DOI 10.1555/2409-3203-2017-0-9-65-70 УДК 343.1
ДОПРОСЫ ПОТЕРПЕВШЕГО И СВИДЕТЕЛЕЙ ПО ДЕЛАМ О СОВЕРШЕНИИ ГРАБЕЖА
Ольшевский Евгений Витальевич
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя Россия, г. Москва 123оовр@bk.ru
Аннотация: Автором рассматриваются вопрос об особенностях производства такого следственного действия как допрос потерпевшего и допрос свидетеля по уголовным делам о грабеже. Автор акцентирует большое внимание на сложности проведения данного следственного действия, обращает внимание на уяснение наиболее важных деталей имеющих значение для расследования уголовного дела. При этом, обосновывается актуальность и целесообразность применения определенных комбинаций, которые использует следователь, дознаватель при допросе.
Ключевые слова: следователь, дознаватель, допрос потерпевшего, допрос свидетеля, грабеж.
INTERROGATION OF INTERESTED AND CERTIFICATES ON CASES OF IMPROVING GRAVE
Olshevsky Evgeny Vitalyevich
Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named by V. Ya. Kikot
Russia, Moscow
Abstract: The author examines the issue of the specifics of the production of such an investigative action as questioning the victim and questioning the witness in criminal cases of robbery. The author focuses on the complexity of this investigative action, draws attention to the clarification of the most important details of the importance of the investigation of the criminal case. At the same time, the relevance and expediency of applying certain combinations, which the investigator, interrogator uses during interrogation, is justified.
Keywords: investigator, inquirer, interrogation of the victim, questioning of the witness, robbery.
Поскольку при грабеже нападение на потерпевшего совершается открыто, его допрос имеет особое значение и позволяет получить важные сведения [1, 264 с.; 8, 104 с.; 5, с. 12-15; 6, с. 70-74]. При допросе потерпевшего нужно учитывать, что грабеж для него всегда неожиданная, стрессовая ситуация. О совершении хищения потерпевший обычно заявляет сразу после случившегося, поэтому во время допроса он бывает возбужден. Поэтому перед допросом нужно успокоить потерпевшего, чтобы он смог восстановить в памяти все обстоятельства нападения, особенно те, которые необходимы для розыска и изобличения виновных [7, с. 525-526], а также обеспечить участие переводчика в случае невладения или недостаточного владения потерпевшим русским языком [13, с. 247-256].
59
В ходе допроса потерпевшего необходимо детально выяснить: когда и где произошел грабеж, откуда, куда, в каком направлении и зачем шёл потерпевший, сколько было преступников, что делал каждый из них, говорили ли они что-нибудь, угрожали ли потерпевшему, применяли ли насилие и в чём это выразилось, что было взято у потерпевшего и каковы индивидуальные признаки похищенного, в каком направлении и каким способом скрылись преступники и т. д.
С особой тщательностью при допросе выясняются признаки внешности преступников, их манера разговаривать, имелся ли у них акцент, заметил ли потерпевший какие-либо особые приметы, например операционные шрамы или татуировки, во что были одеты нападавшие, имелись ли у них при себе какие-либо предметы.
С целью выявления подозреваемого целесообразно допросить потерпевшего об обстоятельствах, предшествовавших нападению, и получить сведения о лицах, которые случайно могли узнать об имевшихся у потерпевшего ценностях. Под влиянием испуга в ряде случаев потерпевшие искаженно воспринимают окружающее и не могут дать правильных показаний по обстоятельствам преступления. Имели случаи ошибочных показаний о числе нападавших, их росте, способе проникновения в помещение, содержании их действий.
Допрос потерпевшего по возможности должен проводится немедленно [3, с. 263], если позволяет состояние здоровья потерпевшего (в отдельных случаях можно провести допрос потерпевшего непосредственно в медицинском учреждении, куда был доставлен потерпевший, после совершения в отношении его грабежа) после осмотра места происшествия, а в отдельных случаях (когда с момента преступления прошло много времени) может и предшествовать ему. Если на место происшествия выезжает следственно-оперативная группа, есть возможность проводить допрос потерпевшего одновременно с производством осмотра. Иногда даже незначительное промедление с производством допроса отрицательно сказывается на результатах расследования, например, на потерпевшего в этот момент может быть оказано отрицательное воздействие со стороны подозреваемых.
Следует иметь в виду, что полнота и правдивость показаний потерпевших и свидетелей-очевидцев во многом зависят от ряда объективных и субъективных факторов, которые влекут возможную неточность восприятия обстоятельств нападения, характера действий и примет внешности каждого из соучастников грабежа: неожиданность и скоротечность события; острое эмоциональное состояние, пережитое допрашиваемым в процессе преступления; недостаточная освещенность, слышимость в момент нападения; воздействие на допрашиваемого со стороны нападавших и боязнь их мести; характер и степень причиненного вреда здоровью и др.
Допрос потерпевшего по делам о грабежах проводится незамедлительно после получения сообщения о преступлении [4, с. 17-18; 9, с. 27-31]. Если потерпевший доставлен в больницу, его допрос проводится с согласия лечащего врача, если возможно применяется аудиозапись. Выясняется необходимость применения мер безопасности [12, 188 с.].
Первоначально потерпевшему предлагается самостоятельно изложить все обстоятельства грабежа, а затем конкретизировать данные, характеризующие личность преступника, особенно внешний облик, броские приметы, признаки одежды, голоса, особые приметы на что потерпевший непосредственно обратил свое внимание, орудий преступления. Подробно выясняются приметы похищенного, уточняется характер насилия. Важно также зафиксировать действия потерпевшего, который сопротивлялся преступнику, чтобы можно было сделать выводы о том, какие повреждения должны остаться на теле и одежде преступника.
Все эти данные используются для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в частности, для проверки по различным криминалистическим учетам.
Кроме того в ходе допроса потерпевшего необходимо выяснять:
- при каких обстоятельствах, когда, с кем потерпевший оказался на месте происшествия;
- сколько человек участвовало в нападении, их приметы;
- обстоятельства грабежа (характер насилия и последовательность действий преступников);
- какие повреждения причинены потерпевшему;
- что именно похищено при нападении, стоимость и приметы похищенного;
- производил ли потерпевший изменения и какие именно в обстановке места происшествия;
- кого потерпевший подозревает в совершении преступления;
- кто был свидетелем преступления, кому потерпевший рассказывал о совершенном в отношении него грабеже;
- сможет ли опознать преступника при встрече вновь;
- сможет ли составить фотокомпозиционный портрет.
Отдельным образом подлежит выяснению вопрос о размере материального вреда, причиненного преступлением, в целях его возмещения [14, с. 60-62].
Важное значение для раскрытия грабежей имеет своевременное и качественное составление фотокомпозиционного портрета предполагаемого преступника. Перед составлением фотокомпозиционного портрета составляется словесный портрет.
Методика изготовления фотокомпозиционного портрета зависит от используемых для этого технических средств. Однако, в ее основе лежит выбор опознающим наиболее подходящего, по его мнению изображения части лица из набора фотоснимков (идентификационный комплект), замена отдельных элементов внешности опознаваемой личности на другие, соответствующие запечатленному в памяти опознающего образу и ретуш-портрета.
Свидетелей можно разделить на две большие группы: лица, дающие правдивые показания, и лица, дающие ложные показания (лжесвидетели).
К первой группе относятся: не заинтересованные в исходе дела свидетели преступления; граждане или сотрудники полиции, задержавшие преступника; работники медицинских учреждений, куда был доставлен потерпевший; сослуживцы или сокурсники потерпевшего лица и др. Ко второй группе свидетелей относятся: родственники, друзья подозреваемого, не заинтересованные в установлении истины по делу, а также некоторые близкие потерпевших, отличающихся виктимным поведением.
Тактические особенности допроса свидетелей первой группы практически не отличаются от допроса добросовестных потерпевших и большой трудности не представляют [2, с. 281].
Тактика допроса свидетелей второй группы имеет свою специфику. Прежде всего, следователь должен выяснить мотивы ложных показаний и добиться от свидетеля правдивой информации о преступлении. Мотивами ложных показаний могут быть боязнь мести, стремление скрыть неблаговидные поступки потерпевшего, стремление выгородить подозреваемого, нежелание выступать в качестве свидетеля. Криминалистика дает следователям много советов по допросу в так называемой конфликтной ситуации, такой, как допрос свидетеля, нежелающего давать правдивые показания, чтобы добиться от свидетеля правды, можно применить метод повторного допроса с постановкой вопросов в несколько иной формулировке; приемы предъявления доказательств допрашиваемому;
прием обращения к положительным качествам допрашиваемого или прибегнуть к другим способам.
Свидетели-очевидцы допрашиваются об обстоятельствах совершения преступления: месте, времени, действиях нападавших, их внешнем виде и т.д. Свидетели из числа проводивших задержание осведомлены о внешнем виде задержанных, направлениях их движения, предметах, которые они имели при себе.
Среди следователей распространен формальный подход к допросу свидетелей из числа сотрудников органов внутренних дел. Как правило, они не утруждают себя выяснением подробностей задержания, а ограничиваются фиксацией краткого рассказа. Но сотрудники органов внутренних дел - такие же свидетели, и к их допросу нужно подходить не с меньшей степенью подготовленности. В случае если в ходе задержания применялась физическая сила, данный факт необходимо обязательно отразить в протоколе: какова была причина применения физической силы и ее интенсивность. Это поможет избежать надуманных обвинений со стороны подозреваемого, который может впоследствии утверждать, что в отношении него применялось необоснованное насилие, а его позицию положить в основу необходимости избрания в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу [10, с. 112-115].
Подготовка к допросу свидетеля заключается в изучении личности вызываемого на допрос, а также в формулировании обстоятельств, которые необходимо выяснить в ходе допроса [11, 60 с.].
При формулировании обстоятельств, выясняемых в ходе допроса, целесообразно составить их письменный перечень (в той последовательности, в которой планируется их выяснить). Письменный перечень рекомендуется потому, что во время допроса следователь может что-либо упустить, а также в целях конкретизации вопросов, исходя из личности свидетеля и объема информации, которой он обладает.
Список литературы:
1. Бедрин С.И. Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений: учебное пособие. - Том 1. - М., 2002. - 264 с.
2. Герасимов И.Ф., Цыпленкова Е.В. Общие положения методики расследования преступлений // Криминалистика. М.: Высшая школа. 1994.
3. Гриненко А.В. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие. - Москва: Проспект. 2017. - 1040 с.
4. Ермаков С.В. Производство процессуальных действий на стадии возбуждения уголовного дела // Молодой ученый. 2016. № 25-1 (129). С. 17-18.
5. Иванов Д.А. Правоотношения, возникающие между следователем и потерпевшим от преступления на стадиях досудебного производства // Российский судья. 2009. № 4. С. 12-15.
6. Иванов Д.А. Роль и значение допроса потерпевшего для установления характера и размера вреда, причиненного преступлением в целях его последующего возмещения (компенсации) // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. С. 70-74.
7. Ищенко Е.П., Егоров Н.Н. Криминалистика для следователей и дознавателей: научно-практическое пособие / Под общей редакцией А.В. Аничина. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М. 2013.
8. Корнелюк В.С. Расследование хищений чужого имущества: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Резвана, M.B. Субботиной. - Волгоград: ВА МВД России, 2001. - 104с.
9. Макаренко М.М., Ермаков С.В. Возбуждение уголовного дела: проблемные вопросы // Российский следователь. 2015. № 6. С. 27-31.
10. Макаренко М.М., Федоткина М.С. О необходимости модернизации законодательства, регулирующего деятельность следователя при получении решения судом о применении к подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения в виде заключения под стражу // В сборнике: проблемы правового регулирования и практики расследования уголовных дел: Сборник научных статей по материалам межведомственной научно-практической конференции. 2015. С. 112-115.
11. Макеев А.В., Макеева Н.В. Сущность института свидетеля и его развитие в уголовном судопроизводстве России: учебное пособие. - Калининград, 2004. - 60 с.
12. Макеева Н.В. Меры безопасности: правовые основы применения в отношении участников уголовного судопроизводства: монография. Калининград, 2008. 188с.
13. Пушкарев В.В. Гарантии прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, не владеющих или недостаточно владеющих языком уголовного судопроизводства // Охрана прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства. Материалы Международной научно-практической конференции. - М.: Московская академия экономики и права, Союз криминалистов и криминологов, 2016. - С. 247-256.
14. Пушкарев В.В. О законном праве потерпевшего на возмещение материального ущерба, причиненного преступлением // Деятельность правоохранительных органов по реализации норм международного права и защите прав человека: Материалы междунар. науч.-практ. семинара / Редкол.: Анисимов П.В. (отв. ред.) и др. -Волгоград: ВЮИ МВД России, 1998. - С. 60-62.