Научная статья на тему 'Допустимость изучения политических процессов посредством политической журналистики'

Допустимость изучения политических процессов посредством политической журналистики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
151
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИСТИТУАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Магадеев А.Н.

В статье рассматриваются вопросы целесообразности изучения политических процессов через призму политической журналистики и зависимости эффективности отражения данных процессов в условиях различных политических систем. Анализируется взаимосвязь государственного регулирования общественных отношений и степень влияния политической журналистики на данные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Допустимость изучения политических процессов посредством политической журналистики»

ДОПУСТИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

© Магадеев А.Н.*

Башкирский государственный университет, г. Уфа

В статье рассматриваются вопросы целесообразности изучения политических процессов через призму политической журналистики и зависимости эффективности отражения данных процессов в условиях различных политических систем. Анализируется взаимосвязь государственного регулирования общественных отношений и степень влияния политической журналистики на данные процессы.

Ключевые слова: политическая система, политические процессы, политическая журналистики, государство, государственное регулирование, иституализация, политическое участие.

Политическая система включает в себя как организацию политической власти, то есть отношения между государством и обществом, а также характеризует протекание различных политических процессов, которые инициируют институализацию власти, определяют состояние политической деятельности, формируют уровень политического творчества, влияют на характер политического участия. Центральным же институтом любой политической системы, вокруг которого уже группируются остальные социальные институты, является государство.

Государственное управление слагается из совокупности взаимосвязанных типичных действий, образующих структуру управленческого процесса. Сюда относятся: «анализ конкретной ситуации; выбор целей; прогнозирование, разработка государственной стратегии и планирование деятельности по осуществлению выбранных целей, намеченной стратегии; информирование управляемого объекта; организация; координация; активизация (мотивация, стимулирование); регулирование; контроль; оценка результатов управления» [2, с. 53-56].

Необходимость любого государственного управления вытекает из постоянной потребности к обеспечению реализации политики государства, которая направлена на использование природных, а также трудовых, различных материальных и информационных ресурсов, перераспределение доходов сообразно политической системы и общественному строю, организации соблюдения определенных основных социальных прав и гарантий с целью поддержания общественного порядка.

* Аспирант 3 года обучения кафедры Политологии.

86

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

Таким образом, именно общественная обусловленность государственного управления определяет существование сложной организационной системы, где функционирование институтов направлено на удовлетворение определенных потребностей различных групп граждан.

На государственное управление ключевым образом влияют политические цели политической системы, которые озвучиваются политической элитой, что служит упорядочиванию развития в интересах всего общества в рамках существующей в стране политической системы.

Сущность государственного управления «является следствием его особой социальной функции, которая направлена на упорядочение процессов развития в интересах общества через согласование разнообразных требований, а также нужд и форм деятельности, где государственный аппарат всегда выступает действенным механизмом воплощения публичной власти, а также обеспечивает реализацию государственной политики через систему административных учреждений» [2, с. 53-56].

Таким образом, процесс государственного управления всегда представляет собой сознательную, а также целенаправленную деятельность, которая связана с реализацией государственно-властных полномочий субъектов публичной власти (политической элиты), которая регламентируется юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных состояний, событий и явлений.

В широком смысле государственное управление как система означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правосудия.

Субъектом государственного управления выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры. Узкое толкование государственного управления связано с деятельностью государственных органов исполнительной власти.

Если говорить о журналистике в данном аспекте, то нужно сразу отметить, что мы имеем дело с документально -образным воплощением действительности посредствами политической журналистики и её образных средств речевого воздействия.

Журналистской информации присущи определенные особенности. Во-первых, такая информация является, как правило, новостью. Здесь подразумевается тот факт, что журналист стремится найти что-то новое в различных сферах жизни общества - в политике, экономике, науке, культуре, спорте. Здесь также необходимо заметить, что социальной тематикой политическая журналистика не ограничивается, хотя вместе с тем, социальная тематика является предпочтительной.

Политические институты, этнополитическая конфликтология

87

В рамках взаимоотношения с политическими процессами политическая журналистика является отражением общественного сознания, более того, она участвует в его формировании, она служит обществу и одновременно представляет собой инструмент социального управления.

Политическая журналистика способствует общественному прогрессу, поскольку ее развитие тесно связано с развитием общества и человеческой цивилизации. Также она является исторически сложившейся, устойчивой формой организации совместной деятельности людей, которая регулируется нормами, правилами и традициями, направлена на то, чтобы удовлетворять фундаментальные общественные потребности в информации.

Во-вторых, политическая журналистская информация должна обладать таким качеством, как оригинальность. Если в СМИ будет представлена одна и та же информация, то вскоре у аудитории пропадет интерес не только к самой информации, но и к источнику. За счет общественной значимости информация становится интересной у значительной части аудитории.

Реальная действительность во всем её разнообразии выступает в качестве предмета журналистской деятельности. Политический обозреватель -это субъект, а массовая аудитория - это объект, на который направлена политическая журналистская деятельность. Конечно же, данное воздействие носит опосредованный характер. Общество находится под влиянием различных журналистских произведений - заметок, репортажей, радио- и телепрограмм, фильмов, которые представляют собой конечный результат труда журналистов.

Распространение этих произведений, как уже отмечалось ранее, осуществляется через различные информационные каналы: газеты, радиостанции, телестудии.

Что касается политической журналистики как таковой, то ей присущи и так называемые латентные функции. Если мы проанализируем документы и материалы, касающиеся истории журналистики, то увидим, что на начальном этапе основной функцией журналистики являлась функция информационная.

Политическая журналистика не только освещает, но и контролирует действия власти. Это другая её латентная функция. Та информация, которая публикуется в СМИ, позволяет общественности контролировать действия власти, реагировать на них, предотвращать те последствия, которые являются нежелательными за счет силы общественного мнения.

Чем более демократичным является общество, тем более полную информацию возможно получить относительно деятельности правительства, президента, администрации. В тоталитарном обществе подобная информация предоставляется не в полном объеме, власть её дозирует, изменяет, скрывает. Для журналистов особенно важно сделать так, чтобы действия власти были прозрачными.

88

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

На протяжении всей истории человечества существовало огромное количество типов политических систем. К типу политической системы относят совокупность определенных общих признаков, которые свойственны определенному политическому строю. Классификации различных политических систем сегодня проводят по самым различным основаниям. Например, по основанию формационного подхода можно выделить политические системы: рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую и т.д. По основанию положения личности в обществе (то есть отсутствию или наличию гарантий прав и свобод граждан), по степени централизации власти и методов осуществления принуждения: авторитарные и демократические [5, с. 23-27]. По отношению к современной действительности сегодня различают консервативные политические системы и реформаторские политические системы, в зависимости от направленности развития говорят о прогрессивных и реакционных политических системах. Каждая политическая система по-своему влияет на развитие общества, но всегда регулирует это развитие при помощи государственного аппарата. В политическую систему государство в целом входит как политическое, структурное, территориальное образование общества, а не какими-либо отдельными его органами.

Таким образом, возможна ситуация борьбы между разными институтами. В частности, между институтом власти и институтом журналистики. Борьба может стать причиной того, что власть подчиняет себе другие социальные институты, которые оказывают ей сопротивление. Возможен также вариант объединения «бунтующих» социальных институтов для того, чтобы сломать прежние общественные устои.

Политическая журналистика отличается тем, что представляет собой один из самых «неспокойных» социальных институтов. Конфликт журналистики с основным политическим институтом - государством носит перманентный характер. Причем, так происходило на всех этапах истории развития политической журналистики во всем мире.

Для понимания причин несостыковки действий социальных институтов, противоборства между ними, несмотря на общность задачи - сохранение целостности системы, необходимо рассмотреть понятие дисфункции социального института. На определенном этапе развития системы некоторые социальные институты могут деформироваться.

К примеру, кризис власти вызывается тем, что разлагается социальный слой, формирующий эту власть. В этот период общество перестает развиваться поступательно. Власть, стремясь удержать свое господство, с помощью силовых институтов - права и армии пытается противостоять натиску других социальных институтов - политической журналистики, образования, партий, профсоюзов. И тогда говорят о дисфункции института власти.

Взаимосвязь государственных и не государственных политических институтов в рамках взаимодействия с журналистикой как таковой осуществ-

Политические институты, этнополитическая конфликтология

89

ляется на уровне элементов политической системы общества, во взаимодействии с социальными институтами: партиями, профсоюзами, другими общественными организациями и органами местного самоуправления.

Это взаимодействие имеет динамический характер, оно эволюционирует, перестраиваются, но, как правило, возникают объективно, т.к. объективно возникает необходимость завоевания власти, ее организации, и использования в интересах всего общества.

Политическая журналистика с одной стороны может быть подконтрольной политикам различных уровней и таким образом, будет отражать информацию в выгодном для них ключе. С другой стороны, политическая журналистика может быть контролирующим субъектом, который, действуя в рамках законности через информационное поле, воздействует на общество и остальные политические институты, которые находятся в постоянном поле зрения средств массовой информации и тем самым обязаны соблюдать законность всех своих действий в целях публичного продвижения.

Список литературы:

1. Глазунова Н.И. Система государственного управления: учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 13-15.

2. Зеркин Д.П. Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: курс лекций. - Ростов-н/Д., 2004. - С. 53-56.

3. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие. - Логос, 2010. - С. 59-61.

4. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - Изд-во «Деловая книга», 2001. - С. 23-27.

5. Шарков Ф.И. Коммуникология: социология массовой коммуникации: учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2010. -С. 56-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.