Научная статья на тему 'ДОСТИЧЬ МАКСИМАЛЬНОГО ЭФФЕКТА. ИЗ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ'

ДОСТИЧЬ МАКСИМАЛЬНОГО ЭФФЕКТА. ИЗ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теории решения изобретательских задач / креативное мышление / мозговой штурм / theories of inventive problem solving / creative thinking / brainstorming

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Помазова Оксана Владимировна

Статья описывает пример использования метода теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), используемых на уроке технологии с применением современного швейного оборудования для развития креативного мышления воспитанниц, демонстрирует способность решать сложные задачи. В статье представлены виды творческих задач, приведён пример из личного опыта педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GET THE MAXIMUM EFFECT. FROM THE PRACTICE OF USING THE THEORY OF SOLVING INVENTIONAL PROBLEMS IN TECHNOLOGY LESSONS

The article describes an example of using the method of the theory of solving inventive tasks (TRIZ) used in the technology lesson with the use of modern sewing equipment for the development of creative thinking of pupils, demonstrates the ability to solve complex problems. The article presents the types of creative tasks, an example from the personal experience of a teacher is given.

Текст научной работы на тему «ДОСТИЧЬ МАКСИМАЛЬНОГО ЭФФЕКТА. ИЗ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

О.В. ПОМАЗОВА

ДОСТИЧЬ МАКСИМАЛЬНОГО ЭФФЕКТА

GET THE MAXIMUM EFFECT

ИЗ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

FROM THE PRACTICE OF USING THE THEORY OF SOLVING INVENTIONAL PROBLEMS IN TECHNOLOGY LESSONS

Сведения об авторе: Помазова Оксана Владимировна - преподаватель технологии ФГКОУ «МКК «Пансион воспитанниц МО РФ» (г. Москва. E-mail: opomazova@bk.ru).

Аннотация. Статья описывает пример использования метода теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), используемых на уроке технологии с применением современного швейного оборудования для развития креативного мышления воспитанниц, демонстрирует способность решать сложные задачи. В статье представлены виды творческих задач, приведён пример из личного опыта педагога.

Ключевые слова: теории решения изобретательских задач, креативное мышление, мозговой штурм.

Information about the author: Oksana Pomazova - Teacher of Technology (Applied Arts and Handwork) «Boarding School for Girls of Ministry of Defense of Russian Federation» (Moscow. E-mail: opomazova@bk.ru).

Summary. The article describes an example of using the method of the theory of solving inventive tasks (TRIZ) used in the technology lesson with the use of modern sewing equipment for the development of creative thinking of pupils, demonstrates the ability to solve complex problems. The article presents the types of creative tasks, an example from the personal experience of a teacher is given.

Keywords: theories of inventive problem solving, creative thinking, brainstorming.

il

В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы решения задач, чаще всего используемые изобретателями. Всего он выделил сорок приёмов, которые в комплексе назвал теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Он пришёл к выводу, что решение технической задачи приводит к моменту, когда ответа на вопрос ещё нет, а вариантов много. Также Альтшуллер заключил, что самое эффективное решение задачи достигается при помощи ресурсов (материальных, временных, пространственных, человеческих), которые у вас уже есть. Тогда ответ

станет очевидным. В 80-х годах эту теорию брали за основу методики преподавания в школах и использовали на заводах. Но позже эта практика забылась. Сегодня ТРИЗ вновь имеет широкое признание во всём мире.

В основе ТРИЗ лежит креативный подход: развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способом. Расшифровка аббревиатуры ТРИЗ намекает на то, что есть некие изобретательские задачи, которые не удаётся решить известными или очевидными способами, когда возникает потребность в применении теории. Другими словами, возни-

кает необходимость в изобретении, которое позволит выиграть, при этом ничего не проиграв.

Альтшуллер был убеждён, что «творческой личности очень важно выйти на свою дорогу как можно раньше, сделать это легче в 5-7, 11-12 лет... Нельзя ждать и рассчитывать на то, что ребёнок встретится с чудом сам по себе, что ему повезёт. Надо организовать такую встречу в процессе его воспитания».

В Пансионе воспитанниц мы применяем ТРИЗ-технологию не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, чтобы сделать их более интересными, динамичными, познавательными.

Фото 1. Подготовка к работе на компьютеризированной вышивальной машине (выполнила Н.В. Родивилова)

Обращение к декоративно-прикладному искусству (ручная вышивка, вязание, плетение и другие виды) позволяет эффективно применять данную технологию и развивать творческие способности воспитанниц.

Декоративно-прикладное искусство позволяет передавать накопленные предками традиции от старшего поколения к младшему, формирует эстетический вкус, создаёт полноценную художественную среду, воздействует на эмоциональное благополучие детей, определяет креативность личности, позволяет поддерживать и развивать умения и талант детей.

При этом большую значимость для воспитанниц приобретает деятельность - изготовление материального продукта, который выполнен не только ручным способом, но и с использованием современного швейно-вышивального оборудования (см. фото 1).

Отметим, что полученные навыки работы на таком оборудовании позволяют воспитанницам применить их в дальнейшей индивидуальной трудовой деятельности.

Рассмотрим пример использования ТРИЗ-технологии на уроках в 7-х классах по теме «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов». Уроки проходят с использо-

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

Фото2. Подготовка к дизайн-вышивке (выполнила Н.В. Родивилова)

• материально-вещественные: оборудование - компьютеризированные вышивальные машины Memory Craft 350E;

• информационные: Интернет-ресурсы, наглядные пособия, раздаточный материал (визуальный ряд).

2. Практический этап. Приём - мозговой штурм (проблема будет активно обсуждаться группой воспитанниц). Разрабатываются варианты эскизов будущей открытки с учётом имеющихся возможностей вышивальной машины и визуальных ресурсов Интернета.

Дизайн-проекты, предложенные воспитанницами, обсуждаются в группе, затем коллегиально определяется наиболее подходящий вариант для реализации идеи, в первую очередь, с учётом времени на реализацию. Утверждается дизайн открытки с наличием текста, состоящего из букв и цифр, цветовая гамма ниток для вышивки, основа открытки для вышивки, выбор картинки из имеющегося набора в карте памяти вышивальной машины.

После обсуждения в группах воспитанницы приступают к реализации своей идеи при соблюдении техники безопасности.

Последовательность практической работы воспитанниц (кратко):

• выбор рисунков из коллекции машины, букв, символов, выбор рисунков обрамления, выбор ри-

ванием компьютеризированной вышивальной машины (со специальным программным обеспечением). Цель уроков - развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящными и эффективными способами.

Пример. Применение ТРИЗ-технологии на уроке по теме «Выполнение машинной вышивки» (7 класс).

1. Организационно-подготовительный этап. Предварительно разделить воспитанниц на две группы по 5 человек. Перед началом урока сформулировать изобретательскую задачу.

Пример задачи. «Необходимо разработать и изготовить авторскую открытку ко Дню Защитника Отечества (или к 8 Марта) двух видов от группы с использованием вышивальной машины».

Для реализации поставленной задачи используем принцип объединения, который включат в себя: соединение однородных или смежных объектов; один объект разместить внутри другого.

Сформулировать идеальный конечный результат: оригинальные, изготовленные с использованием машинной вышивки авторские открытки на заданную тему с вышитыми изображениями цифр, букв, картинок.

Ресурсы, которые могут быть использованы для решения задачи:

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

сунков, хранящихся на ШБ-но-сителе, взятых из специального программного обеспечения, предназначенного для работы с вышивальной машиной;

• упражнения по выполнению рисунка вышивки, сохранённого в машине, и импортирование рисунка;

• упражнения по редактированию рисунка вышивки для создания оригинальной композиции;

• вышивка рисунка для декорирования будущего изделия;

• использование функций памяти;

• исправление дефектов;

• контроль качества готового изделия.

3. Этап контроля и рефлексии.

Выполнив поставленную задачу, воспитанницы анализируют полученный результат: демонстрируют виды авторских открыток, оценивают успешность и неуспешность выполнения задания. Отмечают особенности полученного опыта работы для выполнения последующих задач.

В результате использования ТРИЗ-технологии для решения задачи методом мозгового штурма воспитанницы учатся генерировать свои идеи, фантазировать, высказывать свои идеи «на людях», говорить по одному, слушать других детей, не перебивая, уважать чужое мнение, поддерживать робкого ребёнка, оценивать активность других детей.

Активная форма работы позволяет развивать у воспитанниц творческий стиль мышления. Поиск ответов вызывает у воспитанниц большой познавательный интерес и положительные эмоции, что благотворно влияет на развитие креативного мышления в целом.

Для реализации функциональных возможностей вышивальной машины в 8 классе уже используется специальное программное обеспечение, это даёт неограниченную свободу для создания дизайнов. Встроенный редактор

предоставляет возможность работать с векторными элементами, которые можно перевести в дизайны для вышивки (см. фото 2).

Выполняя творческие работы, воспитанницы применяют полученные теоретические знания о возможностях вышивальной машины на практике. Так, например, машинная вышивка используется:

• для декорирования поясных и плечевых изделий (юбки, блузы, туники);

• для изготовления авторских поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества, Дню Победы, Дню матери, 8 Марта, для участия в благотворительных акциях, например, в рамках Года добровольца (волонтёра);

• для оформления сувенирных изделий при изучении темы «Изготовление сувенира. Подарок своими руками» - это салфетки для сервировки стола, косметички, мешочки для хранения лекарственных трав и многое другое (см. фото 3).

Опыт работы показывает, что использование ТРИЗ-технологии положительно влияет на развитие воспитанниц, в частности, на развитие нестандартного мышления, социализацию личности. ТРИЗ -это технология поиска решения нестандартных проблем в известном поле знаний.

Подведём некоторые итоги: что же такое креативность в нашем понимании? Прежде всего, это способность человека принимать творческие решения, понимать и создавать принципиально новые идеи, используя предметы и обстоятельства необычным образом и подчас самыми неспециализированными инструментами или ресурсами. Наш опыт проведения уроков «Технология» это подтверждает.

Результатом активной творческой деятельности воспитанниц, высокомотивированных на успех, являются итоги участия в различных конкурсах, таких, как: Всероссийская олимпиада школьников по технологии, Московская метапредметная олимпиада «Не прервётся связь поколений», ежегодный Всероссийский конкурс военной вышивки «Суровая нитка», Московский открытый конкурс творческих работ обучающихся в области декоративно-прикладного искусства и дизайна «Солнечный квадрат» в РГУ им. Косыгина, Международный конкурс проектов учащихся «Хочу быть модельером!» в МГУТУ им. К. Г. Разумовского. Также воспитанницы становились неоднократно победителями и призёрами международных и всероссийских конкурсов, научно-практических конференций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.