НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
вопроса и ведения исследования, вероятные гипотезы и интересные идеи. Педагоги предоставляют возможность обучающимся проникнуть в учебные ситуации, самостоятельно организовать получение и обработку информации; создают условия для выработки у обучающихся критического, направленного на решение возникающих проблем мышления.
Результаты проектной деятельности получили высокую оценку жюри различных конкурсов и олимпиад: Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации» - дипломы I и II степени; Кузбасская ярмарка «Образование. Карьера. Занятость» - серебряная медаль (2010 г.) и диплом участника (2012 г.); в областных конкурсах музеев НПО - почетная грамота департамента образования и науки Кемеровской области, диплом III степени, диплом I степени; областной конкурс «Чудеса родного края» - Рязанова Е. (2-е место); Иржа-нова О. - диплом победителя Областной интернет-конференции «История технического прогресса в отечественных открытиях и изобретениях»; Наживин Д. - победитель Областного конкурса видеороликов профориентаци-онного содержания обучающихся и студентов образовательных учреждений НПО и СПО Кемеровской области «Выбор профессии - дело серьёзное» в номинации «Самый оригиналь-
ный сценарии»; неоднократные призеры всероссийских дистанционных олимпиад «Познание и творчество», «Снейл», VII и VIII Международной олимпиады по основам наук (УРФОДУ), «Золотое руно».
Таким образом, метод проектов является одним из инструментов совершенствования образовательной среды, особенно в условиях перехода на стандарты нового поколения. При реализации совместной проектной деятельности обучающиеся действуют самостоятельно, решая сначала специально отобранные и сконструированные учебные задачи, затем задачи творческие, включающие социальный контекст, имеющие воспитательное воздействие. В результате изменяется роль обучающегося: из пассивного созерцателя, который не владеет самостоятельной деятельностью, он превращается в самосто- Озорных Ю., победитель ятельную, крити- областной краеведческой чески мыслящую конференции памяти личность. Н. С. Ермакова
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВЫПУСКНИКОВ
Н. А. Фесикова, специалист по дополнительным образовательным услугам ГОУ НПО «Профессиональное училище № 77», г. Кемерово
Главная задача профессионального образования - это не только обучение профессии, но и создание целостной личности, способной к производственному труду, постоянному саморазвитию, самосовершенствованию. В настоящее время работодатели повышают требования к вы-
пускникам. Современные рабочие должны быть не только квалифицированными, но и способными брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, владеть новыми технологиями. Для развития социально-личностной основы выпускника необходимо создание инновационного образовательного пространства - особой среды, оказывающей влияние на его профессиональное и социальное становление. На решение данной задачи направлены усилия педагогического коллектива нашего училища.
- НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГОУ НПО ПУ № 77 наряду с основными профессиональными образовательными программами начального профессионального образования имеет лицензию на оказание платных дополнительных образовательных услуг по программам дополнительной профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) в целях непрерывного повышения профессиональных знаний рабочих и обучающихся училища (всего по 18 профессиям). Современный рынок труда требует от выпускников постоянного обновления знаний и расширения профессиональных компетенций. Производственная практика в училище организована на развивающихся промышленных предприятиях, оснащенных современным оборудованием, техникой. Желание быть конкурентоспособными, коммуникабельными на производственном пространстве побуждает обучающихся училища помимо основной профессии получать новые квалификации. Обучающиеся по профессиям «машинист дорожных и строительных машин» и «мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка» дополнительно получают квалификацию «водитель автомобиля категории «В». Возросло количество заявлений на дополнительные образовательные услуги по профессиям «машинист экскаватора» и «машинист бульдозера». У обучающихся по профессии «автомеханик» стала «популярной» профессия «тракторист» категорий «С», <^», «Е». Данные профессии востребованы при строительстве жилых комплексов, автомагистралей, ремонте дорог, площадок домов, в ЖКХ и т. д.
Дополнительная профессиональная подготовка дает выпускникам и их родителям уверенность в будущем трудоустройстве, быстрой адаптации к условиям производства, а также помогает при прохождении воинской службы. Для обучающихся училища обучение дополнительным профессиям проходит в период получения ими основного профессионального образования. Администрация училища идет на существенное снижение цен по дополнительным образовательным услугам:
тарифы для обучающихся в разы меньше, чем для взрослого населения.
Эффективной организации учебного процесса способствует современная учебно-материальная и учебно-методическая база. Училище имеет 12 интерактивных комплексов, 2 кабинета ПДД, кабинеты «Устройство автомобиля», «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», 3 компьютерных класса, подключенных к сети Интернет, полигоны для обучения вождению (автодром, трактородром), станцию технического обслуживания, которая укомплектована современным диагностическим оборудованием. Кабинеты оснащены электрифицированными стендами, тренажерами, электронными плакатами. На автодроме действует система видеонаблюдения за процессом производственного обучения вождению автомобиля и видеорегистратор. Запись урока дает возможность проанализировать выполнение элементов вождения, а наглядная картинка ошибок и погрешностей стимулирует желание повторить тот или иной элемент правильно. При вождении автомобиля по учебным маршрутам города используется АПК (автоматизированный программный комплекс), который воспроизводит в записи все действия обучающегося. При подготовке водителей по предмету «Оказание первой медицинской помощи» для отработки приемов сердечно-легочной реанимации используется тренажер «Максим 1-01». Станция технического обслуживания, кроме необходимого оборудования, располагает комплектом компьютерной диагностики двигателя.
С каждым годом число обучающихся, желающих получить дополнительную профессию в училище, возрастает. Дополнительные образовательные услуги, оказываемые обучающимся, способствуют профессиональному росту и профессиональной мобильности выпускника, а доступность данного образования соответствует стратегической цели государственной политики в области профессионального образования.
С ЮБИЛЕЕМ!
БЕЛОВСКОМУ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ КОЛЛЕДЖУ 50 ЛЕТ!
Д. В. Чебан, директор ГБОУ СПО «Беловский политехнический колледж»
Современное состояние колледжа напрямую связано с основными тенденциями развития среднего профессионального образования, определёнными в Концепции модерниза-^ ции среднего профессионального образования до 2010 года, Региональной целевой программой «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области до 2015 года», приоритетным национальным проектом в сфере образования, реализуемым на территории Кемеровской области (профессиональное образование), Основными направлениями социально-экономического развития города Бе-лово на 2010-2015 годы.
Согласно этим нормативным документам подготовка специалистов направлена на удовлетворение потребностей регионального рынка труда, обеспечение результатов деятельности образовательных учреждений кадровым запросам экономики, формирование эффективного рынка образовательных услуг с учетом региональных приоритетов в подготовке кадров.
Беловский политехнический колледж сегодня - это многопрофильное и многофункциональное образовательное учреждение непрерывного профессионального образования, осуществляющее подготовку специалистов для различных отраслей экономики Кемеровской области и других регионов России, обладающее базой материально-технического, социально-бытового и кадрового сопровождения образовательного процесса, соответствующей государственным требованиям. В течение последних пяти лет колледж осуществлял свою деятельность в соответствии с планом стратегического развития, кото-
рый в целом выполнен успешно. Реализация плана позволила колледжу:
- разработать и реализовать по всем специальностям профессиональные образовательные программы базового и повышенного уровня на основе требований работодателей к профессиональной и личностной компетенции выпускников;
- внедрить в учебный процесс новые технологии и методы обучения: игровые и информационные, метод проектов, кейс-технологии и др.;
- на основе договоров с социальными партнёрами сформировать качественную базу для практического обучения;
- усовершенствовать систему итоговой аттестации студентов;
- обеспечить практическое использование результатов выпускных квалификационных работ;
- сформировать учебно-методические комплексы по дисциплинам и специальностям;
- активизировать научно-методическую работу по разработке учебно-методических пособий;
- оптимизировать структуру управления колледжем;
- внедрить отдельные элементы системы управления качеством;
- сформировать систему повышения квалификации;
- повысить уровень технических средств учебных кабинетов и лабораторий и адаптировать их к учебному процессу;
- создать условия для использования компьютерных технологий и программного обеспечения в течение всего срока обучения;
- совершенствовать материально-техническую базу колледжа.
Структура подготовки специалистов в колледже ориентирована на основные направления социально-экономического развития города и перспективы развития приоритетных отраслей экономики Кузбасса.