Научная статья на тему 'ДОСТОИНСТВО УЧЕНОГО КАК ПУТЬ К ИСТИНЕ'

ДОСТОИНСТВО УЧЕНОГО КАК ПУТЬ К ИСТИНЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКТОРСКИЙ / РАЦИОНАЛИЗМ / ГУМАНИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДОСТОИНСТВО / СВОБОДА / ЧЕЛОВЕК / КОММУНИКАЦИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черткова Е.Л.

Статья посвящена 90-летнему юбилею академика РАН Владислава Александровича Лекторского, его научным взглядам и личностным качествам. На основании чтения его трудов и многолетнего личного общения делается попытка осмысления причин и условий плодотворной жизни ученого в науке, позволивших ему уже при жизни стать общепризнанным классиком отечественной философии, признанным во всем мире авторитетом в области эпистемологии и философии науки. Рассматривается механизм взаимодействия научных склонностей и интересов с личностными наклонностями и этическими принципами ученого, определивших выбор жизненного пути и направление научных исследований. Прослеживается тенденция расширения сферы исследований от специальных проблем теории познания до обобщающих концепций философской эпистемологии, философии сознания, философской антропологии, объемлющих познание, человека и культуру. Показан путь становления личности ученого и его гражданской позиции в процессе решения исследовательских задач - от исследования познания как самоцели до применения выработанных при этом понятий и принципов к философскому пониманию человека, его места и судьбы в современном общества, защите рациональности и гуманизма как ценностей цивилизации. Отмечается талант В.А. Лекторского как организатора науки, многолетнего руководителя сектора теории познания и главного редактора журнала «Вопросы философии». Показано, как развиваемые им теоретические концепции толерантности, критического мышления, гуманизма одновременно являются и практическими принципами его собственной деятельности. Это и есть признак настоящего философа, а не только ученого-исследователя в области философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIST’S DIGNITY AS A PATH TO THE TRUTH

The article is devoted to the 90th anniversary of Academy member Vladislav Alexandrovich Lectorsky, his scientific views and personal qualities. On the basis of acquaintance with his works and many years of personal communication, an attempt is made to comprehend the reasons and conditions for the fruitful life in science, which allowed him to become a universally recognized classic of Russian philosophy during his lifetime and a recognized worldwide authority in the field of epistemology and philosophy of science. The mechanism of interaction of scientific inclinations and interests with personal inclinations and ethical principles of a scientist, which determined the choice of life path and direction of scientific research, is considered. There is a tendency to expand the scope of research from special problems of the theory of knowledge to generalizing concepts of philosophical epistemology, philosophy of consciousness, philosophical anthropology, encompassing cognition, man and culture in a holistic worldview system. There is a pronounced social orientation of epistemological research. The way of formation of a scientist’s personality and his civic position in the process of solving research tasks is shown - from the analysis of cognition as an end in itself to the application of the concepts and principles developed in this process to the philosophical understanding of a person, his place and destiny in a modern transforming society, the protection of rationality and humanism as values of civilization. The talent of V.A. Lektorsky as an organizer of science, who worked for a long time as the head of the theory of knowledge department and editor-in-chief of the journal “Voprosy filosofii”, the current professor and dean of the Faculty of Philosophy of GAUGN and editor-in-chief of the journal “Philosophy of Science and Technology” is noted. It is shown how the theoretical concepts of tolerance, critical thinking, and humanism developed by him are at the same time practical principles of his own life. This is the sign of a real philosopher, not just a researcher in the field of philosophy.

Текст научной работы на тему «ДОСТОИНСТВО УЧЕНОГО КАК ПУТЬ К ИСТИНЕ»

Философия науки и техники

Philosophy of Science and Technology 2022, vol. 27, no. 2, pp. 6-19 DOI: 10.21146/2413-9084-2022-27-2-6-19

2022. Т. 27. № 2. С. 6-19 УДК 101.9

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ ЭПИСТЕМОЛОГИИ

Е.Л. Черткова

Достоинство ученого как путь к истине

Черткова Елена Леонидовна - кандидат философских наук, старший научный сотрудник. Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; e-mail: eleon2005@yandex.ru

Статья посвящена 90-летнему юбилею академика РАН Владислава Александровича Лекторского, его научным взглядам и личностным качествам. На основании чтения его трудов и многолетнего личного общения делается попытка осмысления причин и условий плодотворной жизни ученого в науке, позволивших ему уже при жизни стать общепризнанным классиком отечественной философии, признанным во всем мире авторитетом в области эпистемологии и философии науки. Рассматривается механизм взаимодействия научных склонностей и интересов с личностными наклонностями и этическими принципами ученого, определивших выбор жизненного пути и направление научных исследований. Прослеживается тенденция расширения сферы исследований от специальных проблем теории познания до обобщающих концепций философской эпистемологии, философии сознания, философской антропологии, объемлющих познание, человека и культуру. Показан путь становления личности ученого и его гражданской позиции в процессе решения исследовательских задач - от исследования познания как самоцели до применения выработанных при этом понятий и принципов к философскому пониманию человека, его места и судьбы в современном общества, защите рациональности и гуманизма как ценностей цивилизации. Отмечается талант В.А. Лекторского как организатора науки, многолетнего руководителя сектора теории познания и главного редактора журнала «Вопросы философии». Показано, как развиваемые им теоретические концепции толерантности, критического мышления, гуманизма одновременно являются и практическими принципами его собственной деятельности. Это и есть признак настоящего философа, а не только ученого-исследователя в области философии.

Ключевые слова: Лекторский, рационализм, гуманизм, толерантность, достоинство, свобода, человек, коммуникация, философия, эпистемология

© Черткова Е.Л., 2022

Юбилеи существуют в том числе и для того, чтобы иметь законный повод высказать свое отношение к трудам и личности юбиляра. Встречать свое 90-летие в такой прекрасной физической и интеллектуальной форме - удел немногих. Еще реже можно лично общаться и беседовать с живым классиком нашей философии, читать его новые книги и статьи, обсуждать с ним и, что гораздо чаще, узнавать от него самые новые проблемы современной философии и науки. Владислав Александрович своей жизнью и трудами соединяет разные поколения отечественных философов, олицетворяя живую связь времен. Естественно возникает интерес к тому, каков секрет столь успешной жизни в науке? Ответ на этот вопрос лучше всех знает сам юбиляр, и отчасти он рассказал нам об этом [Лекторский, 2002; Лекторский 2018а; Лекторский, Пружинин 2017; Митрохин, Лекторский 2002]. Я же скажу о том, что сама вынесла из общения и совместной работы в секторе теории познания. Главное, что я смогла понять, - это решающее значение соответствия, даже совпадения ценностных установок, научных и личностных, определивших характер и направление творческого пути Владислава Александровича Лекторского. Вот о них я и хотела бы сказать несколько слов.

Как показывает жизненный и научный путь академика Российской академии наук Владислава Александровича Лекторского, постоянство в стремлении к непреходящим ценностям, независимо от условий возможности их достижимости в каждый данный исторический момент, определяет тип личности, способной осуществлять научное творчество даже в самых неподходящих для этого условиях. В нашем стремительно меняющемся мире с его постоянными социальными, научными, технологическими изменениями и «поворотами» нужно обладать внутренней моральной и умственной устойчивостью, чтобы не уклоняться от собственной жизненной траектории. Гармоничное сочетание личных человеческих качеств и правильный выбор направления для интеллектуальных усилий принесло свои достойные результаты - общепризнанный авторитет в отечественной и мировой философии. Свой авторитет и влияние В.А. Лекторский употребил на благородное дело - возвращение к жизни и включение в научный контекст идей и концепций, над которыми работали многие его коллеги и современники, не получившие в свое время заслуженного признания в силу особых исторических условий и обстоятельств. Это деяние свидетельствует не только о трудолюбии и работоспособности юбиляра, но и о присущем ему уважении к творчеству своих коллег и широте научных интересов. Это качество благожелательного приятия новых научных идей в полной мере проявилось в годы работы на посту главного редактора ведущего научного журнала «Вопросы философии», а теперь и нового, созданного при его непосредственном участии, журнала «Философия науки и техники».

Своей публикаторской деятельностью В.А. Лекторский немало способствовал изменению отношения к отечественной философии советского периода. В постперестроечные годы много горьких слов было сказано о российской гуманитарной науке. И если определенные успехи в области естествознания и точных наук сомнению не подвергаются, то в области социальных наук, и особенно философии, признание полного провала было широко распространено даже среди некоторых философов. Ибо о какой философии можно говорить

в условиях диктата «Краткого курса ВКП(б)», когда она полностью была поглощена тоталитарной идеологией и в области философии решала задачи не научные, а сугубо политические? На этом основании отказывались от обращения к истории отечественной философии советского периода, полагая, что лучше всего отбросить ее как ненужный хлам и начать философию с новой страницы. Всемирно известная российская самокритичность доходит порой до уничижения и даже до самоуничтожения. Но здоровый критицизм требует объективной оценки как достижений, так неудач и провалов, и самое главное - осмысление собственной истории, понимание как особенностей развития и бытования философской мысли в специфических условиях советского времени, так и ее теперешнего состояния. Связь времен осуществляется в сознании и деяниях людей, переживающих эти времена. Теперь, после выхода многих малоизвестных и даже совсем неизвестных трудов отечественных философов XX в. и посвященных им книг и комментариев, можно судить о том, что в нашей философии советского периода было жизнеспособным, зачастую опережающим и предвосхищающим актуальные мировые тренды, а что кануло в лету вместе со своими носителями или даже раньше их. Реальные достижения если и устаревают, то дают начало новым исследованиям, и в этом критерий их жизнеспособности.

Первые научные публикации Владислава Александровича Лекторского приходятся на конец 50-х - начало 60-х гг. - романтического периода в истории советской философии. Характерной особенностью этого периода была предпринятая ставшими впоследствии поистине выдающимися философами попытка взглянуть на марксизм как философское мировоззрение, а не идеологическую доктрину, осознать его корни в истории философии и связь с современной философией. Это послужило отправной точкой колоссального взлета философского творчества 60-70-х гг., с которого и началось то умственное движение, которое положило начало возрождению философской мысли в нашей стране. Начинается радикальный поворот от идеологических конструкций к рациональному мышлению, постепенно происходит элиминация чуждого теоретической философии содержания из общенаучных дискуссий, что было необходимым условием превращения философии в рационально-теоретическую и в этом смысле научную деятельность. Возникают разные философские школы, исходящие из разных концептуальных позиций и спорящие друг с другом, чего в философии не было уже несколько десятилетий, со времен печально известного «философского парохода», 100-летний юбилей которого мы отмечаем как раз в этом году. В опоре на научные знания многие видели единственно возможный способ развития страны, изменения не удовлетворяющей их действительности. Этим объясняется особый интерес к философии как теории научного познания. Именно поэтому лучшие умы того времени работали в области теории познания, что не могло не принести достойные плоды. В исследовании познания и сознания отечественными философами и учеными были высказаны идеи, лишь позднее ставшие популярными в западной философии науки: социально-исторический подход к изучению научного знания и процесса познания, структурный анализ гуманитарного знания и др. Посвящая свои усилия продвижению теории познания по пути углубления

философского осмысления мира как единства субъекта и объекта, Владислав Александрович Лекторский вместе со своими коллегами-единомышленниками совершали поворот к теоретической философии, противодействуя своим научным творчеством тем, кто лишь симулировал философскую деятельность, прикрывая ею иные, далекие от научных интересы. Их имена и дела давно забыты, и мы не будем здесь воскрешать память о них.

Сектор теории познания как подразделение Института философии АН СССР возник в 1977 г. на базе сектора диалектического материализма, которым с 1969 г. заведовал В.А. Лекторский. Будучи долгое время, вплоть до 2016 г., его руководителем, он не только сам много сделал для продвижения нашей эпистемологии на мировой научный уровень, но и создавал необходимую творческую атмосферу, в которой могли плодотворно работать такие блестящие исследователи, как Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев, Е.П. Никитин, Н.Н. Трубников, В.С. Швырев, М.С. Розов, Н.С. Мудрагей и др., и без того трудная судьба которых могла бы сложиться куда трагичнее без его постоянной поддержки и заступничества (хотя и сам он долгое время был в опале и несколько лет руководил сектором теории познания лишь в качестве и.о. зав. сектора). Так было и при их жизни, а потом он немало сделал для публикации их не изданных в свое время трудов, что было важно для восстановления реальной исторической картины развития отечественной философии и осмысления достижений философской мысли, достойных по праву быть включенными в сокровищницу мировой философии, хотя и не дошедших в свое время до публикации и по этой причине не получивших должного признания. Особенно значительную роль в восстановлении исторической справедливости сыграли такие уникальные издания, как вышедший под редакцией В.А. Лекторского двухтомный труд по новейшей истории отечественной философии «Философия не кончается...» (М.: РОССПЭН, 1998) и 21-томная книжная серия «Философия России второй половины XX века» (М.: РОССПЭН, 2009-2010), главным редактором серии был также В.А. Лекторский. Этими изданиями опровергалось распространенное тогда убеждение, что в советской России не было и не могло быть никакой философии. Конечно, можно утверждать, что для достойной философии (как и для науки) необходимо достойное общество, но не стоит преуменьшать и роль самих ученых, своими личными качествами и утверждаемыми ими ценностями они могут влиять на процесс формировании достойного общества.

В этом отношении история отечественной философии интересна не только с научной точки зрения, как и история любой науки, она еще и весьма поучительна, поскольку показывает огромное значение личностных установок и предпочтений ученого, влияние которых на ход развития науки в определенные периоды может перевешивать значимость иных неустранимых «внешних» факторов. Это должно теперь стать вдохновляющим примером для нас, когда, хотя и совсем по другим причинам, вновь настало время, отнюдь не способствующее научному творчеству, но при этом остро требующее философского осмысления. Само издание этих трудов в обстановке преобладания превратной оценки всей науки советского периода, а социальной и гуманитарной особенно, является проявлением объективной, реалистической и мужественной

гражданской позиции, противостоящей нигилизму одних и упорному консерватизму других. Это также стало исполнением нравственного долга, благодарной памяти тем людям, которые своими трудами, а нередко и подвигами, не только смогли в тяжелейших условиях сохранить и обогатить философию как особую интеллектуальную деятельность сознания, но и сделали возможными те изменения в нашей жизни, благодаря которым мы можем теперь значительно расширить и обогатить свои представления о философских исканиях того времени. В этих книгах нам дан пример того, что сохранять себя в качестве творчески мыслящей личности и ученого можно в самых неблагоприятных для философии условиях, если сознательно развивать в себе профессиональные качества, живой интерес к научным проблемам и, возможно, даже самое главное, сохранять человеческое достоинство и поддерживать своих коллег и тем самым развивать профессиональные коммуникации в научном сообществе. Урок состоит в том, что этическая позиция и эпистемологические принципы научного исследования взаимно предполагают и укрепляют друг друга.

Не могу не высказать в связи с этим и глубокого сожаления о том, что Владислав Александрович еще не издал большую книгу своих воспоминаний. Немало видевший за свою долгую жизнь в науке как непосредственный участник многих ярких событий в жизни философского сообщества, прекрасно помнящий многих уже ушедших в мир иной коллег и связанных с ними событий, замечательный рассказчик, В.А. Лекторский за последние годы устно и письменно опубликовал разные интересные воспоминания, но собранные вместе под одной обложкой они приобрели бы новое качество исторического документа - научного и человеческого. Мне довелось много раз с неугасаю-щим интересом слышать устные рассказы В.А. Лекторского, и могу с уверенностью сказать, что в его памяти хранятся материалы не на один подобный том. Я все же не оставляю надежду на то, что он подарит нам и нашим потомках свои бесценные свидетельства о пережитых им вместе со страной временах и расскажет широкой читающей аудитории о тех людях, благодаря которым мы при всех условиях сохраняем культурные традиции критико-рефлексивно-го философского мышления, благодаря которому человечество медленно выходило из варварства к цивилизации.

Стремительное развитие комплекса наук о человеке, активизация издательской деятельности способствовали существенному расширению сферы социально-гуманитарных исследований, что создавало благоприятные возможности для широкого обсуждения острых социально-политических, философских, мировоззренческих, религиозных и этических проблем современности. В этой атмосфере свободного научного творчества происходит существенное расширение и качественное изменение проблематики теории познания, эпистемологии и философии науки, философии сознания, осмысления роли науки и новых научных технологий для человека и общества, что отчетливо прослеживается по работам В.А. Лекторского последних десятилетий. Однако в центре его внимания по-прежнему остаются фундаментальные вопросы теоретической философии, прежде всего реализм, объективность, субъективность, релятивизм, истина и др. Им посвящены две коллективные монографии,

подготовленные в секторе теории познания, инициированные Владиславом Александровичем и отредактированные им. В них традиционные для эпистемологии проблемы переосмысливаются в современном контексте новых научных теорий о знании, познании и сознании. Это книги - «Релятивизм как болезнь современной философии» [Релятивизм как болезнь... 2015] и «Перспективы реализма в современной философии» [Перспективы реализма. 2017] (победившая в конкурсе на лучшую книгу Института философии РАН по номинации «Коллективные монографии»), которые свидетельствуют не только о расширении проблемного поля эпистемологии, но и о существенных изменениях в понимании ее фундаментальных понятий.

Исследование познания и сознания, исконное проблемное поле философии, разделило судьбу многих других областей философского исследования и с середины прошлого века стало активно осваиваться специально-научными методами. В.А. Лекторский внимательно следит за новейшими направлениями в специально-научных исследованиях интеллекта, сознания, познания и активно откликается на них [Лекторский 2021; Лекторский, Алексеева, Емельянова и др. 2022]. Эпистемология непосредственно соприкасается с проблематикой искусственного интеллекта, с особенностями модели сознания в когнитивных науках и информационных технологиях, роли искусственного интеллекта в понимании того, что такое сознание. Но что особенно важно для философа - это проблема места человека в этой новой реальности, понимание того, какие социальные последствия и личностные трансформации с этим связаны. Одна из недавно вышедших коллективных монографий, в которой В.А. Лекторский принял участие, посвящена проблеме памяти как фундамента индивидуальной и коллективной идентичности. Рассматривая влияние цифровизации на личность, его память и идентичность, В.А. Лекторский приходит к очень серьезному выводу: «Глобальная цифровизация - это экзистенциальный вызов, взламывание важнейших оснований жизненного мира человека. От ответа на этот вызов зависит его будущее» [Емельянова, Лекторский, Летняков и др. 2022, 271]». Гуманитарный аспект проблемы и в этих исследованиях является для юбиляра приоритетным.

Эта же направленность проявляется в авторских монографиях В.А. Лекторского последнего периода. В них рассматриваются проблемы, хотя и подготовленные прошлыми его исследованиями, но в значительной мере не свойственные прежней классической эпистемологии и имеющие к тому же остросоциальную направленность. Я имею в виду такие книги Владислава Александровича, как «Эпистемология классическая и неклассическая» [Лекторский 2001], «Философия, познание, культура» (1 место в конкурсе на лучшую книгу Института философии РАН, номинация «Индивидуальные монографии») [Лекторский 2012] и особенно вышедшую в 2018 г. книгу «Человек и культура» [Лекторский 2018]. В них наряду и в контексте эпистемологических исследований рассматриваются такие насущные проблемы, как перспективы человека в обществе знания и глобальной цифровизации, интеграция наук о человеке, духовность и рациональность, гуманизм и постгуманизм, толерантность и плюрализм, проблема смысла жизни и смерти, индивидуальной и культурной идентичности. Все они имеют ярко выраженную социальную

направленность, но при этом сохраняют присущую прежним его работам теоретическую углубленность, аналитизм и пафос защиты рациональности, критицизма и объективности перед лицом постмодернистских, релятивистких попыток подрыва позиций теоретической философии.

При обсуждении этих, казалось бы, далеких от эпистемологии проблем В.А. Лекторский показывает их глубокую связь с различными исторически меняющимися интерпретациями понятий знания и познания, науки и ее роли в культуре и обществе. Так, для проблемы гуманизма решающим оказывается интерпретация лежащего в его основе понятия знания: как господства над внешними сознанию процессами и их овладением или же как коммуникации, диалога познающего с самим собой и с познаваемым. От этого зависит и понимание гуманизма, и судьба его в современной культуре. Так же тесно связана с основными понятиями эпистемологии и проблема толерантности и плюрализма, столь болезненная и актуальная для нашего общества: при ее рассмотрении решающими оказываются проблемы объективности знания и его интерпретации как реализации различных ценностных, культурных и познавательных установок. Проведенное В.А. Лекторским теоретическое исследование этих проблем обнаруживает их сугубо практическое значение, ибо от их различного философского понимания зависят и различные социальные практики реализации гуманистических или плюралистических установок.

Вместо распространенных сегодня призывов отказаться от «идеологических догм» и «утопических проектов», к которым относят и идеи гуманизма, В.А. Лекторский предлагает критическое переосмысление устаревших принципов, лежащих в основании этого идеала, и выработку на основе этого его нового понимания, основанного на новой концепции человека, его творческих возможностей и моральной ответственности, его места в современном мире. При таком подходе проблема гуманизма оказывается средоточием глубинных проблем изменяющегося мира, кризиса современной цивилизации и путей выхода из него. В связи с идеалами гуманизма критически рассматриваются идеи сверхчеловека, постчеловека и постгуманизма и отмечается их полный разрыв с гуманизмом и человечностью. «Создание постчеловека как способ покончить с человеческим несовершенством, - пишет В.А. Лекторский, - напоминает попытку избавиться от головной боли при помощи гильотины» [Лекторский 2014; Лекторский 2018, 295]. Онтология субъекта, его понимание не как самозамкнутого индивидуального сознания, а как укорененного в бытии и межличностных связях, когда коммуникация и диалог образуют глубинную структуру индивидуального сознания, является основой для решения рассматриваемых им проблем - как собственно теоретико-познавательных, так и социально-философских и даже политических.

Разрабатывая эпистемологические проблемы, Владислав Александрович Лекторский раскрывает их взаимосвязь с пониманием природы и сущности человека, показывает, как новая онтология человека влечет за собой отказ от понимания знания как овладения и господства, а следовательно, и от идей антропоцентризма, образующих фундамент классического гуманизма, и предлагает вместо этого идеи коммуникации, диалога, коэволюции. Эти же идеи

определяют и решение проблемы толерантности и плюрализма, поскольку налагают требование установления равноправно-партнерских отношений взаимодействия человека с его окружением - природой, другим человеком, культурой своей и чужой.

На основе своей онтологии «Я», отличной от лежащей в фундаменте классической эпистемологии, и соответствующем ей понимании познания как коммуникации основывается предложенный В.А. Лекторским анализ понятий толерантности и плюрализма [Лекторский 1997; Лекторский 2018, 303-317]. Как и при рассмотрении проблемы гуманизма, определяющим здесь является интерпретация категорий познания, прежде всего истины. Понятие толерантности меняется вместе с изменением познавательных установок и наших пред -ставлений о том, что есть истина. И если фундаменталистским установкам классической эпистемологии соответствует понимание толерантности как безразличия к существованию различных взглядов и практик, то эпистемологический и культурный релятивизм предполагают иное понимание толерантности как уважения к другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым я не могу взаимодействовать. И совсем иное понимание толерантности возникает на основе неклассической (постклассической) эпистемологии и коммуникативной интерпретации познания и диалогичности культуры в целом. В этом случае толерантность выступает уже не как безразличие или снисхождение, пусть даже основанное на уважении к другому, но уже как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности) в результате критического диалога.

Последовательно проведенный рациональный (что прежде всего означает критико-рефлексивный) подход в исследовании этих феноменов обнаруживает неустранимость идеалов, ценностей, нравственных норм из человеческой деятельности. Прокламируемый отказ от них может означать либо подмену одних явно отрицаемых идеалов и ценностей другими, неявно подразумеваемыми, скрытыми от неискушенного взгляда, на чем обычно строится современный «пиар», либо обессмысливание человеческой деятельности, лишение ее всяких критериев и ориентиров. Последнее решение отказывается от позитивного отношения к жизни и потому ведет к распаду и хаосу. Иной путь предлагает В.А. Лекторский. Он убедительно показывает, что трезвый и реалистический анализ человека, его культурного и социального мира свидетельствует о неустранимой роли идеалов, ценностных систем и нравственно-мировоззренческих ориентиров, вне которых и без которых вся человеческая деятельность теряет смысл и критерии оценки и потому становится невозможной в качестве истинно человеческой, т.е. свободной и ответственной. Самым важным делом для современной России Владислав Александрович считает поиск новой системы идеалов, так как лишь на этом пути возможен выход из того духовного, культурного и социального кризиса, который переживает страна, как и современная цивилизация в целом. Защищая ценности рационального познания, он подчеркивает центральное место проблематики знания и познания в процессе осмысления современного общества и человека. Именно исследование фундаментальных эпистемологических категорий

стало теоретическим основанием решения обсуждаемых здесь актуальных социальных проблем.

Рассмотренные здесь опыты исследования гуманизма, критического мышления, толерантности ясно показывают, насколько решаемые философом задачи неотделимы от его моральных принципов и гражданской позиции, а последние, в свою очередь, основываются на исследовании фундаментальных проблем познания и опыта. Интересную гипотезу высказал А.А. Гусейнов в книге, посвященной 70-летию В.А. Лекторского. Анализируя на конкретных исторических примерах связь метафизических и нравственных принципов, автор ставит вопрос: «Может быть, жизненные установки, которые выводятся из метафизических принципов, и были тем скрытым основанием, которое предопределило выбор самих этих принципов?» [Гусейнов 2002, 161]. И эта догадка имеет прямое подтверждение в биографии нашего юбиляра, еще при выборе факультета для учебы определившего свой выбор жизненного пути интересом к основаниям научного знания и смысложизненным проблемам [Митрохин, Лекторский 2002, 11] - этическая доминанта просвечивает сквозь все теоретические поиски, направленные на защиту и обоснование ценностей рациональности и свободы, на которых держится достоинство человека как и достоинство знания, науки. Осмысление этих проблем в контексте категорий истины, знания, объективности и субъективности, реализма и релятивизма, коммуникации и понимания создает теоретический фундамент для объединения людей в деле их противостояний злу и невежеству, откуда бы они ни исходили.

На примерах исследования проблемы гуманизма и толерантности ясно видно, что эпистемология в творчестве В.А. Лекторского является и объектом его исследовательского интереса, и основанием для решения проблем, выходящих за рамки собственно эпистемологии. Если на ранних этапах творчества В.А. Лекторского теория познания отчасти служила интеллектуальным убежищем, относительно удаленным и защищенным от прямого идеологического воздействия, и потому наиболее свободным в те времена полем философского исследования, то на нынешнем этапе его жизненного пути она стала средством решения остроактуальных социальных и политических проблем. Это лишний раз свидетельствует о том, что по-настоящему глубокие теоретические исследования в исторической перспективе никогда не бывают бесполезными как в теоретическом естествознании, так и в гуманитарных науках. Защита достоинства знания, его социальной роли и ответственности как личной, так и коллективной постоянно находятся в центре научных и гражданских интересов В.А. Лекторского. Если достоинство личности проявляется в его моральных качествах, то достоинство знания - в последовательном стремлении к познанию истины и постижению смысла человеческого существования и роли знания в его осуществлении.

Юбилей живого классика заставляет нас вспомнить о таком необходимом условии успешности науки, как наличие традиций, преемственностии развития разных направлений, то, что ранее называли «школы в науке». Сейчас все реже говорят о научных школах, а ведь именно в них передавались опыт и знания, интеллектуальные традиции и методы исследования, подрастали новые научные поколения. Важнейшем фактором теоретического роста, особенно

молодых сотрудников, были проходившие на заседаниях сектора обсуждения научных проблем. Это по существу был постоянно действующий теоретический семинар, на котором обсуждались авторские статьи в коллективные труды, темы будущих диссертаций и уже готовые тексты диссертационных исследований. Так формировалась научная школа В.А. Лекторского. К сожалению, теперь становится всё труднее поддерживать эту традицию. Новые методы управления наукой с упором на количественные показатели публикационной активности не способствуют теоретическим исследованиям, не терпящим суеты и поспешности. Создание коллективных монографий, позволяющих всесторонне исследовать одну большую проблему, не приносит требуемого роста «научных показателей». А именно в этой коллективной работе и формируются научные коллективы и школы.

О молодости души Владислава Александровича более всего говорит интерес ко всему новому в науке и жизни, любовь к молодежи, желание работать и общаться с ними, интерес к новейшим научным знаниям и активное их освоение в контексте воспитания молодого поколения как условие успешного решения задач развития современной философии. Студенты и аспиранты охотно работают под его научным руководством, и не только из-за его обширных знаний и опыта, но и ради свободы научного творчества, поскольку Владислав Александрович старается понять интересы и наклонности будущих ученых и не пытается свернуть их на другие, более близкие его собственным интересам, проблемы, даже если они не вписываются в разделяемые им концепции. Такую же свободу творчества он предоставляет и всем сотрудникам сектора, благодаря чему образуется коллектив с многообразными интересами и позициями, что на деле способствует более глубокому и многогранному обсуждению общих философских проблем.

Научная школа В.А. Лекторского, благодаря царящей в ней атмосфере творческой свободы, способствовала развитию новых направлений в эпистемологии, впоследствии образовавших еще несколько секторов - сначала это был сектор «эволюционной эпистемологии», который создавал и им руководил до конца своей недолгой жизни И.П. Меркулов, а затем сектор «социальной эпистемологии», и поныне успешно работающий под руководством И.Т. Каса-вина. Направление «культурно-историческая эпистемология» разрабатывает тоже бывший сотрудник сектора теории познания, а ныне главный редактор журнала «Вопросы философии» Б.И. Пружинин. И сейчас в секторе трудятся молодые талантливые ученые, сами способные возглавить новые научные направления в этой области, предполагаю, что это будет «Философия сознания».

Среди этого многообразия, дополненного еще и новейшими когнитивными исследованиями, созданное В.А. Лекторским направление я бы определила как «философская эпистемология». Объясню, что я имею в виду. Философская - поскольку познание рассматривается именно как человеческое качество, в связи с субъектом и субъектностью, с точки зрения и от лица человека, что неизбежно выводит на проблемы самосознания, нравственного сознания, свободы, смысла жизни, смерти и бессмертия. В этом, как я понимаю, выражается стремление В.А. Лекторского на новом уровне развития общества и наук о человеке обосновать и утвердить проблему человека как субъекта своих мыслей и действий. Эпистемология потому, что делается акцент на специфику

науки прежде всего как знания, и уже на этой основе ее трактовка как социального института, познавательной деятельности, культурной ценности, как текста, коммуникации, адаптации и т.д. Так понимаемая эпистемология вносит свой вклад в понимание человека, поскольку ни в чем так явственно не проступает специфика человека разумного (homo sapiens), как в его познавательном интересе и познавательной деятельности. И вполне закономерно работы В.А. Лекторского последнего десятилетия все глубже затрагивают экзистенциальные проблемы человеческого существования, а его философская эпистемология по своей направленности становится все более гуманистической. И в этом В.А. Лекторский наследует И. Канту в его понимании главного, «четвертого вопроса» теоретической философии - что есть человек. Понять, что такое познание, значит понять, что такое человек, так как познание - человеческий способ отношения к миру и путь его саморазвития. Человек как субъект познания и деятельности образует смысловой центр всех исследований Владислава Александровича Лекторского. Так понимаемая эпистемология составляет фундамент теоретической философии, а через нее и культуры в целом.

Уникальная творческая атмосфера Института философии - это результат человеческих и профессиональных усилий таких людей, как Владислав Александрович Лекторский. Творческий климат формируется внимательным подбором коллектива (ранее каждый новый претендент в сотрудники сектора проходил тайное голосование среди своих будущих коллег) и, что не менее важно, правильным выбором проблем и тем, над которыми работает сектор. Во все времена, даже самые для этого неподходящие, в центре внимания были фундаментальные проблемы теоретической философии. Благодаря такой ориентации, работе «на глубине», никакие радикальные изменения в общественных настроениях или модные «повороты» в философии не обесценивают полученные ранее результаты и не принуждают каждый раз менять направление исследований. Конечно, «вечными» остаются только вопросы, но ответы на них каждое время и каждое поколение дает свои, новые ответы, которые в свою очередь порождают новые проблемы и смыслы, что требует их дальнейшего переосмысления, соотнесения с реалиями современной науки и универсалиями культуры.

И в завершение приведу слова В.А. Лекторского из его выступления на круглом столе журнала Вопросы философии: «Когда бывают звездные часы философии? Тогда, когда происходит культурный кризис, как это было, например, в античности. Когда слом культуры идет. И вот сейчас такой слом тоже происходит, и в этом смысле для философии ныне наступил звездный час. Сегодня мы имеем дело с вызовом для философии» [Лекторский 2016, 30]. Мне остается только пожелать Владиславу Александровичу новых успехов на этом трудном и славном пути.

Список литературы

Гусейнов 2002 - Гусейнов А.А. Философия: между знаниями и ценностями // Субъект, познание, деятельность. К 70-летию В.А. Лекторского. М.: Канон+, 2002. С. 159-185.

Емельянова, Лекторский, Летняков и др. 2022 - Емельянова Н.Н., Лекторский В.А, Летняков Д.Э., Рогов А.В., Романова А.П., Сабанчеев Р.Ю., Стычинский М.С., Суханова М.И.,

Сясина Т.В., Труфанова Е.О., Федорова М.М., Яковлева А.Ф. Индивидуальная и коллективная память в цифровую эпоху: Коллективная монография / Под ред. Е.О. Труфановой (отв. ред.), Н.Н. Емельяновой, А.Ф. Яковлевой. М.: Аквилон, 2022. 400 с.

Лекторский 1997 - Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46-54.

Лекторский 2001 - Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001, 256 с.

Лекторский 2012 - Лекторский В.А. Философия, познание, культура. М.: Канон+, 2012. 384 с.

Лекторский, 2014 - Лекторский В.А. Имеет ли гуманизм смысл сегодня? // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации / Ред.-сост. М.И. Фролова. М.: URSS, 2014. 398 с.

Лекторский 2016 - Лекторский В.А. Достоинство знания как проблема современной эпистемологии. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 2016. № 8. C. 20-56.

Лекторский 2017 - Лекторский В.А. Вопросы философии» в моей жизни // Вопросы философии. 2017. № 7. С. 8-9.

Лекторский 2018 - Лекторский В.А. Человек и культура. Избранные статьи. СПб.: СПбГУП, 2018. 640 с.

Лекторский 2018a - Лекторский В.А. Сектор теории познания: история и современность // Вопросы философии. 2018. № 10. С. 5-12.

Лекторский 2021 - Лекторский В.А. Философия перед лицом когнитивных исследований // Вопросы философии. 2021. № 10. С. 5-17.

Лекторский, Алексеева, Емельянова и др. 2022 - Лекторский В.А., Алексеева Е.А., Емельянова Н.Н., Катунин А.В., Меркулова И.Г., Пирожкова С.В., Труфанова Е.О., Щедрина И.О., Яковлева А.Ф. Искусственный интеллект в исследованиях сознания и общественной жизни (к 70-летию статьи А. Тьюринга «Вычислительные машины и разум») (материалы круглого стола // Философия науки и техники. 2022. Т. 27. № 1. С. 5-33.

Лекторский, Пружинин 2012 - Лекторский В.А., Пружинин Б.И. О жизни и философии. Беседа Б.И. Пружинина с В.А. Лекторским // Вопросы философии. 2012. № 8. C. 5-31.

Митрохин, Лекторский 2002 - Митрохин Л.Н., Лекторский В.А. О прошлом и настоящем (беседа) // Субъект, познание, деятельность. К 70-летию В.А. Лекторского. М.: Канон+, 2002. C. 10-72.

Перспективы реализма... 2017 - Перспективы реализма в современной философии / Отв. ред. В.А. Лекторский. М.: Канон+, 2017. 464 с.

Релятивизм как болезнь. 2015 - Релятивизм как болезнь современной философии / Отв. ред. В.А. Лекторский. М.: Канон+, 2015. 392 с.

The scientist's dignity as a path to the truth

Elena L. Chertkova

Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. 12/1 Goncharnaya Str., Moscow 109240, Russian Federation; e-mail: eleon2005@yandex.ru

The article is devoted to the 90th anniversary of Academy member Vladislav Alexandrovich Lectorsky, his scientific views and personal qualities. On the basis of acquaintance with his works and many years of personal communication, an attempt is made to comprehend the reasons and conditions for the fruitful life in science, which allowed him to become a universally recognized classic of Russian philosophy during his lifetime and a recognized worldwide authority in the field of epistemology and philosophy of science. The mechanism of interaction of scientific inclinations and interests with personal inclinations and ethical principles of a scientist, which determined the choice of life path and direction of scientific

research, is considered. There is a tendency to expand the scope of research from special problems of the theory of knowledge to generalizing concepts of philosophical epistemol-ogy, philosophy of consciousness, philosophical anthropology, encompassing cognition, man and culture in a holistic worldview system. There is a pronounced social orientation of epistemological research. The way of formation of a scientist's personality and his civic position in the process of solving research tasks is shown - from the analysis of cognition as an end in itself to the application of the concepts and principles developed in this process to the philosophical understanding of a person, his place and destiny in a modern transforming society, the protection of rationality and humanism as values of civilization. The talent of V.A. Lektorsky as an organizer of science, who worked for a long time as the head of the theory of knowledge department and editor-in-chief of the journal "Voprosy filosofii", the current professor and dean of the Faculty of Philosophy of GAUGN and editor-in-chief of the journal "Philosophy of Science and Technology" is noted. It is shown how the theoretical concepts of tolerance, critical thinking, and humanism developed by him are at the same time practical principles of his own life. This is the sign of a real philosopher, not just a researcher in the field of philosophy.

Keywords: V.A. Lektorsky, rationalism, humanism, tolerance, dignity, freedom, human, communication, philosophy, epistemology

References

Gusejnov, A.A. 'Filosofiya: mezhdu znaniyami i cennostyami' [Philosophy: between knowledge and values], Sub"ekt, poznanie, deyatel'nost'. K 70-letiyu V.A. Lektorskogo [Subject, cognition, activity. V.A. Lektorsky's 70s anniversary], Moscow, Kanon+ Publ., 2002, pp. 159-185. (In Russian)

Emel'yanova, N.N., Lektorsky, V.A., Letnyakov, D.E., Rogov, A.V., Romanova, A.P., Sabancheev, R.Yu., Stychinskii, M.S., Sukhanova, M.I., Syasina, T.V., Trufanova, E.O., Fedo-rova, M.M., Yakovleva, A.F. Individual'naya i kollektivnaya pamyat' v cifrovuyu ehpokhu: Kol-lektivnaya monografiya [Individual and collective memory in the digital age: collective monograph], Moscow, Akvilon Publ., 2022, 400 pp. (In Russian)

Lektorsky, V.A. 'O tolerantnosti, plyuralizme i kriticizme' [On tolerance, pluralism and criticism], Voprosy filosofii, 1997, no. 11, pp. 46-54. (In Russian)

Lektorsky, V.A. Epistemologiya klassicheskaya i neklassicheskaya [Classical and non-classical epistemology]. Moscow, URSS Publ., 2001, 256 pp. (In Russian)

Lektorsky, V.A. Filosofiya, poznanie, kul'tura [Philosophy, cognition, culture]. Moscow, Kanon+ Publ., 2012, 384 pp. (In Russian)

Lektorsky, V.A. 'Imeet li gumanizm smysl segodnya?' [Does humanism have sense today?], Mesto i rol' gumanizma v budushchej civilizacii [Place and role of humanism in the future civilization]. Moscow, URSS Publ., 2014, 398 pp. (In Russian)

Lektorsky, V.A. 'Dostoinstvo znaniya kak problema sovremennoj ehpistemologii. Materialy kruglogo stola' [The self-integrity of knowledge as a problem of modern epistemology. Materials of round table], Voprosy filosofii, 2016, no. 8, pp. 20-56. (In Russian)

Lektorsky, V.A. "Voprosy filosofii" v moej zhizni [Voprosy filosofii in my life], Voprosy filosofii, 2017, no. 7, pp. 8-9. (In Russian)

Lektorsky, V.A. Chelovek i kul'tura. Izbrannye stat'i. [Human and culture. Selected Papers]. Saint-Petersburg, SPBGUP, Publ., 2018, 640 pp. (In Russian)

Lektorsky, V.A. 'Sektor teorii poznaniya: istoriya i sovremennost' [The department of theory of knowledge: history and modernity], Voprosy filosofii, 2018, no. 10, pp. 5-12. (In Russian)

Lektorsky, V.A., Pruzhinin, B.I. 'O zhizni i filosofii. Beseda B.I. Pruzhinina s V.A. Lektorskim' [On life and philosophy. A talk of B.I. Pruzhin and V.A. Lektorsky] // Voprosy filosofii, 2012, no. 8, pp. 5-31. (In Russian)

Lektorsky, V.A. 'Filosofiya pered litsom kognitivnykh issledovanii' [Philosophy facing cognitive studies], Voprosy filosofii, 2021, no. 10, pp. 5-17. (In Russian)

Lektorsky, V.A., Alekseeva, E.A., Emel'yanova, N.N., Katunin, A.V., Merkulova, I.G., Pirozhkova, S.V., Trufanova, E.O., Shchedrina, I.O., Yakovleva, A.F. 'Iskusstvennyj intellekt v issledovaniyakh soznaniya i obshchestvennoj zhizni (k 70-letiyu stat'i A. T'yuringa "Vychis-litel'nye mashiny i razum") (materialy kruglogo stola)' [Artificial intelligence in the research of consciousness and in social life (in honor of 70-years anniversary of A.Turing's paper "Computing machinery and intelligence" (Papers of the "round table")], Filosofiya nauki i tekh-niki, 2022, vol. 27, no. 1, pp. 5-33. (In Russian)

Mitrokhin, L.N., Lektorsky, V.A. 'O proshlom i nastoyashchem (beseda)' [On past and present (a talk)], Sub"ekt, poznanie, deyatel'nost'. K 70-letiyu V.A. Lektorskogo [Subject, cognition, activity. V.A. Lektorsky's 70s anniversary], Moscow, Kanon+ Publ., 2002, pp. 10-72. (In Russian) Perspektivy realizma v sovremennoi filosofii [Prospects of realism in the present philosophy], ed. by V. Lektorsky, Moscow, Kanon+ Publ., 2017, 464 pp. (In Russian)

Relyativizm kak bolezn' sovremennoj filosofii [Relativism as a disease of modern philosophy], ed. by V. Lektorsky, Moscow, Kanon+ Publ., 2015, 392 pp. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.