Научная статья на тему 'ДОСТОЯНИЕ АНТИЧНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ. Рецензия на энциклопедический словарь: Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. I–VII, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 1989–2018.'

ДОСТОЯНИЕ АНТИЧНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ. Рецензия на энциклопедический словарь: Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. I–VII, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 1989–2018. Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
27
5
Поделиться
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
античная философия / византийская философия / христианство / богословие / образованность / Ришар Гуле / стоицизм / Эпиктет

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Игорь Анатольевич Иванов

Статья представляет собой рецензию на словарь античных философов, изданный французским профессором Р. Гуле. Характеризуется специфика словаря, анализируются принципы построения словарных статей, а также отмечается значимость издания для изучения взаимодействия античной и христианской мысли. Кратко рассматривается вопрос о «христианизированном Эпиктете», что является иллюстрацией влияния этики стоицизма на некоторое моменты византийской аскезы.

The Patrimony of Ancient Scholarship. Review of the Encyclopedic Dictionary: Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. I-VII, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 1989–2018.

The article is a review of the dictionary of ancient philosophers, published by the French professor R. Goulet. The author characterizes the specifics of the vocabulary, analyzes the principles of the construction of dictionary articles, and remarks a kind of the edition’s significance for studying the interaction of ancient and Christian thought. The issue of “Christianized Epictetus” is briefly considered, which is an illustration of the influence of the ethics of Stoicism on some moments of Byzantine asceticism.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «ДОСТОЯНИЕ АНТИЧНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ. Рецензия на энциклопедический словарь: Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. I–VII, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 1989–2018.»

DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10022

Рецензии

Священник Игорь Иванов

ДОСТОЯНИЕ АНТИЧНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ

Рецензия на энциклопедический словарь: Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. I-VII, Paris, C.N.R.S. - Éditions, 1989-2018.

Статья представляет собой рецензию на словарь античных философов, изданный французским профессором Р. Гуле. Характеризуется специфика словаря, анализируются принципы построения словарных статей, а также отмечается значимость издания для изучения взаимодействия античной и христианской мысли. Кратко рассматривается вопрос о «христианизированном Эпиктете», что является иллюстрацией влияния этики стоицизма на некоторое моменты византийской аскезы.

Ключевые слова: античная философия, византийская философия, христианство, богословие, образованность, Ришар Гуле, стоицизм, Эпиктет.

В 2018 году увидел свет последний — седьмой — том академического научного издания, которому французский ученый Ришар Гуле посвятил более 30 лет своей жизни. Это — энциклопедический «Словарь античных философов», созданный международным коллективом специалистов1 под эгидой профессора Гуле, ученика выдающегося исследователя эллинистической философии — профессора Коллеж же Франс — Пьера Адо (1922-2010).

Приведем здесь список всех томов «Словаря античных философов» под редакцией Р. Гуле:

1. Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, avec une Préface de Pierre Hadot, t. I: Abam(mon) à Axiothéa, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 1989, 841 p.

2. Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. II: de Babélyca d'Argos à Dyscolius, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 1994, 1021 p.

3. Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. III: d'Eccélos de Lucanie à Juvénal, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 2000, 1071 p.

4. Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. IV: de Labeo à Ovidius, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 2005, 919 p.

5. Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. V: de Paccius à Rutilius Rufus, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 2012, 1070 p.

6. Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. VI: de Sabinillus à Tyrsénos, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 2016, 1327 p.

7. Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. VII: d'Ulpien à Zoticus avec des compléments pour les tomes antérieurs, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 2018, 1471 p.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Священник Игорь Анатольевич Иванов — кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков и доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии (igivan74@mail.ru).

1 В проекте участвовали ученые из около 80 университетов разных стран мира.

Просматривая оглавление томов, можно заметить, что впечатляющим выглядит само количество словарных статей. Составители этой семитомной энциклопедии отмечают, что в нее вошли все известные греческие и латинские философы, когда-либо упоминавшиеся в текстах или надписях. Фактически, этот перечень, насчитывающий приблизительно 4000 имен, на сегодняшний день является самым полным списком античных мыслителей. Для сравнения можно вспомнить, что выдающийся итальянский философ-эрудит Джованни Реале в своей объемной истории античной философии приводит 700 персоналий. А если учесть, что в истории образованности сохранились упоминания о множестве как анонимных философов, так и об анонимных учениках философов, то этот список может серьезно пополниться [Го1оп, 1991, 323-324]. Суммарно все тома словаря насчитывают 7720 страниц.

Следует подчеркнуть, что для исследователей христианского богословия словарь также значим, поскольку в нем уделяется внимание христианским философам, жившим и трудившимся в начале первого тысячелетия по Рождестве Христовом. Приведем отрывок из Введения, написанного самим Р. Гуле, где говорится о христианской составляющей словаря: «Это и апологеты II века, защищавшие свою веру от нападок философов. Это и богословы, применявшие философские понятия для ее объяснения на интеллектуальном языке своего времени (от Оригена до Августина). Это и те, кто цитировал философские тексты в апологетических целях (Климент или Евсевий). И, наконец, те, кто вписывался своими сочинениями в определенную философскую традицию» [Goulet, 1989, 20-21]. В самом деле, в словаре представлены, например, статьи о Татиане, Тертуллиане, Феофиле Антиохийском, блж. Феодорите Кирском, Иоанне Филопоне, свт. Исидоре Севильском, Михаиле Пселле, имп. Константине Багрянородном и др. Особое внимание уделено свт. Дионисию Ареопагиту, прп. Иоанну Дамаскину, свт. Фотию Константинопольскому.

Что касается объема статей, то в зависимости от имеющихся сведений, они могут занимать от одной строчки до нескольких десятков страниц. При этом корифеям античной мысли достались значительные описания: Платону — 233 страницы, Плотину —186, а Аристотелю Стагириту — 177. Фактически, это равноценно по размеру небольшим монографиям.

Судя по содержанию статей, можно сказать, что ради того, чтобы собрать максимальные сведения об античных мыслителях, ученые проанализировали не только античные литературные памятники, но и иконографические, папирологические и эпиграфические свидетельства, причем даже на таких языках как армянский, грузинский, древнееврейский, сирийский и арабский. То есть воедино оказались собраны сведения, которые, в ином случае, пришлось бы разыскивать по различным научным центрам и библиотекам. Таким образом, словарь удачно совмещает в себе просопогра-фический и библиографический справочники, а также именной глоссарий.

Таким образом, в словарную статью, в случае полноты информации, входят следующие данные: сведения об имени, происхождении, образовании, карьере, месте и времени профессиональной занятости, о должностях и почестях, а также список античных, источников (сохранившихся или утраченных), откуда почерпнута эта информация о персоналии.

Так, например, о некоем Керамбосе Левкадском сказано всего лишь следующее: пифагореец, имя которого упоминается в «Каталоге» Ямвлиха [Goulet, 1994, 269].

А материал, посвященный стоическому философу Эпиктету, занимает 45 страниц. При чтении этой статьи, обращает на себя внимание то, что помимо биографических и библиографических сведений, а также подробного изложения мировоззрения Эпик-тета, в ней есть отдельный раздел «Эпиктет и христианство», в котором рассматриваются такие сюжеты как: а) упоминание Эпиктетом христиан под именем галилеяне («Беседы»); б) отношение Эпиктета к христианам; в) разбор предположения о знакомстве Эпиктета с Новым Заветом [Goulet, 2000, 139-140].

Далее, в разделе о влиянии Эпиктета на разные традиции говорится о рецепции его нравственного учения в монашеских кругах Византии, при этом даже возникает

некая традиция под названием «христианизированный Эпиктет». К ней относят ряд текстов, таких как: а) «Трактат Псевдо-Антония», состоящий из 170 коротких глав — приписывался святому Антонию-отшельнику; б) «Руководство Псевдо-Ни-ла» — слегка христианизированная версия «Руководства» Эпиктета, которая связывалась с именем Нила Анкирского, аскета IV века. Исследователи, сравнившие обе версии, отмечают следующие христианские корректуры в редакции Псевдо-Нила: «Зевс» переименован в «Бог Господь», а «Сократ» — в «апостола Павла»; в) анонимный «Христианский парафраз Руководства» Эпиктета — с уточнениями, сокращениями и адаптированным текстом; г) анонимный «Комментарий к Христианскому парафразу Руководства» — около 15 рукописей (самая ранняя относится к X в.) парафраза предваряются таковым комментарием, составленным неким клириком или монахом; д) версия «Руководства» согласно манускрипту Vaticanus Graecus 2231 (XIV в.), fol. 62r-74r — независимая от предыдущих текстов, написанная с большим аскетическим уклоном [Ibid, 143-145].

Кроме того, в статье отмечается тот факт, что сочинения Эпиктета были актуальны в контексте средневековой христианской традиции вплоть до конца эпохи. Так из 54 известных науке рукописей «Руководства» Эпиктета одна датируется XII в., две — XIII в. и шесть — XIV в. «Беседы» Эпиктета были менее популярны: 20 поздних рукописей восходят к копии рубежа XI и XII в2. Известно, что в Византии им интересовались такие эрудиты как св. Фотий, патриарх Константинопольский (IX в.) Арефа Патрский, митрополит Кесарийский (X в.), написавший ряд схолий на «Беседы» [Ibid, 145]. Также есть упоминание об Эпиктете в византийском энциклопедическом лексиконе «Свида» (X в.), которому, кстати, в словаре Р. Гуле уделена отдельная словарная статья.

На всем пространстве статьи об Эпиктете можно найти соответствующие излагаемым вопросам ссылки на научную литературу, что весьма увеличивает значимость материала для дальнейших исследований.

Также следует сказать, что несмотря на то, что в словаре нет специальных терминологических статей (как, например, в отечественном энциклопедическом словаре «Античная философия»), множество терминов разбирается в контексте их употребления в дискурсе конкретного мыслителя. Так в той же статье про Эпиктета дается широкая экспликации его понимания такого ключевого для стоицизма (и христианства) понятия как prohairesis.

В заключение отметим, что «Dictionnaire des philosophes antiques» — это уникальное франкоязычное справочное издание, которое может служить достойным подспорьем в исследованиях по многим направлениям гуманитарной науки и, в частности, по истории традиций христианской образованности, особенно, в сфере рецепции византийской (и шире: европейской) мыслью античного наследия на всем протяжении средневековья с последующей его передачей «христианским гуманистам» эпохи Возрождения уже в контексте формирования новоевропейской парадигмы. В таком случае, словарь профессора Ришара Гуле вполне может быть назван достойным памятником античным философам, чьи имена (а порой концепции и труды) были сохранены благодаря усилиям деятелей византийского и европейского просвещения.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2 Отметим, что аналогично, хотя и весьма кратко, о «христианизированном Эпиктете» пишет М. М. Шахнович в своей четырехстраничной словарной статье: «Вероятно, в 6-7 вв. появилось переложение «Руководства» для нужд монастырской жизни, приписываемое Нилу Анкирско-му; позже (возм., в 8-9 вв.) появился анонимный парафраз. [...] На протяжении Средних веков «Руководство» (54 рукописи 12-14вв.) было неизмеримо популярнее «Бесед» (1 рукопись 11-12вв.)». [Античная философия, 2008, 814]. К сожалению, в списке литературы к этой статье нет библиографического описания словаря Р. Гуле, — при том, что оно дано в основном списке сокращений словаря, да и он сам упоминается в предисловии к российскому энциклопедическому изданию.

Источники и литература

1. Античная философия (2008) — Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. — 896 с.

2. Follon (1991) — Follon J. Dictionnaire des philosophes antiques. Publié sous le direction de Richard Goulet, avec une préface de Pierre Hadot. I: Abam(m)on à Axiothéa // Revue Philosophique de Louvain. Quatrième série, tome 89, № 82, 1991. P. 323-328.

3. Goulet (1989) — Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, avec une Préface de Pierre Hadot, t. I: Abam(mon) à Axiothéa, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 1989.

4. Goulet (1994) — Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. II: de Babélyca d'Argos à Dyscolius, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 1994.

5. Goulet (2000) — Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. III: d'Eccélos de Lucanie à Juvénal, Paris, C.N.R.S. — Éditions, 2000.

Priest Igor Ivanov. The Patrimony of Ancient Scholarship. Review of the Encyclopedic Dictionary: Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. I-VII, Paris, C.N.R.S. - Éditions, 1989-2018.

The article is a review of the dictionary of ancient philosophers, published by the French professor R. Goulet. The author characterizes the specifics of the vocabulary, analyzes the principles of the construction of dictionary articles, and remarks a kind of the edition's significance for studying the interaction of ancient and Christian thought. The issue of "Christianized Epictetus" is briefly considered, which is an illustration of the influence of the ethics of Stoicism on some moments of Byzantine asceticism.

Keywords: ancient philosophy, Byzantine philosophy, Christianity, theology, scholarship, Richard Goulet, Stoicism, Epictetus.

Priest Igor Anatolievich Ivanov — Candidate of Philosophy, Associate Professor, Chair of the Department of Foreign Languages and Associate Professor at the Department of Theology at St. Petersburg Theological Academy (igivan74@mail.ru).

References

Antichnaya filosofiya (2008) — Antichnaya filosofiya: Entsiklopedicheskiy slovar'. [Ancient Philosophy: An Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Progress-Traditsiya, 2008. — 896 p. (In Russian).

Follon (1991) — FollonJ.Dictionnaire des philosophes antiques. Publié sous le direction de Richard Goulet, avec une préface de Pierre Hadot. I: Abam(m)on à Axiothéa. In: Revue Philosophique de Louvain. Quatrième série, tome 89, n°82, 1991. Pp. 323-328.

Goulet (1989) — Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, avec une Préface de Pierre Hadot, t. I: Abam(mon) à Axiothéa, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 1989, 841 p.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Goulet (1994) — Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. II: de Babélyca d'Argos à Dyscolius, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 1994, 1021 p.

Goulet (2000) — Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet, t. III: d'Eccélos de Lucanie à Juvénal, Paris, C. N.R. S. — Éditions, 2000, 1071 p.