Научная статья на тему 'Дореволюционная и советская отечественная историография о высших государственных органах власти в России в эпоху «Дворцовых переворотов»'

Дореволюционная и советская отечественная историография о высших государственных органах власти в России в эпоху «Дворцовых переворотов» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3180
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EPOCH OF "PALACE REVOLUTION" / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ / СЛУЖИЛАЯ БЮРОКРАТИЯ / ЭПОХА "ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ" / STATE INSTITUTIONS / HISTORIOGRAPHY / BUREAUCRACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белова Т. А.

История высших государственных органов власти в России в XVIII в. остается актуальной вплоть до сегодняшнего дня. Данная традиция была заложена еще дореволюционной исторической наукой и продолжена в советский период. Их выводы представляют огромной научный интерес для современных историков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pre-revolutionary and Soviet Domestic Historiography on Higher State Authorities in Russia during the Epoch of "Palace Revolution"

The history of the superior state authorities in Russia in the XVIII century remains urgent up to the present time. The given tradition was introduced by a pre-revolutionary historical science and continued in the Soviet period. Their conclusions represent huge scientific interest for modern historians

Текст научной работы на тему «Дореволюционная и советская отечественная историография о высших государственных органах власти в России в эпоху «Дворцовых переворотов»»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 3. С. 60-65.

УДК 930.(09)+354+947.06 Т.А. Белова

Омская государственная медицинская академия Росздрава

ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ И СОВЕТСКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О ВЫСШИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ В РОССИИ В ЭПОХУ «ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ»

История высших государственных органов власти в России в XVIII в. остается актуальной вплоть до сегодняшнего дня. Данная традиция была заложена еще дореволюционной исторической наукой и продолжена в советский период. Их выводы представляют огромной научный интерес для современных историков.

Ключевые слова: государственные учреждения, историография, служилая бюрократия, эпоха «дворцовых переворотов».

Государственное управление в России в «эпоху дворцовых переворотов» является одной из дискуссионных тем отечественной историографии. При всей сложности и многоплановости этой темы в работах отечественных историков можно выделить три основных направления исследования: первое направление - история «дворцовых переворотов», второе направление - организация и функционирование высших органов власти в России, третье направление - состав государственных служащих.

Довольно многочисленную группу составляет литература о «дворцовых переворотах» [1]. Историографию проблемы изучили С. М. Троицкий в статье «Историография “дворцовых переворотов” в России XVIII в.», а также Е.В. Анисимов в своей монографии «Россия в середине XVIII в.: Борьба за наследие Петра» [2]. Труды отечественных исследователей первой половины XIX в. строились на скудном источниковом материале. «Эпоха дворцовых переворотов» для А.И. Вейдемейера, С.В. Ешевского и др. [3] являлась периодом нестабильной политической жизни в стране. Начиная с середины XIX в. отечественные исследователи начинают рассматривать «дворцовые перевороты» в связи с дальнейшей судьбой реформ Петра I, которые они считали несомненным благом для развития России, что, естественно, работало не в пользу деятельности преемников Петра Великого [4]. В условиях роста революционного движения в России в конце XIX-начале XX в. интерес буржуазной историографии был направлен на поиски конституционных движений в истории России, чем и объяснялся усиленный интерес к так называемой затейке верховников 1730 г. [5]. Советская историческая наука, опираясь на знания предшествующей историографии и установившуюся марксистско-ленинскую методологию, основное внимание при изучении послепетровского времени уделила социально-экономическому аспекту жизни страны, остававшемуся в тени в дореволюционной историографии. В ряде обоб-

© Т.А. Белова, 2010

щающих трудов, опубликованных в 50-

60-е гг., содержатся оценки всей «эпохи дворцовых переворотов» [6]. В них утверждается, что политические перевороты послепетровского периода по своему характеру не выходили за рамки внутриклассовой борьбы значительно усилившегося дворянства, но ни в экономическом, ни в культурном смысле послепетровская эпоха не была временем упадка, а экономическое развитие страны получило дальнейшее ускорение, что свидетельствовало о еще не исчерпанных до конца ресурсах феодального способа производства. В последнее время интерес к «эпохе дворцовых переворотов» также не угас. «Послепетровский период, - пишет

Е.В.Анисимов - не был “безвременьем”, калейдоскопом событий придворной жизни... Именно в эти годы петровские преобразования показали свою жизнеспособность, прошли испытание временем.» [7].

По истории отдельных центральных учреждений России XVIII в. в дореволюционное и советское время опубликовано много работ. В центре внимания этих авторов была история самого учреждения - причины его создания, функции, структура, организация делопроизводства и отчетности. Как правило, в этих трудах содержится мало сведений о чиновниках. Достаточного освещения в работах отечественных историков нашла деятельность Сената в пореформенный период.

Относительно проблемы функционирования Сената после смерти Петра I в дореволюционной историографии можно выделить две противоположные точки зрения. Сторонники первой точки зрения достаточно высоко оценивали преобразования Петра Великого и, соответственно, давали негативную оценку послепетровской эпохе. В частности, считалось, что в эпоху «дворцовых переворотов» Сенат утратил лидирующее положение в системе государственного управления, его власть была узурпирована в пользу новых органов власти, созданных при особе императора, например, в пользу Верховного тайного совета [8]. Сторонников иной точки зрения отличало достаточно критическое отношение к результатам и последствиям петровских реформ. В этой связи изменения в системе государственного управления рассматривались ими как законо-

мерный процесс, в том числе необходимостью считалось и умаление значения Сената после смерти Петра I [9].

Относительно роли Сената в послепетровской России в советской историографии утвердилось мнение о том, что значение Сената пало вследствие деятельности Верховного тайного совета [10].

Первыми авторами, которые обратили внимание на Верховный тайный совет, были историки - государствоведы - А.Д. Градовский, А.Н. Филиппов и другие [11], которые охарактеризовали Верховный тайный совет как учреждение «вредоносное», вызванное низменными инстинктами, властолюбивыми влечениями и корыстными стремлениями немногих. Таким образом, история Верховного тайного совета трактовалась на основе распространенной тогда концепции борьбы коллегиального и личного «начал» в управлении. В противовес коллегиальному Сенату, Верховный тайный совет изображался не столько государственным учреждением, сколько орудием вельмож, узурпировавших власть и притеснивших «законный» Сенат в своих корыстных целях. Другие дореволюционные исследователи, например, Д.А. Корсаков и

В.Г. Щеглов [12], относились к деятельности Верховного тайного совета куда более мягко, отдавая должное его деятельности, признавая и некоторые положительные начинания, но и они не могли освободиться от взгляда на Верховный тайный совет как на учреждение, стремящееся к политическому господству и ограничению самодержавной власти. И это неудивительно, ведь особое внимание историков-либералов в конце XIX - начале XX вв. привлекали события 1730 г., когда верховники предприняли попытку переворота с целью ограничения самодержавия. Для русского либерализма эти события оказались созвучны настроениям части либеральных историков, стремившихся с помощью экскурсов в историю обосновать тезис о закономерности в поступательном движении монархии от деспотии к республике. Так, под пером П.Н. Милюкова и М.М. Богословского события 1730 г. превратились в «конституционное движениие», начало которому положило образование высшего правительственного учреждения -Верховного тайного совета.

В 1909 г. появилась первая и пока единственная монография о Верховном тайном совете как государственном учреж-

дении, принадлежавшая перу Б.Л. Вяземского [13]. Ее автор использовал многочисленные опубликованные материалы и сделал подробный обзор деятельности Верховного тайного совета как государственного учреждения. Однако конечные выводы автора не отличались оригинальностью и являлись повторением идей А.Н. Филиппова и П.Н. Милюкова. Наоборот, значительной новизной и глубиной суждений отличалась вышедшая в том же году небольшая статья Н.П. Павлова-Сильванского о записках верховников [14].

В целом, в работах отечественных, как дореволюционных, так и советских, историков присутствует в основном анализ событий, сопутствовавших возникновению Верховного тайного совета, имеют место яркие характеристики людей, связанных с этим учреждением [15].

Советскими историками в основном рассмотрены отдельные грани деятельности Верховного тайного совета. В 1949 г. Е.Х. Пархом была защищена диссертация, посвященная анализу торгово-промышленной политики Верховного тайного совета

[16]. История податной политики Совета затронута в монографии и серии статей С.М. Троицкого [17]. В 1975 г. Е.В. Анисимов защитил диссертацию по проблеме внутренней политики Верховного тайного совета [18]. Интерес к истории Верховного тайного совета связан и с «затейкой верховников» 1730 г., которой посвящено немало работ [19]. Совершено не привлек внимание советских исследователей обширный материал по законотворческой деятельности Верховного тайного совета. В лучшем случае в работах историков освещены лишь некоторые его законодательные акты. В основном это касается тех законов, которые созвучны или противоречат реформам Петра I.

Изучение «кабинета его императорского величества» имеет сложную историографическую традицию в связи с обширностью и недостаточной изученностью источниковой базы по данному органу власти.

Первые характеристики «кабинета» относятся ко времени подготовки справочных дореволюционных изданий, авторы которых основывались на исторических аналогах

[20]. Впервые на «кабинет» как на высший орган государственной власти XVIII столетия взглянули В.Г. Щеглов и Н.П. Павлов-Силь-ванский, которые обратили внимание на

независимость отношений «кабинета» с центральными и местными учреждениями

[21]. Б.Л. Вяземский в своем исследовании о Верховном тайном совете показал работу «кабинета» при Екатерине I и Петре II. Он доказал активную роль в заседаниях совета кабинет-секретаря А.В. Макарова [22]. «Кабинет» Елизаветы Петровны был охарактеризован А.Е. Пресняковым [23].

В советское время значимую мысль о функционировании «кабинета» в эпоху «дворцовых переворотов» высказал Е.В. Анисимов [24]. Он высказал мысль об активной роли «кабинета» в период царствования Екатерины I, а также им показано непосредственное участие Анны Иоановны в работе «кабинета». Значимой является и работа Н.И. Павленко [25], раскрывающая роль А. В. Макарова в работе «кабинета» через его биографию. В целом, советская историография наметила важную тенденцию в изучении «кабинетов», а именно, осуществлялась публикация кратких справок о «кабинетах» в качестве высших государственных учреждений в широко распространенных учебных и справочных пособиях.

История русской бюрократии до сих пор остается одной из самых сложных и слабо изученных тем. Хотя еще М. М. Сперанский говорил: «.в государстве учреждения без людей тщетны», как и «люди без добрых учреждений мало доброго произвести могут» [26].

Научный интерес к бюрократии в России возник в 1860-е гг. XIX в. в связи с подготовкой реформ местного управления. В частности, господствовавшие настроения нашли отражение в статье В.К. Ржевского, где бюрократия рассматривалась как злое порождение централизации, от чего страдало и общество, и чиновничество. Выход автор видит в децентрализации страны и развитии местного управления [27].

Ряд современников В. К. Ржевского также занимались изучением истории чиновничества в России. Е.П. Карнович опубликовал популярную работу по истории чиновничества, а В.А. Евреинов - публицистическую работу по истории гражданских чинов и Табели о рангах в России

[28]. Видные представители государственной школы - Б.Н. Чичерин и А. Д. Гра-довский - попытались проанализировать особенности процесса формирования бюрократии в России и дать научное определение данной прослойке обществ [29]. В

частности, А.Д. Градовский отметил тесную связь между развитием государственных учреждений России и служилым сословием, а также зависимость последнего от самодержавия [30].

Основные положения концепции А.Д. Градовского о характере эволюции государственного строя России и служилого сословия первой четверти XVIII в. повторил в своем труде М. М. Богословский [31].

Огромное значение для изучения бюрократии в России дает труд Ю.В. Готье, в котором изложены основные сведения о происхождении и социальном составе различных категорий местной администрации, размерах жалованья и политике правительства в отношении чиновничества [32].

В целом дореволюционная историография накопила некоторый опыт по изучению государственного аппарата и государственных служащих XVIII в. в России.

Первая марксистская характеристика бюрократии прозвучала в работе М. С. Ольминского, для которого бюрократия и дворянство были тождественны [33]. В 20-30-е гг. в советской историографии утвердилась точка зрения М.Н. Покровского о роли торгового капитала в период позднего феодализма. По мнению историка, бюрократия в России сформировалась и функционировала под влиянием торгового капитала [34]. Новую волну в изучении истории дворянства в России сыграли работы Н.Ф. Демидовой, которая впервые проследила историю русской бюрократии в ее эволюционном развитии и считала, что появление бюрократии относится к XVI-XVII вв., называя ее «служилой бюрократией»

[35]. Следует отметить, что в отечественной исторической науке схожей точки зрения придерживались и другие историки: например, М. М. Богословский, который определял приказных людей, превратившихся к концу XVII в. в самостоятельную группу, как «беспорядочную бюрократию» [36];

Ю.В. Готье, Н.П. Ерошкин как «приказную бюрократию» [37]; Е.П. Карнович, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов как «централизованную бюрократию» [38].

Ряд историков придерживались иной точки зрения. В частности, советский историк С. М. Троицкий полагал, что появление бюрократии можно отнести только к первой четверти XVIII в., когда в государственном управлении России сложились соответствующие условия - ориентация на

личные качества при прохождении службы чиновниками, четкое разделение функций между отдельными сферами управления и чиновниками, обязательное материальное вознаграждение чиновников за службу [39]. Данной точки зрения придерживается и ряд современных историков, в частности, Н.И. Павленко.

Подводя итоги, следует отметить, что дореволюционная и советская историография накопили большой опыт в изучении истории «дворцовых переворотов», а также истории государственных учреждений и истории бюрократии в России XVIII в.

Мнения историков в целом носят полюсный характер. В частности, характеристика государственных учреждений после смерти Петра I зависит от их отношения к личности и реформам Петра.

Характеристика бюрократии XVIII в. зависит от мнения историка о времени ее появления. Ряд историков полагает, что уже к концу XVII в. сложились условия для возникновения бюрократического слоя в России. Другие считают, что таковые появились не ранее первой четверти XVIII в. благодаря широкомасштабным реформам Петра I.

В целом, подчеркнем, вплоть до настоящего времени эпоха «дворцовых переворотов» история государственных учреждений и государственных служащих в России XVIII в. остаются актуальными и спорными как для дореволюционной так и для советской историографии.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Щербатов М. М. О повреждении нравов в Рос-

сии. СПб., 1906; Соловьев С. М. История России. Кн. 9. М., 1963; Ключевский В. О. Курс русской истории. Т. 4. М., 1958; Ешевский С. В. Материалы для истории русского общества

XVIII в. // Ешевский С. В. Сочинения по русской истории. М., 1900; Уланов В. Я. Эпоха дворцовых переворотов // Три века. Т. IV. М., 1913; Троицкий С. М. Историография «дворцовых переворотов» в России XVIII в. // Троицкий С. М. Россия в XVIII в.: сборник статей и публикаций. М., 1982 и др.

[2] Троицкий С. М. Указ. соч.; Анисимов Е. В. Рос-

сия в середине XVIII в.: Борьба за наследие Петра. М., 1986. С. 3-4.

[3] Вейдемейер А. И. Обзор главнейших происше-

ствий в России с кончины Петра Великого до вступления на престол Елисаветы Петровны. 4-е изд. Ч. 1-3. СПб., 1848; Ешевский С. В. Указ. соч.

[4] См., например: Щебальский П. К. Чтения по рус-

ской истории. М., 1874. Вып. 4; Соловьев С. М. История России. М., 1963. Кн. 10 и др.

[5] Милюков П. Н. Верховники и шляхетство. Рос-

тов н/Д, 1905; Богословский М. М. Конституционное движение 1730 года. Пгр., 1918.

[6] Очерки истории СССР. Россия во второй чет-

верти XVIII в. М., 1957; История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 3. М., 1967.

[7] Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII в.: Борьба за наследие Петра. М., 1986. С. 5.

[8] Александров М. С. Государство, бюрократия и

абсолютизм в истории России. Пг., 1919; Бе-рендтс Э. Н. О прошлом и настоящем русской администрации (Записка, сост. в дек. 1903 г.). М., 2002; Гоадовский А. Д. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры. Спб., 1866; Нольде А. Э. Двухсотлетие Правительствующего Сената // Журнал Министерства юстиции. 1911. № 2; Романовский В. Е. Государственные учреждения древней и новой России. М., 1911; Семенов П. Н. Самодержавие как государственный строй. СПб., 1905; Филиппов А. Н. История Сената в правление Верховного тайного совета и Кабинета. Ч. 1: Сенат в правление Верховного тайного совета. Юрьев, 1895 и др.

[9] Вицын А. Краткий очерк управления в России от

Петра Великого до издания общего учреждения министерств. Казань, 1855; Голицын П. Первый век Сената. СПб., 1910; Лютш А. Русский абсолютизм XVIII века // Итоги XVIII века в России: Введение в русскую историю

XIX века. М., 1910; Уланов В. Я. Высшие органы управления // Три века. Россия от Смуты до нашего времени : в 6 т. Т. 4: XVIII век. М., 1992 и др.

[10] Вознесенский С. В. Дворянская реакция после

смерти Петра Великого // Русское прошлое. Кн. 2. Пг., М., 1923; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983; Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен // Покровский М. Н. Избранные произведения. Кн. 1. М., 1967; Рожков Н. А. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики). Т.

VII: Старый порядок. Л., М., 1928 и др.

[11] Гоадовский А. Д. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры. СПб., 1866; Филиппов А. Н. История Сената в правление Верховного тайного совета и Кабинета. Ч. 1. Сенат в правление Верховного тайного совета. Юрьев, 1895; Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб., 1908; Латкин В. Н. Учебник истории русского права. СПб., 1909 и мн. др.

[12] Корсаков Д. А. Воцарение императрицы Анны Иоанновны. Казань, 1880; Щеглов В. Г. Государственный совет в России в особенности в царствование императора Александра I. Ярославль, 1892. Т. 1.

[13] Вяземский Б. Л. Верховный тайный совет. СПб., 1909.

[14] Павлов-Сильванский Н. П. Мнения верховни-ков о реформах Петра Великого // Павлов-Сильванский Н. И. Очерки по русской истории XVIII - XIX вв. СПб., 1909.

[15] Коргуев Н. Ф.М. Апраксин // Русский биографический словарь. Т. II. СПб., 1900; Полиев-ктов М. А. А.И. Остерман // Русский биографический словарь [Репринтное воспроизведение]. М., 1997; Павлов-Сильванский Н.П. П.А. Толстой // Русский биографический словарь. М., 1999; Кузьмин А. Г. Татищев. М., 1987 и др.

[16] Парх Е. Х. Торгово-промышленная политика Верховного тайного совета (1726-1730 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1949.

[17] Троицкий С. М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII в. М., 1966; Его же. Подушная подать и крестьянский вопрос в России в первой четверти XVIII в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы, 1964. Кишинев, 1966 и мн. др.

[18] Анисимов Е. В. Внутренняя политика Верховного тайного совета (1726-1730 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1975.

[19] Протасов Г. А. Верховный тайный совет и его проекты 1730 г. // Источниковедческие работы. Тамбов, 1970. Вып. 1; Его же. Дворянские проекты 1730 г. (Источниковедческое изучение) // Источниковедческие работы. Тамбов, 1971. Вып. 2; Его же. Существовал ли политический план Д. М. Голицына // Источниковедческие работы. Тамбов, 1973. Вып. 3; Его же. Дворянские прошения 1730 г. // Источниковедческие работы. Тамбов, 1975. Вып. 4; Юхт А. И. Государственная деятельность В. Н. Татищева в 20-х - начале 30-х годов XVIII века. М., 1985 и мн. др.

[20] Например: Татищев В. Н. Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской // Татищев В. Н. Избранные произведения. Л., 1979; ПСЗ - I. СПб., 1830. Т. 42; Кабинет императорского величества // Энциклопедический словарь / изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. СПб., 1894. Т. XIII а; Рудаков В. Е. Собственная е.и.в. канцелярия // Там же. СПб., 1907. Т. XXX а; 200-летие Кабинета его императорского величества, 17041904: ист. исследование. СПб., 1911.

[21] Щеглов В. Г. Государственный совет в России в особенности в царствование Александра I : ист.-юрид. исслед. Ярославль, 1892; Павлов-Сильванский Н. П. Проекты реформ в записках современников Петра Великого: опыт изучения русских проектов и неизданные их тексты. СПб., 1897.

[22] Вяземский Б. Л. Верховный тайный совет. СПб., 1909.

[23] История Правительствующего Сената за двести лет, 1711-1911. СПб., 1911. Т. 2. С. 38-45,

61-63.

[24] Анисимов Е. В. Причины образования Верховного тайного совета (1726-1730 гг.) // Социально-политическая история СССР. М., Л., 1974. Ч 1.

[25] Павленко Н. И. Алексей Васильевич Макаров // Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1984.

[26] Цит. по: Филиппов А. Н. Кабинет министров и его сравнение с Верховным тайным советом // Учен. зап. императ. Юрьев. ун-та. Юрьев, 1898. С. 1.

[27] Ржевский В. К. Взгляд на теорию бюрократической администрации // Русский вестник. 1860. Т. 29. Октябрь. Кн. 2.

[28] Карнович Е. П. Русское чиновничество в былое и настоящее время. СПб., 1897; Евреинов В. А. Гражданское чинопроизводство в России. СПб., 1888.

[29] Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Ч. V. Политика. М., 1898; Градовский А. Д. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры. СПб., 1866.

[30] Градовский А. Д. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры. СПб., 1866. С. 48-49, 52, 61-62.

[31] Богословский М. М. Областная реформа Петра Великого. М., 1902.

[32] Готье Ю. В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. 1, 2. М., 1913,1941.

[33] Ольминский М. С. Государство, бюрократия и абсолютизм. М., 1925.

[34] Покровский М. Н. Избранные произведения. Кн. 3. М., 1966.

[35] Демидова Н. Ф. Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII-XVIII вв. // Абсолютизм в России (XVII-XVI11 вв.). М., 1964. С. 207; Её же. Служилая бюрократия в России XVII в. М., 1987.

[36] Богословский М. М. Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-1727 гг. М., 1902. С. 520.

[37] Готье Ю. В. История областного управления в России о Петра I до Екатерины II. Т. 1. М., 1913. С. 302; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968. С. 66-67.

[38] Карнович Е. П. Русское чиновничество в былое и настоящее время. СПб., 1897. С. 11-17; Ключевский В. О. Боярская Дума древней Руси. Птб., 1919. С. 411; Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 1997.

С. 405.

[39] Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. (формирование бюрократии). М., 1974. С. 5, 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.