Научная статья на тему 'ДОРОГА ВРЕМЕНИ: ТЕМА СТРАНСТВИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ'

ДОРОГА ВРЕМЕНИ: ТЕМА СТРАНСТВИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ТЕМА ВРЕМЕНИ / ЖАНР / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ / ТЕМА СТРАНСТВИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Окишева Анна Александровна

Тема времени преломляется в искусстве как образ континуально выстроенного процесса. Соответствие с общепринятым разделением времени на определенные промежутки автор иллюстрирует примером - песней М. Таривердиева «Мгновения». Тема времени относится к «вечным темам» в связи с существованием в ней принципа процессуальности. Это наглядно демонстрируется в фортепианном цикле М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». С целью проследить образ времени как трансформацию человеческой души автор рассматривает вокальный цикл Ф. Шуберта «Прекрасная мельничиха». При сопоставлении данных примеров автором ставилась задача выявить определенные сходства и различия в соответствии с присутствием в каждом из них «вечных тем».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Окишева Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROAD OF TIME: THE THEME OF WANDERING IN THE MUSICAL ART

A piece of music written several centuries ago is an open text that will exist in concert practice. In connection with this question, it can be said that a piece of music also “goes” the way of time. In most cases, this “road” can last several hundred years. This is the principle of processality, which goes back to the image of wandering - wandering along the time line. In different centuries, there was a different understanding of time. Time, according to Aristotle, is similar in its characteristics to variability and movement. Being can be characterized as “presence” (M. Heidegger). The present is formed from the presence, which, in turn, has a temporary connection with the past and represents the future. Time, as it is commonly believed and as we all see in practice, exists in each consciousness separately. There is a concept of subjective time in science. We can assume that when listening to a piece of music at different stages of life, different emotional impressions may arise. In this regard, we propose to consider the combination of spatial art - (painting) and temporal (music) on the examples of piano cycles by M.P. Mussorgsky and F. Schubert. “Pictures from the exhibition” (1874) were written by M.P. Mussorgsky under the impression of seeing an exhibition of works by a friend of the composer - artist V. Hartman. Here we see the viewer's “journey” through the exhibition; at the same time, it is a journey through time: taking into account not only the subjects of the paintings, but also the fate of V. Hartmann, we can even assume that the central play is “With the dead in a dead language”. Next, it is proposed to consider the song cycle of F. To the words of V. Muller, Schubert's “The Beautiful Miller's Wife” (1823) is another embodiment of the principle of procedural. The central character is a young apprentice who is in love with the miller's daughter. The theme of sensual experiences is inextricably linked with the theme of wandering, the search for happiness. In this regard, we can assume that each vocal miniature (even based on the name) contains a subjective picture of time, namely, actions (“On the way”, “Stop!”) and various associations (“Favorite color”, “Dried flowers”). Next, let's turn to the song “Moments” by M. Tariverdiev. The text of the song “Moments” in a veiled form shows the process of “dialogue” between time and man. Here we are also talking about individual moments, which subsequently form into an integral period of life. In this example, we also observe the effect of processality: it is present as a more generalized, philosophical category. As you can see, any “eternal theme” contains the movement of the human soul - love, anxiety, wandering, etc. One of the directions of the theme of the road of time can be the theme of wanderings, which has always arisen in the musical art. The multitude of genres representing this topic testifies to its continuing demand.

Текст научной работы на тему «ДОРОГА ВРЕМЕНИ: ТЕМА СТРАНСТВИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2023. № 49. С. 236-240. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2023. 49. pp. 236-240.

Научная статья УДК 786.2

doi: 10.17223/22220836/49/18

ДОРОГА ВРЕМЕНИ: ТЕМА СТРАНСТВИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Анна Александровна Окишева

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия, larianna.ok@mail.ru

Аннотация. Тема времени преломляется в искусстве как образ континуально выстроенного процесса. Соответствие с общепринятым разделением времени на определенные промежутки автор иллюстрирует примером - песней М. Таривердиева «Мгновения». Тема времени относится к «вечным темам» в связи с существованием в ней принципа процессуальности. Это наглядно демонстрируется в фортепианном цикле М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». С целью проследить образ времени как трансформацию человеческой души автор рассматривает вокальный цикл Ф. Шуберта «Прекрасная мельничиха». При сопоставлении данных примеров автором ставилась задача выявить определенные сходства и различия в соответствии с присутствием в каждом из них «вечных тем».

Ключевые слова: искусство, тема времени, жанр, музыкальное произведение, процес-суальность, тема странствий

Для цитирования: Окишева А.А. Дорога времени: тема странствий в музыкальном искусстве // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 49. С. 236-240. doi: 10.17223/22220836/49/18

Original article

THE ROAD OF TIME: THE THEME OF WANDERING IN THE MUSICAL ART

Anna A. Okisheva

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, larianna.ok@mail.ru

Abstract. A piece of music written several centuries ago is an open text that will exist in concert practice.

In connection with this question, it can be said that a piece of music also "goes" the way of time. In most cases, this "road" can last several hundred years. This is the principle of processality, which goes back to the image of wandering - wandering along the time line. In different centuries, there was a different understanding of time. Time, according to Aristotle, is similar in its characteristics to variability and movement. Being can be characterized as "presence" (M. Heidegger). The present is formed from the presence, which, in turn, has a temporary connection with the past and represents the future. Time, as it is commonly believed and as we all see in practice, exists in each consciousness separately. There is a concept of subjective time in science. We can assume that when listening to a piece of music at different stages of life, different emotional impressions may arise. In this regard, we propose to consider the combination of spatial art - (painting) and temporal (music) on the examples of piano cycles by M.P. Mussorgsky and F. Schubert. "Pictures from the exhibition" (1874) were written by M.P. Mussorgsky under the impression of seeing an exhibition of works by a friend of the composer - artist V. Hartman. Here we see the viewer's "journey" through the exhibition; at the same time, it is a journey through time: taking into account not only the subjects of the paintings, but also the fate of V. Hartmann, we can even assume that the central play is "With the dead in a dead language".

© А.А. Окишева, 2023

Next, it is proposed to consider the song cycle of F. To the words of V. Muller, Schubert's "The Beautiful Miller's Wife" (1823) is another embodiment of the principle of procedural. The central character is a young apprentice who is in love with the miller's daughter. The theme of sensual experiences is inextricably linked with the theme of wandering, the search for happiness. In this regard, we can assume that each vocal miniature (even based on the name) contains a subjective picture of time, namely, actions ("On the way", "Stop!") and various associations ("Favorite color", "Dried flowers").

Next, let's turn to the song "Moments" by M. Tariverdiev. The text of the song "Moments" in a veiled form shows the process of "dialogue" between time and man. Here we are also talking about individual moments, which subsequently form into an integral period of life. In this example, we also observe the effect of processality: it is present as a more generalized, philosophical category.

As you can see, any "eternal theme" contains the movement of the human soul - love, anxiety, wandering, etc. One of the directions of the theme of the road of time can be the theme of wanderings, which has always arisen in the musical art. The multitude of genres representing this topic testifies to its continuing demand.

Keywords: art, theme of time, genre, musical composition, theme of wanderings

For citation: Okisheva, A.A. (2023) The road of time: the theme of wandering in the musical art. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie -Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 49. pp. 236-240. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/49/18

Начальную стадию каждого произведения искусства можно сравнить с неограненным алмазом, который «ждет» своего ювелира. Например, музыкальное произведение, написанное несколько столетий назад, представляет собой открытый текст, который существует в концертной практике.

В связи с этим можно сказать, что музыкальное произведение также «идет» дорогой времени. В большинстве случаев эта «дорога» может длиться несколько сотен лет. Это и есть принцип процессуальности, восходящий к образу странствия - странствия по линии времени.

В разные века было различное понимание времени. Существует оно и в мифологии, которая считается доисторическим способом мировосприятия. В дальнейшем мы можем наблюдать ряд философских концепций, сопровождающих представления о времени. Время, по мнению Аристотеля, схоже по своей характеристике с изменчивостью и движением. Но время и движение - не одно и то же. Хотя без движения время не может существовать. Так Аристотель излагает понятие «время»: «Время есть не что иное, как число движения по отношению к предыдущему и последующему» [1. C. 33].

Бытие можно характеризовать как «присутствие» (М. Хайдеггер). Из присутствия образуется настоящее, которое, в свою очередь, имеет временную связь с прошлым и представляет собой будущее. «Бытие - вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто сущее. Время - вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное» [2. С. 393].

В любом произвольном сознании и во всех общественных процессах время синхронизируется в целях планирования действий. Нам известно традиционное разделение времени на века, годы, дни, минуты и секунды. Поэтому такое разделение можно видеть и в произведениях искусства.

Время, как принято считать и как мы все видим на практике, существует в каждом сознании отдельно. В науке присутствует понятие субъективного времени. «Собственное время личности в психологическом аспекте - это субъективное время, данное в переживании. Однако в наиболее общем значении - это социальное время в той мере, в какой содержание человеческой

психики является освоенным в практической деятельности социальным опытом. В связи с этим категория социального времени выполняет важнейшую методологическую функцию при изучении собственного времени личности в его субъективном аспекте» [3. С. 8].

Можно предположить, что при прослушивании музыкального произведения на разных жизненных этапах могут возникать различные эмоциональные реакции. Вспомним принцип процессуальности (синонимичный в контексте нашей работы с принципом континуальности). Этот принцип выступает сквозным содержанием всех встречающихся произведений.

«Каждое произведение искусства обладает своим собственным временем, которое оно нам, так сказать, предписывает. Это касается не только искусств, наделенных временным измерением, - музыки, танца и речи. Посмотрим и на лишенные этого измерения искусства и вспомним, что и картины мы также „переживаем", „читаем", что и архитектурные памятники мы „обходим", „странствуем" по ним. Это тоже временные действия. Одна картина постигается медленнее, другая - быстрее» [4. С. 314].

В связи с этим предлагаем рассмотреть сочетание пространственного вида искусства (живописи) и временного (музыки) на примерах фортепианных циклов М.П. Мусоргского и Ф. Шуберта.

«Картинки с выставки» (1874) были написаны М.П. Мусоргским под впечатлением от увиденной выставки работ друга композитора - художника В. Гартмана. Здесь мы видим «странствие» зрителя по выставке; вместе с тем это путешествие во времени: учитывая не только сюжеты картин, но и судьбу В. Гартмана, можно даже считать, что центральная пьеса - «С мертвыми на мертвом языке». Можем определить, что некоторые пьесы данного цикла имеют способность «перемещать» слушателей в прошлое («Старый замок», «Катакомбы. Римская гробница»). Именно здесь происходит «диалог времен», который подчеркивается в цикле различным содержанием пьес (исследованию содержания пьес этого цикла могут быть посвящены специальные отдельные работы). Это и есть принцип процессуальности.

Все пьесы цикла связаны темой «Прогулка». Подобно рефрену рондаль-ной формы, «Прогулка» открывает цикл и звучит в его продолжении не единожды. Примечательно, что, исходя из образного содержания пьес, меняется и характер звучания «Прогулки».

Остановимся на образной характеристике некоторых пьес цикла. Задорно, весело и смело чередуются секундовые интонации и аккорды в пьесе «Балет невылупившихся птенцов». Рисунок Гартмана являлся эскизом костюмов к балету «Трильби» (здесь можем наблюдать взаимосвязь искусства пространственного и пространственно-временного (синтетического)).

Пьеса «Избушка на курьих ножках» представляет собой фантастический образ Бабы-Яги. Художник изобразил волшебные часы наподобие избушки. Мусоргский немного разнообразил музыкальное содержание пьесы, изобразив в звучании не только избушку, но и ее хозяйку. Особый размах от полета Бабы-Яги в ступе точно подмечен композитором благодаря резкой смене регистров, ритмическому разнообразию и динамическим градациям. Подчеркивается, что основная тема данной пьесы имеет сходство с музыкальным содержанием сцены под Кромами в опере «Борис Годунов». Как известно, цикл был написан Мусоргским немного позже оперы. Следовательно, речь здесь

идет именно о «странствии», «перемещении» в прошлое, «присутствии» в нем1. Везде, где возникает тема дороги, можно констатировать присутствие процессуальности как факта хронологической протяженности события.

Далее предлагается рассмотреть цикл песен Ф. Шуберта на слова В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» (1823) - еще одно воплощение принципа процессуальности.

Цикл «Прекрасная мельничиха» - «замечательный пример гармоничного слияния поэзии и музыки, словно слова возникали вместе с мелодией из-под пера одного и того же автора» [5. С. 56-57]. В данном случае можем определить взаимосвязь временных искусств (музыки и литературы). Также необходимым будет вспомнить сюжет данного цикла.

Центральным персонажем является юноша-подмастерье, который влюблен в дочь мельника. Тема чувственных переживаний неразрывно связана с темой странствий, поиском счастья. Юноша - романтик, сомневающийся и раскаивающийся, находится в постоянном поиске новых впечатлений. В связи с этим мы можем предположить, что каждая вокальная миниатюра (исходя даже из названия) содержит в себе субъективную картину времени, а именно действия («В путь», «Стой!») и различные ассоциации («Любимый цвет», «Засохшие цветы»).

На протяжении всего цикла юношу сопровождает мотив ручья как связующее звено. Необычен прием воздействия умиротворенной природы на человека. Здесь наблюдаем еще более активное действие процессуальности: она, являясь основой формального сюжета, служит также идеей жизнеутверждающего финала, что и можно считать замыслом композитора.

Итак, при рассмотрении циклов «Картинки с выставки» и «Прекрасная мельничиха» выявлена тенденция «перемещения» в прошлое, взаимосвязи искусств, передачи субъективной картины времени.

Далее обратимся к песне. Во многих песнях («Песенка о времени», «Мгновения», «Пять минут»), использованных в известных кинофильмах советского периода, речь идет о характеристике времени в целом и отдельных его промежутках. Подробнее остановимся на песне «Мгновения» М. Таривердиева из фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973 г.) режиссера Татьяны Лиозно-вой. Первоисточником для его создания послужил роман (1965-1969) Юлиана Семёнова, из которого считаем необходимым вспомнить следующие слова:

«- Который час? - спросил Штирлиц.

- Около семи...

Штирлиц усмехнулся: „Счастливая девочка... Она может позволить себе это „около семи"... Самые счастливые люди на земле те, кто может вольно обращаться с временем, ничуть не опасаясь за последствия"...». В данном примере время представляет собой не постоянное, а мимолетное присутствие, которое лишь иногда напоминает о себе. Мгновение, как можно предположить - ведущий элемент принципа процессуальности.

В тексте песни «Мгновения» в завуалированной форме происходит «диалог» времени и человека. Здесь речь идет и об отдельных мгновениях, которые, впоследствии складываются в целостный период жизни («Из крохотных мгновений соткан дождь...», «Мгновения спрессованы в года, мгно-

1 Первая авторская редакция оперы «Борис Годунов» была завершена в 1869 г., вторая - в 1872 г.

вения спрессованы в столетия...»). Словно напоминание о постоянном присутствии времени («Свистят они, как пули у виска.»), первое и последнее четверостишия повторяются, вероятно, призывая человека к бережному отношению ко времени. В этом примере также наблюдаем действие процессу-альности: она присутствует как более обобщенная, философская категория, поэтому здесь мы видим не столько процессуальность, сколько разворачивание названной философской категории.

Тема времени сама по себе представляет собой воплощение принципа процессуальности. Следовательно, складываются сюжеты, которые становятся «вечными темами». Как можно заметить, любая «вечная тема» содержит движение души человека - любовь, тревогу, странствия и др. Одной из них может служить тема странствий, связанная с дорогой и временем, во все времена возникавшая в музыкальном искусстве. Множество жанров, представляющих эту тему, свидетельствует о ее постоянной востребованности.

Список источников

1. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М. : Прогресс-Традиция, 2006. 464 с.

2. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления : пер. с нем. М. : Республика, 1993. 447 с.

3. ГоловахаЕ.И., КроникА.А. Психологическое время личности. 2-е изд., испр. и доп. М. : Смысл, 2008. 267 с.

4. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / пер. с нем. М. : Искусство, 1991. 367 с.

5. Васильева К.Н. Франц Шуберт. 1797-1828: краткий очерк жизни и творчества. Л. : Музыка, 1969. 87 с.

References

1. Gaydenko, P.P. (2006) Vremya. Dlitel'nost'. Vechnost'. Problema vremeni v evropeyskoy filo-sofii i nauke [Time. Duration. Eternity. The Problem of Time in European Philosophy and Science]. Moscow: Progress - Traditsiya.

2. Heidegger, M. (1993) Vremya i bytie: stat'i i vystupleniya [Time and Being: Articles and Speeches]. Translated from German. Moscow: Respublika.

3. Golovakha, E.I. & Kronik, A.A. (2008) Psikhologicheskoe vremya lichnosti [Psychological Time of Personality]. 2nd ed. Moscow: Smysl.

4. Gadamer, G.-G. (1991) Aktual'nost'prekrasnogo [The Relevance of the Beautiful]. Translated from German. Moscow: Iskusstvo.

5. Vasilieva, K.N. (1969) Frants Shubert. 1797-1828: kratkiy ocherk zhizni i tvorchestva [Franz Schubert. 1797-1828: A short sketch of life and work]. Leningrad: Muzyka.

Сведения об авторе:

Окишева А.А. - аспирант кафедры культурологии и музеологии Института искусств и культуры Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: larianna.ok@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Okisheva A.A. - National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: larianna.ok@mail.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.01.2023; одобрена после рецензирования 13.02.2023; принята к публикации 15.02.2023.

The article was submitted 30.01.2023; approved after reviewing 13.02.2023; accepted for publication 15.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.