УДК 691 Гурбанова Я.К., Газакова Дж.
Гурбанова Я.К.
преподаватель,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Газакова Дж.
студент,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
(г. Ашхабад, Туркменистан)
ДОРОЖНЫЕ ПОКРЫТИЯ ЖЕСТКОГО ТИПА И ИСТОРИЯ ИХ РАЗВИТИЯ
Аннотация: в работе рассмотрены характеристики гидрофобного цемента и его применение в строительстве. История развития дорожных покрытий жесткого типа является историей технологического прогресса, стандартизации и инноваций, направленных на создание более надежной и безопасной инфраструктуры дорожного строительства.
Ключевые слова: дорожные покрытия, жесткий тип, история развития.
Дорожные покрытия жесткого типа, также известные как железобетонные покрытия, представляют собой конструкции, состоящие из железобетонных или асфальтобетонных слоев, которые обеспечивают прочное и долговечное дорожное покрытие.
Подготовка грунта и основания:
- Первоначально производится подготовка основания дороги путем удаления верхнего слоя почвы и уплотнения грунта. Далее происходит укладка грунтовой подушки и ее уплотнение, чтобы обеспечить стабильную опору для будущего дорожного покрытия.
Установка арматуры:
- Арматурная сетка играет ключевую роль в повышении прочности и устойчивости дорожного покрытия. Она состоит из стальных стержней, которые укладываются на подготовленное основание и образуют жесткую раму внутри бетонного слоя. Армирование позволяет распределять нагрузки равномерно по всей конструкции, уменьшает риск возникновения трещин и повышает годовую прочность покрытия.
Укладка бетонного слоя:
- После установки арматуры происходит укладка бетонного слоя, который является основным строительным материалом дорожного покрытия жесткого типа. Бетон должен быть качественно подготовлен, учитывая пропорции компонентов, необходимые для достижения нужной прочности и устойчивости. Он укладывается и распределяется равномерно вдоль всей дорожной конструкции.
Отделка и укладка верхнего слоя:
- После укладки бетонного слоя производится его отделка и укладка верхнего слоя для обеспечения гладкости поверхности и улучшения качества дорожного покрытия. Отделка включает в себя выравнивание и уплотнение бетона, а также при необходимости нанесение дополнительных слоев для улучшения антискользящих свойств или других характеристик дорожного покрытия.
Тщательное выполнение этих этапов технологии устройства дорожных покрытий жесткого типа существенно влияет на качество и долговечность дорожного покрытия. Применение правильной арматуры, качественного бетона и тщательная отделка обеспечивают создание надежного и прочного дорожного покрытия, способного выдерживать интенсивную эксплуатацию и обеспечивать комфортное передвижение транспортных средств.
Отверстия и соединения:
- В процессе устройства дорожного покрытия могут быть предусмотрены отверстия и соединения для водоотведения, установки светофоров, знаков дорожного движения и других элементов дорожной инфраструктуры.
Контроль качества и испытания:
- После завершения устройства дорожного покрытия проводятся контрольные измерения, испытания на прочность, контроль качества смешивания и укладки бетона для обеспечения соответствия стандартам и требованиям безопасности.
Технология устройства дорожных покрытий жесткого типа требует тщательной подготовки, правильного выбора материалов и профессиональной работы, чтобы обеспечить создание прочного, устойчивого и безопасного дорожного покрытия.
История развития дорожных покрытий жесткого типа представляет собой увлекательный путь, отражающий технологические изменения и инновации в области дорожного строительства. Первые дороги были созданы путем укладки каменных плит или древесных брусьев. Некоторые из самых древних дорог могут быть найдены в руинах древних цивилизаций, таких как дороги древнего Рима. В 19 веке, благодаря работе таких ученых, как Жозеф Луи Ламбер, был изобретен железобетон - материал, объединяющий свойства бетона и стали. Это позволило конструировать более прочные и устойчивые конструкции, включая дорожные покрытия. В 20 веке начали разрабатываться стандарты и нормы строительства дорожных покрытий. Это включало в себя определение типов материалов, методов и технологий строительства, требований к прочности и долговечности дорожных конструкций. В ходе развития были внедрены новые технологии, включая армирование бетонных конструкций стальной арматурой для улучшения их прочностных характеристик. С появлением новых строительных техник и оборудования процесс устройства дорожных покрытий стал более эффективным и быстрым. Современные исследования в области строительных материалов позволяют создавать более прочные, устойчивые и инновационные дорожные покрытия. Важным аспектом стало внедрение экологически устойчивых материалов и методов строительства для снижения негативного воздействия на окружающую среду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Hewlett P. Lea's chemistry of cement and concrete. 2019;
2. Deolalkar. Handbook for designing cement plants. 2009
Gurbanova Ya.K., Gazakova J.
Gurbanova Ya.K.
Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)
Gazakova J.
Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)
HARD-TYPE ROAD SURFACES AND HISTORY OF THEIR DEVELOPMENT
Abstract: the paper considers the characteristics of hydrophobic cement and its use in construction. The history of the development of rigid road surfaces is a history of technological progress, standardization and innovation aimed at creating a more reliable and safe road construction infrastructure.
Keywords: road surfaces, rigid type, history of development.