ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УДК 821.512.156
Достижения тувинской литературы в советский период
Людмила С. Мижит
Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, Кызыл, Республика Тыва, Россия, [email protected]. ORCID: 0000-0003-1991-0517
Аннотация. В статье рассматривается самый плодотворный и насыщенный период тувинской художественной литературы (1960-е - нач. 1990-х гг.) не только в плане обогащения жанровой системы, но и в плане создания крупных, этапных произведений национальной литературы: романы, пьесы и поэзия основоположников тувинской литературы - Салчака Токи, Степана Сарыг-оола, Сергея Пюрбю, Виктора Кок-оола, а также писателей следующего поколения - Кызыл-Эника Кудажы, Монгуша Кенин-Лопсана, Салима Сюрюн-оола, Василия Монгуша, Юрия Кюнзегеша и других. В конце данного периода, несмотря на литературное творчество под влиянием коммунистической идеологии, подчиненной принципам соцреализма, некоторые тувинские поэты (Монгуш Доржу, Александр Даржай, Игорь Иргит, Антон Уержаа, Николай Куулар) смогли отказаться от социально-политизированного взгляда на действительность и выйти из стереотипа.
Ключевые слова: тувинская литература, история литературы, советский период, соцреализм, идеологизированность, пафос, проза, поэзия, драматургия, детская литература, новаторство, литературный процесс
Для цитирования: Мижит Л.С. «Достижения тувинской литературы в советский период» // Азиатские исследования: история и современность. 2022. №1. С. 73-85. DOI: 10.24412/2782-6139-2022-1-73-85
Achievements of Tuvan Literature in the Soviet Period
Lyudmila S. Mizhit
Tuvan Institute of Humanities and Applied Social and Economic Research under the Government of the Republic of Tuva, Cand. of Sci. (Philology), Leading Researcher, Kyzyl, the Republic of Tuva, Russia, [email protected].
Abstract. The article examines the most productive and eventful period of Tuvan fiction (the 1960s - the beginning of the 1990s) not only in terms of enriching the genre system, but also in terms of creating large, landmark works of national literature: novels, plays and poetry of the founders of Tuvan literature - Salchak Toka, Stepan Saryg-ool, Sergei Purbu, Viktor Kok-ool, as well as writers of the next generation - Kyzyl-Enik Kudazhy, Mongush Kenin-Lopsan, Salim Syuryun-ool, Vasily Mongush, Yuri Kyunzegesh, and others. At the end of that period, despite literary creativity under the influence of communist ideology subordinated to the principles of socialist realism, some Tuvan poets (Mongush Dorzhu, Alexander Darzhai, Igor Irgit, Anton Uerzhaa, Nikolay Kuular) were able to abandon the socially politicized view of reality and then get out of the stereotype.
Keywords: Tuvan literature, literary history, Soviet period, socialist realism, ideologization, pathos, prose, poetry, the drama, children's literature, innovation, literary process
For citation: Mizhit L. S. (2022), "Achievements of Tuvan literature in the Soviet period" // Asian Studies: History and Modernity, no. 1, p. 73-85. DOI: 10.24412/2782-6139-2022-1-73-85
В истории тувинской художественной литературы отмечается интенсивное развитие в 1960-е - нач. 90-х - в годы значительных культурных достижений и утверждения эстетических ценностей советского общества, характеризующихся общим подъемом идейно-политической, социально-экономической, культурной жизни как в Тувинской АССР, так и во всем СССР: научно-технический прогресс, дальнейшее развитие образования и науки, искусства и литературы, расширение интернациональных творческих взаимосвязей в сфере культуры и т.д.
Самобытная национальная тувинская литература, начавшая свой путь в 30-х гг. ХХ в., отражала жизнь и стремления народа, вступившего в социалистический период истории, как и другие народы России в целом. Тувинская литература развивалась внутри художественного направления данной эпохи - социалистического реализма, «утверждавшего художественную концепцию: личность социально активна и включена в творение истории...» [Теория литературы 2001, с. 403].
Развитие тувинской советской литературы в рамках соцреализма освещалось в исследованиях с 60-х гг. XX в., когда активизировалось тувинское литературоведение и литературная критика и создавалась цельная картина становления и развития тувинской литературы, ее связи с устно-поэтическим наследием тувинцев. В 1964 г. вышли очерки «Тувинская литература» (на тув. яз.), написанные авторским коллективом: Калзан А.К., Куулар Д.С., Кенин-Лопсан М.Б., Кюнзегеш Ю.Ш. и др. [Тыва литература 1964], в 1975 г. - «Очерки истории тувинской советской литературы» (на тув. яз.), авторы: Калзан А.К., Куулар Д.С., Хадаханэ М.А. [Очерки истории. 1975], в 2013 г. - История тувинской литературы. Т.1. Истоки. Литература Тувинской Народной Республики (1921-1944) [История тувинской. 2013]; в эти и последующие годы проведены отдельные исследования по тувинской литературе [Хадаханэ 1968; Куулар 1970; Калазан 1980; Куулар 1982; Татаринцева 1983; Самдан 1987; Калзан 1991; Самдан 2005; Салчак, 2005; Донгак 2006; Тыва уран чогаал 2009; Чамзырын 2009; Очур 2011; Мижит 2013; Мижит 2015], результаты которых обобщены в данной работе.
Художественный метод соцреализма утверждал необходимость историзма в искусстве: «Исторически конкретная художественная реальность должна обретать в нем «трехмерность» - писатель стремится запечатлеть, говоря словами М. Горького, «три действительности» -прошлое, настоящее и будущее» [Теория литературы 2001, с. 401]. Самым
ярким проявлением этого тезиса явился роман-тетралогия Народного писателя Тувинской АССР К-Э.К. Кудажы «Уйгу чок Улуг-Хем» («Улуг-Хем неугомонный»). Такого же направления придерживались в своих романах, пьесах и поэтических произведениях классики тувинской литературы: С.К. Тока (автобиографическая трилогия «Араттьщ сeзY» - «Слово арата»), С.А. Сарыг-оол («Ацгыр-оолдуц тоожузу» - «Повесть о светлом мальчике»), В.Ш. Кок-оол (пьеса «Самбажык»), С.Б. Пюрбю (пьеса «Кызыл Yер» - «Красный потоп»), М.Б. Кенин-Лопсан («Улуг-Хемниц шапкыны» - «Стремнина Великой реки», «Херээженниц чоргааралы» - «Судьба женщины»), Ю.Ш. Кюнзегеш (поэмы «Ынакшыл болгаш килец дугайында» - «Песнь о любви и гневе», «Кек-Эл») и т.д. Следует отметить, что в начале этого периода, в 60-70-ые гг., почти вся тувинская литература характеризовалась прямолинейной политической тенденциозностью - прославляла партию и все идеи и пути развития социалистического общества. Однако, при всей своей тенденциозности соцреализм в соответствии с реалистической традицией нацеливал художника на создание объемного, многоцветного произведения, на раскрытие ярких образов в социалистическом обществе. Таковы по своей художественности вышеуказанные произведения ведущих писателей тувинской литературы. Также продолжал господствовать в литературе высокий гражданско-патриотический пафос, начатый тувинскими писателями в 30-40-ые гг.
В этот период развития включение личности в жизнь общества становится важной задачей искусства соцреализма. И это явилось ценной особенностью данного направления. Однако, собственные интересы личности не принимались во внимание. Искусство советской эпохи утверждал, что «личное счастье человека - в самоотдаче и служении «счастливому будущему человечества», а источник исторического оптимизма и наполненности жизни личности социальным смыслом -в приобщенности ее к созданию нового «справедливого общества» [Теория литературы 2001, с. 369]. Этим пафосом были проникнуты произведения тувинской советской литературы.
В эти годы отмечался рост идейно-художественного уровня тувинской литературы во всех ее родах. Особенно успешно развивались эпические жанры и лирика.
Тема революции, образа Ленина присутствовала у всех писателей в 60-70-е годы: «Партия дугайында сес» («Слово о Партии») С. Пюрбю, «Адыжок» С. Сюрюн-оола, «Ленин болгаш ава» («Ленин и мать») В. Сагаан-оола, «Партия-биле кады» («Вместе с Партией»), «Совет чурттуц ээлери бис» («Мы - хозяева советской страны») О.
Сувакпита и т.д. Доминировала гражданская лирика и тема дружбы между народами, например, в стихотворениях: «0eрYшкYмнY Yлежир дээш» («Чтоб поделиться радостью») Ю. Кюнзегеша, «Мецге алдар» («Вечная слава») О. Саган-оола, «Что такое Тува?», «Если ты человек» А. Емельянова, «Сылдыстарже орук» («Путь к звездам») С. Пюрбю, «Совет хуулгаазын» («Советское волшебство») Б. Ховенмея и т.д. Военно-патриотическая тема, тема труда стали лейтмотивом многих произведений. Интернациональная тема проявилась в стихотворениях «Мээц аалчыларым» («Мои гости»), «^рек ышкаш Африка» («Сердцевидная Африка») Ю. Кюнзегеша, «Караам оду» («Огонь очей моих») И. Иргита.
Любовная лирика достигает больших высот, некоторые стихотворения стали любимыми народом песнями: «Кара-кара карактар» («Черные-черные очи»), «Сылдыс» («Звезда») С. Сюрюн-оола, «^ску сесерликте» («В осеннем саду») С. Пюрбю, «Чойганмаа», «Херээженге ынак чордум» («Я любил женщину») М. Доржу, «ХYЛYMЗYPYYЧ кeрYп чор мен» («Твоя улыбка передо мной») О. Сувакпита, «Дидим салгын» («Смелый ветерок») К. Кудажы, «Шончалай» З. Намзырай и другие. Образ матери проникает до глубины души читателя в поэзии В. Серен-оола, М. Доржу, С. Козловой, А. Даржая, М. Олчей-оола, А. Уержаа, Н. Куулара и др.
Следует отметить новаторство в тувинской поэзии: связь внутреннего мира человека с Природой. Это ярко выражено в стихотворениях «Кек-кек даглар» («Синие горы») С. Сюрюн-оола, «Чагытай», «Алдын кус» («Золотая осень») С. Сарыг-оола, «Ыраажы хем» («Поющая река») М. Кенин-Лопсана, «Дагларым» («Горы мои») А. Даржая и т.д. Появляются ростки философской лирики: «Чуртталганьщ аялгазы» («Музыка жизни») С. Пюрбю, «Ие холу» («Материнская рука») Б. Ховенмея, «Чуртталганыц Yнези» («Ценность жизни»), «Саян» О. Сувакпита, «Ногаан аът» («Зеленая лошадь») А. Уержаа и т.д.
В эти годы устанавливается жанровая система тувинской поэзии, которая совершенствовалась в течение нескольких десятилетий и широко представленная такими лирическими жанрами и видами мировой поэзии, как сонет, венок сонетов, элегия, ода, гимн, посвящение (Ю. Кюнзегеш, М. Кенин-Лопсан, А. Даржай, В. Серен-оол, Ч. Куулар и др.), газель, рубаи (И. Иргит, А. Уержаа, Б. Тараачы).
1980-е гг. отмечаются идейно-эстетическими новшествами, уходом от пафоса и активным творческим поиском новых форм и жанров тувинской поэзии. Лирические миниатюры, сгруппированные по количеству строк: «уштээн одуруглар» (в три строки), «дерттээн одуруглар» (в четыре строки), «бештээн одуруглар» (в пять строк) и т.д.- одно из характерных
течений этого десятилетия. Почти все поэтические сборники содержали в себе лирические миниатюры. Таковы, например, сборники Ю. Кюнзегеша, К. Кудажы, А. Даржая, В. Серен-оола, А. Уержаа, Н. Куулара и других. И, как закономерность, именно эти поэты стали авторами миниатюр в виде жанра ожук дажы (трехстишие), зародившемся в конце 80-х гг. Интересны поэтические эксперименты тех лет по использованию таких новых форм и конструкций, как «хенелер» («завязи») К. Кудажы, «арбаннар» («десятидворки» - децимы) А. Даржая, «хээлер» («узоры») А. Уержаа.
Большую роль в развитии тувинской литературы сыграли лиро-эпические жанры - баллады, поэмы, басни. Например, исторические баллады о древних воинах, героях «Кек-Эл» и «Багырныц хылыжы» («Меч Багыра») Ю. Кюнзегеша, «Шапкынчы» («Гонец») С. Пюрбю, «Херелмаа» Е. Тановой и др. Социально-исторические проблемы широко раскрыты в следующих поэмах: «Уем болгаш Yе-чергем дугайында» («О времени своем и современниках») С. Пюрбю - о революционном пути тувинского народа, об основных ступенях истории: старая Тува, революция, построение новой жизни, борьба с феодалами, участие тувинских добровольцев в Великой Отечественной войне, присоединение ТНР к Российской Федерации, социалистические преобразования и т.д. Все это раскрывается в тесной взаимосвязи с судьбами, бедами и приобретениями главных героев. За эту поэму Народному писателю Тувинской АССР С.Б. Пюрбю присуждена Государственная премия Тувинской АССР За поэму «Улуг-Хемим» («Мой Енисей»), где проводится параллель между социально-исторической картиной и природой, Народному писателю Тувинской АССР С.С. Сарыг-оолу также присуждена Государственная премия Тувинской АССР. Получили признание народа поэмы «Оттук» и «Бичии башкы» («Маленький учитель») М. Кенин-Лопсана. В произведении «Маленький учитель» отражено начало культурной революции в Туве. Отличились художественно-эстетическими особенностями баллады С. Сюрюн-оола, О. Сувакпита, С. Тамба, К. Кудажы, а также басни Б. Ховенмея, Ю. Кюнзегеша, С. Сюрюн-оола и др.
В 1960-80-е гг. достаточно активно развивается детская литература, характерными произведениями которой выступают: сказки «Мерген бичиилер болгаш мелегей кYЧYтеннер» («Мудрые малыши и глупые великаны») С. Пюрбю, стихотворения «Салгакчылар» («Новое поколение») Л. Чадамба, «Чечектерим» («Цветы мои»), «Дээрде капуста» («Капуста в небе») Э. Кечил-оола, «Бистиц eнYктеривис» («Наши друзья») С. Сарыг-оола, «Октябрьдан октаргайже» («От
Октября к космосу») Б. Ховенмея, «ХYннээрек» («Солнцепек») К.-К. Чооду, пьеса «Илбилиг согун» («Волшебная стрела») Е. Тановой и т.д. Тувинская детская проза развивается, в основном, в фольклорно-этнографическом контексте. Своими идейно-эстетическими качествами отличаются рассказы и повести для детей следующих писателей: О. Саган-оола («Кежиктиг сылдыс» - «Счастливая звезда), С. Сюрюн-оола («Чайгы хYннер» - «Лето на чайлаге»), Е. Тановой («Акым дугайында тоожу» - «Повесть о старшем брате»), М. Эргепа («0дYгенде чайлаг»
- «Волшебный Одуген»), Л. Чадамба («Тайганыц оглу» - «Сын тайги», «Аян-чорук» - «Путешествие»), М. Кенин-Лопсана («Дээрниц кeрYнчYY»
- «Небесное зеркало»), Ч. Куулара («Кудурук» - «Хвостик»), А. Шоюна («Балыктар аштай бээр» - «Рыбы проголодаются»), Ч. ЧYЛдYма («Кырган-ававыс аптаразы» - «Бабушкин сундучок»), К. Чамыяна («Мец^н оттук» - «Серебряное огниво»), М. Дуюнгара («Ийи аалдыц оглу» - «Парень двух аалов») [Чамзырын 2009]. Рассказ «Шончалай» К. Кудажы считается образцом лирической прозы.
Тувинская советская литература достигла больших высот в развитии эпического рода литературы в 1960-80-х гг. По мнению известного критика А.К. Калзана, ведущим жанром тувинской литературы 197080-х гг. выступает проза [Калзан 1980]. В эти годы появились лучшие произведения, образцы тувинской прозы.
Как было отмечено, в 1960-х гг. тувинская проза была в основном исторической, соединяющей два времени - прошлое тувинцев и реальность советской эпохи. Это вышеуказанные крупные произведения тувинской литературы, а также неоконченный роман «Алдан дургун» («Шестьдесят беглецов») С. Сарыг-оола, «Хомду дайыны» («Кобдоское сражение») С. Токи и т.д. Необходимо подчеркнуть, что отвечающим требованиям своего времени и самым известным в мировом литературном пространстве тувинским произведением был роман «Слово арата» Народного писателя Тувинской АССР Салчака Токи, который художественным словом впервые объявил миру о существовании тувинского народа, о его истории и социалистическом пути развития. За данное автобиографическое повествование С.К. Тока был удостоен звания лауреата государственных премий СССР и Тувинской АССР, а произведение переведено в советское время более чем на 20 языков народов СССР и мира (в основном, перевод I тома). III книга романа С. Токи вышел в свет в 1964 г., а полная версия романа в 3-х книгах в переводе на русский язык опубликована в 1972 г.
С середины 70-х гг. устанавливается современная тематика. Имея эстетические корни в народных мифах, легендах, устных рассказах,
тувинская проза начала отображать современные реалии. Возрос интерес к изображению образа современника - советского человека, его рабочей биографии, героических поступков, нравственных качеств и общественной значимости. В то же время вырисовывался традиционный национальный характер с новыми чертами социалистического образа жизни. Появляется новый взгляд на жизнь - идея о непрерывности традиции национальной культуры, идея о преемственности поколений, обновляются сюжет, архитектоника и художественные приемы произведений. Таковы романы и повести следующих писателей: Народного писателя Тувинской АССР М. Кенин-Лопсана («Тениц самы»
- «Танец козерога», «Чылгычыныц ее» - «Юрта табунщика»), О.К. Саган-оола («Деспестер» - «Непоседы», «Терээн кижилер» - «Родные люди»), Народного писателя Тувинской АССР С. Сюрюн-оола («Авазынга дацгырак» - «Клятва своей матери», «Кымныц оглул?» - «Чей сын?», «Эске кадай» - «Постороняя женщина»), Народного писателя Тувинской АССР К. Кудажы («Ырлыг-Булак», «Ыржым булуц» - «Тихий уголок», «Ырак булут» - «Высокие облака»), Народного писателя Республики Тыва Е. Тановой («Кара-Бай»), Народного писателя РТ А. Даржая («Сылдыстыгда ДYш» - «Сон при звездах», «Чурттаарын кYзезицзе» -«Если хочешь жить»), К. Черлиг-оола («Шораан»), А. Емельянова («От мира не уйти»), Н. Сердобова («Войной опаленные»), М. Кежелдея («Шын кайдал?» - «Где правда?»), Э. Донгака («Эрги хонаштар» -«Старые стойбища», «Сыын чады» - «Маралье заклинание»), Ш. Куулара («Баглааш» - «Коновязь»), рассказы и новеллы М. Доржу, Ч. Ирбижея, Ш. Суваца.
В повести «Ыржым булуц» («Тихий уголок») К. Кудажы главной идеей выступает вывод о том, что счастье человека зависит от общественной жизни человека. Тувинская деревенская жизнь (деревенский реализм) описывается в повестях С. Сюрюн-оола «Ынакшыл-дыр» («Это любовь»)
- любовь русской девушки к тувинскому парню, «Озалааш хем» («Глухая речка»), «Лейтенантыныц даалгазы» («Задание лейтенанта») - о дружбе людей тувинской и русской национальности. Также в повестях О. Саган-оола («Деспестер» - «Непоседы», «Терээн кижилер» - «Родные люди»), Д. Бегзи («ЭцнYктер дугайында тоожу» - «Повесть о друзьях») отражены факты социалистических преобразований в Туве, определяется, каким должен быть труд советского человека, личная жизнь, связь с близкими людьми и т.д.
Наиболее художественно значимыми произведениями социально-психологического характера, раскрывающими проблемы современного общества (алкоголизм, наркомания, преступность, нравственное падение
и т.д.), стали повести и роман Народного писателя Тувинской АССР Салима Сюрюн-оола: «Авазынга дацгырак» («Клятва своей матери»), «Кымныц оглул?» («Чей сын?»), «Эске кадай» («Постороняя женщина»). Ими зачитывалась в свое время, можно сказать, вся Тува - и старое, и молодое поколение. В них читатели видели социальные и морально-нравственные проблемы своего времени, своих современников, их душевные переживания и чаяния, в их сюжетах узнавали реальные жизненные коллизии. Острая социальная направленность, выявление морально-нравственных болезней, угрожающих устоям общества, искрометный юмор и чувство сострадания к своим героям - вот те особенности его произведений, которые так сильно привлекали интерес читателей.
«Малая проза» возродилась в 80-х гг., это были произведения Ф. Сеглецмея («Чечен чугаалар» - «Рассказы»), В. Сагаан-оола («Кызыл дузаламчы» - «Красная помощь»), А. Даржая («Тарзан», «Коцгар-ирей»), Э. Донгака («Талыгырда чацгы» - «Эхо вдалеке», «Чолдак-Ацчыныц чугаалары» - «Рассказы Чолдак-Анчы»), М. Кенин-Лопсана («Хайыралыг Калчан-Шилги» - «Белолобый рыжий конь»), К. Черлиг-оола («Даглар аялгазы» - «Мелодия гор»), М. Доржу («Сыргалар» - «Сережки»), Ч. Ирбижея («Ынак эжиц кымыл?» - «Кто твой любимый друг?») и т.д. В вышеуказанных произведениях тема наполняется эстетическими идеями, появляются сильные образы, глубокий психологизм.
Особый интерес у народа вызвали сатирические, реалистичные рассказы Василия Монгуша в его популярных в исследуемый период тувинской литературы книгах: «Каткы бажы каткан эвес...» («И смех, и грех»), «Кадай-кыстыц чацы чараш» («Дева с характером»), «Каттырамзаан чацы чараш» («Улыбочка красавицы»), «Бодун мактаар болбас тенек» («Глупец себя хвалит»), которые с удовольствием читали и стар, и млад.
Очерк и публицистика 1960-80-х гг., авторами которых выступали С. Тока, К. Кудажы, М. Пахомов, Л. Чадамба, О. Сувакпит, С. Козлова, М. Хадаханэ и другие, не отставали от ритма жизни. Таким образом, в этот период тувинские писатели овладели многими прозаическими жанрами (роман, повесть, рассказ, новелла, очерк).
Драматургические произведения советского периода отличались исторической, социальной направленностью. Особо выделились своим литературно-художественным достоинством исторические пьесы В. Кек-оола «Самбажык», С. Пюрбю «Кызыл Yер» («Красный потоп») - о национально-освободительном движении в Туве, совместная работа В. Кек-оола и С. Пюрбю «Найырал» («Дружба») - о дружбе тувинских и
русских крестьян, пьеса Ч. Ондара «Ханныг истер» («Кровавые следы») на историческую тему сохранения народа во времена завоеваний Чингисхана, пьесы «Ынакшылды камнаар херек» («Любовь нужно беречь») С. Пюрбю, «Он бир» («Одиннадцать»), «Белек-кыс эмчи» (Врач Белек-Кыс) К. Кудажы, «Сеескеннер чечектелип турда» («Когда цветут акации») В. Серен-оола, комедии «Долуманыц хуулгаазыны» («Превращение Долумы»), «Инчеек» К. Кудажы и «Соцгулда» («Выборы») Ч. Ондара.
Как верно отмечают авторы «Очерков тувинской литературы», «литература достойно выполняла воспитательную роль в формировании духовной культуры вступившего в новую эру своей истории народа» [Очерки истории. 1975, с. 205]. В искусстве реализма большую роль играл социалистический гуманизм.
Опираясь на национальные традиции, обогащаясь опытом развитых литератур, особенно русской, тувинские писатели приобщали читателей к идеям социалистического патриотизма и интернационализма. Такой подход начал ослабевать с середины 80-х годов.
Несмотря на продолжающееся бюрократическое вмешательство партии в литературный процесс, художественные традиции прошлого способствовали возникновению ряда ценных произведений. Однако, следует констатировать тот факт, что в годы строительства социализма под влиянием идеологических принципов тувинские писатели избегали основ духовной культуры тувинцев - шаманизма и буддизма, и провозглашали атеизм. Только с 90-х гг. картина начинает меняться.
Самым ярким проявлением отказа от социально-политизированного, идеологизированного взгляда на действительность, выхода из стереотипа является творчество молодых поэтов, заявивших о себе в 1980-х гг. - Игоря Иргита, Антона Уержаа и Николая Куулара. Подробный литературоведческий анализ их поэтического творчества сделан ведущим литературоведом А.К. Калзаном в его сборнике статей «ЭзYЛдениц демдектери» («Приметы роста»). Автор отмечает, что эти поэты отказались от господствовавшей многие годы в тувинской поэзии публицистической лирики, а являются истинными лириками, выражающими внутренний мир, душу личности [Калзан 1991, с. 113]. (Начало этому подходу, на наш взгляд, проложено поэтами Монгушем Доржу и Александром Даржаем.) Неизгладимый след в истории тувинской литературы оставили эти поэты своими стихотворениями: «Тыва дылым» - «Мой тувинский язык», «Тыва еемге» - «Моей тувинской юрте», «Караам оду» - «Огонь очей моих», «Чалыы Yем, далашпа даан» - «Не торопись, время мое молодое» (И. Иргит), «Уш чYC харлыг
кырган кускуннуц чагыы» - «Наставление 300-летнего ворона», «Мецге баглааш» - «Вечная коновязь», «Ыржым ДYне ыглаан сен бе?» - «Плакал ли ты в тихую ночь?», «Алажымга калгып келдим» - «Прибрел я к своей реке Алаш» (А. Уержаа), «Чайгы чаъс» - «Летний дождь», «Четтирдим, мээц терээн чуртум» - «Спасибо, Родина моя», «Кыжын» - «Зимой», «Аът дугайында баллада» - «Баллада о коне» (Н. Куулар).
Середина 80-х - нач. 90-х гг. - конец метода социалистического реализма и начало плюралистического развития отечественного искусства. В эти годы литература соцреализма начинает утверждать связь человека с традицией национального бытия народа. Тувинские писатели, как и все писатели Советского Союза, приходят к выводу, что человек, в революционном порыве порвавший с национальной традицией, лишается почвы для общественно-целесообразной, гуманной жизни. Без связи со своей этнической культурой личность оказывается пустой и разрушительно-жестокой. Результатом этого нового взгляда стали поэтические произведения А. Даржая («Тыва еглер» - «Тувинские юрты», «Тыва дылым» - «Мой тувинский язык»), А. Уержаа («Мецге баглааш» - «Вечная коновязь»), Н. Куулара («Дал дYъште боданыышкын»
- Размышление в полдень»), Э. Мижита («Кезерниц балдызы» - «Палица Гэсэра») и т.д. Мысль о неразрывной связи жизни человека с жизнью народа звучит в художественной формуле А. Даржая «Дамдыц-дыр мен. Далайыцга дузам бар ийин» («Я капля твоя. В море твоем есть польза моя»).
В годы перестройки в России искусство соцреализма впервые начинает осознавать обоюдность процесса: не только личность для истории, но и история для личности. Сквозь лозунги служения «счастливому будущему» начинает пробиваться идея самоценности человека в тувинской литературе, отраженная, например, в романе «Чурттаарын кузезицзе» («Если хочешь жить») А. Даржая, поэме «Ногаан аът» («Зеленая лошадь») А. Уержаа и других произведениях того времени.
В конце 80-х гг. в тувинской литературе, как и в российской, возникает самоотрицание социалистического реализма. В нем начинает звучать идея: «человек не топливо истории, дающее энергию для абстрактного процесса. Будущее созидается людьми для людей. Человек должен отдавать себя людям, эгоистическая замкнутость лишает жизнь смысла, превращает ее в абсурд (выдвижение и утверждение этой идеи
- заслуга искусства соцреализма). Если духовный рост человека вне общества чреват деградацией личности, то и развитие общества вне и помимо человека, вопреки его интересам пагубно и для личности, и для общества. Эти идеи после 1984 г. станут духовным фундаментом
перестройки и гласности, а после 1991 г. - демократизации общества» [Теория литературы 2001, с. 412]. Идейному смыслу данного тезиса, в частности, отвечает роман Народного писателя Тувы С. Сюрюн-оола «Тывалаар кускун» - «Ворон, говорящий по-тувински».
Анализируемый период истории тувинской литературы отличается тем, что в эти годы исключительно плодотворно переводились произведения советской и зарубежной литературы на тувинский язык, а произведения тувинских авторов - на русский. Возросло мастерство переводчиков С. Пюрбю, А. Делгер-оола, Ю. Кюнзегеша, М. Доржу, С. Козловой, М. Хадаханэ, Г. Принцевой, А. Даржая, В. Серен-оола и др. В эти годы укрепились творческие и дружеские связи тувинских писателей с представителями других национальных литератур, когда целенаправленно проводились семинары и конференции, Дни и Декады литератур во всех республиках Советского Союза.
Тувинская литература советского периода (1960 - нач. 90-х гг.) остается одним из самых продуктивных, насыщенных периодов в литературном процессе Тувы.
Демократизация общества с начала 1990-х гг. и исчезновение партийной опеки способствовали тому, чтобы тувинские писатели стремились художественно осмыслить историю нашего общества во всем ее драматизме, правдиво, с раскрытием социально-нравственных проблем общества. Постсоветское время создало особую литературно-культурную ситуацию в Туве, как и во всей России.
Литература:
1. Донгак 2006 —Донгак, У А. Тувинское стихосложение. Кызыл: Тувин. кн. изд-во им. Ю. Ш. Кюнзегеша, 2006. 149 с.
2. История тувинской. 2013 - История тувинской литературы. Т.1. Истоки. Литература Тувинской Народной Республики (1921-1944) / [отв. ред. К. А. Бичелдей]; редкол.: Л. С. Мижит (рук. проекта) [и др.]; Тувинский институт гуманитарных исследований. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2013. 266 с.
3. Калзан 1980 - Калзан, А. К. Амыдырал болгаш литература [Жизнь и литература] (на тув. яз.). Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1980. 176 с.
4. Калзан 1991 - Калзан, А. К. ЭзYЛдениц демдектери [Приметы роста: литературно-критические статьи] (на тув. яз.). Кызыл, 1991. 304 с.
5. Куулар 1970 - Куулар, Д. С. Тувинская поэзия. Очерк истории. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 140 с.
6. Куулар 1982 - Куулар, Д. С. История и литература (на тув. и русс. яз.). Кызыл, 1982. 113 с.
7. Мижит 2013 - Мижит, Л. С. Тувинское трехстишие. Триада в тувинской традиционной культуре. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2013. 138 с.
8. Мижит 2015 - Мижит, Л. С. Тыва шулук чогаалыныц делегейинде [Мир тувинской поэзии] (на тув. яз.). Кызыл: 2015. 170 с.
9. Очерки истории. 1975 - Очерки истории тувинской советской литературы. Авт. колл.: Калзан А. К., Куулар Д. С., Хадаханэ М. А. Кызыл, 1975. 330 с.
10. Очур 2011 - Очур, Т. Х. Этнопоэтическое своеобразие прозы С. Сарыг-оола. Кызыл, 2011. 167 с.
11. Салчак 2005 - Салчак, В. С. Тыва чогаалчылар болгаш чогаалдар дугайында демдеглелдер [Заметки о тувинских писателях и произведениях] (на тув. яз.). Кызыл: КЦО «Аныяк», 2005. 66 с.
12. Самдан 1987 - Самдан, З. Б. От фольклора к литературе (на материале тувинской прозы 4070-х годов). Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1987. 80 с.
13. Самдан 2005 - Самдан, З. Б. Тыва чогаалдьщ кокпалары-биле [По тропам тувинской словесности] (на тув. яз.). Кызыл, 2005. 160 с.
14. Татаринцева 1983 - Татаринцева, М. П. Развитие литературно-критической мысли в Туве. Кызыл,1983. 135 с.
15. Теория литературы 2001 - Теория литературы. Том IV. Литературный процесс / Под ред. Ю. Б. Борева. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. 624 с.
16. Тыва литература 1964 - Тыва литература [Тувинская литература] (на тув. яз.). Авт. колл.: Калзан А. К., Куулар Д. С., М. Б. Кенин-Лопсан, Ю. Ш. Кюнзегеш и др. Кызыл, 1964. 240 с.
17. Тыва уран чогаал 2009 - Тыва уран чогаал: сеел^ Yениц шинчилелдери [Тувинская литература: современные исследования] (на тув. яз.). Составитель Мижит Л. С. Кызыл, 2009. 208 с.
18. Хадаханэ 1968 - Хадаханэ, М. А. Тувинская проза. Кызыл,1968. 130 с.
19. Чамзырын 2009 - Чамзырын, Е. Т. Этнопоэтические особенности тувинской детской прозы. Кызыл, 2009. 166 с.
References:
1. Dongak, U. A. (2006), "Tuvinskoe stihoslozhenie" [Tuvan Versification], Kyzyl, Tuvan Publishing House, 149 p. (In Russ.).
2. "Istoriya tuvinskoj literatury" [History of Tuvan Literature] (2013), vol.1. Origins. Literature of the Tuvan People's Republic (1921-1944)], ed. by K. A. Bicheldey, L. S. Mizhit (project leader) [and others], Tuvan Institute of Humanitarian Research, Novosibirsk, Publishing House of the SB of the Russian Academy of Sciences, 266 p. (In Russ.).
3. Kalzan, A. K. (1980), "Amydyral bolgash literatura [Zhizn' i literatura] (na tuv. yaz.)" [Life and Literature (in Tuvan)], Kyzyl, Tuvan Publishing House, 176 p. (In Tuv.).
4. Kalzan, A. K. (1991), "Ozuldening демdemdekteri" [Signs of Growth: Literary and Critical Articles] (in Tuvan), Kyzyl, 304 p. (In Tuv.).
5. Kuular D. S. (1970), "Tuvinskaya poeziya. Ocherk istorii" [Tuvan Poetry. An Outline of History], Kyzyl, 140 p. (In Russ.).
6. Kuular D. S. (1982), "Istoriya i literatura (na tuv. i russ. yaz.)" [History and Literature" (in Tuv. and Russian)], Kyzyl, 113 p. (In Tuv., Russ.).
7. Mizhit, L. S. (2013), "Tuvinskoe trekhstishie. Triada v tuvinskoj tradicionnoj kul'ture" [Tuvan Triplet. Triad in Tuvan Traditional Culture], Novosibirsk, Publishing House of SB RAS, 138 p. (In Russ.).
8. Mizhit, L. S. (2015), "Tyva shuluk chogaalynyn delegeyinde" [The World of Tuvan Poetry (in Tuvan)], Kyzyl, 170 p. (In Tuv.).
9. "Ocherki istorii tuvinskoj sovetskoj literatury" [Essays of the History of the Tuvan Soviet Literature], Kalzan A. K., Kuular D. S., Khadakhane M. A., Kyzyl, 330 p. (In Russ.).
10. Ochur, T. H. (2011), "Etnopoeticheskoe svoeobrazie prozy S. Saryg-oola" [The Ethnopoetic Originality of S. Saryg-ool's Prose], Kyzyl, 167 p. (In Russ.).
11. Salchak, V. S. (2005), "Tyva chogaalchylar bolgash chogaaldar dugayynda demdeglelder" [Notes about Tuvan Writers and Works (in Tuvan)], Kyzyl, p. 66. (In Tuv.).
12. Samdan, Z. B. (1987), "Ot fol'klora k literature (na materiale tuvinskoj prozy 40-70-h godov)" [From Folklore to Literature (Based on the Material of Tuvan Prose of the 40-70s)], Kyzyl, p. 80. (In Russ.).
13. Samdan, Z. B. (2005), "Tyva chogaaldyn kokpalary-bile" [Along the Paths of Tuvan Literature], Kyzyl, 160 p. (In Tuv.).
14. Tatarintseva, M. P. (1983), "Razvitie literaturno-kriticheskoj mysli v Tuve" [The Development of Literary and Critical Thought in Tuva], Kyzyl, 135 p. (In Russ.).
15. "Teoriya literatury. Tom IV. Literaturnyj process" [Theory of Literature. Vol. 4. The literary
process], ed. by Yu. B. Borev. M., Heritage, 624 p. (In Russ.).
16. Kalzan A. K., Kuular D. S., M. B. Kenin-Lopsan, Yu. Sh. Kyuzegesh, etc. (1964), "Tyva literatura (na tuv. yaz.)" [Tuvan Literature (in Tuvan)], Kyzyl, 240 p. (In Tuv.).
17. "Tyva uran chogaal: soolgu uenin shinchilelderi" [Tuvan Literature: Modern Research (in Tuvan)] (2009), comp. by Mizhit L. S., Kyzyl, 208 p. (In Tuv.).
18. Hadakhane, M. A. (1968), "Tuvinskaya proza" [Tuvan Prose], Kyzyl, 130 p. (In Russ.).
19. Chamzyryn, Ye. T. (2009), "Etnopoeticheskie osobennosti tuvinskoj detskoj prozy" [Ethnopoetic Features of Tuvan Prose for Children], Kyzyl, 166 p. (In Russ.).
Информация об авторе:
Людмила С. Мижит, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Кызыл, Россия; 667000, Россия, Кызыл, ул. Кочетова, д. 4, [email protected].
Information about the author:
Lyudmila S. Mizhit, Cand. of Sci. (Philology), Leading Researcher, Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Social and Economic Research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia; 4 Kochetov str., Kyzyl, 667000, the Republic of Tuva, Russia, [email protected].
© Мижит Л. С., 2022