Научная статья на тему 'Дорога и готическая образность в архитектуре и изобразительном искусстве Европейского и русского романтизма'

Дорога и готическая образность в архитектуре и изобразительном искусстве Европейского и русского романтизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
853
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОГА / МОТИВ / ГОТИКА / НЕОГОТИКА / РОМАНТИЗМ / МЕЧТА / РУИНЫ / ПРОШЛОЕ / БУДУЩЕЕ / ROAD / MOTIVE / GOTIC / GOTHIC REVIVAL / ROMANTICISM / DREAM / RUINS / PAST / FUTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Саркисян Диана Арамовна

Статья посвящена выявлению взаимосвязи мотивов дороги и образов готики в изобразительном искусстве немецкого романтизма (картины Каспара Давида Фридриха и Карла Фридриха Шинкеля) и в архитектуре неоготики 19 века (павильоны Царского Села, вокзал Бенуа в Петергофе и др.), а также трансформации этих мотивов при переходе из живописной формы в архитектурную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Road and the Gothic Figurativeness in Architecture and Fine Arts of the European and Russian Romanticism

We investigated the relatioship of motives of a road and gothic in the fine art of German romanticism (Caspar David Friedrich and Karl Friedrich Schinkel paintings) and Gothic Revival architecture (pavillions of Tsarskoye Selo, Railway station of Benua etc.) and transformation of this motives in the transition from the painting form to the architectural form. We also show that in the culture of the 19th century the path among the different places and the path through the different times are very much related, and in architecture the path around the world is usually going on inside the ' antiquity' (Gothic building), and the past that expressed by the Gothic building, as though contains whole world within itself/.In this case, the architectural image of this Gothic building is similar to the image of the road to it, and guides us or to the past or to the future: the ruins are usually escorted us to the past, which for us is not easily available or, way or another hidden or separated from us. In comparison with the Middle Ages during the 19th century image of the world that was assembled in Gothic building, is transformed from an assembly of representatives of all social classes of all time into assembly of representatives and artifacts of all nations.

Текст научной работы на тему «Дорога и готическая образность в архитектуре и изобразительном искусстве Европейского и русского романтизма»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 3. Вып. 2 • 2013

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit

Страница будущих «Платонов и быстрых разумом Невтонов»

УДК (7.035.35:72.035.3X114:115)

Саркисян Д.А.

Научный руководитель Лосева

Дорога и готическая образность в архитектуре и изобразительном искусстве европейского и русского романтизма

Саркисян Диана Арамовна, ученица 9 класса школы № 1199 (Москва).

Статья посвящена выявлению взаимосвязи мотивов дороги и образов готики в изобразительном искусстве немецкого романтизма (картины Каспара Давида Фридриха и Карла Фридриха Шинкеля) и в архитектуре неоготики 19 века (павильоны Царского Села, вокзал Бенуа в Петергофе и др.), а также трансформации этих мотивов при переходе из живописной формы в архитектурную.

Ключевые слова: мотив, готика, неоготика, романтизм, мечта, руины, прошлое, будущее.

Моя задача состояла в выявлении взаимосвязи мотивов дороги и образов готики в изобразительном искусстве немецкого романтизма и архитектуре неоготики 19 века, а также трансформацию этих мотивов при переходе из живописной формы в архитектурную.

Мною были рассмотрены картины Каспара Давида Фридриха (1774—1840) и Карла Фридриха Шинкеля (1781—1841) — немецких художников эпохи романтизма.

Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich, 1774— 1840), немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Герма-ни

Проанализируем и сравним картины Каспара Давида Фридриха и Карла Фридриха Шинкеля, на которых изображена дорога и готическая постройка. Картины Фридриха обычно имеют следующую композицию: готическая церковь находится на среднем или дальнем плане, на переднем плане обычно изображены люди, любующиеся ею. Назовем это первым типом композиции. Заметим, что между людьми и постройкой находятся либо вода или туман, либо балкон или закрытые ворота. Иначе говоря, существует некая преграда между человеком и храмом. Можно даже сказать, что это преграда между прошлым и действительностью, так как храм — средневековая постройка, то есть воплощение прошлого; а люди, которые смотрят на храм — молодые и выглядят по моде того времени, то есть они как бы смотрят на это прошлое из настоящего.

Карл Фридрих Шинкель (Karl Friedrich Schinkel; 1781—1841), немецкий архитектор и художник, лидер «романтического историзма» в немецком зодчестве

A page for the future 'Platos and quick thinking Newtons'

(M.V. Lomonosov) /

Die Seite der zukünftigen "Platons und schnell denkenden Newtons”

(M.W. Lomonossow)

гасия Станиславовна

Саркисян Д.А. Дорога и готическая образность

В АРХИТЕКТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО РОМАНТИЗМА

Каспар Давид Фридрих. Сестры на балконе, 1820 Каспар Давид Фридрих. Ворота на кладбище, 1825—1830

Еще примечательно то, что они как бы схожи с храмом, имеется некая парность — орнаментальное подобие некоторых объектов друг другу. Иногда таких подобий несколько: например, шпили храма схожи и с мачтами, и с фигурами девушек.

На картине «Зимний пейзаж с церковью» «парой» храму являются ели — живой, как и человек, элемент природы. «Парные» объекты схожи не только орнаментально, но и по смыслу, содержанию, например, крест как бы «вырастает» из деревьев, внося в природу сакральное начало и делая ее более схожей с храмом. Молящийся человек тоже как бы «вырастает» из камня, у которого он сидит, то есть природа порождает это сакральное начало.

По цвету и форме крест также похож на костыли и на ствол ели. Распятый Иисус и молящийся в какой-то мере подобны друг другу (по позе).

Более часто встречаются картины со вторым типом композиции: их центр — это готическая руина, изображенная на переднем плане, обычно в виде арки, и через нее проходят монахи, совершая некий обряд. Вокруг зачастую изображены голые деревья и кладбище.

Саркисян Д.А. Дорога и готическая образность

В АРХИТЕКТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО РОМАНТИЗМА

Голые деревья образуют некую дорогу, похожую на нефы, то есть природа становится частью храма. При этом в данном случае она не порождает храм, а наоборот, уже "умершая" архитектура перевоплощается в природу. Голые деревья тоже «мертвы», как и руины. Можно сделать вывод, что и в этом типе композиции природа порождает сакральное начало, подобное ей, или же наоборот, но при этом они равносильны.

Каспар Давид Фридрих. Монастырское кладбище в лесу, 1819

У Шинкеля все рассматриваемые мной картины схожи по композиции: акцентируется готический храм, а также вода, около которой он находится. Исключением является картина «Замок на берегу реки», где акцентировано расположенное в центре дерево, а не готическая постройка на третьем плане.

Карл Фридрих Шинкель. Готическая церковь на скале у моря, 1815

Карл Фридрих Шинкель. Замок на берегу реки, 1820

Саркисян Д.А. Дорога и готическая образность

В АРХИТЕКТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО РОМАНТИЗМА

Рассмотрим архитектуру, изображенную на картинах.

На картинах первого типа у Фридриха и особенно у Шинкеля готические постройки грандиозны, огромны, но при этом воздушны и имеют множество мелких декоративных элементов. По идее, настолько сложные храмы построить было невозможно, то есть это фантазия художника. И зритель это понимал, так как Шинкель жил и писал в Германии немецкие пейзажи, и зритель знал, что этих построек нет.

В картинах второго типа у Фридриха изображены руины средневековых храмов, но они тоже фантазийны. Ощущение нереальности создают, во-первых, монохромный колорит, во-вторых, совершение некого обряда, но на руинах, а не в храме. Судя по фантазийности картин как Фридриха, так и Шинкеля, можно сделать вывод, что художники были одержимы идеей некой мечты, причем мечты о прошлом, но Фридрих передавал как бы горечь того, что это прошлое уже утрачено (руины), а Шинкель изображал пышность средневековых храмов, представляя зрителю средневековье как нечто прекрасное и возвышенное.

Каспар Давид Фридрих. Аббатство в дубовом лесу, 1810 Карл Фридрих Шинкель. Средневековый замок

у реки,1815

Саркисян Д.А. Дорога и готическая образность

В АРХИТЕКТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО РОМАНТИЗМА

Также у Фридриха есть картина «Мечтатель» (одна из наиболее поздних его работ), где изображена как бы «мечта на мечте» — мечтающий человек сидит на вымышленной готической арке.

Каспар Давид Фридрих. Мечтатель, 1840

Идеи воспоминания о прошлом у Шинкеля нет, но есть схожие идеи парности и порождения архитектуры из природы. Например, и храм, и город не просто построены на скале, они как бы «вырастают» из нее. Пышные деревья подобны пышно украшенному храму.

Фрагмент картины Кар-ли Фридриха Шинкеля. «Средневековый замок у воды» (город и замок «вырастают» из скалы)

Слева и в центре — фрагменты картин Карли Фридриха Шинкеля.

«Средневековый замок у реки» (слева; величественный храм — пышная растительность) и «Средневековый замок у воды» (в центре; соотношение скалы и замка).

Справа — фрагмент картины Каспара Давида Фридриха «Аббатство в дубовом лесу» (природа и архитектура — равносильны)

Однако у Шинкеля архитектура — совершенство природы, у Фридриха же природа и нечто порожденное ею равносильны (заметно, что у Шинкеля скала выделена не столько, сколько храм).

Саркисян Д.А. Дорога и готическая образность

В АРХИТЕКТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО РОМАНТИЗМА

Рассмотрим, какой у художников изображена погода. У Фридриха она соответствует сюжету: обычно изображена мрачная, пасмурная погода, есть множество монохромных картин, которые и невозможно было написать цветными, ведь для изображения пасмурного неба, снега на земле и небольшой человеческой фигуры вполне достаточно черно-белой гаммы. Заметим, что всегда изображен зимний пейзаж. В более поздних картинах, где появляется мотив новой жизни, — уже солнечно, лето.

Каспар Давид Фридрих. Зима. 1808 Каспар Давид Фридрих. Руины Элдена. 1825.

У Шинкеля погода всегда ясная, солнечная, много деревьев и зелени, лето. Примечательно, что несколько состояний погоды одновременны: на одной картине — и тучи, и дождь, и радуга. К тому же, можно предположить, что храм, вырастающий из скалы, тоже является изображением одного и того же в разное время, ведь он сделан из нее, и можно сделать вывод, что Шинкель изображал путь чего-либо во времени.

Фрагменты картин К.Ф.Шихтеля «Средневековый замок у воды» (слева) и «Замок на берегу реки» (справа): погоад

Фрагменты картин К.Ф.Шихтеля «Готическая церковь на скале у моря» (слева) и «Средневековый замок у реки» (справа): погоад

Саркисян Д.А. Дорога и готическая образность

В АРХИТЕКТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО РОМАНТИЗМА

Рассмотрим главных героев картин и их путь.

На картинах первого типа у Фридриха герои неподвижны, то есть отсутствует физический путь к храму. Но присутствует внутренний — герои обращены к храму взглядом и позой, человек как бы ступает к храму. Например, это люди, созерцающие храм с балкона или молящийся человек и Иисус, которые как бы смотрят друг на друга.

Фрагменты картин К.Д. Фридриха.

Слева — «Сестры на балконе», слева — «Зимний пейзаж с церковью»

В картинах второго типа мы видим процессию монахов, проходящих «сквозь» руину, или же герой проходит мимо руины или даже сидит на ней. Храм, от которого остались руины, был построен давно, то есть путь в него — путь в прошлое. Заметим, что этот путь — сложный, ведь дорога занесена снегом, а также нетороплив, спокоен.

Фрагменты картин К.Д. Фридриха «Монастырское кладбище в лесу» (слева), «Аббатство в дубовом лесу» (в центре) и «Мечтатель» (справа)

На картинах у Фридриха гораздо меньше людей, чем у Шинкеля, где порой целая толпа движется прямиком к храму. У Шинкеля церковь хоть и находится на острове у воды, вода не является преградой на пути к ней: имеются мосты, пристани. Даже радугу можно трактовать как мост между небом и землей.

Фрагменты картин К.Ф. Шинкеля «Средневековый замок у воды» (слева) и «Средневековый замок у реки» (в центре и слева)

Саркисян Д.А. Дорога и готическая образность

В АРХИТЕКТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО РОМАНТИЗМА

Иначе говоря, церковь можно назвать центром композиции, но не только из-за своего размещения на полотне, ведь к ней ведут все дороги со всех сторон. Движение людей к храму более быстрое и стремительное, чем у Фридриха, что подчеркивает устремленность всего к центру, как дорог, так и героев.

Можно сделать вывод, что на картинах Фридриха существует только внутренняя связь между человеком и храмом. У Шинкеля же такая связь прямая, физическая, люди идут к храму, но внутренний мир каждого из них не изображается. Из этого следует, что храм у Фридриха — только здание, а связь с Богом происходит во внутреннем мире; у Шинкеля церковь является еще и общиной, собранием верующих, но нет личного общения с Богом.

Рассмотрим идею "жизни". На полотнах Фридриха нередко изображается кладбище (имеются в виду картины с композицией второго типа). В центре находится руина, то есть "умершая" архитектура, окруженная захоронениями, то есть умершими людьми.

Фрагменты картин К.Д. Фридриха Каспар Давид Фридрих. Мо-

«Монастырское кладбище в лесу» (слева), «Аббатство в дубовом лесу» (справа) настырское кладбище в сне-

гу (Зимний пейзаж). 1819

Идея новой жизни на руинах храма и на руинах прошлого появляется у Фридриха в более поздних полотнах, таких как «Луга под Грайфсвальдом» или «Руины Элдена». Но эта жизнь уже более простая, как мы видим, маленький крестьянский домик ничтожен на фоне руин гигантского храма. Это тоже сравнение прошлого с действительностью, причем подчеркивается торжество и преобладание прошлого.

Каспар Давид Фридрих. Луга под Грайфсвальдом, 1821 Каспар Давид Фридрих. Руины Элдена. Фрагмент

У Шинкеля нет идеи прошлого и идеи смерти, однако есть некая ссылка на будущее. Можно предположить, что изображаемый им город — град Божий, судя по нереальной, «неземной» величественности, светлости и красоте всего изображенного, а также вознесенности его над землей, скала становится пьедесталом для него, не говоря уже о самой его величественности.

Проанализируем некоторые неоготические постройки 19 в. и найдем в них идеи и мотивы, которые мы проследили у Фридриха и Шинкеля. Эти постройки таковы: Петергофский вокзал (арх. Н.Л. Бенуа, 1855—1857, Петергоф); Хрусталь-

Саркисян Д.А. Дорога и готическая образность

В АРХИТЕКТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО РОМАНТИЗМА

ный дворец в Лондоне для первой Всемирной выставки (арх. Дж. Пакстон, 1851, Лондон); Парковые павильоны в Александровском парке в Царском Селе (арх. А.А. Менелас): Арсенал (1834); Белая Башня (1821 — 1827); Ворота-руины около Белой Башни (1821 — 1827); Шапель (1828); Ламский павильон (1820—1822); Пенсионерские конюшни (1827—1829).

Хрустальный дворец — временное стеклянное сооружение, которое предназначалось для Первой Всемирной выставки в 1851г. в Лондоне. Выставка посвящалась новым техническим изобретениям разных стран, а именно: Швейцария, Италия, Франция, Великобритания, Германия, Бельгия, Австрия, Греция, Испания, Португалия, Пруссия, Бавария, Дания, Швеция, Россия, США, Китай, Индия, Персия, Тунис, некоторые страны Африки и Вест-Индии. В основном каждый павильон представлялся отдельной страной, то есть путешествуя по выставке, посетитель путешествует по миру. К тому же он видит новые изобретения, технологии будущего, находясь в постройке, построенной по последнему слову техники (это одно из первых полностью стеклянных зданий с металлическими модульными конструкциями), однако она имеет план трехнефной средневековой базилики, то есть древнего сооружения.

Хрустальный дворец, Лондон, 1851 г., арх. Дж. Пакстон

К тому же стены, состоящие из стеклянных блоков, схожи с прорезанными и воздушными стенами готических соборов, в обеих постройках имеет место некая дематериализация плоскости стены.

Изначальная цель готического храма в средневековье — сплести корону Господу из всех живых существ. Это проявляется в том, что в храмах в витражах и в виде скульптур изображены представители всех сословий всех времен, то есть и простые крестьяне, и горожане, и рыцари, и даже святые, то есть как бы весь мир. В Хрустальном Дворце это проявлено по-другому, но в целом идея осталась такой же — показаны представители и изобретения разных стран, а не разных сословий и времен.

Проанализируем некоторые павильоны Царского Села.

Александровский парк Царского Села. План

Саркисян Д.А. Дорога и готическая образность

В АРХИТЕКТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО РОМАНТИЗМА

Белая Башня предназначалась для спортивных занятий детей Николая I. Она не напоминает ни храм, ни руину, однако рядом расположены ворота-руины. Примечательно то, что ведут к башне они не со стороны близлежащих дорог. Заметим, что Белая Башня также окружена рвом, валом и кирпичной стеной, причем со стороны дорог. То есть присутствует образ недоступности, преграды, который мы видели у Фридриха, а путь — непрямой, извилистый.

I

Белая Башня, Царское Село, 1821—1827, арх. А.А. Менелас.

Слева — современный вид, в центре — гравюра 19 века, на которой изображены Белая Башня и ворота-руины,

слева — фотография начала 20 в..

Арсенал — это хранилище собранного в разных странах оружия Николая I. Примечательно местоположение павильона — он окружен густыми лесными насаждениями, спрятан среди них, однако к нему ведет множество дорог, причем самых разнообразных по «извилистости» и ширине, причем одна из них ведет напрямую из Екатерининского дворца. То есть пути к Арсеналу разнообразны, но сложны, и, несмотря на их наличие, он скрыт, спрятан от зрителя, создается ощущение недоступности.

Арсенал, Царское Село, 1819—1834, арх. А.А. Менелас.

Слева — акварель В.Е. Галямина (1835), справа — современные виды

Путешествуя по павильону, мы как бы путешествуем по разным странам, так как в павильоне собрано оружие из разных стран. Внутри также создается иллюзия средневековья: в коридорах стоят рыцари, самих входящих тоже посвящают в рыцари. Эти мотивы схожи с мотивами, которые мы видели в Хрустальном дворце — мы попадаем в другую эпоху и одновременно путешествуем по всему миру.

Саркисян Д.А. Дорога и готическая образность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В АРХИТЕКТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО РОМАНТИЗМА

Павильон Шапель стилизован под разрушенную часовню 14 века (поздняя готика). Он был построен изначально с одной разрушенной башней по замыслу архитектора.

Создается иллюзия, что эта постройка очень древняя, и у зрителя возникает ощущение, что он находится в Европе. Причем это европейское прошлое, таких построек в России не было, особенно здесь, в малоосвоенных землях на побережье Балтики, то есть архитектор корректирует историю этого места.

Шапель, Царское Село, 1825—1828, арх. А.А. Менелас Слева — рисунок П.Ф. Бореля (1892), в центре и справа — современные виды

К западу от Арсенала располагается Ламский павильон, предназначенный для лам, привезенных из Южной Америки. Появляется мотив отдаленности, дальнего пути; к тому же павильон достаточно отдален от остальных павильонов Царского Села, находится практически на его окраине. А Южная Америка тоже является окраиной, только уже всего мира. Получается, что парк Царского Села в какой-то мере уподобляется всему миру.

Пенсионерские конюшни — павильон, построенный для старых лошадей «на пенсии». Новая постройка была построена для доживающих свой век лошадей, новое было создано для умирающего. Вокруг конюшни разместилось кладбище лошадей — схожую композицию, где кладбище окружает небольшую готическую постройку-руину, мы видели на многих полотнах Фридриха. Человек приходит к своей старой лошади, которая служила ему в прошлом, то есть тоже со-

Саркисян Д.А. Дорога и готическая образность

В АРХИТЕКТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО РОМАНТИЗМА

вершает некий путь в прошлое, как, собственно, и монахи на картинах Фридриха. Время жизни лошадей короче жизни людей, а время жизни людей короче времени существования построек, и архитектор представляет нам одновременно все три элемента этой последовательности.

Пенсионерские конюшни в Царском Селе, 1827—1829, арх. А.А. Менелас.

Слева — А.-П. Бланшар. Пенсионерские конюшни и кладбище Собственного Императорского седла в Царском Селе, 1860-е гг.;

в центре — фото 1930-х гг., справа — современный вид

Мотив дороги прослеживается также в том, что лошади служили транспортом, и тот, кто навещает лошадь, вспоминает о всех своих путешествиях на этой лошади, находясь при этом в готической постройке.

Заметим, что все эти павильоны находятся в пейзажной части Александровского парка, английского по своему типу — парком, где доминирует природа, ее стихия, асимметрия. Готика павильонов, в основном английская, сродни такой стихии. Почти все павильоны ассиметричны, самым ярким примером можно назвать частично разрушенную Шапель.

Постройки хоть и являются парковыми павильонами, носящими отчасти игровой характер, они все же имеют некое бытовое предназначение, в отличие от колоссальных храмов, изображаемых Шинкелем и Фридрихом. Примечательно и то, что они сделаны из кирпича и относительно невелики, приземлены, «тяжелы». Постройки же на картинах, наоборот, каменные, но огромные, притом воздушные, легкие и стремящиеся вверх.

Вокзал Бенуа имел более практическое предназначение. К тому же он был рассчитан на большее количество людей. То есть возможности широко экспериментировать со стилем здесь более ограничены, хотя бы из-за необходимости использовать эту постройку по конкретному назначению.

Вокзал в Новом Петергофе, 1854—1857 гг., арх. Н.Л. Бенуа. Справа — гравюра конца 19 века, справа — современный вид

Рассмотрим композицию ансамбля Петергофского вокзала. Он, как и все ранее описанные готические постройки, напоминает средневековую, и, попадая туда, человек попадает в прошлое. При этом в реальности люди приезжают на вокзал из других мест, а попадая в Петергоф, попадают и в прошлое, в европейское прошлое, и мы видим тот же, что и в Шапели, мотив корректировки истории этого места. Еще из этого можно сделать вывод, что пространственный и вре-

Саркисян Д.А. Дорога и готическая образность

В АРХИТЕКТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО РОМАНТИЗМА

менной пути совмещены. Железнодорожные пути входят прямо внутрь здания вокзала, что в какой-то мере усиливает

Слева — вокзал Бенуа в Новом Петергофе, справа — фрагмент картины К.Д. Фридриха «Монастырское кладбище в лесу»

Вокзал схож с готическим храмом с двубашенным фасадом (в отличие от парковых павильонов Царского Села, имевших образ руины), при этом отсутствуют особые элементы, придающие облик частичной разрушенности. «Мечтательные» эмоции, присущие романтизму, выражены по-другому: постройка напоминает светлый и достаточно большой храм, она имеет множество декоративных элементов и больше напоминает фантазийные соборы, изображаемые Шинкелем.

Слева — башня вокзала Бенуа в Новом Петергофе, справа — фрагмент картины К.Ф. Шин-келя «Средневековый замок у воды»

Возможно, это связано с тем, что Петергоф был главным пунктом этой железной дороги, и люди, приезжающие сюда, должны были видеть нечто совершенное, хотя бы потому, что Петергоф был официальной летней резиденцией Николая I. Вокзал — это как врата в город, которые должны создавать первое впечатление о городе, быть его «визитной карточкой» и передавать образ города, ведь это первое, что видят приезжающие в Петергоф. К тому же башенка вокзала делает его похожим не только на храм, но и на некое крепостное сооружение. Сходство с таковым вокзал имеет по своему расположению: крепость, как и вокзал, — первое, что видят те, кто только пришел или приехал в город.

Создавая образ древней и полуразрушенной постройки, архитектор, например, Менелас, подразумевает сравнение Средневековья с настоящим, с действительностью, так как акцентирует разницу времен; Бенуа, делая иначе, создает образ совершенства. В парковых павильонах может находиться император, кто-то из его семьи, приближенных или гостей, и эти павильоны служат скорее развлечением в виде экскурсии по прошлому. Новый Петергоф же должен получить всероссийскую славу. Заметим, что на картинах у Шинкеля изображено множество людей, стремящихся к храму, даже толпа, и эта толпа не мечтает, не уделяется внимание внутреннему миру каждого ее участника. На вокзале люди выглядят похоже на персонажей у Шинкеля: их много, они немного суетятся, никто не будет стоять на вокзале для того, чтобы им любоваться и погружаться в мечтания.

Итак, в культуре 19 века путь по разным местам и путь по разным временам очень взаимосвязаны, причем в архитектуре обычно путь по всему миру происходит внутри древнего (готической постройки), и прошлое, выраженное готической постройкой, как бы содержит в себе весь мир. Причем архитектурный образ этой готической постройки схож с образом дороги к ней, а также направляет нас либо на прошлое, либо на будущее: руины обычно провожают нас в прошлое, которое для нас недоступно или труднодоступно, спрятано или отгорожено от нас; атмосфера вокруг обычно тем-

это ощущение. Нечто похожее на это мы видели на картинах второго типа у Фридриха.

Саркисян Д.А. Дорога и готическая образность

В АРХИТЕКТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО РОМАНТИЗМА

(V/ V \ |— V/ V/

например, мрачный зимний лес). Если же путь к готике прямой, широкий, ее окружает множество людей, обычно он является дорогой в будущее, к чему-то светлому (у Шинкеля это Царство Небесное, у Бенуа — новая царская резиденция, у Пакстона — Первая Всемирная выставка технических новшеств), и готическое сооружение — большое, величественное, светлое, со множеством архитектурных изысков; пейзаж вокруг летний, солнечный (в живописи). Иначе говоря, одни авторы подчеркивают былую величественность готического сооружения и выражают горечь его утраты и простоту настоящего; другие же изображают его в виде приукрашенного мечтой будущего.

Только при переходе в архитектурную форму руина становится цельным зданием, и «руинность» и разрушенность выражается в деталях, а не в отсутствии или разрушенности несущих конструкций. Храм, изображенный идеалом и чудом архитектуры, упрощается, так как настолько сложный храм построить практически невозможно, к тому же, это не храм, а некая более бытовая постройка, и такая роскошь и пышность уже не нужны. Это проявляется в первую очередь в размерах и архитектурных деталях.

Как мы уже упомянули, изменяется предназначение постройки. Готическая форма, ранее присущая только храмам и часовням, то есть сакральным постройкам, переносится на светские или бытовые сооружения. К тому же, происходит некоторое отклонение от изначального смысла готики сплести корону Господу из всего живого; несмотря на то, что эта идея частично сохраняется, к Господу сооружение уже никак не обращено. Цель строительства уже не сакральная. Идея собрания всего мира в готической постройке эволюционирует в идею движения, пути по всему миру, и эти пути выносятся наружу, превращая вокзал в пристанище на пути по всему миру. Можно сделать вывод о некой последовательности, по которой развивался этот мотив: у художников готическая постройка является проводником в прошлое или будущее, в Хрустальном дворце и павильонах Царского Села, а также в самих средневековых соборах — центром, в котором сконцентрирован весь мир, у Бенуа — одним из пунктов на дороге по всему миру.

Образ всего мира, собранного в готической постройке (мы его наблюдали в Хрустальном дворце, Арсенале, отчасти в Ламском павильоне), трансформируется из собрания представителей всех сословий всех времен до собрания представителей и экспонатов всех стран. Это объясняется тем, что в Средневековье связь была развита недостаточно, то есть они мало знали друг о друге, да и стран было меньше, чем в 19 веке; все люди дифференцировались в основном по признаку социального положения. В 19 веке все страны уже открыты, мир чувствует себя единым, развивается транспорт, и понятие объединения всего мира становится сугубо географическим.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Государственный художественно-архитектурный дворцовопарковый музей-заповедник «Царское Село». Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.museum.ru/M119

2. Санкт-Петербург и пригороды. Альбом / Ред. И. Львова, И. Харитонова. СПб.: П-2, 2009.

3. Семенова Г.В. Царское Село. СПб.: Серебряный век, 2009.

4. Федотова Е. Каспар Давид Фридрих. М.: Белый город, 2002. (Мастера живописи).

5. Karl Friedrich Schinkel in the Web Gallery of Art. URL: http://www.

1. Gosudarstvennyi khudozhestvenno-arkhitekturnyi dvortsovo-parkovyi muzei-zapovednik «Tsarskoe Selo». Ofitsial'nyi sait. URL: http://www.museum.ru/M119

2. Sankt-Peterburg i prigorody. Al'bom. Red. I. L'vova, I. Kharitonova. P-2, S-Peterburg. 2009.

3. Semenova G.V. (2009). Tsarskoe Selo. Serebryanyi vek, S-Peterburg.

4. Fedotova E. (2002). Kaspar David Fridrikh. Belyi gorod, Moskva. (Mastera zhivopisi).

rtcyclopedia.com/artists/schinkel_karl_friedrich.html

THE ROAD AND THE GOTHIC FIGURATIVENESS

IN ARCHITECTURE AND FINE ARTS OF THE EUROPEAN AND RUSSIAN ROMANTICISM

Diana A. Sarkisyan, pupil of 9th class, School No 1199 (Moscow)

We investigated the relatioship of motives of a road and gothic in the fine art of German romanticism (Caspar David Friedrich and Karl Friedrich Schinkel paintings) and Gothic Revival architecture (pavillions of Tsarskoye Selo, Railway station of Benua etc.) and transformation of this motives in the transition from the painting form to the architectural form.

We also show that in the culture of the 19th century the path among the different places and the path through the different times are very much related, and in architecture the path around the world is usually going on inside the ' antiquity' (Gothic building), and the past that expressed by the Gothic building, as though contains whole world within itself/.In this case, the architectural image of this Gothic building is similar to the image of the road to it, and guides us or to the past or to the future: the ruins are usually escorted us to the past, which for us is not easily available or, way or another hidden or separated from us.

In comparison with the Middle Ages during the 19th century image of the world that was assembled in Gothic building, is transformed from an assembly of representatives of all social classes of all time into assembly of representatives and artifacts of all nations.

Keywords: motive , gotic, Gothic Revival, romanticism, dream, ruins, past, future.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.