ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 145-153 --- ♦ ----
УДК 378.147.34 DOI: 10.52772/25420291_2024_3_145
Юлия Вячеславовна Оларь г. Шадринск
Дорожная карта организации сетевой образовательной среды по работе с лингвистически одаренными обучающимися
В статье представлено рассмотрение проблемы организации сетевой образовательной среды для подготовки лингвистически одаренных обучающихся к участию в олимпиадах разного уровня, рассмотрены особенности метода дорожных карт для отражения планируемого процесса в образовании. Автор предлагает разработку дорожной карты организации сетевой образовательной среды по работе с одаренными обучающимися (образовательная область «Лингвистика»). представляющей собой годовой план работы, направленный на выявление, поддержку и развитие лингвистической одаренности обучающихся 5-11 классов Курганской области в процессе сетевого взаимодействия между Администрацией образовательного центра «Созвездие», специалистами Центра по работе с одаренными детьми и молодежью «Малый университет», преподавателями ФГБОУ ВО «ШГПУ», учителями иностранных языков средних общеобразовательных школ региона. Все участники сетевого взаимодействия выполняют совместную работу по развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей через организацию различных форм внеурочной деятельности, нацеленную на подготовку обучающихся к успешному участию в предметных олимпиадах по иностранным языкам муниципального и регионального уровней.
Ключевые слова: сетевая образовательная среда, лингвистически одаренные обучающиеся, дорожная карта, сетевая образовательная среда по работе с одаренными обучающимися, иностранный язык.
Yuliya Vyacheslavovna Olar
Shadrinsk
Roadmap for the organization of a network educational environment for working with
linguistically gifted students
The article presents an examination of the problem of organizing a network educational environment for the preparation of linguistically gifted students to participate in Olympiads of different levels, the features of the roadmap method for reflecting the planned process in education are considered. The author proposes the development of a roadmap for the organization of a network educational environment for working with gifted students (educational field "Linguistics"). This is an annual work plan aimed at identifying, supporting and developing linguistic giftedness of students in grades 5-11 of Kurgan region in the process of network interaction between the Administration of the educational center "Constellation", specialists of the Center for Work with Gifted Children and Youth "Small University", teachers of Shadrinsk State Pedagogical University, teachers of foreign languages of secondary schools in the region. All participants in the network interaction work together to develop the intellectual and creative abilities of gifted children through the organization of various forms of extracurricular activities aimed at preparing students for successful participation in subject Olympiads in foreign languages at the municipal and regional levels.
Keywords: online educational environment, linguistically gifted students, roadmap, network educational environment for working with gifted students, foreign language.
В настоящее время происходит активная разработка подходов к организации образовательного процесса для одаренных обучающихся. В психологии выделены факторы, влияющие на развитие одаренности ребенка: наследственность, социальная среда, собственная активность личности [11]. Школьники, имеющие выдающиеся способности, нуждаются в особых условиях организации образовательного пространства для максимального развития мотивации к исследовательской деятельности в процессе актуализации своего творческого потенциала.
Ряд нормативных актов Российской Федерации, появившихся с 2020 г., предусматривает использование материально-технических и кадровых ресурсов ВУЗов, школ, учреждений дополнительного образования, театров, музеев и т.п. в процессе организации сетевой образовательной среды (ст. 15 ФЗ «Об образовании в РФ»; ст. 17 части 2, 3, 4; ст. 34
часть 1 п.3 ФЗ «Об образовании в РФ»; Приказ МОН №816 от 23.08.2017).
Под сетевой образовательной средой понимается специально сформированные образовательные сети образовательных учреждений, направленные на повышение доступности и качества образования [7].
В контексте сетевого взаимодействия между учебными заведениями создается полифункциональная образовательная среда, способствующая обмену имеющимися у них ресурсами, кооперации действий по предоставлению различных образовательных услуг, реализации проектов с целью повышения эффективности подготовки одаренных обучающихся в различных областях знаний. Такое сетевое взаимодействие призвано:
- обеспечить вариативность
образовательного процесса через
предоставление возможности обучения по ряду образовательных программ в отдельных направлениях,
осуществить
методическое
сопровождение социально -педагогической поддержки самореализации одаренных детей в системе дополнительного образования,
- создать пространство личной и социальной успешности, которое направлено на формирование умения планировать и корректировать собственную деятельность, развивать навыки коммуникации и сотрудничества, чувства уверенности в своих силах, чувства востребованности и причастности,
- создать специализированные сетевые сообщества (коллективы) одаренных и талантливых школьников,
- использовать системный подход к построению образовательного процесса через организацию сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также со специализированными образовательными ресурсами [5].
Таким образом, создание сетевой образовательной среды, включающей образовательные организации среднего общего образования, высшего образования и дополнительного образования, нацелено на привлечение высококвалифицированных
преподавателей для совершенствования организации обучения одаренных обучающихся путем оказания методической помощи в процессе развития их интеллектуального и творческого потенциала, подготовки к участию в олимпиадах различного уровня.
В Курганской области создан образовательный центр «Созвездие», специализирующийся на развитии и реализации интеллектуально-творческого потенциала
одаренных детей и молодежи региона. Данный центр осуществляет деятельность по следующим направлениям:
- организация профильных образовательных смен в комплексе отдыха и развития «Чумляк» по различным направлениям с целью подготовки к участию во всероссийских олимпиадах по школьным предметам;
- реализация дистанционных программ для одаренных школьников;
- проведение региональной проектной научно-практический конференции «Технологии в современном мире»;
- координация участников проектов и конкурсов всероссийского уровня;
- организация и проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, других мероприятий Министерства Просвещения РФ;
- предоставление информации в Государственный информационный ресурс об одаренных школьниках;
- проведение интеллектуальных игр, турниров и фестивалей [10].
Опыт работы образовательного центра по координации деятельности ведущих педагогов Курганской области свидетельствует о необходимости последующей совместной работы с образовательными учреждениями различного уровня, направленной на развитие интеллектуального и творческого потенциала одаренных школьников в контексте организации и проведения различных мероприятий.
На базе ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» работает Центр по работе с одаренными детьми и молодежью «Малый университет». Его основные направления работы включают организацию и проведение:
- научных конкурсов для школьников Курганской области, включая муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников, междисциплинарные олимпиады, хакатоны, турниры по робототехнике, конкурсы проектов и др.;
- очных и дистанционных курсов по подготовке к научным конкурсам;
- профильных научных смен для школьников Курганской области;
- просветительской работы в области науки и технологий (мастер-классы, интерактивы, экскурсии и др.);
- помощи в создании проектных групп школьников и студентов для участия в научно-практических конкурсах и конференциях.
На наш взгляд, организация сетевого взаимодействия общеобразовательных школ, ВУЗов, а также учреждений дополнительного образования может рассматриваться как потенциал для развития одаренности, т.к. такая образовательная среда даст возможность доступа обучающихся к образовательным ресурсам региона, к занятиям с лучшими педагогами и взаимодействию с высокоинтеллектуальными сверстниками в сетевых проектах.
Следовательно, проектирование совместной деятельности образовательных учреждений региона в рамках сетевой образовательной среды для работы с одаренными обучающимися является актуальным направлением на данном этапе. Такое проектирование включает постановку целей и определение задач совместной деятельности, отбор учебного материала, выбор методических средств, приемов, форм организации сетевой образовательной среды, прогнозирование преобразований и итогов работы по развитию потенциала одаренных обучающихся. Для проектирования образовательной деятельности используются различные методы.
Новым инструментом в практике управления социальными отраслями на
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 145-153 -----■ ♦ ----
современном этапе становятся «дорожные карты», направленные на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597, №599, а также изменений, заложенных в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Разработка дорожной карты организации сетевой образовательной среды по работе с одаренными обучающимися (образовательная область «Лингвистика») является насущной необходимостью, т.к. она позволит скоординировать работу по обмену ресурсами и созданию условий эффективного раскрытия интеллектуального потенциала одаренных обучающихся в образовательной области «Лингвистика».
Цель исследования - разработать дорожную карту организации сетевой образовательной среды по работе с одаренными обучающимися (образовательная область «Лингвистика») в Курганской области.
Метод «дорожных карт» как стратегия по ведению проектов к реализации используется в бизнесе, образовании, государственном управлении. Словосочетание «дорожная карта» происходит от англ. roadmapping, означающее процесс картографирования действий. Разработкой внедрения метода в сферу образования занимаются отечественные ученые А.А. Дробот, С.И. Карпенко, Н.Г. Беломесова [3], Н.П. Великанова, О.И. Карасев [1], Л.В. Осокина [8], Е.Г. Дорошенко [2], Н.И. Пак, Л.Б. Хигай, В.И. Ковалев [4] и др. В зарубежной научной литературе данный метод описан в работах А.Ф. Блэквел [14], М.Л. Гарсия, О.Х. Брей [12], Р. Фаал, С.Дж. Фарах, Д.Р. Проберт [13], А.М. Озаки, Е.П. Васконселлас, М. Бенгтсон [15], Р.Е. Олбрайт [16] и др. В научной сфере под дорожной картой понимают детальный комплексный план достижения поставленной цели, выбранной в результате научного предвидения и включающий связную графически оформленную сеть мероприятий, обозначенных на временном отрезке [3].
Дорожная карта как документ, в котором наглядно отображается стратегический план проекта: его главные цели и задачи, сроки исполнения, ответственные, основные этапы, помогает всем участникам понять, зачем нужен проект и что должно получиться в результате
[9].
Дорожная карта призвана отобразить процесс реализации проекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах с ожидаемыми результатами его реализации. Такой документ создается для обеспечения комплексного планирования развития образования в стране или отдельном регионе - определения приоритетов, конкретных проектов и мероприятий. Он позволяет оценить ожидаемый эффект этих мер, их влияние на социально-
экономическое развитие в целом, определить, например, в какой мере разные варианты развития системы образования будут способствовать достижению целей более высокого порядка [1].
Н.П. Великанова и О.И. Карасев выделяют ряд особенностей метода «дорожных карт» по сравнению с другими методами прогнозных исследований:
- временное распространение (определение периода времени деятельности);
- охват (обозначение темы и границы области);
- инициатива и развитие (формирование пула участвующих организаций);
- использование (выявление пользователей прогнозных мероприятий);
- постановка целей (формулировка целевого ориентира);
- уникальная методика (разработка детализированного подхода к сбору, синтезу и презентации материала);
- продвижение в будущее (описание кратко-, средне- или долгосрочных прогнозов) [1].
Обобщая исследования российских ученых, можно определить основные функции дорожной карты:
1) прогнозирование: карта представляет конкретные цели для каждого этапа и способы их достижения;
2) планирование: дорожные карты позволяют выбрать и определить приоритеты развития, а также спланировать этапы реализации;
3) мониторинг: карты представляют собой эффективный инструмент контроля исполнения запланированных мероприятий, что позволяет анализировать отклонения и определять направления корректировок;
4) популяризация: карты имеют визуальную презентацию, что делает их удобными для представления [1].
При разработке дорожной карты закладывается последовательность
определенных этапов деятельности, следуя которым организаторы и исполнители имеют возможность достичь нужных результатов деятельности наиболее эргономичным путем. Формулировка названий этапов различна в разных источниках. Представим обобщенную последовательность этапов реализации дорожной карты при выполнении проекта в российском образовании.
Первый этап: планирование ряда мероприятий. На данном этапе прописывается название ряда мероприятий с определением их задач, способствующих достижению одной ведущей цели, которая согласуется с
определенным образовательным маршрутом деятельности по достижению результата.
Второй этап: объективное оценивание рисков. Для идентификации рисков на данном этапе возможен анализ реализации подобных проектов, оценивание конкретной ситуации, вероятность наступления рисков и уровень их влияние на реализацию проекта.
Третий этап: определение необходимых ресурсов. На данном этапе необходимо очертить круг образовательных ресурсов,
способствующих успешной реализации проекта. К таким ресурсам относятся:
1) человеческие ресурсы (преподаватели, администрация, вспомогательный персонал), которые отвечают за планирование, организацию, мониторинг, поддержку всех других ресурсов;
2) материальные ресурсы (помещения, оборудование, транспорт, учебные пособия, наглядные материалы, и т.п.) способствуют более эффективной реализации дорожной карты;
3) финансовые ресурсы необходимы для обеспечения работы по реализации дорожной карты, например, для приобретения оборудования, аренды помещений, оплаты труда работников и т.д.;
4) информационно-коммуникационные ресурсы (технологическое оборудование, Интернет соединение, аудио-ресурсы, видеолекции, онлайн курсы, образовательные сайты и т.п.) обеспечивают современное наполнение образовательного процесса в информационно-коммуникационной среде;
5) временные ресурсы (расписание) позволяют правильно управлять рабочим временем для снижения уровня стресса и эффективной реализации дорожной карты [6]
Четвертый этап: разрабатывание ряда мероприятий. При разработке мероприятий необходимо учитывать наличие всех других ресурсов, а также количество мероприятий и разнообразие форм их организации.
Пятый этап: определение выполняющих мероприятий. Данный этап предполагает достижение консенсуса между исполнителями проекта в плане кооперации, наличия временных ресурсов, возможностей организации и проведения того или иного мероприятия в конкретные временной отрезок.
Шестой этап: постановка целей и задач выполнения мероприятий. Целеполагание является основополагающим фактором любой деятельности, лежащим в основе выработки стратегии деятельности. В процессе постановки целей и определения задач по их достижению желательно проводить визуализацию следования к конечному результату в идеальном варианте развития событий. Кроме того, процесс целеполагания предусматривает
промежуточный анализ процесса, самоконтроль и корректировку.
Седьмой этап: мониторинг реализации целей и задач при проведении мероприятий. Отслеживание эффективности протекания процесса необходимо проводить как самим участникам - его организаторам, так и внешним лицам, не заинтересованным в конечном результате. Именно такой мониторинг будет объективно отражать результативность проводимого процесса.
Восьмой этап: формулировка отчетности по выполнению целей и задач мероприятий. Данные отчетов должны наглядно отражать промежуточные результаты проводимого процесса по реализации проекта в целях своевременной корректировки и возможного изменения траектории развития
образовательного процесса.
Девятый этап: рефлексия проведения мероприятий и достижения целей и задач выполнения проекта. Этот этап является одним из важнейших, т.к. позволяет оценить результативность и эффективность
предпринимаемых усилий по реализации поставленных задач, проанализировать результаты деятельности, скорректировать дальнейший путь по разработке последующих дорожных карт.
Компонентный состав документа Дорожная карта в образовательном процессе чаще всего включает следующие составляющие: цели и задачи, этапы, мероприятия, сроки исполнения, ответственные за реализацию, прогнозируемый результат.
Проведенный контентный анализ понятия «дорожная карта» в образовательном процессе позволил прийти к выводам о структуре дорожной карты организации сетевой образовательной среды по работе с одаренными обучающимися (образовательная область «Лингвистика») исходя из уже осуществленных этапов работы с одаренными обучающимися Курганской области в период с 2022 по 2024 гг.
Цель: Организовать работу по выявлению, поддержке и развитию лингвистической одаренности обучающихся Курганской области посредством сетевой образовательной среды.
Задачи:
1. Выявление лингвистически одаренных обучающихся 5-11 классов.
2. Создание сетевого образовательного взаимодействия между учреждениями основного общего, высшего и дополнительного образования Курганской области.
3. Предоставление благоприятных условий для поддержки и развития лингвистической одаренности в Курганской области.
Участники: Администрация
образовательного центра «Созвездие», специалисты Центра по работе с одаренными
детьми и молодежью «Малый университет», преподаватели ФГБОУ ВО «ШГПУ», учителя иностранных языков СОШ, обучающиеся 5-11 классов.
В таблице 1 представлен план реализации дорожной карты организации сетевой образовательной среды по работе с одаренными обучающимися (образовательная область «Лингвистика»).
Таблица 1
План работы
Этап
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Результат
й
ы н
е
ети
в о т о
г
д
о По
Составление списка средних общеобразовательных школ для участия в сетевом взаимодействии по развитию лингвистической одаренности
Сентябрь-октябрь
Подготовка нормативно-правового обеспечения
(приказов, положений,
договоров, соглашений)
организации сетевой
образовательной среды
Разработка диагностических материалов для выявления лингвистически одаренных учащихся_
Выявление лингвистически одаренных обучающихся
Составление информационно-методических материалов по
обеспечению
взаимодействия
лингвистически
обучающимися
(рекомендации,
банк заданий)
сетевого в работе с одаренными
программы,
Разработка банка олимпиадных заданий (муниципального и регионального уровней ВОШ) для подготовки обучающихся к участию в олимпиаде по иностранному языку_
Администрация образовательного центра «Созвездие», специалисты Центра по работе с одаренными детьми и молодежью «Малый _университет»_
Список средних общеобразователь ных школ (СОШ)
Администрация образовательного центра «Созвездие», специалисты Центра по работе с одаренными детьми и молодежью «Малый университет»
Нормативно-правовой пакет документов для обеспечения функционировани
я сетевой образовательной _среды_
Преподаватели ФГБОУ ВО «ШГПУ»
Банк диагностических материалов
Учителя иностранных языков СОШ
Список лингвистически одаренных обучающихся
Преподаватели ФГБОУ ВО «ШГПУ», учителя иностранных языков СОШ
Комплект информационно -методических материалов
Преподаватели ФГБОУ ВО «ШГПУ», учителя иностранных языков СОШ
Банк олимпиадных заданий
Создание онлайн ресурса для координации деятельности участников сетевого
взаимодействия
Администрация образовательного центра «Созвездие», специалисты Центра по работе с одаренными детьми и молодежью «Малый _университет»_
Онлайн ресурс
е
ета
вй
о
д
дел
с с сИ
Организация выполнения сетевых научно-
исследовательских проектов
Ноябрь-февраль
Преподаватели ФГБОУ ВО «ШГПУ», учителя иностранных языков СОШ
Защита сетевых научно -исследовательских проектов в режиме онлайн конференции
Организация профильных
Администрация
Профильные
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,
2024, no 3(63), pp. 145-153 ---- ♦ ---
олимпиадных смен для
лингвистически одаренных
обучающихся с целью
подготовки к участию во ВОШ
Организация индивидуальных занятий учителями
иностранных языков с лингвистически одаренными обучающимися по
индивидуальной траектории
Организация дистанционной поддержки лингвистически одаренных обучающихся в подготовке к решению олимпиадных задач
муниципального и
регионального уровней
образовательного центра «Созвездие», специалисты Центра по работе с одаренными детьми и молодежью «Малый университет», преподаватели ФГБОУ ВО «ШГПУ»
Учителя иностранных языков СОШ
Преподаватели ФГБОУ ВО «ШГПУ»
олимпиадные смены
Серия занятий по индивидуальной траектории развития лингвистически
одаренных обучающихся
Онлайн коучинг в
групповом и индивидуальном форматах (мини-лекции, тренинги, конкурсы, дискуссии, страноведческие квизы, мастер-классы и т.д.)
«
о
е р
о в
н
Подготовка к участию в
Открытом городском
фестивале театральных
миниатюр на иностранных языках
Март-апрель
Преподаватели ФГБОУ ВО «ШГПУ», учителя иностранных языков СОШ
Выступление на театральном
фестивале миниатюр на иностранных языках
Защита индивидуальных творческих портфолио одаренных обучающихся_
Обучающиеся СОШ
Индивидуальные творческие портфолио
« и
в и
е
л ■&
е
Рч
Оценка эффективности
работы сетевой
образовательной среды по работе с лингвистически одаренными обучающимися
Май
Администрация образовательного центра «Созвездие», специалисты Центра по работе с одаренными детьми и молодежью «Малый университет», преподаватели ФГБОУ ВО
«ШГПУ», учителя иностранных языков СОШ
Анализ эффективности работы сетевой образовательной среды по работе с лингвистически
одаренными обучающимися
Оценка реализации
индивидуального маршрута развития лингвистически одаренных обучающихся
Администрация образовательного центра «Созвездие», специалисты Центра по работе с одаренными детьми и молодежью «Малый университет», преподаватели ФГБОУ ВО
«ШГПУ», учителя иностранных языков СОШ
Анализ успешности реализации индивидуальных маршрутов развития лингвистической одаренности
В заключение отметим, что дорожная карта организации сетевой образовательной среды по работе с одаренными обучающимися (образовательная область «Лингвистика») представляет собой годовой план работы,
направленный на выявление, поддержку и развитие лингвистической одаренности обучающихся 5-11 классов Курганской области в процессе сетевого взаимодействия между Администрацией образовательного центра
«Созвездие», специалистами Центра по работе с одаренными детьми и молодежью «Малый университет», преподавателями ФГБОУ ВО «ШГПУ», учителями иностранных языков средних общеобразовательных школ региона. Все участники сетевого взаимодействия выполняют совместную работу по развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей через организацию различных форм внеурочной деятельности, нацеленную на подготовку обучающихся к успешному участию в предметных олимпиадах по иностранным языкам муниципального и регионального уровней.
На наш взгляд, ключевым преимуществом сетевого взаимодействия между
образовательными учреждениями является возможность персонализации образования на основе очно-заочной формы образования, реализуемой через индивидуальные образовательные траектории. Дорожная карта имеет четкую структуру и позволяет
проанализировать степень продвижения по запланированной индивидуальной
образовательной траектории каждому одаренному обучающемуся в соответствии со сроками выполнения конкретных действий.
Для реализации дорожной карты по организации сетевой образовательной среды по работе с одаренными обучающимися (образовательная область «Лингвистика») будет разработан комплект событийных мероприятий для использования в условиях дополнительного внешкольного образования.
Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям
деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2024 году по теме «Конструирование сетевой образовательной среды по работе с одаренными обучающимися (образовательная область «Лингвистика»). (№ 16-385 от 2 мая 2024 г.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Великанова, Н.П. Метод дорожных карт в стратегическом планировании развития образования / Н.П. Великанова, О.И. Карасев. - Текст : электронный // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 4-5 (92-93). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-dorozhnyh-kart-v-strategicheskom-planirovanii-razvitiya-obrazovaniya (дата обращения: 03.09.2024).
2. Дорожные карты как ресурс опережающего образования в практике общеобразовательной организации. -Текст : электронный. - URL: https://etnosfera.ru/images/2020_Conference_ISGO/31_Galeeva.pdf (дата обращения: 16.09.2024).
3. Дробот, А.А. Формирование дорожной карты по введению обновленных ФГОС начального общего образования и основного общего образования / А.А. Дробот, С.И. Карпенко, Н.Г. Беломесова. - Текст : электронный // Блог Я-практикума. - URL: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-dorozhnaya-karta-proekta/ (дата обращения: 13.09.2024).
4. Ковалев, В.И. Дорожная карта инновационного развития предприятия / В.И. Ковалев. - Текст : электронный // Universum: экономика и юриспруденция. - 2014. - № 4. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dorozhnaya-karta-innovatsionnogo-razvitiyapredpriyatiya.pdf (дата обращения: 03.09.2024).
5. Нефедова, В.Ю. Анализ опыта работы с одаренными детьми посредством сетевого взаимодействия / В.Ю. Нефедова, А.В. Прилепина. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. -URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18316 (дата обращения: 18.09.2024).
6. Осадчий, Э.А. Ресурсы образовательной организации / Э.А. Осадчий, Т.Е. Габдурахманова. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2022. - № 27 (422). - С. 233-234. - URL: https://moluch.ru/archive/422/93803 (дата обращения: 22.09.2024).
7. Сетевая образовательная среда. - Текст : электронный // Юг Смарт Медиа : сайт. - URL: https://yugsmartmedia.ru/termin/setevaya-obrazovatelnaya-sreda (дата обращения: 12.09.2024).
8. Учебные дорожные карты как средство личностно-ориентированного обучения. - 2024. URL: https://www.kspu.ru/upload/documents/2015/12/16/6d7c9a02a5e71281ffcd4447b09b4a63/pak.pdf (дата обращения: 14.09.2024). - Текст : электронный.
9. Хачатуров, Г.А. Метод дорожных карт и его применение в государственной образовательной, научной и инновационной политике России / Г.А. Хачатуров, А.В. Мирошин. - Текст : электронный // Вопросы экономики и права. - 2016. - № 3. - URL: https://www.law-journal.ru/files/pdf/201603/201603_99.pdf (дата обращения: 17.09.2024).
10. Центр развития современных компетенций. - 2024. - URL: https://crsk45.ru/%D0%9E-%D0%BD%D0%B0%D1%81 (дата обращения: 12.09.2024). - Текст : электронный.
11. Юмагужин, Д.Р. Факторы, влияющие на развитие одаренности ребенка / Д.Р. Юмагужин, Т.В. Набиева. -Текст : электронный // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - № 3-2 (12). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-razvitie-odarennosti-rebenka/viewer (дата обращения 13.08.2024).
12. Garcia, M.L. Fundamentals of Technology Roadmapping / M.L. Garcia, O.H. Bray. - Text : electronic // Strategic Business Development Department Sandia National Laboratories. - 2017. - № 1. - URL: http://www.acqnotes.com/Attachments/F undamentals%20of%20Technology%20Roadmapping.pdf (date of request: 20.09.2024).
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,
2024, no 3(63), pp. 145-153 ---- ♦ ----
13. Phaal, R. Technology Roadmapping. A planning framework for evolution and revolution / R. Phaal, C. J. P. Farrukh, D.R. Probert. - Text : electronic // Technological forecasting and Social Change. - 2014. - № 71. - P. 5-26. - URL: https://www.scirp.org/reference/referencespapers?referenceid=2863449/ (date of request: 30.09.2024).
14. Blackwell, A.F. Strategy Roadmaps: New Forms, New Practices / A.F. Blackwell. - Text : electronic // University of Cambridge. - 2008. - URL: https://www.cl.cam.ac.uk/~afb21/publications/roadmaps.pdf (date of request: 09.09.2024).
15. Ozaki, A.M. Agile Roadmapping: How Brazilian Software Companies Evolve Their Products / A.M. Ozaki, E.P.G. de Vasconcellos, M. Bengtsson. - Text : electronic // The XXVI Conference "Shaping the Frontiers of Innovation Management". - Budapest. - 14-17 June 2015. - URL: https://www.ispim-innovation.com/ (date of request: 14.09.2024).
16. Albright, R.E. Roadmapping Convergence / R.E. Albright. - URL: http://www.albrightstrategy.com/papers/Roadmapping_Convergence.pdf (date of request: 16.09.2024). - Text : electronic.
REFERENCES
1. Velikanova, N.P., Karasev, O.I. Metod dorozhny'x kart v strategicheskom planirovanii razvitiya obrazovaniya [The road map method in strategic planning of education development]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis], 2014, no. 4-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-dorozhnyh-kart-v-strategicheskom-planirovanii-razvitiya-obrazovaniya.
2. Dorozhny'e karty' kak resurs operezhayushhego obrazovaniya v praktike obshheobrazovatel'noj organizacii [Roadmaps as a resource of advanced education in the practice of a general education organization]. URL: https://etnosfera.ru/images/2020_Conference_ISGO/31_Galeeva.pdf.
3. Drobot A.A., Karpenko S.I., Belomesova N.G. Formirovanie dorozhnoj karty' po vvedeniyu obnovlenny'x FGOS nachal'nogo obshhego obrazovaniya i osnovnogo obshhego obrazovaniya [Formation of a roadmap for the introduction of updated Federal State Educational Standards for primary general education and basic general education]. Blog Ya-praktikuma [Blog Ya-praktikuma]. URL: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-dorozhnaya-karta-proekta.
4. Kovalev V.I. Dorozhnaya karta innovacionnogo razvitiya predpriyatiya [The roadmap for the innovative development of the enterprise]. Universum: ekonomika i yurisprudenciya [Universum: Economics and Law], 2014, no. 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dorozhnaya-karta-innovatsionnogo-razvitiyapredpriyatiya.pdf .
5. Nefedova, V.Yu., Prilepina, A.V. Analiz opy'ta raboty' s odarenny'mi det'mi posredstvom setevogo vzaimodejstviya [Analysis of the experience of working with gifted children through networking]. Sovremenny'e problemy' nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 1-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id= 18316.
6. Osadchij E.A., Gabduraxmanova, T.E. Resursy' obrazovatel'noj organizacii [Educational organization resources]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2022. no. 27. URL: https://moluch.ru/archive/422/93803.
7. Setevaya obrazovatel'naya sreda [Electronic educational environment]. Yug Smart Media [South Smart Media]. URL: https://yugsmartmedia.ru/termin/setevaya-obrazovatelnaya-sreda.
8. Uchebny'e dorozhny'e karty' kak sredstvo lichnostno-orientirovannogo obucheniya [Uchebny'e dorozhny'e karty' kak sredstvo lichnostno-orientirovannogo obucheniya]. URL: https://www.kspu.ru/upload/documents/2015/12/16/6d7c9a02a5e71281ffcd4447b09b4a63/pak.pdf.
9. Xachaturov, G.A., Miroshin, A.V. Metod dorozhny'x kart i ego primenenie v gosudarstvennoj obrazovatel'noj, nauchnoj i innovacionnoj politike Rossii [The road map method and its application in the state educational, scientific and innovation policy of Russia]. Voprosy' eknomiki iprava [Economic and legal issues], 2016, no. 3. URL: https://www.law-journal.ru/files/pdf/201603/201603_99.pdf.
10. Centr razvitiya sovremenny'x kompetencij [Centr razvitiya sovremenny'x kompetencij]. URL: https://crsk45.ru/%D0%9E-%D0%BD%D0%B0%D1%81.
11. Yumaguzhin D.R., Nabieva T.V. Faktory', vliyayushhie na razvitie odarennosti rebenka [Factors influencing the development of a child's giftedness]. Evrazijskij Soyuz Ucheny^x [Eurasian Union of Scientists], 2015, no. 3-2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-razvitie-odarennosti-rebenka/viewer.
12. Garcia M.L., Bray O.H. Fundamentals of Technology. Strategic Business Development Department Sandia National Laboratories, 2017, no. 1. URL: http://www.acqnotes.com/Attachments/Fundamentals%20of%20Technology%20Roadmapping.pdf (Accessed 20.09.2024).
13. Phaal R., Farrukh C.J.P., Probert D.R. Technology Roadmapping. A planning framework for evolution and revolution. Technological forecasting and Social Change, 2014, no. 71, pp. 5-26. URL: https://www.scirp.org/reference/referencespapers?referenceid=2863449/ (Accessed 30.09.2024).
14. Blackwell A.F. Strategy Roadmaps: New Forms, New Practices. University of Cambridge, 2008. URL: https://www.cl.cam.ac.uk/~afb21/publications/roadmaps.pdf (Accessed 09.09.2024).
15. Ozaki A.M., Vasconcellos E.P.G. de, Bengtsson M. Agile Roadmapping: How Brazilian Software Companies Evolve Their Products. The XXVI Conference "Shaping the Frontiers of Innovation Management". Budapest. 14-17 June 2015. URL: https://www.ispim-innovation.com. (Accessed 14.09.2024).
16. Albright R.E. Roadmapping Convergence. URL: http://www.albrightstrategy.com/papers/Roadmapping_Convergence.pdf (Accessed 16.09.2024).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 145-153 ----. + .----
Ю.В. Оларь, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: julolar@gmail.com.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Yu.V. Olar, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: julolar@gmail.com.