Научная статья на тему 'Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад»: историко-этимологическая ретроспектива'

Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад»: историко-этимологическая ретроспектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЮТ / "АЗИЛЬ" / КОЛОНИЯ / МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА / ДОМ РЕБЕНКА / ДЕТСКИЙ САД / ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА ЭПИКУРА "САД"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанов Сергей Григорьевич

Настоящая статья содержит некоторые малоизвестные сведения об истории возникновения детского сада как образовательного учреждения, восходящего своими корнями к греко-римской традиции организации образования, воспитания и обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад»: историко-этимологическая ретроспектива»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

С. Г. Молчанов ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД»: ИСТОРИКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

Настоящая статья содержит некоторые малоизвестные сведения об истории возникновения детского сада как образовательного учреждения, восходящего своими корнями к греко-римской традиции организации образования, воспитания и обучения.

Ключевые слова: приют, «азиль», колония, материнская школа, дом ребенка, детский сад, философская школа Эпикура «Сад».

Становление ДЕТСКОГО САДА, именно, как образовательного учреждения и именно с этим наименованием, связано с именем известного немецкого педагога, «теоретика дошкольного воспитания» [8. C. 418]. Фридриха Вильгельма Августа Фребеля (нем. Frobel: 1782-1852). На его профессиональное становление несомненно повлияли идеи Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) и, прежде всего, идея развивающего обучения, которую К. Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци» (Собр. соч., т.

3, 1948, с. 956 цит. по 3, с. 393). Интересно, что Ф. Фребель, утверждает неизвестный автор, работал «сперва нисколько л^тъ въ Швейцарш подъ руководствомъ Песталоцци» [10. С. 5]. Однако, другие исследователи говорят: «il découvre sa vocation pédagogique après avoir été appelé en 1805, par un disciple de Pestalozzi, à un poste d’instituteur à Francfort» [14. С. 139]. И мы установили, что этим учеником и адептом Песталоцци был некто «Грунер» [10. С. 2], директор местной образцовой школы во Франкфурте-на-Майне, по предложению которого Фребель «.. .сейчасъ же поступилъ в Грунеровское заведете...» [10. С. II]. И это случилось в 1803 г. [10. С. II]. Песталоцци в это время работал в Бург-дорфе (1800-1804). А вот в 1805 г. , когда Песталоцци работал уже в Ивердоне (с 1805 по 1825 годы), Фребель приезжает к нему «.на дв^ недели.» [10. С. IV]. «Въ 1808 году онъ пое^халъ вм^ст^ съ своими тремя учениками въ Ивердонъ къ Песталоцци, гд^ одновременно училъ и учился; через два года (1810) вернулся.» [10. С. IV]. А в 1833 г. Ф. Фребель «возглавил сиротский приют в Бургдорфе» [8. С. 418], где И. Г. Песталоцци работал в 1800-1804 годах [8. С. 393]. Наверное, неслучайно в 1837 г. Ф. Фребель «.открыл «Учреждение для развития творческого побуждения деятельности у детей и подростков» (.г. Бланкенбург, Германия)» [8. С. 79] и назвал его именно так -«... развития творческого побуждения.», а «в 1840 оно было переименовано в «Детский сад».» [8. С. 79]. В этом же источнике читаем, что «в 1837 основал в Тюрингии учреждение, которому в 1840 дал название «детский сад» [8. С. 418]. А во втором источнике [6] указано, что «первое свое заведете устроил^ он^ в Кейлау, маленькой деревеньк^ в Тюрингш» [6. С. 6], но год создания этого учреждения в Кейлау автором источника не указан. В третьем источнике читаем: «Frobel fonde un premier jardin d’enfants à Blan-kenbourg (Suisse) en 1840» [14. С. 139]. Но как бы то ни было, потом он основал детские «сады во многих городах Германии: в Гамбурге, Дрездене, Лейпциге, Готе» [6. С. 6]. И во второй половине Х1Х в. дошкольные учреждения с названием «детский сад» получили наиболее широкое распространение в Германии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии и Америке, на что указывает источник 6 [С. 7]. А вот интересная фраза, написанная примерно в 50-70-е годы XIX в. по поводу все более широкого распространения детских садов: «.и съ каждымъ днемъ ослаб^ваетъ противод^йсте, которое встретило эту си-

стему, какъ вообще всякое нововведете» [6. С. 7]. Исследователи указывают даже на такой интересный факт, что «.в 1851 .детские сады в Германии были запрещены как составляющие якобы часть социалистической системы Ф.» [8. С. 418]. Много позже в России было создано в 1906 г. общественное объединение педагогов «Сеттльмент», которое тоже занималось организацией дошкольных учреждений и, обвиненное в проповедовании социалистических проектов, было закрыто, просуществовав чуть более года. Не от того ли прижилось в Советской России именно это название дошкольного образовательного учреждения?

Но почему же, все-таки, сохранилось именно это название - «детский сад». Ведь существовали и другие варианты названий дошкольных учреждений. Так в 1907 г. Мария Монтессори (1870-1952) «основала «Дом ребенка» [8. С. 79] - на итальянском языке это называлось Casa dei bambini [5. С. 200] - в Риме. Причем в квартале Сан Лоренцо

- не самом благополучном: « c’est le quartier San Lorenzo où il y a dégradation, vols, délinquance» [5. С. 200]. Во Франции возникли, так называемые, «salles d’asile» (в русском переводе - залы приюта, призрения). Кстати, «азилями» (убежищами)» [13. С. 143] в Древней Греции назывались храмы, в которых могли скрываться преследуемые кем-то люди, беглецы. Такой беглец, «.припавший к алтарю или статуе божества пользовался его защитой» [11. С. 143]. Вот что пишут об этом Arénilla L., Gossot B., Rolland M.-C., Roussel M.-P. [14] со ссылкой на (M. Soëtard, Friedrich Fröbel; pédagogie et vie, Armand Colin, 1990): “Les idées de Fröbel suscitèrent quelque intéret en France parmi les pedagogues des salles d’asile. Ainsi un rapport admiratif de Madame Pape-Carpentier, directrice de la maison créée en 1847 pour la formation des responsables des salles d’asile, est longuement cité (p. VIII à XIII) dans l’édition de 1861 de L’Éducation de l’homme, l’ouvrage principale de Fröbel publié en 1826.” [14. С. 139]. Таким образом, благодаря Madame Pape-Carpentier, директрисе учреждения для подготовки воспитательниц для «азилей», во Франции возник стойкий интерес к работе и идеям Ф. Фребеля. При этом учреждения для детей возникли раньше: так, во Франции сначала возникли «refuges» (убежища, прибежища) для детей, затем «garderies» (детские сады), которые позднее стали называть «salles d’asile» (палаты, залы приюта, присмотра) и, наконец, «écoles maternelles» (материнские школы) [14. С. 93]. Это были учреждения, точнее помещения в элементарных школах, для детей от 2 до 6 лет, матери которых были работницами в мастерских и на фабриках, не хотевшие оставлять своих детей без присмотра в свое отсутствие. В «salles d’asile» дети были «защищены от опасностей улицы» (à l’abri des dangers de la rue [14. С. 94] - как указывают Arénilla L., Gossot B., Rolland M.-C., Roussel M.-P., Они же указывают и на то, что первый «азиль» во Франции «.fut créée en 1770 par le pasteur Oberlin, dans les Vosges, sous le nom d’«écoles à tricoter», dans le but d’enseigner quelque chose aux enfants» [14. С. 93]. Из этих наименований дошкольных образовательных учреждений сохранилось и чаще употребляется в современной Франции термин «материнская школа», который почерпнут, по-видимому, из трудов Я. А. Коменского. Широко известно во всем мире и теперь, и тогда его « .сочинение под названием «Материнская школа» [4. С. 395], которое «... было написано Я. А. Коменским в 1632 г. В трактате впервые рассматривались проблемы организованного воспитания и обучения в дошкольном возрасте» [4. С. 395]. Сам великий педагог так описывает замысел своей книги «Материнская школа»: «Здесь подробно должно быть описано все то, чему нужно научить в детстве и при каких случаях нужно приступать к сему важному делу и какими способами и сочетаниями слов и жестами должно это внедрять детям» [4. С. 95].

Конечно же, Я. А. Коменский под «материнской школой» имел в виду дошкольное воспитание детей матерью в семье, но постепенно, виду производственной занятости матерей, феномен «материнская школа» из института «семья», как бы, перемещается в институт «коммунальные элементарные школы» сначала в виде одного или нескольких

помещений в них. Отсюда и название «refuges», «garderies», «salles d’asile», т. е. «убежища», «детские сады», «помещения для присмотра». А затем в коммунах с населением не менее 2000 жителей с 1848 г. государство во Франции рекомендует коммунальным властям создавать «материнские школы», как уже относительно самостоятельные дошкольные образовательные учреждения, в которых организовывались три группы: младшая, средняя, старшая [14. С. 93]. Такое деление сохраняется и по сей день и в наших российских детских садах.

В России дошкольные образовательные учреждения тоже имели различные названия: создавались и «детские сады» [8. С. 309], и «народные детские сады», и «летние народные сады», и «детские площадки» и «летние колонии», и «летние народные колонии», и «ясли-сады для крестьянских детей». Позже, в «20-е годы было три типа дошкольных учреждений: детские дома для детей-сирот», детские очаги для детей рабочих и детские сады». В 1992 г. были определены четыре типа дошкольных учреждений: «ясли, ясли-сад, детский сад, школа-детский сад». Как видим, доминирует и сохраняется традиционное название, восходящее к немецкому, введенному Ф. Фребелем - «Kindergarten», т. е. детский сад. Но корни этого названия, на наш взгляд, уходят во времена Античной Греции. Наши европейские коллеги, в частности, французские ученые-педагоги, утверждают и, справедливо, что все современное образование покоится на греко-эллинистических, а затем и древнеримских традициях его организации.

В настоящее время во франкоязычных странах используют термин jardin (d’enfants); в англоговорящих - kindergarten [13. С. 88]; в Болгарии - «децка градина»; в Греции - ó rcaiôiKÔç rcqnoç (детский сад) и т. п.

В современном греческом языке слово сад - rcqnoç [ в рус. транскр. - киепос. -

2. С. 703] продолжает использоваться в названии дошкольного образовательного учреждения - детский сад - ó naiôiKÔç Krçnoç [в рус. транскр. - о паэйдикос киепос]. А в 2010 году С. Соетардис, профессор Гераклионского университета, пояснил мне, что детский сад на Крите (Греция) называют k^tcoç iwu naiôiwu [в рус. транскр. - киепос тон паэй-дион], т. е. сад для детей. Таким образом, в названии учреждения присутствует слово rcqnoç - сад.

Но почему же слово САД?... Мы знаем происхождения названий образовательных учреждений, таких как, лицей, академия, гимназия, университет и т. д. А «САД»?...

В эпоху Возрождения или Ренессанса, т. е. задолго до Ф. Фребеля, И. Г. Песталоцци (1746-1827), Ж. Ж. Руссо (1712-1778) и Я. А. Коменского (1592-1670), гуманисты, «... поставив человека в центр своего мировоззрения.» [8. С. 40], восприняли как классическую (греческую и римскую) культуру и ориентировались на нее. «Педагогическая практика гуманистов осуществлялась чаще всего в частных школах. Наиболее известны итальянские «Дом радости» Витторино да Фельтре (1378-1446) в Мантуе и школа Гуа-рино Веронезе в Ферраре, на базе которой возник университет (1442)» [8. С. 40]. А ведь известно, например, что Витторино да Фельтре открыл свой «Дом радости» «.в прекрасном дворце, на лоне природы» [5. С. 25], т. е. учреждение состоит из дома и прилегающего к нему САДА. Известно, что этот загородный дворец был передан В. да Фельтре для образовательных нужд герцогом Мантуанским Гонзаго I.

А Томас Мор (1478-1535), чуть позже, в 1516 году, в своей «Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» пишет, что все «утопийцы» должны заниматься земледелием: «дети изучают его теоретически в школах и практически на окружающих город полях» [5. С. 27].

Таким образом, например, «требование создания школы в сельской местности (подчеркнуто нами. - С. М.) оказалось одним из центральных при организации в Западной Европе на рубеже XIX-XX вв. средних экспериментальных учебно-воспитательных учреждений («новых школ» [4. С. 395]). Заметим, что в 1852 г, и Ф. Фребель живет и ра-

ботает «au château de Marienthal, mis à sa disposition par le duc de Saxe pour créer et diriger un jardin d’enfants» [14. С. 139]. Таким образом, далеко не случайно «Фребель назвал это заведете д^тскимъ садомъ, потому что садъ есть существенная принадлежность школы, и потому что ребенокъ долженъ развиваться свободно какъ растете, следуя законамъ природы» [5. С. 27]. В саду дети реализуют «гимнастичесюе игры» [5. С. 27], а также «они начинаютъ рыть, копать, сажать и поливать растетя. веселое п^те раздается иногда при этихъ заняпяхъ. На ихъ митатюрныхъ клумбахъ растутъ цв^ты, овощи, вблизи грядокъ стоятъ маленьюе скамьи, столы, построенные детьми, украшенные вазами и изд5лiями изъ глины.» [5. С. 28], «.д^ти занимаются ботаникой, они приносятъ своей учительниц^ (садовниц^ [5. С. 28] растенш и цв^ты и анализируютъ ихъ, начиная конечно съ самыхъ простыхъ; имъ указываютъ сперва на первоначальныя формы растительности, а потомъ переходят къ явлетямъ бол^е сложнымъ...» [5. С. 29].

Для Ф. Фребеля, таким образом, важно в дошкольном учреждении не столько здание, а, сколько именно сад, в котором можно и трудиться, петь, заниматься гимнастикой, спортом и укреплять тело и дух, заниматься ботаникой, как наукой и практическим земледелием, получая радость полученного урожая и т. д. «Педагогические взгляды Ф. Фребеля были построены на убеждении в том, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и в соответствии с этим педагогический процесс должен быть основан на «действии, работе и мышлении» [3. С. 418].

Сравним вышесказанное с тем, что пишут о дошкольном учреждении, его цели современные авторы. В. А. Мижериков, П. И. Пидкасистый утверждают: «Образование .дошкольное - первая ступень организованного обучения, программы которого направлены на подготовку детей к школе, осуществление присмотра (выделено нами. - С. М.) за ними, а также на их социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие» [2. С. 233]. А в другом месте эти же исследователи пишут: «Обучение. в детском саду - одно из средств воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В содержание О. в д. с. входит ознакомление детей с окружающим миром, развитие речи и первоначальных навыков счета, способности рисовать, конструировать, петь, двигаться. Особенностью дошкольного О. является его изустный характер, широко привлекаются жизненные наблюдения, предметная и графическая наглядность, дидактический материал. От одной возрастной группы к другой усложняется содержание сообщаемых сведений, расширяется их объем, идет постепенная подготовка детей к обучению в общеобразовательном учреждении [9. С. 240]. Из сказанного видно, как же мало отличий, практически их нет, у детского сада прошлых времен и настоящих. И это замечательно, что связь времен не прерывается.

Примерно такие же виды деятельности детей организованы были и в образовательных учреждениях Древней Греции. Диоген Лаэртский пишет: «Таковы были три предмета обучения детей в Афинах: словесность, музыка и палестра; и не без цели, а затем, чтобы знание словесности развивало их разум, музыка смягчала их души, а занятия в палестре и гимнасии укрепляли их тело против праздной похоти» [3. С. 413].

Достаточно хорошо известно, и Диоген Лаэртский поясняет, что «палестра», означает «физические упражнения» [3. С. 507]. А также «палестрой называлась площадка для спортивной борьбы, гимнасием - весь дом со двором для спортивной тренировки» [3. С. 507].

Б. М. Бим-Бад и др. пишут : «Палестра - (греч. - palaistra), в Древней Греции гимнастическая школа для мальчиков» [8. С. 184]. Но это уже скорее о Древнем Риме.

Таким образом, античное образовательное учреждение создавалось в саду с домом и организованной для занятий палестрой. Дом и палестра могли называться гимнасием. Так, Диоген Лаэртский пишет о Платоне1, что он «воротившись в Афины,.основал в Академии училище, посвятив часть этого гимнасия Музам [3. С. 415]. Т.е. он создал образовательное учреждение и часть его оборудовал и для проведения занятий музы-

кой. Позже Спевсипп, преемник Платона, «воздвигнул извания Харит в святилище Муз, основанным Платоном в Академии» [3. С. 167].

В другом месте Диоген Лаэрций пишет о Платоне: «Воротившись в Афины, он (Платон. - С. М.) поселился в Академии. Это гимнасий в роще за городскими стенами, получивший свое название от героя Гекадема. «Гекадемий» (через «Ге») назывался прежде и сам гимнасий» [3. С. 138-139]. Есть у Диогена Лаэрция и упоминание - «О роще Акаде-ма.» [3. С. 459]. Существует версия, что эта роща была подарена Платону афинянином по имени Академ или Гекадем: но в истории осталось первое имя. Существует также и другая версия : «.Аннекерид. купил Платону садик в Академии» [3. С. 142], т. е., видимо, небольшой участок земли в роще Академа.

Возможно. Но не это важно. Ведь, действительно, купить можно и «садик», но когда на его базе создается философская школа, то никому уже в голову не приходит называть ее уменьшительно-ласкательно - «садик», как бы мы эту ШКОЛУ ни любили. Не менее известный философ «.Исократ приехал в гости к Платону в его имение» [3. С. 139] -пишет Диоген Лаэртский. А «имение» звучит уже тоже не как садик, а большой дом, при котором и САД и многое другое.

Утверждают также, что Платон был погребен «.в Академии, где провел большую часть жизни в занятиях философией, отчего и школа его получила название академической» [3. С. 148]. Отсюда философская школа стала именоваться по месту ее нахождения

- «Академия». «Сперва Платон занимался философией в Академии, затем в саду близ Колона>.» [3. С. 138].

В те далекие Античные времена сложилась традиция именовать философские школы по месту их занятий и др. основаниям. Это подтверждают и ислледования французских ученых: «Chaque école de philosophie - le Lycée (Aristote), le Portique (les stoïciens), le Jardin (les épicuriens), l'école des cyniques - présente sa solution pour atteindre le bonheur par la vertu” [14. С. 106] «.les écoles d'Isocrate et de Platon (l'Academie)» [14. С. 105]. А вот что говорится в более доступных нам источниках:

«Академия - 1) философская школа, основанная Платоном (IV в. до н. э.) близ Афин, названная по имени мифического героя Академа;.» [9. С. 12];.

«Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в конце 4 в. до н. э. возникли философские школы Эпикура («Сад») и стоиков («Портик».» [8. С. 18].

Таким образом, у нас имеются все основания предположить, что Ф. Фребель выбрал не случайное название для своего учреждения, поскольку уже были и «академии», и «лицеи», и «гимназии» в его время. Происхождение этих наименований не вызывает сомнения. У Ф. Фребеля, адепта римско-эллинистичесих традиций, оставался «САД» Эпикура. И Ф. Фребель не выбрал слово «ясли», хотя был последовательным и убежденным христианином, потому что в яслях обреталось еще совсем маленькое, по человеческим представлениям, существо преддошкольного возраста. Хотя сегодня существует и такое учреждение - «Детские ясли» [8. С. 66]. И, вероятно, поэтому Ф. Фребель выбирает для своего учреждения название «детский САД».

Можно предложить и менее вероятную гипотезу. Учитывая то обстоятельство, что Ф. Фребель был весьма религиозным человеком, можно также предположить, что название «сад» подсказано Фребелю Гефсиманским садом, где Иисус Христос вместе со своими апостолами провел последние часы Своей Жизни в молитве к Отцу. Сад этот находился за городом (недалеко от Иерусалима) и в этом саду Христос проповедовал свое учение, УЧИЛ. Заметим, что это очень похоже на древнегреческую, дохристианскую традицию философских школ, описанную выше, и сложившуюся задолго до Рождества Христова.

Поэтому остановимся более подробно на версии «САД Эпикура». Итак, о философской школе «Сад». В 306 г. до н. э. «Эпикур приезжает в Афины и начинает учить в Саду

(X 2)» [1. С. 567]. Заметим, что слово «Сад» в тексте Диогена Лаэртского оформлено как имя собственное, с заглавной буквы «С». В «Античном Лексиконе (Lexikon der Antike)» читаем: “Epikuros dt. Epikur (342/41) v. u. Z. .begründete in 310 in Mytilene auf Lesbos eine Philosophenschule, die er 306 nach Athen verlegte, wo sie “Der Garten” (griech. Kepos) (подчеркнуто нами. - С. М.) genannt wurde” [9. С. 153] и видим, что слово «Сад» и по-немецки, и по-гречески пишется как имя собственное. В Латинско-русском словаре И.Х Дворецкого указывается: «hortus - сад.; horti ( и h.) Epicuri C .сад Эпикура (в Афинах), место, где учил Эпикур.» [С. 367]. Причем буква «C» в тексте означает, что автор ссылается на Катулла (Catullus) или Катилину (Catilîna L. S.). На этой же странице приведено слово (прилагательное) «hortensis» [С. 367], что означает «садовый», В русском языке от этого латинского слова образовано название красивого цветка - «гортензия». И это слово является также весьма близким по звучанию к современному французскому слову jardin (d’enfants) (в русской транскрипции - [жардэн]. Итак hortensis, гортензия, garten, jardin. Вот подтверждение тому, Сад (детский) восходит своими корнями к Саду Эпикура. Не случайно, наверное, когда я много раз задавал в аудитории дошкольных педагогов вопрос: «А знаете ли вы почему учреждение для детей дошкольного возраста называется «ДЕТСКИЙ САД», то получал ответ: «Это - место где мы выращиваем детей. как в саду - цветы». И тогда я, чтобы пошутить, говорил: «Но выращивать можно и на клумбе, и на огороде, и на грядке.». Все смеялись. Все чувствовали, что все, кроме САДА, звучит как-то неуместно, но ответа не знали.

Может быть, Ф. Фребель читал Диогена Лаэртского о жизни Эпикура. Например такие строки: «Друзья сами съезжались к нему отовсюду и жили при нем в его саду (как пишет и Апполодор); сад этот был куплен за 80 мин» [3. С. 371].

А в своем завещании Эпикур пишет, «.чтобы сад .предоставили Гермарху.с товарищами по занятиям философией, а далее тем, кого Гермарх оставит преемниками в занятиях философией, дабы они проводили там время, как подобает философам. А всем нашим преемникам по философии завещаю всегда посильно способствовать Аминомаху и Тимократу с их наследниками в устроении сада и житья в нем, чтобы те наследники блюли сад вернейшим образом.» [3. С. 373].

«Тимократ, брат Метродора, сам учившийся у Эпикура, но потом покинувший его» ... написал книгу «под заглавием «Развлечения». [3. С. 370]. (Обратите внимание на заглавие книги: так теперь называется одна из форм учебных (социализационных) занятий в детском саду.) Диоген «.в XX книге «Выборок»» пишет, что «.добродетели для нас предпочтительны не сами по себе, а ради приносимого ими наслаждения, как лекарство - ради здоровья,.называя при этом «обучение» «развлечением» [3. С. 406]. В оригинале это «игра слов: paideia - «учение», paidia - «забава» [3. С. 465]. Не напоминает ли это искушенному читателю некую новацию (инновацию) под лозунгом «учение с увлечением», которая, оказывается, пришла к нам, и даже вместе с лозунгом, из далекой Античности.

Кстати также начинается известная во всем мире монография W. Jaeger’ a - Paideia: la formation de l’homme grec, Gallimard, 1964, (в русском литературном переводе это может выглядеть так: ПЕДИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ЮНОГО ГРЕКА или ПЕДИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ГРЕЧЕСКОГО МУЖА), в которой он пишет: «Il est impossible d’avoir une connaissance ou des projets quelconques en matière d’éducation sans avoir étudié minutieusement et profondément la culture hellénique» [14. С. 104].

И, действительно, Ф. Фребель, с одной стороны, христианин, но с другой поклонник эллинской цивилизации и культуры. И, скорее всего, название «детский сад» возникло из этого поклонения, почитания и уважения.

А вот уже «.после смерти Ф. Фребеля его последователями была составлена книга «Педагогика детского сада» (в России переведена в 1913 под названием «Детский сад»).

В 1851 «.детские сады в Германии были запрещены как составляющие якобы часть социалистической системы Ф.» [8. С. 418]. Может быть, еще и поэтому русские революционеры, а затем и большевики, создававшие новое государство, предпочли это название.

В России с «.с 70 гг. XIX в. создавались Фребелевские общества» [8. С. 418]. Они возникли тогда «.в С.-Петербурге, Киеве, Одессе, Тбилиси, Харькове и др. Общества создавали платные и бесплатные (на благотворительные пожертвования» дошкольные учреждения, детские площадки и летние колонии для организации оздоровительного отдыха детей, знакомства их с природой, сельской жизнью и трудом.» [8. С. 309]. Причем они были достаточно активны в реализации Фребелевских идей: так «.при С-Петербургском общесте действовали школа для обучения нянь (осн. в 1895 г.), 2 бесплатных народных детских сада (ок. 100 детей) летний народный сад (ежегодно его посещало св. 1000 детей), детская летняя колония (50-100 детей, нуждающихся в оздоровлении). С 1877 общество устраивало бесплатные детские праздники и экскурсии на природу» [8. С. 309].

«В России начал издаваться журнал «Детский сад» (1866-1868, ред. А. и Я. Симано-вич)» [8. С. 79].

Детские сады создавали воспитательные и педагогические общества («Детский труд и отдых», «Сетлемент» и пр.) [8. С. 79]. Так, Общество «сетлемент (англ. settlement -поселение), занималось просветительно-воспитательной работой среди детей и взрослых» [8. С. 258] в 1906-1907 гг. в Москве. Среди его основателей были А. У. Зеленко, Л. К. Шлегер, С. Т. Шацкий и др. «Общество осуществляло экспериментальную, культурно-просветительную работу в районе Марьиной Рощи, изучало вопросы социального воспитания детей, организации детских сообществ и воспитательных учреждений нового типа, самоуправления и др. В 1907 г. было закрыто за «попытку проведения социализма» среди маленьких детей» [8. С. 258].

И может быть то, что в деятельности Ф. Фребеля усматривались социалистические идеи, и предопределило выбор нашими предшественниками фребелевского «детского сада», а не коменскианской «материнской школы».

Список литературы

1. Вейсман, А. Д. Греческо-русский словарь (репринт V издания 1899 г.) [Текст] / А. Д. Вейсман. - М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шигалина, 1991. - 897 с.

2. Дворецкий, И. Х. Латинско-русский словарь [Текст] / И. Х. Дворецкий. - М. : Рус. яз., 2000. - 846 с.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский ; ред. тома и авт. вступ.ст. А. Ф. Лосев ; пер. М. Л. Гаспарова. 2-е изд. - М. : Мысль, 1986. - 571 с.

4. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоццци И. Г. Педагогическое наследие [Текст] / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М. : Педагогика, 1988. - 416 с.

5. Константинов, Н. А. [и др.] История педагогики [Текст] / Н. А. Константинов. - М. : Просвещение, 1982. - 447 с.

6. Н. О.2 Д^тск1е сады. Метода воспитатя и образоватя Фридриха Фребеля [Текст] / Н. О. - С.-Петербург^ : Издатель Яков Исаков^, б. г. - 30 с.

7. Педагогическая энциклопедия [Текст] / гл. ред. А. И. Каиров. - М. : Сов. энцикл., 1964. Т. 1. - 831 с.

8. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002. - 528 с.

9. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

10. Фребель, Ф. Воспитате человека. Педагогическая Библютека, издаваемая К. Тихоми-ровымъ и А. Адольфомъ. Избранныя сочиненк Фридриха Фребеля. Т. 1 [Текст] / Ф. Фребель ; пер. съ н^м. И. Д. Городецкаго). - М. : Издате К. И. Тихомирова, 1904. - 826 с.

11. Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 1. Религии мира [Текст]. - М. : Аванта+, 1996. -720 с.

12. Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 2. Религии мира [Текст]. - М. : Аванта+, 1996. -688 с.

13. Collins. Русско-английский, англо-русский словарь [Текст] / Collins. - Glasgow : Harper Collins Publichshers, 1996. - 564 с.

14. Dictionnaire de Pedagogie [Text] / Arénilla L., Gossot B., Rolland M.-C., Roussel M.-P. - Paris : Larousse Bordas, 1996. - 288 p.

15. Lexikon der Antike [Text] / Hrsg. Irmscher Johannes. VEB Bibliografischen Institut Leipzig, 1978. - 923 s.

О. Н. Грязных ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В данной статье показана актуальность проблемы социальных компетенций и их измерения, некоторые способы работы по формированию теоретических представлений о компетенциях, теоретических представлений о возможных способах позитивного поведения, а также организации реализации освоенных позитивных социальных действий.

Ключевые слова: социальные компетенции, оценивание, взаимная экспертное оценивание, формирование, социально-позитивные поступки, действия.

В общем образовании, в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» приоритетными направлениями деятельности в 2010-2011 учебном году определены следующие:

« - переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, предполагающие повышение уровня социальных компетенций российских школьников;

- формирование региональной системы оценки качества образования;

- совершенствование системы целенаправленной работы с одаренными детьми, талантливой молодежью;

- создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями;

- создание целостной образовательной среды на основе информационных технологий как фактора повышения качества образования» (из доклада Министра образования и науки Челябинской области А. И. Кузнецова на августовском совещании 2010 года [2. С. 3]).

Отметим, прежде всего, что в МСКОУ школе-интернате № 11 (директор Н. В. Войни-ленко; науч. консультант - профессор, доктор педагогических наук С. Г. Молчанов) в 2009-2010 учебном году велась кропотливая работа по всем трем первым названным выше направлениям и, разумеется, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся учреждения для детей с нарушениями речи.

Наша работа в рамках инновационного проекта «Индивидуальная программа как механизм развития социальной компетентности детей и подростков» позволяет нам учитывать реалии современного мира. И это означает, в частности, что воспитанник сам, на основе своих ценностных отношений, формулирует и формирует свою жизненную по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.