Научная статья на тему 'Достоинство как педагогическая категория гуманистической педагогики'

Достоинство как педагогическая категория гуманистической педагогики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
602
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОИНСТВО / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чуб Ольга Ивановна

Автор показывает многоплановый характер и разные смысловые значения понятия достоинство как социально-психологический контрукт в личностной структуре человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Достоинство как педагогическая категория гуманистической педагогики»

6. Оконешникова, А. П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей / А. П. Оконешникова. -Пермь, 1996. - 149 с.

7. Прохорова, А. Г. Психолого-педагогические условия социальной адаптации учащихся общеобразовательной школы Крайнего Севера: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Г. Прохорова. -М., 1997. - 20 с.

8. Савотина, Н. А. Социальная адаптация личности в условиях социальной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Савотина. - М., 1997. - 24 с.

9. Тараскина, Г. С. Адаптирование младшего школьника к окружающему миру средствами культуры и искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. С. Тараскина. - М., 1997 - 22 с.

10. Ямбург, Е. А. Школа для всех: адаптивная модель / Е. А. Ямбург. - М.: Новая школа, 1996. - 352 с.

11. Лурье, М. Л. Двуязычное преподавание математики как диалог культур / М. Л. Лурье // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 1. - С. 123-130.

УДК 37.0+371

О. И. Чуб

ДОСТОИНСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Современное общество столкнулось с острыми глобальными проблемами как социально-экономического, экологического, так и нравственного характера. Кризисное состояние нравственности, духовности российского общества обусловлено антропологическим кризисом, девальвацией ценностей, нравственным вакуумом.

Для современной нравственной ситуации России характерна актуализация утилитарных нравственных установок. Об опасности преобладания данных тенденций и о возможных направлениях развития нравственности пишет Е. Н. Яркова [5]. Роль утилитаризма как типа нравственности, всеобщим основанием которого является польза человека, общества, в жизни социума двойственна. Возведение в абсолют отношений взаимопользова-ния является одним из факторов отчуждения личности, деградации общества, экономической стагнации и социальных кризисов, источником дегуманизации культуры.

Утилитаризм проблематичен по своей природе, он ставит человека и общество перед необходимостью постоянного поиска меры утилитарных смыслов бытия, перед необходимостью выявления некоторого внутреннего баланса этих смыслов. Поэтому способность определить приемлемую меру утилитаризма в культуре, способность сформировать оптимальный вариант соотношения его компонентов является одним из важнейших условий выживания и развития общества.

На фоне этого наиболее значимыми становятся нравственные и моральные ценности: истина, добро, красота, свобода, достоинство, долг, честь, ответственность и др.

Проблема существования человека становится не только философской, социально-экономической, но и чисто педагогической.

В период демократических преобразований, когда провозглашается свобода личности, проблема формирования достоинства становится наиболее актуальной. Решая эту проблему, общество приобретает человека свободного, инициативного, ответственного за свои поступки, создающего материальные и духовные блага, способного делать моральный выбор, соответствующий основам достойной жизни.

Достоинство как характеристика личности в процессе ее становления и развития выступает в качестве новообразования, но в то же время оно является фактором последующего развития. Поэтому достоинство можно рассматривать как основополагающее качество личности.

Но прежде чем обратиться к проблеме формирования достоинства, необходимо первоначально определить нравственно-педагогическую сущность этого понятия. Оно отражает один из важнейших видов моральных отношений человека - его отношение к самому себе как социально значимому существу.

Наиболее существенными составными элементами понятия «личное достоинство» являются самолюбие, самоуважение, скромность, гордость. В частности, И. Кант рассматривал гордость как большой степени осознание собственного достоинства. Высокомерие же, по мнению выдающегося философа, нельзя назвать благородным качеством, так как оно свидетельствует о неправильном и преувеличенном мнении о себе.

Рассматривая педагогическую сущность понятия «достоинство», следует отметить, что оно имеет многоплановый характер и употребляется в разных смысловых значениях.

В этимологическом словаре русского языка находим: «достоинство» - заимствовано из старословянского языка и является производным от прилагательного «достойный». А слово «достойный» - общеславянское суффикс-ное образование от «достой» (приличие, приличность, сообразность, соразмерность), производное от «достояние». Буквально: «такой, какой следует, каким должен быть» [3]. В словаре В. И. Даля достойный человек определяется как уважаемый и ценимый за его достижения. В толковых словарях специально выделяется нравственное значение термина «достоинство», под которым понимается «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе» [1].

Достоинство предполагает осознание человеком своей социальной значимости и выступает как проявление его морального самосознания. В этом смысле оно определяется положительным отношением человека к самому

себе, когда его мысли и действия подвергаются самоанализу и последующей самооценке, т. е. достоинство указывает не только на социальную значимость человека, но и на его адекватную самооценку. Глубокое понимание и внутреннее переживание своей социальной значимости - «достойно-сти» - стимулирует возникновение положительных эмоций, которые в закрепившемся состоянии принято называть чувством собственного или личного достоинства. В этом проявляется субъективная, или личностная, сторона данного нравственного качества.

В словаре по этике сущность достоинства характеризуется многопланово: во-первых, как «понятие морального сознания, выражающего представление о ценности всякого человека как нравственной личности» и, во-вторых, как «категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности» [2]. О достоинствах личности говорят в абсолютном и относительном значениях. Признание самоценности человека как общественного существа определяет его абсолютное достоинство, на которое имеет право любой человек. Но каждый человек обладает еще относительным достоинством - оно включает в себя совокупность личностных добродетелей, приобретенных им в процессе жизни и проявляющихся у всех людей по-разному.

Ввиду многообразия достоинств их подразделяют на отдельные группы: так, в самом общем виде принято говорить о физических и духовных достоинствах человека. Последние, в свою очередь, классифицируются как интеллектуальные (образованность, остроумие, сообразительность, наличие здравого смысла, способность к логическому мышлению и правильным умозаключениям); эмоциональные (положительное отношение к прекрасному, общая эстетическая культура, художественный вкус); нравственно-эстетические (патриотизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, вежливость, принципиальность и т. д.). Каждый человек является носителем определенных нравственных достоинств. Что касается недостатков, нельзя не согласиться с В. О. Ключевским, который считал, что достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.

Как этическая характеристика личности достоинство выражает совокупность свойств и качеств человека, общественная значимость которых осознается и оценивается им самим, а также получает адекватную оценку со стороны других людей. Из данного определения вытекают важнейшие этические признаки достоинства личности:

- наличие у человека совокупности качеств, которые определяют социальную значимость человека;

- осознание и объективную самооценку человеком своей принадлежности к «человеку» как таковому и возникновение на этой основе чувства самоуважения;

- осознание своего индивидуального «Я» как носителя достоинств и меры персонального влияния на окружающую жизнь;

- признание значимости других людей для собственной жизни и проявление безусловного уважения к ним;

- отраженное в индивидуальном сознании уважение окружающими людьми «Я» человека как признание его достоинств и, в итоге, адекватное данному признанию общественное мнение.

Сущность формируемого достоинства состоит в осмыслении и объективной самооценке воспитанником своей социальной значимости, эмоциональном переживании потребности в укреплении и развитии на этой основе чувства самоуважения, а также в нравственной самоориентации своих действий и поступков и мобилизации волевых усилий, позволяющих вести себя достойным образом (не роняя чувства собственного достоинства) в любых жизненных обстоятельствах.

Определив нравственно-педагогическую сущность и выделив важнейшие этические признаки достоинства личности, можно сформулировать определение данного новообразования личности.

Достоинство - это социально-психологический конструкт в личностной структуре человека, рождающийся в процессе формирования отношения человека к себе как носителю сущностных человеческих качеств, таких как быть «разумным», «моральным», «деятельным». Данное отношение формируется через призму общего отношения к человеку как феномену мира и выявляет себя в осознании своей индивидуальной автономии отдельного внутреннего духовного мира и исполнения миссии человека на земле.

Педагогический процесс формирования достоинства личности школьника включает в себя: формирование образа человека, формирование отношения к другому человеку, формирование отношения к себе как человеку, отношение к своему «Я». Достоинство - интегративное образование личности. Организация целенаправленного содействия развитию достоинства состоит из этического базового элемента «отношения к другому человеку», осмысления системы ценностей своего духовного мира и позитивной деятельности как взаимодействия с миром и преобразования мира.

Проблема формирования достоинства школьника актуальна и важна для педагогов многопрофильной гимназии № 13 г. Пензы, так как в течение ряда лет педагогический коллектив гимназии работает над проблемой построения Школы Достоинства. В гимназии были разработаны концепция построения Школы Достоинства, единая программа воспитания, в основу которой была положена «Программа воспитания школьников» [4], определены основные задачи-доминанты на каждом возрастном этапе. В ходе проведения эксперимента были выявлены социально-педагогические условия формирования достоинства школьника, к которым следует отнести:

- создание системы гуманистического воспитания (создание системы воспитания, в которой человек - наивысшая ценность, где в каждом видят человека);

- обеспечение единого воспитательного пространства (создание единой программы воспитания, системность и централизация руководства процессом воспитания);

- формирование отношения к человеку через осмысление образа достойного человека (формирование образа достойного человека, выстраивание уважительного и бережного отношения к человеку, принятие уникальности и неповторимости каждой личности, формирование позитивного личного опыта через проживание жизни и социально-ценностные отношения).

Интегративность процесса формирования достоинства личности школьника обусловлена тем, что на каждом возрастном этапе педагог будет формировать и образ человека, и отношение к другому человеку, и отношение к себе как человеку, но в соответствии с возрастными особенностями ребенка и задачей - доминантой данного возрастного этапа. Единая программа воспитания помогает педагогам гимназии выстраивать воспитательный процесс как логическое восхождение по ступеням: от возраста к возрасту. Процесс формирования достоинства - постоянное восхождение с одного уровня на другой по отношению к себе как человеку (рисунок).

Рабочая модель формирования достоинства личности школьника

1 - элемент «отношение к другому человеку»;

2 - элемент «образ достойного человека»;

3 - элемент «образ “Я”.

Уровни развития данных элементов определяют общий уровень развития достоинства как отношения, а процесс такого развития носит спиралеобразующий характер: от первого уровня, когда преобладает элемент «отно-

шение к другому человеку», ко второму уровню, когда ведущим становится элемент «образ достойного человека», и к третьему уровню - уровню «восприятия себя как носителя уникальных среди живого мира человеческих качеств».

В связи с тем, что психологическим механизмом формирования достоинства личности школьника является самосознание, подростковый возраст и возраст ранней юности являются наиболее благоприятными для процесса формирования данного новообразования. Это обусловлено тем, что именно в этом возрасте развивается самосознание, формируются положительная Я-концепция и нравственные привычки поведения. Подготовительная роль в обретении этих основополагающих личностных качеств отводится детям младшего школьного возраста. Обратимся к программе воспитания, в соответствии с которой у учащихся начальной школы необходимо формировать ценностные отношения к нормам культурной жизни. Организуя жизнедеятельность ребенка в соответствии с социальными нормами, педагог обязательно направляет внимание на значение и личностный смысл данных норм, указывая на последствия внедрения их в жизнь человека. Задачей-доминантой воспитания младшего подростка является формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле. Именнно в этом возрасте у ребенка происходит осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект - субъект в его связях с окружающем миром. Педагогическое содействие личностному развитию будет заключаться на данном этапе в формировании образа человека как феномена мира. Поэтому на этом этапе педагогу необходимо организовать осмысление образа человека, образа достойного человека, образа другого человека, что поможет школьнику сопоставлять образ достойного человека и образ своего «Я», формировать уважительное и бережное отношение к человеку, развивать способность ориентироваться на другого человека, соотносить свои действия с учетом окружающих людей.

Восприятие себя человеком и оценка себя как человека являются духовным фундментом будущего достоинства как отношения к себе, но если на этом этапе не будет сформировано отношение к другому человеку, то в дальнейшем можно вместо достоинства получить квазидостоинство, когда личное «Я» будет превыше всего. Исследования, проводимые в гимназии, показали, что предпосылками этого являются: завышенная самооценка, переоценивание своих способностей, неприятие другого человека, завышенные требования к другому человеку, которые чаще всего проявляются уже у старшего подростка. Вот почему очень важно на каждом возрастном этапе решать свою задачу-доминанту. Основной задачей программы «Старший подросток» является формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни. Умение

выстраивать отношения с другими людьми, сохраняя при этом свое «Я», поможет старшему подростку решить проблему «Я» - «ОНИ», занять достойное место в достойной группе. Решая задачу формирования образа жизни, достойной человека, педагог помогает старшекласснику решить проблему по осмыслению образа своего «Я», формированию личностного внутреннего мира «Я», что в дальнейшем поможет выпускнику при определении его жизненной позиции.

Выстроенный таким образом педагогический процесс по формированию достоинства личности школьника помогает педагогам гимназии решать основную задачу Школы Достоинства: воспитание и развитие личности, способной строить жизнь, достойную Человека, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации.

Библиографический список

1. Ожегов, С. Словарь русского языка / С. Ожегов. - М., 1984. - С. 152.

2. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. - М., 1983. - С. 85.

3. Шанский, Н. М. Этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. - М., 1994.

4. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. - М., 1998.

5. Яркова, Е. Н. Утилитаризм как тип нравственности: опыт концептуальной реконструкции / Е. Н. Яркова // Вопросы филисофии. - 2005. - № 8.

6. Щуркова, Н. Е. Образ жизни школьника как объект гуманистического воспитания в процессе профессиональной подготовки педагога / Н. Е. Щуркова, Л. М. Осиновская // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 1. - с. 137 - 152

УДК 811+372.016:811

М. И. Евдокимова

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИКО-ФАКТОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Элективные курсы (от лат. «:е1ес1;ш» -избранный) в системе современного школьного образования по многим учебным дисциплинам стали неотъемлемой частью школьного образования. Элективный курс есть продукт и дитя современного образования, учитывающего потребности общества в яркой индивидуальности и высокой компетентности профессионала. Практическая цель таких свободно избираемых учащимися занятий - углубление знаний в области индивидуальных интересов, а в ходе реализации данной цели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.