Научная статья на тему 'ДОРИАН ГРЕЙ В ФОКУСЕ ПСИХОАНАЛИЗА: СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА'

ДОРИАН ГРЕЙ В ФОКУСЕ ПСИХОАНАЛИЗА: СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
филологический анализ текста / психоанализ / Дориан Грей / Оскар Уайльд / Портрет Дориана Грея / психологический портрет персонажа

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литвин Елена Юрьевна

в статье анализируется влияние семейных обстоятельств на формирование личности Дориана Грея, главного героя романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». С позиции психоанализа автор рассматривает, как факты биографии повлияли на развитие Эдипова комплекса и нарциссизма Дориана, и приходит к выводу о том, что трагедия главного героя обусловлена детскими травмами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОРИАН ГРЕЙ В ФОКУСЕ ПСИХОАНАЛИЗА: СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА»

ДОРИАН ГРЕЙ В ФОКУСЕ ПСИХОАНАЛИЗА: СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА

Литвин Е.Ю.

Литвин Елена Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра грамматики английского языка им. М.Я. Блоха, Московский государственный педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется влияние семейных обстоятельств на формирование личности Дориана Грея, главного героя романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». С позиции психоанализа автор рассматривает, как факты биографии повлияли на развитие Эдипова комплекса и нарциссизма Дориана, и приходит к выводу о том, что трагедия главного героя обусловлена детскими травмами. Ключевые слова: филологический анализ текста, психоанализ, Дориан Грей, Оскар Уайльд, Портрет Дориана Грея, психологический портрет персонажа.

УДК 801.73

Изучение семейных обстоятельств предоставляет ценный психологический материал, расшифровка которого показывает становление и развитие личности человека. В третьей главе романа «Портрет Дориана Грея» сообщаются важные сведения о семье Дориана. Проанализировав их, можно выяснить причины поведения Дориана Грея.

Маргарет Деверё, мать Дориана, вышла замуж за бедного офицера пехотного полка. Разочарованный отец через несколько месяцев после свадьбы дочери организовал убийство зятя. Маргарет умерла вскоре после рождения сына и, таким образом, Дориана воспитывал дед, скупой и мелочный человек, «все время торговавшийся с извозчиками» [1, с. 118]. Сам Дориан вспоминал деда с содроганием. Лорд Келсо умер за четыре года до начала действия романа; таким образом, он опекал Дориана до шестнадцати лет. Детская Дориана находилась на верхнем этаже дома, затем она превратилась в классную комнату, а после смерти деда мистер Грей ни разу не заходил в эту комнату - до того времени, пока не решил спрятать там портрет. Отдаленность комнаты от других комнат дома объяснялась тем, что лорд Келсо ненавидел внука и старался держать подальше от себя. Когда Дориан входит в бывшую детскую, его внимание акцентируется на массивном разрисованном итальянском сундуке, в котором он часто прятался в своем «одиноком детстве» [1, с. 224].

Таким образом, Дориан Грей воспитывался, лишенный матери, а роль его отца была передана деду; в этой связи четко прослеживается происхождение сильнейшего Эдипова комплекса, во-первых, и отсюда же вырастают черты характера Дориана, во-вторых. Что касается Эдипова комплекса, то сложность ситуации обусловливается тем, что Дориан Грей-мальчик только ненавидел своего деда и боялся его, но не любил. Стресс, полученный мальчиком, таким образом, был сильнее, чем если бы он воспитывался родным отцом. По З. Фрейду, любому мальчику, вне зависимости от ситуации, сложившейся в его семье, «хочется устранить своего отца как соперника» [2, с. 117]; данное желание подавляется страхом перед отцом, способным наказать и этим лишить мужественности сына. Но у ребенка, воспитывающегося в условиях полноценной семьи, ненависть к отцу проходит под воздействием не только этого страха, но и того, что к отцу ребенок испытывает не менее сильное чувство нежности. Так как у Дориана Грея этого чувства к деду не было - он только боялся его так, что прятался в итальянский сундук в своей комнате (читатель только может предположить, почему мальчик прятался туда), он, подавив, вытеснив подсознательное желание «убить» деда как отца, отправляет его в подсознание. Проблема мальчика не была решена, ее решение ее перенеслось на более позднее время: «Вытеснение является наименее эффективным из... способов достижения желаемого примирения конфликта, так как невозможно, в конечном счете, игнорировать инстинктивные влечения. В конце концов, давление либидо становится слишком большим, вытеснение рушится и либидо прорывается наружу... либидо вынуждено пробивать новый выход и извергается на другой объект» [3, с. 55]. Характерно, что впоследствии, когда Дориану Грею исполняется тридцать восемь лет, желание убить отца действительно прорывается наружу и Дориан «на самом деле» убивает художника Бэзила Холлуорда, в котором он начинает видеть виновника своей испорченной жизни. Если учесть, что ранее таким виновником Дориану виделся дед, то очевидно перенесение функции отца с деда на художника, таким образом Эдипов комплекс получает полное свое разрешение.

Характер Дориана Грея также развился из ситуации его детства: «чрезвычайное значение для всей будущей деятельности человека [имеют] впечатления детства и, в особенности, самых первых лет жизни» [4, с. 175], причем «взрослый человек практически ничего не теряет из своих инфантильных душевных формирований, несмотря на все его дальнейшее развитие» [4, с. 176]. Так как лорд Келсо ненавидел внука, у Дориана, помимо Эдипова, развился ряд других комплексов. Во-первых, именно потому, что ребенок

был лишен нежности, у него закрепился стойкий комплекс нарциссизма, который является нормальной, первой стадией проявления любви ребенка: «либидо вначале накапливается в любви к себе - в нарциссизме» [3, с. 51]. Впоследствии любовь к себе должна перерасти в любовь к матери и позже - к отцу, но так как Дориан воспитывался без матери, а потенциальный отец его ненавидел, у мальчика не было возможности перенести на кого бы то ни было свою любовь, любовь к себе осталась доминирующей до конца его жизни, перенести ее во взрослом возрасте на другого человека Дориан уже не смог. В тридцать восемь лет Дориан сам осознает это: «Я бы хотел полюбить... Но кажется, я утратил страсть и забыл о желании. Я слишком сконцентрирован на себе. Я сам стал себе в тягость» [1, с. 324].

Нарциссизм характеризуется тем, что личность находится «под полным влиянием влечений» [5, с. 221], объекты, воспринимаемые ею, подразумеваются только как источники удовольствия; все, что может вызвать неудовольствие, отрицается, более того, развитие «Я» человека возможно в этом случае только если оно находится «в полной власти принципа удовольствия» [5, с. 222]. Таким образом, очевидно, что тяга Дориана к самым различным удовольствиям, его предрасположенность к гедонизму и эстетству обусловлена его детством и вытекающим из него комплексом нарциссизма, другое дело, что эта предрасположенность не означала реализацию «настоящего» эпикурейства и эстетизма и их положений. Лорд Генри во второй главе романа, в ответ на укор Бэзила Холлуорда, что он своими речами сделал с Дорианом Греем, замечает, что это просто «настоящий Дориан» [1, с. 110]. Сам Дориан слушает лорда Генри с открытыми глазами, полными удивления, он открывает себя, впоследствии в главе восьмой он прошепчет лорду Генри следующее: «Вы объяснили мне самого себя, Гарри» [1, с. 202]; шепот здесь означает глубокую интимизацию чувств и доказывает важность сделанного Дорианом заявления.

Характерно, что в начале романа Дориан предстает перед нами бесхарактерным молодым человеком, на которого очень легко повлиять; это объясняется тем, что вследствие отсутствия у мальчика полноценной семьи у него отсутствуют модели поведения и принятия решений. «В раннем детстве индивид усваивает, как он "должен" себя вести» [6, с. 113], это основано на «эмоциональных установках, заимствуемых в раннем детстве у родителей и других лиц, любовь которых мы ценим и боимся потерять» [6, с. 113], у Дориана Грея этих установок не было, и он вынужден был заимствовать их у других людей.

Бэзил Холлуорд, который вел себя по отношению к Дориану как отец, не давал ему объяснения, как следует жить, но только хвалил его и льстил ему. Заметим, что Дориан до появления в его жизни лорда Генри каждый день приходил к художнику; Бэзил давал ему нежность, которой ему не хватало в детстве, но он же первый испортил Дориана, превратив его в избалованного ребенка: в его присутствии Грей капризничает, строит гримасы неудовольствия, наивным шантажом добивается своих целей. Потом в жизни Дориана появляется лорд Генри, представляющий ему модель поведения: Дориан восхищен им, ему нравится в лорде Генри все - его руки, манера говорить, сам его голос, его очарование ит.д., следствием этого является то, что Дориан закономерно перенимает эту модель и начинает жить так, как заповедует лорд Генри, хотя, заметим, сам лорд на самом деле так не живет: «Ты никогда не говоришь ничего хорошего, но не делаешь ничего плохого», - говорит ему Бэзил Холлуорд в первой главе романа [1, с. 83]. Таким образом, Дориан Грей в лице лорда Генри находит очередного заместителя отца - человека, подающего пример и вариант поведения, и выбирает его в ущерб Бэзилу Холлуорду, который не может дать Дориану воспитания.

До встречи с лордом Генри нарциссизм Дориана Грея еще не успел получить своего развития; страх перед дедом и ожидание возможного наказания сдерживали его, он не осознавал, что может жить так, как ему хочется, что только он является хозяином своей жизни и может организовывать ее в зависимости от своего желания. Осознание этого находилось на «втором плане подсознания» [3, с. 60], было вытеснено. Лорд Генри «вытаскивает» второй план сознания Дориана на первое место и этим, с одной стороны, освобождает его, а с другой - подготавливает почву для развития комплекса нарциссизма, который не даст Дориану стать взрослым, но оставляет его, с психологической точки зрения, навечно ребенком. Лорд Генри считает, что именно после этого у Дориана начинается настоящая жизнь:

« "И вы знаете, что вели себя немного глупо, мистер Грей, и что вы на самом деле не возражаете против того, чтобы вам напоминали, как вы необыкновенно молоды".

"Я бы очень серьезно возражал на это утром, лорд Генри".

"А! Этим утром! Вы начали жить с него" » [1, с. 112].

Лорд Генри, несомненно, имеет в виду раскрывшуюся личность Дориана. Дориан с этих пор живет в любви к себе, реализует принцип удовольствия и вследствие этого, как было указано выше, развивает свою личность: «На самом деле было много, особенно среди очень молодых, людей, которые видели, или воображали, что видели в Дориане Грее действительное воплощение того типа личности, о котором они мечтали во времена обучения в Итоне или Оксфорде, личности, сочетающей подлинную культуру ученого с тактом, оригинальностью и изящными манерами гражданина всего мира» [1, с. 223]. Увлечение искусством как объектом, приносящим удовольствие, становится, таким образом, необходимым и целительным - Дориан не смог бы жить без коллекционирования редких произведений искусства, без окружения себя красотой: «Он искал спасения в искусстве», - говорит Повествователь о Дориане Грее.

Мы приходим к выводу, что эстетизм и эпикурейство стали необходимы Дориану. В этой связи требует пояснения факт, почему Дориан отходит от чистого эпикурейства и эстетизма и совершает ряд поступков, терзающих его совесть, разрушающих его. Объяснение кроется в том, что при воспитании ребенка деспотичным человеком он настолько привыкает к наказаниям, что впоследствии во взрослой жизни ориентирован на деструкцию и специально посещает опасные места, совершает неблаговидные поступки. Также можно трактовать это стремлением наказать себя за желание смерти своему отцу, в реализации мортидо Дориана, то есть причины поведения героя исходят из его детства.

Из текста романа не ясно, какие страшные поступки совершает Дориан Грей: «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам», — утверждает О. Уайльд в одном из писем редактору газеты «Скотс Обзервер» [7, с. 117]. Действительно, кроме того, что Дориан убивает Бэзила Холлуорда и ходит в притон курильщиков опиума, объективно мы не можем о нем сказать ничего плохого; обвинения, предъявляемые Дориану обществом, бездоказательны и сомнительны: когда его обвиняют в дурном влиянии на молодых людей, он замечает следующее: «Разве я привил одному его пороки и развратил другого? Если глупый сын Кента взял жену с улицы, разве я ответственен за это? Если Эдриан Синглтон подделывает подпись своего друга на чеке, разве я обязан следить за ним?» [1, с. 260]. Единственным доказательством возможных преступлений Дориана является портрет, олицетворяющий его совесть; с точки зрения психоанализа отграничение писателем Совести от Личности доказывает изначальную ненормальность ее развития, Дориан становится сам по себе не виноват, портрет забирает вину на себя.

Когда Дориан Грей начинает жить своей жизнью, влияние лорда Генри на него не становится сильнее, их отношения дальше не развиваются. Лорд Генри больше не проявляет себя отцом, и Дориану, страдающему нарциссизмом, то есть психологически пребывающему в детстве, опять становится нужен отец, и им в очередной раз становится Бэзил Холлуорд, который стремится поучать Дориана, обвиняет его, хочет его исправить. В этом случае Эдипов комплекс Грея становится классическим, потому что он по -своему любит Бэзила, хотя и убивает его вследствие того, что долгое время вытесненные агрессивные чувства по отношению к отцу-деду выплескиваются и переносятся, смещаются на художника. После этого, с одной стороны, Дориан становится свободным, но с другой, его начинает мучить чувство вины: «В нашем «Я» возникает довольно большая потребность в наказании, и «Я» частично отдает себя в распоряжение судьбы, а частично находит удовлетворение в жестоком обращении «Сверх-Я» с ним (можно назвать его сознанием вины)» [2, с. 120]. Зигмунд Фрейд, изучая феномен отцеубийства, отмечает, что если у ребенка был очень жестокий отец, ребенок подсознательно желает ему смерти, но в случае, если отец действительно умирает, ребенок за это всегда наказывает себя: «Захотел убить отца, чтобы самому стать отцом. Значит ты сам отец, а отец мертв - вот вам обычный механизм симптомов истерии. И теперь тебя убивает отец» [2, с. 121]. Можно возразить, что Дориан, по большому счету, не раскаивался в содеянном, но в любом случае, если «даже индивид не сознает... вины, то неудовлетворенное напряжение направленного внутрь мортидо, возникающее от его безнравственности, проявляется в виде потребности в наказании» [6, с. 111]. Таким образом, Дориан Грей, стремясь наказать себя за отцеубийство, действительно убивает себя; замахиваясь кинжалом на портрет - совесть, которая продуцирует чувство вины. Он стремится избавиться от нее, а так как совесть является частью личности, Дориан убивает себя и, действительно, освобождается от всех своих комплексов.

Таким образом, мы приходим к выводу, что в романе «портрет Дориана Грея» прежде всего показана трагедия самого Дориана. Сам Автор не осуждает его, а Повествователь относится к Дориану с сожалением. Заметим, что в соответствии с высказыванием О. Уайльда, записанным Андре Жидом, «жалость - это та сторона, которая раскрывает произведение» [8, с. 434].

Список литературы

1. Wilde O. The Pâture of Dorian Gray // Selections. Mosœw Progress Publishers, 1979. - 391 pp.

2. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // З. Фрейд. Интерес к психоанализу: Сборник. Мн.: ООО «Попурри», 2004. - 592 с.

3. Буллит У.С., Фрейд З. Представления о мотивах и личности в психоанализе. М.: «Прогресс», 1999. -285 с.

4. Фрейд З. Интерес к психоанализу // З. Фрейд. Интерес к психоанализу: Сборник. Мн.: ООО «Попурри», 2004. - 592 с.

5. Фрейд З. Судьба влечений // З. Фрейд. Интерес к психоанализу: Сборник. Мн.: ООО «Попурри», 2004. - 592 с.

6. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. - 413 с.

7. Уайльд О. Письма. Спб, «Азбука», 2000. - 416 с.

8. Жид А. Яства земные: Избр. проза. - М.: Вагриус, 2000. - 638 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.