Научная статья на тему 'Доротея Эймерт. Футуризм: стремление к динамизму в изображении'

Доротея Эймерт. Футуризм: стремление к динамизму в изображении Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
245
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доротея Эймерт. Футуризм: стремление к динамизму в изображении»

Доротея Эймерт

ФУТУРИЗМ: СТРЕМЛЕНИЕ К ДИНАМИЗМУ В ИЗОБРАЖЕНИИ*

Среди художественных течений XX в. одним из самых значимых и «громогласных» стал итальянский футуризм. Идеологи футуризма формулировали и выдвигали новые тезисы искусства, включали их в многочисленные манифесты и воззвания, настаивали на их публичных обсуждениях. Все это часто приводило к нарушению общественного порядка и уличным дракам. Такая шумная агрессия отражала новое состояние итальянского искусства. Футуризм мыслился как современное творческое движение, открытое для всех жизнеспособных творческих сил и охватывающее все жанры искусства.

Основоположником футуризма был поэт Томмазо Маринетти. В конце 1908 г. он опубликовал первый футуристический манифест. В этом документе писатель сформулировал принципы нового мышления: «Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, - она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской... Время и Пространство умерли вчера. Мы уже живем в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость» (цит. по: с. 22).

20 февраля 1909 г. французская газета «Фигаро» опубликовала манифест Маринетти. Его призыв искать красоту в окружающем современном мире покорил сердца художников, творивших в Париже.

* Эймерт Д. Искусство и архитектура. ХХ век. 1900-1960. - М.: ЗАО «БММ», 2011. - С. 22-28. 86

Футуризм: Стремление к динамизму в изображении

Вскоре о «Манифесте» узнали и в России, его перевод появился в петербургской газете «Вечер». Новое течение повлияло на литературный авангард европейских стран, а изобразительное искусство не сразу переняло его основные принципы. В феврале 1912 г. в парижской галерее Бернхейма Младшего открылась передвижная выставка первых художников-футуристов. Накануне вернисажа огромные буквы, складывающиеся в имена пятерых мастеров - Джакомо Балла, Карло Карра, Умберто Боччони, Луиджи Руссоло и Джино Северини, - озарили ночь сиянием неона. В марте футуристы показали свои работы в лондонской галерее Саквилл. Здесь они добились большего успеха, чем в Париже. «За один месяц и четыре дня выставку посетили более 350 критиков, а администрация галереи не желала закрывать экспозицию из-за притока платежеспособной публики», - писал Маринетти своему другу Пралетте (цит. по: с. 22).

В апреле и мае 1912 г. выставка футуристов переехала в берлинскую галерею объединения «Штурм», неразрывно связанного с одноименным литературным журналом, возглавляемым Гервартом Валь-деном. После Берлина выставка побывала в Брюсселе, Гааге, Амстердаме, Кёльне и в усеченном виде в других германских городах, а также в Австрии, Венгрии и Швейцарии. Французские мастера Дюшан, Купка, Леже, Делоне и Мондриан испытали влияние футуристов. В Англии последователями футуризма стали Кристофер Ричард Уинн Невинсон и Уиндем Льюис, впоследствии создавший собственную художественную теорию - вортицизм (близкую к футуризму). В Венгрии идеи футуристов подхватили Шандор Бортник, Бела Уиц и Гизелла Домотор, в Польше обрел известность формизм. Джон Марин и Джозеф Стела донесли идеи футуризма до Нового Света. Футуризм серьезно повлиял на художников из группы «Синий всадник», о чем свидетельствуют творения Августа Макке, и на рейнских экспрессионистов - Отто Дикса, Георга Гроса и Лайонела Фейнингера, а также на берлинских художников, сплотившихся вокруг «Штурма» и «Ноябрьской группы». Международный триумф футуризма длился лишь несколько лет, но это мощное течение оставило неизгладимый след в искусстве. Футуристы выставлялись даже в Японии.

Футуристы отражали динамичную картину мира, пребывающего в непрерывном движении, они полагали, что наш мир незавершен и недоступен пониманию. Представители футуризма считали себя провозвестниками новой эры, носителями идей социальных революций. Они экспериментировали во всех жанрах искусства: в живописи, скульптуре, архитектуре, а также в музыке и литературе. Футуристы

Доротея Эймерт

полагали, что современную жизнь необходимо постичь во всех проявлениях, зримых и незримых, естественных и метафизических.

Все живое и объекты, кажущиеся статичными, следует изображать, не забывая об их внутреннем состоянии и взаимоотношениях с окружающим. По мнению футуристов, человек уже не центр Вселенной, а лишь хрупкое создание среди множества слабых существ.

Футуристы постоянно твердили о взаимозависимости всего и вся и предлагали включить зрителя в динамичный процесс создания картины. Чтобы дать возможность зрителю слиться с изображением, оно должно стать синтезом того, что человек помнит, и того, что видит. Даже неодушевленные предметы по-разному проявляют инертность и необузданность, радость и печаль. Невидимое станет видимым, если сделать оболочку прозрачной. В 1910 г. В «Техническом манифесте футуристической живописи», подписанном Балла, Карра, Боччони, Руссоло и Северини, говорилось: «Кто сейчас поверит в непроницаемость предметов, когда наша обострившаяся чувствительность способна пронзить мрак и совершить невероятные открытия? Почему мы должны работать, не принимая во внимание наши зрительные способности, которые по своему эффекту подобны рентгеновским лучам?» (цит. по: с. 25).

Революционные открытия рубежа эпох завораживали футуристов. Художники пытались выразить новый взгляд на мир с помощью красок. Они полагали, что все шумы и запахи, все движущееся и статичное, все живое и мертвую материю следует писать, обращаясь к универсальному динамизму. Изображая тот или иной объект, футуристы расщепляли его, использовали фрагментацию, перемешивали дальний и ближний планы, искажали перспективу. Их цель заключалась в том, чтобы «поймать» и отобразить на холсте зримые и незримые стороны реальности, явить зрителю некий «конгломерат» прошлого, настоящего и будущего, продемонстрировать взаимосвязь времени и пространства.

Желая передать «абсолютное движение», живописцы использовали энергичные мазки (которые «воздействуют на сознание зрителя»), зигзагообразные или волнообразные линии. Для футуристов некий «относительный момент» времени представлялся чередой изображений, сходных с фотографиями, наложенными друг на друга. К трем известным пространственным измерениями добавилось четвертое - время. Картина стала пространственно-временной.

С. Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.