Научная статья на тему 'Достижения Евгения Гвоздева в свете воспитания молодежи'

Достижения Евгения Гвоздева в свете воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВГЕНИЙ ГВОЗДЕВ / МОРЕПЛАВАТЕЛЬ / ПАТРИОТИЗМ / ГЕРОИЗМ / ГРАЖДАНИН / ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эльдаров Эльдар Магомедович

В статье раскрываются достижения мореплавателя из Дагестана Евгения Гвоздева с точки зрения их значимости в воспитании подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Достижения Евгения Гвоздева в свете воспитания молодежи»

Психолого-педагогические науки

• ••

105

УДК 373.1.02

ДОСТИЖЕНИЯ ЕВГЕНИЯ ГВОЗДЕВА В СВЕТЕ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

© 2008 Элцдаров Э.М.

Дагестанский государственный университет

В статье раскрываются достижения мореплавателя из Дагестана Евгения Гвоздева с точки зрения их значимости в воспитании подрастающего поколения.

The author of the article tells about Eugeny Gvozdev’s, the seafarer’s from Daghestan achievements from the view-point of their value in the growing generation’s education.

Ключевые слова: Евгений Гвоздев, мореплаватель, патриотизм, героизм, гражданин, Дагестан.

Keywords: Eugeny Gvozdev, seafarer, patriotism, heroism, citizen, Daghestan.

Всегда есть люди, личности, которые остаются в исторической памяти народа. В новейшей истории Дагестана достойное место вправе занять Евгений Александрович Гвоздев, истинный гражданин и патриот, который многое сделал для прославления наилучших человеческих качеств и сближения народов. Он нашел для этого свой собственный путь - через покорение морей и океанов.

Ему принадлежат два невероятных мировых достижения, которые золотыми буквами вписаны в историю яхтинга и парусного спорта и которые с наибольшей глубиной и полнотой проявили величие человеческого духа. Это уникальные путешествия вокруг света в одиночку на маленьких прогулочных яхтах, совершенно не предназначенных для продолжительных плаваний в открытом океане. Неприспособленность таких

Ах, будет с нас купцов, кадетов, Мещан, чиновников, дворян, Довольно даже нам поэтов, Но нужно, нужно нам граждан!

Н. А. Некрасов

судов к морской стихии компенсировалась колоссальной волей и несгибаемым духом того, кто вел их в дальнее многолетнее плавание - ее капитана Е. А. Гвоздева.

Свое первое великое путешествие он совершил на шветрботе класса «микро» длиной 5,5 м. Как заметил в беседе с Евгением Александровичем на радиостанции «Маяк» преподаватель Московской яхтенной школы Дмитрий Рогов, это судно, согласно существующим инструкциям, предназначено лишь для плаваний в маленьких закрытых водоемах при минимальном волнении. Кругосветка длилась немногим более 4-х лет с 1992 по 1996 гг. А мог Гвоздев и не вернуться из нее: в августе 1995-го на его яхту «Лена» напали сомалийские пираты, спасся капитан чудом. На его же глазах пираты устроили голосование - отпустить или убить.

106

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

Обобрав до нитки, отпустили - восемью голосами против шести.

Второй заплыв вокруг света, также длившийся 4 года, с 1999 до 2003 гг., Е. Гвоздев совершил на совсем крохотной яхточке 3,7 м длиной. Ее строительство завершалось на балконе квартиры мореплавателя. Это судно вообще не поддается классификации с точки зрения безопасности морского путешествия и подходит лишь для учебных плаваний детей в маленьких водоемах, как, например, махачкалинское озеро Ак-гель. Кстати, это самая маленькая яхта, которая прошла через Магелланов пролив.

В мире нет людей, которые совершили бы нечто подобное. Будучи пенсионером, он шел вокруг света в одиночку, без какой-либо международно-правовой, финансовой, да и элементарной моральной поддержки со стороны государственных и дипломатических служб. Шел практически без денег, с расчетом, что коллеги-яхтсмены из зарубежья или капитаны встретившихся на пути российских судов ему помогут. В итоге -целый список уникальных рекордов!

Но главное достижение, которое возводит имя Евгения Гвоздева в ранг истинного героя России, - он первый российский путешественник, который стартовал в свою кругосветку с российской территории и финишировал на территории своей родины. Ни в царской России, ни в СССР никто не предпринимал ничего подобного. Мы знаем, что первым россиянином, обошедшим на яхте вокруг света, был Федор Конюхов. Но он стартовал с территории Австралии, плыл на достаточно фешенебельной яхте зарубежного производства и финишировал в порту той же далекой от России страны.

Как уже отмечалось, готовая к выходу во второе кругосветное плавание трехметровая яхта стояла на балконе дома Гвоздева. Это уникальное зрелище сфотографировал тогда редактор дагестанской газеты

• ••

«Новое дело» Олег Санаев. Фотография вместе со статьей о готовящейся кругосветке нашего отважного капитана обошла яхтенные журналы многих стран мира. Через некоторое время в редакцию газеты пришло письмо из Канады на имя Е. А. Гвоздева, в котором отправитель предложил нашему яхтсмену получить от него в дар яхту известной фирмы «Баккарди» длиной 7,5 м ив придачу - комплект новых парусов, мощный двигатель, JPS-навигатор, камбуз с газовой плитой и т.д. - идеальный комплект для совершения длительного морского плавания.

Евгений Гвоздев вежливо отказался от этого подарка. И вот почему. Во-первых, отправление и финиш кругосветки с такой яхтой должны были бы осуществляться из страны кленовых листьев: яхта зарегистрирована в Канаде; во-вторых, по этой же причине она плыла бы под канадским флагом, в лучшем случае - с дополнением его российским флагом. Ноу Гвоздева был собственный принцип, который он постоянно декларировал: плыть на яхте, построенной только в России и только с российским флагом, старт - только из нашего порта и возвращение - тоже в российский порт. Он уважал государственную символику и понимал, что это уважение к самим себе, которого россиянам сегодня не хватает. Еще у него была одна маленькая мечта: чтобы новое кругосветное плавание поддерживалось надежными российскими спонсорами, чтобы не быть в роли просящего, а главное - чтобы не создавать в заморских портах образ нищего россиянина.

Все парусное содружество России и зарубежья, специалисты яхтинга отлично знают Гвоздева и восхищаются его победами. Это - великие достижения России и Дагестана. Евгений Гвоздев был человеком необыкновенным, скромным. По крайней мере, такой вопрос прозвучал от журналиста, беседовавшего с Евгением Александровичем в студии радио «Маяк» перед его третьим пла-

Психолого-педагогические науки •••

ванием. И ведь именно в этой скромности черта настоящего человека, истинного героя.

Везде человек, совершивший кругосветное плавание, тем более в одиночку, становится героем. Подчеркнем, это не спортивное достижение, это достижение человеческого духа, выражение огромной целеустремленности, несгибаемой воли и истинного патриотизма. Это уникальный пример для воспитания новых поколений. Еще древние греки отмечали, что «длинен путь через наставления, короток через пример». И сегодня, когда все мы испытываем недостаток положительных примеров, на которых основывается воспитание, совершенно очевидно, что героизация таких личностей, как Е. А. Гвоздев, имеет огромное значение. В плане воспитания не только силы духа и патриотизма, но и высокого интернационализма, помогающего людям не различать «своих» и «чужих», христиан и мусульман, русских и белорусов, аварцев и кумыков. Он явился связующей нитью между разными народами и континентами, понятен и близок миллионам и потому - он настоящий народный герой. Евгений Гвоздев говорил: «Мне за плавания не нужны награды. Если я их и получу, то они будут предназначаться нашим детям и молодежи».

Дело его зародилось из потребностей родины и времени. Каспийское море, где он ставил первые рекорды и одерживал первые победы, очень подходит для развития яхтенного спорта и туризма. Нуждается в этом и экономика нашей республики. А еще это необходимо детям и подросткам, которые грезят морем и мечтают о покорении морских пространств. В своих многочисленных встречах со школьниками и студентами Махачкалы Е. А. Гвоздев рассказывал не только о перипетиях своего плавания, но и о том, как его, россиянина, встречали моряки и жители других стран и материков, как узнавали от него о Дагестане, как

107

восхищались достижениями России. Он помнил, с каким радушием его принимали, какую помощь оказывали, и всегда подчеркивал, что всем народам характерны гостеприимство, радушие, а также патриотизм, героизм. И это самые лучшие примеры, доказывающие общность всех живущих на нашей планете людей и их настрой на дружбу и взаимопонимание.

Факт вручения государственной награды герою - это очень действенный стимул для юношей стремиться к высоким благородных достижениям и их общественному признанию. Но это и символ величия государства, показывающего свою приверженность к идеалам справедливости и гуманизма. Так высшая награда Великобритании была вручена австралийцу Сержу Места, который в одиночку совершил кругосветное плавание на крохотной алюминиевой яхте, длиной 3,6 метра (всего на 10 см короче, чем у Е. Гвоздева). Королева этой страны при вручении награды отметила, что она предназначается не только Сержу, но и всем детям, мечтающим о подобных путешествиях. В Болгарии первым совершил кругосветку в одиночку Георгий Георгиев, и он сразу стал национальным героем своей страны. Сейчас в Варне главный яхт-клуб страны носит его имя, а почетным его гостям дарят портрет Георгиева. Первый украинский яхтсмен, совершивший кругосветное плавание, Иван Кириченко тоже стал героем Украины, получив высшую награду этой страны - орден «За мужество». И этот список можно продолжить.

Евгений Гвоздев так и не дождался заслуженной государственной награды.

Когда человек совершает подобный подвиг, он отрывает от себя большую часть собственной жизни, своего здоровья, лишает себя приятных общений с родными и близкими, детьми и внуками и многого-многого другого. Весь свой порой неимоверный труд,

108

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

огромный риск и лишения он, в конечном итоге, приносит в жертву своей стране, своему народу. Можно этот подвиг не заметить, переступить через него. А можно поступить по-другому: сказать «да, этот человек сделал гораздо больше, чем сделали другие». Теперь, когда Евгения Гвоздева уже нет с нами, от нас и от наших властей зависит, послужит ли этот подвиг благородным делам - развитию яхтенного движения в стране, воспитанию достойных ее граждан и, соответственно, формированию устоев гражданского общества в России и Дагестане.

Такими личностями, как Евгений Гвоздев, не разбрасываются ни богатые страны США, Франция, Англия, Голландия и т.д., ни страны менее богатые - Польша, Болгария, Украина.

Яхта Сержа Места стоит ныне в музее австралийского города Бриз-бен. Яхта «Полонез», на которой гражданин Польши Кшиштоф Барановский впервые совершил кругосветку, сейчас ярмарочный экспонат, представляющийся как достижение польского спортивного кораблестроения. Гребная лодка россиянина Евгения Смургиса, который в 1993 г. погиб в Бискайском заливе, сейчас стоит в Морском музее Ла-Трамблада в ознаменование мужества русского путешественника из далекого от Франции города Липецка, где покоится прах отважного первопроходца.

Национальным героем Польши является Кристина Хойновская-Лицкевич - первая женщина, которая в одиночку на скоростной океанской яхте с веселым названием «Мазурка» за 401 день прошла вокруг света. Кругосветное плавание Госпожи Капитан отмечено в Книге рекордов Гиннеса, а сама «Гран-дама океанов» была принята в элитный нью-йоркский клуб The Explorers Club. Следом за ней были новозеландка Найоми Джеймс и француженка Брижитт Удри. Австралийцы гордятся своей соотечественницей Кэй Кот-

• ••

ти, которая участвовала в еще более рисковом путешествии - она прошла в одиночку вокруг света за 189 дней без единого захода в порт. Из Сиднея совершила одиночное кругосветное плавание другая австралийка -54-летняя Анна Гэш - бабушка пятерых внучат. Яхты этих отважных мо-реплавательниц тоже на постаментах.

Резонный вопрос: удастся ли сохранить морское наследие Гвоздева, займет ли яхта «Саид» свое достойное место в республиканском краеведческом музее, прибудет ли из Италии на родину яхта «ГЕТАН-2» (свою последнюю яхту Гвоздев назвал по первым буквам своих родных)? Сейчас пока рано говорить о специально созданном музее Евгения Гвоздева. Однако не стоит сомневаться в том, что это когда-нибудь обязательно произойдет. Но пока сохранить бы яхту «Саид» в целости-сохранности до этих дней.

В свое третье и последнее плавание Гвоздев ушел на яхте, которую ему подарил дагестанский предприниматель, директор фирмы «ИВТ» Давуд Мухумаев. Этот подарок он сделал к 74-летию своего старшего друга, которое состоялось 11 марте 2008 года. Наметились, было, и надежные каналы материальной поддержки третьего плавания. Стартовал Гвоздев 19 сентября 2008 г. из Новороссийска. До Средиземного моря все шло в обычном для него режиме, ничего не предвещало беды. Но в ночь с 30 ноября на 1 декабря у берегов Италии он погиб. Завершить третью экспедицию вокруг света не ему удалось. Да какую экспедицию! Никто до него из морепла-вателей-одиночек на прогулочных яхтах не совершал то, что он намеревался сделать: обойти сразу два мыса - Горн (оконечность Южной Америки) и Доброй Надежды (южный утес Африки), то есть проплыть вокруг Земного шара впритык к южному полярному кругу. Еще собирался он зайти в Новую Зеландию. Как истин-

Психолого-педагогические науки •••

ного географа (а может быть, просто как человека), Евгения Александровича очень тянуло посмотреть, как живут люди в этой считающейся одной из самых благоустроенных стран мира.

После возвращения из плавания он мечтал работать в детском яхт-клубе, специально созданном на берегу моря или расположенном в городской черте лагунного озера Ак-гель. Если бы это сбылось, то наш отважный капитан смог бы заниматься воспитанием новых поколений

109

мореплавателей в своем родном городе, делиться с ними своими бесценными знаниями и умениями.

В марте 2009 г. 75-летие Евгения Александровича Гвоздева. Мы знаем, что достижения Евгения Гвоздева будут помнить в Дагестане, России и во всем яхтенном мире всегда, что их актуальность и воспитательная сила с каждым годом будут возрастать. И иначе быть не может, поскольку мы на пути к гражданскому обществу и другого пути у нас нет.

Статья поступила в редакцию 16.12.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.