Научная статья на тему 'Дорожный кодекс Великобритании - элемент административно-правового регулирования в области безопасности дорожного движения'

Дорожный кодекс Великобритании - элемент административно-правового регулирования в области безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1589
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ДВИЖЕНИЕ / ДОРОЖНЫЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОДЕКС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кайнов В. И., Кравченко Е. Т.

В статье рассматривается Дорожный кодекс Великобритании как элемент правового регулирования в области безопасности дорожного движения: история Дорожного кодекса, его правовые источники и структура, дается сравнительно-правовой анализ понятия «кодекс», исследуются вопросы нарушений дорожного законодательства как элемента уголовного правосудия Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of the article is the Highway Code of Great Britain - its history, structure and legal nature. The author focuses on the sources of traffic law, gives comparative analysis of the concept of code in the common law and statute law systems and examines road offence as a part of criminal justice in the UK.

Текст научной работы на тему «Дорожный кодекс Великобритании - элемент административно-правового регулирования в области безопасности дорожного движения»

<N

Международное право,

В.И. Кайнов*, Е.Т. Кравченко*

Дорожный кодекс Великобритании -элемент административно-правового регулирования § в области безопасности дорожного движения

&

3 В статье рассматривается Дорожный кодекс Великобритании как элемент правового регулирования в

^ области безопасности дорожного движения: история Дорожного кодекса, его правовые источники и структура, ^ дается сравнительно-правовой анализ понятия «кодекс», исследуются вопросы нарушений дорожного законодательства как элемента уголовного правосудия Великобритании.

§

^ The subject of the article is the Highway Code of Great Britain - its history, structure and legal nature. The

author focuses on the sources of traffic law, gives comparative analysis of the concept of “code” in the common law and statute law systems and examines road offence as a part of criminal justice in the UK.

&

Ключевые слова: безопасность, Великобритания, движение, дорожный, законодательство, кодекс.

В марте 2000 г. Правительство Великобритании опубликовало концепцию - Стратегия безопасности дорожного движения «Дороги завтра станут безопасней для каждого»1. Стратегия 5 разработана на период 2000-2010 гг., основная ее цель - сокращение числа погибших и серьезно

2 раненых в дорожно-транспортных происшествиях на 40%, сокращение этого же показателя в отношении детей на 50% по сравнению с усредненными данными периода 1994-98 гг. Утвержденная в феврале 2006 г. Правительством Российской Федерации Концепция Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012»2 ставит более смелые задачи: за шесть ^ лет в полтора раза сократить смертность на дорогах. Учитывая поставленные Правительством Российской Федерации задачи, насущную необходимость в сокращении числа дорожно-транспортных ^ происшествий, особенно имеющих тяжкие последствия, наносящие вред жизни и здоровью граждан, ^ изучение зарубежного опыта представляется весьма актуальным.

В данной статье характеризуется нормативный документ «Дорожный кодекс Великобритании». Целью статьи является изучение Дорожного кодекса как документа, который консолидирует административно-правовые нормы в области безопасности дорожного движения, является элементом

* Доктор юридических наук, профессор.

** Старший преподаватель (Санкт-Петербургский университет МВД России).

административно-правового регулирования в области безопасности дорожного движения Великобритании, устанавливает стандарты поведения участников дорожного движения.

14 апреля 2006 г. в Великобритании отмечался 75-летний юбилей самой продаваемой нехудожественной книги. В среднем по Великобритании в год продается около миллиона копий Дорожного кодекса. Впервые дорожный кодекс был опубликован в 1931 г. На тот момент участниками дорожного движения было 2,3 млн. дорожно-транспортных средств. Несмотря на столь небольшое количество автомобилей, в конце 20-х гг. прошлого столетия в дорожно-транспортных происшествиях на дорогах Великобритании погибали свыше 7000 человек, из них 3500 пешеходов. Сегодня в дорожном движении Великобритании участвуют около 30 млн. транспортных средств, гибнут в среднем 3500 человек. За эти годы дорожное законодательство, как и сам кодекс, претерпели огромные изменения. Например, треть объема (из 24 страниц) первого издания кодекса была посвящена указаниям регулировщика. В действующем кодексе этой теме уделяется одна страница из общего объема 100 страниц. Дорожный кодекс перерабатывался более десяти раз. В 1935 г. вышло его второе издание. Изменения внесены были следующие: пронумерованы правила; включены изображения некоторых дорожных знаков; появились первые указания о пешеходных переходах. В 1954 г. была использована цветная печать; расширен раздел, посвященный дорожным знакам, включая появление знака перехода около школ и предписывающих знаков; появилась первая иллюстрация пешеходного перехода. В 1959 г. в Кодекс впервые были включены иллюстрации к правилам; появился новый раздел - вождение на автомагистралях. В 1969 г. были расширены рекомендации по разметке, полосам движения, перекресткам, парковке, использованию световых приборов, движению по кругу и пешеходным переходам; было увеличено количество иллюстраций дорожных знаков и дорожной разметки. В 1978 г. Кодекс был полностью переработан, в него также были включены положения о ремнях безопасности и вождении в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В 1987 г. основные дополнения касались детской безопасности в автомобиле, вождения в состоянии алкогольного опьянения; были включены новые нормы в отношении мотоциклистов и рекомендации по использованию телефона в автомобиле. В девятом издании 1993 г. было пересмотрено не только содержание, но и структура документа3. На настоящий момент действует издание 2004 г., учитывающее изменения в законодательстве, в т.ч. в отношении использования мобильных телефонов. Сейчас готовится новое издание Кодекса. Начиная с 1974 г. в периоды подготовки новых изданий граждане и организации могут участвовать в процессе внесения изменений в Кодекс. Правительство объявляет консультационный период, когда по строго определенной форме и процедуре могут вноситься предложения об изменениях в Кодексе. Работа организовывается Министерством транспорта совместно с Парламентским консультативным советом по безопасности дорожного движения.

В английском законодательстве понятие кодекса отличается определенной спецификой. «Каждая правовая семья предлагает свои методы и виды систематизации. В зависимости от этого в целом говорят о “кодифицированных” и “некодифицированных” правовых системах. Английская правовая система - традиционный представитель правовых систем, определяемых как “некодифицированные”»4. В отличие от России, унаследовавшей правовые традиции романо-германской правовой семьи, понятие кодекса в английском законодательстве имеет иное содержание. В российском праве кодификация «представляет собой форму правотворчества, характеризующуюся коренной переработкой действующего законодательства в определенной сфере и принятием на этой основе нового комплексного нормативного акта. Обобщая действующее правовое регулирование, кодификация направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правого регулирования, на замену неудачных устаревших правовых предписаний новыми»5. В российской правовой системе кодексы являются законодательными актами

- кодификационными законами6. Соответственно, суды руководствуются этими законами при судопроизводстве. В англо-саксонской правовой семье кодекс - это скорее результат простой консолидации норм общего права и норм статутного права. «Специфика решения проблемы систематизации в английском праве диктуется рядом его особенностей, прежде всего характером источников. Тесное переплетение всех форм права (например, толкование закона судом становится прецедентом), максимальная детализация содержащихся в них правовых норм, принципы применения обусловили сложность развития систематизации путем кодификации. Реально речь идет лишь о систематизации английского права путем консолидации - соединения законодательных положений по одному вопросу в единый акт»7. Необходимо учитывать, что английские ученые понимают под кодификацией прежде всего суммирование норм общего права и статутного права. Таким образом, Дорожный кодекс Великобритании объединяет нормы общего права и статутные нормы, регулирующие дорожное движение, содержащиеся в различных законодательных актах.

Основой британской правовой системы является общее право. Характерным для источников британского права является отсутствие конституции как единого документа и большая роль освященных веками обычаев - обычного, или общего, права. С учетом этого источниками права в Великобритании являются законы (конституционные и обычные), обычаи, решения судов по конкретным делам и административные нормативные акты8.

Дорожный кодекс сформировался в результате объединения разных источников британского ^ права, где предметом правового регулирования являются вопросы безопасности дорожного движения. Можно выделить следующие источники:

а) общие представления о нормах поведения, которые не содержатся ни в каких нормативных актах, однако выражают некое общепринятое представление о норме поведения. Такие положения вошли в Дорожный кодекс в качестве рекомендаций и являются неотъемлемой частью Кодекса. Например, рекомендация пешеходам носить светлую одежду или одежду со светоотражающими ( элементами исходит исключительно из общих представлений о безопасности пешехода; рекомендация ^ не использовать мобильные телефоны во время движения появилась в Дорожном кодексе до принятия ^ такой законодательной нормы и способствовала привлечению внимания общества и Парламента к 5 этой проблеме как угрожающей безопасности движения9;

^ б) решения судов, прецеденты. Например, само появление Кодекса было вызвано большим

^ количеством судебных дел, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. В 1929 году в отчете

^ Королевской комиссии по транспорту министру транспорта рекомендовалось издать «Кодекс поведения»

К*- для просвещения участников движения и в качестве руководства по поведению на дорогах. В тот год более 7000 участников движения погибли в ДТП, из них 3500 пешеходов10; в учебнике для подготовки ^ дорожных полицейских содержатся ссылки на 412 судебных решений в каче стве источника права11;

в) законы. Основу Дорожного кодекса составляют законы. Среди них:

- Закон об инвалидах и лицах с хроническими заболеваниями, 1970 г.;

- Закон о функциях дорожной инспекции, 1970;

- Дорожный закон, 1835 или 1980;

^ - Закон о пассажирском транспорте, 1981;

^ - Закон о дорожном движении 1988 и 1991 (по ссылке на норму);

- Закон о дорожном движении (водители со стажем до двух лет), 1995;

^ - Закон о правилах дорожного движения, 1984;

^ - Закон о нарушениях дорожного законодательства, 1988;

- Дорожный закон (Шотландия), 1984;

^ - Закон о транспортных акцизах и регистрации, 19941

^ г) иные законодательные нормативные акты: правила, инструкции:

^ - Правила управления лошадьми (правила применения защитных шлемов для юных наездников), 1992;

^ - Правила управления мотоциклами (правила применения защитных шлемов), 1980;

- Правила движения на автомагистралях (Англия и Уэльс), 1982;

- Правила движения на автомагистралях (Шотландия), 1995;

- Правила управления автомобилями (водительские удостоверения), 1993;

- Правила управления автомобилями (использование ремней безопасности), 1993;

- Правила управления автомобилями (использование ремней безопасности детьми на переднем сиденье), 1993;

- Правила использования велосипедов (требования к конструкции и использованию), 1983;

- Правила для грузового транспорта (устройство и использование), 1986;

- Правила о применении световых приборов на грузовом транспорте, 1989;

- Правила регистрации и лицензирования грузового транспорта, 1971;

а»

52

112.

^ - Правила о дорожных знаках и общих предписаниях, 2002;

- Правила перехода дорог (пешеходный переход, регулируемый переход, тупик), 199713.

^ Дорожный кодекс содержит в своей структуре еще один кодекс - «Кодекс зеленого креста».

5 Впервые он был включен в Дорожный кодекс в 1978 г. С тех пор положения «Кодекса зеленого креста» являются составной частью Дорожного кодекса. Эти положения включают в себя подробные правила ^ перехода перекрестков пешеходами. Изменения в «Кодексе зеленого креста» влекут за собой изменения в Дорожном кодексе. Для удобства пользования кодексом каждый из перечисленных законодательных актов имеет свою аббревиатуру, применяемую в качестве ссылок в тексте кодекса. Однако это далеко не полный список законодательных актов, регулирующих правоотношения в области дорожного движения. Имеются еще, например, Закон об Уголовной юстиции и полиции (2001), Закон об уголовной юстиции и судопроизводстве (2000), Европейская конвенция по правам человека, Директивы и правила Совета Европы14.

История кодекса свидетельствует о том, что Дорожный кодекс - это «живой» документ, который регулярно дополняется новыми нормами и правилами, реагирует на изменения в законодательстве и жизни общества. Ответственность за внесение изменений в Кодекс несет Министерство транспорта Великобритании, которое готовит Кодекс к публикации и отслеживает все изменения в законодательстве. Однако Министерство транспорта наделено и более широкими нормотворческими полномочиями. В британской правовой системе административное нормотворчество называется делегированным законодательством, поскольку оно основывается ^

главным образом на делегировании парламентом администрации нормотворческих полномочий. СЪ

За исключением немногочисленных случаев, когда администрация принимает нормативные акты на основе королевской прерогативы, она не имеет собственных полномочий на их издание, а получает их от парламента, который принимает для этой цели особые законы. Парламент передает администрации полномочия не только по дополнению и детализации действующих законов, но иногда и по внесению изменений в действующие законы. В отношении Дорожного кодекса нормотворческие полномочия делегируются Агентству стандартов вождения (Driving Standards Jg

Agency). «В практике британских учреждений распространены также всякого рода неформальные 2?

процедуры, в частности, проведение консультаций и создание совещательных комитетов. Обычно администрация предварительно ведет длительные переговоры с представителями заинтересованных лиц и организаций, устраивает встречи и совещания. Британцы не допускают возможности ^ разработки административного акта без проведения консультаций с заинтересованными лицами. Законами часто предусматривается создание независимых совещательных комитетов, включающих, как правило, представителей общественности. Большинство административных актов

be

контролируется Парламентом Великобритании согласно делегирующим законам в порядке, предусмотренном Законом об актах делегированного законодательства, 1946»15. В настоящее время ^

действует дорожный кодекс в редакции 2004 г.. В 2006 г. был объявлен консультационный период по внесению изменений в кодекс. Консультационный период закончился в мае 2006 г., а в 2007 г. ^

должна быть опубликована новая редакция Дорожного кодекса, учитывающая новое нормативное ^

законодательство, а также новые реалии в области дорожного движения, не являющиеся статутами, ^

но способствующие повышению уровня безопасности на дорогах. ^

Дорожный кодекс проходит процедуру утверждения в Парламенте Великобритании, но не Й

является источником права. Суды Великобритании не могут руководствоваться Дорожным кодексом ^

Великобритании в части вынесения решения. Однако Дорожный кодекс Великобритании может ^

применяться в ходе судебного разбирательства для установления ответственности сторон. Закон о ^

дорожном движении 1988 г. (Road Traffic Act 1988) устанавливает, что нарушение Дорожного кодекса не влечет юридической ответственности: ответственность возникает за нарушение законодательства ^

в области дорожного движения, а не за нарушения Дорожного кодекса как такового16. Дорожный кодекс Великобритании - свод норм, предписаний, правил и рекомендаций, которыми должны руководствоваться участники дорожного движения. Дорожный кодекс позволяет как участнику дорожного движения, так и юристу «сориентироваться» во всем массиве дорожного законодательства. Нормы объединены в рамках единой общей структуры.

Действующий Дорожный Кодекс имеет следующую структуру:

- статьи 1-33. Правила для пешеходов;

- статьи 33-44. Правила о животных; ^

- статьи 45-66. Правила для велосипедистов; ^

- статьи 67-71. Правила для мотоциклистов; S

- статьи 72-84. Правила для водителей и мотоциклистов; ^

- статьи 85-134. Общие правила, технические требования и рекомендации для водителей;

- статьи 135-179. Дороги; 3

- статьи 180-200. Участники дорожного движения, требующие особого внимания;

- статьи 201-212. Вождение в плохих погодных условиях; Оо

- статьи 213 -226. Остановка и парковка;

- статьи 227-247. Магистрали; ^

- статьи 248-261. Дорожно-транспортные происшествия и аварийные транспортные средства;

- статьи 262-264. Дорожные работы; ^

- статьи 265-272. Пересечение железнодорожных путей; ^

- статьи 273-278. Трамвайные пути;

- приложения: Требования к регистрации мотоциклов; Требования к документации на транспортное средство; Участники дорожного движения и Закон; Система штрафов и наказаний; Эксплуатационные требования, предъявляемы к транспортному средству; Оказание первой помощи.

В общую структуру документа входит более 300 иллюстраций, схем, изображений знаков. В отличие от российских Правил дорожного движения, в Дорожном кодексе Великобритании отсутствует список общих понятий и терминов (дефиниции даны в Законе о дорожном движении, 1988). Дорожный кодекс включает требования к эксплуатации велосипедов, требования к лицензированию мотоциклов, требования к документации, эксплуатационные требования, вопросы безопасности, оказание первой помощи на дорогах, световые сигналы, управляющие движением, предупреждающие сигналы для других участников движения, дорожные знаки, разметку дорог, маркировку транспорта. Действие Кодекса распространяется на всех участников дорожного движения: водителей, мотоциклистов, велосипедистов, пешеходов и наездников.

Большинство положений Кодекса применимы на всей территории Великобритании, однако встречаются и исключения. Если в Англии и Уэльсе понятие «дорога» обозначает «любую дорогу, которая находится в общественном пользовании, включая мосты, которые на ней находятся», то в Шотландии это понятие трактуется шире - это любая полоса земли, по которой можно передвигаться, т.е. включая тротуары, тропинки, велосипедные дорожки, дорожки для лошадей, дороги на частных землях, парковки17. В большинстве случаев закон будет применяться, исходя из указанных выше понятий, хотя могут быть и специальные правила в отношении проходов и проездов, не вошедшие в Кодекс. При серьезных правонарушениях - таких как нахождение за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения - закон распространяется на все общественные места, включая парковку.

Знакомство с Кодексом начинается со статей, регулирующих действия пешеходов. Положения этой части содержат правила, повышающие ответственность пешеходов перед другими участниками движения, в частности, им рекомендуется носить светлую и яркую одежду, желательно со светоотражательными элементами (ст. 3 ДК). «Пешеход не должен находиться на скоростных автодорогах» (ст. 6). Эта правило является обязывающим, имеет ссылки на законодательные акты, в которых содержаться санкции за ее нарушение.

Правила пересечения перекрестка расписаны чрезвычайно подробно. Они включают не только характеристику пешеходных переходов, светофоров, но и подробные рекомендации как следует переходить переход. Ст. 29-33 рекомендуют правила поведения в ситуациях, требующих особого внимания со стороны пешеходов.

Общие правила (ст. 85-134) - важнейшая часть Кодекса. Этот раздел включает требования к ремням безопасности, скоростным ограничениям, дистанции между транспортными средствами, рекомендации по управлению автомобилем в опасных ситуациях (как вести себя в случае заноса автомобиля). Например, раздел «Остановочный путь» содержит не только рекомендации по соблюдению безопасного расстояния, но и цветную диаграмму, на которой указаны скорость транспортного средства, путь за время реакции водителя, тормозной путь. В этом же разделе водителям рекомендуется при движении в быстром потоке соблюдать двухсекундный интервал между своим автомобилем и движущимся впереди автомобилем. Этот интервал рекомендуют удвоить на сыром дорожном покрытии и еще больше увеличить на обледенелом дорожном покрытии. Приводится иллюстрированная схема расчета рекомендуемого интервала18. Наличие цветных диаграмм и таблиц в структуре документа позволяют участникам движения быстрее изучить правила безопасного поведения на дорогах, способствуя повышению общего уровня безопасности на дорогах страны.

Положения об оказании первой помощи являются лаконичной, но точной инструкцией по поведению в экстренной ситуации, когда необходимо оказать помощь другому участнику движения. Такие инструкции способствуют общей грамотности всех участников движения, и соответственно, всего общества в целом.

Нормы, содержащиеся в Кодексе, не содержат санкций, хотя правила, включенные в него, являются правовыми нормами, нарушения которых рассматриваются судами общей юрисдикции или уголовными судами. В тексте Кодекса виды правонарушений и мера ответственности вынесены в отдельное приложение с указанием ссылок на законодательные акты, в которых они содержатся. Нарушение большинства норм дорожного законодательства квалифицируется в английском праве как уголовное преступление. Текст Кодекса выделяет такие нормы особым образом - они выделены красным цветом и особой грамматической конструкцией, с применением модальных глаголов «должен / не должен». Подобные статуты обязательно сопровождаются ссылками на законодательные акты, в которых они содержатся. Собственно нарушение правил, содержащихся в Кодексе, не образует состава преступления. Судебное решение выносится в соответствии с законом, предметом которого является то или иное нарушение.

Нарушение многих правил, содержащихся в Дорожном кодексе, квалифицируется как уголовное преступление, в отличие от российской правовой системы, где большинство нарушений Правил дорожного движения относится к административным правонарушениям. Причина указанного отличия находится в сфере общественно-правовых отношений и правовой традиции. «Английское уголовное

право - единственная из правовых систем развитых государств, которая не знает законодательной констатации преступления. По мнению английских юристов, невозможно выработать такое понятие, которое удовлетворяло бы всех и охватывало бы все действия и бездействие, носящие уголовный характер. Более того, у законодателя, как считают такие авторитеты в области уголовного права, как Кард, Кросс и Джонс, вообще нет необходимости в легальной формулировке преступления. Однако поиск в самой природе преступления таких особенностей, которые могли бы лечь в основу его дефиниции, не прекращается... В английской юридической литературе сформировалось определенное мнение о том, что же представляет собой преступление. Многие юристы по-прежнему считают одним из наиболее удачных определений преступления то, которое было дано Стифеном, когда он перерабатывал «Комментарии к законам Англии» Блекстона. Данное определение гласит: «Преступлением является всякое нарушение права, рассматриваемое с точки зрения вредной направленности (evil tendency) такого нарушения против общества в целом». Составители Энциклопедического словаря английского права также используют это определение Стифена, добавляя, что преступлением также «является действие или невыполнение обязанности, причиняющие вред обществу и запрещенные законом под страхом наказания, налагаемого государством»19. Таким образом, понятие «уголовное преступление» трактуется британскими юристами шире и имеет иное содержание по сравнению с российским представлением об уголовном преступлении. Хотя «большинство нарушений, связанных с дорожным законодательством Великобритании являются частью уголовной юстиции, упрощенная процедура рассмотрения многих дорожных правонарушений позволяет относить их к числу административных»20. Большинство правонарушений в области дорожного законодательства являются статутными, поскольку закреплены в законодательных актах и относятся к статутным. Однако преступления, не урегулированные статутами, но причинившие серьезный вред другому лицу, рассматриваются в традициях общего права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как уже отмечалось выше, санкций Кодекс не содержит. Но в качестве приложения в Кодекс включены общие положения о системе наказаний за нарушения законодательства, регулирующего дорожное движение. В Кодекс включена сводная схематичная таблица перечня нарушений и меры ответственности за них. Подобная сводная таблица позволяет участникам движения оценить меру ответственности и осознать последствия нарушений правил безопасности на дорогах. Применяются следующие виды наказаний: штраф, штрафные очки в водительском удостоверении (лицензии на вождение), лишение прав и дисквалификация, в особо серьезных случаях - тюремное заключение. При принятии норм, регулирующих дорожное движение, Парламент устанавливает максимальной предел в отношении санкций за нарушение правил безопасности на дорогах. Суд определяет меру наказания в каждом отдельном случае. В Великобритании действует система штрафных очков за нарушения дорожного законодательства. Количество штрафных очков также устанавливается судом. Водитель, набравший 12 штрафных очков за три года, должен быть дисквалифицирован. Система накопления штрафных очков действует как предупредительная мера, способствующая профилактике более тяжких правонарушений со стороны водителя. На время вынесения решения суд имеет право лишить водителя водительских прав. В случае серьезных правонарушений суд обязан дисквалифицировать водителя как минимум на 12 месяцев. Если в течение 10 лет с момента первого задержания за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения водителя задерживают за такое же нарушение повторно, его дисквалифицируют на срок не менее чем на 3 года. Нарушения скоростного режима наказываются штрафом в размере 1000 фунтов (2500 фунтов на скоростных автомагистралях), штрафными очками от 3 до 6 баллов и лишением водительских прав по усмотрению суда. Более мягкие меры наказания предусмотрены для водителей со стажем менее двух лет. 8 ноября 2006 г. королева Великобритании утвердила принятый Парламентом Великобритании новый Закон о дорожной безопасности (Traffic Safety Act 2006). Закон ужесточает санкции за нарушения правил использования ремней безопасности, за превышение скорости. В случае неоднократных задержаний за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения он предусматривает не только требования к пересдаче экзамена по вождению, но и схему принудительного лечения. Предприняты меры повышения безопасности при проведении дорожных работ21. Соответственно, в Кодекс эти изменения будут включены в 2007 г. при подготовке его новой редакции.

Таким образом, Дорожный кодекс Великобритании является официальным нормативным документом, руководством по поведению на дорогах Великобритании. Кодекс содержит предписания и практические рекомендации по поведению на дорогах. Экзамен на получение водительских прав включает знание Дорожного кодекса. Кодекс формируется на основе принципов общего и статутного права, но не является источником права. В части вынесения решений суды Великобритании не руководствуются положениями Кодекса, однако могут использовать его положения при определении ответственности сторон. Суды руководствуются законодательными актами и правилами, регулирующими отношения в области дорожного движения. Дорожный кодекс регулярно

пересматривается и включает новые положения, возникающие в законодательстве. Ответственность за переиздание Кодекса возложена на Министерство транспорта, которое делегирует эту обязанность Агентству водительских стандартов (Driving Standards Agency). Внесение дополнений в законодательство проходит долгую процедуру консультаций и является открытой процедурой. Часть положений Кодекса утверждается Парламентом Великобритании. В силу специфики правовой системы Великобритании Дорожный кодекс является неотъемлемым и необходимым элементом административно-правого ^ регулирования, устанавливающим стандарты безопасного поведения участников дорожного движения. Знание кодекса способствует профилактике дорожно-транспортных происшествий, сохранению жизни и здоровья граждан, воспитанию правосознания в обществе и является обязательным для всех участников дорожного движения.

Список литературы

1. Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного

движения» от 26 февраля 2006 г. // Собрание законодательства РФ. 2006. № 9. Ст. 1020. jg 2. Административное право. Общая часть: Учебник. / Под ред. В.А. Юсупова, В.Д. Симухина. -

^ М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. - 312 с.

^ 3. Административное право зарубежных стран / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: Издательство

^ "Спарк", 1996. -229 с.

4. Богдановская И.Ю. Систематизация английских законов: консолидация против кодификации // Советское государство и право. - 1986. № 2. - С. 98.

5. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Мордовцева, В.Н. Синюкова. - М., 2005.

- 488 с.

6. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть: Учебное пособие / Под ред. И.Д. Козочкина. - М.: Омега-Л, Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2003.

- 576 с.

7. Уэнделл, О.Х.-мл. Общее право // Журнал «Российское право в Интернете» http://rli.consultant.ru.

(2 8. Green Cross Code. - www.hedgehogs.gov.uk.

^ 9. Highway Code. - www.highwaycode.gov.uk.

10. History of the Highway Code. - www.dsa.gov.uk/Category.

3 11. The 75th Anniversary ofthe Highway Code. - www.autoindustry.co.uk/press_releases/18-04-06.

!« 12. Tomorrow's Roads - Safer for Everyone, is available from DfT Free Literature, PO Box 236, Wetherby,

^ LS23 7NB. - Reference 99ARSE0998 or may be accessed at www.dfl.gov.uk/stellent/groups/dft_control/documents.

13. Highway Codes of Olden Times. ©Hughes Walker Solicitors Ltd (MMVI). - http://www.medical-reports.com/highwaycodesofoldentimes.html.

^ 14. European Traffic Safety Council Fact Sheet / Traffic Law Enforcement. - www.etsc.be

15. Sampson F. Road Policing // Blackstone’s Police Manual. Vol. 3. - Oxford University Press, 2007.

. ^ 16. Simon Cooper and Michael Orme. Road Traffic Law. - Oxford University Press Inc., New York, 2006.

a.

a*

a*

5

1 Tomorrow’s Roads: Safer for Everyone // www.dft.gov.uk/stellent/groups/dft_control/documents.

^ 2 Собрание законодательства РФ. 2006. № 9. Ст. 1020.

3 См.: History of the Highway Code. - www.dsa.gov.uk/Category; The 75th Anniversary of the Highway Code. -www.autoindustry.co.uk/press_releases/18-04-06

4 Богдановская И.Ю. Систематизация английских законов: консолидация против кодификации // Советское государство и

право. 1986. № 2. С. 98.

5 См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Мордовцева, В.Н. Синюкова. М., 2005. С. 264.

6 См. там же. С. 233.

7 Богдановская И.Ю. Указ. Соч. С. 99.

8 См.: Административное право зарубежных стран / Под ред.А.Н. Козырина. М., 1996. С. 52.

^ 9 См.: Sampson F. Road Policing. // Blackstones’s Police Manual. Vol. 3. Oxford University Press, 2007. Р. 30.

10 См.: The Highway Code - An Historical Perspective // www.autoindustry.co.uk/press_releases/18-04-06.

^ 11 Sampson F. Op. cit.

12 The Highway Code. Revised 2004. - TSO (Stationary Office), London. P. 86. с 13 Ibid. Р. 87.

^ 14 См.: Simon Cooper and Michael Orme. Road Traffic Law. Oxford University Press Inc. New York. 2006.

15 Административное право зарубежных стран / Под ред. А.Н. Козырина. С. 62.

16 Sampson F. Op. cit.. Р. 30.

17 См.: The Highway Code. Revised 2004. Р. 86.

18 Ibid. P. 27.

19 Уголовное право зарубежных государств. Общая часть: Учебное пособие / Под ред. И.Д. Козочкина. М., 2003. С. 19-20.

20 European Traffic Safety Council Fact Sheet / Traffic Law Enforcement - www.etsc.be.

21 См.: Explanatory Notes to Road Safety Act 2006 prepared by the Department for Transport // www.opsi.gov.uk/acts/en2006/ 2006en49.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.