Доступность как градостроительная проблема.
К.Э.Сафронов, Э.А.Сафронов
Доступность городской инфраструктуры стала мировой проблемой. В декабре 2006 года Генассамблея ООН консенсусом одобрила Конвенцию «О правах инвалидов». Государства-участники конвенции обязуются принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам равных возможностей доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению как в городских, так и в сельских районах. По состоянию на февраль 2009 года ее подписали 138 государств и ратифицировали 49 стран. Россия стоит на пути ратификации Конвенции, для этого необходимо привести российское законодательство в соответствие с международными нормами. В бюджетном послании Президента РФ Д.А. Медведева от 25 мая 2009 года создание безбарьерной среды для инвалидов включено в десять приоритетных направлений бюджетной политики в нашей стране на 2010-2012 годы.
Численность инвалидов в России ежегодно увеличивается: 1995 год - 6,3 млн. человек, 2004 год - 11,4 млн. человек, 2006 год - 12,5 млн. человек. Это почти 9% населения, 49% из них - в трудоспособном возрасте. Основную часть впервые признанных инвалидов составляют люди, получившие вторую группу инвалидности (60%), больше четверти -третью (29%) и каждый десятый - первую. Речь также идет о многочисленных потребителях городской среды, к которым относятся малолетние дети, пожилые люди и активная часть населения - это люди, перевозящие багаж на колесах, желающие совершать пробежки, передвигаться на велосипедах и роликах. Таким образом, около четверти населения испытывают затруднения при контакте с социальной или транспортной инфраструктурой (см. табл.).
Инфраструктура большинства наших городов до сих пор не приспособлена к обслуживанию маломобильных групп населения (МГН), к которым относятся инвалиды всех категорий, лица пожилого возраста, граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски, другие лица с ограниченными возможностями. Речь идет о доступности в системе жизнедеятельности человека «жилье - среда - транспорт - объекты обслуживания и труда».
Для того чтобы совершить передвижение, человеку с ограниченными возможностями необходимо пересесть в ко-
Таблица
Состав маломобильной группы населения, 2006 г.
Источники:
"Социальное положение и уровень жизни населения России-2005. Статистический сборник. Москва, ИИЦ «Статистика России», 2005. ""Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru
ляску, покинуть жилище и добраться до объекта посещения своим ходом либо используя личный или общественный транспорт. На всех этапах передвижения должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного передвижения, включающие стационарные устройства - пандусы, технические средства - подъемники и индивидуальные средства доступности - переносные пандусы. До настоящего времени такому комплексному подходу к проблеме доступности у нас не уделялось особого внимания, что противоречит действующему законодательству.
Доступность характеризует качественное содержание городской инфраструктуры. Интенсивный путь развития современных городов должен быть направлен на формирование доступной среды обитания. Доступными для МГН должны стать все виды транспорта, места проживания и отдыха, рабочие места, информационные ресурсы. Доступность оценивается техническими и социально-экономическими показателями. По своей значимости фактор доступности можно отнести к новым современным факторам производства -инновационному, энергетическому, информационному и экологическому.
В нормативных документах выделяются три базовые параметра, влияющие на доступность окружающей среды для инвалидов - это продольный и поперечный уклоны путей движения, высота порогов и ширина проемов. Их соблюдение на этапе строительства не требует особых материальных затрат, однако каждый раз приходится обращать на это внимание.
В нашем законодательстве обеспечение равных прав и свободного развития людей закреплено Конституцией РФ и развито положениями Градостроительного кодекса, федерального закона «О социальной защите инвалидов» и региональным законодательством. Ответственность за нарушения требований доступности предусмотрена Кодексом РФ «Об административных правонарушениях».
Для создания безбарьерной среды в системе нормативных документов в строительстве разработан 35 комплекс -«Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения», который охватывает вопросы проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем МГН. Основным документом в нем является СНиП 35-01-2001.
В соответствии с 35 комплексом при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и других МГН условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Данный комплекс разработан с учетом зарубежных норм, стандартов и рекомендаций. Однако следует отметить и его недостатки. Детальное изучение нормативов показывает, что в них мало отечественных разработок, в основном заимствования из зарубежных источников. Сложно, например, подобрать типовой пандус для организации выхода колясочника из «хру-
щевки». Предлагаемые решения остановочных площадок не соответствуют используемому у нас подвижному составу. Внутреннее оборудование помещений, обустройство путей движения, информационные указатели не соответствуют нашим стандартам. В практике градостроительства редко применяются тактильные поверхности, контрастная окраска, поручни с нетравмирующими окончаниями, звуковые маячки, надписи шрифтом Брайля и т.д.
Среди причин, тормозящих формирование безбарьерной среды в городах и влияющих на развитие экономики, хотелось бы выделить основные: низкая градостроительная культура, несовершенство законодательства, пренебрежение к строительным нормативам и международным стандартам, отсутствие методики формирования доступной среды и оценки ее эффективности; отсутствие механизма реализации и неритмичность финансирования.
В большинстве наших городов процесс градостроительства идет без учета требований доступности. Это показал аудит такого города, как Сочи, который, во-первых, является главным курортом страны, во-вторых, в нем планируется проведение Параолимпийских игр в 2014 году. Однако до сих пор комплексный подход к формированию доступной среды в нем не осуществлялся.
Причина здесь видится в том, что инфраструктура наших городов создавалась в советский период, когда считалось, что «инвалидов у нас нет». Не сформировалась градостроительная культура. Многие строители и проектировщики, зачастую даже специалисты надзорных органов не повышают свою квалификацию и не знакомы с нормативами доступности (рис. 1). В вузах отсутствует система подготовки и переподготовки специалистов в области безбарьерной среды, или, как это принято называть за рубежом, универсального дизайна. Сказывается и новизна тематики: если вопросами безбарьерной среды на Западе занимаются давно, то у нас в некоторых городах к ней еще не приступали.
Рис. 1. Пандус на Курортном проспекте в Сочи выполнен с нарушением действующих нормативов, 2008 г.
Эти вопросы обсуждались на заседании Сочинской общественной организации «Союз архитекторов России» в 2008 году по инициативе специалистов СибАДИ. Был сделан вывод о целесообразности комплексного подхода к формированию безбарьерной среды и транспортной инфраструктуры. В рамках мероприятий, предусматривающих подготовку к Олимпийским играм в Сочи, принята программа «Гостеприимный город», направленная, в частности, на обеспечение доступности отдельных объектов, но ее реализация еще не началась.
Ситуация с доступностью в последнее время осложняется массовым переводом первых этажей жилых домов под магазины, парикмахерские и другие социальные объекты. Людям с ограниченными возможностями нет шансов туда попасть. Крутые лестницы и открытые проступи опасны сами по себе. Путь в аптеку, находящуюся на первом этаже, может привести к травматизму - в проступь может соскользнуть палка пожилого человека, попасть нога ребенка (рис. 2).
Владельцам таких объектов выдаются предписания устранить нарушения, однако процесс этот долгий, дорогостоящий и не везде реализуем. В нашей стране еще нет развитой индустрии средств доступности, отсутствует социальный заказ, хотя потребность в этом давно назрела.
Процесс формирования безбарьерной среды в разных городах имеет свои особенности. Так, в Москве 2009 год объявлен «Годом равных возможностей». В столице развивается транспортная инфраструктура, приспособленная для нужд инвалидов. За три ближайших года планируется обустроить более 21 тысячи общественных объектов для нужд лиц с ограниченными возможностями. Предварительная работа уже началась: проведена тотальная паспортизация социально значимых зданий на предмет их доступности. Кроме того, в столице приняты нормативно-правовые акты, согласно которым ни один новый объект не может быть сдан в эксплуатацию без предварительной экспертизы, определяющей, все ли требования доступности в нем учтены.
Рис. 2. «Оптика» на проспекте Мира в Омске, 2009 г.
Новосибирский областной Совет депутатов по инициативе Новосибирской областной организации инвалидов в 2007 году внес поправки и нормы в областной закон «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области»1. Губернатор издал распоряжение, в котором рекомендовал главам муниципальных образований городов и районов области обеспечить выполнение норм доступности. Теперь представитель ВОИ вместе с заказчиком выходят на объект и определяют возможность установления пандуса или выполнения других мероприятий по доступности (рис. 3).
Внимательное отношение к инвалидам стало нормой одного из благоустроенных городов России Саранска. В городе недавно построен доступный для инвалидов железнодорожный вокзал. На пешеходных переходах занижаются бордюры, большинство объектов оборудовано пандусами. В Екатеринбурге на пересечениях пешеходной улицы Вайнера с магистралями строятся подземные пешеходные переходы с лифтами для МГН.
По примеру Москвы и других городов необходимо совершенствовать региональное законодательство, направленное на формирование безбарьерной среды. Ведь зачастую не определено, кто отвечает за доступность объекта на местах - собственник, балансодержатель или арендатор, за счет каких средств должны решаться вопросы доступности.
В Транспортной стратегии России заложены мероприятия по обновлению и модернизации парка пассажирских автотранспортных средств, направленные на улучшение условий перевозок пассажиров и доступности для МГН2. Доля транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных граждан, должна быть обеспечена
1 Выйти на улицу и вернуться // Газета Надежда. №11, ноябрь
2007. (http://nadejda.ooi.ru)
2 Транспортная стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. / Министерство транспорта Российской Федерации. Москва,
2008. http://www.mintrans.ru.
Рис. 3. Красный проспект в Новосибирске оборудован пандусами для МГН, 2009 г.
к 2030 году на 90%. Эти мероприятия должны быть увязаны с доступностью всей городской инфраструктуры.
Безбарьерная среда снижает транспортную нагрузку на город, позволяя реализовывать части населения свои потребности в пределах пешеходной доступности. С другой стороны, это делает более эффективным использование общественного транспорта и сдерживает использование личного автотранспорта. Это подтверждает опыт европейских городов (рис. 4).
Специалистами СибАДИ требования доступности были учтены в Генеральном плане и в Программе развития УДС Сургута до 2018 года, при этом использованы новые информационные технологии. После нашего вмешательства требования доступности были включены в проект благоустройства 3-го микрорайона в Омске (рис. 5). К сожалению, в новом генплане Омска нет даже упоминания о доступности городской среды и транспортной инфраструктуры, хотя такой раздел предусмотрен Градостроительным кодексом.
В Омске в 2004 году в рамках областной целевой программы предпринималась попытка организовать отдельный специализированный маршрут для инвалидов и маломобильных групп населения3. В результате разработана трасса маршрута, приобретено 4 автобуса, оборудованных подъемниками. Четыре года ведется благоустройство и оборудование пандусами 40 остановок на трассе маршрута. Работа еще не завершена. Всего же в городе насчитывается 1200 остановок общественного транспорта, и большинство из них нуждается в обустройстве к обслуживанию инвалидов. Пришлось подбирать более адаптированный к условиям эксплуатации на маршрутной сети низкопольный подвижной состав.
3 Сафронов Э.А., Сафронов К.Э. Об организации транспортного обслуживания инвалидов. «Автомобильный транспорт», 2005, №10, с. 27-29.
Рис. 4. Совмещенный пешеходно-велосипедный мост в Дрездене, ФРГ, 2006 г.
В 2008 году в рамках федерального гранта специалисты СибАДИ совместно с Омской областной организацией Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» провели социологическое обследование инвалидов-колясочников, в результате которого удалось распределить на значимые для них маршруты 100 по-лунизкопольных автобусов большой вместимости, закупленных городом для обновления парка.
За последние три года в стране сложилась практика выделения федеральных средств на развитие улично-дорож-ной сети и ремонт жилого фонда в крупных городах. К сожалению, они попадают в города в середине года, при этом еще необходимо провести конкурсы, разработать проекты. А главным условием возобновления финансирования на будущий год является эффективное освоение выделенных средств в текущем году. Неудивительно, что работы начинаются осенью и заканчиваются зимой. Порой наблюдается недокомплект проектной и рабочей документации, страдает качество строительства. Об учете и согласовании мероприятий по доступности городской инфраструктуры в такой ситуации вообще речь не идет.
Для осуществления комплексного подхода к проблеме доступности в градостроительстве целесообразно сконцентрироваться на следующих направлениях4.
1. Наладить систему подготовки и переподготовки специалистов в области безбарьерной среды.
2. Добиваться соблюдения норм доступности при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции и приемке объектов.
3. Совершенствовать методику проведения аудита различных объектов на предмет доступности.
4. При разработке целевых программ, градостроительной
4 Сафронов К.Э. Комплексный подход к формированию доступной городской среды. «Экономика. Предпринимательство. Окружающая Среда». Международный журнал. №1(37), М., 2009, изд-во ООО «Северный город-7».
Рис. 5. Аллея с пандусами в Омске, 2008 г.
документации и инвестиционных проектов использовать комплексный подход и закладывать мероприятия по доступности.
5. Необходимо установить оптимальные сроки выделения бюджетных средств и проведения конкурсов, чтобы обеспечить качество работ.
Социально-экономическое значение доступной городской инфраструктуры трудно переоценить. Безбарьерная среда жизнедеятельности - это общественное благо, которым могут пользоваться все без исключения категории населения. Поэтому помощь в ее формировании должно оказывать государство.
Эффективность доступности возникает от повышения культурного уровня городов, что повышает их привлекательность. Доступность рабочих мест для МГН продлевает трудовую активность населения и способствует интеграции инвалидов, что ведет к росту потребительских расходов, налоговых поступлений. Безбарьерная среда повышает мобильность и занятость населения, предотвращает травматизм, что сказывается на увеличении продолжительности и улучшении качества жизни. В совокупности эти факторы имеют эффект мультипликатора и акселератора экономики, что в итоге ведет к росту ВВП.
Приоритетность развития общечеловеческих принципов обусловливает необходимость нового взгляда на процесс формирования доступной городской среды. Решение этой проблемы во многом зависит от воли региональных и муниципальных властей, активности ВОИ и отделений Союза архитекторов России.
Литература
1. СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. М., 2001.
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. / Министерство транспорта Российской Федерации. Москва, 2008. http://www.mintrans.ru.
3. Сафронов Э.А., Сафронов К.Э. Об организации транспортного обслуживания инвалидов. «Автомобильный транспорт», 2005, №10.
4. Сафронов К.Э. Оценка эффективности создания доступной транспортной инфраструктуры городов. Всероссийский экономический журнал «ЭКО». №7. Новосибирск, «Наука», 2008.
Availability as a Town-planning Problem K. Safronov, Е. Safronov
Accessible environment has proved the efficiency all over the world. Despite of crisis, it is necessary to continue the way of social development of environment of life of the humanity. The given problem is expected to be considered as a complex system «habitation - environment - transport - objects of service».