Следует обратить внимание и на тот факт, что среди описанных в литературе вариаций массового агрессивного поведения авторы выделяют как эпизоды, в которых, безусловно, доминирует эмоциональная сфера (экспрессивно окрашенное, импульсивное, аффективное), так и те случаи, когда можно вести речь об организующем начале, детерминирующем стихийное по своей сути поведение (как враждебное, инструментальное) (Д.В. Ольшанский). В этом отношении «целенаправленно-осознанное намерение нанесения вреда другому» будет также иметь стихийный, «ненормативный» генезис.
Даже столь незначительный экскурс в пограничные области гуманитарного знания (а в данном случае речь идет о взаимозаимствованиях в сферах истории и социальной психологии) позволяет разрешить существующее в отечественной историографии уже почти 100 лет противоречие в определении характера крестьянского движения в эпоху революционных потрясений. Стихийность аграрных выступлений действительно определяет глубину и укорененность в групповом сознании причин недовольства, но прежде всего это следствие возникновения массового сознания, проявляющегося в массовом поведении и выполняющего функцию регуляции сверхсильных эмоциональных переживаний, свойственных большинству участников процесса. Присущий русской поземельной общине эгалитаризм был той благодатной средой, которая способствовала укреплению прочности эмоциональных связей деревенского населения, поэтому идентификация общины с «массой», «толпой» имеет под собой весьма веские основания.
Важно отметить, что формальная классификация сознательных и неосознанных проявлений социальной
активности также не соответствует избранному критерию, ведь собственно форма крестьянских выступлений не является автоматическим свидетельством наличия или отсутствия массового сознания. В основе дефиниции «стихийного» характера действий «повстанческой», или «революционной», толпы будет находиться функциональное предназначение возникающего массового сознания.
1 См.: Яковлев Я.А. Крестьянская война 1917 г. // Аграрная революция: В 4 т. Т. 2. Крестьянское движение в 1917 г. М., 1928. С. 85 - 89.
2 См.: Ленин В.И. Русская революция и Гражданская война // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 34. М., 1977. С. 217.
3 См.: Кравчук Н.А. Массовое крестьянское движение в России накануне Октября. (Март - октябрь 1917 г. По материалам великорусских губерний Европейской России). М., 1971. С. 89, 111 - 112, 221 - 224.
4 См.: Малявский АД. Крестьянское движение в России в 1917 г. Март - октябрь. М., 1981. С. 62 - 63, 340 - 345.
5 См.: Янель З.К. Феномен стихийности и повстанческая организация массовых движений феодального крестьянства России // История СССР 1982. № 5. С. 88 - 102.
6 См.: ГАПО. Ф. 486. Оп. 1. ДД. 33 - 41.
7 См.: Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., 2001. С. 40 - 41, 52.
8 Федорченко С. Народ на войне. Т. 2. Революция. М., 1925. С. 68.
9 Хевеши М.А. Политика и психология масс // Вопросы философии. 1999. № 12. С. 39.
10 Михайловский Н.К. Герои и толпа // Герои и толпа. Избр. тр. по социологии: В 2 т. СПб., 1998. Т. 2. С. 6.
УДК 94(47)
ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОСЧЕТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВААСТИ В РУКОВОДСТВЕ ИНДУСТРИЕЙ ДАГЕСТАНА
В 1960 - 1970-е гг.
Л.А. Тружеников^,
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания истории, ДГУ
ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)
Период с конца 1950-х и до окончания 1970-х гг занял особое место в индустриальном развитии Дагестана. Это время ознаменовалось дальнейшим упрочением и совершенствованием общественных отношений, поиском и разработкой новых форм и методов управления народным хозяйством. Время показало, что в эти годы в Дагестане, как и во всей стране, был сделан большой шаг вперед в развитии промышленности: возросли масштабы и эффективность производства, изменилась структура промышленности.
Огромную роль в решении ключевых вопросов развития промышленности играли высшие органы власти Республики. Согласно действовавшей в рассматриваемый период Конституции Дагестанской АССР принятой XI Вседагестанским съездом Советов 12 июня 1937 г, высшими органами власти Республики являлись Верховный Совет ДАССР и Президиум Верховного Совета ДАССР (осуществлявшие законодательную власть), Совет народных комиссаров ДАССР (Совет министров) (реализовывавший исполнительную власть) и суды разных инстанций (исполнявшие судебную власть). Хотя сложившаяся в стране политическая система значительно мешала республиканской власти реализовывать свои полномо-
чия в полной мере, мы можем констатировать, что она в достаточной мере способствовала развитию и укреплению дагестанской экономики в целом и промышленности в частности.
Нужно отметить, что в начале 1960-х гг. перед Республикой в очередной раз встал вопрос, каким путем развиваться. Традиционные отрасли промышленности не удовлетворяли потребности Республики, хотя она и располагала хорошими природными условиями и хозяйственными возможностями. Техническое оборудование многих предприятий легкой, пищевой и местной промышленности было устаревшим и требовало модернизации, поэтому республиканские органы власти выдвинули перед союзными и федеральными органами задачу пересмотра технико-экономических перспектив развития Республики в 1960-е гг., которые нашли отражение в Семилетнем плане развития народного хозяйства Республики на 1959 - 1965 гг
Принятый курс требовал своей реализации. На это были нацелены мероприятия республиканских партийных, советских и хозяйственных органов.
Созданные в годы семилетки заводы «ДагЗЭТО», «Электроаппарат», «Дагэлектроавтомат», «Дагэлектро-маш» и другие предприятия резко подняли долю маши-но- и приборостроения в общем объеме производства, что вызвало коренные изменения в отраслевой структуре промышленности Республики. Удельный вес машиностроения вырос с 15% в 1958 г до 30% в 1965 г. За это время было освоено изготовление 158 новых типов машин и приборов. Совершенствуя выпускаемую продукцию, заводы улучшали и технологию производства. В промышленности, производящей средства производства, валовая продукция машиностроения достигла в 1964 г73,5% всей валовой продукции этой группы1.
К середине 1960-х гг. высоких темпов роста добилась нефтедобывающая промышленность, но удельный вес стоимости добытой нефти в стоимости всей производимой Республикой продукции составил только 1%.
Одним из главных направлений научно-технического прогресса являлась электрификация производства. Проводилась большая работа по увеличению мощностей электростанций, централизации выработки и распределения электроэнергии. Была полностью введена в строй первая мощная электростанция Сулакского каскада - Чирюртовская ГЭС, расширены Гергебильская ГЭС, Махачкалинская и Каспийская ТЭЦ, заработал первый агрегат Чиркейской ГЭС, крупнейшей на Северном Кавказе. Это позволило значительно повысить уровень автоматизации и механизации производства.
С каждым годом расширялись экономические связи Дагестана с другими республиками страны и зарубежными государствами. Если в 1958 г Дагестан поставлял промышленную продукцию в 30 республик, краев и областей, то в 1970 г ее получали 70 республик, краев и областей РСФСР и все союзные республики.
Однако к концу первой половины 1960-х гг. стало ясно, что многие государственные программные положения по развитию промышленности осуществлялись недостаточными темпами, их претворению в жизнь мешали сложные, порой противоречивые условия, связанные с проявлением негативных тенденций в руководстве народным хозяйством, усложненностью системы руководства экономикой страны, нехваткой опытных экономис-
тов, пренебрежительным отношением к ранее накопленному опыту. Так, Дагестан отставал от других регионов Северного Кавказа по выработке промышленной продукции на душу населения. Существовавшая в те годы система совнархозов осложняла работу плано -вых органов и во многом уже не соответствовала требованиям развивающейся научно-технической революции. Многие крупные промышленные предприятия Республики оказались не обеспеченными сырьевыми ресурсами и поэтому не смогли наладить рациональные взаимосвязи со смежными предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны.
Тем не менее следует отметить, что всего за период деятельности Дагестанского Совнархоза, созданного в 1957 г, было построено и реконструировано более 110 предприятий, многие из которых создавались по инициативе Республики, сверх союзных и федеративных народно-хозяйственных планов. Председатель Дагсов-нархоза Ш.М. Шамхалов констатировал, что это был настоящий прорыв в развитии промышленности Дагестана, выведший Республику на высокий индустриальный уровень. По таким отраслям промышленности, как машиностроение, металлообработка и электротехника, Дагестан вышел на 2-е место по Северному Кавказу, по электротехническому строительству - на 1-е2.
Реорганизации, проводимые согласно решениям Пленумов ЦК КПСС - июльского (1960 г), ноябрьского (1962 г.), декабрьского (1963 г), затронувшие не только промышленность, но и все отрасли экономики страны, были направлены на усиление технического прогресса, научное обоснование перспективных планов, совершенствование хозяйственного механизма и приведение его в соответствие с новыми масштабами производства. Однако эти реорганизации не дали желаемых результатов.
Октябрьский (1964 г) Пленум ЦК КПСС высказался против нарушения принципа коллегиальности в руководстве, проявления субъективизма в планировании и руководстве народным хозяйством, а также против игнорирования экономических законов, рекомендовав ликвидировать указанные недочеты3.
Многие предприятия выпускали продукцию низкого качества, которая не находила сбыта. Совнархозы начинали строительство народно-хозяйственных объектов без подготовки соответствующей материальной базы и учета ресурсов. Плановым органам приходилось постоянно заниматься то ликвидацией затоваривания, то покрытием дефицита. Вследствие всего этого руководство страны все более четко осознавало проблемы в обеспечении прогресса общественного развития, который предполагалось осуществлять посредством сочетания достижений научно-технического прогресса и особенностей командно-административной системы управления.
В сентябре 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, решения которого имели большое значение для развития народно -хозяйственного комплекса страны. Была предпринята попытка проведения экономических реформ. По решению пленума предусматривалось развитие экономической самостоятельности предприятий и отраслей промышленности на основе хозяйственного расчета. Существовавшая система управления через территориальные совнархозы сменялась отрасле-
вым принципом управления. Исходя из доклада Председателя Совета Министров СССР Н.А. Косыгина, пленум счел необходимым воссоздать промышленные министерства, наделенные всеми правами руководства отдельными отраслями производства и полной ответственностью за их развитие. Таким образом, признавалась необходимость перехода к централизованному управлению. Одновременно с этим ставились задачи расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий и объединений, повышения их роли как основной ячейки в экономике, усиления и развития хозрасчета с помощью таких рычагов, как цена, прибыль, премия, кредит.
Однако непоследовательность в проведении реформ фактически обрекла их на провал. По сути, установка на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий не была реализована на практике. Зато были восстановлены министерства с неограниченными правами, еще более была укреплена административно-командная система партийного и государственного руководства.
В конце 1965 г высшие государственные органы власти Дагестана провели преобразование методов управления индустриальными отраслями производства, разработали и приняли ряд постановлений, касавшихся проведения экономической реформы в промышленном производстве Республики и совершенствования организации управления. В связи с этим был разработан ряд мероприятий по улучшению планирования производства, повышению его эффективности и рентабельности.
К началу 1970-х гг Дагестан располагал достаточно мощным промышленным потенциалом. Валовая продукция промышленности к концу 1970 г выросла по сравнению с 1965 г. на 17%, основные промышленно-про-изводственные фонды возросли на 167%4.
За годы девятой пятилетки (1971 - 1975 гг.) в строй вступило 30 промышленных предприятий и крупных комплексов, таких как машиностроительный, судоремонтный, керамзитовый заводы, завод железобетонных изделий в Махачкале, домостроительный комбинат, пивоваренный завод в Дербенте, завод фосфорных солей, гравийно-щебеночный карьер в Кизилюрте, консервный завод в Кизляре. На развитие народного хозяйства Республики государством было выделено 2019,3 млн руб.5.
Огромную роль в развитии промышленности Республики играла фундаментальная наука. К 1970-м гг. в Дагестане был создан действенный научный и научно-технический потенциал, способный решать фундаментальные научные проблемы и важнейшие народно-хозяйственные задачи. Крупные государственные вливания в науку в целом по стране и в Дагестане в частности позволили создать целую сеть научных центров, научно-исследовательских институтов, лабораторий, опытных станций, подготовить специалистов по самым разным современным научным направлениям6. В 1980 г. в Дагестане работали 162 лаборатории, 15 из них вели научно-исследовательскую и конструкторскую работу, 45 были конструкторскими подразделениями, 19 - конструкторскими бюро, 8 - опытно-экспериментальными подразделениями, 7 - отделами механизации и авто-матизации7.
Однако следует отметить, что созданный к концу девятой пятилетки мощный производственный потенциал далеко не соответствовал требованиям индустриального развития Республики в условиях научно-технической революции. Дагестанские предприятия, получая новую технику, не обеспечивали ее полной загрузки, что оказывало негативное воздействие на повышение эффективности производства, приводило в Республике к большему снижению фондоотдачи, чем в целом по стране. В Дагестанской АССР получило наибольшее развитие малосерийное машиностроение, причем все вновь вводимые производства относились именно к этому типу. Такое малосерийное производство характеризовалось многообразием технологий, требовавших применения уникального и ценного оборудования, что, естественно, также способствовало снижению фондоотдачи8.
Большие надежды на успехи в развитии промышленности руководство Республики возлагало на десятую пятилетку (1976 - 1980 гг.), когда ставилась задача наиболее полно и эффективно вовлечь в производство минерально-сырьевые, энергетические и трудовые ресурсы, которыми располагала Республика. На 45% предусматривалось увеличить производство валовой продукции всей промышленности Республики. К концу 1980 г. по сравнению с 1975 г. дальнейшее развитие должны были получить предприятия машиностроения и металлообработки. Их рост был предусмотрен в 1,7 раза, в том числе выпуск товаров народного потребления - более чем в 1,5 раза. Увеличение объема производства продукции предусматривалось в основном за счет роста мощностей машиностроения, нефтехимической , легкой и пищевой промышленности, производства электроэнергии. За пятилетие намечено было ввести Чиркейскую ГЭС в постоянную эксплуатацию, закончить строительство и ввести в эксплуатацию к 1980 г. Миатлинскую гидроэлектростанцию.
В десятой пятилетке в соответствии с основными направлениями развития народного хозяйства страны намечалось строительство Ирганайской ГЭС, самой крупной после Чиркейской ГЭС. Возведение этой электростанции, предназначенной в основном для покрытия «пиковых» нагрузок Республики и объединенной энергосистемы Северного Кавказа, позволило бы комплексно решить вопросы развития народного хозяйства Дагестана.
Результаты пятилетки были достаточно внушительными. Рост валового объема продукции промышленности Дагестана в 1979 г. составил 125% по сравнению с 1975 г Темпы роста промышленности Республики в 1979 г по отношению к 1976 г. составили 121%. К 1980 г. в Дагестане функционировало 242 производственных и научно-производственных объединения и промышленных предприятия, из них машиностроения и металлообработки - 50, легкой промышленности - 59, пищевой промышленности - 67, местной и деревообрабатывающей промышленности - 13, промышленности строительных материалов - 16, полиграфической промышленности - 119. Выпускаемые на дагестанских предприятиях товары вывозились более чем в 50 государств Европы, Азии и Африки. На многих предприятиях и в научно-производственных и производственных объединениях начиная с 1975 г. действовали советы
по управлению качеством, регулярно проводились смотры уровня технической оснащенности, надежности, долговечности и качества выпускаемой продукции. За 1966 - 1980-е гг из указанного количества промышленных предприятий при непосредственном участии и активной поддержке высших государственных органов власти Республики были построены или существенно реконструированы 68 предприятий.
Тем не менее на промышленных предприятиях многих министерств и ведомств темпы сокращения ручного труда были сравнительно невысокими, недостаточно выполнялись постановления правительства о первоочередном направлении материальных и финансовых ресурсов на техническое перевооружение и реконструкцию действовавших предприятий. За годы десятой пятилетки ни разу не выполнялись в полном объеме планы по капитальным вложениям в промышленность. Выполнение составляло в 1976 г. - 96,5%, в 1977 г. -87,9%, в 1978 г. - 98,3%. Отсюда вытекало невыполнение планов по реконструкции, техническому перевооружению и расширению промышленного производства в Республике.
Таким образом, подводя итоги индустриального развития Республики в 1960 - 1970-е гг., необходимо отметить рост промышленного потенциала Республики, наращивание его производственных мощностей, объема выпуска продукции, повышение эффективности производства и качества работы во всех его отраслях. Однако недочеты в управлении промышленностью со стороны органов государственной власти, несовершенство хозяйственного механизма, невыполнение планов государ-
ственного заказа привели к тому, что достижения 1960-х гг, громадные вложения в промышленность в первой половине 1970-х гг. не дали запланированного результата. Накопившиеся за эти годы просчеты отрицательно сказались и на дальнейшем развитии промышленности Республики.
1 См.: Азимов М.М. Социальное развитие рабочего класса Дагестана в 1950 - 1980-е гг. Махачкала, 1991 // Рукопис. фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 826. Л. 2 - 3.
2 См.: Шамхалов Ш.М. Дагестан: моя любовь и судьба. Махачкала, 1995. С. 54.
3 См.: Соловьев А.А. Съезды и конференции КПСС: Справочник. М., 1983. С. 278.
4 См.: Народное хозяйство Дагестанской АССР. К 50-летию образования СССР: Юбилейный стат. сб. Махачкала, 1972. С. 34.
5 См.: Народное хозяйство Дагестанской АССР в девятой пятилетке (1971 - 1975 гг.): Стат. сб. Махачкала, 1977. С. 87.
6 См.: Османов А.И. Дагестан в XX в.: исторический опыт регионального развития. Кн. 1. Историко- географическая характеристика, административное устройство, развитие промышленности и сельского хозяйства Дагестана. Махачкала, 2006. С. 17.
7 См.: ЦГА РД. Ф. 1 -п. Оп. 70. Д. 42. Л. 1.
8 См.: История Дагестана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. Т. 2. История Дагестана в XX в. Махачкала, 2005. С. 440.
9 См.: Народное хозяйство Дагестанской АССР за 60 лет: Юбилейный стат. сб. Махачкала, 1981. С. 13 - 14, 21.
УДК 947/987
ОСОБЕННОСТИ «ПОЛИТИЧЕСКИХ ФРОНТОВ», РОЖДЕННЫХ ПЕРЕСТРОЙКОЙ
Перестроечный процесс в СССР, задуманный как усовершенствование «развитого социализма», вызвал к жизни многочисленные «политические фронты» с номинальным преобладанием среди них «народных». Самые первые появились до XIX Всесоюзной партийной конференции (1988 г), а после этого начался бум1. В официальных партийных документах они назы -вались неформальными организациями, что означало их создание без партийных санкций. Организации указанного рода оказались противовесом однопартийности страны при сильной зависимости официально дей -ствовавших неполитических организаций от правящей партии.
«Политические фронты» оказались причастными к формированию в КПСС фракций, их идейно-политическому отдалению друг от друга2. Именно они начали процесс восстановления многопартийности. Начальный результат был таков - внесение недоверия к кандидатам в депутаты, определяемым партийными комитетами. Эти «фронты» провели в законо -дательные органы демократически и антисоциалистически ориентиро-ванных политических активистов (Межрегиональная депутатская группа -399 человек), обеспечили образование все усиливавшейся антикоммуни -стической оппозиции, сумевшей перехватить власть и повести перестройку по совершенно иному пути, получившему название трансформации. Именно эти «фронты» в Прибалтике, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджане оттеснили коммунистов от власти, наметили линию образования независимых государств3.
Ю.С. Ульянова,
кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, филиал СКГТУ, г. Пятигорск
ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)