УДК 658.1.01 ББК У9(2)-55
ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ - ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯ
И.А. Баев, Ю.С. Гпазкова
В статье подчеркивается важность инновационного планирования на предприятии. В качестве инструмента инновационного планирования предлагается использование системы дорожных карт, авторами предложен алгоритм построения дорожных карт, приведен пример их построения.
Ключевые слова: инновационное тонирование предприятия, системы дорожных карт, управление в корпорации.
Важность инновационного планирование на предприятии на сегодняшний день не вызывает сомнения. Разработка и внедрение инструментов инновационного планирования на предприятии призваны обеспечить гибкость управления предприятием, быстрое и адекватное реагирование на изменение окружающей среды, формирование ресурсосберегающей стратегии развития, возможность задействовать имеющиеся на предприятии резервы, снижение объемов невыполненных задач и не достигнутых целей, улучшение результатов инновационной деятельности в целом. В качестве эффективного инструмента инновационного планирования деятельности предприятия предлагается использовать систему дорожных карт.
Дорожные карты (роудмаппинг) предусматривают построение маршрутов развития организации в будущем по основным сферам деятельности. Роудмаппинг представляется как взаимосвязанное конкретное долгосрочное планирование наиболее важных сфер деятельности, направленное на повышение эффективности управления, как отдельных сторон деятельности, так и предприятия в целом. Основной акцент роудмаппинга - это инновации и новые технологии. Дорожные карты помогают сконцентрировать внимание на долгосрочном планировании и улучшают взаимосвязи, автономность планов, являются основой для корпоративного технологического планирования, идентификации потребностей, сильных и слабых сторон корпорации. Создание дорожных карт позволяет проследить историю каждого ключевого решения в плане.
Алгоритм построения дорожных карт при инновационном планировании на предприятии представлен на рис. 1.
Рассмотрим основные этапы построения данного алгоритма.
1. Формулирование бизнес-идеи
На первом этапе вырабатывается видение места нахождения предприятия в рыночной системе, при этом следует учитывать требования, предъявляемые собственниками, сотрудниками, покупателями, партнерами, местным сообществом, необходимо также сформулировать (или пере-
смотреть и уточнить) миссию, цели, задачи организации.
2. Анализ внешней среды
Необходимо принимать во внимание следующие факторы, способные повлиять на разработку и внедрение инновационного механизма на предприятии:
2.1. Экономическая политика. Следует учитывать:
- денежно-кредитную политику;
- инвестиционную и налоговую политику;
- политику в области заработной платы и цен;
- степень государственной поддержки инновационной деятельности;
- уровень инновационного потенциала региона;
- уровень развития инновационной инфраструктуры региона.
2.2. Конкуренты. Необходимо обращать внимание на:
- темп роста отрасли;
- сильные и слабые стороны конкурентов;
- финансовые возможности конкурентов;
- готовность конкурентов к инновационной деятельности.
2.3. Уровень развития технологии и кадровый потенциал региона. Рекомендуется рассматривать:
- информационные технологии;
- новые стандарты оборудования;
- новые виды продукции;
- уровень образования;
- наличие квалифицированных кадров в регионе (и их способность адаптироваться).
Диагностируя внешнюю среду, следует сопоставить ситуацию, сложившуюся на рынке и цель организации, после чего переходить к следующему этапу.
3. Анализ внутренней среды предполагает исследование финансового состояния, ресурсов (персонал и технология) и инновационного потенциала предприятия
4. Построение дорожной карты предприятия.
4.1. Определение двигателей (приоритетных
направлений) развития предприятия. В качестве двигателей развития целесообразно выделить персонал (труд), технологию (капитал) и инновации.
Рис. 1. Алгоритм построения дорожных карт при инновационном планировании на предприятии
Баев И.А., Гпазкова Ю.С. Дорожные карты - инструмент инновационного
____________________________________________________________________________________________________________________________________________планирования на предприятии
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
4.2. Определение оптимального соотношения труда и капитала на предприятии. При инновационном развитии предприятия главная роль отводится основным фактором производства - персоналу и производственным технологиям. Прогрессивное техническое развитие ведет к значительным изменениям в характере и содержании труда. В нем все большее место начинают занимать процессы решения задач интеллектуального типа. Особенность этих изменений - от работника требуется принятие решений в зависимости от складывающейся ситуации. Постепенно теряет значение и все меньший объем занимает монотонный труд. Рост концентрации производственных сил на рабочем месте, агрегирование операций, ускорение протекания их во времени, повышение требований к качеству работы - все это неуклонно требует роста культурно-технического уровня работающих. Производство все в большей степени потребляет умственную энергию работников. Процесс возрастания культурно-технического уровня персонала связан с техническим развитием производственных сил. Интенсивный тип производства предприятия ведет к возрастанию качественных параметров не только техники, но и рабочей силы. Рост качества труда персонала - необходимый
компонент комплексного совершенствования производственных сил. С другой стороны, инновационное развитие предприятия ведет к улучшению условий труда, повышению уровня сложности оборудования, следовательно, должна повышаться квалификация рабочих и их заработная плата.
В настоящее время промышленному предприятию, желающему максимизировать свою прибыль, следует выбирать инновационный путь развития с заменой «дешевого» труда рабочих более квалифицированным (с сокращением численности неквалифицированных рабочих и с повышением оплатой труда квалифицированных), с заменой устаревшей технологией производства на более совершенную. Эффективного функционирования предприятия можно достигнуть за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, технического перевооружения предприятия на основе использования оптимального соотношения труда и капитала, т. е. с помощью формирования инновационного механизма его развития [3].
Примерная дорожная карта инновационного развития предприятия представлена на рис. 2.
5. Разработка «маршрутов» развития по выбранным направлениям.
Рис. 2. Дорожная карта инновационного развития предприятия
Баев И.А., Гпазкова Ю.С.
Дорожные карты - инструмент инновационного __________________планирования на предприятии
Построение дорожных карт для приоритетных направлений развития предприятия начинается с формирования характеристик факторов производства, после чего графически составляется прогноз развития этих характеристик. Например, для построения дорожной карты инноваций по вертикали откладываются центры возникновения инноваций, а по горизонтали - периоды времени, после чего определяем варианты развития по данному направлению (изображаются блоками разного цвета).
В соответствии с выбранными направлениями развития предприятия следует построить «маршруты» развития по следующим направлениям: инновации, персонал, технология [1].
Дорожная карта создания инноваций. В дорожной карте инновационный центр выполняет следующую роль: генерирует идеи, предлагает разработки для внедрения на предприятии, с другой стороны, предприятие может направлять заказ инновационному центру для создания инновации, которая поможет предприятию в решении проблем, также руководство предприятия финансирует деятельность инновационного центра. Новшества, созданные в инновационном центре, также будут применяться для улучшения работы оборудования и совершенствования методов управления персоналом. В организации могут быть использованы несколько видов инноваций, например, инновации-имитации, локальные инновации, системные инновации, радикальные инновации. На начальном этапе работы научных центров существуют в основном инновации-имитации, прибыль от внедрения которых финансируется предприятием на дальнейшее развитие инновационной деятельности. В дальнейшем создаются локальные и системные инновации, разработанные с учетом нужд конкретного предприятия, инновации-имитации также продолжают
использоваться. В будущем возможно создание радикальной инновации, которая изменит точку зрения на существующую проблему, способствует её более эффективному и результативному решению. Остальные виды инноваций также используются на предприятии, так как развитие части из них может привести к созданию радикального новшества. Модель разработки маршрутов развития предприятия представлена на рис. 3.
Построение технологической дорожной карты. Предполагается, что затраты на технологическое развития предприятия первоначально достаточно высокие, после чего снижаются, в будущем затраты остаются высокими, так как технологии предприятия - это важная часть стратегии, в связи с чем предполагаются значительные расходы на НИОКР. Темпы производительности оборудования растут и в будущем остаются на достаточно высоком уровне, благодаря чему в будущем достигается высокая конкурентоспособность предприятия.
Дорожная карта персонала. Роудмапинг персонала предусматривает учет прогнозов развития кадров предприятия в плане повышения квалификации, в связи с внедрением новой техники, а также повышения стоимости труда. При инновационном развитии предприятия количество персонала должно сократиться (в связи с автоматизацией производства). Уровень квалификации персонала значительно возрастет. Затраты на обучение персонала с высокого уровня опустятся на средний, что будет связано со стремлением работников к самообразованию в связи с новыми условиями развития предприятия, с выходом на инновационный уровень [2].
6. Выявление критических этапов в инновационном управлении, наиболее затратных и рисковых мероприятий (что наглядно видно при построении «маршрутов»).
Характеристики
факторов
развития
А1
А2
АЗ
Ап
Периоды
Прошлый год Настоящий момент_____________+1 год______+2 год______+ 3 год_____Будущее
- виды инновации
Рис. 3. Модель построения дорожной карты предприятия по приоритетным направлениям
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
7. Выявление взаимосвязей по основным «маршрутам» развития организации. Позволяет ответить на вопрос, каким образом внедрение инноваций скажется на соотношении труда и капитала на предприятии.
8. Разработка методов управления, реализация и контроль [3].
Разработка методов управления также предполагается во взаимосвязи труда, капитал и инноваций.
Применение метода дорожных карт в качестве инструмента инновационного планирования на предприятии может быть весьма эффективным. Дорожные карты акцентируют внимание на приоритетных направлениях в развитии предприятии, позволяют проследить историю их развития, выявить наиболее критические этапы в развитии этих направлений, разработать результативные методы управления. Кроме того, благодаря построению дорожных карт возможно управление ключевыми направлениями во взаимосвязи, создание нескольких альтернатив вариантов действия одновременно. Грамотно составленные дорожные карты учитывают потребности предприятия и способствуют
развитию научно-техническому прогрессу. Внедрение дорожных карт делает возможным диалог как между потребителями и поставщиками, так и внутри самой организации.
Таким образом, применение системы дорожных карт при инновационном планировании на предприятии позволяет значительно усовершенствовать управление в корпорации, создавать базы данных уникальных технологий, дорожные карты помогают сосредоточить планирование портфеля и бизнеса организации на будущем и обеспечивают последовательную информацию по всему портфелю в качестве исходной информации для принятия решения.
Литература
1. Гольдштейн, Г.Я.Стратегический инновационный менеджмент / Г.Я. Гольдштейн. — Таганрог: ТРТУ, 2002.
2. Ковалев, Г.Д. Инновационные коммуникации/Г. Д. Ковалев.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
3. Тычшский, А. В. Адаптивные методы управления НИОКР как конкурентным фактором в условиях глобальной конкуренции / А.В. Тичинский. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.
Поступила в редакцию 26 ноября 2009 г.
Баев Игорь Александрович. Доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы», декан факультета «Экономика и управление», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - экономическая теория, оценка инвестиций в инновационные проекты, стимулирование инновационной активности персонала предприятий. Контактный телефон: (8-351)267-98-17.
Igor Aleksandrovich Baev is Dr.Sc. (Economics), Professor of the Economics and Finance Department, Dean of the Economics and Management Faculty of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: economics, innovation projects investments evaluation, stimulation of personnel innovation activity. Tel: (8-351) 267-98-17 (8-351) 267-98-17
Глазкова Юлия Сергеевна. Старший преподаватель кафедры «Экономика, управление и информационные технологии», соискатель степени кандидата экономических наук, Южно-Уральский государственный университет (филиал в г. Кыштыме). Область научных интересов - инновационный менеджмент.
Yulia Sergeevna Glazkova is a senior lecturer of the Economy, Management and Information Technologies Department of South Ural State University, branch in Kyshtym, applicant for a candidate’s degree in Economics at South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: innovative management.