Научная статья на тему 'Дополнительное образование взрослых как одно из динамично развивающихся направлений белорусской системы образования'

Дополнительное образование взрослых как одно из динамично развивающихся направлений белорусской системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование взрослых как одно из динамично развивающихся направлений белорусской системы образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК ОДНО ИЗ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЙ БЕЛОРУССКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

М. Ю. Ширяева

Образование - целостный непрерывный процесс длиною в жизнь. Получение хорошего высшего образования уже давно перестало быть синонимом отличной профессиональной карьеры. Сегодня успешность профессиональной деятельности, укрепление социального положения, продвижение по служебной лестнице невозможны без приобретения дополнительных знаний, умений и навыков.

В современной Беларуси система дополнительного образования взрослых находится на стадии становления и развития. С вступлением в силу Кодекса Республики Беларусь об образовании (01.09 2011 г.) впервые в законодательно-нормативной базе получила отражение система дополнительного образования взрослых как относительно самостоятельная подсистема национального образования. Развитию этого направления образования был дан новый импульс и было положено начало приближению белорусской системы образования к мировым стандартам. К сожалению, в нашей стране пока еще не существует такая наука, как андрагогика, нигде в нормативно-правовых документах, регулирующих понятия и виды образования, не прописано определение «непрерывное образование».

С введением Кодекса РБ об образовании, понятие «дополнительное образование взрослых» расширилось. Ранее в него входили лишь повышение квалификации и переподготовка кадров, стажировка и профессиональное обучение, сегодня эта категория включает в себя 12 образовательных программ (ст. 242 Кодекса РБ): повышение квалификации руководящих работников и специалистов; переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование; переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование; стажировка руководящих работников и специалистов; специальная подготовка, необходимая для занятия отдельных должностей; повышение квалификации рабочих (служащих); переподготовка рабочих (служащих); профессиональная подготовка рабочих (служащих); обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, офицерские курсы и иные виды обучающих курсов); обучение в организациях; совершенствование возможностей и способностей личности; подготовка лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь. Современная система дополнительного образования взрослых включает в себя (ст. 240 Кодекса РБ): участников образовательного процесса; образовательные программы; учреждения дополнительного образования взрослых; иные учреждения образования и организации индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых; учебно-методические объединения; организации, направляющие работников для освоения содержания образова-

29

тельных программ дополнительного образования взрослых; государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дополнительного образования взрослых; государственные органы, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дополнительного образования взрослых. В соответствии с Кодексом РБ об образовании учреждениями дополнительного образования взрослых являются (ст. 245): академия

последипломного образования; институты повышения квалификации и переподготовки; институты развития образования; центры повышения квалификации руководящих работников и специалистов; центры подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих.

Государственная политика в сфере дополнительного образования взрослых основывается на следующих принципах (ст. 2): приоритета образования; приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; гарантии конституционного права каждого на образование; обеспечения равного доступа к получению образования и др.

Э. Е. Чипинский указывает следующие задачи, которые решает образование взрослых в Республике Беларусь: расширение возможностей на рынке труда в изменяющихся социально-экономических условиях; обучение резерва кадров; наполнение рынка труда кадрами с высоким уровнем общей культуры и профессиональной компетентности; содействие компетентному и эффективному участию личности в жизни общества, в развитии творческих способностей и инициатив и др. [1, с. 8].

Таким образом, единственный на постсоветском пространстве Кодекс об образовании нормативно закрепил, что дополнительное образование в Республике Беларусь представляет собой динамично развивающуюся систему. К недостаткам системы дополнительного образования в Беларуси следует отнести отсутствие единой модели подготовки педагогического состава, недостаточную научную обоснованность, отсутствие современной маркетинговой политики и менеджмента качества на основе международных стандартов. На наш взгляд, необходимо также усовершенствовать учебные планы и программы, методы обучения и повысить качество дополнительного образования, организовывать подготовку специалистов под заказ конкретных задач.

Литература

1. Чипинский Э. Е. Образование взрослых: профессиональное обучение рабочих (служащих). - Мн.: Регистр, 2008. - 186 с.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.