© Коллектив авторов, 2012 УДК 614.2:616-082-053.9
А. Ф. Шигабутдинов
ДОСТУПНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО
И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
ФГБОУ ВПО Российский университет дружбы народов, Москва
Представлены результаты социологического опроса лиц пожилого и старческого возраста, проживающих в семье и в доме-интернате. Проведен сравнительный анализ доступности отдельных видов медико-социальной помощи изучаемому контингенту в зависимости от места проживания с учетом возраста и способности респондентов к самообслуживанию.
Ключевые слова: лица пожилого и старческого возраста, медико-социальная помощь, доступность
THE AVAILABILITY OF PARTICULAR TYPES OF MEDICAL SOCIAL CARE TO PERSONS OF ELDERLY
AND SENILE AGE
A.F. Shigabutdinov
The peoples' friendship university of Russia, Moscow
The article presents the results of sociological survey of respondents of elderly and senile age living with their families or in .senior centers. The comparative analysis was applied to availability of particular types of medical social care of contingent of interest depending on place of its residence. The age and ability of self-support of respondents were taken into account.
Key words: elderly age, senile age, patient, respondent, medical social care, availability
Изменения в демографической структуре населения, обусловленные процессом постарения населения, повышают интерес к социальным и медицинским проблемам пожилых людей [1, 2]. Термин «пожилой человек» используется в тех случаях, когда речь идет о возрасте 60 лет и старше. В соответствии с классификацией ВОЗ возраст от 60 до 74 лет считается пожилым, 75 лет и старше — старческим, 90 лет и старше — периодом долгожительства [3].
Методика исследования
В Казани проживают 309 тыс. пенсионеров. С целью изучения медико-социальной и лечебно-профилактической помощи различным категориям лиц пожилого и старческого возраста в Казани был проведен социологический опрос 744 респондентов в возрасте 60 лет и старше. Из общего числа обследованных 320 человек проживали в условиях дома-интерната, при их анкетировании использовался сплошной метод исследований. Среди опрошенных лица женского пола составили 57,9%, мужчины — 42,1%. Наибольшую долю (41,6%) респондентов составили лица в возрасте от 60 до 65 лет . Второй и третьей по численности группами среди лиц, принимавших участие в социологическом исследовании, были респонденты в возрасте от 65 до 74 лет и старше 75 лет, удельный вес которых составил 32,9 и 25,5% соответственно.
Большинство (53,3%) опрошенных являлись пенсионерами по старости, почти каждый четвертый (24,9%) был пенсионером по инвалидности, 16,9% — ветерана-
ми труда. На долю участников и инвалидов ВОВ приходилось соответственно 3,4 и 1,5%.
Результаты исследования
Согласно полученным данным, 43,1% опрошенных пенсионеров проживали в домах-интернатах. Среди респондентов, живущих вне дома-интерната 52,7% проживали с мужем/женой, 27,3% — с детьми, 3,9% — с внуками. Одинокие лица составили 16,1%. Среди респондентов, живущих не в доме-интернате, 82,9% проживали в отдельной квартире, 14,4% — в частном доме, 2,7% — в коммунальной квартире.
Независимо от места проживания все респонденты указали на наличие холодной воды, туалета, электричества и холодильника. Все лица, проживающие в домах-интернатах, также имели стиральную машину и телевизор. Эта бытовая техника находится не в личном пользовании каждого пенсионера, а в общем пользовании. В домах-интернатах с целью пожарной безопасности намного реже используется природный газ.
Анализ результатов анкетирования установил, что у каждого седьмого респондента (67,3%) денег хватает только на приобретение самого необходимого. Достаточно денег, чтобы прожить одному, у каждого пятого (19,5%) пенсионера. При этом доля респондентов, чье материальное состояние позволяет прожить самому, помочь близким и также отложить часть денежных средств, составляет менее 13%.
Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Согласны ли Вы оплачивать медицинские и социаль-
А. Ф. Шигабутдинов — аспирант (8-495-434-52-77)
Способность респондентов к самообслуживанию (в %) в зависимости от возраста
Возраст, годы
Степень самообслуживания до 65 от 65 до 75 более 75
Нуждаюсь в постороннем уходе 7.1 17.9 43.7
Могу ограниченно ухаживать за собой 16.5 23.2 32.3
Могу полностью себя обслуживать 76.4 58.9 24.1
Всего... 100 100 100
но-бытовые услуги?». Установлено, что 85,5% пенсионеров считают недопустимой платную медицинскую помощь (91,6% опрошенных, проживающих в домах-интернатах, и 80,9% лиц, живущих дома с родственниками или в одиночестве). Социально-бытовые услуги согласен оплачивать каждый третий (32,5%) респондент, проживающий не в доме-интернате.
Более половины (56,5%) опрошенных независимо от места проживания принимали пишу более 3 раз в день. При этом таких лиц среди пенсионеров, живущих в домах-интернатах (77,9%), в 1,9 раза больше, чем в сравниваемой группе (40,5%). Принимают пищу 3 раза в день 40,1% респондентов, 2 раза — 2,8% и 1 раз — 0,6%.
Трехразовым горячим питанием обеспечены 89,7% пенсионеров, проживающих в домах-интернатах, и 53,7% — живущих дома. Принимают горячую пищу 4 раза в день 5% респондентов, 2 раза — 18,6%. Среди проживающих дома удельный вес тех, кто принимал горячую пищу только 1 раз в день (10,2%), в 3,2 раза выше, чем среди респондентов из домов-интернатов (3,2%). Указанные различия в частоте приема пищи можно объяснить обеспечением соблюдения режима питания проживающим в домах-интернатах, а также относительно более высоким уровнем их материального обеспечения и социальной поддержки.
Респондентам был задан вопрос о доступности некоторых видов медицинской помощи и лекарств. Установлено, что для большинства лиц пожилого и старческого возраста медицинские услуги и фармацевтические препараты являются в целом доступными. Врачебная медицинская помощь доступна 96,2% пенсионеров, скорая медицинская помощь — 97,6%, медицинская помощь врачей узких специальностей — 85,5%, фармацевтические препараты — 91,7%.
Установлено, что лицам, живущим в условиях дома-интерната, в подавляющем большинстве случаев доступны все необходимые специалисты и фармацевтические препараты. При этом наиболее существенное различие между респондентами (р < 0,05), проживающими дома и в домах-интернатах, определяется в доступности им консультаций врачей узких специальностей (72 и 97,3%).
С увеличением возраста снижается и доля лиц, способных самостоятельно себя обслуживать (см. таблицу).
Если в возрастной группе до 65 лет доля лиц, способных полностью себя обслуживать, составила 76,4%, то среди респондентов в возрасте старше 75 лет доля таковых не превысила 24,1%. В старшей возрастной группе также определяется наибольшая доля лиц, нуждающихся в постороннем уходе (43,7%). Величина данного показателя среди респондентов в возрастных группах до 65 лет и 65—74 года составила соответственно 7,1 и 17,9%.
Из 10 опрошенных проживающих дома с родственниками или в одиночестве 8 (80,6%) пенсионеров способны самостоятельно себя обслуживать и не нуждаются в посторонней помощи. Среди лиц, проживающих в домах-интернатах, этот показатель составил 28,1%. Среди оставшихся 32% могут ограниченно ухаживать за собой, а 39,9% нуждаются в постоянном постороннем уходе.
Выводы
1. Большинство опрошенных пенсионеров считают недопустимой платную медицинскую помощь. При этом у 7 из 10 респондентов денежных средств хватает на приобретение только самого необходимого.
2. Две трети лиц пожилого и старческого возраста, проживающих в доме-интернате, нуждаются в постороннем уходе либо могут ограниченно ухаживать за собой.
3. Доступность отдельных видов медико-социальной помощи и лекарственного обеспечения выше среди проживающих в домах-интернатах. Такая же ситуация отмечается и в отношении консультаций у врачей узких специальностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Какорина Е. П., Роговина А. Г., Чемякина С. Н. // Пробл. соц.
гиг., здравоохр. и истории мед. — 2006. — № 2. — С. 32—37.
2. Щегтн О. П. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. —
2008, —№1, —С. 3—5.
3. Шабалин В.Н. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2004. — № 5. —
^ Поступила 17.09.12