Научная статья на тему 'Достойный труд как интегрированный показатель социально-трудовых отношений'

Достойный труд как интегрированный показатель социально-трудовых отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР УРОВНЯ ЖИЗНИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ИНДЕКС ДОСТОЙНОГО ТРУДА / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаймарданов Наиль Залилович

О необходимости использования системы показателей-индикаторов достойного труда в программах социально-экономического развития области, переговорных процессах, в законах, устанавливающих пороговые значения социальных гарантий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Достойный труд как интегрированный показатель социально-трудовых отношений»

ШАЙМАРДАНОВ Наиль Залилович

Заместитель председателя Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области,

заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета,

кандидат экономических наук

Законодательное Собрание Свердловской области

620031, РФ, г. Екатеринбург, пл. Октябрьская, 1 Контактный телефон: (343) 378-92-92 e-mail: belikova@duma.midural.ru

Выдержки из доклада

ДОСТОЙНЫЙ ТРУД

как ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

социально-трудовых

ОТНОШЕНИЙ

Аннотация

О необходимости использования системы показателей-индикаторов достойного труда в программах социальноэкономического развития области, переговорных процессах, в законах, устанавливающих пороговые значения социальных гарантий.

С начала 1990-х годов социальное партнерство в Свердловской области было в центре внимания как самих трудовых коллективов, формирующихся объединений работодателей, так и органов государственной власти. В законодательном плане оно было закреплено в ряде законов, отражающих изменения в трудовом праве. Теперь это уже история, но она объективно подтвердила жизнеспособность принципов формирования Международной организации труда в реформируемой России.

Из всех принятых в этот период законов следует обратить внимание на закон «О минимальном потребительском бюджете населения Свердловской области» (1996 г.). Понимая, что прожиточный минимум обеспечивает лишь физическое выживание человека, мы совместно с учеными ряда институтов разработали региональный индикатор уровня жизни, который позволял подходить к расширенному воспроизводству рабочей силы.

На рис. 1 представлены динамика и сопоставление этих индикаторов. Сегодня этот показатель находит свое применение в программах социально-экономического развития области, используется в переговорных процессах, в ряде законов области, устанавливающих пороговые значения некоторых социальных гарантий.

К сожалению, мы остаемся единственным субъектом Российской Федерации, который действительно применяет этот индикатор. Необходимость законодательного закрепления такого показателя и на федеральном уровне пока не находит своего реального воплощения. По нашему мнению, это означает нормативное замораживание уровня бедности, из которой страна стремится выйти.

По-видимому, настало время все наработки по этому закону перевести в плоскость его реального принятия, несмотря на то, что кризис внес свои коррективы - произошло некоторое снижение номинальной заработной платы. Но анализ ситуации говорит и о другом - зарплата вновь уходит в тень, в так называемые «серые» зарплаты, зарплаты «в конвертах». По прогнозам бюджет Свердловской области только по этому показателю недополучит в 2009 г. около 8 млрд р.

Не секрет, что дальше уровня области пульс программы «Достойный труд» все меньше прослеживается - где-то на

16 октября 2009 г.

уровне муниципальных образований, у кого-то на отраслевом уровне, где-то на конкретных предприятиях, и совсем затухает у рабочего места. Образно говоря, нет того тонометра, который бы показывал работу этого мотора.

Совместно с учеными Института экономики Уральского отделения Российской академии наук мы попытались этот тонометр создать. В первую очередь нам было необходимо определиться в понимании самой социально-трудовой сферы. Как видно из рис. 2, укрупненно в нашем понимании социально-трудовая сфера - это пространство социально-трудовых отношений, в рамках которого собственно и происходит процесс труда, его охрана, обеспечение потребностей самого человека.

Формирование индикаторов достойного труда мы предлагаем осуществлять по пяти индикативным блокам, отражающим ту или иную его сторону как социально-экономического явления: «Занятость», «Заработная плата», «Квалификация», «Безопасность труда», «Макроэкономические показатели».

Каждый блок включает несколько индикативных показателей. Хотя блоки могут различаться между собой по количеству входящих в них показателей, все они в определенной степени уравновешены по их влиянию на формирование интегративного показателя достойного труда (сводного индекса). На основе анализа существующей статистической базы

14000.00

12000.00 10000,00

8000,00

6000,00

4000.00

2000.00

12026

9025

6834

5831

3118 3118

3591

4221

5099

I квартал 2006 г.

I квартал 2007 г.

I квартал 2008 г.

I квартал 2009 г.

Минимальный потребительский бюджет

Величина

прожиточного минимума

Рис. 1 - Динамика развития минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума в Свердловской области, р.

в региональном разрезе был выделен набор частных критериев, характеризующих достойный труд и сформированных с учетом требований представительности, доступности и достоверности (рис. 3).

На наш взгляд, такой подход на региональном уровне позволяет оценивать программу «Достойный труд» не только по уровню доходов, хотя он безусловно превалирует и является главенствующим, но и по конкурентным преимуществам того или иного региона

ШЩ

Общественное

питание

Связь Со

г...........

Г Рыно

Трудовые • ресурсы

Рынок труда

ШИШКИН!

-да 1

шШШ

Образование Трудовой потенциал работников Медицина

Социальная сфера

Санитарнооздоровительные услуги

(Коммунальное обслуживание

С Пассажирский транспорт

Рис. 2 - Границы социально-трудовой сферы

і і СО

±|о « і

^ го ш ^

о Ь о х

X О и h

■Si OJ m о и О О

С s ^ J и

го ^

Трудовая

сфера

Социальная защита работника

Оплата труда |

Условия и охрана труда

Социально-трудовая сфера

October 16, 2009

«ЗАНЯТОСТЬ»

Х1

Уровень занятости населения, %

Х2

Численность зарегистрированных безработных в расчете на 1 вакансию, чел.

«ЗАРАБОТНАЯ

ПЛАТА»

Х3

Отношение средней номинальной начисленной заработной платы к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, %

Х4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, р.

«КВАЛИФИКАЦИЯ»

«БЕЗОПАСНОСТЬ

ТРУДА»

«МАКРОЭКОНОМИ-

ЧЕСКИЕ

ПОКАЗАТЕЛИ»

Х5

Доля занятых в экономике, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, %

Х6

Выпуск квалифицированных рабочих на 10 000 человек занятого населения, чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Х7

Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности, на 1000 работающих

Х8

Удельный вес численности работников промышленности, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, и на оборудовании, не отвечающем требованиям охраны труда, % к общей численности работников промышленности

Х9

Степень износа основных фондов, %

Х10

Оборот малых предприятий на душу населения, тыс. р.

Рис. 3 - Индикаторы, отражающие уровень достойного труда

в социально-трудовой сфере. При соответствующем мониторинге он дает возможность увидеть и динамику развития тех или иных регионов.

Карта достойного труда по субъектам Российской Федерации (рис. 4) получена на основе расчетов интегрированного индекса достойного труда (ИИДТ). На карте видно, что лидируют регионы с высоким уровнем доходов или с развитой инфраструктурой того или иного сектора экономики либо соединяющие оба эти показателя. Это Мо-

сква, Санкт-Петербург, прилегающие области, наши сырьевые территории. Самые низкие показатели в Курганской, Оренбургской, Кировской, Волгоградской и ряде других областей Центральной части России.

В принципе это, казалось бы, ожидаемые результаты. Но при сопоставлении распределения регионов по индексу развития человеческого потенциала становится очевидным, что если первая десятка регионов различается по ранжированию незначительно, то остальные реги-

Высокий уровень (ИИДТ более 0,55) Уровень выше среднего (ИИДТ 0,5-0,55) Средний уровень (ИИДТ 0,46-0,5) Уровень ниже среднего (ИИДТ 0,4-0,45) Низкий уровень (ИИДТ ниже 0,4)

Рис. 4 - Карта достойного труда по субъектам РФ, 2006г.

16 октября 2009 г.

оны имеют весьма существенные отличия. В этом случае играют большую роль такие показатели, как продолжительность жизни в индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП) и обновление основных фондов по интегрированному индексу достойного труда. И хотя эти два индекса где-то пересекаются, тем не менее они не совпадают и позволяют получить более понятную картину развития конкретного региона России.

Общеизвестно, что еще большую дифференциацию имеют внутрирегиональные различия. К сожалению, при попытке составить такую же карту в разрезе муниципальных образований по Свердловской области мы столкнулись с еще более сжатой статистической базой. Поэтому за основу был взят рейтинговый подход по восьми показателям. Карта рейтинга качества жизни (рис. 5) в части достойного труда в разрезе муниципальных образований Свердловской области показывает, что его более высокий уровень характерен для большинства административных центров, областного центра, а наиболее низкий - для сельских территорий и старопромышленных центров, где слабо идет обновление основных фондов.

Аналогичные карты были составлены по отраслевому признаку, учитывая, что Свердловская область в основном базируется на металлургии и машиностроении. По всей видимости, дальнейшие исследования позволят сопоставлять индекс достойного труда между конкретными предприятиями, организациями, между различными профессиями и выявлять внутрипрофессиональные различия.

Предложенный инструментарий, может и должен использоваться не только в теоретическом осмыслении достойного труда, необходимо его практическое использование.

Документы МОТ по достойному труду дали основу для подъема на новую ступень взаимоотношений труда, капитала и власти для более прозрачного и цивилизованного подхода. Поэтому необходимо решить ряд задач как теоретического, так и нормативно-правового характера:

1 установить в экономической теории место и роль нового интегрированного показателя «достойный труд» с учетом имеющихся теоретических разработок;

2 продолжить исследовательские работы в части влияния реализации программы «Достойный труд» на развитие человеческого потенциала, рынок труда, конкурентоспособность отечественных товаров и ряд других показателей;

3 разработать и ввести критерии эффективности реализации программы «Достойный труд» сторонами социального партнерства;

4 представлять ежегодный доклад о реализации программы «Достойный труд» на уровне России, ее субъектов, муниципальных образований.

90 лет назад мир осознал, что альтернативой переговорной площадке являются, в лучшем случае площади и улицы, заполненные митингующими людьми. Нынешний мировой кризис подтверждает этот тезис.

Высокий уровень (рейтинг до 20) Уровень выше среднего (рейтинг до 30) Средний уровень (рейтинг 30-35) Уровень ниже среднего (рейтинг 36-40) Низкий уровень (рейтинг от 40)

■■ --

Рис. 5 - Карта рейтинга качества жизни в части достойного труда по муниципальным образованиям Свердловской области, 2006г.

Ключевые слова

Социально-трудовая сфера, региональный индикатор уровня жизни, интегрированный индекс достойного труда, индекс развития человеческого потенциала.

October 16, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.