Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование в области мониторинга и оценки качества образования'

Дополнительное профессиональное образование в области мониторинга и оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мониторинг / оценка качества / повышение квалификации / дополнительное профессиональное образование / monitoring / quality assessment / advanced training / additional vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулачинская Анастасия Юрьевна

В статье рассматривается сущность понятия «качество образования» и его основных составляющих. В работе представлено понятие дополнительного профессионального образования. Также автором проанализирован рынок дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в области мониторинга и оценки качества образования в Санкт-Петербурге в период с 2015 по 2018 год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулачинская Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF MONITORING AND ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION

The article discusses the essence of the concept «quality of education» and its main components. The paper presents the concept of additional vocational education, identifies state requirements for professional development of teachers. The author has analyzed the market for advanced training programs in the field of monitoring and assessing the quality of education in St. Petersburg. The analysis has showed the number of students on advanced training programs in the period from 2015 to 2018 in accordance with the plans and orders of the Committee on Education.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование в области мониторинга и оценки качества образования»

Кулачинская Анастасия Юрьевна,

Филиал федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в г. Санкт-Петербурге, аналитик 2-ой категории, магистр управления качеством, stucool@rambler.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается сущность понятия «качество образования» и его основных составляющих. В работе представлено понятие дополнительного профессионального образования. Также автором проанализирован рынок дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в области мониторинга и оценки качества образования в Санкт-Петербурге в период с 2015 по 2018 год. Ключевые слова:

мониторинг; оценка качества; повышение квалификации; дополнительное профессиональное образование.

Важность изучения проблемы мониторинга и оценки качества образования неоспорима. На развитие образования оказывают влияние социальные и экономические изменения в обществе, что, в свою очередь, срабатывает и в обратную сторону - новые тенденции в образовании напрямую влияют на позитивные изменения в социуме. Если говорить об изучении проблематики мониторинга и оценки качества образования в рамках повышения квалификации педагогических кадров, то в первую очередь речь идет не только об изменениях теоретических аспектов данной проблемы, но и о практических решениях.

Термин «качество» часто используется как синоним превосходства [18], однако качество определяет не только совершенство чего-либо, но также указывает на соответствие ожиданиям, требованиям и правилам.

Зарубежные исследователи [14] придерживаются мнения, что культура качества - это не что иное, как особый вид организационной культуры, которая охватывает общие ценности и приверженность качеству и определение которой гласит, что, помимо «жестких» аспектов (управление качеством, стратегии и процессы), на культуру качества влияют и «мягкие» аспекты (ценности, убеждения и приверженность).

Авторы считают [14], что культура качества состоит из структурно-управленческих элементов и культурно-психологических элементов, которые не могут рассматриваться и существовать отдельно друг от друга - они связаны коммуникацией, участием и доверием (рисунок 1).

*составлено по: European University Association (2010). Examining quality culture part I: Quality assurance processes in Higher Education Institutions. Brussels: EUA

Рис. 1. Составляющие культуры качества

Если говорить о качестве образования, то данное понятие еще более широкое, чем понятие качества в целом.

Существует ряд исследователей [16], которые скептически относятся к развитию управления качеством, отмечая, что формализация и стандартизация практики управления качеством способствовали расширению мониторинга качества и выявлению потенциала для определения мер по улучшению, однако остается неясным, способствовали ли эти методы сами по себе фактическому улучшению преподавания и обучения.

В нашей стране проблема развития образования и поиск механизмов формирования действительно качественных образовательных услуг имеют государственное значение. Официально [4] под качеством образования следует понимать комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

При этом в научной среде отсутствует единое мнение о сущности качества образования.

Одни авторы [2] при определении качества образования делают акцент на степени соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям обучаемых.

Другие авторы [11] в первую очередь отмечают «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг».

Так или иначе, по мнению автора данной работы, при определении качества образования нужно опираться на два аспекта: образовательный и социальный. Первый аспект отвечает за соответствие нормативным требованиям, а второй - за соответствие ожиданиям обучающихся.

Некоторые зарубежные исследователи [17] видят качественное образование как: исключительность, согласованность, разумность, обоснованность стоимости обучения и трансформационный потенциал.

Первая составляющая качественного образования - исключительность - отвечает за конкретные модели обучения, позволяющие раскрывать потенциал каждого отдельного студента.

Вторая составляющая - согласованность - говорит об обеспечении занятий, встреч и других элементов образовательного процесса, не противоречащих друг другу и не ущемляющих права студентов в обучении.

Третья - разумность - гарантирует наличие специализации в обучении, безупречность подачи материала в конкретных отраслях науки, планирование обучения для студентов.

Четвертая составляющая качественного образования - обоснованность стоимости обучения - обеспечивает соответствие получаемых образовательных результатов тем суммам, которые были затрачены на обучение, согласно индивидуальным потребностям и ожиданиям каждого студента.

Пятая, и последняя составляющая, говорит о необходимости наличия трансформационного потенциала, то есть формирования взаимосвязи образования и общества, при которой качественное образование стимулирует людей к созданию позитивных социальных изменений.

Отечественные исследователи выделяют следующие уровни качества образования [1]: качество результатов, качество образовательного процесса, качество компетентности педагогов как ведущих субъектов образовательного процесса и качество управления образовательным учреждением.

С точки зрения менеджмента качества качество результата - это техническое качество, которое отвечает на вопрос «что», в то время как качество процесса - это функциональное качество, отвечающее на вопрос «как». Другими словами, техническое качество - это то, что позволяет нам оценить результат образовательной услуги - ЧТО мы получили по итогу обучения. Функциональное качество - это то, что позволяет нам оценить образовательный процесс - КАК нас обучают.

К. Гронрус [15] выделил список, состоящий из 7 критериев хорошего качества, которые могут применяться и по отношению к образовательным услугам:

1. Профессионализм и опыт: высокая квалификация педагогов, опыт образовательной организации по реализации профессиональных программ и т.д.

2. Отношение и поведение: комфортная обстановка на занятиях, дружественное отношение педагогов и т.д.

3. Доступность и гибкость: удобное расписание занятий, доступ к учебно-методическим материалам и литературе, различные формы обучения (очная, очно-заочная, заочная, дистанционная, комбинированная).

4. Надежность: выполнение образовательным учреждением всех обязательств по обучению и т.д.

5. Возмещение услуги: возмещение несостоявшихся занятий в случае возникновения незапланированных, непредсказуемых ситуаций и т.д.

6. Условия предоставления услуги: наличие оборудования для проведения интерактивных занятий, просторные классы или аудитории, наличие библиотеки с нужной литературой, выход в сеть Интернет и т.д.

7. Репутация и заслуженное доверие: обучение, гарантирующее высокие результаты (например, быстрое трудоустройство на работу по окончании обучения).

С одной стороны, важно понимать сущностное содержание понятия «качество образования» и его составляющих, с другой стороны - не менее важно подготавливать специалистов, способных адекватно и грамотно проводить мониторинг и оценку качества образования.

Целью данной работы является анализ состояния рынка дополнительных профессиональных программ в области мониторинга и оценки качества образования.

Исследователи М.А. Шаталов и С.Ю. Мычка выделяют следующие элементы системы дополнительного профессионального образования [10]:

• дополнительные профессиональные программы, разрабатываемые на основе государственных требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся для получения дополнительной квалификации;

• образовательные учреждения и организации, реализующие программы в области дополнительного профессионального образования;

• органы управления дополнительным профессиональным образованием, подведомственные им предприятия, учреждения и организации.

Если говорить о дополнительном профессиональном педагогическом образовании, то среди его доминирующих направлений лидирующими являются курсы, связанные с внедрением федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов, с продвижением новых предметных идей, оценки качества образования и т.д. [3].

Дополнительное профессиональное образование педагогических работников осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) педагогических кадров, разрабатываемых образовательной организацией дополнительного профессионального образования [9].

Как показывает практика, среди форм реализации дополнительных профессиональных программ преобладают программы повышения квалификации [3].

Согласно законодательству, квалификация работника - это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности [9].

В Санкт-Петербурге план-заказ на обучение руководителей и специалистов образовательных учреждений по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области мониторинга и оценки качества образования формируется Комитетом по образованию на каждый календарный год. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации реализуются учреждениями, находящимися в ведении Комитета по образованию.

В частности, программы повышения квалификации, посвященные мониторингу и оценке качества образования, представлены и реализуются Санкт-Петербургским центром оценки качества образования и информационных технологий и Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования.

Так, план-заказ Комитета по образованию на курсы повышения квалификации в области мониторинга и оценки качества образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования с 2015 по 2018 год представлен в таблице ниже.

Таблица 1

Потребность в курсах повышения квалификации в области мониторинга

и оценки качества образования, реализуемых Санкт-Петербургской _академией постдипломного педагогического образования_

№ п/п Наименование курса 2015 2016 2017 2018

1 Качество образовательных результатов школьников в условиях реализации ФГОС, чел. 50 50 75 50

2 Управление качеством образования, чел. 25 25 25 25

3 Социально-педагогическая оценка качества профессионального образования, чел. 25 25 25 25

4 Социально-педагогический мониторинг в школе как основа принятия управленческих решений, чел. 0 0 150 25

5 Социально-педагогическая оценка качества дошкольного образования, чел. 75 25 50 25

6 Региональная система оценки качества образования, чел. 50 50 25 25

7 Социально-педагогическая оценка качества дополнительного образования детей, чел. 25 25 25 50

8 Оценка качества деятельности педагогических работников, чел. 0 0 0 25

9 Социально-педагогический мониторинг в школе в условиях введения ФГОС, чел. 0 175 0 175

10 Организация мониторинга системы образования: вопросы качества образования, чел. 175 0 0 0

ИТОГО 425 375 375 425

* составлено по материалам планов-заказов Комитета по образованию на 2015-2018 годы

Как видно в таблице выше, курсы повышения квалификации по программе социально-педагогического мониторинга в школе стали актуальны с 2017 года, при этом спрос в 2018 году резко снизился со 150 человек до 25.

В целом на 2018 год Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования к реализации запланировано 9 программ повышения квалификации, непосредственно связанных с мониторингом и оценкой качества образования (рисунок 2).

175

Качество образовательных результатов школьников в условиях реализации ФГОС

< Управление качеством образования

Оценка качества деятельности педагогических работников

' Социально-педагогический мониторинг в школе в условиях введения ФГОС

4 Социально-педагогический мониторинг в

школе как основа принятия управленческих _решений

■ Социально-педагогическая оценка качества

профессионального образования в условиях

введения ФГОС 4 Социально-педагогическая оценка качества

дополнительного образования

Социально-педагогическая оценка качества дошкольного образования

''' Региональная система оценки качества образования

* составлено по материалам плана-заказа Комитета по образованию на 2018 год

Рис. 2. План по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, реализуемых Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, на 2018 год, чел.

В соответствии с информацией, представленной на рисунке 2, наиболее высокий показатель по количеству обучающихся принадлежит образовательной программе, посвященной социально-педагогическому мониторингу в школе в условиях введения ФГОС, и составляет 175 человек.

Данная программа, по мнению автора, актуальна в связи с активным введением ФГОС, что и обосновывает необходимость повышения квалификации педагогических работников в данной области.

Далее по количеству обучающихся лидирует программа «Качество образовательных результатов школьников в условиях реализации ФГОС» -50 человек, которая также затрагивает проблему ФГОС, и программа «Социально-педагогическая оценка качества дополнительного образования» - 50 человек, которая нацелена на оценку качества не школьного, а дополнительного образования.

Помимо Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, программы повышения квалификации в области мониторинга и оценки качества образования реализует Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий.

План-заказ Комитета по образованию на курсы повышения квалификации в области мониторинга и оценки качества образования, реализуемые Санкт-Петербургским центром оценки качества образования и информационных технологий с 2015 по 2018 год, представлен на рисунке 3.

«Информационные технологии при проведении мониторингов качества образования, чел.

■Технология проведения мониторингов качества образования, чел.

«Технология проведения оценочных процедур в рамках системы управления качеством образования, чел.

* составлено по материалам плана-заказа Комитета по образованию на 2015-2018 годы

Рис. 3. План по реализации курсов повышения квалификации в области мониторинга и оценки качества образования в Санкт-Петербургском центре оценки качества образования и информационных технологий, чел.

Из рисунка 3 наглядно видно, что в 2015 году организацией была реализована лишь одна программа повышения квалификации, связанная с технологией проведения оценочных процедур в рамках системы управления качеством образования; численность обучающихся по этой программе составила 560 человек.

Начиная с 2016 года в Санкт-Петербургском центре оценки качества образования и информационных технологий начала успешно реализовываться программа «Информационные технологии при проведении мониторингов качества образования» (80 человек в 2016 году, 50 человек в 2017 году и 70 человек - в 2018 году).

А в 2017 году в организации появилась еще одна программа повышения квалификации, направленная на технологию проведения мониторингов качества образования, по которой были обучены 200 человек. На 2018 год по данной программе запланировано обучить 150 человек.

Таким образом, в 2018 году Санкт-Петербургским центром оценки качества образования и информационных технологий осуществляется обучение по двум программам повышения квалификации в области мониторинга качества образования.

э6(

200

80 7Д 15(1 1

0 0 а». 50 • 1 •

2015 2016 2017 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого в Санкт-Петербурге по программам повышения квалификации в области мониторинга и оценки качества образования обучено:

• в 2015 году: 985 человек;

• в 2016 году: 455 человек;

• в 2017 году: 625 человек;

• в 2018 году: 645 человек.

Лица, освоившие программу повышения квалификации и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации.

Необходимо отметить, что планы по обучению руководителей и работников образовательных организацией формируются не только исходя из актуальности предлагаемых образовательных программ, но и из потребности в обучении в соответствии с требованиями закона - повышение квалификации педагогических работников должно проводиться не реже одного раза в три года [4].

Ключевая особенность системы дополнительного профессионального педагогического образования заключается в том, что к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются не только лица, имеющие среднее профессиональное и/или высшее педагогическое образование или его получающие, но и лица, не имеющие педагогического образования, но принятые в образовательные организации и работающие в них [9].

Роль дополнительного профессионального педагогического образования сегодня все более актуализируется в рамках совершенствования непрерывного профессионального развития граждан, занятых в сфере педагогики [3], а обучение работников, специализирующихся на мониторинге и оценке качества образования, - это необходимость, предопределяющая развитие национальной системы образования и гарантирующая позитивные социокультурные и экономические изменения.

Таким образом, в данной работе автором рассмотрена сущность качества образования и дополнительного профессионального образования, а также проанализировано состояние рынка дополнительных профессиональных программ в области мониторинга и оценки качества образования в Санкт-Петербурге за период с 2015 по 2018 год.

Литература

1. Брежнева М.Н., Назарова С.И., Первутинский В.Г. Содержание и технологии мониторинга, определяющие уровень профессиональной компетентности учителя // Сборник научных статей «Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования» / под общ. ред. И.И. Соколовой, Т.А. Каплунович. СПб.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2016. С. 108-118.

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учебное пособие. М.: Университетская книга; Логос, 2009. 272 с.

3. Новоселова С.Ю. Поиск потенциала и решений технологического развития дополнительного профессионального педагогического образования: опыт ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» // Материалы III Международной научно-методической конференции «Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых», в 2 ч. Минск: РИВШ, 2016. Ч. 1. С. 163-167.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон. М.: Омега-Л., 2014. 134 с.

5. Об утверждении Плана-заказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, в 2015 году: распоряжение Комитета по образованию от 23.01.2015 №194-р [Электронный ресурс] // Комитет по образованию: [сайт]. URL: http://k-obr.spb.ru/page/486/print/ (дата обращения: 01.10.2018).

6. Об утверждении Плана-заказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, в 2016 году: распоряжение Комитета по образованию от 11.01.2016 №19-р [Электронный ресурс] // Комитет по образованию: [сайт]. URL: http://k-obr.spb.ru/page/486/print/ (дата обращения: 01.10.2018).

7. Об утверждении Плана-заказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, в 2017 году: распоряжение Комитета по образованию от 29.12.2016 №3942-р [Электронный ресурс] // Комитет по образованию: [сайт]. URL: http://k-obr.spb.ru/page/486/print/ (дата обращения: 01.10.2018).

8. Об утверждении Плана-заказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, в 2018 году: распоряжение Комитета по образованию от 18.12.2017 №3913-р [Электронный ресурс] // Комитет по образованию: [сайт]. URL: http://k-obr.spb.ru/page/486/print/ (дата обращения: 01.10.2018).

9. Сопин В.И. Разработка программ профессиональной переподготовки педагогических работников с учетом требований образовательных стандартов // Человек и образование. 2016. №2(47). С. 36-43.

10. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Обоснование модели дополнительного профессионального образования в системе непрерывного образования / редкол. Т.В. Бугайчук, О.А. Коряковцева, М.В. Новиков, И.Ю. Тарханова. 2017. С. 88-93.

11. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 354 с.

12. Bendermacher G.W.G., Egbrink, M.G.A., Wolfhagen, I.H.A.P., Dolmans D.H.J.M. Unravelling quality culture in higher education: a realist review // Higher Education. 2017. Num. 73(1). Pp. 39-60.

13. European University Association. Examining quality culture. Part I: Quality assurance processes in Higher Education Institutions. Brussels: EUA, 2010. 48 p.

14. European University Association. Quality Culture in European Universities: A bottom-up approach // Report on the three rounds of the quality culture project 2002-2006. Brussels: EUA, 2006. 76 p.

15. Gronroos C. Service Management and Marketing. Chichester: John Wiley & Sons, 2006. 211 p.

16. Harvey L., Williams J. Fifteen years of quality in higher education // Quality in Higher Education. 2010. Num. 16(1). Pp. 3-36.

17. Rao M.U., Jadav N. Quality development in teacher education // International Journal of Multidisciplinary Educational Research. 2017. Num. 6(3). 174 p.

18. Ryan Y., Zuber-Skerritt O. Quality in postgraduate education. London: Routledge, 2017. Pp. 78-79.

Kulachinskaya Anastasiya Yurevna,

The Branch of Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»

in St-Petersburg, the Analyst of the 2nd category,

Master's Degree in quality management,

stucool@rambler. ru

ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF MONITORING AND ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION

Annotation

The article discusses the essence of the concept «quality of education» and its main components. The paper presents the concept of additional vocational education, identifies state requirements for professional development of teachers. The author has analyzed the market for advanced training programs in the field of monitoring and assessing the quality of education in St. Petersburg. The analysis has showed the number of students on advanced training programs in the period from 2015 to 2018 in accordance with the plans and orders of the Committee on Education. Keywords:

monitoring; quality assessment; advanced training; additional vocational education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.