Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКА У УЧАЩИХСЯ 5–6 КЛАССОВ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКА У УЧАЩИХСЯ 5–6 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование по математике / познавательный интерес / детское объединение дополнительного образования / additional education in mathematics / cognitive interest / children's association of continuing education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиева Светлана Юрьевна, Шарафисланова Евгения Алексеевна

Рассматриваются проблемы математического образования детей, проблемы повышения познавательного интереса на уроках математики, особенности организации дополнительного образования на базе общеобразовательной школы, представлены результаты опытно-экспериментальной работы по повышению познавательного интереса к предмету математика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галиева Светлана Юрьевна, Шарафисланова Евгения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL MATHEMATICS EDUCATION AS A MEANS OF IMPROVING A COGNITIVE INTEREST TO MATHEMATICS IN PUPILS OF 5–6 CLASSES

The article discusses the problems of mathematical education of children, the problems of increasing cognitive interest in mathematics lessons, the features of organizing additional education on the basis of a comprehensive school, presents the results of experimental work to increase the cognitive interest in the subject of mathematics.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКА У УЧАЩИХСЯ 5–6 КЛАССОВ»

УДК 371.398:51(07)

DOI: 10.24411/2308-7218-2019-10235

Галиева Светлана Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

e-mail: mrsGalieva@yandex.ru

Шарафисланова Евгения Алексеевна

магистрант кафедры педагогики и психологии e-mail: zhenyaklueva@yandex. ru

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

К ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКА У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

Svetlana Y. Galieva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

e-mail: mrsGalieva@yandex.ru

Evgeniya A. Sharafislanova

Master student of the Department of Pedagogy and Psychology

e-mail: zhenyaklueva@yandex. ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia

ADDITIONAL MATHEMATICS EDUCATION AS A MEANS OF IMPROVING A COGNITIVE INTEREST TO MATHEMATICS IN PUPILS OF 5-6 CLASSES

Аннотация. Рассматриваются проблемы математического образования детей, проблемы повышения познавательного интереса на уроках математики, особенности организации дополнительного образования на базе общеобразовательной школы, представлены результаты опытно -экспериментальной работы по повышению познавательного интереса к предмету математика.

Ключевые слова: дополнительное образование по математике, познавательный интерес, детское объединение дополнительного образования.

© Галиева С.Ю., Шарафисланова Е.А., 2019

Abstract. The article discusses the problems of mathematical education of children, the problems of increasing cognitive interest in mathematics lessons, the features of organizing additional education on the basis of a comprehensive school, presents the results of experimental work to increase the cognitive interest in the subject of mathematics.

Key words: additional education in mathematics, cognitive interest, children's association of continuing education.

Математика является ключом к познанию окружающего мира, научно-технического прогресса и важной частью развития личности. Она призвана воспитывать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Однако на протяжении многих лет наблюдается снижение популярности математики среди школьников, о чем свидетельствуют беседы с учащимися и учителями, а также низкие конкурсы в вузы с вступительными экзаменами по математике и зачастую невысокие результаты последних, о чем свидетельствует информация об итогах ЕГЭ в Пермском крае в 2018 г.

Нам представляется, что решить данную проблему можно средствами дополнительного образования. Основными задачами школьного дополнительного образования являются [2]:

- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

- определение содержания дополнительного образования детей, форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей социокультурного окружения;

- формирование условий для создания единого образовательного пространства;

- расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, обучающихся в объединениях по интересам;

- создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;

- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

- обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

Опираясь на содержание основного общего образования, дополнительное образование всегда имеет воспитательную доминанту - осуществление воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности; выполняет компенсаторную или психотерапевтическую функцию, поскольку учащиеся получают возможность для индивидуального развития тех способностей, которые не всегда раскрываются в учебном процессе.

Ценность дополнительного математического образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего математического образования, способствует применению на практике знаний и навыков, полученных на уроке, стимулирует обучающихся к познанию. А главное -в условиях дополнительного математического образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени [1, 2].

Резюмируя, можно определить, что дополнительное математическое образование школьников представляет собой особую самоценную составляющую школьного дополнительного образования, неотъемлемую часть непрерывного математического образования, обеспечивающую посредством реализации дополнительных образовательных и досуговых программ на основе свободного выбора и самоопределения учащихся.

В рамках нашего исследования необходимо было выявить потенциал дополнительного образования в развитии познавательного интереса к математическому знанию. Для этого мы провели анализ сущностных характеристик понятия «познавательный интерес». В психолого-педагогической науке установлено, что познавательный интерес выступает ключевой составляющей мотивации учения. По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн), познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер. Он рождается из потребности во внешних впечатлениях и в активности и начинает проявляться уже в первые дни жизни ребенка. В своей работе как ключевое мы используем определение Г.И. Щукиной: познавательный интерес - это мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной [3].

Чаще всего в педагогической литературе выделяют три уровня познавательного интереса:

1. Низкий (репродуктивно-фактологический) уровень познавательного интереса, который проявляется как открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке. С ним связана также репродуктивная деятельность учащихся.

2. Средний (описательно-поисковый) уровень - в случае, когда проявляется интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. На этом уровне интерес как бы «находится на поверхности», еще не проникает настолько в знание, чтобы обнаружить закономерности. Указанный уровень можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных началах, причем учащиеся становятся способными

к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении. Относительно вида деятельности ученика следует отметить его стремление к поисковой активности, часто связанной с ее прикладным характером.

3. Высокий (творческий) уровень познавательного интереса фиксируется в случаях, когда отмечается интерес ученика к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. Деятельность учащихся находится на уровне вскрытия существенных закономерностей и глубоким причинно-следственных связей.

Уровень сформированности познавательного интереса диагностируется с учетом его компонентного состава; каждый из компонентов, являясь критерием сформированности познавательного интереса в целом, может быть зафиксирован через ряд показателей:

1. Мотивационно-стимулирующий компонент: мотивы учения математике (почему школьник учится), показателем сформированности данного критерия является наличие широких познавательных мотивов; личностная значимость изучения математики (субъективная (для себя) значимость изучения данного предмета), показателем для определения данного критерия является наличие самостоятельной точки зрения на приобретение знаний в данной предметной области, сочетаемой с внутренней мотивацией.

2. Содержательно-деятельностный компонент: обученность по предмету (наличие определенных знаний, умений и навыков), показателем сформированности данного критерия мы будем считать наличие потребности получить и применить знания по предмету в разных условиях; особенности предпочтения различных аспектов учебной деятельности (форма, содержание или процесс предстоящей деятельности), показатель - предпочтение учеником проблемного содержания и процесса поиска решения проблемы; преобладающий характер учебной деятельности (репродуктивный или продуктивный), показатель - преобладание творческо-продуктивной деятельности; познавательная активность (воспроизводящая, интерпретирующая и др.), показатель - наличие высокого уровня кратковременной и долговременной памяти, устойчивого внимания, логического мышления, сочетаемые со стремлением ученика удовлетворить познавательные потребности с помощью разнообразных источников; познавательная самостоятельность, показатель - самостоятельное выполнение познавательной деятельности и преодоление трудностей без посторонней помощи; сотрудничество (стремление работать в группе), показатель -положительное отношение к любому виду сотрудничества и предпочтение групповых форм работы.

3. Эмоционально-оценочный компонент: эмоции (как переживает учение школьник: положительно или отрицательно), показатель - наличие позитивных эмоций от поглощенности и захваченности познавательной деятельностью; рефлексия (взгляд на свою познавательную деятельность со стороны),

показатель - наличие способности учащегося объяснять как свои успехи, так и неудачи внутренними причинами.

Для выявления уровня познавательного интереса с учетом критериально -компонентного состава мы определили следующую совокупность методов: наблюдение за поведением учащихся на уроках, анкетирование (методика по Е.А. Кувалдиной), проективная методика «Составь расписание на день».

Нами была организована опытно-экспериментальная работа, цель которой заключалась в выявлении и развитии уровня познавательного интереса школьников к предмету математика.

На констатирующем этапе исследования в опытно-экспериментальной работе принимали участие педагоги (12 человек) и обучающиеся (62 человека) школы № 100 г. Перми.

Для выявления начального уровня сформированности познавательного интереса к предмету математика мы провели анкетирование учащихся на основе методики Е.А. Кувалдиной, а также на основе экспертной оценки педагогов проанализировали степень активности и включения в работу на уроке по критериям:

- особенности проявления инициативы (сам или по требованию учителя);

- навыки сосредоточения при выполнении длительного интеллектуального задания;

- участие в выполнении творческих заданий во время урока;

- реакция на проблемные вопросы, вопросы на сообразительность;

- умение задавать вопросы на уроке;

- поведение ученика во время выполнения умственной работы;

- эмоциональное отношение ученика к выполняемой им учебной работе;

- степень привлекательности участия в работе на уроке.

Результаты констатирующего этапа исследования представлены на рис. 1.

■ высокий ■ средний ■ низкий

Рис. 1. Уровень познавательного интереса к предмету математика (констатирующий этап исследования)

Результаты комплексного анализа данных, полученных в ходе наблюдения и при проведении всех методик, позволили установить соответствие познавательного интереса учащихся 5-6-х классов уровням сформированности: высокий (20 %), средний (48 %), низкий (32 %). Диагностика показала, что большинство детей нуждаются в дополнительной работе по развитию познавательного интереса. Полученные результаты диагностики познавательного интереса позволили спланировать и скорректировать работу по его дальнейшему развитию.

Нами была разработана программа дополнительного образования для организации кружковой работы. По мнению Е.Б. Евладовой, кружковая работа содействует развитию у детей познавательного интереса, краткости речи, умению сосредоточиться, делать выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Кружки создаются на добровольных началах. На занятиях кружка могут присутствовать не только его члены, но и все желающие. Работу следует проводить не чаще одного-двух раз в неделю. Формы и методы проведения занятий кружка могут быть разнообразными. Это могут быть сообщения, инсценировки, ребусы, загадки, выпуск стенгазет, экскурсии, изготовление наглядных пособий, дидактические игры и др.; такие мероприятия способствуют развитию познавательного интереса школьников.

При организации кружковой работы по математике рекомендуется учитывать следующие требования:

1. Четкая формулировка темы и цели занятия.

2. Выбор рациональных, активных методов и форм занятия.

3. Подбор материала с учетом возрастных и личностных особенностей

ребят.

Занятия кружка «Математика с увлечением» посещали 15 человек (6 человек из 5-го класса и 9 человек из 6-го класса).

Всего было проведено 18 встреч. Занятия проводились два раза в неделю во внеурочное время.

При изучении данного курса математики на занятиях использовались такие методы, как выполнение прикладных заданий (конкретизация математических закономерностей), исследовательский метод при решении задач, раскрытие места математики как интегрирующей науки через усиление межпредметных связей с другими предметами, стимулирование положительных эмоций благодаря занимательности заданий.

Осуществлялись такие формы работы, как практические работы, доклады, беседы, математические игры и викторины, разбор задач на разные темы, решение кроссвордов и ребусов.

Мы стремились, чтобы каждое разработанное занятие кружка:

- пробуждало у обучающихся познавательный интерес;

- поощряло активное участие каждого в учебном процессе;

- обращалось к чувствам каждого обучающегося;

- способствовало эффективному усвоению учебного материала;

- оказывало многоплановое воздействие на обучающихся;

- обеспечивало обратную связь (ответная реакция аудитории);

- формировало у обучающихся собственные мнения и отношения;

- формировало жизненные навыки;

- способствовало изменению поведения.

В формирующий этап опытно-экспериментальной работы было вовлечено 59 учащихся школы № 100 г. Перми.

Контрольный диагностический срез опытно-экспериментальной работы показал положительную динамику в развитии познавательного интереса у учащихся, посещавших занятия кружка (рис. 2). У остальных детей показатели интереса не изменились.

Рис. 2. Динамика познавательного интереса участников опытно-экспериментальной работы

В заключение хотелось бы отметить, что стимулирование познавательного интереса учащихся, их активности в различных видах деятельности является необходимым условием для успешного овладения учебной деятельностью. Правильно организованная работа в объединении дополнительного образования на базе общеобразовательной организации способствует постепенному развитию познавательного интереса у детей.

Полученные результаты они могут быть использованы в деятельности учителей математики, работающих в 5-6-х классах при организации работы по сохранению и развитию интереса младших подростков к математике.

Список литературы

1. Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования для реализации профильного образования / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 151 с.

2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.М. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 349 с.

3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. - 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.