Научная статья на тему 'Достоинство человека: основы права в зарубежных странах'

Достоинство человека: основы права в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1557
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ДОСТОИНСТВА / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА / CONSTITUTIONAL AND LEGAL CONTENT OF PERSONAL DIGNITY / CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF DIGNITY / STATE OBLIGATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клепикова Ольга Геннадьевна

После Второй мировой войны человеческое достоинство стало категорией концепции прав человека. Достоинство это право на права человека и гарантия прав человека. Каждому человеку присущи определенные виды прав и достоинство является гарантией защиты этих прав. В национальном законодательстве человеческое достоинство является как абсолютной конституционной ценностью, так и относительным конституционным правом. Определение человеческого достоинства устанавливает статус личности как элемента конституционной системы. Человеческое достоинство требует, чтобы государство реализовало механизмы по защите прав человека, что является основой правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN DIGNITY: THE FOUNDATIONS OF LAW IN FOREIGN COUNTRIES

After World War II, human dignity became a category of the concept of human rights. Dignity is the right to human rights and the guarantee of human rights. Each person has certain types of rights and dignity is a guarantee of the protection of these rights. In national law, human dignity is both an absolute constitutional value and relative constitutional law. The definition of human dignity establishes the status of the individual as an element of the constitutional system. Human dignity requires that the state implement mechanisms for the protection of human rights, which is the basis of the rule of law.

Текст научной работы на тему «Достоинство человека: основы права в зарубежных странах»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА: ОСНОВЫ ПРАВА

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Клепикова О.Г. Email: Klepikova681@scientifictext.ru

Клепикова Ольга Геннадьевна - кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра конституционного и муниципального права, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань

Аннотация: после Второй мировой войны человеческое достоинство стало категорией концепции прав человека. Достоинство - это право на права человека и гарантия прав человека. Каждому человеку присущи определенные виды прав и достоинство является гарантией защиты этих прав. В национальном законодательстве человеческое достоинство является как абсолютной конституционной ценностью, так и относительным конституционным правом. Определение человеческого достоинства устанавливает статус личности как элемента конституционной системы. Человеческое достоинство требует, чтобы государство реализовало механизмы по защите прав человека, что является основой правового государства.

Ключевые слова: конституционно-правовое содержание достоинства личности, конституционные гарантии достоинства, обязательства государства.

HUMAN DIGNITY: THE FOUNDATIONS OF LAW IN FOREIGN

COUNTRIES Klepikova O.G.

Klepikova Olga Gennadievna - PhD in Law, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF CONSTITUTIONAL AND MUNICIPAL LAW, RYAZAN STATE UNIVERSITY NAMED AFTER S.A. YESENINA, RYAZAN

Abstract: after World War II, human dignity became a category of the concept of human rights. Dignity is the right to human rights and the guarantee of human rights. Each person has certain types of rights and dignity is a guarantee of the protection of these rights. In national law, human dignity is both an absolute constitutional value and relative constitutional law. The definition of human dignity establishes the status of the individual as an element of the constitutional system. Human dignity requires that the state implement mechanisms for the protection of human rights, which is the basis of the rule of law. Keywords: constitutional and legal content of personal dignity, constitutional guarantees of dignity, state obligations.

УДК 342.7

В современной юриспруденции «человеческое достоинство» является неотвратимым тезисом. Это законная основа существования правового государства и неотъемлемая составляющая прав человека. Во имя достоинства люди борются за свободу, равенство и достойную жизнь. [1] Однако, несмотря на всеобщее признание важности достоинства, вопросы и споры вокруг него не прекращаются. Философы строят свои теории по-разному, доказывая существование достоинства или его иллюзорность. Юристы считают его высшей ценностью, но не могут прийти к единому мнению о его понятии и природе. Положения о человеческом достоинстве также существенно различаются в различных международно-правовых документах и текстах конституций государств. Контраст между абсолютной значимостью и большой противоречивостью затрудняет определение понятия достоинства. После

Второй мировой войны между учеными постепенно сформировался консенсус, что человеческое достоинство и права человека неразрывно связаны, предлагая новые идеи для изучения содержания достоинства.

Идея человеческого достоинства в современном понимании возникла после Второй мировой войны. Человеческое достоинство было введено в права человека в результате послевоенных размышлений, чтобы избежать вреда прошлого. С тех пор права человека не могут оставить категорию достоинство. Но, несмотря на всеобщее признание того, что эти два термина неразделимы, все еще существуют разногласия относительно того, как они неразделимы. В некотором роде это также является продолжением понятия достоинства и спора о природе.

Достоинство в современном смысле более открыто для разногласий, чем другие политические идеи, такие как мир и свобода. Он может объединить различные этические и политические идеи, обеспечить основу для компромисса и единства мнений между отдельными людьми. С этой целью с момента принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году многие страны демонстрируют институциональную тенденцию к защите достоинства человека. [2] Положения международных конвенций, касающиеся отношения человеческого достоинства и прав человека, можно условно разделить на четыре категории.

Во-первых, права человека вытекают из достоинства. В преамбуле к Международному пакту о гражданских и политических правах, а также к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах указано выражение права «вытекающее из присущего человеку достоинства». Обе конвенции также являются единственными текстами, которые непосредственно идентифицируют такие отношения.

Во-вторых, права человека и достоинство равны. Эти две международные конвенции, наряду с изложением источника, одновременно провозглашают, что «признание неотъемлемого достоинства всех членов человеческой семьи и их равных и непоколебимых прав является основой свободы, справедливости и равенства в мире». Достоинство и права человека здесь представлены в параллельной форме. Кроме того, Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает «жизнь свободна и все равны в достоинстве и правах».

В-третьих, достоинство является частью прав человека. В пункте 1 статьи 10 Международного пакта о гражданских и политических правах говорится, что «всем лицам, лишенным свободы, следует относиться гуманно и с уважением к присущему им человеческому достоинству». Пункт 3 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения». Достоинство здесь находится в подчинении, особенно в последней статье, где достоинство является лишь способом подтверждения уровня вознаграждения, а не как универсальной основы прав человека.

В-четвертых, существует категория международно-правовых документов, в которых совершенно не говорится о человеческом достоинстве и только права человека позиционируются как окончательная нормативная основа. Одним из ярких примеров является подписанная в 1950 году Европейская конвенция о правах человека, в преамбуле которой только «основные свободы» рассматриваются как «основа справедливости и мира в мире» и не имеют абсолютно никакого отношения к достоинству. Это сильно отличается от признания Всеобщей декларации прав человека.

Анализ показал, что различные международные документы по правам человека не совпадают в отношении понятия достоинства. Это может быть объяснено таким образом, что эти конвенции являются ничем иным, как продуктом политического компромисса.

Уже в первой половине ХХ века в конституциях западных стран стали появляться идеи достоинства, сочетающие просвещение, республиканство и католическую идеологию. Например, конституция Мексики 1917 года, Конституция Веймарской Германии 1919 года и Конституция Финляндии 1933 года, Конституция Португалии 1937 года, Конституция Ирландии 1937 года, конституция Кубы 1940 года и т. д. Но только после Второй мировой войны идея достоинства действительно получила широкое признание. С созданием нового послевоенного порядка возникла серия новых конституций, в которых были заложены идеи достоинства.

Из всех конституций, в которых говорится о человеческом достоинстве, основной закон Германии, несомненно, имеет наибольшее влияние. Пункт 1 статьи 1 Основного закона Федеративной Республики Германии 1949 года: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти», пункт 2: «Исходя их этого, немецкий народ признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека в качестве основы всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле». Между пунктами 1 и 2 существует связь «исходя из этого», и именно это слово делает достоинство в той или иной степени основой прав человека.

В статье 38 Конституции Китая говорится, что «Честь и достоинство граждан Китайской Народной Республики неприкосновенны. Запрещается каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле». В статье 32, 36, 41 Конституции Италии говорится о достоинстве в экономических и этических отношениях. Аналогичная статья 24 Конституции Японии предусматривает личное достоинство и гендерное равенство в семейной жизни и рассматривает достоинство как элемент основного права (права человека). Тем не менее, конституция Индии только в преамбуле отдельно упоминает о том, что «Братство среди людей для защиты личного достоинства» не имеет прямой связи с правами человека. А в конституции Франции и в Конституции США нет прямого выражения достоинства. Для британцев в их конституционном глоссарии нет ни слова о человеческом достоинстве.

Из этого следует, что коннотация и природа достоинства в конституциях государств, а также их связь с правами человека не являются однородными.

На научном уровне существует множество различных точек зрения на взаимосвязь между правами человека и достоинством. В какой-то степени различное отношение к достоинству в конституциях стран является отражением разных теорий.

В исторических источниках права человека порождаются достоинством. Достоинство как понятие независимости имеет гораздо более длительную историю, чем права человека, но в течение длительного периода развития, как достоинство, так и права человека имеют совершенно иное значение, чем их первоначальное значение. Современная концепция прав человека возникла из европейской буржуазной революции XVII и XVIII веков и существовала как универсальная концепция политической теории. Современная категория достоинство, возникшая после 1948 года, понимается скорее на основе обсуждения прав человека, чем наоборот. Таким образом, между ними нет генеалогических отношений происхождения.

С точки зрения логических рассуждений, права человека вытекают из достоинства. Такое толкование взято из Основного закона Германии, в котором формулировка о правах человека следует за неприкосновенностью человеческого достоинства. Это создает прямую связь между «признанием достоинства» и «заявлением о правах человека», а также создает интуитивное представление о том, что первое является логическим источником последнего. Однако концепция достоинства весьма неопределенна, и хотя в конституциях многих стран есть элементы, защищающие достоинство, то, что означает достоинство, имеет мало официальных определений. Если между правами человека и человеческим достоинством существует рассуждение, то в содержании человеческое достоинство должно содержать

содержание прав человека. А структурно достоинство-это полное отсутствие опоры на права человека. Очевидно, что неопределенность и отсутствие структурной релевантности делают логически обоснованное утверждение невозможным.

Достоинство играет фундаментальную роль в концепции прав человека. Человеческое достоинство - это ключ к построению и пониманию концепции прав человека, от которой зависит реальное осуществление прав человека. Гарантии человеческого достоинства закреплены в конституциях многих современных стран. Гарантии достоинства помогают предотвратить повторение лишений прав человека, они играют решающую роль в осуществлении прав человека. В этом смысле достоинство, возможно, играет фундаментальную роль в концепции прав человека.

С одной стороны, неотъемлемое достоинство человека часто описывается как основа или источник прав человека. С другой стороны, человек имеет право на неприкосновенность достоинства и право требовать защиты собственного достоинства. В первом случае достоинство является основой прав человека, в то время как в последнем достоинство становится правом.

Человеческое достоинство является общим предметом исследования во многих дисциплинах. В юриспруденции человеческое достоинство является высшей ценностью конституционного строя и абсолютным правом. Одной из причин возникновения проблем является путаница между двумя различными ролями достоинства в конституции, а именно: достоинством как конституционной ценности и достоинством как конституционного права.

Достоинство как конституционная ценность. Конституционные положения о достоинстве в разных странах различны, но достоинство как конституционная ценность не ограничивается законом; поскольку достоинство является краеугольным камнем правового государства и демократии, оно обязательно присутствует в современной конституции, как прямо, так и косвенно. Здесь достоинство является абсолютным, высшим и не подлежит измерению. Оно несет в себе свободную волю и автономную человечность человека, показывая, что человек всегда является своей целью, а не средством. Для тех конституций, которые предусматривают гарантии достоинства, достоинство является не только конституционной ценностью, но и фундаментальным правом (также называемым конституционным правом). Другими словами, достоинство как конституционная ценность является неизбежной коннотацией любой современной системы верховенства права, а достоинство как основное право не обязательно. Эти два измерения могут быть разделены, достоинство может существовать отдельно как абсолютная конституционная ценность или сосуществовать как относительное фундаментальное право.

Человеческое достоинство как конституционная ценность играет центральную нормативную роль в объединении прав человека в единое целое. Это единство проявляется в двух основных аспектах: во-первых, ценность достоинства является ядром всех основных прав. Это имеет важное значение для ограничения основных прав. Например, право на жизнь является основным правом во многих странах, но основные права относительны, а это означает, что в некоторых случаях право на жизнь также должно быть ограничено и будет подвергаться законным лишениям, таким как смертная казнь. Но в некоторых крайних случаях, используя ядро достоинства, право на жизнь может отвергать любые ограничения и отказывать в легитимности всех ограничений, достигая относительной абсолютности. Например, Федеральный конституционный суд Германии постановил, что закон, разрешающий военным сбивать гражданскую авиацию, захваченную террористами, является неконституционным, указывая на то, что, хотя право на жизнь может быть юридически лишено, такое лишение должно основываться на ценности, которая не причиняет вреда человеческому достоинству.

Во-вторых, достоинство человека как конституционная ценность является разъяснительной нормой, определяющей сферу основных прав человека, в том числе

и как фундаментальное право, и играет важную роль в толковании основных прав и общего права. Например, в Южной Африке, которая когда-то была подвергнута апартеиду, Конституция очень сильно подчеркивает равенство и запрещает дискриминацию по признаку расы, пола, цвета кожи и сексуальной ориентации. Тем не менее, трудности в интерпретации, связанные с определением критериев дискриминации, в конечном итоге закончились тем, что Верховный суд Южной Африки принял человеческое достоинство в качестве стандарта. До тех пор, пока различия и различия между людьми нарушают достоинство, это дискриминация. Другими примерами являются также критерии интерпретации ценности человеческого достоинства при определении того, является ли уголовное наказание жестоким или нет.

Достоинство как основное право. Человеческое достоинство иногда существует как относительное конституционное право. В тех конституциях, в которых четко прописаны гарантии достоинства, нет никаких сомнений, но в тех конституционных текстах, которые не имеют соответствующего содержания, не является ли это конституционным правом? Ответ не обязателен, это зависит от структуры каждой конституции и того, как они интерпретируются. Но с точки зрения важности человеческого достоинства как конституционной ценности, для конституции, в которой нет четкого положения о гарантиях достоинства, очень важно раскрывать свое подразумеваемое право интерпретацией.

Германия-единственная страна, в которой человеческое достоинство является абсолютным правом, что создает большие трудности для практического применения, и ученые и судьи прилагают много усилий для его интерпретации. [12] За пределами Германии в некоторых странах право на достоинство человека является относительным правом, которое может быть ограничено и измерено вместе с другими правами. Поскольку положения каждого национального текста различны, содержание права на достоинство также варьируется. Что касается положения о достоинстве, не содержащегося в Конституции некоторых стран, то вопрос о том, является ли человеческое достоинство основополагающим правом, зависит от обстоятельств каждого государства, но не от духовной защиты конституции этой высшей ценности достоинства.

Предметом основного права на достоинство являются все лица, независимо от их гражданства, независимо от их места жительства, пола, возраста, состояния здоровья и каких-либо индивидуальных особенностей. С этой целью обязательная сторона права на достоинство человека ограничена только государством. Человек является лишь бенефициаром гарантии достоинства.

Содержание права человека на достоинство в конституциях разных стран имеет разную направленность из-за различных исторических, культурных, политических факторов и правовых структур. В странах, переживших Холокост, достоинство закреплено как абсолютное право. В странах с историей расовой дискриминации право на достоинство может быть сосредоточено на акценте внимания на равенстве. В некоторых других странах он может быть использован для определения тех прав, которые возникают по мере развития общества и интерпретируются как вытекающие из идеи достоинства. Таким образом, в разных правовых системах невозможно и не нужно демонстрировать право на достоинство единого содержания.

Независимо от толкования термина «человеческое достоинство», гарантия достоинства является основным правом. Для всех основных прав, включая гарантии человеческого достоинства, их реализация требуют огромных затрат. Потенциал государства играет решающую роль в осуществлении гарантий прав. Государство, обладающее и ответственное за распределение государственных ресурсов, является главным должником основных прав.

После того, как в XVIII веке в Европе и Северной Америке были созданы два наиболее важных текста в истории защиты прав человека-Декларация Независимости

(1776) и Декларация прав человека и гражданина (1789). Однако эта великая идея не помешала миру погрузиться в трагедию двух мировых войн. После Второй мировой войны понятие человеческого достоинства возросло.

Человеческое достоинство является основой прав человека, поскольку само по себе право человека не отвечает квалификации и мотивации человека к вступлению в цивилизованное государство и правовое сообщество. Человеческое достоинство-это как право на права человека, так и гарантия прав человека. То есть, прежде всего, для каждого человека, которому предшествует осуществление конкретных прав человека, существует общая квалификация для осуществления прав человека, которая может быть гарантирована достоинством человека. Поскольку это гарантия права сообщества каждого человека, достоинство человека является основополагающим законом сообщества. В правовом смысле человеческое достоинство является как абсолютной конституционной ценностью, так и конституционным правом.

Список литературы /References

1. Бернхард Шлинк, Кристофер Маккрудден «Концепция человеческой нечеткости: текущие использования, будущие дискуссии». Оксфорд: Оксфордский университет пресс, 2013, с. 631.

2. Дитер Бирнбахер «Может ли человеческое достоинство обосновывать человеческие права?». Изд. Великие Противоречия в философии права, Мюнстер: 2011, с. 77.

3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения 24.01.2020).

4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. - С. 32 - 53.

5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. - С. 20 - 32.

6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (заключена в г. Риме 04.11.1950) [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/ (дата обращения 24.01.2020).

7. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. В. В. Маклаков. -М., 2012.

8. Избранные конституции зарубежных стран. Учебное пособие / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2014. 854 стр.

9. Избранные решения Федерального Конституционного Суда Германии. [Электронный ресурс] / URL: https://issuu.com/infotropic/docs/9785999802965_c (дата обращения 15.12.2019).

10.Хабермас Юрген. Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека // Вопросы философии. 2012, №2.

11. Ким Ю.В. Достойная жизнь как категория конституционного права / Ю.В. Ким // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 8. С. 6-8.

12. Государственное право Германии / сокращ. пер. с нем. М., 1994. Т 1. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.