Научная статья на тему 'ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ'

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
18
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / цифровой след / данные студентов / достоинства цифровых следов / недостатки цифровых следов / digital transformation / footprint / student data / properties of digital footprints / repetition of digital footprints

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А.С. Осанова, М.Н. Жукова

В статье рассматриваются определение цифрового следа обучающегося, достоинства и недостатки цифровых следов; для чего образовательные организации анализируют цифровые следы. Также рассмотрены проблемные моменты использования цифровых следов и сформированы рекомендации для пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — А.С. Осанова, М.Н. Жукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DIGITAL FOOTPRINTS: RESULTS OF THE ANALYSIS OF STUDENT DIGITAL FOOTPRINTS

The article discusses the definition of a student's digital footprint, the advantages and disadvantages of digital footprints; why educational organizations analyze digital footprints. The problematic aspects of using digital footprints are also considered and recommendations for users are formed.

Текст научной работы на тему «ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

УДК 004.06:004.056

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

А. С. Осанова Научный руководитель - М. Н. Жукова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: anya.osa@mail.ru

В статье рассматриваются определение цифрового следа обучающегося, достоинства и недостатки цифровых следов; для чего образовательные организации анализируют цифровые следы. Также рассмотрены проблемные моменты использования цифровых следов и сформированы рекомендации для пользователей.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровой след, данные студентов, достоинства цифровых следов, недостатки цифровых следов

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DIGITAL FOOTPRINTS: RESULTS OF THE ANALYSIS OF STUDENT DIGITAL FOOTPRINTS

A. S. Osanova Scientific supervisor - M. N. Zhukova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: anya.osa@mail.ru

The article discusses the definition of a student's digital footprint, the advantages and disadvantages of digital footprints; why educational organizations analyze digital footprints. The problematic aspects of using digital footprints are also considered and recommendations for users are formed.

Keywords: digital transformation, footprint, student data, properties of digital footprints, repetition of digital footprints

Последние два года изменили привычное течение жизни людей и показали иные пути решения обыденных задач. Одним из таких решений стал перевод взаимодействия групп людей в онлайн-формат. В школах и университетах начали активно развиваться технологии удаленного обучения, встречи на различных онлайн-площадках, видео-уроки, общение через чаты, развитие личных кабинетов обучающихся и преподавателей. С 2020 года запущен процесс цифровой трансформации ведущих отраслей Российской Федерации, под цифровое развитие попадают и образовательные организации страны. Одним из требований цифровой трансформации является формирование индивидуальных траекторий обучения студентов, для реализации которого требуется провести большую работу с цифровыми следами обучающихся.

Университет 20.35 подготовил стандарт цифрового следа, определяющий организацию работы с данными студентов для возможности сбора информации и построения картины по

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2

отдельно взятому обучающемуся, освоению им учебных материалов, формированию компетенций.

В стандарте дается определение цифрового следа как уникального набора представленных в электронной форме данных о зафиксированных действиях, а также процессных, контекстных и иных обстоятельствах деятельности пользователя, групп пользователей или работы информационно-коммуникационных систем [1].

Анализ данных может помочь оценить эффективность различных образовательных курсов и методов обучения для отдельно взятого студента, но чтобы такая оценка была возможна, нужно проводить наблюдения за активностью студентов на курсах, следить за его успеваемостью, определять области интересов человека и таким образом фиксировать связь между конкретной траекторией обучения и полученным результатом.

Кроме построения индивидуальных образовательных траекторий, цифровые следы студентов могут использоваться для формирования портрета студента (абитуриента), из которого можно выявить его увлечения, сильные и слабые стороны, поведенческие особенности и многое другое. Безусловно, главным плюсом построения такого портрета будет то, что образовательные организации будут понимать, с каким контингентом они преимущественно имеют дело, какие вопросы актуальны среди молодежи на сегодняшний день, какой потенциал у того или иного студента в решении возникающих задач, как обучающийся может себя проявить.

В качестве примера можно рассмотреть Томский государственный университет (далее -ТГУ), который еще в 2020 году начал активно анализировать цифровые следы потенциальных абитуриентов. Сначала анализ проводился только по сообществам в социальных сетях: выявлялось то, какие группы интересны молодым людям. Позже специалисты ТГУ поняли, что существует множество других факторов, таких как лайки, репосты, активность человека и его вовлеченность в использование ресурсов, связанных с образовательной средой [2]. Проанализированные цифровые следы помогли выявить, какая учебная деятельность желаема потенциальным абитуриентом, и эти данные использовались для создания определенного контента в соцсетях, учебных курсов и сообществ. Перечисленные действия в том числе повлияли и на то, что в ТГУ число отчислений в первый год обучения снизилось на 50%, а количество троечников - на 36% [2].

Таким образом, можно кратко сделать выводы о плюсах использования цифровых следов обучающихся образовательными организациями:

1) оценка эффективности освоения образовательных программ для каждого конкретного обучающегося;

2) возможность составления рекомендаций по формированию индивидуальной образовательной траектории;

3) оценка потенциальных абитуриентов, выбор тех, с кем ВУЗ хотел бы работать;

4) возможность создания тематических сообществ, форумов, курсов, соответствующих интересам потенциальных абитуриентов;

5) оценка эффективности работы образовательной организации по привлечению талантливых абитуриентов;

6) повышение среднего балла ЕГЭ при поступлении, повышение успеваемости студентов, снижение количества отчислений.

Но если посмотреть на цифровой след с другой стороны, можно выявить и определенные проблемы. Например, страница в социальной сети, где человек размещает о себе много личной информации, которая может быть никак не связана с профессиональной деятельностью, образовательными интересами и развивающим контентом, может стать причиной, для отказа при приеме на работу, вывести абитуриента в списки нежелательных студентов. Условно, те цифровые следы, которые могут быть полезны для организаций, могут навредить непосредственно создателю этих следов, т. е. школьнику, собирающемуся

поступать в ВУЗ. Таким образом, пользователям различных Интернет-ресурсов нужно постоянно помнить, что даже несерьезный профиль в социальной сети, созданный для развлечения, может нанести удар репутации хозяину этой страницы.

Также в данном случае актуальны и проблемы с взломанными аккаунтами. В этом случае, злоумышленник, получивший доступ к профилю, может испортить репутацию человека, разместив провокационный контент на его странице, вымогая деньги у других пользователей или вступив в различные сомнительные сообщества.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по недостаткам цифровых следов:

1) анализ личной информации в соцсетях показывает хорошие результаты для организаций и дает понимание того, с каким контингентом они имеют дело, но может плохо сказаться на отдельно взятом человеке, собирающимся поступать в ВУЗ. Например, если абитуриент или обучающийся использует профиль в соцсети исключительно в развлекательных целях, его могут не оценить должным образом и отдать предпочтение другому человеку. Таким образом, пользователю необходимо контролировать содержимое своей страницы и специально пытаться оставить позитивный цифровой след;

2) анализ неиспользуемых / взломанных аккаунтов, подконтрольных злоумышленнику, может испортить реальную картину;

3) в некоторых случаях негативные цифровые следы скрыть невозможно, что может создать проблемы пользователю;

4) публикуемые в интернете сообщения и фотографии могут быть неверно истолкованы или изменены, что может привести к непреднамеренному оскорблению;

5) контент, предназначенный для узкой группы, может распространиться на более широкий круг [3].

Таким образом, пользователям сети Интернет, стоит помнить о следующих моментах:

1) исправить негативный образ в сети очень сложно, поэтому проще изначально создавать хороший «цифровой двойник». Всегда нужно помнить о том, что все цифровые следы, оставленные пользователем в Интернете, могут быть использованы против пользователя;

2) необходимо блокировать или удалять неиспользуемые профили или почту. Если такой забытый аккаунт попадет в руки злоумышленника, то он может использовать его для удара по репутации;

3) важно использовать надежные пароли и двухфакторную аутентификацию, чтобы снизить вероятность взлома аккаунта пользователя;

4) настроить параметры конфиденциальности в социальных сетях [3].

Библиографические ссылки

1. 20.35 Университет // Стандарт цифрового следа : сайт // URL: https://standard.2035.university (дата обращения: 15.03.2022).

2. «Открытые системы» // Битва за таланты: цифровой след абитуриента : сайт // URL: https://www.osp.ru/dobrodata/article/2020-10-05/13055664 (дата обращения: 20.04.2022).

3. АО «Лаборатория Касперского» // Что такое цифровой след? : сайт // URL: https://www.kaspersky.ru/resource-center/definitions/what-is-a-digital-footprint (дата обращения: 21.04.2022).

© Осанова А. С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.