ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК ОДНО ИЗ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЙ БЕЛОРУССКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
М. Ю. Ширяева
Образование - целостный непрерывный процесс длиною в жизнь. Получение хорошего высшего образования уже давно перестало быть синонимом отличной профессиональной карьеры. Сегодня успешность профессиональной деятельности, укрепление социального положения, продвижение по служебной лестнице невозможны без приобретения дополнительных знаний, умений и навыков.
В современной Беларуси система дополнительного образования взрослых находится на стадии становления и развития. С вступлением в силу Кодекса Республики Беларусь об образовании (01.09 2011 г.) впервые в законодательно-нормативной базе получила отражение система дополнительного образования взрослых как относительно самостоятельная подсистема национального образования. Развитию этого направления образования был дан новый импульс и было положено начало приближению белорусской системы образования к мировым стандартам. К сожалению, в нашей стране пока еще не существует такая наука, как андрагогика, нигде в нормативно-правовых документах, регулирующих понятия и виды образования, не прописано определение «непрерывное образование».
С введением Кодекса РБ об образовании, понятие «дополнительное образование взрослых» расширилось. Ранее в него входили лишь повышение квалификации и переподготовка кадров, стажировка и профессиональное обучение, сегодня эта категория включает в себя 12 образовательных программ (ст. 242 Кодекса РБ): повышение квалификации руководящих работников и специалистов; переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование; переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование; стажировка руководящих работников и специалистов; специальная подготовка, необходимая для занятия отдельных должностей; повышение квалификации рабочих (служащих); переподготовка рабочих (служащих); профессиональная подготовка рабочих (служащих); обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, офицерские курсы и иные виды обучающих курсов); обучение в организациях; совершенствование возможностей и способностей личности; подготовка лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь. Современная система дополнительного образования взрослых включает в себя (ст. 240 Кодекса РБ): участников образовательного процесса; образовательные программы; учреждения дополнительного образования взрослых; иные учреждения образования и организации индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых; учебно-методические объединения; организации, направляющие работников для освоения содержания образова-
29
тельных программ дополнительного образования взрослых; государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дополнительного образования взрослых; государственные органы, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дополнительного образования взрослых. В соответствии с Кодексом РБ об образовании учреждениями дополнительного образования взрослых являются (ст. 245): академия
последипломного образования; институты повышения квалификации и переподготовки; институты развития образования; центры повышения квалификации руководящих работников и специалистов; центры подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих.
Государственная политика в сфере дополнительного образования взрослых основывается на следующих принципах (ст. 2): приоритета образования; приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; гарантии конституционного права каждого на образование; обеспечения равного доступа к получению образования и др.
Э. Е. Чипинский указывает следующие задачи, которые решает образование взрослых в Республике Беларусь: расширение возможностей на рынке труда в изменяющихся социально-экономических условиях; обучение резерва кадров; наполнение рынка труда кадрами с высоким уровнем общей культуры и профессиональной компетентности; содействие компетентному и эффективному участию личности в жизни общества, в развитии творческих способностей и инициатив и др. [1, с. 8].
Таким образом, единственный на постсоветском пространстве Кодекс об образовании нормативно закрепил, что дополнительное образование в Республике Беларусь представляет собой динамично развивающуюся систему. К недостаткам системы дополнительного образования в Беларуси следует отнести отсутствие единой модели подготовки педагогического состава, недостаточную научную обоснованность, отсутствие современной маркетинговой политики и менеджмента качества на основе международных стандартов. На наш взгляд, необходимо также усовершенствовать учебные планы и программы, методы обучения и повысить качество дополнительного образования, организовывать подготовку специалистов под заказ конкретных задач.
Литература
1. Чипинский Э. Е. Образование взрослых: профессиональное обучение рабочих (служащих). - Мн.: Регистр, 2008. - 186 с.
30