Научная статья на тему 'Допрофессиональное самоопределение детей дошкольного возраста глазами родителей'

Допрофессиональное самоопределение детей дошкольного возраста глазами родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чье Юлия Павловна, Данько Ксения Вячеславовна

В статье анализируются проблема допрофессионального самоопределения дошкольников; потребность родителей детей дошкольного возраста в ранней профориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Допрофессиональное самоопределение детей дошкольного возраста глазами родителей»

References

1. Jürgen Kurtz. Fostering and building upon oral creativity in the EFL classroom // British Council, 2015. P. 73-77.

2. Midova V. O. The Value of Developing Cross-Cultural Competence // Theory and Practice of Management: Answers to Challenges of Innovation Development, 2016. P. 270-272.

3. Minasyan E. T. Speech-Making Skills: Innate or Nurtured? // Pearson Solutions for Enhanced Students' and Teachers' Academic Mobility, 2016. P. 137-142.

4. Tessa Woodward. A framework for learning creativity // British Council, 2015. P. 150-157.

Допрофессиональное самоопределение детей дошкольного возраста

глазами родителей Чье Ю. П.1, Данько К. В.2

Чье Юлия Павловна / Chie Yulia Pavlovna - преподаватель частных методик;

2Данько Ксения Вячеславовна /Danko Kseniya Vyacheslavovna - преподаватель психолого-педагогических дисциплин,

Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша,

г. Хабаровск

Аннотация: в статье анализируются проблема допрофессионального самоопределения дошкольников; потребность родителей детей дошкольного возраста в ранней профориентации.

Ключевые слова: ранняя профориентация, допрофессиональное самоопределение, дошкольный возраст.

Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой образовательного процесса. В Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» в п. 1 статьи 75 говорится, что «дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию...» [1].

Профессиональное становление нельзя искусственно оторвать от жизненного пути человека в целом. Впервые это было убедительно показано в работе Ш. Бюлер, отметившей, что большинство людей проходит через определенные стадии развития в сходные возрастные периоды, причем им соответствуют и стадии профессионального развития. [4]. Дальнейшие работы (Е. А. Головаха, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, В. И. Логинова) в этой области позволили сделать два основных вывода:

Во-первых, необходимо рассматривать профессиональное созревание как процесс, длящийся всю жизнь. Во-вторых, профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности, в связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.

Т. В. Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений;

2) профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности;

3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;

4) полную реализацию личности в профессиональном труде [3].

Профессиональное становление охватывает длительный период онтогенеза

человека. При таком временном подходе профессиональное становление практически полностью совпадает с онтогенезом человека, если рассматривать онтогенез как жизнь индивида со дня рождения до старости. Значит, есть все основания считать профессиональное становление процессом, пронизывающим всю жизнь человека. Следует отметить, что сценарии профессионального становления индивидуальны. Для одного человека профессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения,— то есть профессия имеет разный личностный смысл.

Рассмотрим профессиональное самоопределение на раннем этапе онтогенеза, включающее дошкольное детство. Дошкольный возраст длится с трех до шести-семи лет жизни. Основная потребность дошкольника — жить общей жизнью со взрослыми — в современных исторических условиях напрямую не удовлетворяется, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром.

Важное значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы — выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др. Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых [2].

Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение имеют знания о труде взрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда. Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий. Однако, психологическое и педагогическое понятие «ранняя профессиональная ориентация», отнесенное к детям дошкольного возраста, психологами и педагогами не сформулировано, так как в научной психологической и педагогической литературе оно не встречается.

При организации работы над инновационным проектом «Модель формирования профориентационной компетентности у будущих педагогов по проблеме допрофессионального самоопределения детей дошкольного возраста», мы поставили для себя задачу выявить отношение родителей детей подготовительной к школе группы к данному вопросу.

Для проведения исследования нами была составлена анкета для родителей «Ранняя профориентация, «за» и «против».

В опросе принимали участие родители семи подготовительных к школе групп из разных дошкольных образовательных организаций города Хабаровска.

В начале опроса мы предложили родителям ответить на вопрос: что такое профориентационная работа с детьми дошкольного возраста. Все ответы можно условно разделить на три группы.

- родители первой группы считают, что профориентационная работа с дошкольниками заключается в психологической диагностике способностей к определенной деятельности;

- вторая группа понимает под ранней профориентацией знакомство детей с миром профессий, рассказы воспитателей о разных профессиях;

- третья группа предполагает, под этим понятием специальную профессиональную подготовку к определенной специальности с раннего возраста.

На вопрос, считают ли родители, необходимым уже сейчас ориентировать ребенка на дальнейший выбор профессии, положительно ответили 54% от числа опрошенных

родителей; 27% считают, что ранняя профориентация не имеет смысла; 19% опрошенных затруднились с ответом.

При определении, кто, по мнению родителей, должен заниматься организацией профориентации у дошкольников, ответы распределились следующим образом: дошкольные образовательные организации - 34%; родители - 28%; специальные организации - 12%; нет ответа - 26%.

При этом 18% опрошенных указали, что в их детском саду профориентационная работа с детьми проводится, и они считают это очень важным; 17% отметили, что такая работа проводится, но считают ее ненужной, 38% отметили, что профориентационная работа не проводится, но она важна; 37% ответили, что профориентация не проводится, и они не считают ее важной.

Таким образом, на наш взгляд, проблема допрофессионального определения, действительно актуальна для родителей дошкольного возраста. При этом понятие «ранняя профессиональная ориентация», родителями также не сформулировано, каждый из родителей вкладывает в него свой смысл, однако, мы видим, что большинство родителей, понимают значимость ранней профориентации и более того, готовы активно сотрудничать с дошкольными образовательными организациями в данном направлении.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. Союз, 2006.

3. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1997.

4. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. Владос. М., 2003.

Технология социального проектирования в деятельности детского общественного объединения Бубякина А. Е.

Бубякина Алина Егоровна / Bubyakina Alina Egorovna - магистрант, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается технология социального проектирования в деятельности детского общественного объединения. Делается попытка обосновать педагогические условия социального проектирования в деятельности детского общественного объединения.

Ключевые слова: педагогические условия, социальное проектирование, детское общественное объединение.

Детское движение, являясь выражением общественно направленной организованной самодеятельности детей, обладает огромным социальным и воспитательным потенциалом. Детские общественные объединения являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания.

Существует довольно много подходов к организации воспитательной работы в подростковой школе. Наиболее актуальной деятельностью, на данном этапе времени, мы считаем социальное проектирование - это социально значимая,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.