4. Детское туристско-краеведческое объединение - среда жизнедеятельности ребенка : учеб.-метод. пособие / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой. М., 2001. 144 с.
5. Мониторинг и диагностика результативности детских объединений - субъектов модернизации школьного образования // Информационно-методический сб. по итогам опытно-экспериментальной работы Городской экспериментальной площадки Москвы / под науч. ред. Л. В. Алиевой. М. : Департамент образования Москвы, 2011. 140 с.
6. Остапец А. А. «Школа жизни - окружающий мир» : сб. программно-методических материалов. М. : Департамент образования г. Москвы, ДДЮ-ТЭ «Родина», 2004. 157 с.
7. Развитие личности ребенка в туристско-краеведческой деятельности / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой. М., 1994. 124 с.
8. Система диагностики качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования : сб. метод. рекомендаций / под науч. ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. М. : ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, ГБОУ «ДДЮТЭ» Родина» им. А. А. Остапца-Свешникова, 2013. 71 с.
Д. В. Смирнов, С. В. Морозова, А. Б. Бойцов
Дополнительное туристско-краеведческое образование
как средство социореализации и профессионального самоопределения в сфере экологии воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Представлен анализ опыта деятельности коллектива педагогов бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» по социореализации и профессиональному самоопределению воспитанников. Дополнительное туристско-краеведческое образование, походная самодеятельность и процесс формирования экологической культуры представлены как эффективные формы организации деятельности детей и подростков, направленной на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, социореализации, социальную адаптацию и профессиональное самоопределение. Представлены механизмы и методы социореализации и профессионального самоопределения воспитанников детского дома в туристском походе, экспедиции. Показана роль социально-профессиональных проб в туристском походе в процессах развития и становления личности, формировании экологической культуры детей-социальных сирот. Охарактеризована роль педагога-руководителя туристского похода в формировании функциональной грамотности социальных сирот в сфере сохранения здоровья, безопасной жизнедеятельности, туристско-спортивных, туристско-бытовых, экологических навыков и межличностной коммуникации.
Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты, детский дом, социореализация, профессиональное самоопределение, социально значимые качества, жизнедеятельность, экологическая культура, модели поведения, туристский поход, подростки, социально-
профессиональные пробы, функциональная грамотность, личностные качества, туризм, краеведение, экология.
Процессы реформирования всех областей социальной жизни и поиски эффективных путей решения основных социальных проблем, происходящих в современной России XXI в., болезненно отражаются на социально не защищенных категориях граждан - детях. В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало социальное сиротство. Демографическая ситуация в России характеризуется тенденцией рождения относительно большего количества детей в неблагополучных семьях, что с каждым годом усугубляет проблему социального сиротства. Анализ жизни детей перед их поступлением в детские центры помощи показывает, что редко можно выделить в их судьбе какую-либо одну, детерминирующую причину или обстоятельство, приведшие ребенка к ситуации социального сиротства. В большинстве случаев в семьях имелось сочетание неблагоприятных факторов, что сделало невозможным дальнейшее проживание детей с родителями либо создавалась прямая угроза их жизни, здоровью, благополучию. Зачастую неблагоприятные условия существовали достаточно долго и оказали негативное влияние на психическое и физическое развитие, здоровье детей. Лидерами же среди факторов, способствующих социальному сиротству, являются: жестокое обращение с детьми, пренебрежение их потребностями и интересами, безработица родителей. Несмотря на предпринимаемые государством усилия (усыновление, опекунство, приемная семья), для многих детей-сирот центры помощи и детские дома остаются основным социальным институтом, обеспечивающим процессы разностороннего развития, обучения и воспитания, подготовку к самостоятельной жизни, определению вектора личностного развития на всю жизнь. В детских домах создаются более или менее оптимальные условия для относительно «благополучного» проживания, физического и духовно-нравственного развития личности ребенка, подростка - социального сироты. Но как бы ни старались педагоги и воспитатели детского дома приблизить условия к домашним, такой центр все равно остается учреждением, неравнозначным социуму полной семьи, где накоплен и передается поколенческий опыт (мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сестры). В любом случае «пребывание» ребенка, подростка в социокультурной среде детского дома, в той форме «давления» различных ограничителей, например СанПиНов, накладывает свой отпечаток на их психическое развитие, процессы социализации в обществе и профессиональном самоопределении подростков [1].
Анализ опыта работы педагогов детских домов, а также ряд научных исследований показывают, что для выпускников интернатных учреждений (детских домов) характерен определенный набор личностных (психических) социально значимых качеств: неразвитый социальный интеллект; непонимание материальной стороны жизни и отношений собственности; сниженный уровень умственной активности; нежелание обеспечивать
99
свою жизнь за счет собственного созидательного труда; предрасположенность к внушаемости; инфантильность с определенной степенью наивности в вопросах самообеспечения жизнедеятельности; повышенная готовность принимать как норму асоциальные стереотипы поведения; крайне завышенный или заниженный уровень самооценки; неадекватность личностных притязаний, рентные поведенческие установки и др. Нахождение в детском доме на полном государственном обеспечении часто формирует у детей «навык» иждивенчества, потребительства и нежелания прикладывать усилия для самообеспечения и самообслуживания, ведь до 18 лет, а в некоторых случаях и более позднего возраста они находятся под чрезмерной «опекой» педагогов и воспитателей, которые вынуждены руководствоваться требованиями СанПиНов и других инструкций, ограничивающих самодеятельность, обслуживающий труд воспитанников интернатных учреждений. Все вышеуказанные факторы и, как следствие, формируемые личностные качества серьезно затрудняют адаптацию выпускников к реальной жизни. Условия жизнедеятельности и развития детей и подростков, воспитывающихся в детском доме, формируют у них особую внутреннюю позицию так называемого психологического капсулирова-ния, которое состоит в отчужденном отношении к другим, к социальному миру. Особенно оно усугубляется при «столкновении» ребенка с реальной жизнью за стенами детского дома. Это столкновение приводит, особенно старших подростков и юношей, к стремлению находиться в освоенных стереотипах жизнедеятельности в условиях ограниченной социально-культурной среды. Причиной данного стремления является привычка жить в замкнутом пространстве, в неумении самостоятельно интегрироваться в открытое общество, устанавливать новые контакты с окружающими людьми.
Важно сознавать, что полезность человека всегда определялась его полезностью для людей, а не для «само»-го себя. Не для самореализации создан человек, но для социореализации.
В Послании Президента РФ В. В. Путина (12.12.2012) было указано на «дефицит духовных скреп», т. е. на слабую выраженность у современного российского гражданина таких качеств (социальных компетенций), как ответственность, гражданственность, духовность, пассионарность, креативность и т. д. А эти качества лежат в основании социальной активности и созидательности.
Все эти личностные качества (социальные компетенции) реализуются в социальном пространстве по отношению к окружающим человека людям в виде поступков (актов, акций, деяний, подвигов). А эти поступки либо полезны (социореализация), либо вредны (диссоциореализация, ауто-реализация, самореализация).
Сегодня ведущие ученые вынуждены много внимания уделять исследованию ресоциализации, т. е. как из вредного человека сделать полезного. Ресоциализацию можно считать в этом контексте антонимом само-
100
реализации и диссоциализации, т. е. ресоциализация нужна как реабилитация после самореализации, как исправление всего того, что сотворено самореализацией. Значит, изначально нужно заниматься социореализаци-ей.
Человек, в том числе и воспитанник, либо полезен обществу (семье, окружающим, государству), либо вреден. Социореализующийся человек полезен и другим, и себе. Самореализующийся - вреден и другим, и себе. Ведь член ЛГБТ-сообщества, наркоман, алкоголик, коррупционер и прочие негативные персонажи «успешно» САМО- или АУТО-реализуются, но они общественно опасны.
Индивидуализм, потребительство, анимальность - признаки самореализации, а вот духовность, гражданственность, пассионарность, ответственность, креативность являют собой социореализацию [2].
Предметноразвивающая, вещная среда (К. Левин) ориентирует на потребительство, на самореализацию, а социоразвивающая (Ж. Нюттен) -на созидание, на социореализацию.
Таким образом, социальная активность, созидательность ребенка в будущем может проявлять себя в трех основных сферах отношений: социально-бытовые в семье; социальные в обществе; социально-профессиональные в труде. И во всех трех сферах деятельность должна быть направлена на совершение полезных действий и поступков.
Исходя из вышеизложенного, коллективом бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Содействие"» (Центр «Содействие») была определена миссия, которая заключается в создании условий для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и их успешной социализации в обществе. Перед педагогами Центра «Содействие» актуализовалась потребность подобрать эффективные формы организации деятельности воспитанников как в стенах детского дома, так и за его пределами, способствующие их успешной социализации и профессиональному самоопределению. Одной из таких эффективных форм решения данной проблемы, по мнению ряда ученых, таких как Л. В. Алиева [3], В. А. Горский [4], И. А. Дрогов [5], Ю. С. Константинов [6], А. А. Остапец-Свешников [7], Ю. А. Попович [8], Д. В. Смирнов [9] и др., является турист-ско-краеведческая самодеятельность, основными средствами которой выступают туристские походы, экспедиции, путешествия и т. д. в природной среде. Сегодня целью работы педагогов Центра «Содействие» в современных реалиях является поиск наиболее эффективных форм организации деятельности детей и подростков, направленных на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, содействие их успешной социальной адаптации и профессиональному самоопределению.
Разработка теоретических и методологических вопросов, связанных с социализацией в России, началась еще в СССР в 60-е гг. ХХ в. Первые попытки выявления сущности социальной и исторической значимости были
101
предприняты и раскрыты И. С. Коном в труде «Социализация личности»
[10]. На современном этапе развития социальных наук ведущая роль в разработке проблем социализации личности принадлежит А. В. Мудрику
[11], М. А. Галагузовой [12], С. Г. Молчанову [2], А. К. Сидоровой [13], Л. В. Байбородовой [14], Л. В. Мардахаеву [15] и другим ученым. Под со-циореализацией они понимают процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его социальным миром. Существуют два подхода к пониманию сущности социализации, различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т. д. Это характеризует человека как объект социализации [16]. Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект, он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, т. е. не только адаптируется к обществу, обогащается опытом, а активно влияет на самого себя, свои жизненные обстоятельства и окружающих людей - реализует себя как личность [17].
Особое значение для педагогического понимания сущности социализации воспитанника детского дома имеет изучение факторов и механизмов социализации личности, требующих от нее определенного поведения и активности. Первая группа факторов - макрофакторы, которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая группа - мезофакторы, т. е. условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории и т. д. Третья группа - это микрофакторы, к ним относятся семья, микросоциум, организации, прежде всего неформальные объединения (походная группа, самодеятельный коллектив и пр. ), в которых происходит социальное воспитание. Влияние микрофакторов на развитие ребенка осуществляется через агентов социализации, т. е. лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, сверстники, педагоги, соседи и пр.). Для воспитанника детского дома микрофакторы имеют несколько другую, иную иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях полной семьи. Исследуя функции семьи, роль которых, будучи различной на отдельных этапах социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека, А. В. Мудрик выделяет несколько важных позиций. Во-первых, семья обеспечивает эмоциональное развитие человека. Во-вторых, семья влияет на формирование (идентификацию) психологического пола человека и его полоролевую социализацию. В-третьих, семья играет ведущую роль в ум-
102
ственном развитии ребенка. В-четвертых, в семье формируются фундаментальные духовно-нравственные ценностные ориентации человека, в том числе в сферах социальных и межэтнических отношений, а также направления и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. В-пятых, семья играет большую роль в овладении человеком нормами и стилем исполнения им семейных ролей. В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависят его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, направления и эффективность самовыражения и самореализации. Особенностью социализации воспитанников детского дома является то, что функции семьи «берет» на себя детский дом, а наиболее значимыми агентами социализации выступают сверстники и воспитатели. Поэтому необходима целенаправленная работа по выбору форм и средств организации совместных видов деятельности, способствующих формированию тех социальных качеств личности, которые определяют включенность ребенка, подростка в общественные отношения.
Одним из педагогически целесообразных видов деятельности по преодолению социальной депривации и формированию готовности к самостоятельной жизни воспитанников детского дома является туристско-краеведческая деятельность как средство социореализации личности. В России феномен детско-юношеского туризма возник в середине XIX в. и носил характер общеобразовательных экскурсий, организаторами и пропагандистами которых были передовые педагоги того времени. Они рассматривали экскурсии в качестве средства закрепления знаний, полученных на школьных уроках. Сегодня туризм все шире используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня ребенка, разумному использованию им свободного времени. Дети, вовлеченные в систему детского отдыха, быстрее обретают социальную зрелость, получают духовную и физическую закалку, активно готовятся к трудовой деятельности. В детско-юношеском туризме познавательная, трудовая, общественная деятельность детей формируется в органическом единстве, оказывая большое влияние на развитие личности ребенка и на ее связи с окружающей средой [18]. Особенностью детско-юношеского туризма и краеведения является развитие самоуправления в коллективе, насыщение свободного времени детей социально значимой деятельностью, что обусловливает непрерывность воспитательного процесса, в соответствии с гносеологически расширяющейся социокультурной средой [19].
Сегодня детско-юношеский туризм и краеведение характеризуются следующими преимуществами педагогического воздействия на личность ребенка, подростка. Во-первых, яркой особенностью детско-юношеского туризма является развитие самоуправления в походном, чаще всего разновозрастном коллективе воспитанников, насыщение свободного времени детей и подростков социально значимой совместной с педагогом деятель-
103
ностью. Во-вторых, активные формы и виды туризма развивают у детей и подростков высокие нравственные качества: коллективизм, честность, трудолюбие; формируют чувство ответственности перед походным коллективом за результат своей работы, личностного вклада в общее дело -жизнеобеспечение группы в условиях автономного существования. В-третьих, детско-юношеский туризм предоставляет уникальную возможность ребенку, подростку глубже познать самого себя и окружающих, близких, с кем разделяются радости и невзгоды, трудности и достижения; наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своего родного края, своей страны и других государств. Детско-юношеский туризм и краеведение пробуждают у молодых людей чувство национального самосознания и обеспечивают устойчивую личностную полоролевую самоидентификацию; воспитывают уважение и терпение к преодолению лености, необязательности в решении бытовых трудностей, обеспечивая минимально комфортные условия в походе (экспедиции). Создают среду, в которой воспитанник научается уважительно принимать обычаи и традиции других национальностей и народов, их культуру и традиции. В-четвертых, детско-юношеский туризм выступает и как средство снятия физической и психологической «напряженности», предупреждения стрессов и конфликтов сменой социального окружения и вида деятельности. Выступает как средство физического развития и совершенствования. В-пятых, детско-юношеский туризм влияет на развитие у подрастающего поколения коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям жизни в социуме в соответствии с принятыми нормами и правилами и в природной среде с соблюдением принципов природосообразно-сти.
В Центре «Содействие» воспитываются дети, подростки и юноши в возрасте от 3 до 18 лет. Большую часть составляют младшие и старшие подростки в возрасте от 12 лет (65%). Они характеризуются «поиском» необычных обстоятельств, новых впечатлений, стремлением к общению с интересными и неординарными людьми, к испытаниям самого себя и своих товарищей, ярко выраженной потребностью к самовыражению, самоутверждению и самореализации в среде сверстников. Для организации их занятости в свободное время педагогический коллектив Центра «СоДействие» стал активно использовать хорошо зарекомендовавшее себя в многолетней отечественной и зарубежной практике, как показывают исследования ряда ученых [20], педагогически эффективное средство - туристский поход. Сначала педагоги Центра «СоДействие» внедряли в практику несложные и кратковременные походы выходного дня, а затем, приобретя достаточный туристский (бытовой и тактико-технический) опыт руководства детско-юношескими походами, стали совершать и дальние, длительные походы различной категории сложности.
Опыт организации туристско-краеведческой деятельности Центра «СоДействие» твердо убедил педагогов в том, что туристские походы по-
104
зволяют эффективно решать целый комплекс педагогических задач: обучающих, развивающих, воспитывающих, социализирующих и позволяющих воспитанникам самоопределиться через социально-профессиональные пробы в предстоящей, будущей профессиональной деятельности. Педагогический совет Центра «СоДействие» выделяет развитие детско-юношеского туризма как одно из приоритетных направлений своей воспитательной работы. В рамках реализации программы развития туристско-краеведческой деятельности воспитанников возник детский туристский клуб «Путник». Сегодня деятельность клуба регламентируется Положением о клубе и Уставом юного туриста, разработанными при активном участии самих воспитанников. Целью деятельности клуба «Путник» является подготовка воспитанников Центра «СоДействие», активно включенных в туристско-краеведческую самодеятельность, к самостоятельной жизни, содействие их успешной социализации средствами организации туристских путешествий (походов).
Задачи клуба определены педагогическим советом Центра:
• пропаганда и популяризация водного и пешего туризма среди воспитанников детского дома;
• формирование знаний умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ);
• содействие гармоничному развитию личности подростков, росту их духовно-нравственной и физической культуры;
• становление и развитие разновозрастного туристского коллектива, создание благоприятного и комфортного психологического микроклимата в походных группах, развитие детского самоуправления, развитие коммуникативных умений и навыков воспитанников, формирование культуры межличностного общения;
• обеспечение социально-трудовых проб в различных видах допро-фессиональной подготовки воспитанников в туристской походной самодеятельности, в том числе в сфере экологии и охраны природной среды;
• организация разнообразных форм и видов активного досуга и отдыха воспитанников.
Положением о клубе «Путник» определено, что его членами могут быть все желающие воспитанники детского дома старше 8 лет, а также выпускники Центра. Членство в клубе обязывает его членов, воспитанников, к выполнению норм и правил клуба, а также предполагает освоение ими различных социальных ролей (исполнительских, организаторских, творческих и/или исследовательских) в системе походного самоуправления. В клубе определен ряд должностей, которые выполняют воспитанники при подготовке, проведении походов и по их завершении. Выполнение должностных обязанностей приучает воспитанников к ответственности за реализацию различных направлений работы походной группы. Каждый участник клуба «Путник», участник туристской походной группы делает свое дело и несет ответственность перед своими товарищами и руководи-
105
телями (педагогами) за его качественное выполнение. При этом следует отметить, что старшие подростки, имеющие походный опыт, назначаются на должность помощника руководителя клуба или походной группы. Помощник руководителя помогает вести документацию, заполнять журнал инструктажей по технике безопасности, разрабатывает план действий в походе, например при преодолении естественных препятствий или организации дневки (дня отдыха), распределяет обязанности среди участников похода при организации походного самоуправления - исполнение «дежурных» обязанностей. Безусловно, важные функции исполняют в туристской группе и другие участники. Завхоз получает продукты, ведет их учет и осуществляет ежедневную их выдачу дежурным в походе для приготовления пищи. Реммастер осуществляет ремонт оборудования и поддерживает туристское снаряжение и инвентарь в рабочем состоянии. Эколог организует исследовательскую работу туристской группы во время путешествия по определению загрязнённости окружающей среды, уровню радиоактивности; определению рН в чистом и загрязнённом снеге, воды в водотоках, колодцах, родниках, озерах и других водоемах. Медик отвечает за комплектацию походной аптечки, сбор лекарственных трав и оказывает необходимую первую доврачебную помощь. Фотограф осуществляет в походе фотосъемку, в отчетный период оформляет фотоотчеты. Туристский корреспондент (репортер) делает репортажи с места событий, ведет дневники походной группы в походе, в отчетный период пишет статьи, заметки в газету Центра «СоДействие» - «Пятачок». В походах все участники участвуют в социально значимой природоохранительной деятельности по очистке родников, утилизации мусора на биваках, организуют ограждение муравейников рядом с тропами. Достаточно широкий спектр задач клуба «Путник» решается использованием разнообразных форм работы, но главной, системообразующей формой обучения, воспитания, развития, социализации и профессионального самоопределения остаются туристские походы и экспедиции. Прежде всего, это собрания воспитанников и заседания членов клуба, на которых происходит планирование работы, обсуждение кандидатур на должности, принимаются отчеты, оцениваются презентации и подводятся итоги. Решениями таких сборов воспитанникам присваиваются различные «звания», дети представляются к наградам и поощрениям. Использование таких форм, как конкурсы, викторины, состязания, выставки и др., позволяет делать «контрольные срезы» знаний и умений воспитанников, проверить сформированность функциональной грамотности по походными «должностям», туристско-бытовым навыкам, технике и тактике туризма, исследовательской деятельности. Ролевые игры и праздники проводятся для создания благоприятной эмоциональной обстановки при посвящении новичков в юные туристы или при переводе членов клуба на новую ступень - опытных туристов. Для эффективности работы клуба «Путник» разработана программа, рассчитанная на 3-летний цикл обучения. В ней заложен максимальный объем
106
знаний и умений, которыми должны овладеть воспитанники к выпуску. На первом этапе обучения формируются первоначальные туристские навыки, закладывается основа теоретических знаний, формируется коллектив, совершаются путешествия малой длительности (до 7 дней). На втором этапе закрепляются приобретенные навыки и умения, расширяется география туристских походов, увеличивается продолжительность экспедиций, усложняются задачи, в том числе исследовательские (краеведческие, экологические) для туристов. На заключительном этапе воспитанники наряду с усложнением, увеличением количества и продолжительности путешествий проходят социально-профессиональные пробы:
- получают начальные инструкторские навыки, работая с вновь пришедшими в клуб членами;
- выполняют краеведческие исследования и проекты по учебным предметам общеобразовательной программы по истории, географии, ботанике, зоологии, экологии и др.;
- участвуют в различных акциях гражданско-патриотической и экологической направленности.
Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе являются выездные практикумы. К туристским походам допускаются подростки, освоившие теоретические знания и получившие практические навыки на инструктивных занятиях; находящиеся в хорошей физической форме, не имеющие медицинских противопоказаний. Состав туристской группы определяется уровнем (степень, категория) сложности похода и степенью подготовленности каждого из участников. Туристские походы - это, прежде всего, очень интересный вид познавательной и учебно-исследовательской деятельности для детей и подростков, но он связан и с определенными рисками. В походе туристская группа достаточно долго находится вдали от населенных пунктов, в условиях автономной жизнедеятельности. Для клуба «Путник» очень важно иметь хорошо подготовленных инструкторов и педагогов, в совершенстве владеющих методикой организации детско-юношеского туризма и краеведения, поисковой и учебно-исследовательской деятельности в походных, полевых условиях. Поэтому Центр «Содействие» работает в тесном контакте с инструкторами автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Вологодской области «Региональный центр дополнительного образования детей» (Региональный центр ДОД). Сегодня с Региональным центром составлена программа социального партнерства, в которую включен план совместной деятельности. Воспитанники клуба «Путник» помимо обособленных походов также имеют возможность путешествовать в составе сборных туристских групп Регионального центра ДОД и участвуют в полевых профильных лагерях, в туристских слетах. Персональный состав любой туристской группы клуба «Путник» или Регионального центра ДОД определяется руководителем группы. Сложилась традиция, что и в клубе «Путник», и в Региональном центре
107
ДОД в период подготовки туристского похода, за 3-4 месяца до выхода на маршрут, руководитель организует с воспитанниками занятия, на которых отрабатывает начальные туристские тактико-технические навыки, оптимально достаточные по физическим нагрузкам и технической подготовленности. Для качественной подготовки к походу организуются двух-трехдневные походы, где педагог, предоставляя подросткам максимально возможную свободу действий для проявления своей самодеятельности и инициативы, при этом направляет их энергию в педагогически целесообразное «русло» и формы личностно значимой и общественно полезной деятельности, при безусловном обеспечении безопасности для жизни и здоровья воспитанников. Оказывая педагогическое сопровождение и поддержку воспитанникам - участникам похода, педагог-руководитель туристской группы стремится полностью исключить мелочную опеку. Процесс обучения туристско-спортивным, туристско-бытовым и краеведческим, прежде всего экологическим, исследовательским премудростям в походных условиях в значительной мере проводится на основе включения воспитанников в систему социально-профессиональных проб, их «погружения» в проблемы жизнеобеспечения группы и ее безопасной деятельности в автономных условиях существования в природной среде, соблюдения экологической культуры при организации биваков и привалов на маршруте [22; 23]. В процессе выполнения различных видов заданий, поручений и собственно туристско-бытовых и/или учебно-исследовательских обязанностей в походной группе участник похода - ребенок (подросток) -имеет право на совершение ошибки. На ошибках учатся и приобретают жизненный опыт! Но ребенок, подросток имеет право и на исправление или преодоление последствий ошибки, в процессе преодоления/исправления которой он, собственно, и осваивает опыт туристско-спортивных, туристско-бытовых, экологических, исследовательских и жизненных (социальная коммуникация) премудростей. Однако мы, педагоги-руководители походов, стремимся, чтобы наши воспитанники обучались и воспитывались на примере старших воспитанников. Вечером или после дневного перехода руководители туристской группы организуют рефлексию (обсуждение совместно с воспитанниками) походного дня, разбор, что получилось, а что нет и почему, что необходимо сделать, чтобы ошибки, если они были, более не совершать. Разумеется, этот процесс «совершения» ошибки - социально-профессиональной или туристской тактико-технической ПРОБЫ - осуществляется не стихийно, а под педагогическим контролем руководителя группы, при безусловном обеспечении безопасности (страховкой руководителем или его помощником) жизни и здоровья воспитанников. При малейшей опасности, угрозе жизни и здоровью, возможном нарушении техники безопасности, экологическом неблагополучии на маршруте или объекте проведения краеведческих исследований, процесс обучения «ошибки - пробы» останавливается, необходимым образом комментируется руководителем, а поход продолжается! При
108
относительной свободе действий участников похода для них устанавливается ряд понятных и общепринятых этических, эстетических, санитарных, экологических правил: «не курить», «не мусорить», «не употреблять ненормативную лексику», «беречь природу», «не шуметь при движении по маршруту», «не обижать братьев наших меньших», «благоустраивать туристские и природные объекты» и пр.
На маршруте туристского похода и руководители, и воспитанники лишены многих «благ цивилизации», привычных бытовых удобств, поэтому для удовлетворения насущных потребностей всем участникам похода без исключения нужно прилагать определенные усилия, трудиться, что позволяет искоренять в воспитанниках такие качества, как иждивенчество и потребительство. Походный труд по самообслуживанию - созданию и потреблению «туристского продукта» - разнообразен и по качеству, и по количеству физических и интеллектуальных нагрузок, и по напряжённости. Выполняя разнообразные виды труда, прежде всего по самообслуживанию в походной группе, воспитанники приобретают необходимые знания, умения и навыки жизнеобеспечения - туристско-бытовые навыки. Участники похода осваивают премудрости приготовления пищи в полевых условиях, учатся работать с разнообразным туристским снаряжением и инвентарем, приборами для выполнения учебно-исследовательских заданий по краеведению. Они осваивают технологические приемы по осуществлению ремонта одежды и туристского оборудования, приготовлению пищи, наведению переправ через водотоки, обустройству биваков, проведению метеорологических и других наблюдений. В походах многие воспитанники Центра «СоДействие», оставшиеся без попечения родителей, впервые познают такие премудрости, как топить походную печку, соблюдать правила безопасности, как рассчитывать запасы топлива и заготавливать дрова, пригодные для использования в походных условиях; как необходимо ремонтировать личное снаряжение, пришивать пуговицу или заплатку и т. п. Причем это необходимо сделать здесь и сейчас! И исключительно самому! Безусловно, с наивысшим качеством!
Кроме того, физический труд в походных условиях носит общественно полезный характер. Создать комфортные условия индивидуально, исключительно для себя, собственного потребления возможно! Но общин-ность походной группы быстро расставляет приоритеты - блага в походе создаются для всех участников туристской группы. В походе важен вклад каждого участника в обеспечение комфорта и безопасности, соблюдения экологической чистоты по маршруту. Педагоги-руководители походов создают, моделируют условия, когда труд становится условием относительно комфортной жизнедеятельности. Только тогда возникает уважение каждого воспитанника к своему и чужому труду, неуважение и презрение к лени, тунеядству, и тем самым формируется психологическая готовность к созидательному труду в самостоятельной жизни, формируется экологическая культура [22; 23]. В походе все его участники, и руководи-
109
тель, и рядовые туристы, взаимосвязаны друг с другом, друг от друга взаимозависят. Возникает очень важная с точки зрения воспитания обстановка - ответственная взаимозависимость, которая способствует становлению, сплочению детско-юношеского разновозрастного коллектива и его развитию. Жизнь в условиях автономной жизнедеятельности формирует у старших подростков организаторские способности, развивает инициативу и ответственность за исполнение своих обязанностей, за жизнь и безопасность не только свою, но и своих товарищей. При этом активно протекает процесс формирования таких личностных качеств, как активность, коллективизм, ответственность, взаимопомощь и стремление оказать взаимовыручку в любой нештатной ситуации, потребность в общении и одобрении своих поступков, действий в коллективе единомышленников, увлеченных одной идеей и воплощающих ее в жизнь. Поход обеспечивает формирование умений и навыков находить выход из разнообразных сложных ситуаций, прежде всего житейских, а также «аварийных» ситуаций, связанных с неблагоприятными экологическими, природными и погодными условиями. В походе дети приобретают жизненно необходимый опыт -рассчитывать на собственные физические силы и учитывать подготовленность товарища по туристской группе, ориентироваться при выполнении общего дела на степень его утомления или усталости.
Важным фактором воспитания является процесс полоролевой самоидентификации, когда осваиваются «роли» в соответствии с половой принадлежностью. В походе формируются духовно-нравственные ценности, свойственные разнообразным моделям поведения юношей и девушек. Воспитанники осознают свое жизненное предназначение: девушка и юноша - будущие мать и отец. Активно формируются традиционные для русской культуры нормы мужского и женского начал в личностном поведении. Транслируется и прививается юношам уважение к женщине, забота о старших и младших. Особая роль в социально-профессиональных пробах в походных условиях принадлежит включенности воспитанников в краеведческую, экологическую, познавательную и исследовательскую деятельность, реализуемую непосредственно в походах, в период подготовки и при подведении итогов путешествия [23]. В процессе этой деятельности также весьма успешно в клубе «Путник» решаются задачи гражданско-патриотического, нравственного, экологического и эстетического воспитания. У воспитанников накапливаются яркие образные новообразования, подкрепляемые эмоциональными впечатлениями, и, что немаловажно, сопереживание, со-страдание, связанные с экологической культурой поведения, с жизнью животных или насекомых в природной среде, со знакомством с историей родного края и с жизнью интересных и неординарных людей, простых стариков (носителей нравственных и духовных ценностей, народной культуры и традиций) и тружеников (любящих свой край и ценящих свой труд, создающих различные блага жизни), сверстников в различных уголках страны.
Совершая путешествия на Полярный Урал, подростки клуба «Путник» познакомились с жизнью малых этносов - национальных общин, узнали много нового об особенностях их быта, формах и видах труда, занятиях по собственному жизнеустройству и созданию бытового и психологического комфорта (установка чума и его обустройство, ведение скотоводческого натурального хозяйства, особенности и традиции национальной кухни, выполнение социальных ролей в семьях северных народов, особенности жизни детей и их обязанности и права в семье оленеводов). Во время совершения похода по территории Республики Карелия дети «вживую» увидели обитателей северных рек и лесов. Во время похода по Краснодарскому краю побывали на бахче и в горах. В походе по Тульской области узнали много исторической информации об участии князя Белозерского в Куликовской битве. Следует обратить внимание, что результаты учебно-исследовательских работ воспитанники по возвращении из похода (экспедиции) оформляли в виде «образовательных продуктов» (презентаций, рефератов, докладов, стенных газет и др.). Эти образовательные продукты учителя-предметники и воспитатели активно используют в образовательном процессе и во внеурочной деятельности, тем самым «поднимая» социальную значимость, авторитет участников походов в среде сверстников. Мы полагаем, что чем шире география туристских походов воспитанников клуба «Путник», тем больше знаний о великолепии природы и жизни людей нашей необъятной страны они не только получат сами, но по возвращении в стены детского дома передадут в своих рассказах и выступлениях, организованных в период отчета о походе, своим сверстниками и товарищам, младшим. Тем сильнее будет формироваться чувство принадлежности к России, гордости за красоты и богатства, любви к ее природным и культурным объектами, уважения к народам, ее населяющим, и уважения к их традициям, вероисповеданию и жизненному укладу - образу жизни. Пребывание на лоне природы, вдали от шумной суеты городской среды, в тесном кругу у костра располагает к ведению задушевных бесед, пробуждает романтические настроения и поэтический настрой. У воспитанников под воздействием неформальной по сущности отношений социокультурной среды походной группы возникают философские вопросы, о которых можно рассуждать бесконечно, так и не найдя ответа. Ведя непринужденную беседу с подростками, руководитель туристской походной группы в неформальных отношениях общения обучает своих воспитанников умению слушать и слышать (!), вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, соотносить мнение других людей со своим и, что немаловажно, признавать совершённые ошибки, неверные суждения и находить компромиссы. Особенно плодотворными такие «задушевные» беседы бывают, когда в группе появляются «другие» люди (местные жители, туристы из других регионов, представители различных профессий), обладающие харизмой, чувством юмора, владеющие чем-то сокровенным (историями, мыслями и идеями), чем они
111
щедро делятся с детьми и подростками, способствуя формированию новообразований - культуры межличностного общения. Туристская самодеятельность является хорошим способом формирования навыков активного отдыха и досуга подростков в природной среде. Увлечение активными видами и формами туризма позволяет осуществлять пропедевтические мероприятия с воспитанниками по профилактике различных асоциальных форм поведения, вредных привычек. Так, воспитанники, участвующие в походах, как показывает опыт нашего клуба «Путник», избегают влияния «дурных компаний», культивирующих асоциальные формы поведения, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табакокурения и пр. Туристская походная деятельность позволяет решать еще одну очень важную задачу - духовно-нравственного и физического оздоровления детей и подростков. Свежий воздух, здоровый сон на свежем воздухе, закаливание, воздушные ванны, водные процедуры, физическая активность и пр. - все это способствует укреплению здоровья. В совокупности с педагогическим воздействием личного примера педагога-руководителя туристского похода формирует функциональную грамотность в сфере сохранения здоровья и безопасной жизнедеятельности в природной среде, навыки здорового образа жизни (соблюдение режима дня, выполнение утренней гимнастики, соблюдение личной гигиены, рациональное питание и пр.). Нахождение вдали от цивилизации - это наиболее результативный способ избавления от вредных привычек. В походных условиях, особенно вдали от населенных пунктов, отсутствуют соблазны и возможности приобрести сигареты. В походных условиях физической активности воспитанники особенно остро чувствуют необходимость соблюдать нормы личной гигиены [21]. Они получают опыт практического применения знаний об использовании природных материалов в качестве гигиенических и обеззараживающих средств, учатся своими силами устраивать походную баню или организовывать душ в полевых условиях. Природа дает возможность укреплять организм фитосредствами и употреблять в пищу натуральные витамины в виде чаев из природных материалов (растений). Воспитанники учатся на практике разбираться в травах, ягодах, грибах. Для организации занятости воспитанников во время стоянок (дневок) старшими воспитанниками участниками похода организуются и проводятся спортивные игры, эстафеты, соревнования, подвижные игры на местности и конкурсы. Туристская деятельность является хорошим способом активного отдыха подростков. А увлечение туризмом позволяет воспитанникам избежать «дурных» компаний, приобщающих к негативным формам проведения досуга. Для повышения интереса к занятиям активным туризмом и стимулирования туристско-краеведческих и/или туристско-спортивных достижений членов клуба «Путник» предполагается участие воспитанников в туристских соревнованиях, командных играх, туристских слетах, экологических и краеведческих викторинах. Хороший воспитательный эффект дает привлечение «трудных» подростков к судейству туристских соревнований
112
в качестве юных судей на этапах дистанций, включение их в трудовые десанты по очистке русел малых рек, родников, охране природной среды. Это способствует преодолению различных комплексов в коммуникации и стимулирует проявление активности, прежде всего снятию скованности и необщительности, и помогает укреплению собственной самооценки. Старших воспитанников клуба «Путник» мы активно привлекаем к работе с новичками или младшими детьми как наставников-инструкторов, руководителей экологических и краеведческих проектов, исследований, выполняемых в командах (группах). Получив такое «доверие» - общественное поручение, на первых порах по форме похожее на «повинность», в форме ответственности за младшего, неопытного участника походного коллектива, они, старшие воспитанники, сами приобретают жизненный опыт, обучая младших, и становятся ответственными, заинтересованными, инициативными помощниками педагога. Старшие воспитанники с огромным энтузиазмом осваивают социальную «роль» старшего товарища, брата/сестры, мастера-«дока» в туристском походном деле и жизнеустройстве походной группы.
Реализуя ряд лет в клубе «Путник» программу подготовки воспитанников к самостоятельной жизни средствами туристско-краеведческой деятельности, у клуба и педагогов, старших воспитанников накопился определенный опыт (педагогический багаж знаний, умений и навыков), сформовалась компетентность, экологическая культура. Этим «багажом» знаний сегодня есть стремление поделиться! Клуб «Путник», педагоги самостоятельно создали интернет-сайт (www.turizmdd5.ucoz.ru). На его страничках педагоги и воспитанники выкладывают информацию и свои отчеты, они надеются расширить географию и увеличить круг единомышленников - людей, увлеченных активным туризмом, а затем, возможно, еще расширить географию путешествий членов клуба «Путник» по просторам России и зарубежья. С каждым годом в клубе «Путник» увеличивается общее количество туристских походов и экспедиций. Длительные дальние путешествия в группах оказали свое влияние на сплочение разновозрастного коллектива туристов - воспитанников детского дома. Так, отмечается тенденция роста числа воспитанников, активно включившихся в туристскую деятельность, причем с 2014 по 2019 г. заметно сместилась нижняя возрастная граница членов клуба «Путник». С каждым годом увеличивается общее количество пеших и водных туристских походов и экспедиций, совершаемых воспитанниками клуба «Путник», а также расширяется география путешествий.
Результаты социометрических опросов, регулярно проводимых с 2016 г., свидетельствуют о комфортном состоянии каждого члена клуба и благоприятном психологическом климате в целом в клубе «Путник». Наблюдается положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников, включенных в активную туристско-краеведческую деятельность.
Анализ результатов деятельности клуба 2014-2019 гг. показывает, что у воспитанников преобладает позитивное эмоциональное состояние, они жизнерадостны, активны, охотно занимаются коллективными делами. Это свидетельствует о психологическом комфорте воспитанников, их эмоциональном благополучии. Дети, подростки становятся эмоционально стабильнее. За период с 2014 г. в результате целенаправленной пропедевтической коррекционно-развивающей работы выросло число детей и подростков членов клуба «Путник» с высоким уровнем развития волевых качеств. Положительная динамика отмечается в развитии самостоятельности и социальной ответственности воспитанников. Важным показателем эмоционального развития является развитость мотивации достижения успеха в составе коллектива клуба (команде), т. е. стремление к достижению высокого результата, первенства в той или иной личностно значимой для ребенка и общественно ценной для клуба деятельности, что отражает социореализацию. В настоящее время у многих наших воспитанников сформирован высокий уровень мотивации достижения успеха по различным направлениям деятельности клуба «Путник», прежде всего в области экологического просвещения. Серьезные изменения за последние 5 лет произошли в характеристике членов клуба. На сегодняшний день значительно меньше стало воспитанников, имеющих устойчивую вредную привычку табакокурения, среди членов клуба с 2014 г. нет случаев употребления спиртных напитков, нет случаев правонарушений.
Физкультурно-оздоровительная направленность деятельности клуба «Путник» с использованием средств детско-юношеского туризма сделала свое дело. Воспитанники стали более серьезно относится к сохранению и укреплению своего здоровья, а также активно включились в соблюдение норм здорового образа жизнедеятельности. Члены клуба принимают участие в городском конкурсе рисунков «Я выбираю здоровье», выходят на Лыжню России, помимо занятий туризмом (походы и экспедиции, соревнования и турслеты) воспитанники клуба «Путник» активно посещают каток и спортивные секции (футбол, дзюдо и др.). В условиях Центра «СоДействие» занятия активным туризмом выступают еще и как фактор, стимулирующий включение воспитанников и в другие виды деятельности: учебную, творческую, трудовую. Участие в увлекательных походах рассматривается как поощрение за особые достижения, поэтому все члены клуба «Путник» стремятся иметь стабильно положительные результаты в учебе, быть активными в коллективных творческих делах Центра, принимать участие в общественно полезном и производительном труде. За последние три года среди членов детско-юношеского туристского клуба «Путник» нет бросивших учебу, оставшихся на второй год или неуспевающих. В целом, характеризуя учебно-познавательную деятельность воспитанников, следует отметить значительную положительную динамику в развитии: повышается самостоятельность и самоорганизация в учебной деятельности, растет число детей с позитивной учебной мотивацией,
114
осознающих важность и необходимость обучения, заинтересованных в хороших результатах освоения программ ФГОС общего образования. У воспитанников клуба «Путник» старше 14 лет все чаще стало проявляться желание быть трудоустроенными в свободное от учебы время. Причем эти подростки трудятся добросовестно и не имеют нареканий со стороны работодателей. В основном они заняты в торговых центрах «Макси», «Оазис», в магазине «Ярославские краски», на объектах ЖКХ, на стройках города, в Центре «Содействие», замещая обслуживающий персонал. Воспитанники старшие подростки участвовали в ремонтных бригадах детского дома и школ города. Включение в трудовую деятельность (производственный труд), по нашему мнению, является мощным фактором, ресурсом воспитания личности и способствует жизненному самоопределению и осознанному выбору будущей профессии.
Целенаправленная работа по профориентации и развитию индивидуальных способностей позволила в последние три года членам клуба «Путник», выпускникам, избавиться от выбора профессии «за компанию». Каждый выпускник взвесил свои «хочу», «могу», «надо» и выбрал профессию для себя. Социальная адаптация воспитанников выступает показателем состояния, связанного с освоением личностью новой социальной среды, норм и ценностей общества; приобретение умений и навыков в организации собственного образа жизнедеятельности характеризуется как способность к труду, обучению, самообслуживанию и оказанию взаимопомощи и поддержки в коллективе; изменчивостью (адаптивностью) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. Социальную адаптацию воспитанников членов клуба «Путник» мы рассматриваем в трех аспектах:
- адаптация в Центре «Содействие»,
- адаптация в школе,
- соблюдение правил и законов общественной жизни, социально-правовых норм.
В начале каждого учебного года на психолого-медико-педагогическом консилиуме обсуждается программа сопровождения и утверждаются индивидуальные образовательные маршруты развития и социализации каждого воспитанника. Намечаются педагогические задачи на текущий год. В середине учебного года воспитатели совместно со специалистами проводят корректировку этого плана, в конце подводят итоги успешности выполненного плана за год. Оценка успешности социальной адаптации воспитанников фиксируется в «дневнике индивидуального сопровождения воспитанника».
За последние годы отмечается позитивная динамика в формировании у воспитанников отношения к Центру «Содействие» как к своему собственному дому, его экологии. Растет число детей и подростков, которые осознанно относятся к правилам, чистоте и распорядку жизни в детском доме, стараются не нарушать их. 100% воспитанников активно включены
115
в жизнь детского дома: организуют дела в группе, ответственно относятся к поручениям, проявляют активность в подготовке и проведении традиционных мероприятий: праздников, концертов, конкурсов, выставок, встреч. Воспитанники, прошедшие адаптационный период, вовлеченные в активную деятельность, выбравшие себе увлечение - занятия туристско-краеведческой походной самодеятельностью, отдаляются от разного рода негативных факторов и придерживаются принятых в Центре «СоДействие» правил. Проанализировав результаты адаптации выпускников и членов клуба «Путник», можно констатировать, что социализация и профессиональное самоопределение проходят достаточно успешно, а следовательно, деятельность клуба достигает поставленной цели. Чем больше подростков и детей будет вовлечено в туристско-краеведческую походную самодеятельность, тем выше будут результаты по большинству показателей социализации и профессионального самоопределения, а значит, возрастет уровень функциональной готовности воспитанников детского дома к жизни в обществе. Включенность детей и подростков в туристско-краеведческую и экологическую деятельность позволяет успешно преодолевать социальную депривацию и комплексно решать задачи подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Опыт показывает, что знания, умения и навыки, приобретенные в процессе специально организованной активной туристско-краеведческой походной самодеятельности и экологической и природоохранной работе, легко трансформируются и переносятся на ситуации реальной жизни. Это позволяет воспитанникам в дальнейшем самостоятельно находить пути решения возникших проблем и успешно реализовывать модели поведения. Нам удалось выделить турист-ско-краеведческую походную самодеятельность как способ социализации воспитанника детского дома, обосновать ее значение в решении задач подготовки воспитанников к самостоятельной жизни на разных возрастных этапах и акцентировать внимание на личности подростка как субъекте собственного развития. За относительно короткий период времени, два учебных года, нам удалось добиться положительных результатов в духовно-нравственном, физическом и социальном развитии личности, формировании экологической культуры воспитанников клуба «Путник», что подтверждает эффективность выбранных нами педагогических средств и форм деятельности. Представленная система работы Центра «СоДействие», по нашему мнению, может использоваться и другими учреждениями, занимающимися воспитанием детей и подростков с применением средств туризма и краеведения, а разработанная программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни туристско-краеведческой походной самодеятельности может быть легко адаптирована к специфике конкретного учреждения.
Список литературы
1. Мардахаев Л. В., Смирнов Д. В. Принцип открытости образовательной среды в практике социализации личности воспитанников детских до-
116
мов // Опыт и проблемы социализации воспитанников детского дома средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности : материалы опытно-экспериментальной работы : сб. материалов из опыта работы педагогов-исследователей в режиме Федеральной экспериментальной площадки / под науч. ред. Д. В. Смирнова ; ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО ; Воронежской области «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». М. : ФГНУ ИСМО РАО ; Воронеж : КОУ ВО Школа-интернат № 1, 2013. С. 19-34.
2. Молчанов С. Г. «Самореализация» или «социореализация»? Вопрос к читателю // Педагогическое искусство. 2019. № 2. С. 29-31.
3. Алиева Л. В. Система научно-методического обеспечения турист-ско-краеведческой деятельности в педагогическом наследии А. А. Остапца // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 4. С. 6-19.
4. Горский В. А., Чепик В. Д. Туризм как образовательное пространство // Доп. образование. 2000. № 7-8. С. 19-25.
5. Дрогов И. А. Организационное и программно-методическое обеспечение учебно-тренировочной работы в спортивно-оздоровительном туризме : монография / ФГБОУ ВПО «Российский гос. ун-т физ. культ., спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» ; МОО «Междунар. акад. детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова». М., 2014. 160 с.
6. Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма. М. : ЦДЮТур МО РФ, 2002.
7. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся : метод. рекомендации / Рос. междунар. акад. туризма. М. : РМАТ, 2001. 87 с.
8. Попович Ю. А. Экспедиционная деятельность учащихся как средство формирования гармонично развитой личности : авто-реф. дис. . . . канд. пед. наук : 13. 00. 01. М., 1992. 18 с.
9. Смирнов Д. В. Проектирование социокультурной среды дополнительного туристско-краеведческого образования в целях гражданско-нравственного воспитания подрастающего поколения // Гражданско-патриотическое воспитание школьников во взаимосвязи формального и неформального образования : [сб. материалов из опыта работы педагогов в режиме эксперим. площадки] / Учреждение Рос. акад. образования «Ин-т содерж. и методов обучения» ; Киров. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. М. : УРАО ИСМО, 2011. С. 16-25.
10. Кон И. С. Социализация личности. М. : Политиздат, 1967. 383 с.
11. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2004.
12. Галагузова М. Проблемы развития социальной педагогики в России // Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 4-8.
13. Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации : материалы Рос. науч.-практ. конф., Москва, 6 ноября 2008 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации ; Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования (Москва) ; Департамент образования г. Москвы ; Моск. гуманитар. пед. ин-т. М. : Академия : АПК и ППРО, 2008. С. 291.
14. Байбородова Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. Ярославль : Академия развития, 2007.
15. Мардахаев Л. В. Методология социальной педагогики // Педагогическое образование и наука. 2011. № 1. С. 4-14.
16. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / под ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль, 1997.
17. Сидорова Л. К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. М. , 2004; Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003.
18. Константинов Ю. С. Детский туризм в России. Очерки истории: 1918-1998 гг. М. , 1998.
19. Юньев И. С. Краеведение и туризм. М. : Знание, 1974.
20. Божович Л. И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. М., 1996; Губаненков С. М. Обеспечение безопасности путешествий. СПб. : ГДТЮ, 1995; Смирнов Д. В., Сысолятина О. В. Факторы и индикаторы оздоровительного воздействия на организм подрастающего поколения туристских прогулок, походов и экспедиций с активными формами передвижения // Пути развития и совершенствования детско-юношеского, молодежного и спортивно-оздоровительного туризма : сб. науч. статей и материалов Всерос. науч.-практ. конф. (г. Москва, 4-5 дек. 2010 г. ) / Учрежд. РАО «Ин-т семьи и воспитания» ; Рос. гос. ун-т ФКСиТ ; МосгорСЮТур ; Союз краеведов России. М. : МАТГР, 2010. С. 115119; Фомин В. П. Проблемы и перспективы развития детского туризма в Республике Казахстан // Духовно-нравственный и гражданско-патриотический потенциал дополнительного образования детей : докл. и материалы Междунар. науч.-пед. форума, посв. 70-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., 3-5 дек. 2014 г., г. Санкт-Петербург / М-во образования и науки Рос. Федерации ; Федер. гос. бюджет. науч. учреждение «Ин-т содержания и методов обучения» Рос. акад. образования ; Междунар. обществ. орг. «Междунар. акад. дет.-юнош. туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова» [и др. ] ; [науч. ред. Д. В. Смирнов]. СПб. ; Киров : Радуга-ПРЕСС, 2015. С. 117-122; Фомин В. П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологического
воспитания старшеклассников : автореф. дис____канд. пед. наук : 13. 00. 06
/ Ин-т развития личности Рос. акад. образования. М., 1998. 18 с. ; Шип-ко А. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания готовности старшеклассников к защите Родины : авто-
118
реф. дис____канд. пед. наук : 13. 00. 01 / АПН СССР, НИИ общ. проблем воспитания. М. , 1988. 15 с.
21. Смирнов Д. В., Горбатенко С. А. Навыки здорового образа жизни в туристском путешествии, походе, экспедиции // Туризм Уральского региона: проблемы, привлекательность, перспективы, технологии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. под эгидой UNESCO : в 3 т. Т. III (г. Екатеринбург, 21-22 ноября 2002 г. ) / М-во по физ. культуре, спорту и туризму Свердл. обл. ; Рос. междунар. акад. туризма ; Урал. ин-т туризма. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2002. С. 18-20.
22. Смирнов Д. В., Демидов А. А. Новый вектор социального партнерства в развитии краеведения, туризма и экологического просвещения в условиях информационного общества // Вестник детско-юношеского туризма и краеведения : науч.-метод. журнал. 2013. № 3(108). С. 43-51.
23. Смирнов Д. В. Патриотическое воспитание детей, подростков, юношества и студенческой молодёжи средствами экологического туризма // Сборник материалов Всероссийской полевой научно-практической конференции «Дети, молодежь и география: здоровье, образование, Отечество», посвященной 170-летию Русского географического общества, 100-летию заповедной системы России, Году туризма в Республике Алтай. Горно-Алтайск, 2015, С. 59-61.
Г. С. Чеурин
Как правильно рассказывать о негативных событиях
Авторский курс «Русская традиционная культура путешествий» регламентирует соотношение негатива и позитива в сообщения СМИ, рассказывающих о негативных событиях. Согласно гипотезе, при нарушении правил повышается вероятность катастроф, при соблюдении же обстановка становится более устойчивой. В ХХ в. данные правила применялись при разработке систем технических. Предлагается применить их при проектировании систем социальных. И в частности, при формировании политики средств массовой информации
Ключевые слова: русская традиционная культура путешествий, правила трансляции информации, предотвращение экстремальных социальных ситуаций, квалифицированное соотношение негатива и позитива в сообщениях СМИ, многонациональный русский суперэтнос.
Автор данной статьи более тридцати лет занимается изучением и воссозданием русской традиционной культуры путешествий. (Чтобы отринуть обвинения в примитивном шовинизме, следует пояснить, что под наименованием «русский» автор подразумевает самоназвание суперэтноса, включающего в себя более 250 народов, населяющих территорию бывшей царской России, СССР и нынешних стран СНГ.)
Именно в традиции путешествий, на взгляд автора, и проявляется во всей своей полноте проблема некорректной, в некоторых случаях, трансляции информации. Особенно, при освещении т. н. негативных событий.
Поясним исходную точку зрения. Путешествие вообще во все времена, для всех народов являлось особой формой не только существования, но самовыражения (нередко, увы, военного). Но для нашей страны, наших на-