Научная статья на тему 'Доследственная проверка по заявлениям о коррупционном преступлении, совершенном при распределении и расходовании бюджетных средств'

Доследственная проверка по заявлениям о коррупционном преступлении, совершенном при распределении и расходовании бюджетных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОБЪЯСНЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК / РЕВИЗИЙ / ПОРУЧЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / STAGE OF INITIATION OF CRIMINAL CASE / CORRUPTION CRIMES / EXPLANATION / PRODUCTION OF DOCUMENTARY CHECKS / AUDITS / INSTRUCTION ON PRODUCTION OF SEPARATE INVESTIGATIVE ACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селиванов Станислав Вадимович

Рассматриваются мероприятия доследственной проверки по заявлениям о коррупционном преступлении, совершенном при распределении и расходовании бюджетных средств. Обосновывается вывод о том, что одной из важнейших предпосылок успешного расследования коррупционных деяний, связанных с распределением и расходованием бюджетных средств, является своевременное и правильное решение вопроса о проведении предварительной проверки и возбуждении уголовного дела. Прежде чем возбудить уголовное дело, следователю необходимо провести тщательную проверку изложенных в сообщении сведений, убедиться, насколько достоверны изложенные факты.Considered pre-investigation checks on allegations of corruption crimes committed in the distribution and expenditure of budget funds. The author substantiates the conclusion that one of the most important prerequisites for the successful investigation of corruption acts related to the distribution and expenditure of budget funds is the timely and correct solution of the issue of preliminary inspection and initiation of criminal proceedings. Before initiating a criminal case, the investigator must conduct a thorough check of the information contained in the message, make sure how reliable the facts are.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Селиванов Станислав Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доследственная проверка по заявлениям о коррупционном преступлении, совершенном при распределении и расходовании бюджетных средств»

УДК 343.13 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10088

ББК 67.411 © С.В. Селиванов, 2020

Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс

ДОСЛЕДСТВЕННАЯ ПРОВЕРКА ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ О КОРРУПЦИОННОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ, СОВЕРШЕННОМ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ И РАСХОДОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Станислав Вадимович Селиванов, соискатель кафедры предварительного расследования Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: selivanovstas001@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются мероприятия доследственной проверки по заявлениям о коррупционном преступлении, совершенном при распределении и расходовании бюджетных средств. Обосновывается вывод о том, что одной из важнейших предпосылок успешного расследования коррупционных деяний, связанных с распределением и расходованием бюджетных средств, является своевременное и правильное решение вопроса о проведении предварительной проверки и возбуждении уголовного дела. Прежде чем возбудить уголовное дело, следователю необходимо провести тщательную проверку изложенных в сообщении сведений, убедиться, насколько достоверны изложенные факты.

Ключевые слова: стадия возбуждения уголовного дела, коррупционные преступления, объяснение, производство документальных проверок, ревизий, поручение о производстве отдельных следственных действий (оперативно-разыскных, разыскных мероприятий).

PRE-INVESTIGATION CHECK ON STATEMENTS ABOUT THE CORRUPTION CRIME COMMITTED AT DISTRIBUTION AND EXPENDITURE

OF BUDGETARY FUNDS

Stanislav V. Selivanov, Applicant of the Department of Preliminary Investigation

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul.

Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: selivanovstas001@yandex.ru

Abstract. Considered pre-investigation checks on allegations of corruption crimes committed in the distribution and expenditure of budget funds. The author substantiates the conclusion that one of the most important prerequisites for the successful investigation of corruption acts related to the distribution and expenditure of budget funds is the timely and correct solution of the issue of preliminary inspection and initiation of criminal proceedings. Before initiating a criminal case, the investigator must conduct a thorough check of the information contained in the message, make sure how reliable the facts are.

Keywords: stage of initiation of criminal case, corruption crimes, explanation, production of documentary checks, audits, instruction on production of separate investigative actions (quickly-search, search actions).

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Селиванов С.В. Доследственная проверка по заявлениям о коррупционном преступлении, совершенном при распределении и расходовании бюджетных средств. Вестник Московского университета МВД России. 2020(2):157-61.

Говоря о коррупционных преступлениях, совершенных при распределении и расходовании бюджетных средств, представляется целесообразным рассмотреть проверочные мероприятия, которые, как правило, проводятся в ходе дослед-

ственной проверки. К таковым можно отнести следующие: получение объяснений, истребование и изъятие документов, исследование документов, производство документальных проверок, ревизий, а также оперативно-разыскных мероприятий, про-

водимых на основе обязательного для исполнения письменного поручения следователя, дознавателя на стадии возбуждения уголовного дела.

Логично начать с объяснения, которое является процессуальным документом. При этом отметим, что получение объяснения предусмотрено п. 3 ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 № З-ФЗ «О полиции» [9].

При получении объяснения у лица, которое вошло в сферу оперативного интереса по факту коррупционного преступления, совершенного при распределении и расходовании бюджетных средств, подлежат установлению следующие обстоятельства:

• факт сговора между как минимум двумя субъектами коррупционного преступлениям (взяткодателем и взяткополучателем);

• наличие посредников между взяткодателем, т.е. лицом, в интересах которого будут выделяться денежные средства из бюджета и взяткополучателем, т.е. должностным лицом, в компетенцию которого входит выделение денежных средств из бюджета конкретного уровня;

• требования нормативных правовых актов, регламентирующих законное и целевое выделение бюджетных средств из конкретного вида бюджета определенным получателям;

• осуществление уполномоченным должностным лицом деятельности по распределению и расходованию бюджетных средств и установление конкретных фактов нарушения требований закона;

• причинно следственную связь между получением вознаграждения, уполномоченным должностным лицом за последующую деятельность по выделению им денежных средств в адрес лица от которого он получил вознаграждение;

• первоначальная уголовно-правовая квалификация коррупционного деяния, совершенного должностным лицом, уполномоченным в силу служебного положения осуществлять деятельность по распределению бюджетных средств.

Подчеркнем, что для эффективности деятельности в данном направлении оперативному сотруднику и следователю необходимо знать не только нормативные правовые акты, на основе которых происходит распределение бюджетных средств различных уровней, но также и многие другие законодательные акты, регулирующие деятельность, связанную с порядком ведения бухгалтерского уче-

та и отчетности, циркулирования денежной массы, правилами осуществления кассовых операций1.

Следует отметить и тот процессуальный аспект, что в настоящее время порядок составления объяснения в УПК РФ не регламентирован. В свою очередь на необходимость разработать и предусмотреть в общей части УПК РФ понятие «объяснение» указывают как ученые-процессуалисты. Так и практические сотрудники. Таким образом, считаем целесообразным дополнить ст. 5 УПК РФ пунктом 221) следующего содержания: «221) объяснение — процессуальный документ, содержащий сведения, зафиксированные как в письменной, так и иной форме, полученные от участников уголовного процесса, иных лиц, вовлеченных в уголовно-процессуальные правоотношения, а также представляемых ими лиц».

Говоря о таких проверочных мероприятиях как производство документальных проверок и ревизий следует указать на их особую значимость, так как в процессе их производства уже на стадии возбуждения уголовного дела могут быть достоверно установлены все обстоятельства совершенного преступления.

Здесь же следует отметить, что в целях установления первоначального источника финансирования, т.е. бюджета определенного уровня, необходимо воссоздать всю цепочку расчетов между различными юридическими и физическими лицами. Особенность уголовных дел, связанных с коррупционными проявлениями в сфере распределения и расходования бюджетных средств заключается также в том, что должностные лица, получающие определенное вознаграждение за нецелевое выделение денежных средств в адрес взяткодателей хорошо знают о том, что выделяемые суммы на длительном пути своего следования от распорядителя до получателя плавно перетекают из безналичной формы в наличную при этом постепенно исчезая, что способствует сокрытию первоначально совершенного коррупционного преступления

1 См. например: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 ноября 1996 г. № 48, ст. 5369; Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 сентября 1998 г., № 23; Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. решением Совета Директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40 (с последующими изменениями и дополнениями); Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 19 декабря 1997 г.) (с последующими изменениями и дополнениями) // Вестник Банка России от 14 января 1998 г. № 1.

(злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и др.).

В частности, в случаях расследования указанных коррупционных, посредством перевода денежных средств с расчетных счетов физических и юридических лиц осуществляется розыск похищенных денежных средств путем истребования в банках и иных кредитных организациях выписок по расчетным счетам. Однако, как показывает практика еще до момента возбуждения уголовного дела, деньги уже выведены за пределы России в оффшорные зоны.

Выявить и раскрыть такие сложные способы совершения коррупционных преступлений зачастую возможно только путем производства документальных проверок и ревизий.

Наиболее эффективной формой взаимодействия следователя и сотрудников оперативных подразделений, является исполнение поручений о производстве отдельных следственных действий (оперативно-разыскных, разыскных мероприятий).

Следователь на основании ч. 1 ст. 144 УПК РФ вправе поручать органам дознания проведение оперативно-разыскных мероприятий.

Извечной проблемой в данном случае с учетом особенностей коррупционных преступлений, совершаемых при распределении и расходовании бюджетных средств, является срок исполнения поручения и качество представленных материалов. Зачастую следователю приходится неоднократно обращаться либо к самому оперативному сотруднику, у которого находится на исполнении поручение либо к его непосредственному руководителю с целью ускорения процесса работы по направленному поручению. В связи, с чем полагаем, что следователь самостоятельно может контролировать выполнение данных им поручений и в необходимых случаях через руководство оперативных подразделений «стимулировать» оперативных сотрудников, которым поручено их исполнение.

Рассмотрев наиболее типичные проверочные мероприятия, проводимые в ходе доследственной проверки по заявлениям о коррупционном преступлении, совершенном при распределении и расходовании бюджетных средств, далее видится логичным перейти к вопросам определения объекта преступного посягательства.

В случае совершения коррупционных преступлений в сфере распределения бюджетных средств можно выделить два объекта преступного посягательства. Во-первых, это объект коррупционного

преступления в зависимости от его квалификации это может быть дача взятки, получение взятки, приобретение иных выгод материального характера, корыстная или иная личная заинтересованность. Во-вторых, бюджетная система государства.

При совершении незаконного распределения и расходования бюджетных средств посредством совершения служебного подлога (ст. 292 УК РФ) в ходе доследственной проверки устанавливаются:

• официальность документов, являющихся предметом служебного подлога;

• ложность сведений, внесенных в документы либо искажающих их действительное содержание;

• наличие корыстной или иной личной заинтересованности должностных лиц, совершивших служебный подлог;

• нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (ч. 2 ст. 292 УК РФ);

• в чем конкретно существенно нарушены права и законные интересы граждан, организаций либо интересы общества и государства [1, с. 278].

Изучение материалов уголовных дел свидетельствует о том, что первоначально большинство из них были возбуждены по фактам совершения нецелевого расходования бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ). Однако, в дальнейшем, при производстве предварительного следствия были установлены и доказаны факты совершения виновными должностными лицами и других преступлений в совокупности с вышеуказанным. Чаще всего таким деяниями являлись такие коррупционные преступления как:

• дача взятки (ст. 290 УК РФ) — 52,8 %;

• получение взятки (ст. 291 УК РФ) — 48,4 %;

• злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) 34,2 %;

• превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) — 28,1%;

• злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ) — 21,2 %;

• посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) — 12,3 %;

• коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) — 10,2 %;

• Иные коррупционные преступления (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ); мошенничество (ст. 159

УК РФ); присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ) — 14,8 % [5].

Итак, анализируя вышеизложенное можно сделать вывод о том, что раскрытие коррупционных преступлений, совершаемых при распределении и расходовании бюджетных средств в большинстве случаев происходит первоначально при выявлении фактов нецелевого распределения денежных средств из бюджетов различных уровней, с последующим установлением совокупно совершенного коррупционного деяния.

Особо следует отметить, что факт коррупционного преступления, совершенного при распределении и расходовании бюджетных средств, может быть выявлен не только посредством проведения доследственных проверок [2, с. 234; 7]. Как и любое другое преступление, оно может быть раскрыто при расследовании другого уголовно наказуемого деяния или на стадии судебного разбирательства.

Так, Судебной коллегией суда Ханты-Мансийского автономного округа в порядке ст. 448 УПК РФ дано заключение о наличии в действиях главы Нефтеюганского района Югры, депутата Тюменской областной думы Клепикова признаков преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ. В частности, в ходе расследования ранее возбужденного уголовного дела в отношении К. были выявлены факты неоднократного нецелевого расходования бюджетных средств на общую сумму 26 988 234 руб. На основании заключения судебной коллегии суда ХМАО Следственным управлением округа в отношении К. и Ч. возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ1.

Заканчивая рассмотрение вопроса о рассмотрении первичных материалов по фактам совершения коррупционных преступлений, совершаемых при распределении и расходовании бюджетных средств необходимо отметить, что одной из важнейших предпосылок успешного расследования коррупционных деяний, связанных с распределением и расходованием бюджетных средств, является своевременное и правильное решение вопроса о проведении предварительной проверки и возбуждении

1 Материалы получены с официального сайта Генеральной прокуратуры России // [Электронный ресурс] genproc.gov.ru. (Дата обращения: 12.10.2019).

уголовного дела. Учитывая специфику данных преступлений, приходится констатировать, что зачастую первоначальные сведения не содержат данных, позволяющих немедленно решить вопрос о возбуждении уголовного дела. Прежде чем возбудить уголовное дело следователю необходимо провести тщательную проверку изложенных в сообщении сведений, убедиться, насколько достоверны изложенные факты.

Литература

1. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник (2-е издание, исправленное, дополненное и переработанное). «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2010.

2. Макаренко М.М. Проблемы, возникающие при расследовании преступлений коррупционной направленности // Актуальные вопросы производства предварительного следствия: теория и практика: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции 11 апреля 2019 г. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. С. 234-237.

3. Предварительное следствие: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. М.В. Мешкова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019.

4. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 сентября 1998 г., № 23.

5. Селиванов С.В. Актуальные вопросы расследования коррупционных преступлений, совершаемых при распределении и расходовании бюджетных средств, в современных условиях развития уголовного судопроизводства // Тенденции развития современного уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации: сборник научных трудов [Электронное издание]. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2019. Вып. 4. С. 287-289.

6. Уголовно-процессуальная деятельность полиции: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Е.Н. Арестова, А.С. Есина,

О.Е. Жамкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018.

7. Филатова И.В. Современные проблемы расследования преступлений в сфере экономической деятельности // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции: Актуальные вопросы производства предварительного следствия: теория и практика. 2019. С. 358-361.

8. Кузнецова Е.И., Филатова И.В. Формирование механизма противодействия коррупции в современных условиях // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции: Проблемы совершенствования сотрудничества правоохранительных и иных органов государств — участников СНГ в выявлении, раскрытии и расследовании коррупционных правонарушений: научное электронное издание. 2017. С. 160-163.

9. Федеральный закон «О полиции» от 2 июля 2011 № 3-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс] Официальный интернет — портал правовой информации http://www.garant.ru (Дата обращения: 15 сентября 2019).

10. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 ноября 1996 г. № 48, ст. 5369.

References

1. Ishchenko E.P., Toporkov A.A. Criminalistics: Textbook (2nd edition, revised, supplemented and revised). "CONTRACT", "INFRA-M', 2010.

2. Makarenko M.M. Problems encountered in investigating corruption crimes // Actual problems of preliminary investigation: theory and practice: collection of scientific works of all-Russian scientific-practical conference 11 APR 2019. M.: Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot, 2019. Pp. 234-237.

3. Preliminary investigation: textbook for University students studying in the direction of training "Jurisprudence" / ed. — 3rd ed.,

pererab. and additional-M.: UNITY-DANA: Law and law, 2019.

4. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of July 29, 1998 No. 34n. "About the statement of Regulations on accounting and accounting reporting in the Russian Federation" (with the subsequent changes and additions) // Bulletin of normative acts of Federal Executive authorities of September 14, 1998, No. 23.

5. Selivanov S.V. Actual issues of investigation of corruption crimes committed in the distribution and expenditure of budget funds in modern conditions of development of criminal justice // Trends in the development of modern criminal procedure legislation of the Russian Federation: collection of scientific papers [Electronic edition]. Yekaterinburg: Ural law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2019. Vol. 4. Pp. 287-289.

6. Criminal procedural activity of the police: textbook for bachelor and specialty / E.N. Arestova, A.S. Esina, O.E. Zhamkova. 2nd ed., pererab. and additional. M.: Yurayt Publishing house, 2018.

7. Filatova I.V. Modern problems of investigation of crimes in the sphere of economic activity // Collection of scientific papers of the all-Russian scientific-practical conference: Actual issues of preliminary investigation: theory and practice. 2019. Pp. 358-361.

8. Kuznetsova E.I., Filatova I.V. Formation of the mechanism of counteraction to corruption in modern conditions / / Collection of scientific papers of the International scientific-practical conference: Problems of improving cooperation of law enforcement and other bodies of the CIS member States in the identification, disclosure and investigation of corruption offenses: scientific electronic edition. 2017. Pp. 160-163.

9. Federal law "On police" dated 2 июля 2011 No. 3-FZ (with subsequent amendments and additions) / / [Electronic resource] Official Internet portal of legal information http:// www.garant.ru (accessed 15 сентября 2019).

10. Federal law No. 129-FZ of 21 November 1996 "About accounting" (with the subsequent changes and additions) // Meeting of the legislation of the Russian Federation of November 25, 1996 No. 48, Art. 5369.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.