Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование в области безопасного обращения с отходами'

Дополнительное профессиональное образование в области безопасного обращения с отходами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ТИПОВАЯ ПРОГРАММА / SAFE WASTE MANAGEMENT / PROFESSIONAL EDUCATION / OCCUPATIONAL STANDARDS / SAMPLE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майорова Людмила Петровна, Гладун Игорь Владимирович, Черенцова Анна Александровна

В статье рассмотрены методические подходы к дополнительному профессиональному образованию в области безопасного обращения с отходами I-IV классов опасности с учетом требований профессиональных стандартов. Обоснована необходимость выделения в типовой программе двух блоков (частей): базового и специального (вариативного). Авторы предлагают включить в учебные планы для всех видов инженерных, экономических и управленческих специальностей, а также для рабочих профессий базовую дисциплину по основам обращения с промышленными и коммунальными отходами, что позволит реализовать на практике принципы преемственности и непрерывности профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майорова Людмила Петровна, Гладун Игорь Владимирович, Черенцова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTENDED PROFESSIONAL EDUCATION IN THE SPHERE OF WASTE SAFE MANAGEMENT

The article deals with methodical approaches to extended professional education in the sphere of safe management of wastes of I-IV hazard classes subject to the requirements of professional standards. The authors prove the necessity of dividing the sample program into two units (parts): basic and specific (variable). It is proposed to include in the curricula for all types of engineering, economic and managerial professions, as well as for working professions, the basic discipline devoted to the basics of industrial and municipal waste management that will allow to practice the principles of succession and continuity of professional education.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование в области безопасного обращения с отходами»

7. Нестандартное построение. Это построение слайда с применением дополнительных принципов инфодизайна, которые помогают создать определенную, нестандартную, необычную атмосферу восприятия инфокомпози-ционного ряда (ритм, асимметрия и т. д.).

Современные способы оперирования визуальной информацией основаны на использовании уже стандартных заготовок для передачи информации окружающим. Но наиболее ценным и значимым является идея создания и использования своих собственных оригинальных подходов в целях передачи информации окружающим людям. Поэтому любому человеку, кто планирует работать в этой области, необходимо свободно ориентироваться в создании инфодизайна графической среды самостоятельно. Для этого с точки зрения художественного и эстетического восприятия графической информации нужно закономерно, уравновешенно и обоснованно научиться строить композиции из различных символов и рисунков. Широкое распространение визуальных информационных объектов помогает обществу перейти на более высокий уровень составления «визуальных фраз» при оперировании графической информацией. При этом формирование информационной культуры осуществляется не только у студентов, обучающихся в художественных вузах,

но и у любых желающих при работе на компьютере и других гаджетах, с использованием специальных программ, что в свою очередь способствует развитию творческих способностей личности [5, с. 175].

Знание и применение элементарных правил и закономерностей создания инфодизайна любой композиции становятся востребованными на разных этапах образования и самообразования человека.

1. Арнхеймер Р. Искусство и визуальное восприятие. М. : Прогресс, 1974. - 386 с.

2. Болбат О. Б., Петухова А. В. Опыт применения электронного учебно-методического комплекса по графическим дисциплинам // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2014. Вып. 31. С. 215225.

3. Древин В. В. Композиционные упражнения по типогра-фике : учеб.-метод. пособие. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2011. 74 с.

4. Жидкова Е. В. Основные графические понятия построения визуальной информации // Актуальные проблемы модернизации высшей школы : материалы Междунар. науч.-метод. конф. (6-7 февр. 2014 г.). Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2014. С. 280-283.

5. Жидкова Е. В. Некоторые принципы композиции при построении графической информации // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2014. Вып. 31. С. 175-178.

6. Руленкова Е. В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов инженерного профиля при изучении графических дисциплин : дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2012. 132 с.

УДК/UDC 378.046.4 Л. П. Майорова, И. В. Гладун, А. А. Черенцова

L. Mayorova, I. Gladun, A. Cherencova

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

EXTENDED PROFESSIONAL EDUCATION IN THE SPHERE OF WASTE SAFE MANAGEMENT

В статье рассмотрены методические подходы к дополнительному профессиональному образованию в области безопасного обращения с отходами ¡-¡V классов опасности с учетом требований профессиональных стандартов. Обоснована необходимость выделения в типовой программе двух блоков (частей): базового и специального (вариативного). Авторы предлагают включить в учебные планы для всех видов инженерных, экономических и управленческих

специальностей, а также для рабочих профессий базовую дисциплину по основам обращения с промышленными и коммунальными отходами, что позволит реализовать на практике принципы преемственности и непрерывности профессионального образования.

The article deals with methodical approaches to extended professional education in the sphere of safe management of wastes of I-IV hazard classes subject to the requirements of

professional standards. The authors prove the necessity of dividing the sample program into two units (parts): basic and specific (variable). It is proposed to include in the curricula for all types of engineering, economic and managerial professions, as well as for working professions, the basic discipline devoted to the basics of industrial and municipal waste management that will allow to practice the principles of succession and continuity of professional education.

Ключевые слова: безопасное обращение с отходами, профессиональное образование, профессиональные стандарты, типовая программа.

Keywords: safe waste management, professional education, occupational standards, sample program.

Одной из основных задач государственной политики в области экологического развития Российской Федерации является совершенствование практики обращения с производственными и коммунальными отходами [1]. Органы государственного управления видят решение этой задачи в создании системы экологически безопасного обращения с отходами, функционирующей с использованием механизмов государственно-частного партнерства, с целью вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов и сокращения их количества, направляемого на объекты размещения [2].

Согласно нормам федерального закона «Об отходах производства и потребления», обращение с отходами состоит из семи видов работ, составляющих деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению и захоронению) отходов [3]. Поскольку безотходных технологий в Российской Федерации не существует, отходы образуются во всех технологических и эксплуатационных процессах при различных видах экономической деятельности. Вследствие этого обстоятельства практически все работники нашей страны при выполнении трудовой функции в той или иной мере задействованы в сфере обращения с отходами.

Основное требование к профессиональной подготовке работников, занятых в области обращения с отходами, содержится в статье 15 федерального закона «Об отходах производства и потребления», которая предусматривает наличие обязательной профессиональной подготовки, подтвержденной документально (удостоверениями или дипломами)

на право работы с отходами у работников, которые допущены к обращению с отходами I—IV классов опасности [3]. В соответствии со статьей 9 этого же закона деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности подлежит лицензированию [3]. Согласно пункту 3 положения о лицензировании, соискатель лицензии должен подтвердить наличие профессиональной подготовки в области обращения с отходами у работников, заключивших с ним трудовые договоры [4]. Следовательно, в Российской Федерации законодательно установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции по обращению со всеми видами промышленных и коммунальных отходов. В области обеспечения экологической безопасности при обращении с промышленными и коммунальными отходами работник может пройти обучение по программам профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации (рис. 1). Эти программы различаются формируемыми компетенциями, содержанием (наполнением), длительностью обучения.

В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрена необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения [5, с. 8]. Один из ключевых принципов развития профессионального образования — его непрерывность. Исходя из этого принципа, важно модернизировать профессиональное образование в целом, включая дополнительное профессиональное образование [6, с. 38; 7, с. 55]. Второй важный принцип, логически связанный с первым, — преемственность в обучении, то есть создание единого образовательного пространства, в наибольшей степени отвечающего потребностям обучающегося и требованиям рынка труда [8, с. 44; 9, с. 15].

С 1 июля 2016 года, согласно федеральным законам «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11, 73), работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для

-—- Повышение квалификации Переподготовка - - Профессиональная подготовка

Базовое среднее или высшее образование по направлениям

• «Безопасность жизнедеятельности, приборообустройство

и защита окружающей среды»

• «Экология и природопользование, рациональное использование природных ресурсов»

• «Энерго- и ресурсосберегающие процессы

в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии»

• «Защита окружающей среды»

Получение необходимых для работы компетенций при отсутствии базового образования

Получение второго высшего образования или освоение программы профессиональной подготовки

Направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации

Направлена на совершенствование и(или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и(или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации

Рис. 1. Формы подготовки в области обращения с отходами

выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами [10]. Профстандарты в обязательном порядке содержат требования к об-

разованию и обучению работника, а также к очередности повышения квалификации.

Сравнительный анализ профессиональных стандартов в области обращения с отходами представлен в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Профстандарты в области обращения с отходами производства и потребления

Уровень образования Базовая подготовка Профстандарт Должность (специальность) Рекомендации по повышению квалификации Функции

1 Основное общее 16.076. «Работник Оператор линии Нет рекомендаций Рабочие

2 образование цеха по сортировке по сортировке ТБО

Краткосрочное твердых бытовых Оператор гидро-

обучение на рабочем отходов», приказ манипулятора

месте Минтруда России

от 21.12.15 № 1060н

3 Профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки рабочих 16.069. «Работник по сортировке ТКО», приказ Минтруда России от 24.12.15 № 1144н Сортировщик отходов Сортировщик ТКО Программы повышения квалификации (ППК), не реже одного раза в год Рабочие

Продолжение таблицы 1

Уровень образования Базовая подготовка Профстандарт Должность (специальность) Рекомендации по повышению квалификации Функции

4 Профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих (не менее двух месяцев) 26.007. «Оператор оборудования для утилизации и обезвреживания медицинских и биоотходов», приказ Минтруда России от 24.12.15 № 1150н Оператор Программы повышения квалификации, не реже одного раза в три года Рабочие, контрольные

5 Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена 16.070. «Работник по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов», приказ Минтруда России от 24.12.15 № 1143н Работник полигона ТКО Мастер полигона Бригадир Программы повышения квалификации, не реже одного раза в год Организационно-контрольные

m 5 Среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена 16.006. «Специалист в области обращения с отходами», приказ Минтруда России от 07.04.14 № 203н Старший техник Техник Начальник отдела Начальник службы Дополнительные профессиональные программы: • повышения квалификации; • профессиональной переподготовки Организационно-управленческие

6 Высшее — бакалавриат 40.133. «Специалист контроля качества и обеспечения экологической и биологической безопасности в области обращения с отходами», приказ Минтруда России от 24.12.15 № 1146н Инженер по качеству и безопасности в области обращения с отходами Программы повышения квалификации, не реже одного раза в три года Организационно-управленческие

6 7 Высшее — бакалавриат 40.134. «Инженер-технолог по обращению с медицинскими и биологическими отходами», приказ Минтруда России от 24.12.15 № 1149н Технолог по обращению с отходами Инженер-технолог по обращению с отходами Программы повышения квалификации, не реже одного раза в три года Управленческие, проектные

7 m Высшее — бакалавриат 40.135. «Специалист по логистике в сфере обращения с отходами», приказ Минтруда от 24.12.15 №1147н Логист в сфере обращения с отходами Логист-аналитик в сфере обращения с отходами Программы повышения квалификации, не реже одного раза в три года Организационно-управленческие

А - 5 Среднее профессиональное -программы подготовки специалистов среднего звена Дополнительное профобразование - программы профессиональной переподготовки для непрофильного образования 40.117. «Специалист по экологической безопасности (в промышленности), приказ Минтруда России от 31.10.16 № 591н Техник-эколог Техник-лаборант Техник отдела экологической безопасности Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации Организационно-контрольные

Окончание таблицы 1

Уровень образования Базовая подготовка Профстандарт Должность (специальность) Рекомендации по повышению квалификации Функции

В - 6 Высшее — бакалавриат, специалитет Дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки для непрофильного образования Инженер по экологической безопасности или инженер по охране окружающей среды Инженер-лаборант Специалист в области защиты окружающей среды Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации Организационно-контрольные, управленческие

С - 7 Высшее — специалитет, магистратура Дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки для непрофильного образования Начальник отдела охраны окружающей среды Начальник отдела экологической безопасности Руководитель группы (в промышленности) Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации Управленческие, руководство персоналом

Таблица 2

Трудовые действия при обращении с отходами согласно профстандарту 40.117

Код трудовой функции Трудовые действия

А/02.5 Инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения

А/05.5 Контроль накопления и размещения отходов в организации

В/03.6 Подготовка документации, содержащей сведения об обращении с отходами производства и потребления

С/04.7 Выявление причин и источников выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, возникновения твердых отходов Анализ результатов расследования причин и последствий выбросов и сбросов вредных веществ, возникновения твердых отходов Подготовка предложений по устранению причин выбросов и сбросов вредных веществ, возникновения твердых отходов

Таким образом, большинство профессиональных стандартов в области обращения с отходами рекомендуют программы повышения квалификации с периодичностью один раз в год или один раз в три года. Не указана периодичность повышения квалификации в проф-стандартах 16.006 и 40.117. В большинстве стандартов рекомендованы программы повышения квалификации.

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

(п. 17 ст. 76) и рядом нормативных актов типовые дополнительные профессиональные программы образования, содержащие квалификационные требования к специалистам, которые допущены к видам деятельности по обращению с отходами I—IV классов опасности, должно утверждать Минприроды России [11]. Контроль за подготовкой и аттестацией специалистов возложен на департаменты Росприрод-надзора по федеральным округам [12]. В настоящий момент полномочия (п. 17 ст. 76 ФЗ

А/01.5

А/02.5

В/01.6

B/02.6

Знания, получаемые при повышении квалификации

Опорные знания ВО по направлениям специальной подготовки

Законы, постановления, нормативно-правовые акты и методические документы федеральных, региональных и муниципальных органов власти, регламентирующие деятельность в области обращения с отходами Перспективы развития деятельности в области обращения отходов производства и потребления Методы мониторинга и инвентаризации субъектов природопользования, осуществляющих накопление, использование и обезвреживание отходов Применяемые технологии сбора, хранения, транспортировки, утилизации и переработки твердых бытовых отходов и отходов производства Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности

Стандарты делопроизводства (классификация документов, порядок оформления, регистрация, прохождение и др.) Технология обработки информации с использованием вычислительной техники, современных коммуникаций и связи Положение о структурном подразделении, осуществляющем деятельность в области обращения с отходами

Основы экономики и управления Основы экологии Основы природопользования

Морфологический состав твердых бытовых (коммунальных) отходов

Требования по обеспечению радиационной безопасности при использовании, обезвреживании,хранении и захоронении отходов, у которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона Требования к обустройству полигонов захоронения отходов производства и потребления

Основные причины изменения физико-химических свойств материалов, изделий и веществ Методы контроля, оценки и анализа деятельности в области обращения с отходами

Этика делового общения и правила деловых переговоров Основы земельного законодательства

Основы информатики

Основы химии

Современные технологии утилизации отходов производства и потребления

Методы экономического стимулирования организаций переработчиков отходов производства и потребления Отечественные и зарубежные достижения науки и техники, специальная литература в области обращения с отходами Основы конфликтологии

+

+

Рис. 2. Структура модулей программы повышения квалификации специалистов в области обращения с отходами

№ 273) не реализованы, следствием чего является отсутствие в Российской Федерации утвержденных типовых программ профессиональной подготовки и повышения квалификации в области обращения с отходами. Все образовательные учреждения используют в ка-

честве типовой программы два действующих документа: примерную программу профессиональной подготовки, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов России от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы

с опасными отходами» [13]; требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами», утвержденные Ростехнадзором и Министерством образования и науки РФ 31 июля 2008 года.

Содержание этих программ не соответствует квалификационным требованиям профессиональных стандартов специалистов (работников), занятых в сфере обращения с отходами, утвержденных Минтрудом России. В связи с этим возникает необходимость разработки типовых программ дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) в области безопасного обращения с отходами I—IV классов опасности, причем содержание этих программ должно соответствовать требованиям принятых профстандартов в части необходимых знаний, умений, профессиональных навыков специалистов (работников).

Ведущим методом построения типовой программы дополнительного профессионального образования является метод педагогического моделирования. Это важное звено между целеполаганием и планированием. Поэтому при подготовке содержательной части типовой программы следует учитывать следующие аспекты:

— разнообразие работ, составляющих обращение с отходами производства и потребления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— вовлечение в эту деятельность широкого контингента работников требует реализации модульной структуры программы. Поскольку большинство работников нашей страны при высшем или среднем профессиональном образовании не получали компетенции по обращению с промышленными и коммунальными отходами, то программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации должны быть направлены на получение соответствующих знаний, умений, профессиональных навыков в этой сфере;

— содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты (или квалификационные требования, указанные в пока еще действующих квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям);

— в отдельный блок программы должны быть вынесены базовые знания образования, указанного в требованиях профессиональных стандартов. Этот блок дисциплин должен изучаться при прохождении переподготовки; длительность обучения должна варьироваться в зависимости от базового уровня подготовки обучающегося и требований профстандартов.

Ниже приведен пример положений из профстандарта «Специалист в области обращения с отходами» (рис. 3, 4) [14].

Анализ профстандартов (табл. 1) показал, что в типовой программе дополнительного профессионального образования в области

Рис. 3. Объем программ повышения квалификации и переподготовки специалистов (работников) в области обращения с отходами

безопасного обращения с отходами I—IV классов опасности необходимо выделить два блока (части): базовый и специальный (вариативный) (рис. 4). Базовый блок типовой программы должен включать темы, необходимые для освоения всеми без исключения категориями специалистов (работников), выполняющих отдельные виды деятельности с промышленными и коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение/хранение, захоронение): «Правовые основы безопасного обращения с отходами в РФ»; «Методы государственного, муниципального, производственного управления обращением с отходами»; «Нормативно-техническая документация в сфере обращения с отходами (технические регламенты, государственные и отраслевые стандарты, технические условия)»; «Организация системы производственного контроля за обращением с отходами (порядок и документация учета движения отходов, обязательная государственная отчетность по отходам, инвентаризация отходов и мест их размещения, мониторинг за влиянием отходов на объекты окружающей среды)»; «Общие вопросы безопасности труда при обращении с отходами».

В специальный (вариативный) блок должны быть включены учебные темы (модули), исходя из квалификационных требований отдельных профстандартов: требования безопасности при эксплуатации технических средств при отдельных видах деятельности с отходами (сбор,

транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение); технологические процессы при отдельных видах деятельности с отходами; наилучшие доступные технологии в сфере обращения с отходами; частные вопросы безопасности труда при отдельных видах деятельности с отходами.

Рассмотрим содержание специального (вариативного) блока на примере программы повышения квалификации для специалистов по логистике в сфере обращения с отходами. Согласно профстандарту, основная цель их профессиональной деятельности — обеспечение соблюдения требований экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при управлении логистическими операциями на всех этапах обращения с отходами [14]. Специалисты по логистике в сфере обращения с отходами работают в организациях, оказывающих услуги по сбору и транспортированию промышленных и коммунальных отходов от мест их образования (накопления) до места их последующей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (хранения, захоронения). Кроме того, они состоят в штате организаций, осуществляющих трансграничные перевозки отходов всеми видами транспорта.

Утвержденный Минтруда России проф-стандарт содержит рекомендации о повышении квалификации этих специалистов не реже одного раза в три года. Например, специалисты по организации и осуществлению ло-

о О ©

Рис. 4. Модульная структура типовой программы повышения квалификации и переподготовки специалистов (работников) в области обращения с отходами

Выбор профстандарта и трудовых функций ;

Сопоставление ФГОС и профстандартов (программы переподготовки)

;

Формирование результатов освоения программы с учетом профессионального стандарта

I

Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе

;

Разработка средств оценки квалификации ;

Формирование структуры и содержания программы +

Разработка учебного плана и календарного графика

Рис. 5. Алгоритм разработки программ повышения квалификации и переподготовки

гистических операций с отходами должны обладать специальными знаниями: требований безопасной перевозки отходов (как разновидности опасных грузов) автомобильным, железнодорожным, морским (речным), авиационным транспортом; безопасной упаковки отходов и маркировки транспортных емкостей (контейнеров); принципов безопасной для окружающей среды и здоровья людей организации погрузочно-разгрузочных работ; требований к временному хранению (накоплению) отходов различных классов опасности на промпло-щадке организации при формировании транспортной партии; способов страхового обеспечения в логистике опасных отходов (экологического страхования); правил ведения учетно-от-четной документации при транспортировании отходов; охраны труда при транспортировании и выполнении погрузо-разгрузочных работ, складировании (временном хранении) отходов ¡-V классов опасности; подходов к оценке экологического риска (риска для здоровья населения) при выполнении логистических операций с отходами.

Алгоритм разработки [15] программ повышения квалификации и переподготовки приведен на рисунке 5.

Таким образом, базовый блок типовой программы повышения квалификации или переподготовки должен включать темы, необходимые для освоения всеми без исключения категориями специалистов (работников), выполняющих виды деятельности с отходами. Содер-

жание специального (вариативного) блока программы повышения квалификации для специалистов в сфере обращения с промышленными и коммунальными отходами должно формироваться на основе квалификационных требований профстандартов. В случае реализации программы повышения квалификации базовый блок должен основываться на знаниях, полученных при профессиональной подготовке специалиста (работника) в вузе или колледже, что позволит на практике реализовать принципы преемственности и непрерывности профессионального образования. В учебные планы для всех видов инженерных, экономических и управленческих специальностей, а также для рабочих профессий целесообразно ввести базовую дисциплину по обращению с отходами производства и потребления.

1. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс] : утв. Президентом РФ от 30.04.2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Минприроды России от 14.08.2013 № 298. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов {-IV классов опасности [Элек-

тронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Двуличанская Н. Н. Фундаментализация профессионального образования на основе непрерывной естественнонаучной подготовки // Высшее образование сегодня. 2010. № 7. С. 36-39.

6. Филатов С. А., Сухорукова Н. Г., Дудина Т. Н. Формирование новой модели профессионального образования — императив постиндустриального развития // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 54-62.

7. Тухтаева З. Ш. Межпредметные связи и преемственность в профессиональном образовании // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 9. С. 43-44.

8. Непрерывное образование в условиях многоуровневого технического уровня // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 8. С. 13-16.

9. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 02.05.201 5 № 122-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

11. Об утверждении типовых положений о территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования [Электронный ресурс] : приказ Минприроды России от 28.03.2016 № 98. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами [Электронный ресурс] : приказ Министерства природных ресурсов России от 18.12.2002 г. № 868. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

1 3. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области обращения с отходами» [Электронный ресурс] : приказ Минтруда России от 07.04.2014 № 203н. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

1 4. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по логистике в сфере обращения с отходами» [Электронный ресурс] : приказ Минтруда России от 24.12.2015 № 1147н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

1 5. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов [Электронный ресурс] : утв. Минобрнауки России 22.01.201 5 № ДЛ-1 /05вн. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

УДК/UDC 378.14 Д. Д. Родионова, П. В. Глушкова, В. В. Андреев

D. Rodionova, P. Glushkova, V. Andreev

«ЖИВОЙ УРОК» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ФОРМА АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МУЗЕОЛОГОВ)

"LIVE LESSON" AS INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY AND THE FORM OF ETHNOCULTURAL HERITAGE ACTUALIZATION (USING THE EXAMPLE OF PRACTICAL-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS-MUSEOLOGISTS)

В статье описываются подходы к проведению «живых уроков» для школьников на базе Кемеровского государственного института культуры, организованных преподавателями и студентами кафедры музейного дела. Основываясь на одной из оптимальных форм культурно-образовательной деятельности, направленных на актуализацию нематериального наследия, авторы предлагают посредством интерактивного взаимодействия между участниками ознакомиться с подлинными предметами и народными традициями. Авторы считают, что реализация на базе образовательных учрежде-

ний «живых уроков» способствует более эффективному освоению основной образовательной программы, расширению кругозора обучающегося, формированию его творческих способностей, что отвечает, с одной стороны, требованиям школьного образования на современном этапе, с другой — практико-ориентированному обучению будущих музейных специалистов.

The article describes approaches to conducting "live" lessons for schoolchildren on the basis of the Kemerovo State Institute of Culture, which is being conducted by teachers and students of the Museology Department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.