Научная статья на тему 'Доступно ли жилье молодой семье?'

Доступно ли жилье молодой семье? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
548
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доступно ли жилье молодой семье?»

Доступно ли жилье молодой семье?

С.В. Болотская

исполняющий обязанности руководителя юридической службы ЗАО «Корпорация «ИНКОМ»

Введение

Возможно ли в реальности «доступное и комфортное жилье», если в стране жилищная проблема имеет острейший характер и миллионы семей по-прежнему стоят в очереди, чтобы получить жилье, так как из-за его дороговизны не каждая семья, особенно молодая, в состоянии купить квартиру? Даже при достаточном уровне дохода для получения ипотечного жилищного кредита она не может оплатить первоначальный взнос. Приобретателями первого в своей жизни жилья в основном являются молодые семьи и, соответственно, они не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении кредита, поэтому без оказания государственной помощи решить свои жилищные проблемы такие семьи не могут.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»: цель, задачи и принципы

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы предусматривает оказание молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, государственной поддержки в решении жилищных проблем.

В рамках реализации этой подпрограммы 13 мая 2006 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 285 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года № 510 «Об утверждении

Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья».

Основными задачами подпрограммы являются:

1) предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;

2) создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Принципы реализации подпрограммы:

1) добровольность участия в программе молодых семей;

2) признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) возможность реализовать молодой семьей свое право на получение государственной поддержки при улучшении жилищных условий в рамках программы только один раз;

Подпрограмма рассчитана на активное участие молодежи в решении своих жилищных проблем в условиях первоначальной помощи государства.

Участником подпрограммы может стать:

1) молодая семья, имеющая или не имеющая детей;

2) неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей.

При этом полная молодая семья или неполная молодая семья должна соответствовать определенным требованиям:

1) возраст каждого из супругов не должен превышать 30 лет;

2) семья должна иметь доходы или другие денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии;

3) семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Иначе говоря, семья должна была быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или быть признанной органами местного самоуправления по месту постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а именно:

• семья не имеет в собственности жилое помещение;

• семья имеет в собственности жилое помещение, но общая площадь этого помещения на одного члена семьи менее установленной учетной нормы субъекта Российской Федерации, в котором семья проживает;

• семья проживает в помещении, которое не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;

• семья проживает в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Субсидия и процесс ее получения

Подпрограмма предусматривает предоставление субсидии не на полную оплату стоимости квартиры, а лишь на часть,

то есть субсидия покрывает только часть средств, необходимых для покупки жилья, а недостающую часть нужно будет доплачивать из собственных или заемных средств.

Размер предоставляемой субсидии:

• для молодой семьи, не имеющей детей - 35 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья;

• для молодой семьи, имеющей одного и более детей, а также для неполной семьи - 40 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья.

Размер субсидии рассчитывается, исходя из следующих параметров:

1) размер общей площади жилого помещения, положенной семье в зависимости от ее численного состава;

2) количество членов молодой семьи -наличие или отсутствие детей;

3) норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы.

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии,составляет:

• для семьи численностью 2 человека (супруги или один родитель и ребенок) - 42 квадратных метра;

• для семьи численностью 3 и более человек, включающей, помимо супругов, одного и более детей (либо для семьи, состоящей из одного родителя и 2-х и более детей) - по 18 квадратных метров на человека.

Для семьи, являющейся участницей подпрограммы, в случае рождения (усыновления) одного ребенка предусмотрена дополнительная выплата, а именно дополнительная субсидия для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения или созданием объекта индивидуального жилищного строительства. Дополнительная субсидия составляет не менее 5 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья и выплачивается за счет средств бюджета Российской Федерации или местного бюджета.

Процесс получения субсидии состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Подача документов и заявления в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства, в том числе документов, подтверждающих признание семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также документов, подтверждающих признание семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

В течение 10 дней с момента представления документов орган местного самоуправления принимает решение о признании молодой семьи участницей подпрограммы или об отказе в таком признании. Отказ в признании семьи участницей подпрограммы может быть мотивирован, например, следующим:

• представлен неполный комплект документов, необходимых для принятия решения;

• в документах содержатся недостоверные сведения;

• право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы государственной поддержки уже было реализовано ранее.

Этап 2. Формирование списков молодых семей - претендентов на получение субсидии. Списки формируются до 1 сентября года, предшествующего планируемому году. В первую очередь в списки включаются семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Во вторую очередь - семьи, поставленные на учет после 1 марта 2005 года, а также семьи, имеющие двух детей. Приоритет имеют семьи, имеющие трех и более детей. В третью очередь в списки включаются семьи, имеющие одного ребенка или не имеющие детей.

Списки представляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение и для формирования заявки на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления субсидий. Заявка и сводный список представляются государственному заказчику подпрограммы (Федеральное агентство по строительству и жилищно-

коммунальному хозяйству) для определения контрольных цифр в отношении бюджетных средств, после получения которых орган исполнительной власти утверждает претендентов на получение субсидий в планируемом году.

Этап 3. Выдача свидетельства. Специальное именное свидетельство, удостоверяющее право молодой семьи на получение субсидии, оформляет и выдает орган местного самоуправления по мере поступления бюджетных средств. Срок действия свидетельства - 9 месяцев с момента его выдачи. Размер субсидии рассчитывается на дату выдачи свидетельства и остается неизменным в течение всего срока его действия.

Этап 4. Заключение договора банковского счета. Субсидия предоставляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств на банковский счет владельца свидетельства.

Субсидия считается предоставленной со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения.

Этап 5. Оплата приобретаемого жилого помещения. Семья, получившая субсидию, может использовать ее следующим образом:

• на покупку жилого помещения, при этом жилое помещение будет оформляться в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве. В договоре купли-продажи должны указываться реквизиты свидетельства и банковского счета, с которого будет осуществляться операция по оплате жилого помещения, а также порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой субсидии;

• на строительство жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Приобретаемое жилое помещение или создаваемый объект индивидуального жилищного строительства должны находиться на территории субъекта Российской Феде-

рации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью в список претендентов на получение субсидии.

Доступное жилье - москвичам

Что касается реализации московской жилищной политики, направленной на повышение доступности жилья для граждан, то в Москве действует программа «Молодой семье - доступное жилье», имеющая определенные отличия от программ, действующих в других субъектах Российской Федерации. Объясняется это тем, что московская недвижимость является наиболее привлекательным объектом инвестиций, что, естественно, влияет на рост спроса и, соответственно, цен на жилье.

В целях реализации задач, поставленных в рамках национального проекта, с 1 января 2007 года участниками московской программы могут стать граждане, постоянно проживающие по месту жительства на законных основаниях в городе Москве не менее 10 лет и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а именно:

1) семьи, удовлетворяющие определению «молодая семья», установленному постановлением правительства Москвы от 13 декабря 2005 года № 994-ПП, в которых возраст супругов не превышает 35 лет (включительно);

2) семьи, суммарный возраст супругов в которых не превышает 70 лет:

• ожидающие рождения ребенка (при предоставлении справки о беременности сроком не менее 28 недель);

• усыновившие (удочерившие) несовершеннолетнего ребенка;

• имеющие ребенка в возрасте до пяти лет;

• имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

Для участников программы существует несколько способов решить свою жилищную проблему - с помощью жилищного фонда города Москвы и бюджетных средств и без использования жилищного фонда города Москвы и бюджетных средств, например, использование банковского ипотечного жи-

лищного кредитования или паенакопления в составе молодежных и иных жилищностроительных кооперативов.

Так, граждане, подпадающие под название «молодая семья», которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту жительства до 1 марта 2005 года и которые не могут быть признаны малоимущими в целях постановки на учет как нуждающиеся в жилых помещениях, но соответствуют всем другим требованиям московского законодательства о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, могут заключить договор найма на срок до 5 лет с одновременным участием в накопительной системе. При этом участник программы не снимается с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и сохраняет право на получение субсидии, но обязан вносить ежемесячную плату за наем жилого помещения и ежемесячные платежи за коммунальные услуги.

Граждане также могут заключить договор купли-продажи с рассрочкой платежа. Рассрочка платежа предоставляется на срок до 10 лет включительно. При этом необходимо иметь первоначальный взнос в размере не менее 20 процентов от стоимости объекта. Если в семье двое детей, то размер взноса может быть снижен до 15 процентов, а если трое и больше детей - до 10 процентов. Проживать в такой квартире участник программы может сразу же после заключения договора купли-продажи.

Семьи молодых специалистов, занимающие жилые помещения независимо от формы собственности размером менее нормы предоставления (18 квадратных метров), при условии несовершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий (обмен, вселение в квартиру других лиц и т. д.), могут заключить договор найма жилого помещения. Преимущественное право на предоставление жилой площади на условиях найма имеют семьи молодых специалистов, в которых хотя бы один из супругов признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту жительства (оба супруга являются сотрудниками бюджетных организаций системы социальной сферы города Москвы, имеются дети).

Семьи молодых преподавателей, талантливых ученых и аспирантов государственных вузов и институтов города Москвы, занимающие жилые помещения, площадь которых менее нормы предоставления (18 квадратных метров), по представлению совета ректоров вузов Москвы и Московской области могут решить жилищную проблему путем заключения договора найма на срок не более 5 лет. По окончании срока договор может быть продлен на новый срок, общий срок которого не может превышать более 10 лет.

В течение срока действия договора участник вносит ежемесячные платежи за предоставляемые коммунальные услуги и плату за наем жилого помещения. Кроме этого, участник вносит равными долями взносы в одну из накопительных систем, в том числе:

• в жилищно-строительный кооператив «Молодой семье - доступное жилье»;

• в облигации коммерческого банка «Московское ипотечное агентство»;

• во вклад «Жилищный» в Московском муниципальном банке - Банке Москвы.

Участники должны накопить деньги для первого взноса при получении жилищного кредита на приобретение отдельного жилого помещения.

Для участия в программе «молодые семьи» подают заявление:

• в службу «одного окна» Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы - граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке по месту жительства до 1 марта 2005 года;

• в службу «одного окна» управы района города Москвы - молодые семьи, которые не могут быть признаны малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, однако соответствуют всем другим требованиям московского законодательства о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях;

• по месту работы - семьи молодых специалистов и молодых преподавателей.

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ СЕМИНАР 21-23 мая 2008 года, Москва ОБОРОТ ЗЕМЛИ И НЕДВИЖИМОСТИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ

• приватизация земельных участков: поправки в земельное законодательство России

• основания, условия и порядок возникновения и прекращения прав на земельные участки

• полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками. Инвентаризация и межевание земельных участков

• изменение целевого назначения и разрешенного использования земельных участков

• государственная регистрация прав на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (практические вопросы). Гарантии собственников объекта недвижимости в приобретении прав на земельный участок под ним

• практика арбитражных судов по спорам о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и применения положений законодательства России об аренде недвижимости

Получить более подробную информацию о семинаре Вы можете у организатора - ЗАО «Бизнес-семинары» www.business-seminars.ru E-mail: [email protected] Тел.: (495) 937-5809 Факс: (495) 363-0258

т

L

Бизнес-Семинары

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.