Дарья Лебедева
ДОРОЖНАЯ КАРТА ЭКОСОЦИАЛЬНОГО БУДУЩЕГО: ПОЛИТИКА ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Murphy M. P. (2023) Creating an Ecosocial Welfare Future (1st ed.). Bristol: University Press. https://doi.org/10.2307/jj.2960255
DOI: 10.17323/727-0634-2024-22-1-182-188
Начиная с последних десятилетий XX в., в связи с развитием промышленного перепроизводства, проблема экологического разрушения и инвайронментализм как глобальное движение в защиту окружающей среды приобрели особое значение в публичной сфере. Экологические изменения угрожают жизни, здоровью и благополучию людей, выживанию сообществ, целостности социальной жизни, экономических и политических систем (IPCC 2022a,b). По мере того как человечество сталкивается с проявлениями экологического кризиса в своей повседневности, возрастает интерес к переосмыслению отношений индивида с окружающей средой. В частности, важным сдвигом стало осознание пределов роста человеческой цивилизации, прежде всего экономики, ограниченных конечными биофизическими ресурсами Земли (Meadows et al. 1972; Catton, Dunlap 1978; Dunlap, Catton 1994; Lidskog, Waterton 2016). Возрастает практический интерес к обеспечению стабильности и справедливости капиталистической экономики. В связи с этим отстаивается идея о необходимости пересмотра доминирующих макроэкономических моделей (Hardt, O'Neill 2017; Hirvilammi, Koch 2020; Priewe 2022). Предложены такие альтернативные макроэкономические модели, как экономика нулевого роста (zero-growth economy) (Trainer 2011) и экономика отрицательного роста (degrowth economy), появившаяся как реакция на неэффективность снижения роста лишь до нуля (Fitzpatrick et al. 2022). Концепция экономики построста (post-growth economy) вовсе предлагает отойти от оценки благосостояния с помощью экономических показателей и ВВП как ключевого индикатора, а сфокусироваться на иных качественных показателях социального благополучия и равенства (Klein 2017; Raworth 2017; Bednar 2023). В это направление решений экологического кризиса встраивается книга ирландской исследовательницы Мэри Мёрфи «Создание экосоци-ального благосостояния будущего». Целью книги является сбор аргументов
Дарья Руслановна Лебедева - аспирантка, школа по социологическим наукам; младший научный сотрудник, Лаборатория экономико-социологических исследований; преподаватель, кафедра экономической социологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Москва, Россия. Электронная почта: dlebedeva@hse.ru
о необходимости переформатировать современную концепцию государства всеобщего благосостояния для решения проблем устойчивости и равенства в рамках идеи экосоциальной формы государства благосостояния. Мёрфи опирается на ключевые понятия глобализации: устойчивость, институты, доход, власть, трансформации, - выстраивая из этих концепций и идей дорожную карту проекта реформирования социального обеспечения.
Экосоциальная политика, описываемая в монографии, направлена на одновременное достижение социальных и экологических целей, преодоление социального неравенства и эксклюзии, а также противодействие эксплуатации и коммодификации. Такие изменения требуют нашей способности к воображению и веры в то, что наши ценности и действия имеют смысл и влияют на социальный порядок. Воображение является ключевым концептом, вокруг которого построено предложенное решение климатического кризиса. Мёрфи опирается на концепцию воображения (Mills 1967; Wright 2013; Cullen, Gough 2022) как способность видеть контексты, формирующие решения, подвергающие сомнению доминирующую структуру общества, критикующие используемые статистические индикаторы (например, валовой национальный продукт (ВНП) как показатель благосостояния) и предлагающие альтернативы, открывающие перспективы социальных трансформаций. Без социального, политического, институциального воображения монография, на наш взгляд, будет восприниматься читателем как наивная утопия, а не дорожная карта реализации структурных изменений.
В каждой главе теоретические размышления подкрепляются конкретными примерами из опыта Ирландии, что помогает увидеть практическую модель альтернативной парадигмы в реальном контексте. Для тех читателей, которые не незнакомы с историей Ирландии, в приложении предлагается справочный материал с кратким описанием истории и социального устройства страны. В первой части дан анализ проблем экономики и способов их решения. Сюда включены главы о коммодификации и декоммодификации, в которых рассматривается влияние глобализации и финансов на политическую экономику. В первой главе автор обращается к идеям Карла Поланьи (Polanyi 1944) и предлагает рассмотреть декоммодификацию как способ решения экологических проблем, вызванных коммодификацией. Во второй главе, посвященной климатическим изменениям, Мёрфи подводит итог шестидесятилетним исследованиям и дебатам об изменениях климата. Она отмечает, что последствия экологической деградации неравномерно распределены по миру и подчеркивает различие в ее воздействии на глобальный Юг и Север. Исследовательница призывает к переходу к справедливым методам перераспределения ресурсов, основанным не на технологическом прогрессе или ценовых механизмах, но на принципе построста. Третья глава фокусируется на неравенстве как ключевом аспекте экологического кризиса. Используя данные Всемирного банка, Oxfam и Forbes, продемонстрировано, как современная финансовая система не только усугубляет
глобальный экологический кризис, но и увеличивает неравенство. Особое внимание уделяется взаимодействию экологического кризиса с тендерными, возрастными, национальными и расовыми аспектами. Решение, предлагаемое Мёрфи, заключается в создании новой модели экосоциальной политики, перераспределяющей работу, доход, время, заботу и способствующей демократическому и экологическому участию.
Во второй части книги «Построение экосоциальной воображаемой реальности» акцент смещается на архитектуру экосоциального благосостояния и создание институтов, предоставляющих поддержку в области доходов и услуг. Открывающая раздел четвертая глава подчеркивает роль институтов в формировании норм и ценностей индивидов. Автор исследует, какие именно институты могут способствовать созданию норм и ценностей, лежащих в основе экосоциальной концепции будущего мира. По ее мнению, реципроктность, с приоритетом коллективной солидарности перед индивидуальной свободой, позволит прийти к социальной и климатической справедливости как к коллективной цели. Для построения экосоциального режима благосостояния необходима сильная местная демократия, дающая силу институтам и усиливающая агентность граждан, гендерное равенство, а также настрой на сотрудничество и совместное производство политики. В этой главе также предлагаются не только общие теоретические рассуждения, но и конкретные принципы коллаборативного управления, которые могли бы стать основой политических решений.
В пятой главе обсуждается механизм предоставления универсальных базовых услуг (Universal Basic Services, UBS) в экосоциальном мире (напр., Coote, Percy 2020; Coote 2022). Мёрфи утверждает, что базовые потребности человека лучше всего обеспечиваются не через рыночные, а через государственные, социальные или коллективные механизмы. Сокращение коллективного потребления в пользу реципрокности предлагает наилучший потенциал для сокращения выбросов и защиты природных ресурсов, укрепления солидарности и справедливости. Государство в этой логике видится планировщиком, спонсором, регулятором и контролером обеспечения потребностей граждан, гарантом равенства и справедливости.
В главе «Доход от участия» продолжают развиваться идеи преодоления коммодификации и построения экосоциального государства, а также обсуждаются возможности участия граждан за пределами рынка труда. Обосновывая этот шаг, исследуются различные возможности поддержки дохода, такие как универсальный базовый доход (Universal Basic Income, UBI), гарантии минимального дохода (Minimum Income Guarantees, MIG) и доход от участия (Participation Income, PI). Аргументируется, что последний, основанный на принципе реципрокности, имеет большой потенциал для сокращения выбросов и укрепления социальной справедливости.
В заключительной, третьей части «Экосоциальное политическое воображение», автор задается вопросом, как возможно объединить различные
движения, в том числе те, которые стремятся к гендерной, климатической и экономической справедливости, чтобы добиться новой формы экосоциального благосостояния. Поиск ответа на этот вопрос начинается в главе «Власть и мобилизация» с обширного обзора исследований власти, особенно тех структур, которые получают наибольшие выгоды от сохранения существующего порядка. Этот обзор помогает выявить барьеры и возможности для эффективной трансформации на пути к инклюзивному участию в коллективных действиях.
Восьмая глава «Воображение и идеи» отстаивает идею политического воображения и необходимость артикуляции альтернатив в рамках «реалистического прагматизма» или «настоящих утопий» (Wright 2013; Graeber, Wengrow 2021). Здесь подчеркивается важность фреймирования и формулирования альтернатив через конструктивный, наступательный, а не оборонительный язык, способный объединить общество, а не разобщить его. В своих выводах исследовательница обосновывает важность языка экосоциального государства, построенного в дискурсе благосостояния и процветания людей. Заключительная глава «Достижение перемен посредством энергичной демократии и создания коалиций» предлагает подход к реализации экосоциального порядка через укрепление связей индивидов с демократическими институтами и путем вовлечения граждан в дебаты через разнообразные формы представительной, партисипаторной и совещательной демократии (Unger 2009). Здесь обсуждаются конкретные стратегии коллективной мобилизации и создания коалиций, которые могут вдохновить новый политический курс. Наше воображение и идеи влияют на то, как мы видим возможности и как мы подходим к их осуществлению. Теории изменений и преобразований превращаются в конкретные стратегии действий - заключает автор.
Подводя итог, Мёрфи подчеркивает насущную потребность в комплексных системных изменениях. В современных условиях необходимо заменить изолированные размышления о климатическом кризисе, экономическом неравенстве и безграничном консьюмеризме новыми экосоци-альными политиками, способствующими коллективным действиям. Ключ к решению лежит в гибкости, адаптивности, организационной или ин-ституциальной открытости, а также в постоянном обсуждении того, что необходимо в переходные периоды. Преобразование требует мобилизации, инклюзивного участия и создания коалиций движений, способных объединить усилия различных народов и групп. Мёрфи заключает: «Семена будущего - в нашем прошлом и настоящем, и мы можем взрастить их в наше будущее» (С. 163), отмечая тем самым социальную, политическую и экзистенциальную надежду на экосоциальный порядок.
Монография теоретически отстаивает радикально конструктивистскую позицию, последовательно артикулируя, что социальный порядок не является естественным и неизбежным, изменения являются возможными и не возможными, а ключ к ним находится в институциальных изменениях. Однако
Мёрфи осознанно не предлагает конкретного решения обозначенной проблемы. Вместо этого она представляет список «ингредиентов политики мира построста» (С. 52-53). На наш взгляд, предложенную Мёрфи стратегию достижения экосоциальной реальности следует рассматривать как аналитический идеальный тип и практический воображаемый сценарий будущего (Вескей 2016), к которому общество может (и, по убеждению исследовательницы, обязано) стремиться. Кроме того, политическое воображение является необходимым для любых изменений. Таким образом, автор придерживается риторики «мысли глобально - действуй локально», характерной для инвайронментализма.
С точки зрения возможностей социальных изменений, Мёрфи полагает, что политика имеет преимущественное значение перед экономикой: «Все правила являются политическими решениями, которые могут быть отменены. Преобразование системы означает изменение правил и оспаривание динамики власти, которая создала и поддерживает смысл, лежащий в основе веры в неизбежность капитализма» (С. 17). Книга предлагает политический взгляд на стратегии трансформации общества в сторону устойчивости и экологической ответственности, дополняя экономическую оптику, где рынки и методы ведения хозяйственной деятельности играют центральную роль в переосмыслении человеческого взаимодействия с окружающей средой (напр., Вгаи^ай, McDonough 2018).
Книга имеет явную практическую ориентацию и встраивается в дискурс стран глобального Севера и западной Европы, что является определенным ограничением. Однако это не умаляет ее теоретического и практического значения, так как она может послужить стимулом для размышлений и вдохновением при разработки решений в различных контекстах. Уроки, извлеченные из исследований Ирландии, при наличии социологического и политического воображения, могут найти продуктивное отражение в разнообразных локальных контекстах. Книга наполнена кейсами экологической несправедливости, поэтому она актуальна для всех, кто занимается вопросами социальной политики, неравенства и инклюзии. В современной социальной политике экосоциальная тематика поднимается редко, и исследование государств всеобщего благосостояния не часто затрагивает вопросы устойчивости и экологического кризиса. Экосоциальный переход предполагает радикальный процесс преобразования общества, требующего участия ученых, представителей гражданского общества и политиков. В этой связи книга будет интересна всем, кто обеспокоен экологическими проблемами и заинтересован в активном участии для их решения.
Выражение признательности
Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в Лаборатории экономико-социологических исследований. Автор выражает благодарность анонимным рецензентами и редакторам за ценные замечания в ходе подготовки текста.
Daria Lebedeva
ROADMAP OF AN ECO-SOCIAL FUTURE: THE POLITICS OF RETHINKING THE WELFARE STATE
Murphy M. P. (2023) Creating an Ecosocial Welfare Future (1st ed.). Bristol University Press. https://doi.org/10.2307/jj.2960255
DOI: 10.17323/727-0634-2024-22-1-182-188
References
Beckert J. (2016) Imagined Futures: Fictional Expectations and Capitalist Dynamics. Harvard University Press.
Bednar J. (2023) Governance for Human Social Flourishing. In: M. Levi, H. Farrell (eds.) Special Issue on Moral Political Economy Daedalus, 152 (1): 31-45.
Braungart M., McDonough W. (2018) Cradle to Cradle. Vintage Classics.
Catton W. R., Dunlap R. E. (1978) Environmental Sociology: A New Paradigm. The American Sociologist, 13 (1): 41-49.
Coote A. (2022) Towards a Sustainable Welfare State: The Role of Universal Basic Services. Social Policy and Society, 21 (3): 473-83.
Coote A., Percy A. (2020) The Case for Universal Basic Services. London: Polity.
Cullen P., Gough S. (2022) Different Paths, Shared Experiences: Ethnic Minority Women and Local Politics in Ireland. Dublin: NTWF and AkiDwA.
Fitzpatrick N., Parrique T., Cosme I. (2022) Exploring Degrowth Policy Proposals: A Systematic Mapping with Thematic Synthesis. Journal of Cleaner Production, (365): 132764.
Graeber D., Wengrow D. (2021) The Dawn of Everything: A New History of Humankind. London: Allen Lane.
Hardt L., O'Neill D.W. (2017) Ecological Macroeconomics Models: Assessing Current Developments. Ecological Economics, (134): 198-211.
Hirvilammi T., Koch M. (2020) Sustainable Welfare beyond Growth. Sustainability, 12 (5): 1824.
IPCC (2022a) Summary for Policymakers' in Climate Change 2022: Impacts, Adaptation, and Vulnerability. Contribution of Working Group II to the Sixth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. Cambridge and New York: Cambridge University Press.
IPCC (2022b) Climate Change 2022: Impacts, Adaptation, and Vulnerability. Contribution of Working Group II to the Sixth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. Cambridge: Cambridge University Press.
Daria Lebedeva - postgraduate student; Lecturer, Department of Economic Sociology; junior research fellow, Laboratory for Studies in Economic Sociology, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation. Email: dlebedeva@hse.ru
Klein N. (2017) No is Not Enough. Canada: Knopf Publishers.
Lidskog R., Waterton C. (2016) Anthropocene - a Cautious Welcome from Environmental Sociology? Environmental Sociology, 2 (4): 395-406.
Meadows D. H., Meadows D. L., Randers J., Behrens W. (1972) The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind. New York: Universe Books.
Mills C. W. (1967) The Sociological Imagination. Oxford: Oxford University Press.
Polanyi K. (2001) [1944] The Great Transformation: The Political and Economic Origins of Our Time. Boston: Beacon Press.
Priewe J. (2022) Growth in the Ecological Transition: Green, Zero or De-Growth? European Journal of Economics and Economic Policies, 19 (1): 19-40.
Raworth K. (2017) Doughnut Economics. Seven Ways to Think Like a 21st-century Economist. London: Random House.
Trainer T. (2011) The Radical Implications of a Zero Growth Economy. Real-World Economics Review, 57 (1): 71-82.
Unger R. (2009) The Left Alternative. London: Verso.
Wright E. O. (2013) Envisioning Real Utopias. London: Verso.