Научная статья на тему 'Достоинство личности основополагающий признак социального государства'

Достоинство личности основополагающий признак социального государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2507
678
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ПРИЗНАНИЕ ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ ПРАВА ЛИЧНОСТИ / ADVANTAGE OF THE PERSON / THE SOCIAL STATE / MAINTENANCE OF THE RIGHT TO WORTHY LIFE / THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / RECOGNITION THE MAXIMUM VALUE OF THE RIGHT OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитяева Вера Владимировна

Раскрывается важность реализации такого конституционного права, как достоинство личности в России применительно к современному процессу построения и развития демократического, правового государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGE OF THE PERSON A BASIC ATTRIBUTE OF THE SOCIAL STATE

The clause explains importance of realization of such constitutional right as advantage of the person in Russia with reference to modern process of a democratic lawful state

Текст научной работы на тему «Достоинство личности основополагающий признак социального государства»

В.В. Никитяева,

кандидат юридических наук

ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ — ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИЗНАК СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ADVANTAGE OF THE PERSON — A BASIC ATTRIBUTE OF THE SOCIAL STATE

Раскрывается важность реализации такого конституционного права, как достоинство личности в России применительно к современному процессу построения и развития демократического, правового государства.

The clause explains importance of realization of such constitutional right as advantage of the person in Russia with reference to modern process of a democratic lawful state.

Развитие формулы «социальное государство» нашло отражение в международном праве. В международных документах, принятых на универсальном (в рамках ООН) и региональном уровнях рамках Совета Европы, были закреплены основные стандарты и созданы механизмы защиты социальных прав человека. В преамбуле Устава ООН говорится, что одной из целей этой международной организации является стремление утвердить веру в достоинство и ценность человеческой личности. Текст Всеобщей декларации прав человека начинается с понятия «достоинство». Здесь фиксируются две основные идеи, связанные с этим понятием: достоинство присуще всем членам человеческой семьи, т. е. всем людям на земле; признание достоинства, равных неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира — нормального существования человечества. В частности, ст. 1 Всеобщей декларации прав человека [1] закрепляет принцип равенства людей в своих достоинстве и правах.

Российская Федерация — социальное государство, и это официально признано на конституционном уровне, в статье 7 Конституции Российской Федерации [2].

Основной задачей социального государства, находящегося в центре гражданского общества, является служение личности и обществу. Социальным признается такое государство, которое поддерживает социальный мир в обществе, обеспечивая баланс интересов различных слоев и групп. Нарушение или преимущественная защита интересов какой-либо социальной группы может привести к дестабилизации и социально-

му конфликту. Для гармонизации отношений в обществе государство должно обеспечивать равные условия и возможности для самореализации каждого члена общества. При этом российская Конституция не констатирует, что условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развития человека, созданы. Она утверждает, что на это направлена политика государства, или социальная политика. С этой точки зрения среди российских конституционных норм основное значение имеют те, которые закреплены в ст. 2 и ст. 21 Конституции Российской Федерации.

В первой из них зафиксирован принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Здесь термин «достоинство» не применяется, но речь идет именно об этой категории. В данном случае его обеспечение рассматривается как один из общих принципов права, основ конституционного строя и объектов го -сударственной защиты. Кроме того, права и сво -боды человека рассматриваются как воплощение идеи высшей ценности личности.

В соответствии же со ст. 21 Конституции Российской Федерации: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Согласно данной статье получили закрепление два положения. В первом из указанных положений конституцион -ный принцип сформулирован как обязывающая норма. Здесь подчеркивается, что государство — гарант данного права. Во второй норме речь идет о неотъемлемости данного права. Эта часть ст. 21 может быть понята в сочетании с ч. 3 ст. 56 Конституции, где право на достоинство названо

среди конституционных прав, не подлежащих ограничению.

Еще Гегель отмечал, что «чувство собственного достоинства человека и уважение к нему других соразмерны величине целого, к которому этот человек принадлежит» [3]. Вместе с тем, говоря об ограничении, необходимо отметить, что такие понятия, как рабство, подневольное состояние [4], насильственное исчезновение, не только рассматриваются на международном уровне, но и являются неотъемлемыми консти-туционными категориями достоинства личности [5]. Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений [6] устанавливает, что лю -бой акт насильственного исчезновения является оскорблением человеческого достоинства. Кон -венция относительно рабства [7] предусматривает, что рабство — состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибу ты права собственности, — есть унижение челове -ческого достоинства. Все эти идеи достоинства поддерживаются международно-правовыми актами, тем самым внедряя данную идею в национальное законодательство государств.

Особого анализа заслуживает ч. 1 ст. 23 Конституции, где гарантируется право человека на защиту своей чести и доброго имени. В вышеуказанных статьях Конституции зафиксировано единое право человека на честь и достоинство. Здесь уже речь идет о достоинстве личности не как об общеправовом принципе, а как о субъективном праве.

Развитие ч. 1 ст. 21 Конституции дал Консти -туционный Суд РФ, который впервые ввел в правовой оборот понятие достоинства личности как отдельного критерия неконституционности законов, касающихся прав личности. В поста -новлении он указал на то, что «Конституция РФ и международно-правовые акты исходят из того, что в сфере любых правоотношений... личность выступает не как объект государственной дея-тельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать уважение достоинства личности» [8].

Наконец, особая роль принадлежит ч. 2 ст. 21 Конституции РФ. В ней зафиксировано отдель -ное право человека — право на свободу от пы -ток, жестокого и бесчеловечного обращения и наказания. Но в этой конституционной норме закреплено положение, раскрывающее смысл права на достоинство: несовместимость всех видов насилия, жестокого или унижающего личность обращения с человеческим достоинством. В этой же ч. 2 ст. 21 записано: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

В отечественной юридической литературе нет единого понятия «социальное государство». В самом общем виде под социальным государством можно понимать государство, стремя-

щееся обеспечить каждому гражданину социальную защищенность, достойные условия существования, уравнять жизненные возможности для реализации личности с помощью системы материальных гарантий. При этом к основным признакам социального государства следует отнести обеспечение достойной жизни и создание условий для свободного развития человека. Г де, с одной стороны, достойная жизнь — это такой уровень жизни человека, который позволяет ему свободно трудоустроиться, получать достойную и справедливую зарплату, способность содержать семью и получать необходимые, доступные для него пищу, одежду, жилище, меди -цинские услуги, социальное обслуживание и другие блага для поддержания жизни и здоровья его и его семьи, иметь возможность для реализации своих духовных потребностей. С другой стороны, свободное развитие — это такие условия и возможность человека свободно определять пути собственной жизнедеятельности, которые позволяют ему на равных условиях с другими выбрать и занять определенное место в обществе.

О важности закрепления права на достойную жизнь можно судить по тому, какое место ему уделяется в международных документах. В частности, оно закрепляется в ст. 22, 23 , 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. [9], ст. 7, 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [10], ст. 4, 23 Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г. [11] и других документах.

В этой связи обеспечение права на достойную жизнь является одновременно и основополагающим признаком, и целью социального государства. И от того, насколько она достигнута, можно судить, является ли государство подлин -но социальным. Действительно, достойная жизнь может быть обеспечена лишь в том случае, если трудоспособное население имеет реальную возможность получать за осуществляемую им работу достойное вознаграждение, а нетрудоспособное население — реально соответствующие прожиточному минимуму достойные социальные пособия и пенсии. Именно в таком ключе можно истолковать содержание вышеуказанных статей международных документов [12]. С сожалением приходится отметить, что положения российской Конституции в этой части не соответствуют формулировкам международных документов. Так, ч. 3 ст. 37 закрепляет лишь гарантию возна -граждения за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а в ст. 39 вообще не упоминается об уровне социального обеспечения, гарантируемого государством.

Е.А. Лукашева отмечает, что начальная стадия развития социального государства — ответственность за предоставление каждому гражда-

нину прожиточного минимума [13]. Закрепле -ние в ч. 1 ст. 133 ТК РФ положения о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, можно было бы считать первым реальным шагом на пути к социальному государству, если бы не ст. 421 ТК РФ, согласно которой порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной ч. 1 ст. 133, устанавливаются федеральным за -коном. Как известно, на сегодня МРОТ по-прежнему не соответствует прожиточному минимуму.

В юридической литературе отмечается, что «в праве и юриспруденции существуют два ас -пекта категории « достоинство»: человеческое достоинство как один из основополагающих принципов права; честь и достоинство как субъективное право, принадлежащее отдельной лич -ности», где «уважение к человеку, признание его высшей ценностью лежит в основе современного демократического правопонимания».

Конституция Российской Федерации 1993 г. последовала греческому образцу, закрепив в ст. 2 идею человеческого достоинства как общеправового принципа: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Кроме того, российская конституция зафиксировала в главе 2 право на достоинство как одно из прав человека и гражданина: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ч. 1 ст. 21).

Анализ Конституции РФ показывает, что вве -дение такого морально-этического фактора имеет тот практический смысл, что подчеркивает идею личности как высшей ценности в обществе [14, 15]. Жизнь и достоинство человека — инструмент, регулирующий разнообразные отношения человека и общества, человека и государства, человека с другими людьми во всех без исключения областях общественной жизни и не -терпимости к посягательствам на эту ценность.

Социальная важность человеческой личности, достоинство — один из принципов подлин -ного конституционного государства и демократии [16, 17]. «Признание прав человека есть при -знание достоинства, которое является его абсолютным свойством, воплощающим постоянство человеческой сущности, сохраняемой благодаря передаче по наследству строго определенных и сущностно неизменных физиологических, пси -хологических и других качеств человека» [16].

В конституционно-правовых институтах признается и достоинство человека как предста -вителя отдельных социальных групп: расовых, национальных, половых, религиозных, идеоло -гических и др. Поскольку Конституция фиксирует равенство прав и свобод человека независимо

от его принадлежности к разным социальным группам, поэтому юридически гарантируется равенство в достоинстве этих людей (ст. 19). Провозглашая обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства, детства, инвали -дов, пожилых людей, конституция признает социальную ценность этих граждан (ст. 7). Закреп -ляя систему гражданских прав человека (прежде всего, таких, как свобода и неприкосновенность личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, право на защиту своей чести и доброго имени), Конституция гарантирует и право на достоинство человека как индиви -дуума (ст. 23).

Реализация достоинства личности как конституционной ценности осуществляется на основе действия конституционных норм, которая включает в себя: различные формы воздействия конституции на развитие правовых, организационных и идеологических отношений (урегулиро-ванность нормами, возникновение юридических фактов), выражающие значимость личности; га -рантии, направленные на поддержание достоин -ства человека и обеспечивающие его существование; средства и методы, при помощи которых обеспечивается морально-правовая ценность; значимость личности и проявление уважения к человеку, закрепляемое в конституционных нормах в правомерно и социально-активном поведе -нии государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Анализ категории «права человека на честь и достоинство» проявляется в двух аспектах: с одной стороны, как комплексный правовой институт нравственного содержания, включающий нормы конституционного, международного, гражданского, уголовного и других отраслей права, с другой стороны, как субъективное право.

Честь и достоинство личности проявляются в нравственных отношениях, определенная часть которых нуждается в правовой защите. С одной стороны, это право гражданина требовать, чтобы нравственная, политико-правовая, профессиональная и иная социальная оценка его личности формировалась на основе всестороннего правильного восприятия его действий. То есть речь идет о дифференцированной оценке поступков гражданина, его репутации, его праве на честь. С другой стороны, это право гражданина на уваже -ние его как человека вообще и как конкретной личности. То есть данное право гарантирует условия и средства формирования субъективного аспекта чести и достоинства, т. е. чувства собственного достоинства, правильной оценки чело -веком общественного мнения о нем.

Особенность чести и достоинства личности как объектов конституционной охраны состоит в том, что эти ценные личные блага защищаются не то лько с помощью субъективного права, но и системой всех конституционных прав, свобод и

обязанностей. В частности, нарушение любого из прав (например, незаконный арест, обыск, неза -конное увольнение с работы, дискриминация по политическим, национальным, религиозным мотивам), рассматривается как покушение на честь и достоинство гражданина.

На основании изложенного выше можно выделить основные элементы этого права:

1) право личности на признание, уважение и соблюдение со стороны всех государственных органов, должностных лиц, общественных орга -низаций и отдельных лиц;

2) право личности на заслуженную репута-цию, т. е. на справедливую дифференцированную оценку его поступков и образа жизни.

Таким образом, следует признать, что в России, стране, где десятки миллионов людей нахо -дятся за чертой бедности, где существуют торговля детьми, женщинами и другие тяжкие пося -гательства на права человека, закрепленные кон -ституционные гарантии трудно признать реаль-ными. Однако само юридическое признание высшей ценности человеческой личности приобретает гуманистический смысл в том случае, ко -гда на государство возлагаются обязательства, связанные с защитой прав личности, его чести и достоинства. Кроме того, право на достойную жизнь, продекларированное в первой главе Кон -ституции РФ, не сохраняется в главе второй, что, на наш взгляд, несколько снижает гарантирован -ность реализации этого права и, следовательно, отнесение на современном этапе Российской Фе -дерации к государствам подлинно социальным. Неспособность государства обеспечить достой -ный уровень жизни населения ведет к социаль-ным конфликтам, деформации всей структуры прав и свобод человека и в конечном итоге к не -свободе. Все это увеличивает недоверие к государству и представляет угрозу его безопасности и целостности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всеобщая декларация прав человека: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1988 г. №217 А (III) [Текст] // Сборник документов.

— М.: НОРМА-ИНФРА — М., 1998. — С. 39—44.

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Текст]. — М.: Юрид.лит., 1993.

3. Гегель Г.В. Политические произведения [Текст] / Г. В. Гегель. — М., 1978. — С. 89.

4. Подневольное состояние: 1) долговой кабалы, т.е. положения или состояния, возникающего вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен; 2) крепостного состояния, т.е. такого

пользования землей, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для та -кого другого лица или за вознаграждение или без такового, и не может изменить это свое состояние; 3) любого института или обычая, в силу которых: женщину обещают выдать или выдают замуж, без права отказа с ее стороны, ее родите -ли, опекун, семья или любое другое лицо или группа лиц за вознаграждение деньгами или на -турой; муж женщины, его семья или его клан имеют право передать ее другому лицу за возна -граждение или иным образом; или женщина по смерти мужа передается по наследству другому лицу; 4) любого института или обычая, в силу которого ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителя -ми или своим опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуата -ции этого ребенка или подростка или его труда. См.: Конвенция относительно рабства от 25 сен -тября 1925 г. [Текст] // Международно-правовые акты о правах человека: сборник документов. — М.: НОРМА —ИНФРА, 1998. — С. 220 —231.

5. Конвенция относительно рабства от 25 сентября 1925 г. [Текст] // Международно-правовые акты о правах человека: сборник документов. [Текст] — М.: НОРМА —ИНФРА, 1998; Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством от 7 сентября 1956 г. [Текст] // Между -народно-правовые акты о правах человека: сборник документов. — М.: НОРМА —ИНФРА, 1998. — С. 208 —215.

6. Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений Текст] // Международные акты о правах человека: сборник документов. — М.: НОРМА —ИНФРА, 2000. — С. 183 —189.

7. Конвенция относительно рабства от 25 сентября 1925 г. [Текст] // Международно-правовые акты о правах человека: сборник документов. — М.: НОРМА —ИНФРА, 1998. — С. 313 —321.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. «О проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. —1996. —№ 21. — Ст. 2579; ВКС. — 1996. — № 3.

9. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. [Текст] // Международные акты о правах человека: сб. документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М.: НОРМА, 2002. — С. 41.

10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [Текст] // Международные акты о правах человека: сборник документов / Составитель В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. — М.: НОРМА, 2002. — С. 45, 46.

11. Европейская социальная хартия (пересмот-

ренная) [Текст] // Международные акты о правах человека: сб. документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М.: НОРМА, 2002. — С.604, 611.

12. О связи права на достойную жизнь, уровня вознаграждения за труд и уровня социального обеспечения см.: Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации: Избранные права [Текст] / М.: Институт права и публичной политики, 2002. — С. 445, 485.

13. Лукашева Е.А. Права человека: учебник [Текст] / Е.А.Лукашева. — М.: НОРМА, 2003. — С. 208.

14. Гулиев В.Е. Демократия и достоинство личности [Текст] / В.Е. Гулиев, Ф.М. Рудинский.

— М., 1993. — С.3.

15. Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика [Текст] / В.М. Кукушин. — М.: МП «Ко-декс», Объединенная редакция МВД Российской Федерации, 1994. — С. 8.

16. Придворов Н.А. Достоинство личности и социалистическое право [Текст] / Н.А. Придво -ров. — М., 1977. — С. 59.

17. Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действитель -ность [Текст] / Ю.И. Стецовский. — М.: Дело, 2000. — С. 247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.