Научная статья на тему 'Допризывная военная подготовка учащихся в гражданских учебных заведениях Узбекской ССР в годы Великой Отечественной войны'

Допризывная военная подготовка учащихся в гражданских учебных заведениях Узбекской ССР в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
допризывная военная подготовка / партийные организации / военные комиссариаты / органы Наркомпроса / военно-физическая подготовка / Всеобуч / городские и районные военкоматы / pre-conscription military training / party organizations / military commissariats / people’s commissariat bodies / military-physical training / general education / city and district military enlistment offices

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зияев А.А.

Во время Великой Отечественной войны в общую систему допризывной военной подготовки обучения и воспитания учащихся в школах, техникумах, а также высших учебных заведениях проводилась по программам НКО СССР, что и сказалось в улучшении допризывного поколения в вопросах подготовки его к военной службе. Цель военной подготовки учащихся – воспитание подрастающего поколения в духе беззаветной любви к Родине и преданности советской власти, подготовка дисциплинированных, физически крепких и выносливых юношей, овладевших военным делом в объёме сокращённой программы, а также девушек к выполнению обязанностей санитарных дружинниц, радисток, телефонисток и телеграфисток. В статье приведён ряд мероприятий, проводившихся в Узбекской ССР в период Великой Отечественной войны, затронувших вопросы допризывной военной подготовки учащихся в гражданских учебных заведениях страны на высоком патриотическом духе, качество их обучения и подготовки к предстоящему призыву в советскую армию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pre-conscription military training of students in civilian educational institutions of the Uzbek SSR during the Great Patriotic War

During the Great Patriotic War, the general system of pre-conscription military training of education and upbringing of students in schools, technical schools and higher educational institutions was carried out according to the programs of the NGO of the USSR, which affected the improvement of the pre-conscription generation in the issue of preparing them for military service. The purpose of military training of students is to educate the younger generation in the spirit of selfless love for the Motherland and devotion to the Soviet government, to prepare disciplinary, physically strong and hardy young men who have mastered military affairs in the scope of the reduced program, as well as girls to perform the duties of sanitary vigilantes, radio operators, telephone operators and telegraph operators. The article presents a number of events that took place in the Uzbek SSR during the Great Patriotic War, where the issues of pre-conscription military training of students in civilian educational institutions of the country in a high patriotic spirit are touched upon. Their preparation and quality of training for the upcoming conscription into the Soviet army.

Текст научной работы на тему «Допризывная военная подготовка учащихся в гражданских учебных заведениях Узбекской ССР в годы Великой Отечественной войны»

Всеобщая история The World History

Зияев А.А.

Соискатель Научно-исследовательского института (военной истории), Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации.

Допризывная военная подготовка учащихся в гражданских учебных заведениях Узбекской ССР в годы Великой Отечественной войны*

Во второй половине ноября - начале декабря 1941 года большинство гражданских учебных заведений республики приступили к обучению учащихся военному делу. Допризывная военная подготовка, проводившаяся в школах и техникумах с начала 1941/42 учебного года, страдала организационными недостатками. Так, школы и техникумы Сурхандарьинской и Наманганской областей были укомплектованы военруками всего лишь на 55-60 %, к тому же их часто заменяли в связи с призывом в армию. В большинстве областей республики учебные заведения не были обеспечены учебной материальной базой для проведения занятий по военной подготовке. Городские и районные военные комиссариаты военной подготовкой учащихся почти не занимались, передоверив её военрукам школ и техникумов. Сборы, методические инструктажи и командирская подготовка с военруками не проводились [1].

Партийные организации, военные комиссариаты и органы Наркомпро-са республики в соответствии с постановлением ЦК КП(б) Узбекской ССР от 6 сентября 1941 года [2] и с учётом отмеченных недостатков организовали в 1942/43 учебном году начальную и допризывную военную и физическую подготовку в средних школах и техникумах и военно-физическую подготовку в начальных классах неполных средних школ. Она вошла в общую систему обучения и воспитания учащихся и проводилась по программам НКО СССР.

*

© Зияев А.А., 2022.

Военная подготовка учащихся проводилась с целью: "Воспитать под-ростающее поколение, - говорилось в положении о начальной и допризывной подготовке, - в духе беззаветной любви к Родине и преданности Советской власти, подготовить дисциплинированных, физически крепких и выносливых юношей, овладевших военным делом в объёме сокращённой программы, а также девушек к выполнению обязанностей санитарных дружинниц, радисток, телефонисток и телеграфисток" [3].

На основании этих постановлений военно-физическая и военно-санитарная подготовка учащихся осуществлялась следующим образом: ученики 1-4-х классов проводили военно-физическую подготовку по одному часу в неделю в 1-2-х классах, по два часа - в 3-4-х классах. В 5-7-х классах проводилась начальная военная подготовка по три часа в неделю. В 8-9-х классах средних школ и на 1-2-х курсах техникумов по четыре, а в 10-х классах и на 3-м курсе техникумах - по пять часов в неделю. Кроме того, юноши 8-9-х классов средних школ и 1-2-х курсов техникумов в период летних каникул проходили двухнедельные лагерные сборы по специальной программе с целью совершенствования строевой, топографической и тактической подготовки в полевых условиях, выполнения упражнений по огневой подготовке и получения навыков в инженерном оборудовании огневого рубежа [3, с. 381, 383].

Постановлением СНК СССР от 24 октября 1942 года в Наркомпросах республики учреждались должности заместителя Наркомпроса по военному обучению и в областных отделах народного образования - заместитель завнародного образования по военному обучению. Вводились также военные руководители и преподаватели военного дела в школах и техникумах [3, с. 380].

Для улучшения военного обучения и воспитания учащихся гражданских учебных заведений в округе при управлении боевой подготовки, в республиканском и областных военных комиссариатах были созданы инспекторско-инструторские отделы инспектирования военной подготовки учащихся гражданских учебных заведений (ВИГУЗ), а в городских и районных военкоматах - введены в штат два старших инструктора и шесть инструкторов. На 1 апреля 1943 года эти органы были укомплектованы: отдел республиканского военного комиссариата на 85,2 %, областные военные комиссариаты - на 88 %, городские и районные военкоматы - на 86,4 % [4].

Укомплектованность личным составом отделов инспектирования военной подготовки учащихся гражданских учебных заведений Узбекской ССР на 1 апреля 1943 года, которая считалась резервом республики, в его состав включал по штату следующие должности: начальники отдела инспекции, старших инспекторов, инспекторов, старших

47

The World History

инструкторов, инструкторов. На тот момент составляло: начальники отдела инспекции - 11, старших инспекторов - 1, инспекторов - 12, старших инструкторов - 141, инструкторов - 403, всего в республике -568 человек (91 %) [4, с. 154, 230-234].

Военные отделы партийных комитетов и военные комиссариаты комплектовали школы, техникумы, а отдел кадров округа - высшие учебные заведения военными руководителями, старшими преподавателями и преподавателями. Комплектование вузов проводилось прежде всего старшим и средним комсоставом, вышедшим в запас после ранения, а школы и техникумы - старшинами и сержантами запаса, имевшими практику в командовании, обучении и воспитании бойцов, а также военруками-женщинами, имевшими физкультурное образование или спортсменками со средним образованием [3, с. 380, 381].

Подбор и расстановка этих кадров позволили к началу 1942/43 учебного года укомплектовать учебные заведения преподавателями в Сурхандарьинской, Ташкентской, Ферганской и других областях республики на 96-100 %, техникумов и равных им учебных заведениях - на 98,2 %, средних школ - на 81,4 %, школ трудовых резервов - на 100 % [5]. Наряду с этим имелись отдельные области, в которых школы не были полностью укомплектованы военруками.

Партийные и советские организации приняли необходимые меры и помогли военным комиссариатам в начале учебного года полностью обеспечить школы военруками из числа сержантского состава и подготовленных физкультурников. Но если в начале 1942/43 учебного года гражданские учебные заведения были в основном укомплектованы преподавателями и военруками, то в течение учебного года многие военруки школ, техникумов, ремесленных училищ были призваны в армию, а младшего командного состава запаса для выдвижения на должности военруков не хватало. Поэтому ЦК КП(б) Узбекской ССР и СНК республики принял специальное постановление об увеличении контингента обучающихся младших командиров на курсах Всеобуча при райвоенкоматах и открытии постоянно действующих 3-6-месячных курсов для подготовки военруков из числа молодёжи, преимущественно женщин, прошедших программу Всеобуча.

Кроме того, Совнарком Узбекской ССР постановил создать при городских и районных военкоматах 3-6-месячные курсы без отрыва от производства для подготовки военруков и преподавателей военно-физической подготовки в школах [6].

Подготовка военруков и преподавателей военно-физической подготовки на курсах позволила к началу 1944 года укомплектовать гражданские учебные заведения Узбекистана необходимыми кадрами на 83,5 % [7].

Весьма важное значение для качественного обучения учащихся военному делу имела подготовка самих военруков и преподавателей военно-физической подготовки. Поэтому партийные организации и военные комиссариаты уделяли самое серьёзное внимание проведению командирских семинаров, кратковременных сборов, инструктивно-методических занятий с военруками и преподавателями военной подготовки. В этих целях кроме командирской подготовки, инструктивно-методических занятий и семинаров с офицерами кафедр военной подготовки вузов и военруками школ, техникумов и ремесленных училищ в летнее время проводились 15-дневные лагерные сборы, а во время зимних каникул - 10-дневные инструктивно-методические сборы [3, с. 95].

Сборы проводились в две очереди при одном из вузов в областях. Начальники военных гарнизонов выделяли из воинских частей подготовленных по огневой и тактической подготовке офицеров. Для проведения занятий по педагогике привлекались лучшие методисты из числа преподавателей военно-учебных заведений и гражданских вузов. Инструкторы физической подготовки республики и областных отделов Всеобуча проходили месячные учебно-методические сборы.

На указанных сборах офицерский состав Всеобуча, кафедр военной подготовки, а также военруки повышали методические навыки по боевой подготовке, знакомились с основами советской педагогики и закрепляли свои знания по материальной части оружия. Инструкторы по физической подготовке под руководством научных сотрудников всех институтов повышали свою квалификацию и получали необходимые организационно-методические навыки по руководству физической подготовкой учащихся гражданских учебных заведений и бойцов Всеобуча.

Весьма важным мероприятием партийных, советских и военных органов являлось проведение 15-дневных лагерных сборов учащихся школ, техникумов и училищ.

Согласно приказа командующего войсками округа руководство, организация и проведение лагерных сборов возлагались на республиканские и областные военные комиссариаты. Начальниками лагерных сборов и учебных подразделений назначались офицеры военных комиссариатов. Личный состав лагеря объединялся в батальоны, состоящие из нескольких рот. В отдельных случаях, при малой численности обучавшихся вместо батальонов создавались учебные роты. В некоторых горных приграничных районах при наличии незначительного числа учащихся (20-30 человек) создавались двухдневные военно-учебные пункты, в которых занятия проводились по программе лагерного сбора. С офицерским составом, сержантами и военруками, назначеными на командные должности, до начала лагерных сборов проводились 6-дневные учебно-методические занятия по

49

Тке ^огК НИвЬоёу

программе отдела Всеобуча округа. На лагерных сборах вводился твёрдый воинский порядок.

Политотделы республики и областных военных комиссариатов до начала лагерных сборов проводили среди учащихся и их родителей разъяснительную работу о значении лагерной подготовки учащихся, а также проводили политико-воспитательную работу в лагерях.

Партийные и советские органы непосредственно занимались проведением лагерных сборов учащихся.

В результате проведения лагерных сборов учащиеся физически крепли, приобретали элементарные навыки действий одиночного бойца и в составе отделения на местности, оборудованной в инженерном отношении, улучшали строевую подготовку, получали практику в стрельбе из боевой винтовки и учились несению караульной службы и суточного наряда.

Военные занятия с учащимися давали не только знания по военному делу, что очень важно, но и оказывали благотворное влияние на всю жизнь школы. "Прежде всего, - писал директор 50-й мужской средней школы Ташкента А. Саруханов, - значительно повысилась дисциплина в школах. Они стали заметно вежлевее не только с преподавателями, но и вообще со всеми старшими по возрасту. Изменился и внешний вид школьников. Они стали подтянутыми" [8].

Кроме плановых учебных занятий по военной подготовке проводились военные игры и соревнования по военно-прикладным видам спорта. Такие игры и соревнования, проводившиеся комсомолом способствали физической закалке учащихся и втягиванию их в военизированные походы.

23 августа 1944 года военный совет округа подвёл итоги военно-физической и допризывной подготовки в учебных заведениях за 1943/44 учебный год, где отмечалось, что "в результате напряженной работы наркомпросов республик и их органов на местах, директоров школ и техникумов, военруков и педагогического персонала в военном обучении учащихся достигнуты значительные успехи. Учащиеся большинства школ, техникумов и училищ достигли хороших результатов по строевой и физической подготовке, возросла активность молодёжи в овладении военными знаниями, значительно улучшилась дисциплина. Военная подготовка глубоко проникла в жизнь школ" [9].

Включившись в смотр-соревнование по строевой и физической подготовке на приз военного совета округа, многие учебные заведения добились отличных и хороших показателей в усвоении программного материала по военной подготовке. За высокую учебную дисциплину и хорошую строевую и физическую подготовку учащихся военный совет наградил призами средние школы № 1 и № 61 города Ташкента и грамотами другие школы. За занятие первого места в окружном смотре-соревновании Ташкентская

мужская средняя школа № 50 была награждена переходящим призом военного совета округа [9, с. 132].

Таким образом, усилиями партийных организаций, местных органов военного управления и органов Наркомпроса республики была организована и проводилась допризывная военная подготовка в гражданских учебных заведениях. Учащиеся одновременно с приобретением общеобразовательных знаний получали военные знания в объёме программы подготовки одиночного бойца, способного действовать в составе подразделения, что помогало им при последующем прохождении службы в армии быстро усваивать военное дело. Указанные мероприятия наилучшим образом подготавливали молодёжь к выполнению почётной обязанности каждого гражданина Советского Союза - военной службе.

Библиографический список:

[1] Центральный Архив МО РФ. Ф. 158. Оп. 12832. Д. 1. Л. 7, 19, 67, 68; Д. 2. Л. 183, 360.

[2] "Военно-исторический журнал". 1965. № 5. С. 10.

[3] Центральный Архив МО РФ. Ф. 158. Оп. 12832. Д. 2. Л. 95, 380, 381, 383.

[4] Центральный Архив МО РФ. Ф. 158. Оп. 12843. Д. 290. Л. 154, 230-234, 235.

[5] Центральный Архив МО РФ. Ф. 158. Оп. 12832. Д. 1. Л. 3, 183.

[6] Центральный Государственный Архив РУ. Ф. 58. Оп. 21. Д. 213. Л. 179.

[7] Центральный Архив МО РФ. Ф. 158. Оп. 12832. Д. 9. Л. 19.

[8] "Военное обучение". 1944. 16 марта.

[9] Центральный Архив МО РФ. Ф. 158. Оп. 12841. Д. 49. Л. 132.

Reference

[1] Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation. F. 158. Op. 12832. D. 1. L. 7, 19, 67, 68;

D. 2. L. 183, 360.

[2] "Military History Journal". 1965. No. 5. S. 10.

[3] Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation. F. 158. Op. 12832. D. 2. L. 95, 380, 381,

383.

[4] Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation. F. 158. Op. 12843. D. 290. L. 154, 230-

234, 235.

[5] Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation. F. 158. Op. 12832. D. 1. L. 3, 183.

[6] Central State Archive of the Republic of Uzbekistan. F. 58. Op. 21. D. 213. L. 179.

[7] Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation. F. 158. Op. 12832. D. 9. L. 19.

[8] "Military training". 1944. March 16.

[9] Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation. F. 158. Op. 12841. D. 49. L. 132.

51

The World History

Зияев А.А.

Соискатель Научно-исследовательского института (военной истории), Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации.

Допризывная военная подготовка учащихся в гражданских учебных заведениях Узбекской ССР в годы Великой Отечественной войны Аннотация. Во время Великой Отечественной войны в общую систему допризывной военной подготовки обучения и воспитания учащихся в школах, техникумах, а также высших учебных заведениях проводилась по программам НКО СССР, что и сказалось в улучшении допризывного поколения в вопросах подготовки его к военной службе.

Цель военной подготовки учащихся - воспитание подрастающего поколения в духе беззаветной любви к Родине и преданности советской власти, подготовка дисциплинированных, физически крепких и выносливых юношей, овладевших военным делом в объёме сокращённой программы, а также девушек к выполнению обязанностей санитарных дружинниц, радисток, телефонисток и телеграфисток.

В статье приведён ряд мероприятий, проводившихся в Узбекской ССР в период Великой Отечественной войны, затронувших вопросы допризывной военной подготовки учащихся в гражданских учебных заведениях страны на высоком патриотическом духе, качество их обучения и подготовки к предстоящему призыву в советскую армию.

Ключевые слова: допризывная военная подготовка, партийные организации, военные комиссариаты, органы Наркомпроса, военно-физическая подготовка, Всеобуч, городские и районные военкоматы.

Ziyaev A.A.

Researcher of Research Institute (military history) of the Military Academy of the General Staff.

Pre-conscription military training of students in civilian educational institutions of the Uzbek SSR during the Great Patriotic War Abstract. During the Great Patriotic War, the general system of pre-conscription military training of education and upbringing of students in schools, technical schools and higher educational institutions was carried out according to the programs of the NGO of the USSR, which affected the improvement of the pre-conscription generation in the issue of preparing them for military service.

The purpose of military training of students is to educate the younger generation in the spirit of selfless love for the Motherland and devotion to the Soviet government, to prepare disciplinary, physically strong and hardy young men who have mastered military affairs in the scope of the reduced program, as well as girls to perform the duties of sanitary vigilantes, radio operators, telephone operators and telegraph operators.

The article presents a number of events that took place in the Uzbek SSR during the Great Patriotic War, where the issues of pre-conscription military training of students in civilian educational institutions of the country in a high patriotic spirit are touched upon. Their preparation and quality of training for the upcoming conscription into the Soviet army.

Key words: pre-conscription military training, party organizations, military commissariats, people's commissariat bodies, military-physical training, general education, city and district military enlistment offices.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.