Научная статья на тему 'Дорога на элеватор – кормушка и ловушка для птиц'

Дорога на элеватор – кормушка и ловушка для птиц Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дорога на элеватор – кормушка и ловушка для птиц»

25 октября 2023 Л.В.Батина наблюдала и сфотографировала пустынную славку (см. рисунок). В 7 ч утра в этот день температура воздуха была минус 3°C, земля запорошена снегом. На фотографиях видно, что славка сидит на ветках куста с сухими листьями или бегает по земле на огородной грядке. Интересно, что все залёты пустынной славки (в Крым, Чувашию и Кировскую область) отмечены в октябре.

Точка встречи пустынной славки в Кировской области находится на 378 км (по прямой) севернее Чебоксар и на 112 км севернее Кирова.

На конец 2023 года авифауна Кировской области насчитывает 321 вид, из них 215 — гнездящихся, 48 — пролётных, 58 — залётных.

Автор благодарит Л.В.Батину за предоставленную информацию и фотографии, а также А.П.Нуртинову за обработку этих фотографий.

Литератур а

Абакумов В.Г., Цвелых А.Н. 2017. Пустынная славка Sylvia nana — новый вид фауны Украины и Крыма // Рус. орнитол. журн. 26 (1506): 4152. EDN: ZHGZQZ Ластухин А.А. 2012. Необычно далёкий залёт пустынной славки Sylvia nana на север от

основного гнездового ареала // Selevinia 20: 136-137. Ластухин А.А. 2013. Новые птицы в фаунах Чувашии и Марий Эл // Рус. орнитол. журн.

22 (903): 2038-2042. EDN: QYQCFV Рябицев В.К. 2020. Птицы Европейской части России. Справочник-определитель в двух

томах. М.; Екатеринбург: 1-427. Shirihai H., Gargallo G., Helbig A.J. 2001. Sylvia Warblers: identification, taxonomy and phy-logeny of the genus Sylvia. London: 1-576.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2023, Том 32, Экспресс-выпуск 2364: 5125-5130

Дорога на элеватор -кормушка и ловушка для птиц

А.В.Забашта

Алексей Владимирович Забашта. Ростовский-на-Дону противочумный институт Роспотребнадзора, Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 13 ноября 2023

Птицы гибнут на автодорогах повсеместно и эта проблема давно находится в поле зрения исследователей (Наумов 1963). Проводится всесторонний анализ условий и сопутствующих факторов, способствующих появлению птиц вдоль автотрасс и на дорожном полотне, а также обсуждаются возможные решения для минимизации негативных последствий для авифауны от развития транспортной инфраструктуры (Резанов, Резанов 2009; Тишков, Баскин 2022). Среди видов, сталкивающихся с автотранспортом в разных регионах, птицы из отряда гусеобразных Anse-

riformes отмечались лишь изредка (Хохлов 1981, 1991; Хохлов и др. 2010; Кухта, Москвитин 2012; Коробова и др. 2014). Но в некоторых условиях утки, в особенности кряквы Anas platyrhynchos, могут целыми выводками погибать на дорогах.

Ниже приводится описание таких случаев с учётом обстоятельств, которые этому способствовали. Наблюдения проведены на новом участке автодороги Ростов-на-Дону — Азов с момента его открытия (август 2015 года) по настоящее время. Общая длина участка 19 км. Семикилометровый отрезок этой дороги проложен по пойменной местности, относящейся к дельте Дона, - вдоль берега Лебяжьего озера и комплекса ры-боразводных прудов. Именно на этом отрезке регистрировалась гибель уток, что, безусловно, связано с прилегающими к дорожному полотну биотопами. Проезд по новому участку автодороги осуществлялся почти ежедневно в будние дни по пути на работу и обратно.

Ростовская область занимает лидирующие позиции по производству зерна в России. Выход к Азовскому морю и развитая портовая инфраструктура обусловливает высокие возможности региона по вывозу продукции растениеводства морским путём. К портовым элеваторам Азова, Ростова-на-Дону и Таганрога направляется большое число зерновозов не только из Ростовской, но и из соседних областей. Интенсивность перевозки зерна особенно высока на участках дорог, напрямую ведущих к элеваторам - конечным пунктам доставки этих грузов.

Число зерновозов, проезжающих по автотрассе Ростов-на-Дону — Азов, высокое на протяжении круглого года, хотя в определённые периоды может снижаться. Выраженные пики прослеживаются в начале лета, когда ведётся вывоз остатков зерна прошлого урожая перед началом уборочной и во второй половине лета — когда идёт уборка зерновых текущего урожая и после её завершения. Фактически вся просыпь, концентрирующаяся на обочинах дороги, представлена пшеницей (возможно, был также ячмень). Только изредка попадались отдельные зёрна кукурузы и семена гороха. Очевидно, это связано с тем, что основной зерновой груз, доставляемый в порты региона — это пшеница. Но также имеет значение размер семян — более крупные кукуруза и горох почти не просыпаются в щели, которые так или иначе присутствуют в кузовах зерновозов.

Новый участок автотрассы относится к дорогам первой категории, и высокая скорость проезжающего автотранспорта приводит к тому, что упавшие с зерновоза зёрна воздушными потоками от едущих машин быстро относятся к обочинам, а также к разделительной полосе. Регулярный проезд зерновозов постоянно добавляет всё новые и новые порции пшеницы, которая постепенно начинает накапливаться в виде сплошного или прерывистого слоя семян на асфальте и становится хорошо заметной (рис. 1). Естественно, что те птицы, для которых пше -

ница — привлекательный корм, начинают регулярно прилетать или выходить сюда на кормёжку, тем более что обилие зёрен на обочинах даёт возможность быстрого насыщения. Чаще всех вдоль этого участка дороги встречаются сизые голуби Columba livia, прилетающие кормиться стаями по несколько десятков особей из ближайших населённых пунктов (Азов, село Кулешовка), фазаны Phasianus colchicus и кряквы. Два последних вида — обычные обитатели прилегающих с обоих сторон к дороге пойменных местообитаний. И если фазаны начали использовать обочины дороги для кормёжки сразу по окончанию её строительства, то кряквы чаще стали отмечаться на дороге только в последние годы, особенно в 2023 году.

Рис. 1. Просыпь пшеницы на новом участке автодороги Ростов-на-Дону — Азов, оборудованной барьерными ограждениями (отбойниками): слева — обочина, справа — разделительная полоса.

25 сентября 2023. Фото автора

Гнездовые стации крякв находятся по обе стороны автотрассы — это места вдоль каналов, по дамбам бывших рыборазводных прудов, а также Лебяжье озеро. Самки начинают выводить своих птенцов на обочины дороги кормиться зерном, когда те ещё не умеют летать. По мере роста утят такие выходы становятся постоянными, и в утренние часы фактически каждый день можно наблюдать кормящихся по обочинам дороги как взрослых уток, так и подрастающий молодняк (рис. 2, 3). В сложившихся обстоятельствах кряквы явно расценивают всю обочину дороги вдоль Лебяжьего озера, засыпанную зерном, как постоянную и обильную кормушку. Утки с плёсов озера и с тростниковых зарослей поднимаются по высокому откосу на обочины и кормятся здесь зерном до полного на-

сыщения. Проезжающего на высокой скорости автотранспорта кряквы особо не боятся, а при попытке машины остановиться — на время прячутся за барьерные ограждения, но потом снова выходят обратно. Несмотря на то, что зерна на обочине много, утки достаточно охотно перемещаются по асфальтированной поверхности и иногда делают попытки перебежать проезжую часть дороги до разделительной полосы. На ней также установлен отбойник и под ним собирается много пшеницы. Возможно, кряквы её видят и пытаются до неё добежать. Некоторым уткам, по-видимому, это удаётся. Обилие зерна приводит к быстрому насыщению уток, что хорошо заметно по полностью наполненным и отвисающим зобам у бегающих птиц. Несмотря на это, кряквы — выводками или поодиночке — продолжают перемещаться по обочинам ещё какое-то время, прежде чем уйти на озеро или спустится к каналам.

Рис. 2. Подросшие птенцы крякв Апа$рШутЬупсЫз, выбегающие кормится зерном на новый участок автодороги Ростов-на-Дону — Азов. 14 июня 2023. Фото автора

Хотя при кормёжке зерном кряквы приурочены к обочинам дороги, они достаточно часто становятся жертвами движущихся автомобилей (рис. 4). Причём в некоторых случаях машины сбивают сразу несколько особей. Погибшие утки остаются лежать на обочине, а уцелевшие из этого выводка продолжают кормиться, не обращая внимание на опасность, которая им грозит от едущего автотранспорта. В течение июня-июля 2023 года на обочинах дороги, а точнее — на её семикилометровом отрезке, проходящем по низине дельты Дона, обнаружено 26 погибших крякв (самки и молодняк), то есть порядка трёх полных выводков этих уток. Скорее всего, сбитых крякв было больше, так как не все они оставались на обочине, где их легко заметить, и не во все дни осуществлялся проезд по этому участку автодороги, что позволяло фиксировать мёртвых птиц.

Рис. 3. Выводки крякв Anas platyrhynchos, кормящиеся просыпью пшеницы на обочине нового участка автодороги Ростов-на-Дону — Азов. 5 июля 2023. Фото автора

Рис. 4. Кряквы Anasplatyrhynchos, погибшие во время кормёжки на новом участке автодороги Ростов-на-Дону — Азов. Июль 2023 года. Фото автора

Таким образом, за последние годы на новом участке дороги Ростов -на-Дону — Азов из-за обилия пшеницы, высыпающейся из зерновозов, следующих в портовые элеваторы, сформировалась своеобразная подкормочная площадка для птиц, использующих зерновой корм. Можно сделать смелое предположение, что объём высыпающейся только на этом участке дороги пшеницы больше, чем весь корм для птиц, приносимый для них зимой заботливыми горожанами Ростова-на-Дону и Азова. Кряквы, а также фазаны, обитающие в естественных местообитаниях вдоль дорожного полотна, стали постоянными посетителями этой кормушки, которая регулярно пополняется на протяжении круглого года. В первой половине лета на обочины дороги, местами покрытые сплошным слоем зёрен пшеницы, самки крякв выводят своих подросших птенцов, которые ещё не умеют летать. Однако ежедневные выходы уток на дорогу приводят не только к быстрому насыщению птиц, но и к частой гибели их под колёсами автотранспорта. Характерно, что кряквы используют эту дорожную кормушку только в летний период, а в остальные месяцы фактически здесь не встречаются, хотя пшеница продолжает просыпаться с проезжающих зерновозов.

Литератур а

Коробова И.Н., Глущенко Ю.Н., Коробов Д.В. 2014. Гибель птиц на автомобильных дорогах Юго-Западного Приморья // Рус. орнитол. журн. 23 (1073): 3691-3696. EDN: SZRYUF Кухта А.Е., Москвитин С.С. 2012. Гибель птиц на автодорогах в окрестностях г. Томска //

Вестн. Томск. ун-та. Биол. 1 (17): 85-94. Наумов Н.П. 1963. Экология животных. М.: 1-614.

Резанов А.Г., Резанов А.А. 2009. Трофические связи птиц с транспортными магистралями

и наземным транспортом // Рус. орнитол. журн. 18 (481): 723-742. EDN: KEZXZH Тишков А.А., Баскин Л.М. 2022. Гибель животных на автодорогах староосвоенных регионов Европейской России: оценки и рекомендации к снижению // Теоретическая и прикладная экология 1: 217-226. Хохлов А.Н. 1981. Гибель птиц на автодорогах // Природа 9: 51.

Хохлов А.Н. 1991. Новые сведения о гибели птиц на автодорогах Ставрополья // Актуальные вопросы экологии и охраны природы Ставропольского края и сопредельных территорий: Материалы науч.-практ. конф. Ставрополь: 165-169. Хохлов А.Н., Ильюх М.П., Шевцов А.С. 2010. О гибели птиц на автотрассах восточного Ставрополья // Орнитология в Северной Евразии. Материалы 13-й Международ. орнитол. конф. Сев. Евразии. Оренбург: 319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.