Научная статья на тему 'Дополнительное образование персонала организации: критерии качества'

Дополнительное образование персонала организации: критерии качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1150
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕРСОНАЛ / КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА / ВНУТРЕННИЕ КРИТЕРИИ / ВНЕШНИЕ КРИТЕРИИ / EXTENDED PROFESSIONAL EDUCATION / ORGANIZATION / PERSONNEL / QUALITY CRITERIA / INTERNAL CRITERIA / EXTERNAL CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлярова Ирина Олеговна, Токачева Дарья Владимировна

Определены основания выявления критериев качества дополнительного образования: социальный заказ организациям и системе дополнительного образования на разных уровнях представления, социально-экономические требования и условия; научное отражение особенностей образования взрослых. Выявлены и соотнесены с процессом дополнительного профессионального образования кластеры внешних и внутренних критериев качества дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organisation's personnel extended education: quality criteria

The grounds for detection of extended education quality criteria have been defined: social procurement to organizations and to the system of extended education on different levels of presenting, socio-economic demands and conditions; scientific reflection of the adult education peculiarities. Clusters of external and internal extended professional education quality criteria have been detected and matched with the extended professional education process.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование персонала организации: критерии качества»

Теория и методика профессионального образования

УДК 378.014.54+378.013 ББК 4481.00+4481.4

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ: КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА

И.О. Котлярова, Д.В. Токачева Южно-Уральский государственный университет

THE ORGANISATION’S PERSONNEL EXTENDED EDUCATION: QUALITY CRITERIA

I.O. Kotlyarova, D.V. Tokacheva South Ural State University

Определены основания выявления критериев качества дополнительного образования: социальный заказ организациям и системе дополнительного образования на разных уровнях представления, социально-экономические требования и условия; научное отражение особенностей образования взрослых. Выявлены и соотнесены с процессом дополнительного профессионального образования кластеры внешних и внутренних критериев качества дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, организация, персонал, критерий качества, внутренние критерии, внешние критерии.

The grounds for detection of extended education quality criteria have been defined: social procurement to organizations and to the system of extended education on different levels of presenting, socio-economic demands and conditions; scientific reflection of the adult education peculiarities. Clusters of external and internal extended professional education quality criteria have been detected and matched with the extended professional education process.

Keywords: extended professional education, organization, personnel, quality criteria, internal criteria, external criteria.

Задача дополнительного образования персонала организации связана с задачами повышения конкурентоспособности организации, с укреплением ее позиций на рынке, с перспективами ее роста. А значит, качество функционирования организации находится в связи с качеством дополнительного образования ее персонала. Это приводит к необходимости выявления критериев, по которым можно оценивать качество дополнительного образования.

С точки зрения процессного подхода качество дополнительного образования есть синтезированный результат качества выходных параметров, качества входных параметров, каче-

ства внутренних критериев (см. рисунок). Следует учитывать, что сверхсложные системы в образовании невозможно достаточно полно охарактеризовать при помощи конечного числа формальных признаков. В связи с этим качество дополнительного образования следует оценивать на основании совокупностей формальных и неформальных критериев [3, 7,9 и др.].

В соответствии с этой схемой на входе имеют место требования к дополнительному образованию персонала фирмы. Они объединяют в себе: социальные требования к дополнительному профессиональному образованию (например, отраженные в Законе о дополнительном образовании); требования, выдвигае-

Схема «главного» процесса дополнительного образования персонала организации

мые администрацией фирмы, продиктованные организационными потребностями в повышении квалификации персонала фирмы; требования со стороны отдельных сотрудников, обусловленные потребностями самосовершенствования, профессионального роста и повышения возможностей профессиональной самореализации [1-4, 6, 17 и др.].

Возникновение потребности организации в дополнительном образовании сотрудников может быть обусловлено одним или несколькими следующими обстоятельствами:

• организация испытывает нужду в большем количестве квалифицированных специалистов, а уровень образования выпускников образовательных учреждений является недостаточным для постоянно развивающегося бизнеса;

• внедрение современной техники и технологий не позволяет сотрудникам ограничиваться однажды приобретенными образованностью и опытом;

• изменения во всех сферах жизни общества - главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии требуют непрерывного обучения персонала;

• повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения для фирмы является более эффектив-

ным и экономичным, чем привлечение новых работников [10].

Критерии качества «входа» в процесс дополнительного профессионального образования являются немаловажными, поскольку результаты последнего существенно зависят от начального состояния профессиональной компетентности сотрудников организации. Соответствующие критерии образуют следующие кластеры: кластер критериев, характеризующих «исходный» уровень профессиональной компетентности персонала организации; кластер критериев, связанных с условиями труда в организации, включая все виды его обеспечения (нормативно-документационное, перспективно-ориентирующее, деятельност-но-стимулирующее, коммуникативно-инфор-мационное [14]); кластер критериев, характеризующих социальный заказ организации (и, соответственно, требования к сотрудникам, способным его исполнять).

В этой связи В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателя целями дополнительного профессионального образования являются:

• организация и формирование персонала управления;

• овладение умением определять, понимать и решать проблемы;

• воспроизводство персонала;

• интеграция персонала;

• гибкое формирование персонала;

• адаптация;

• внедрение нововведений [11].

• С точки зрения наемного работника

В. Бартц и X Шайбл определяют следующие цели:

• поддержание на соответствующем уровне и повышение своей профессиональной квалификации;

• приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;

• приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;

• развитие способностей в области планирования и организации производства [11].

• Качество выходных параметров тесно связано с качеством результатов и определяется тем, насколько программа дополнительного образования позволяет удовлетворить образовательные потребности слушателей. В связи с этим соответствие результатов требованиям заказчиков является одним из главных критериев качества. Заказчик в сфере дополнительного образования - это коллективный субъект, который включает в себя и слушателя, и его работодателя (действительного и потенциального), и представителей общественных, государственных организаций, учреждений, предприятий, различных сфер народного хозяйства. Требования этих заказчиков могут и не соответствовать друг другу, что также не позволяет ограничиваться формальными критериями качества результатов.

Формальными составляющими этого критерия можно считать соответствие содержания программы запрошенной тематике; полноту охвата проблем; уровень научности и (или) практической ориентированности содержания. В настоящее время стали распространены так называемые авторизованные учебные центры, которые, согласно заключаемым договорам с заказчиками, должны предоставить вполне определенные образовательные услуги и на вполне определенном уровне. Таким образом, в них четко прописаны требования (и ожидаемые результаты) к дополнительному образованию в понимании предприятия, которое делает заказ на повышение квалификации своих сотрудников.

К формальным составляющим применительно к результату можно отнести достигну-

тый слушателями уровень образованности и компетентности; изменения в отношении к продолжению образования; изменения в уровне квалификации слушателя; изменения в состоянии его здоровья. Неформальные составляющие критерия не всегда могут коррелировать с формальными составляющими критерия качества. Неформальная составляющая критерия может включать: индивидуальную оценку слушателем результатов прохождения программы; личную оценку меры удовлетворения образовательных потребностей; полезности осуществленного дополнительного образования для профессиональной деятельности, для профессионального роста, для повышения квалификации, для профессиональной и личной самореализации.

Суммарно ожидаемые и реально достигнутые результаты дополнительного образования находят выражение в повышении конкурентоспособности сотрудника и предприятия в целом. Более того, профессиональная компетентность персонала является важнейшей составляющей конкурентоспособности предприятий. Влияние дополнительного профессионального образования персонала фирмы на экономический рост организации состоит в том, что сотрудники, обладающие необходимыми компетенциями, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов, что, в свою очередь, приводит к повышению конкурентоспособности фирмы. Так известно, что каждый процент прироста квалификации рабочего обеспечивает прирост производительности труда в среднем на 0,4-0,5 %, а каждый 1$, вложенный в развитие человеческих ресурсов, приносит от 3 до 8$ дохода.

В этом смысле конкурентоспособность организации можно рассматривать как критерий качества дополнительного образования персонала. Конкурентоспособность - это степень реального или потенциального удовлетворения организацией конкретной потребности по сравнению с аналогичными возможностями других фирм, представленных на данном рынке. Она позволяет оценивать и сопоставлять реальные или потенциальные возможности фирм в производстве и реализации товаров, конкурирующих на рынке по ценовым параметрам. Конкурентоспособность фирмы характеризуют: адаптивность - это приспосабливаемость к изменениям внешней среды путем внутриорганизационных перестроек; инновационность - это способность

осваивать новации в технико-технологи-ческой, управленческой и иных сферах производственно-хозяйственной деятельности [17].

Итак, субъекты принятия решения о целесообразности дополнительного образования персонала фирмы приходят к единому мнению независимо от существенного различия их целей. Требования и цели обусловливают наличие связанных с ними внешних критериев качества дополнительного образования. Охарактеризуем внешние критерии «выхода» из процесса. Они сопоставимы с ожидаемыми результатами дополнительного образования. К их числу, во-первых, относится кластер критериев, связанных с удовлетворением потребностей сотрудников; во-вторых, кластер критериев, соотносимых с требованиями к организации и с потребностями самой организации; в-третьих, кластер критериев, обобщенно характеризуемых конкурентоспособностью сотрудников и организации (он может быть вычленен отдельно в силу своей значимости, но практически входит в состав критериев первого и второго кластеров).

Первый кластер показателей критериев «выхода» характеризует личные достижения сотрудников: рост квалификационных качеств; расширение освоенных компетенций; возрастание личной конкурентоспособности. Второй кластер показателей критериев «выхода» включает: расширение функций организации; повышение ее мобильности; повышение ее конкурентоспособности; рост спроса на ее продукцию; позитивное развитие организационной культуры.

Критерии качества «выхода» из процесса дополнительного профессионального образования являются наиболее важными в том смысле, что они служат для описания и оценки достигнутых результатов. Критерии «входа» в определенном смысле задают перспективы и пределы (т. е. ограничения) на достижения тех или иных показателей по выявленным критериям качества входа.

При переходе во внутренний план цели видоизменяются, поскольку в процессе дополнительного образования возникают и другие субъекты целеполагания: администрация учреждений, осуществляющих дополнительное образование и его педагогические работники. Критерии качества процесса (внутренние критерии) позволяют дать оценку процессу, который с учетом показателей критериев качества «входа» и «выхода» способствует достижению тех или иных показа-

телей в соответствии с критериями качества «выхода». Это приводит к постановке задачи выявления внутренних критериев качества процесса дополнительного профессионального образования.

Дополнительное профессиональное образование персонала фирм в теории образования взрослых может осуществляться по трем векторам: 1) «движение по вертикали вверх» - по ступеням и уровням образования; 2) «движение по горизонтали вперед» - самосовершенствование, повышение своей квалификации; 3) «движение по горизонтали вбок» - смена профиля образования [12].

Исторически так сложилось, что в российских организациях дополнительное профессиональное образование персонала долгое время существовало только в последних двух направлениях. Большинство руководителей на производстве никогда не проходили навыко-вых тренингов, не владели элементарными навыками управления людьми и не понимали своей менеджерской роли. Такое положение в практике дополнительного профессионального образования персонала явно противоречило теоретическому потенциалу педагогической науки.

В теории педагогики рассмотрение специфики дополнительного профессионального образования персонала фирмы обусловлено двумя аспектами: особенностями образования взрослых и, в частности, особенностями образования персонала конкретной организации. И те, и другие следует учитывать при решении задачи повышения качества дополнительного профессионального образования. Особенность образования взрослых проявляется в том, что преподаватель, работающий в системе дополнительного профессионального образования персонала, действует в совершенно иной ситуации по сравнению с учителем в школе или преподавателем вуза. Его аудитория - это взрослые, сложившиеся люди, обладающие жизненным и профессиональным опытом. К специфическим аспектам взрослой аудитории можно отнести: мотивацию, особенности психических функций, профессиональный опыт. Преимущество взрослой аудитории состоит в том, что она достаточно высоко мотивирована на дополнительное профессиональное образование, глубоко осознает причины необходимости обучения, сферы возможного приложения полученных знаний и готова точно сформулировать запрос к преподавателю. Если же в учеб-

ную группу попадают люди, не имеющие актуального желания обучаться, то в работе с данной категорией слушателей преподаватель оказывается перед необходимостью обосновывать важность дополнительного профессионального образования для них лично.

Следующий аспект, существенный с точки зрения организации учебного материала, -это особенности психических функций взрослых людей. Поскольку память взрослого человека в среднем менее объемна, он быстрее утомляется, ему труднее долгое время концентрировать внимание, однако у взрослого хорошо развиты навыки мышления. Поэтому программа дополнительного профессионального образования взрослых требует гораздо большей четкости и строгости в определении понятий, структурированности учебного материала, системной представленности отдельных элементов курса.

Другой аспект рассмотрения особенностей взрослой аудитории - это профессиональный опыт человека. Здесь, прежде всего, важна специфика того вида деятельности, которой занимается слушатель. С опытом часто коррелирует следующее основание для классификации сотрудников организации - их возраст. Новое поколение сотрудников обладает совсем иными компетенциями и иным мышлением; они способны быстро набирать обороты, которые несколько лет назад человек набирал за пять лет. Поэтому важно сформировать у них чувство лояльности к организации, расставить приоритеты таким образом, чтобы быстрые успехи на старте не «затмили» тот потенциальный опыт, который они могут получить от своих наставников.

Особенностью дополнительного профессионального образования взрослых в организации является и то, что они занимают определенные должности, следовательно, их компетенции различны. Данные различия целесообразно предусмотреть в содержании и организации дополнительного профессионального образования персонала фирм.

Также особенностью дополнительного профессионального образования персонала организации является организационная специфика. Анализ социально-экономических изменений последнего десятилетия в России говорит о том, что они привели к значительным изменениям в структурах организаций. Как правило, это связано с переходом от иерархических пирамид к коллективам, работающим по принци-пу команды. Популярный в настоящее время

стиль командной работы означает, что персонал должен развивать у себя умение руководить и работать в команде. Кроме того, сотрудникам приходится проявлять большую гибкость, работая в разных качествах над различными заданиями. Это определяет выбор программ и содержания дополнительного профессионального образования сотрудников организации.

Особенности образования взрослых впервые систематизированы и отражены в принципах М.С. Ноулзом [18]. В современной анд-рагогике разработаны следующие принципы образования взрослых: приоритета самостоятельного обучения; совместной деятельности; опоры на опыт обучающегося; индивидуализации обучения; системности обучения; кон-текстности обучения (термин A.A. Вербицкого); актуализации результатов обучения; элек-тивности обучения; развития образовательных потребностей; осознанности обучения [2, 5]. Мы считаем, что эти принципы вполне соответствуют специфике дополнительного профессионального образования в целом, однако необходимо связывать с исполнением сотрудниками организации их компетенций и с решением соответствующих профессиональных задач. Не ставя перед собой задачу введения нового принципа, хотим подчеркнуть лишь то, что дополнительное профессиональное образование следует проектировать и реализовывать таким образом, чтобы оно непосредственно способствовало решению профессиональных задач, а также чтобы решение каких-либо профессиональных задач включалось в задачи и содержание дополнительного образования. Кроме того, в настоящее время выдвигается актуальное требование придания дополнительному образованию опережающего характера, что можно вполне закономерно рассматривать как ориентир, а следовательно, как принцип современного дополнительного профессионального образования.

В этой связи необходимо выделить отдельный кластер критериев, которые характеризуют, насколько дополнительное профессиональное образование отвечает принципам образования взрослых и требованиям к образованию в организации. В число таковых критериев могут входить: преобладание субъект-субъектности или субъект-объектности во взаимоотношениях педагогов дополнительного образования и слушателей; связь содержания образования с целями организации и с профессиональными задачами слушателей;

опережение содержания образования относительно развивающихся компетенций и профессиональных задач; участие слушателей в построении образовательной траектории и в отборе содержания образования; мера самоуправления слушателя в дополнительном образовании; направленность слушателя на продолжение образования; мера профессиональной самореализации слушателя.

В основе образовательного процесса, в том числе и дополнительного профессионального образования, лежит учебно-педагогическое взаимодействие, т.е. взаимодействие слушателей и педагогов [1, 8, 9, 13, 15 и др.]. Качество учебно-педагогического взаимодействия характеризуется обобщенными критериями: сплоченность, скоординированность, общая направленность деятельностей субъектов [3, 9]. Они имеют формальные и неформальные составляющие. Самостоятельный кластер образуют формальные критерии взаимодействия: размерность компетенций педагогов и слушателей; размерность взаимодействия; психическая напряженность субъектов взаимодействия; утомление; физическое здоровье взаимодействующих субъектов; сплоченность; направленность каждого субъекта на взаимодействие. Следующий кластер - это неформальные критерии: внутренняя гармония между педагогами и слушателями; их психологическая совместимость; взаимопонимание; согласованность (синергия) их деятельности; активность, субъектные проявления слушателей.

Обеспечение (материально-техническая база, документационное, правовое, информа-ционно-методическое, педагогическое) оценивается в соответствии со следующим кластером критериев: адекватность целям, содержанию образования, методам и формам учебно-педагогического взаимодействия; достаточность для реализации образовательного процесса дополнительного образования. По каждой своей составляющей обеспечение имеет свои формальные критерии качества: полнота нормативно-ориентирующей, регламентирующей документации; учебные площади (общие и на одного обучаемого); полнота оборудования; достаточность (соответствие нормативам) литературы, компьютерного оборудования; возрастной состав педагогических кадров; количество обучающихся на одного преподавателя [7, 15, 16 и др.].

В число формальных критериев квалификации кадров входят: количество докторов и кандидатов наук, количество публикаций, ав-

торских свидетельств, выступлений на конференциях разного уровня, количество подготовленных докторов и кандидатов наук, количество в срок защищенных диссертаций и другие критерии, имеющие количественное выражение. Неформальные показатели качества обеспечения дополнительного профессионального образования включают: любовь преподавателя к своей профессии; гуманизм по отношению к слушателям; отношение слушателей к предоставляемой информации и к ее использованным носителям, отношение слушателей к продолжению образования, к педагогам; изменения личных ценностей слушателей [4, 8, 12 и др.].

Нельзя утверждать, что конкретизированные формальные и неформальные составляющие названных критериев отвечают требованиям достаточности и полноты. Дело в том, что в силу многообразия форм, уровней и содержательных направлений программ дополнительного образования соответствующее разнообразие приобретают и формальные, а особенно -неформальные составляющие критериев качества дополнительного образования. Вышепред-ложенные критерии могут быть взяты за основу, а далее - уточняться, конкретизироваться, расширяться и видоизменяться в зависимости от целей и содержания программ дополнительного образования, от требований заказчиков, уровней образованности слушателей, реалий региона и конкретного образовательного учреждения, предоставляющего образовательные услуги. Однако предложенные группы критериев, объединенных единой направленностью, -кластеры - образуют полную группу. В настоящее время полнота предложенного набора кластеров обоснована, исходя из следующих общих оснований их выявления: социального заказа организациям и учреждениям дополнительного образования на разных уровнях его представления; социально-экономических требований к персоналу организаций и дополнительному профессиональному образованию; социально-экономических условий; особенностей образования взрослых и образования персонала организации.

Литература

1. Булдаков, С.К Философия и методология образования: научное издание /

С.К Булдаков, АЖ Субетто. - Кострома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2002. - 444 с.

2. Вербицкий, A.A. Психолого-педагоги-ческие основы образования взрослых: совре-

менные модели обучения: ст.З / А. А. Вербицкий // Новые знания. - 2002. - №1. - С. 13-17.

3. Волошина, НА. Критерии качества дополнительного профессионального образования / И.А. Волошина, И.О. Котлярова // Материалы Международной научно-практической конференции «Обучение в течение всей жизни Life Long Learning как перспектива трансформации университетского образования» 12-14 мая 2009 г. - Екатеринбург, 2009. - С. 42-46.

4. Зеер, Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионально образования / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. -2002. -№ 2 (14). - С. 31-50.

5. Змеев, С. И. Основы андрагогики: учеб. пособие для вузов / С.И. Змеев. - М. : Флинта: Наука, 1999. - 152 с.

6. Кельперис, Г. Повышение квалификации в процессе управления персоналом / Г. Кельперис // Управление персоналом. -2007.-№7.-С. 52-56.

7. Коротков, Э.М. Управление качеством образования / Э.М. Коротков. - М.: Академический проект: Мир, 2006. - 320 с.

8. Котлярова, И. О. Рост профессио-нально-педагогической квалификации в условиях новации / И.О. Котлярова //Актуальные проблемы управления образованием в регионе: профессионально-педагогическое образование. -1998. -№1(5). - С. 97-102.

9. Котлярова, И. О. Систематизация критериев качества университетского образования /И.О. Котлярова //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». Спец. выпуск «Образова-

ние. Педагогические науки». - 2005. -

Вып. 2.- С. 16-19.

10. Мильнер, Б.З. Теория организации: Управление знаниями / Б.З. Мильнер. — М.: ИНФРА-М, 2008. - 823 с.

11. Мордовии, С.К. Управление персоналом: соврем, рос. практика: учеб. пособие по направлению «Менеджмент» / Мордовии С.К - 2-е изд. - М.: Питер, 2005. -457 с.

12. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2000.-257 с.

13. Сенашенко, В. Дополнительные образовательные профессиональные программы в структуре вуза / В. Сенашенко, В. Кузнецова // Высшее образование в России. - 2005. -№9.-С. 39-47.

14. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002.-416 с.

15. Сидоров, В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции / В.А. Сидоров. - М.: Высшая школа, 2004. - 271 с.

16. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000.-448 с.

17. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность в организации в условиях кризиса / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Издательско-книго-торговый центр «Маркетинг», 2002. - 587 с.

18. Knowles, M.S. The Modem Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy / M.S. Knowles. - Chicago, 1980.

Поступила в редакцию 7 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.