Научная статья на тему 'ДОРОГА ЖИЗНИ - БЛОКАДНАЯ АРТЕРИЯ ЛЕНИНГРАДА'

ДОРОГА ЖИЗНИ - БЛОКАДНАЯ АРТЕРИЯ ЛЕНИНГРАДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
300
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАДОГА / ОЗЕРО / МАГИСТРАЛЬ / СУДОХОДСТВО / ПЕРЕВОЗКИ / ГРУЗ / ВОДИТЕЛЬ / РЕГУЛИРОВЩИК / МЕХАНИК / ВОЕННО АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА №101 / ГРУЗОВИК / ГАЗ АА / «ПОЛУТОРКА» / НОРМА ХЛЕБА / ЭВАКУАЦИЯ / ПРОРЫВ / «ДОРОГА ПОБЕДЫ»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпова Екатерина Петровна

Все работники «Дороги жизни», преодолевая множество трудностей и проявляя мужество и боевое мастерство, стойко ее защищали. Они принимали существовавшие опасности и осознанно шли на них - настолько сильным и действенным было бескорыстное стремление помочь жителям Ленинграда, оказавшимся в кольце неприятельских сил, и эвакуировать как можно больше людей из осажденного города. Сохранение этой коммуникации было решающим условием того, что Ленинград выстоял.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROAD OF LIFE IS THE BLOCKADE ARTERY OF LENINGRAD

All the workers of the "Road of Life", overcoming many difficulties and showing courage and fighting skills, steadfastly defended it. They accepted the existing dangers and consciously went to them - so strong and effective was the disinterested desire to help the residents of Leningrad who found themselves in the ring of enemy forces, and to evacuate as many people as possible from the besieged city. The preservation of this communication was a crucial condition for Leningrad to survive.

Текст научной работы на тему «ДОРОГА ЖИЗНИ - БЛОКАДНАЯ АРТЕРИЯ ЛЕНИНГРАДА»

УДК 947.084.8:911.375

ДОРОГА ЖИЗНИ - БЛОКАДНАЯ АРТЕРИЯ ЛЕНИНГРАДА Карпова Е.П.

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова

Улан-Удэ, Россия

ORCID ID: 0009-0007-9912-5442

SPIN-код: 6081-1250, AuthorID: 559910

E-mail: serpeta@mail.ru

Аннотация. Все работники «Дороги жизни», преодолевая множество трудностей и проявляя мужество и боевое мастерство, стойко ее защищали. Они принимали существовавшие опасности и осознанно шли на них - настолько сильным и действенным было бескорыстное стремление помочь жителям Ленинграда, оказавшимся в кольце неприятельских сил, и эвакуировать как можно больше людей из осажденного города. Сохранение этой коммуникации было решающим условием того, что Ленинград выстоял.

Ключевые слова: Ладога, озеро, магистраль, судоходство, перевозки, груз, водитель, регулировщик, механик, военно-автомобильная дорога №101, грузовик, ГАЗ-АА, «Полуторка», норма хлеба, эвакуация, прорыв, «Дорога Победы».

Введение

С 12 сентября 1941 года по март 1943 года, когда Ленинград был отрезан от всех сухопутных возможностей снабжения с остальной страной, груз, боеприпасы в город доставлялись по Ладожскому озеру -«Дороге жизни», представлявшую собой сложную транспортную магистраль, конфигурация которой в зависимости от условий все время менялась (https://warspro.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/perюd-korennogo-pereloma/doroga-zhizni -blokadnogo-l eningrada).

Актуальность. В те страшные годы войны, все, кто боролся с фашистами, не жалея жизни, стали героями. Их героизм навсегда останется в народной памяти. Ведь благодаря ним, жизнь продолжается и продолжается в свободной стране.

Проблема, цель, задачи. Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству. И пока помнится и чтится все то, что они сделали, их подвиг живет, и будет жить вечно!

Материалы и методы исследования. Информационную базу, способствующую, детальному рассмотрению данной темы составили материалы научных исследова-

ний, учебная и методическая литература, материалы периодических изданий, сведения из сети Интернет [1]. В процессе исследования были применены общенаучные методы как анализ, обобщение полученных результатов.

Результаты и их обсуждение. Перевозки возлагались на Ладожскую военную флотилию и Северо-Западное речное пароходство. 12 сентября с приходом к причалам мыса Осиновец продовольственных барж с восточного берега Ладожского озера начала действовать блокадная артерия Ленинграда

(http://www.seun.ru/seun_news/detail.php?ID =52034).

Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы делали невозможным судоходство. Свирепствовала вражеская авиация, громившая транспорты с людьми и грузами. Но ладожский флот благодаря мастерству и мужеству экипажей совершал плавания в течение всей навигации (http://www.seun.ru/seun_news/detail.php?ID =52034).

Прямо вдоль побережья Ладожского озера спешно разгружали привезённую помощь. В город удавалось доставить лишь малую часть от необходимых ему продуктов (https://warspro.ru/velikaya-

otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/Ыokada-lenmgrada). И даже эта часть, передаваемая по озеру, сыграла свою роль. Не существуй этой дороги жизни, смертей, которые повлёк за собой страшный голод, было бы в разы больше (https://warspro.ru/veHkaya-otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/Ыokada-leningrada).

В зимнее время, когда судоходство было невозможным, «Дорога жизни» прокладывалась прямо по льду (https://warspro.ru/veHkaya-otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/Ыokada-leningrada). Через озеро работала автогужевая дорога (http://worldreferat.ru/).

До прокладки автогужевой трассы, для перевозки небольших грузов (например, несколько мешков муки, две бочки бензина) или нескольких человек, также для разведки, обслуживания эффективно применялись буера (лёгкая лодка, на металлических коньках, оснащённая мачтой с парусами).

Проложенная по льду автодорога часто называется «Ледовой дорогой жизни». В документах она именовалась военно-автомобильной дорогой № 101 (ВАД-101) (https://warspro.ru/veHkaya-otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada).

Длина через Ладогу составляла приблизительно 30 километров (https://warspro.ru/veHkaya-otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada).

Военно-автомобильную дорогу предполагалось устроить шириной 10 метров для двустороннего движения автотранспорта, через каждые 5 километров должны были сооружаться питательно-обогревательные пункты.

На снежной глади озера устанавливали палатки, где, в случае необходимости, водители грузовиков могли получить техническую помощь, согреться. Дорогу по Ладожскому озеру охраняли две линии заграждения установленные прямо на льду (https://warspro.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/blokada-leningrada). Также на протяжении трассы было установлено множество дорожных

знаков (https://warspro.ru/velikaya-

otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada).

На этом, сравнительно небольшом, участке в тяжёлых условиях слаженно трудились тысячи человек. Это те, кто непосредственно прокладывал дорогу. А прокладывать её надо было постоянно. Временами из-за того, что дорогу заносило снегом, что можно было сбиться с пути, временами из-за того, что надо было выбрать участки с более крепким слоем льда, а временами из-за того, что дорога была повреждена немецкими авианалётами, которые совершались с завидной регулярностью (https://warspro.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada). Это водители грузовиков и погонщики конных подвод, механики, которые чинили автомобили, регулировщики, задачей которых было направлять водителей по наиболее безопасным маршрутам. К примеру, 350 регулировщиков (чаще всего девушки, их называли «Богини») на 45-ти, а с 19 декабря на 75-ти регулировочных постах (рис. 1).

Рис. 1. Регулировщица на въезде на ледяную «Дорогу жизни»

Была разработана специальная технология. По одной и той же колее проезжали

60-70 машин, после чего лед в этом месте терял прочность. Давая ему окрепнуть, колею закрывали на некоторое время и пускали движение по другой. И так чередовали

(https:// aif.ru/ society/history/put_v_ad_i_obra

tno_kak_lyod_i_smelost_spasli_desyatki_tys

yach_zhizney).

Перевозки через Ладогу осуществляла 17-я отдельная автотранспортная бригада на среднетоннажных грузовых автомобилях ГАЗ-АА, грузоподъёмностью 1,5 тон-

Рис. 2. Дорога по Ладожскому озеру - «Дорога жизни»

ны, известных как «Полуторка», бензовозах ЗИС-5 для перевозок топлива, также батальон конно-транспортного полка, который представлял собой конно-санный обоз из нескольких сот упряжек (https://wwii.space/22-11-41 -открыта-дорога-жизни-по-льду-ладо/).

В один конец грузовики везли продукты, а в другой - большое количество людей, которых продолжали эвакуировать из города (рисунок 2) [2].

Хоть, 20 ноября по льду Ладожского озера отправился в путь первый конно-санный обоз из 350 саней с 63 тоннами муки и «Дорога жизни» начала действовать официальной датой открытия считается 22 ноября 1941 года - к этому дню лёд окреп настолько, что уже мог выдержать вес машин

(https:// aif.ru/ society/history/put_v_ad_i_obra tno_kak_lyod_i_smelost_spasli_desyatki_tys yach_zhizney).

В этот день Ладожское озеро впервые по льду пересекла колонна из 60 автомобилей. Несмотря на то, что грузовики из-за хрупкого льда везли всего лишь по несколько мешков с продуктами, тем рейсом удалось доставить в голодный город 33 тонны продовольствия

(https://auto.rambler.ru/other/41313769-boris-za-dva-reysa-kak-doroga-zhizni-spasala-zhizni-leningradtsev/).

Тот рейс в блокадный Ленинград был сделан в то время, когда в нем быа установлена самая страшная норма выдачи хлеба: рабочим 250 граммов, служащим и иждивенцам - 125 граммов. Этот паек вы-

звал массовую гибель людей от недоедания.

Узнав об этом, за сутки водители старались делать по два рейса туда и обратно, некоторые успевали делать по три. Лозунгом тех дней стал призыв: «Каждые два рейса обеспечивают 10 500 ленинградских жителей. Борись за два рейса» (https://auto.rambler.ru/other/41313769-boris-za-dva-reysa-kak-doroga-zhizni-spasala-zhizni-leningradtsev/). Спали максимум по 6 часов. Бывало и меньше. А чтобы не уснуть за рулем, в кабине подвешивали котелок - если водитель начинал клевать носом, котелок бил по голове (https:// aif.ru/ society/history/put_v_ad_i_obra tno_kak_lyod_i_smelost_spasli_desyatki_tys yach_zhizney).

Всего на Дороге было задействовано порядка 4-х тысяч автомобилей, и каждая четвертая «не вернулась из рейса» (https://histrf.ru/read/articles/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada). Часть из них была расстреляна немецкими самолетами, часть провалилась под лед (рис. 3)

(https://histrf.ru/read/articles/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada).

Рис. 3. «Полуторка» провалившаяся под лед

Поэтому во время движения водители не закрывали двери, невзирая на пронизывающий до мозга костей холод, чтобы успеть покинуть машину

(https://warspro.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada).

А когда ситуация была особенно опасной (грузовики совершали рейсы и по уже тающему льду), водители всю дорогу ехали на подножке машины по кузов в воде (рис. 4) (https://warspro.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada).

Рис. 4. Рейс по таящему льду

В случаях если машина тонула, то специальные бригады под покровом темноты разыскивали эти места и, с помощью верёвок и крючьев, поднимали со дна мешки с мукой. Какая-то часть в самой середине могла остаться сухой. А остальная мука превращалась в твёрдую корку, которую потом разбивали и добавляли в блокадный хлеб (https://warspro.ru/velikaya-

otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada).

Еще одной проблемой в условиях зимы было то, что из-за сильной метели машины

могли потеряться

(https://auto.rambler.ru/other/41313769-boris-za-dva-reysa-kak-doroga-zhizni-spasala-zhizni-leningradtsev/). 30-тикилометровый ледовый участок, таким образом, превращался в серьёзное испытание (https://warspro.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada).

Однако, не обращая внимания на опасности и тяжелую погодную обстановку, водители продолжали свой путь (https://auto.rambler.ru/other/41313769-boris-za-dva-reysa-kak-doroga-zhizni-spasala-zhizni-leningradtsev/).

Доставленное по трассе в ноябре-декабре количество груза, позволило с 25 декабря впервые за время блокады несколько увеличить хлебный паек (http://ryazan.bezformata.ru/listnews/nyurnbe ^М) -protcess-20-noyabrya-v-istorii/62719921 /). Население Ленинграда стало получать 350 граммов хлеба по рабочей карточке и 200 граммов - по карточке для служащих и иждивенческой карточкам. Стоявшие в тот день в очередях за хлебом ленинградцы плакали от радости, когда им сказали об этом. Дорога жизни позволила наладить, насколько это было возможно в условиях блокады, поставку продуктов и поднять норму.

С 11 февраля были введены новые нормы: 500 граммов хлеба для рабочих, 400 г - для служащих, 300 г - для иждивенцев. Благодаря регулярному снабжению, по карточкам продукты стали выдавать практически полностью и вовремя. Смертность уменьшилась в связи с повышением норм выдачи хлеба (https://warspro.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada). Однако, много людей продолжало умирать от последствий голода - и в первую очередь от дистрофии (https://вфгумрф.рф/voennaya-sluzhba/karta-blokady-leningrada-1941 -doroga-zhizni.html).

В первую блокадную зиму переправа работала 152 дня. Лишь в конце апреля, когда колеса машин стали пробивать хрупкий талый лед, Ледовая дорога жизни приостановила работу

(https://auto.rambler.ru/other/41313769-boris-za-dva-reysa-kak-doroga-zhizni-spasala-zhizni-leningradtsev/). За эти дни по ней были эвакуировано более 540 тысяч человек, а в город перевезено более 360 тонн различных грузов. Всего же за полтора года ее работы перевезли больше 1 миллиона 615 тысяч тонн грузов и эвакуировали больше 1 миллиона 376 тысяч человек (https://auto.rambler.ru/other/41313769-boris-za-dva-reysa-kak-doroga-zhizni-spasala-zhizni-leningradtsev/).

Доставка грузов также производилась авиатранспортом - по «Воздушной Дороге жизни» (рис.5) (http://worldreferat.ru/).

Рисунок 5 - Самолёт Ли-2 в коллекции Ладожского отделения Центрального Военно-Морского музея

После того как появлялся первый лед на озере и до начала полноценной работы ледовой трассы, авиаснабжение блокадного Ленинграда составляло от всего грузопотока большую часть.

Помимо этого защитникам Ленинграда удалось в условиях блокады проложить по дну Ладожского озера сразу три магистрали: телефонный кабель, трубопровод и линии электропередачи. Самые опасные и сложные работы под водой проводила Н.В. Соколова - первая в истории женщина-тяжелый водолаз.

С первых дней блокады прервалась телефонная и телеграфная связь города с Москвой, а радиопереговоры немцы затрудняли, создавая помехи в эфире. Через Ладожское озеро протянули военно-полевой кабель, но он постоянно выходил из строя. Перед связистами и водолазами стояла задача обеспечить устойчивую связь со столицей.

Телефонную линию можно было провести только под водой, по дну Ладоги. Был

использован морской многожильный бронированный кабель, общей длиной 40 километров. Его доставили к западному берегу озера на барже. Дальше действовать предстояло подводникам. 29 октября 1941 года несмотря на сильный шторм, водолазы проложили кабель и Ленинград получил линию связи. Ладожская магистраль связи безотказно действовала всю войну.

25 апреля 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны о строительстве на Ладоге трубопровода, которое требовалось осуществить в кратчайшие сроки - к 20 июня. Многие считали это невыполнимым. Опыта сооружения таких магистралей не было - ни в теории, ни на практике, ни в СССР, ни в остальном мире. На Ладожском озере, в 2-3 километрах от линии фронта, в тяжелейших условиях создавался первый в истории подводный бензопровод, который был открыт 19 июня 1942 года [4].

К вечеру следующего дня в Ленинград стало поступать драгоценное горючее. Длина «Артерии жизни» составила порядка 30 километров, из них более 20 километров прошли по дну озера (https://историк.рф/journal_monthi/49_jan_2 019/).

С июня 1942 года по март 1943 года по подводному трубопроводу прокачали около 50 тысяч тонн горючего. Маскировка была создана отличная, немцы так и не узнали, что у них под боком работает такой уникальный трубопровод (https://histrf.ru/read/articles/sovietskaia-rusalka-kak-nina-sokolova-prolozhila-doroghu-zhizni-po-dnu-ladoghi). «Артерия жизни» практически безаварийно действовала 20 месяцев (https://историк.рф/journal_monthi/49_jan_2 019/).

А для подачи электричества с Волховской ГЭС в Ленинград, была сооружена линяя электропередачи «Кабель жизни» и 23 сентября 1942 года в блокированный город начало поступать электричество.

С 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года для снабжения Ленинграда стала использоваться «Дорога Победы» - железная дорога, которая пролегала через освобождённое во время прорыва блокады побере-

жье Ладоги (рис. 6)

(Ь!р://туЬа.га/хо15рНоу193/Блокада_Лени нграда#2).

Рис. 6. «Дорога Победы»

Её построили прямо по болотам и труднопроходимой пересечённой местности для быстрой эвакуации населения и подвоза необходимых продуктов и боеприпасов (рис. 7) [3].

Она проходила на некоторых участках в 3-4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «Коридор смерти».

Рис. 7. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по «Дороге Победы». Финляндский вокзал. 7 февраля 1943 года

Заключение

Таким образом, Ладожская коммуникация действовала в течение всего периода фашистской блокады Ленинграда, и летом и зимой. По ней в город непрерывно поступали продовольствие, горючее, боеприпасы, по ней же производилась и эвакуация (https://nsportal.ru/ ар/ар/drugoe/referat-po-istorп-Ыokada-lenmgrada).

Литература

1. Карпова, Е.П. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.П. Карпова // Климат, экология, сельское хозяйство Евразии: Материалы 11 международной научно практической конференции, Иркутск, 28-29 апреля 2022 года. Молодежный, 2022. С. 64-72.

2. Крючкова, И.М. Поколение Победителей в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: социально демографические группы и их положение в современной России / И.М. Крючкова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : Сборник научных статей по материалам 12 Международной научно практической конференции, посвященной 45-летию института психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина, Рязань, 14-16 октября 2021 года. Рязань, 2021. С. 93-100.

3. Слесаренко, З.Р. Блокада Ленинграда как трагическая страница истории нашей страны /

3.Р. Слесаренко // Научный аспект. 2019. Т. 5, № 1. С. 491-496.

4. Соболев, М.П. Бессмертный подвиг Ленинграда (к 75-летию полного снятия блокады) / М.П. Соболев, Р.С. Еременко // На пути к гражданскому обществу. 2019. № 1(33). С. 56-73.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Карпова, Е.П. Дорога жизни - блокадная артерия Ленинграда / Е.П. Карпова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 6(2). С. 105112.

Сведения об авторе Карпова Екатерина Петровна

Кандидат сельскохозяйственных наук, преподаватель

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова

Улан-Удэ, Россия

ORCID ID: 0009-0007-9912-5442

SPIN-код: 6081-1250, AuthorID: 559910

E-mail: serpeta@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 6(2), pp. 105-112.

THE ROAD OF LIFE IS THE BLOCKADE ARTERY OF LENINGRAD Karpova E.P.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Buryat State Academy of Аgriculturе Russia, Ulan-Ude

ORCID ID: 0009-0007-9912-5442 SPIN-код: 6081-1250, AuthorID: 559910 E-mail: serpeta@mail.ru

Abstract. All the workers of the "Road of Life", overcoming many difficulties and showing courage and fighting skills, steadfastly defended it. They accepted the existing dangers and consciously went to them - so strong and effective was the disinterested desire to help the residents of Leningrad who found themselves in the ring of enemy forces, and to evacuate as many people as possible from the besieged city. The preservation of this communication was a crucial condition for Leningrad to survive.

Relevance. Today, the relevance of the topic, as well as all those in which the issues of fostering respect for previous generations are touched upon, is especially great. To remain worthy citizens, to treat their heroism with gratitude and honor.

Problem, goal, tasks. The victory was not easy for the Soviet people. Learn to live by their example. To fight and win and to pass on this heroic connection of times and generations to their descendants.

Materials and methods of research. The information base contributing to the detailed consideration of this topic was made up of research materials, educational and methodological literature, materials of periodicals, information from the Internet. In the course of the research, general scientific methods were applied, such as analysis, generalization of the results obtained. Results and their discussion. Transportation was assigned to the Ladoga Military Flotilla and the North-Western River Shipping Company. On September 12, with the arrival of food barges from the eastern shore of Lake Ladoga to the berths of Cape Osinovets, the blockade artery of Leningrad began to operate. In winter, when navigation was impossible, the "Road of Life" was laid directly on the ice [5]. A motor-car road was working across the lake.

Cargo delivery was also carried out by air transport - along the "Air Road of Life". Since the appearance of the first ice on Ladoga and before the start of full-fledged operation of the ice route, the aviation supply of the city accounted for a significant part of the entire cargo flow. Through the coast of Ladoga, liberated during the break of the blockade, the railway "Victory Road" began to be used to supply Leningrad.

Conclusion. Ladoga communications operated throughout the entire period of the Fascist blockade of Leningrad, both in summer and winter. Food, fuel, and ammunition were continuously supplied to the city through it, and evacuation was also carried out through it.

Keywords: Ladoga, lake, highway, shipping, transportation, cargo, driver, traffic controller, mechanic, military highway No. 101, truck, GAZ-AA, "Polutorka", norm of bread, evacua-

tion, breakthrough, "Victory Road". Ill References

1. Karpova, E. P. Healthy lifestyle and its components / E. P. Karpova // Climate, ecology, agriculture of Eurasia: Materials of the XI International Scientific and Practical Conference, Irkutsk, April 28-29, 2022. - Youth: Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Yezhevsky, 2022. - pp. 64-72. - EDN UYSNTG.

2. Kryuchkova, I. M. The Generation of Winners in the Great Patriotic War of 1941-1945: socio-demographic groups and their position in modern Russia / I. M. Kryuchkova // Pedagogy and Psychology as a resource for the development of modern society : A collection of scientific articles based on the materials of the XII International Scientific and Practical Conference dedicated to the 45th anniversary of the Institute of Psychology, Pedagogy and Social Work of S.A. Yesenin Russian State University, Ryazan, October 14-16, 2021. - Ryazan: Individual entrepreneur Konyakhin Alexander Viktorovich, 2021. - pp. 93-100. - EDN GDDBSW.

3. Slesarenko, Z. R. The Siege of Leningrad as a tragic page in the history of our country / Z. R. Slesarenko // Scientific aspect. - 2019. - Vol. 5, No. 1. - pp. 491-496. - EDN PXXWRT.

4. Sobolev, M. P. The immortal feat of Leningrad (to the 75th anniversary of the complete lifting of the blockade) / M. P. Sobolev, R. S. Eremenko // On the way to civil society. - 2019. - № 1(33). -Pp. 56-73. - EDN VXEWUO.

Information about the author Karpova Ekaterina Petrovna

Candidate of Agricultural Sciences, teacher

Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov

Ulan-Ude, Russia

ORCID ID: 0009-0007-9912-5442

SPIN-^: 6081-1250, AuthorID: 559910

E-mail: serpeta@mail.ru

Поступила в редакцию 18.05.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 25.06.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.