Научная статья на тему 'Достоевский как семьянин и воспитатель'

Достоевский как семьянин и воспитатель Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
301
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СУПРУГИ / ДЕТИ / РОДИТЕЛИ / ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гингель Е.А.

В статье, основой которой являются воспоминания жены и дочери писателя, его дневники и письма, формируется представление о Ф. М. Достоевском как о главе семьи, о его подходах к воспитанию детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOSTOYEVSKY AS A FAMILY MAN AND UPBRINGER

In the article, based on the memories of the writer's wife and his daughter, on his diaries and letters, the idea of F.M. Dostoevsky as a head of the family and his approaches to the parenting are formed.

Текст научной работы на тему «Достоевский как семьянин и воспитатель»

лу эмоционального воздействия данного поэтического текста на читателя.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что использование текстов англоязычных песен, вошедших в фонд лучших образцов массовой культуры, при изучении ряда тем в рамках курса «Интерпретация текста» целесообразно по целому ряду причин: оно хорошо вписывается в контекст установления субъектно-субъектных отношений, способствует не только приобщению к феноменам иноязычной культуры, но и формированию в целом критического осмысления действительности, что на современном этапе развития общества представляется особенно ценным и актуальным. Несмотря на распространенное скептическое отношение к песенной поэзии, противопоставляемой поэзии культуры элитарной, эта поэзия заслуживает дальнейшего изучения, в том числе и в рамках обозначенного курса, при этом перспективным представляется дополнение методик традиционного анализа когнитивным подходом, позволяющим раскрыть ее потенциал, а также определить пути к объяснению механизмов, лежащих в основе силы воздействия этого вида текста.

1. Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. М. : Intrada - Изд-во Кулагиной, 2010. 230 с.

2. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. Ч. III: Структура текста. Текстообразующие возможности языковых единиц. Факторы текстообразования. Томск : Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2005. 272 с.

3. Борисова Л. В. Интерпретация текста (проза) : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Минск : Выш. шк., 1999. 174 с.

4. The Passenger. URL: https://www.azlyrics.com/lyrics/ iggypop/thepassenger.html (дата обращения 18.01.2018).

5. Борзова Е. В. Упражнения и задания как главный фактор организации деятельности учащихся в иноязычном образовании // Иностранные языки в школе. 2015. № 7. С. 7-14.

6. Macmillan Dictionary. URL: https://www.macmillandiction-ary.com/ (дата обращения 20.01.2018).

7. Misery Machine. URL: https://www.azlyrics.com/lyr-ics/marilynmanson/miserymachine.html (дата обращения 18.01.2018).

8. Семейн Л. Ю., Шихов Г. Л. Метафора в дискурсе современной англоязычной песни // Гуманитарное знание. Серия «Преемственность». Вып. 12. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2011. С. 71-75.

9. Mercedes Benz. URL: https://www.azlyrics.com/ lyrics/janisjoplin/mercedesbenz.html (Дата обращения 10.01.2018).

10. Blowin' in the Wind. URL: http://www.agitclub.ru/singout/ dylan/song1.htm (дата обращения 15.01.2018).

11. Bob Dylan. Боб Дилан. Факты о песнях. URL: http:// music-facts.ru/song/Bob_Dylan/Blowin-_in_the_Wind (дата обращения 28.01.2018).

© Архипов И. Б., Семейн Л. Ю., 2018

УДК 37.018.1

ДОСТОЕВСКИЙ КАК СЕМЬЯНИН И ВОСПИТАТЕЛЬ*

В статье, основой которой являются воспоминания жены и дочери писателя, его дневники и письма, формируется представление о Ф. М. Достоевском как о главе семьи, о его подходах к воспитанию детей.

Ключевые слова: семья, супруги, дети, родители, воспитание, семейная жизнь.

E. A. ru^enb E. A. Gingel

DOSTOYEVSKY AS A FAMILY MAN AND UPBRINGER*

In the article, based on the memories of the writer's wife and his daughter, on his diaries and letters, the idea of F.M. Dostoevsky as a head of the family and his approaches to the parenting are formed.

Keywords: family, spouses, children, parents, upbringing, family life.

В жизни Федора Михайловича Достоевского, пережившего восемь месяцев в одиночной камере, смертный приговор на плацу, острог и каторгу, был и счастливый период, когда он обзавелся семьей и собственным домом.

Несмотря на довольно непростой характер, он был очень нежным и заботливым отцом. Воспоминания жены и дочери свидетельствуют об этом. Немало страниц уделяет семейному воспитанию и сам Федор Михайлович в «Дневнике писателя».

* Результаты работы с источниками были обсуждены в ходе Всероссийской научно-практической литературно-краеведческой конференции с международным участием «Достоевские чтения». Омск, 20 - 21 октября 2016 г.

** The results of work with sources were discussed during the All-Russian scientific and practical literary and regional studies conference with international participation «Dostoevsky Readings». Omsk. October 20-21, 2016.

Гуманитарные исследования • 2018 • № 2 (19)

1Q7

150 лет назад в Санкт-Петербурге в церкви Святой Троицы венчались Федор Михайлович Достоевский и Анна Григорьевна Сниткина. Разница в летах новобрачных серьезная: ей 20, ему 44. Когда еще в юности девушка зачитывалась «Неточкой Незвановой» (с тех пор в семье ее так и звали -Неточка), вряд ли могла она представить, что автор волшебного и щемящего романа станет ей супругом. И догадывался ли немолодой уже писатель, что будет жить с ней счастливо, полнокровно, как никогда ранее не жил? Казалось бы, после каторги и очень сложных личных историй судьба не предвещала счастливой семьи. Но во многом благодаря характеру, любви, самоотверженности Анны Григорьевны семейная жизнь у Федора Михайловича все-таки сложилась. Впоследствии в письме к жене, подруге, помощнице, хранительнице и созидательнице дома и очага Достоевский напишет: «Мой бесценный и бесконечный друг Аня... Ты мое будущее все - и надежда, и вера, и счастье, и блаженство, - все. С этакой-то женой да быть несчастливым -да разве это возможно!» [1, с. 41].

И вот Ф. М. Достоевский - «нежнейший семьянин, для которого все происходящее в доме имело большое значение» [2, с. 315]. В своих воспоминаниях Анна Григорьевна пишет о том, что ее «всегда чрезвычайно трогала сердечная забота мужа о своей семье» [2, с. 316].

Накануне появления ребенка, находясь за границей, Достоевский очень волновался, оттого что не знал итальянского, и стал обдумывать: если жена начнет рожать и потеряет сознание, то он не сможет объясняться с врачами. Поэтому супруги уехали в Германию, немецким Федор Михайлович владел хорошо, даже перевел «Разбойников» Шиллера.

В Дрездене в семье Достоевских в 1869 г. родилась дочь Любовь Федоровна, позже, в 1871 г., уже в Петербурге -сын Федор Федорович.

А. Г. Достоевская вспоминает: «С появлением на свет ребенка счастье снова засияло в нашей семье. Федор Михайлович был необыкновенно нежен к своей дочке, возился с нею, сам купал, носил на руках, убаюкивал и чувствовал себя настолько счастливым, что писал критику Н. Н. Страхову: "Ах, зачем вы не женаты, и зачем у вас нет ребенка, многоуважаемый Николай Николаевич. Клянусь вам, что в этом 3/4 счастья жизненного, а в остальном разве одна четверть"» [2, с. 195].

Достоевский очень любил дочь и проявлял к ней большую нежность. 14 (26) декабря 1869 г. он писал своей племяннице С. А. Ивановой: «Не могу вам выразить, как я ее люблю <...> Девочка здоровая, веселая, развитая не по летам (т. е. не по месяцам), все поет со мной, когда я ей запою, и все смеется; довольно тихий некапризный ребенок. На меня похожа до смешного, до малейших черт» [3, с. 5]. Сходство с собой он видит и в сыне. «У Феди мой <характер>, мое простодушие, - отмечает Достоевский в письме к А. Г. Достоевской от 15 (27) июля 1876 г. - Я ведь этим только, может быть, и могу похвалиться, хотя знаю, что ты про себя, может быть, не раз над моим простодушием смеялась» [1, с. 231].

Когда двухлетняя Люба сломала ручку и она неправильно срослась, девочку пришлось подвергнуть операции. Родителей выслали из операционной. «"Будем молиться

и просить помощи Божией, Господь нам поможет!" - прерывающимся голосом сказал мне муж. Мы опустились на колени и никогда, может быть не молились так горячо, как в эти минуты» [2, с. 169].

Сохранилось 11 записок десятилетней Любы к отцу и две записки Достоевского к дочери: «Милая Лиля, папа тебя очень любит и пишет тебе из Москвы. Веселись и играй, об тебе думаю и тебя целую. Твой папа» (Письмо 26 апреля 1874 г.) [3, с. 5]. Во втором письме Достоевский пишет из Бад-Эмса в Старую Руссу: «Милый ангел мой Лиличка, целую тебя, и благословляю, и очень люблю. Благодарю за то, что ты пишешь мне письма. Прочту и поцелую их и о тебе подумаю каждый раз, как получу. Здесь мне скучно без вас, и никого у меня знакомых, так что все молчу и боюсь, что разучусь говорить. Недели через три к вам приеду. Милая Лиля, слушайся маму и с Федей не ссорься. Да и не забывайте оба учиться. Молюсь об вас всех Богу и прошу вам здоровья. Передай от меня поклон батюшке, да поцелуй за меня Федю. Пожалуйста, слушайтесь все маму и не огорчайте ее. До свиданья, милая Лиличка, очень люблю тебя. Поцелуй маму. Твой папа Ф. Достоевский» (Письмо 7 (19) августа 1879 г.) [3, с. 5-6].

Писатель должен был ездить каждый год лечиться в Эмс и очень скучал в Германии без семьи: «...он думал о нас при виде маленьких немцев, весело разъезжавших на осликах, и мечтал, чтобы и его дети могли так развлекаться. Возвращаясь в Старую Руссу, Достоевский часто рассказывал нам о маленьких немецких осликах, чтобы нас повеселить» [3, с. 148].

Воспитательный опыт Федора Михайловича во многом складывался из впечатлений его детских лет. Жена Достоевского говорила, что ее муж любил вспоминать о своем счастливом и безмятежном детстве и на всю жизнь сохранил о нем светлую память. «Из дома родительского вынес я лишь драгоценные воспоминания, ибо нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства его в доме родительском», - в эти слова старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» Достоевский вложил отголоски собственных детских впечатлений [4, с. 299].

Отец писателя, Михаил Андреевич, любил своих детей и умел их воспитывать. Своим восторженным идеализмом и стремлением к прекрасному писатель больше всего обязан отцу и домашнему воспитанию. В «Дневнике писателя» он отмечает: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным» [5, с. 25].

Писатель следил за религиозно-нравственным развитием своих детей и указывал на громадное универсально-воспитательное воздействие Священного Писания. С детства книга с прекрасными картинками под названием «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового завета» была у писателя, по ней он училсячитать, а потом всегда держал у себя на полке и хранил как драгоценную память.

Достоевский любил молиться вместе со всей семьей. Анна Григорьевна рассказывает: «В девять часов детей наших укладывали спать, и Федор Михайлович непременно приходил к ним "благословить на сон грядущий" и прочитать вместе с ними "Отче наш", "Богородицу" и свою любимую молитву "Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим!"» [2, с. 289]. Об этом вспоминает и дочь Люба: он «заходил в детскую пожелать нам спокойной ночи, благословить и прочитать с нами короткую молитву Богородице, ту самую, которую его заставляли читать родители, когда он был ребенком» [3, с. 148].

Очень любил Федор Михайлович Пасхальное ночное богослужение. Дети обычно не бывали на этой наполненной великой радостью службе. Но писатель непременно захотел показать дочери это дивное богослужение, когда ей едва исполнилось девять лет. «Он поставил меня на стул, чтобы я могла следить за ходом службы, и, приподнимая меня повыше, объяснял смысл этих прекрасных обрядов» [3, с. 155].

Известно, что воспитание пасынка Павла (сына первой жены М. Исаевой) было неудачным. Поэтому Федор Михайлович постарался приложить все усилия, чтобы воспитание его собственных чад достигло цели. Он начал заниматься детьми слишком рано и достаточно много времени уделял им, наверное, знал, что ему не суждено увидеть, как взрослеют Люба и Федя, и спешил заронить в их восприимчивые души хорошие мысли и чувства. Для этой цели он избрал то же средство, которое раньше избрал его отец - чтение великих писателей. Дочь запомнила первый из литературных вечеров, которые впоследствии отец регулярно устраивал для них.

Писатель читал детям повести Пушкина, кавказские поэмы Лермонтова, «Тараса Бульбу» Гоголя. После того как их литературный вкус был более или менее выработан, он стал читать стихотворения Пушкина и Алексея Толстого - двух русских поэтов, которых больше всего любил. Достоевский читал их удивительно, и в особенности одно из них он не мог читать без слез - стихотворение Пушкина «Бедный рыцарь» [3, с. 152].

«Когда отец уезжал или работа не позволяла ему делать это самому, он просил жену читать детям произведения Вальтера Скотта и Диккенса - этого "великого христианина", как он называет его в "Дневнике писателя". Во время обеда он спрашивал детей об их впечатлениях и восстанавливал целые эпизоды из этих романов» [3, с. 154].

«На пасхальных праздниках в Соляном городке состоялось литературное чтение в пользу Фребелевского общества, на нем Федор Михайлович прочел "Мальчика у Христа на елке". Ввиду того, что праздник был детский, муж пожелал взять на него и своих детей, чтобы они могли услышать, как он читает с эстрады, и увидеть, с какою любовью встречает его публика. <...> Федор Михайлович оставался до конца праздника, расхаживая со своими детьми по залам, любуясь на игры детей и радуясь их восхищению доселе невиданными зрелищами» [2, с. 355].

В семье писателя не пренебрегали и театром. «В России в ту пору было принято, что родители водили своих детей в балет. Достоевский не был любителем балета и никогда не посещал его, он предпочитал оперу. Сам очень

любил оперу Глинки "Руслан и Людмила" и детям привил эту любовь» [3, с. 153].

Достоевский стремился к хорошим и душевным отношениям в своей семье. А. Г. Достоевская отмечает: «У мужа было какое-то особое умение разговаривать с детьми, войти в их интересы, приобрести доверие (и это даже с чужими, случайно встречавшимися детьми) и так заинтересовать ребенка, что тот мигом становился весел и послушен. Объясняю это его всегдашнею любовию к маленьким детям, которая подсказывала ему, как в данных обстоятельствах следует поступать» [2, с. 333].

Для поддержания веселой атмосферы писатель находит время на интересные развлечения детей, а также старается привнести в дом чувства праздника и веселья. Достоевский одаривал детей гостинцами и всегда привозил из-за границы чудесные подарки.

«Если у Достоевского были деньги, он покупал в лучшей кондитерской Петербурга коробку конфет или выбирал виноград и груши в лучшем гастрономическом магазине города. Он всегда покупал самое лучшее и ненавидел случайные или дешевые покупки» [3, с. 148].

«Обычно это были чудесные и дорогие вещи, выбранные с большим вкусом. В противоположность родителям, одевающим своих дочерей в голубое или розовое, он выбирал платья цвета морской волны. Цвет морской волны был его любимым цветом, и он часто одевал героинь своих романов в одежду этого цвета» [3, с. 148].

В воспитании своих детей Федор Михайлович придавал большое значение ярким и светлым впечатлениям. По свидетельству жены, Федор Михайлович, чрезвычайно нежный отец, постоянно думал, чем бы потешить своих деток, особенно он заботился об устройстве елки. «Елка 1872 года была особенная: на ней наш старший сын, Федя, в первый раз присутствовал "сознательно", - пишет А. Г. Достоевская. - Елку зажгли пораньше, и Федор Михайлович торжественно ввел в гостиную своих двух птенцов. <...> Мы с мужем долго сидели и вспоминали подробности нашего маленького праздника, и Федор Михайлович был им доволен, пожалуй, больше своих детей» [2, с. 255].

Достоевский-отец заботился как о духовном, так и о материальном состоянии детей. В 1879 г., незадолго до смерти, он писал жене о покупке имения: «Я все, голубчик мой, думаю о моей смерти сам и о том, с чем оставлю тебя и детей... Ты не любишь деревни, а у меня все убеждения, что деревня есть капитал, который к возрасту детей утроится ... Это будущее наших детей. За деток и за судьбу их трепещу» [1, с. 378].

В ожидании священника, приглашенного для совершения таинства последней исповеди и причастия, он простился с женой и детьми, благословил их. Сыну Федору Достоевский перед кончиной передал евангелие, которое подарили ему жены декабристов в Тобольске и с которым он не расставался впоследствии [6, с. 301].

Достоевский был убежден, что детские души требуют беспрерывного и неустанного соприкосновения с родительскими душами, требуют, чтобы они были для них предметом любви, и уважения, и подражания.

Так на основе воспоминаний и писем складывается впечатление о Ф. М. Достоевском как о главе семьи,

Гуманитарные исследования • 2018 • № 2 (19)

109

формируется представление о его подходах к воспитанию детей, открываются новые грани многосложного характера писателя.

1. Достоевский Ф. М., Достоевская А. Г. Переписка. М. : Наука, 1979. 384 с.

2. Достоевская А. Г. Воспоминания. СПб. : Азбука, Азбу-ка-Аттикус, 2011. 480 с.

3. Достоевская Л. Ф. Достоевский в изображении своей дочери. Первое полное русское издание. СПб. : Изд-во «Андреев и сыновья», 1992. 248 с.

УДК 378.172

БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА

В статье обсуждаются факторы, влияющие на безопасность занятий физической культурой со студентами вуза. Выявляются основные причины травматизма на занятиях физической культурой. Физическая нагрузка рассматривается как базовый фактор безопасности занятий. Безопасность обеспечивается врачебным контролем, а также текущим контролем за физическим состоянием занимающихся студентов. Утверждается, что оптимизация физической нагрузки должна учитывать не только возможности организма спортсменов, но социально-психологические факторы: индивидуальные особенности личности и характер взаимоотношений в спортивном коллективе.

Ключевые слова: физическая культура, травматизм, здоровье, физическая нагрузка, врачебный контроль, взаимоотношения в спортивном коллективе.

4. Достоевский: сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / сост. Г. К. Щенников; науч. ред. Г. К. Щен-ников, Б. Н. Тихомиров. СПб. : Изд-во «Пушкинский Дом», 2008. 467 с.

5. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. СПб. : Азбука-классика, 2012. 464 с.

6. Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание // Русские эмигранты о Достоевском. СПб. : Изд-во «Андреев и сыновья», 1994. С. 291-315.

© Гингель Е. А., 2018

M. n. ftBOUHUH, A. M. ftBOUHUH M. L. Dvoinin, A. M. Dvoinin

SAFETY OF PHYSICAL CULTURE LESSONS WITH UNIERSITY STUDENTS

The article discusses the factors that affect the safety of physical education with university students. The main causes of traumatism in physical education are revealed. Physical load is considered as the basic factor of occupational safety. Security is provided by medical supervision, as well as current monitoring of the physical condition of students. It is argued that the optimization of physical activity should take into account not only the capabilities of the athlete's organism, but also socio-psychologi-cal factors: individual personality characteristics and the nature of the relationship in the sports team.

Keywords: physical culture, traumatism, health, physical activity, medical control, relationships in a sports team.

Одним из средств общекультурной профессиональной подготовки студентов является физическая культура. В вузе она представлена в качестве учебной дисциплины и разнообразных внеучебных мероприятий (секции, тренажерный зал, тренировки и соревнования, фестивали ГТО, научные конференции и др.)

Очевидно, что обращение к теме безопасности занятий физической культурой обусловлено спецификой предмета. Преподаватель физической культуры несет ответственность не только за реализацию учебной программы, но и за охрану жизни, здоровья студентов [1; 2; 3; 4]. К сожалению, на занятиях и соревнованиях случаются травмы разной степени тяжести.

На основе имеющихся в научной литературе данных [1; 5; 6; 7; 8] и нашего многолетнего опыта работы можно обобщить причины травматизма на занятиях физической культурой.

1. Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Это нарушения инструкций о мерах безо-

пасности при проведении занятий, соревнований; неправильное составление программы соревнований, нарушение их правил; ошибки в размещении участников, судей и зрителей при проведении соревнований; нарушение однородности комплектования групп (подготовленность, возраст, пол), многочисленность групп.

2. Недостаточное материально-техническое оснащение спортивных залов и площадок, отсутствие зон безопасности и качественного оборудования, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек, неровность футбольных полей, неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок, плохое снаряжение занимающихся (одежда, обувь, защитные приспособления), их несоответствие особенностям вида спорта.

3. Ошибки в методике преподавания, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и психологической подготовленности студентов, пренебрежительное отношение к разминке, страховке и самострахов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.