Научная статья на тему 'Достойный труд молодежи: проблемы занятости'

Достойный труд молодежи: проблемы занятости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
493
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
достойный труд / молодежь / Междуна-родная организация труда / конвенции и рекомендации / программы / занятость / рабочее время / оплата труда / дискриминация / decent work / youth / the International Labour Or-ganization conventions and recommendations / programs / employment / working hours / wages / discrimination

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чанышев Александр Сергеевич

в статье рассматриваются проблемы заня-тости молодежи. Сегодня эта проблема актуальна для любой страны мира. По прогнозам количество безработ-ных молодых людей до 2019 года будет увеличиваться. Автор анализирует мнения экономистов, социологов, юристов и предлагает пути решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECENT WORK YOUTH: PROBLEMS OF EMPLOYMENT

The article deals with the problems of youth employ-ment. Today this is a problem for any country. According to fore-casts of the number of unemployed young people will increase until 2019. The author analyzes the views of economists, lawyers, sociol-ogists, and offers solutions to these problems.

Текст научной работы на тему «Достойный труд молодежи: проблемы занятости»

14. ТРУДОВОЕ ПРАВО, ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

14.1. ДОСТОЙНЫЙ ТРУД МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И

Чанышев Александр Сергеевич, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения

Место работы: Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА)

asc171717@gmail.com

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы занятости молодежи. Сегодня эта проблема актуальна для любой страны мира. По прогнозам количество безработных молодых людей до 2019 года будет увеличиваться. Автор анализирует мнения экономистов, социологов, юристов и предлагает пути решения этих проблем. Ключевые слова: достойный труд, молодежь, Международная организация труда, конвенции и рекомендации, программы, занятость, рабочее время, оплата труда, дискриминация

DECENT WORK YOUTH: PROBLEMS OF EMPLOYMENT

Chanyshev Alexander S., PhD in Law, the teacher Work place: Kutafin Moscow State Law University

asc171717@gmail.com

Annotation: The article deals with the problems of youth employment. Today this is a problem for any country. According to forecasts of the number of unemployed young people will increase until 2019. The author analyzes the views of economists, lawyers, sociologists, and offers solutions to these problems. Keywords: decent work, youth, the International Labour Organization conventions and recommendations, programs, employment, working hours, wages, discrimination.

1 февраля 2016 года в штаб-квартире Организации Объединенных Наций (ООН) на открытии форума Генеральный директор Международной организации труда (МОТ) Гай Райдер дал старт Глобальной инициативе по вопросам достойных рабочих мест для молодежи. В условиях глобального кризиса молодежной занятости, характеризующегося беспрецедентным уровнем безработицы, низким качеством рабочих мест и низкой оплатой труда, ООН предпринимает масштабную инициативу по созданию достойных рабочих мест для молодых людей и содействию им в переходе от школы к трудовой деятельности. В настоящее время нельзя не учитывать суровую реальность. Г. Райдер отметил, что «...сегодня из каждых пяти молодых людей трудоспособного возраста двое либо не имеют работы, либо трудятся за плату, не позволяющую им выбраться из нище-

ты. В такой «ловушке» находится около 169 млн молодых работающих бедных. В странах с низкими доходами ситуация еще хуже, ведь там девять из каждых десяти молодых работников по-прежнему трудятся в сфере неформальной занятости, где их труд носит случайный характер, низко оплачивается и не защищен законом»1.

Продвигая программы достойного труда в мире Международная организация труда обращает внимание на то, что достойный труд основывается на четырех элементах2:

1) создание новых рабочих мест;

2) гарантированность прав в сфере труда доля всех категорий работников;

3) предоставление всем работающим мер социальной защищенности (безопасный труд, разумное сочетание рабочего времени и времени отдыха, охрана здоровья и др.);

4) укрепление социального диалога.

В литературе по трудовому праву авторы неоднократно обращались к этому понятию и выделяли его признаки и тенденции реализации:

- продуктивная деятельность или производительный труд, способный обеспечивать конкурентоспособность страны;

- справедливый доход для работников;

- безопасность на рабочем месте;

- социальная защита (от безработицы, в случае беременности, необходимости ухода за ребёнком, пенсионное обеспечение);

- перспективы личного роста;

- активное участие в принятии важных управленческих решений (через профсоюзы и ассоциации предпринимателей);

- равные стартовые позиции для обоих полов3.

Однако с нашей точки зрения, одним из признаков, на который не было ранее обращено внимание, как в документах МОТ, так и в позициях ученых - это дополнительные гарантии в сфере занятости для молодёжи.

Достойный труд стал одним из ключевых моментов, на которые обращает внимания ООН, как путь к устойчивому развитию и будет обсуждаться в повестке дня на совещании в 2030 году4.

1 См.: Гай Райдер дал старт новой инициативе по занятости молодежи. URL// http://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_449652/lang--ru/index.htm (дата обращения 11.02.2016).

2 См.: Decent work agenda.URL// http://www.ilo.org/global/about-the-ilo/decent-work-agenda/lang--en/index.htm (дата обращения 13.02.2016).

3 См., например: Шебанова А.И. Достойный труд: его признаки и гарантии обеспечения//Пути реализации в России программы достойного труда и достойного социального обеспечения. Андреевские чтения, посвященные 90-летию со дня рождения крупнейшего ученого, заслуженного деятеля науки РСФСР В.С.Андреева: материалы IX Международной научно-практической конференции/под общ. ред. К.Н.Гусова. М. 2013. С. 519-525; Морозов П.Е. Концепция достойного труда МОТ как основа современных тенденций развития трудового законодательства РФ. Там же. С. 13-23.

4 См.: Decent work and the 2030 Agenda for sustainable development. URL//

http://www.ilo.org/global/topics/sdg-2030/lang--en/index.htm (дата обраще-

ния 13.02.2016).

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

1'2016

Особое внимание Международная организация труда уделяет претворению в жизнь программы достойного труда молодежи, как одной из наиболее уязвимых категорий работников.

Проблемы правового регулирования труда молодых работников можно классифицировать:

1. Вопросы трудоустройства.

- молодых работников не имеющих профессионального образования или работающих во время получения образования;

- молодых специалистов, окончивших образовательные учреждения.

2. Вопросы оплаты труда.

3. Проблемы с установлением рабочего времени и предоставлением времени отдыха.

4. Возможность сочетания работы и получения образования.

5. Нестабильная занятость молодых работников:

- отсутствие гарантий занятости;

- заключение срочных трудовых договоров;

- риск увольнения (последним пришел-первым ушел).

Эксперты Международной организации труда отмечают, что мир сталкивается с усугубляющимся кризисом молодежи: у молодых людей в три раза больше шансов оказаться безработными, по сравнению со взрослыми работниками и почти 73 миллиона молодых работников в мире ищут работу5. Такие данные позволяют сделать вывод о том, что эти проблемы характерны для стран всего мира. Однако каждая страна и каждый регион имеют свои особенности.

По данным статистики на декабрь 2015 года уровень безработицы среди молодежи (лиц до 25 лет) среди стран объеденной Европы следующий: Греция - 48,6 %; Испания - 46%; Хорватия - 44,1%; Италия - 37,9%; Кипр -31,7%; Португалия - 31%; Франция - 25,9%; Словакия -24,7%; Бельгия - 22,7%; Финляндия - 22,1%; Румыния -21,2%; Болгария - 21%; Польша - 20,5%; Ирландия -19,2%; Швеция - 18,8%; Латвия - 18,2%; Эстония - 17,1%; Венгрия - 15,7%; Словения - 15%; Люксембург - 14,7%; Литва - 14,3%; Великобритания - 13,5%; Мальта - 12,6%; Нидерланды - 11,2%; Австрия - 11,2%; Чехия - 10,9%; Дания - 10,3%; Германия - 7%. Средний показатель по еврозоне - 22%, а в целом по Евросоюзу - 19, 7%. Мировой показатель составляет - 13,1%. По прогнозам европейских исследователей, безработица среди молодежи будет составлять до 2919 года - 13,2%6.

Безработица молодежи отличается от безработицы более взрослых работников. Опыт потери места работы влияет на психологическое состояние молодых людей и, по мнению специалистов, может оказывать негативное воздействие в ближайшие десять лет и более. Высокая безработица среди молодёжи является риском к массовым волнениям, под угрозу могут

5 См.: Youth employment. URL//http://www.ilo.org/global/topics/youth-employment/lang--en/index.htm (дата обращения 13.02.2016).

6 См.: URL//http://www.statista.com/statistics/266228/youth-unemployment-rate-in-eu-countries/ (дата обращения 14.02.2016).

быть поставлено социально-экономические и политические институты, повышается уровень преступности. В результате молодые работники в три раза чаще, чем более старшего возраста, вынуждены заключать срочные трудовые договоры. И работают в секторах экономики наиболее уязвимых для спада в условиях финансово-экономического кризиса. Например, в Испании, большое количество молодежи было занято в строительном секторе, после обвала этого сектора резко увеличилось количество безработной молодёжи7. Молодые работники крайне уязвимы, они чаще, чем взрослые работают на работах, не требующих квалификации и за минимальную заработную плату.

Проблемы занятости молодёжи в Испании начались с 70-х годов прошлого века. Уже в середине 80-х годов уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 16-24 лет варьировалась от 40 до 60% в зависимости от возраста и пола. Решение проблемы стало заключение с такими работниками срочных трудовых договоров, что позволило стабилизировать ситуацию к началу 90-х. Однако на основе срочных трудовых договоров работали в это время до 80% молодых работников. М. Каприле отмечает, что выходом из кризисной ситуации стали два вида срочных трудовых договоров: договор производственного обучения (ученический) и договор о прохождении практики. Договор второго вида заключался с молодыми людьми, окончившими профессиональное обучение и не имеющими опыта работы для получения такового. Как показало время, срочные договоры не смогли решить проблем занятости молодежи в Испании и лозунг «Временная работа лучше, чем получать пособие» стал непопулярен. Увеличение числа молодых работников, работающих посредством срочных договоров привело к тому, что люди были недовольны нестабильной занятостью и более низкой заработной платой по таким договорам8. Поэтому Правительство Испании стало проводить реформы по вопросам труда и занятости, в том числе и среди молодежи, которые еще так и не завершены в настоящее время. Ключевым стало решение о сокращение срочных трудовых договоров (35%) и об изменении их содержания9. Однако до сих пор, как известно, эти проблемы решить так и не удалось.

Если Испания является страной с «исконно» высокой безработицей среди молодежи, то Китай такой не являлся. В настоящее время руководство КНР обеспокоено высоким уровнем безработицы и особенно среди мо-

7 См.: Banerji A. Jobless in Europe. Finance & Development, March 2015, Vol. 52, №. 1.

8 Подробнее см.: Caprile M. Youth employment an unsolved problem. URL// http://www.eurofound.europa.eu/observatories/eurwork/articles/working-conditions/youth-employment-an-unsolved-problem (дата обращения 13.02.2016). Мария Caprile

9 Подробнее см.: Artiles A. M. Agreement at last on labour market reform. URL//

http://www.eurofound.europa.eu/observatories/eurwork/articles/agreement-at-last-on-labour-market-reform (дата обращения 13.02.2016).

лодежи, хотя официальный уровень безработицы в стране остается по-прежнему низким (4,05% в 2013 году). Особенно остро стоит эта проблема у молодых специалистов, окончивших учебные заведения, так их ожидания остаются неоправданными. О серьезности проблемы говорит и тот факт, что 30 апреля 2014 года Госсовет КНР принял специальную программу по расширению возможностей трудоустройства выпускников вузов. По мнению немецких исследователей с усилением экономического спада, безработица, особенно среди молодежи, будет увеличиваться. Тревожным симптомом является то, что молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире являются «потерянным поколением», которое состоит из разочарованных безработных10. Однако в Китае несколько иная ситуация, чем, например, в Европейских странах. Если в Европе недовольство молодежи растет из-за отсутствия возможности найти работу, то в Китае молодые люди не довольны предлагаемой работой (дискриминация на рабочем месте, работа не соответствует ожиданиям молодого человека и его семьи, которая платила за образование и др.). По данным статистики за 2011 год уровень безработицы среди молодых людей до 25 лет по уровню образования в Китае следующий: начальная школа - 4,2%; средняя школа - 8,1%; старшие классы - 8,2%; колледж и после него -11,3%; окончившие бакалавриат - 16,4%11.

Великобритания также столкнулась с проблемой молодежной безработицы, начиная с 2005 года. Причинами увеличение численности безработной молодежи называют не только спад в экономике, но и такие как: недостаток вакансий, молодые люди не имеют навыков, необходимых для работы, профессионализация (Credentialism12), отсутствие необходимой квалификации или какой-либо квалификации, повышение пенсионного возраста, промежуток между полученным образованием и занятостью, отсутствие опыта работы, отсутствие точной информации о получаемой профессии, состояние трудового законодательства и др.13

Одним из возможных вариантов решения проблем с занятостью и трудовой адаптивностью молодежи является создание специальных программ социально ответственного бизнеса. Например, такая программа создана в компании Shell. Программа Shell Live WIRE начала свою работу в Глазго в 1982 году и охватывает двадцать пять стран, в том числе: Аргентина, Бруней, Китай, Венгрия, Ирландия, Иран, Маврикий, Нигерия,

10 Подробнее см.: Schucher G. A Ticking «Time Bomb»? - Youth Employment Problems in China. GIGA Research Unit: Institute of Asian Studies. October 2014. № 258. Р. 3-4.

11 URL//http://www.statista.com/statistics/304605/china-youth-unemployment-rate-by-education-level/(дата обращения 14.02.2016).

12 Возрастающие требования к профессионализму работающих.

13 См.: The youth unemployment landscape in the UK remains a growing prob-

lem for UK employers, educators and our young people. Подробнее см.:

http://www.yeuk.org.uk/about-us/youth-unemployment/(дата обращения

14.02.2016).

Оман, Сингапур, Пакистан, Румыния, Сингапур, Южная Африка, Шри-Ланка. Суть программы состоит в том, чтобы обучить молодых людей и помочь им создать и развивать свой бизнес. С 2000 года более четырех миллионов молодых людей получили такую помощь и прошли обучение по программе14.

Группа Всемирного Банка также поддерживает мероприятия по содействию занятости молодежи. В сотрудничестве с Немецким агентством по международному сотрудничеству ^Щ, Межамериканским банком развития (МБР), Международной организацией труда (МОТ), Банк разработал программу занятости молодежи, которая объединяет более 500 программ в 90 странах мира. Так, в Доминиканской Республике и Мексике основу программы составило обучение не только профессии, но и психологические тренинги по усилению мотивации в поиске работы. В Индии программы предлагают развивать индивидуальный бизнес и оказывают помощь разорившимся предпринимателям. С момента запуска таких программ в Индии количество предпринимателей увеличилось на 1200 молодых людей, в результате чего было создано 11 700 новых рабочих мест. В Кении проект расширил возможности временной занятости молодежи. В Либерии занятость повысилась на 50% среди девочек-подростков. В Тунисе молодым работникам помогли сочетать работу и обучение, предоставляя стипендии, субсидии, консультации. В Уганде более 6000 молодых людей открыли свое дело15.

В результате проведенного анализа статистических данных, национального законодательства государств считаем, что для решения проблем безработицы молодых работников необходимо:

1. Качественное образование и профессиональная подготовка, получение практических навыков работы при получении профессионального образования.

2. Налогвоые льготы работодателям, которые принимаю на работу молодых работников и особенно тех, кто окончил образовательные учреждения.

3. Совместные программы в рамках международных организаций.

4. Принятие модельных законов в рамках международных организаций. Подобная работа была проедена в ЕврАзЭС. Были приняты рекомендации по гармонизации национальных законодательных актов в сфере молодежной политики на общем рынке труда (16 июня 2003 г.)16. В рекомендациях указано, что на конституционном уровне государств - членов Сообщества создано правовое поле для обеспечения участия молодежи в

14 Подробнее см.: Coenjaerts C., Ernst C., Fortuny M., Rei D., Pilgrim M. Youth Employment. URL// http://www.oecd.org/dac/povertyreduction/43280339.pdf (дата обращения 13.02.2016).

15 Youth Employment. URL// http://www.worldbank.org/en/topic/socialprotectionlabor/brief/youth-employment (дата обращения 15.02.2016).

16 Подробнее см.: Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии. Саратов, 2011. С. 78.

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

1'2016

процессе и выгодах экономического развития, использования своих ресурсов, предоставления всем молодым гражданам равных возможностей пользования данными правами. В конституциях государств - членов Сообщества право на труд регламентируется как право на свободу труда, право на справедливые и благоприятные условия труда, право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации, право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый отпуск. В национальных законодательствах, как правило, воспроизводятся нормы и принципы международного права. Так, учитываются требования Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах актов ООН, Генеральной конференции МОТ, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской социальной хартии, Европейской хартии об участии молодежи в жизни муниципальных образований. Отмечается, что в новых кодифицированных актах по труду, принятых государствами - членами Сообщества, наблюдается снижение прежнего уровня правовых гарантий для работников, прослеживается тенденция к большей гибкости в правовом регулировании трудовых отношений. Неурегулированными законодательством государств - членов Сообщества остаются отношения в сфере молодежного предпринимательства. По результатам проведенного исследования было рекомендовано единообразно урегулировать следующие основные направления законодательного обеспечения молодежной политики на общем рынке труда:

в сфере законодательства о предпринимательской деятельности:

- создание законодательных условий для предпринимательской деятельности молодежи в производственной, научно-технической, инновационной сферах, а также в сфере оказания услуг населению;

- обеспечение государственной поддержки молодежному предпринимательству, включая льготное кредитование и инвестирование молодежного предпринимательства, предоставление государственных гарантий для молодежи, не имеющей залогового имущества, а также организацию региональных научно-предпринимательских центров и центров деловой поддержки;

- установление общей системы мер по социально-экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской, крестьянской (фермерской) деятельности молодых граждан, молодых семей, объединившихся для осуществления такой деятельности в сфере трудового законодательства создание правовых условий для:

- выработки единого подхода к решению проблем занятости молодежи со стороны государственных структур и негосударственного сектора экономики; введения унифицированного

порядка приема на работу и увольнения работника, сближение системы оплаты труда, охраны здоровья;

- обеспечения вторичной занятости, организации сезонной занятости учащихся и студентов, в том числе через систему общественных работ, формирование системы межгосударственных молодежных бирж труда; ежегодного квотирования рабочих мест для выпускников учебных заведений;

- ежегодного квотирования рабочих мест для лиц, прошедших срочную военную службу;

- унифицированной регламентации рабочего времени, сверхурочных работ, оплачиваемых отпусков с учетом возраста принятия на работу, ученичества и профессионального обучения;

в сфере социального законодательства:

- законодательное обеспечение социального страхования молодых работников с предоставлением гарантированных пособий и выплат по безработице, материнству, профессиональной подготовке, инвалидности;

- предусмотреть обеспечение равных возможностей в получении работы всем социально демографическим группам молодежи;

в сфере налогового законодательства: льготное налогообложение для тех предприятий, на которых реализуются программы обучения молодых;

- льготное налогообложение для субъектов молодежного предпринимательства, а также льготный порядок уплаты налогов для трудящегося-мигранта в возрасте до 25 лет, гражданина государства - члена Сообщества; унификация порядка уплаты налогов, сборов за трудящегося-мигранта в возрасте до 25 лет, гражданина государства - члена Сообщества.

Представляется, что это перспективное направление необходимо реализовывать и сегодня в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Правовая основа такой деятельность есть: Договор о ЕАЭС предусматривает такое понятие как гармонизация законодательства - сближение законодательства государств-членов, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативно-правового регулирования в отдельных сферах (ст.2).

5. Социальная ответственность бизнеса.

6. Кадровый резерв в компаниях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Заключение с молодыми работниками договоров на неопределенный срок и предоставление права на повышение квалификации. Молодые люди привносят творчество, быстрее осваивают инновации.

Таким образом, для молодого человека достойная работа - это важный шаг во взрослую жизнь, путь к независимости и самостоятельности. Занятость - это возможность выйти из нищеты, сделать правильный выбор профессии, получить возможность пройти обучение. Для работодателя - это возможность сплотить коллектив, работники с опытом могут передавать его молодым работникам. Принимая молодых квалифицированных работников, работодатель получает максимальное развитие и прогресс компании.

Список литературы:

1. Гай Райдер дал старт новой инициативе по занятости молодежи. URL// http://www.ilo.org/moscow/news/WCM _449652/lang--ru/index.htm (дата обращения 11.02.2016).

2. Decent work agenda.URL// http://www.ilo.org/global/about-the-ilo/decent-work-agenda/lang--en/index.htm (дата обращения 13.02.2016).

3. Шебанова А.И. Достойный труд: его признаки и гарантии обеспечения//Пути реализации в России программы достойного труда и достойного социального обеспечения. Андреевские чтения, посвященные 90-летию со дня рождения крупнейшего ученого, заслуженного деятеля науки РСФСР В.С.Андреева: материалы IX Международной научно-практической конференции/под общ. ред. К.Н.Гусова. М. 2013. С. 519-525;

4. Морозов П.Е. Концепция достойного труда МОТ как основа современных тенденций развития трудового законодательства РФ.

5. Decent work and the 2030 Agenda for sustainable development. URL// http://www.ilo.org/global/topics/sdg-2030/lang--en/index.htm (дата обращения 13.02.2016).

6. Youth employment. URL//http://www.ilo.org/global/topics/ youth-employment/lang--en/index.htm (дата обращения 13.02.2016).

7. URL//http://www.statista.com/statistics/266228/youth-unemployment-rate-in-eu-countries / (дата обращения 14.02.2016).

8. Banerji A. Jobless in Europe. Finance & Development, March 2015, Vol. 52, № 1 52, №. 1.

9. Caprile M. Youth employment an unsolved problem. URL// http://www.eurofound.europa.eu/observatories/eurwork/articl es/working-conditions/youth-employment-an-unsolved-problem (дата обращения 13.02.2016). Мария Caprile

10. Artiles A.M. Agreement at last on labour market reform. URL// http://www.eurofound.europa.eu/observatories /eurwork/articles/agreement-at-last-on-labour-market-reform (дата обращения 13.02.2016).

11. Schucher G. A Ticking «Time Bomb»? - Youth Employment Problems in China. GIGA Research Unit: Institute of Asian Studies. October 2014. № 258. Р. 3-4.

12. URL//http://www.statista.com/statistics/304605/china-youth-unemployment-rate-by-education-level/(дата обращения 14.02.2016).

13. http://www.yeuk.org.uk/about-us/youth-unemployment / (дата обращения 14.02.2016).

14. Coenjaerts C., Ernst C., Fortuny M., Rei D., Pilgrim M. Youth Employment. URL// http://www.oecd.org/dac/ povertyreduc-tio n/43280339. pdf (дата обращения 13.02.2016).

15. Youth Employment. URL// http://www.worldbank.org /en/topic/socialprotectionlabor/brief/youth-employment (дата обращения 15.02.2016).

16. Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии. Саратов, 2011. С. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.