,9

Жилой фонд 4,7 28,0

Никаких достижений не заметили 13,1

Никаких проблем не заметили 8,3

Затрудняюсь ответить 19,8 30,7

с окружающими и жизнь с учетом ограничений по здоровью (показатели х? 43,3 и 51,5, р<0,001). Этой группой инвалидов также высоко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дополнительные на медицинские

защ иты, спорта и физической о чем свидетельствуют 34,1 до 106,3, р<0,001 в соответствующих этиках а ставдар-гажр^анньге остатки

от 3,2 до 6,9). Они

матери услуг^

видуальной поддержки. Анализ

альнш р&сходы средства инди-

связей показных отличий

Ф

: в

инвалидов в настоящее время и тельная динамика в ближайшие пять лет.

По уровню материального благополучия среди инвалидов преобладают бедные (38,7%), которым хватает денежных средств только на скромное питание, а на приобретение одежды и других вещей - нет. Среднеобеспеченный слой лидов составляет около четверти шенных (25,6%) по показателю «хватает средств на покупку продуктов, одежд^1, обуви и т.д., но не на покупку предметов длительного пользования». Из результатов опроса следует, что среди инвалидов больше лиц, живущих бедно и очень бедно (суммарно более половины - 56,2%), меньше - имеющих обеспеченный и хороший уровень жизни. При этом, как правило, инвалиды вынуждены нести

пряженност зывает наличие сущесп городских инвалидов от : районах края. Так мость между местом лидов и возрастом (показатель л?=12,54, группой инвалидности (показатель х?=7,69, р<0,05), уровнем дохода (показатель х2=17,96, р<0,01). В муниципальных районах Хабаровского края ниже доля инвалидов в возрасте 18 - 29 лет (6,2% против 13% в городах) и выше - в возрасте 60 лет и старше (50,4%). В них также выше доля лиц, имеющих первую группу инвалидности (19,2% против

12,7% в городах), выше доля лиц с низким уровнем дохода, так как в основном респонденты указывают, что им «денег с трудом хватает на продукты питания, но покупка одежды и других необходимых предметов и услуг уже вызывает затруднения» (67,9% против 56,2% в городах).

Различия в оценке инвалидами доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры были выявлены только в сфере здравоохранения и тражтор-та (показатели л? 12,48 и 17,6, р<0,05 и р<0,001,

но отметим, что услуги з считают доступными и

скорее

ными 58,9% инвалидов из районов края (69,3% из городов), в то время как транспорт считают доступным примерно десятая часть (12,2%).

Существенные различия в существовании и оценке социальных барьеров инвалидами, проживающими в районах края и в городах, выявлены в возможности свободно общаться с окружающими

и вести полноценную жизнь, с учетом ограничений по здоровью (показатели

л?=14,21, р<0,05).

Среди инвалидов из районов края преобладает мнение, что у инвалидов и не инвалидов должны быть равные права и возможности 61% (48% среди городских). Третья часть из опрошенных в районах (35,8%) отмечают, что обществу не хватает терпимости к инвалидам. При этом только незначительная часть (7,2%) разделяют мнение, что «инвалидам лучше жить вместе и отдельно от других лю-дей^ т.е ориентированы на социальную изоляцию.

Мнение инвалидов из районов края о готовности общества к интеграции с ними не совпадает с мнением, живущих в городах (показатель х2=11,87, готово 28,9% против 35,6%. Однако оценка ближайшей перспективы по ин-тегрированности в общество у инвалидов края одинаково пессимистическая, поскольку большинство считает, что ситуация не изменится или инвалиды будут- менее интегрированы.

Оценки инвалидов и не инвалидов Хабаровского края свидетельствуют об примерно одинаковых представлениях о отношении к проблемам ности людей с ограниченными ностями. Так четверо из десяти, тех и деуга^ считают его «скорее внимательным, так как общество настроено на постепенное решение проблем». В таких долях представлены и те, кто оценивает это отношение как «скорее равнодушное - создается только видимость сти». Только один из десяти инвалидов и не инвалидов по-прежнему считают, что общество полностью игнорирует проблемы инвалидов.

Результаты социологического опроса

жителей г. Владивостока свидетельству-

«скорее внимательное», «помощь при

ним указывает только пятая часть шенных (21,7%). Третья часть

отношение» к себе со стороны земляков, характеризуемое просто нормальн^1м отношением без участия в решении каких-либо проблем инвалидов и еще одна третья часть (31,2%) демонстрирует скорее равнодушное ОТТО^™^ создавая только видимость помощи.

Результаты

служит анализ таблиц сопряженности. В частности инвалиды, которые знают полно и точно о том, что в Хабаровском Крае реализуется государственная про-

граиде «Доступная средa», руют более высокую оденку

транспортной и инженерной

связи, образования, социальной защиты, спорта и физической кульТУРы; показатели х2 от 49,2 до 115,1, р<0,001, в соответствующих ячейках стандартизированные остатки от 3,0 до 6,6). В со-

с оценкой отношения общества к проблемам инвалидов (показатель х2 =114,3, р<0,001), преобладает оценка «Скорее внимательно - общество настроено на постепенное решение проблем» (в соответствующей ячейке

готовность общества к интеграции ] лидов в настоящий момент и в

с учетом ограничений по здоровью (показатели л? 177,0, 95,0 и 70,5, р<0,001, в соответствующих ячейках стандартизированные остатки 7,0, 5,2 и 4,2, соответственно). В меньшей степени :

1 о '

е» и

идентичности, что проявляется в ружении отрицательной связи с

Разные люди и не могут

у

не хватает

инвалидам» (показатели л2 от : р<0,001, в соответствующи

^газированные остатки от -3,2 до

позволяет сделать вывод о том, что доступнон среды для инвалидов

в с°циум на равтак условиях с не

яние на их адаптацию к жизни в стве. Большинство опрошенных не кивались с ситуациями в жизни, в которых бы открыто

Тем не менее отдельные проявления :

- не инвалидов - признают навыки, стоинства и способности инвалидов : равноправн^1х членов общества.

Исследования показывают, что осн тш усилия органов государственной I сти в

среда» нопсовлен^I на обеспечение до-

инвалидов. Однако при разработке п; гРоммн^1х ^ротриятии: уцускаются виду не менее важные аспекты, rnie с фосмисоводием и развитиэд

из

Ж

более широко внедрять в пРоКтиКУ

них личностного потенциала : тивных навыков и умений более ной социальной позиции с учетом I ния фиЗического здоровья.

1. Конвенция о правах инвалидов. Принята 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. Ст. 2 [Электронный ресурс]. URL:

2. СП 59.13330.2012. сооружений ния.. А

гуолшир

2001 (с i URL: i _

3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской от 24.11.1995 № 181-ФЗ

ция) [Электронный ресурс]. URL:

4. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2015 № 394-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_171577/

5. Репрезентативное социологическое исследование «Оценка инвалидами отношения

оценки 1

) позицию по многим во-

валидами состояния , ных обьект°в и услуи в жизнедеятельности».

инвалиды

Хабаровского края (п=1228 в 2014 г., п=1000 в 2016 г.); статистическая погрешность не превышает 4%. Социологический опрос проведен в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре и в 6

декабрь 2014 и 2016 гг. Научные раководители - д.с.н, профессор Н.М. Байков и к.с.н, доцент Ю.В. Березутский.

6. Аналитический отчет по социологического исследования «Оценка 1 дами отношения жителей города . ка к проблемам инвалидов, оценка состояния доступности приоритетных объектов в прио-

деятельности. ООО

людей с

торинг», Приморский край, сентябрь -

2014. Опрошено 1000 респондентов всех групп resurs]. инвалидности в возрасте 18 лет и старше в 5 районах города [Электронный ресурс]. URL:

URL: http://www.consultant.ru/

ons_doc_LAW_171577/ Reprezentativnoe sociologicheskoe

1. Konvenciya o

dekabrya 2006 goda. St. 2 URL:

invalidov. Prinyata Assamblei ot 13 resurs].

2. SP 59.13330.2012. sooruzhenij dlya malomobü'nyh grupp naseleniya. Aktualizirovannaya redahäya SNiP 35-01-2001 (s Izmeneniem № 1) [EHlektronnyj resurs]. URL:

Habarovskogo kraya (n=1228 v 2014 g, n=1 v 2016 g.); statisticheskaya

v gg. Habarovske i Komsomol'ske-na-Amure i v 6 municipal'nyh rajonah kraya s

i

N.M. Bajkov i k..s.n, docent YU.V.

Berezutskij. 6.

3. Federal'nyj zakon «O social'noj zashchite

№ 181-FZ poslednyaya redaaäya) [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/

4. Federal'nyj zakon ot 01.12.2014 № 419-FZ «O vnesenii izmenenj v otdel'nye zakonodatel'nye akty RFpo voprosam sodal'noj zashchity invalidov v svyazi s ratifikaciej Konvencii o pravah invalidov» (na osnove izmenenij, vnesennyh Federal'nym zakonom ot 29.12.2015 № 394-FZ) [EHlektronnyj

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.