ДОРОГА НА ЭЛЬГУ
В. Р. Алексеев
Летом 2000 года начаты изыскания под строительство подъездной железной дороги от пос. Горного на БАМе к Эльгинскому каменноугольному месторождению, расположенному вблизи озера Токо (Якутия). Значительная часть работ направлена на изучение экологических условий, оценку воздействия строительства и эксплуатации железной дороги на окружающую среду. Ниже публикуются записки участника комплексной экспедиции Института мерзлотоведения СО РАН доктора географических наук, профессора Алексеева Владимира Романовича.
Эльга - сокровище зоны БАМ
Еще не стерлись в памяти впечатления о великой эпопее строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, не угасли надежды на возрождение идеи бурного развития региона,а вот уже нависла над нами актуальнейшая проблема: что делать с прекрасным городом Нерюнгри, построенном на вершине горы.омываемой светлыми водами Амнунакты и Беркакита. Давно ли, всего каких-то 25-30 лет назад, здесь, в суровом северном краю началась разработка уникального каменноугольного месторождения. Первые скважины, первые рельсы, первые взрывы и первые вагоны черного золота. А еще ранее -кропотливый самоотверженный труд геологов, изыскателей, строителей.... Теперь на месте горного массива, где мы когда-то стреляли глухарей и собирали ягоду-бруснику, зияет огромная ступенчатая воронка, а там, внизу, такими маленькими кажутся гиганты
экскаваторы,«Магирусы» и «Кота1эи».....Еще немного,
еще чуть-чуть и угленосные пласты будут выработаны. Народ останется без работы,таежный край опустеет.
Да не из тех сибирский люд. Пока бесчисленные эшелоны обогащенного коксующегося угля уходили на юг, восток и запад, за границу России, геологи не прекращали свой нелегкий труд, «наращивая запасы» энергетического сырья: Чульманский угленосный бассейн превратился в Южно-Якутскую угленосную провинцию. На этой огромной территории была разведана целая серия богатейших месторождений, среди которых выделилось Эльгинское, которое расположено недалеко от озера Токо (юго-восток Республики Саха (Якутия). Здесь подсчитаны гигантские запасы ископаемого углерода - более 20 млн. тонн. Геотехнические условия разработки Эльгинского месторождения оказались значительно лучше,чем Нерюнгринского разреза. Оно расположено почти в 500 км к востоку от Амуро-Якутской автодорожной магистрали и около 300 км к северу от трассы БАМ. Вот уж не думалось.не гадалось.что при нашей жизни этот дикий, неприступный край станет предметом пристального внимания государственных деятелей, политиков, предпринимателей и ученых.
Только не так просто добраться до этой «золотой жилы» -горные хребты, безлюдная местность, вечная мерзлота, да безрассудная стихия Севера охраняют это сокровище. Тем не менее,принято решение о строительстве подъездного пути. Это будет очередная железнодорожная ветка БАМа на север. Изыскательские работы начались.
Под нами Алданский щит
Ожидание всегда томительно. Который день,то ли пятый,то ли шестой, с утра до вечера идет мелкий изнуряющий дождь. Кажется, все утонуло в хмарном сыром пространстве. Наш отряд, одно из подразделений комплексной экспедиции Института мерзлотоведения СО РАН (научный руководитель доктор технических наук Р. М. Каменский), базируется в пос.Чульман. Потеряна всякая надежда на вылет. И вдруг, звонок - срочно в аэропорт! Ну,кто же летает в такую погоду? Однако, времена меняются: частная авиационная компания вряд ли будет рисковать. Значит,есть шанс добраться сегодня до верховьев Алгомы - начального пункта нашего нелегкого маршрута. И вот.уверенно пробив серую тугую массу облаков, вертолет "МИ-8" обнажает бездонный купол голубого неба. Ах, как прекрасен этот яркий солнечный свет! Вначале мы жмуримся и прячем глаза под ладонями, а потом замираем, прильнув к иллюминаторам. Море, безбрежное море облаков! Красивых, постоянно меняющихся, загадочных. И ни одного просвета в течение двух часов полета. А как хочется увидеть с высоты 2,5 км это древнее темя Азии - Алданский щит с его именитыми реками, межгорными впадинами и хребтами. Тимптон,Итымджа,Сутам,Гонам,да мало ли экзотических мест с древними эвенкийскими и якутскими названиями. Все это невидимо проплывает под нами. Но вот все больше и больше нарастает тревога: где и как будем садиться? И вдруг внизу сверкнула лента реки. Пилот заложил крутой вираж, и мы нырнули под белое лохматое покрывало. Вертолет пошел над берегом.едва не цепляя верхушки деревьев. Боже! Да.ведь это же Алгома! Еще 15 минут бреющего полета вдоль скал и обрывов, и винтокрылая машина, дрожа от напряжения, приземляется у края леса. Вот. она - желанная точка неведомой земли!
Благословенная река Алгома
Алга, Алго-ми в переводе с эвенкийского означает
звероловы. Что это? Отсутствие угодий, таежная неприступность или злой дух Ямбуя? А вот название реки Артык, правого притока Алгомы, переводится как «большая дорога». Серым ненастным днем мы поднялись по долине до самой вершины. Далее пологий, заболоченный перевал Резко расчлененный рельеф, высокая сейсмичность, переходил в «амурские покати» - так называли южный живая тектоника и полный набор опаснейших макросклон Станового хребта зейские золотоискатели. И экзогенных процессов, горных обвалов, оползней, опять никаких признаков пребывания человека. Ни порубок,
«пожелание благополучия, благословение». Примерно также топоним трактуется и якутами. Алгома и ее притоки секут Становой хребет и Токинский Становик. Это сопряженные горные системы, оконтуривающие крайнюю, юго-восточную часть Сибирской платформы.
наледей, селевых и других явлений. Орографический барьер, встающий на пути движения тихоокеанских муссонов, практически совпадает с мировым водоразделом Северного Ледовитого и Тихого океанов. Это самый сложный участок проектируемой железной дороги. Мы убедились в этом уже на первых десятках километров
водного пути. Что сказать о--
сплаве? Для профессионалов-водников река не представляет серьезной опасности: плес, шивера
Здесь пройдет железная дорога. Вид на Становой хребет из Чайдахской котловины.
ни кострищ, ни остовов чумов и палаток. Даже звериные тропы в сфагновом редколесье -здесь не тропы, а лишь одиночные следы сокджоев - некогда одичавших домашних оленей. Впрочем, в одном месте,в сомкнутом лиственничном лесу-голубичнике, я обнаружил извилистую травяно-кустарниковую полосу, явно напоминавшую широкую заросшую тропу. Видимо.именно здесь.через вершины рек Ток, Артык и далее на Туксани, проходил нартовый путь к знаменитой
скальный отбой. Ничего необычного, как всегда. Для Учурской ярмарке. Вспомнилось: еще в 1912 году по этому
членов же нашей экспедиции спуск по реке был маршруту «совершил аргиш» (перекочевку) отряд изыскателей
настоящим испытанием. Молодой археолог Наташа под началом Петра Оленина, бывшего ссыльно-поселенца и
Костина испугалась потом, когда ее выловили в будущего консерватора Якутского краеведческого музея,
усмиревшем холодном потоке под нависшим скальным Задача отряда была предельно проста: выбрать направление
обрывом. Доктор биологических наук Светлана строительства гужевой грунтовой дороги от города Зеи до
Миронова четверть часа боролась с ледяной стихией, Якутска. А еще ранее,в зиму 1643-1644 гг.,чуть западнее,по
пока не ощутила земную твердь. А сколько весел, зимнему льду из долины Нуяма (по отпискам - Нуемки) в
упругих шестов сломалось на порогах? Сколько воды Брянту перетащил свои дощаники великий сибирский
наплескали пенистые волны реки в тяжело груженые резиновые лодки? Только река - еще не долина. А долина реки Алгомы -крепкий орешек для инженеров-изыскателей и проектировщиков. Крутые, часто отвесные склоны гор (прижимы), местами «вялая», местами низкотемпературная, но повсеместная вечная мерзлота, высокая подвижность грунтов, активная термоэрозия, термокарст, хрупкие, крайне неустойчивые экосистемы, редкие «краснокнижные» растения и животные - тут есть над чем задуматься, над чем поработать. Но не зря назвали речную артерию благословенной. Не потому ли трасса будущей железной дороги, положенная на рабочую карту,показалась нам такой рациональной,что и думать об ином теперь уж неприлично.
Артык - большая дорога?
Вроде бы странно - от устья реки Артыка (верхнего) и ниже его мы не встретили ни одного свежего стойбища оленеводов-эвенков. Нет здесь и приречных зимовий, где обычно промышляют русские охотники-
Вертолет "МИ-Н" призёЯился
в верховьях реки Алгомы.
землепроходец Василий Данилович Поярков «со товарищи». Таким образом получается,что выбранное железнодорожниками направление на Эльгу есть давно забытая старая большая дорога.
Курум - сад камней
Долина Алгомы прекрасна. Сплав по реке -тревожный и опасный, оставил у нас неизгладимое впечатление. Главное же, мы получили такой объем информации, который не восполнить никакими книжными описаниями.
Конечно, проектировщикам и строителям будет нелегко. Нужно учесть десятки факторов, влияющих на устойчивость комплекса линейных инженерных сооружений, на окружающую очень чуткую природную среду. Вот характерный пример. Склоны гор Станового хребта почти повсеместно покрыты особым генетическим типом рыхлых отложений - курумами. Это то,что в других местах Восточной Сибири называют шерлопами и каменными развалами. Здесь живут пищухи, тарбаганы, соболя, горностайчики. Можно встретить мумие. Поверхность камней покрыта изумительными по красоте накипными и кустистыми лишайниками, над которыми возвышается редкая поросль
кедрового стланика и кустарниковой березки. Здесь проявляется такое биоразнообразие,что я бы назвал эти места "Садом камней".
В отличие от других грунтов склонового ряда курумы подстилаются постепенно измельчающимся, часто окатанным материалом, похожим на гальку. Вследствие этого отложения становятся неустойчивыми: они медленно сползают вниз, а при сейсмических сотрясениях способны обрушиваться в виде сокрушительных каменных лавин. Примечательно, что полости между крупными обломками горных пород лишь весной заполняются льдом: замерзает талая снеговая вода, затекающая в холодные пустоты. Этот процесс приводит к тому,что, даже во время бурного снеготаяния, русла рек не наполняются водой, а
остаются сухими. Летом же, Готовимся в путь
в отсутствие дождей, тающий подземный лед, наоборот, питает речные системы. Таким образом происходит внутригодовое перераспределение твердых атмосферных осадков. Наличие большого количества льда в курумах очень опасно. Подрезанный склон может внезапно придти в движение, оползти, обрушиться. После пожаров, когда сгорают скрепляющие грунт корни древесных и кустарниковых растений, выгорают лишайники и резко меняется тепловой баланс ландшафтной фации, начинается бурное вытаивание подземного льда и деградация вечной мерзлоты. Все это приводит к образованию термокарстовых просадок, оврагов, промоин, лавинообразных смещений и пр. Настоящее стихийное бедствие. Вот вам и сад камней!
В чертогах ледяных долин
В устье Чайдаха встретилась гигантская наледь. Площадь ее формирования весной достигает трех квадратных километров. Это одно из многочисленных ледяных полей, с которыми придется встретиться железнодорожникам. Жителям Севера хорошо знакомо это феноменальное явление. Зимой наледи помогают передвигаться по
бездорожью, а летом Красавица
обеспечивают прохладу и свежий корм животным. Только, упаси Боже, попасть в потоки изливающейся воды на льду: транспортные средства могут быстро вморозиться в ледяной массив, а путник рискует навсегда остаться без ног.
Оледенение речных долин происходит преимущественно за счет разгрузки подземных вод -подрусловых, надмерзлотных или подмерзлотных. Очень часто ледяные поля образуются в узлах активных тектонических разломов и у подножия
древнеледниковых морен. Водовыводящие каналы обычно следуют вдоль русел рек и подножий гор. В первом случае наледи накладываются на маломощный речной лед, при этом распространяются далеко за пределы основного водного потока,достигая мощности 2-3-5 м и более. Нами выяснено,что такие широкие ледяные ленты тянутся на многие километры, иногда занимают днища долин во всю их ширину. Во втором
случае ледяные массивы имеют причудливую конфигурацию, определяемую условиями распространения наледеобразующих вод. Толщина таких ледяных образований в узких ущельях может достигать 10-12 м. На
на резиновых лодках.
поляны, в пределах которых развиваются особо опасные криогенные процессы и явления: термоэрозия, гидролакколиты, площадное пучение грунтов, термокарст и пр. Выявить такие зоны, нанести на карту и предупредить проектировщиков и строителей - наша непременная задача.
Земля в ледяном решете
Этот далекий край постоянно удивлял нас. Кажется, что может быть нового - все явления криолитозоны давно знакомы, виданы-перевиданы. Ан нет! Поднимаемся на речную террасу. Оба-а! Повторно-жильные льды! Так далеко на юге? И в таком количестве? Дальше - больше. Наземные и аэровизуальные наблюдения выявили огромные площади грунтов, буквально нафаршированных подземным льдом. Земля здесь разбита крупными морозобойными трещинами, в которых залегают клиновидные жилы льда. В плане они образуют полигональную сеть, ячеи которой сложены мерзлыми породами. Этот грунт как бы взвешен во льду. В одних местах он выпирается
растущими вверх клиньями, а в других оседает под тепловым воздействием, образуя ломаные канавы, заполненные водой, или
реакция уничтожения льдогрунтовых толщ. Тут уж не поможет ни бульдозер, ни -река Алгома. трактор - возникающую няшу
(массу грязи с остатками растительности) не засыплешь, не огородишь и не уберешь. А как же строить дорогу,как прокладывать коммуникации? В том-то и проблема, чтобы вовремя выявить такие и им подобные криогенные системы, уберечь их от деградации. Здесь требуются тонкие наблюдения,направленные на прогноз и инженерные расчеты, на познание закономерностей развития и распространения мерзлотных процессов. Учет специфической структуры и свойств криогенных ландшафтов, их картографирование и экологическая оценка - обычная работа мерзлотоведов. Вот и
участках постоянного намораживания воды формируются своеобразные ландшафтные комплексы -так называемые наледные
мелководные озера, обрамленные валиками. На такой территории стоит проехать вездеходу, случиться пожару или произойти какому-либо непредвиденному событию, как начинается цепная
Лилия амурская - редкш растение в южно-якутской тайге.
необозримое Гонама и Алгомы -
идем мы по безлюдной тайге все дальше и дальше на север и северо-восток с тайной надеждой проехать когда-нибудь по этим местам в уютном купе железнодорожного поезда.
Берегите болото!
Один из наших аэровизуальных маршрутов совпал с направлением автозимника на Эльгу. Зимник этот -фактически древняя нартовая дорога вдоль подножия Станового хребта. В холодное время года по нему движутся редкие колонны тракторов и вездеходов - доставляется груз геологам и изыскателям.
...Низкие дождливые облака прижали наш вертолет к самой земле. Мимо окон машины бешено неслось бесконечное болото: то ярко-зеленое, то желто-коричневое,то серое с окнами воды и кривыми согбенными лиственницами. Казалось, не будет ему конца. В другой раз, уже в мягком вечернем свете с большой высоты открылось тундролесье верховьев Сутама,
сплошная марь, прорезанная извивами рек и ручьев, поднималась к вершинам синеющих гор. Невольно возник вопрос: почему же именно здесь,в этом гиблом, сыром краю пролегли незарастающие, многовековые тропы аборигенов?Теперь вот проложен и автозимник. А совсем недавно обсуждался вариант железной дороги от Нерюнгри к озеру Токо. Впрочем, и трасса БАМ - это ведь тоже древний, испытанный путь кочевий курыканов, эвенков, дауров, манегров и орочей. Знать, не зря эта неприглядная местность с давних пор освоена коренными народами.
Так что же получается, болото -наше богатство? Ну кто же поверит? Ведь с этим понятием всегда связывают топи, сырость, тучи комаров, а то и неприкрытую агрессию неведомых темных сил. Между тем, северное болото для многих,что мать родная - оно и кормит, и одевает, и от бед бережет. Конечно, болота бывают разные: верховые, низинные, сфагновые, осоковые, пушициевые и др. И каждое из них - сложнейшая ландшафтно-экологическая система. Не так -то просто разобраться во всем этом. В Южной Якутии большинство болот мохово-лишайниковые: здесь в понижениях - мох, а на приподнятых участках - кустистые лишайники, основной продукт питания северного оленя. Как ни крути.а это прежде всего пастбище копытных животных. Таким образом, предгорные впадины и наклонные равнины Станового хребта есть не что иное, как очаги традиционного землепользования -оленеводства. Места эти - привычная обитель местного населения - эвенков и якутов.
Марь очень чувствительна к внешним воздействиям. В сухую погоду болото, как порох, брошенный окурок,горящая спичка или непогашенный
костер, порождают пал (низовой пожар) - настоящий бич северной природы. А ведь оленьи пастбища восстанавливаются по меньшей мере через 40-50 лет. Но дело не только в этом. Болото - хранитель вечной мерзлоты. Мохово-лишайниковый покров выполняет роль своеобразного щита-регулятора термодинамического состояния подстилающих горных пород. Даже при существенных
изменениях климатических
условии в сторону потепления болото препятствует деградации многолетнемерзлых толщ, предотвращает развитие опасных инженерно-геологических явлений. Вместе с тем, болотный ландшафт чутко реагирует на механические воздействия. Стоит нарушить естественный почвенно-растительный покров, как начинается необратимый процесс трансформации всей криогенной системы. Вот и
судите,что произойдет с болотными ландшафтами Южной Якутии,если мы бросим их на произвол судьбы. Зов предков
В открытую дверь самолета "АН-2", через которую мы снимали природные объекты, вдруг открылся потрясающий вид. На фоне придавленных облаками гребней Токинского Становика распростерлась лазуритовая гладь озера Токо. О, сколько лет я мечтал увидеть этот священный водоем! И вот он, предо мной! Здесь, на этих берегах в далекие пятидесятые побывал мой отец Роман Исаакович, сборщик пушнины. Не ближний свет проехать на оленьих нартах 500 км от Чульмана до Мулама в январскую стужу. В этих местах родился и долго жил мой таежный учитель - эвенк Наум Николаевич Пудов. Они, эти трудолюбивые и бескорыстные люди, чья судьба неразрывно связана с суровым южно-якутским краем,научили меня любить и уважать природу. Теперь, много лет спустя, я слышу их голоса. Слова, простые и мудрые, как и повседневные поступки, легли в основу моей профессиональной деятельности: «Познай и сохрани! Добудь, а не убей!»____
В этом году мне так и не удалось завершить желанный маршрут. Грунтовый аэродром Эльги, где мы совершили кратковременную посадку, расположился так близко от озера Токо. Но... пора было в обратный путь. До следующей встречи, далекие и близкие края!
Проходка буровой скважины на трассе будущей железной дороги