С. С. Лазарян
(Санкт-Петербург)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
В статье показано, что в поликультурной среде формирование этнической идентичности реализуется посредством специально разработанных образовательных этнокультурных программ в рамках дополнительного образования
В современных условиях принципиально важными для дальнейшего существования и развития человека в поликультурной среде становятся толерантность и признание культурных, этнических различий. Без знания своих собственных культурных особенностей невозможно индивиду с уважением относиться к культурным различиям других. В лучшем случае возникает опасность игнорирования, непонимания, безразличия, отстраненности, в худшем - раздражение, агрессия по поводу проявления каких-то аспектов этнокультуры другого индивида. Решение этой проблемы лежит не в этнической унификации, а в нахождении путей сохранения или формирования позитивной этнической идентичности в условиях межэтнического взаимодействия.
Понятие «этническая идентичность» отмечается как междисциплинарный феномен этнологами, антропологами, социологами, психологами, философами. Его анализ требует раскрытия тесно с ним связанных понятий «этноса» и «диаспоры».
Изучив точки зрения ряда ученых (С. М. Широкогоров, Ф. Барт, Ю. В. Бромлей, С. А. Арутюнов, Н. Н. Чебоксаров], мы пришли к пониманию «этноса» как исторически сложившейся общности, которой свойственны общий язык и культура, особенности быта, традиции, а также осознание своего единства и отличия от других подобных образований [1, 2, 3].
Работы М. А. Аствацатуровой, В. Дятлова,
З. И. Левина, В. Попкова, В. А. Тишкова, Ж. Т. Тощенко, Т. Чаптыковой, М. В. Шнирель-мана позволили определить понятия «диаспоры» как пребывание значительной части этнической общности вне страны своего происхождения. Первоначально диаспоры образовывались в результате насильственного выселения, угрозы геноцида, действия эконо-
мических и политических факторов. В дальнейшем диаспорой стали называть многие этнические группы, живущие в инокультур-ном окружении [4]. Диаспора, с одной стороны, пытается сохранить культурные особенности своего этноса, с другой стороны, вынуждена адаптироваться в социокультурную среду проживания.
В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Среда охватывает совокупность природных, духовных и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно на жизнь и деятельность людей [5].
Эффективность процесса развития личности зависит от внешних условий, от той среды жизнедеятельности, в которую он включен, от его активности, стремления человека стать личностью, понять и выразить себя как личность в непрерывно меняющихся условиях. Полиэтническая, поликультурная среда крайне динамична по определению. Взаимоотношения внутри нее предполагают многочисленные качественные трансформации потребностей, ценностных ориентаций, настроений, чувств, традиций, привычек и нравов представителей различных этнических групп, что обусловлено спецификой взаимодействия [6].
На основе анализа различных подходов к определению этнической идентичности мы рассматриваем ее как осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу, переживание индивидом своего тождества с одной этнической общностью и обособление от других этносов. В структуре этнической идентичности выделяются три компонента: когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом], аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней] и пове-
денческий (проявления себя как члена этнической группы] [7].
Моноэтническая среда способствует более быстрому формированию у индивида признаков, влияющих на осознанное отнесение себя к определенной этнической группе. Общность культуры, традиций, обычаев, этноязыковая среда позволяют личности идентифицировать себя с конкретной общностью на более раннем этапе своего развития, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения в основном служит подражание. Гораздо сложнее складывается ситуация, когда индивид оказывается в поликультурной среде.
На формирование этнической идентичности учащихся влияет целая группа противоречивых факторов: семья, общеобразовательная школа, средства массовой информации, информальные группы и специально организованное дополнительное образование. В исследовании эти факторы рассмотрены системно.
Для ребенка семья является наиболее значимой частью мира со своими социализирующими функциями. По этой причине семья обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный институт социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов, в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре. Ребенок в семье получает первые впечатления и представления об этнической культуре, которые затем при благоприятных условиях трансформируются в этническую самоидентификацию. Стиль воспитания варьируется от культуры к культуре, от одного исторического периода к другому, они также неадекватны в разных семьях. Вместе с этим, в поликультурной среде современная семья может не быть источником знаний об этнической культуре, традициях и истории, если десятилетиями для нее недоступно было этнокультурное образование. Многие родители чувствуют острую необходимость в дополнительных образовательных услугах этнокультурной направленности не только для детей, но и для себя. Сложность самоопределения индивида не доминирующей культуры в поликультурной среде состоит в том, что если даже в семье сохранена бытовая эт-нокультура, но нет продолжения приобщения к этнокультуре в системе образования,
ограничены возможности формирования позитивной этнической идентичности.
Немаловажную роль играют средства массовой информации в вопросе информационного просвещения на базе традиционных культурных ценностей. Современные средства массовой информации - газеты, журналы, радио, телевидение, - являются мощными каналами информации. Они оказываются важнейшим фактором, влияющим на общественное сознание индивидов, поскольку регулярно и оперативно предоставляют наиболее значимую информацию широкой аудитории. Их морально-психологическое воздействие на население носит двойственный характер. С одной стороны, они оказывают на него положительное влияние, с другой стороны, могут провоцировать межэтническую напряженность.
Общеобразовательная система представляет собой уникальную возможность для осмысленного и планомерного воздействия на процесс формирования этнической идентичности учащихся. Работая с полиэтническим ученическим коллективом, необходимо не только обеспечить учащимся общее образование, но и реализовывать этнокультурное образование, приобщая детей к родному языку, истории, этнической культуре, духовным ценностям, воспитывая у школьников толерантность, культуру межнациональных отношений, что на сегодняшний день без кардинальных изменений существующих программ сложно реализовать. Школы, имеющие в своем учебном плане один-два межкульгурных праздника с песнями, танцами и традиционными блюдами, не могут претендовать на признание того, что их учащиеся получают межкультурное образование.
Информальные группы, в свою очередь, могут способствовать или препятствовать формированию этнической идентичности данного субъекта. В информальную группу входят сверстники, друзья, одноклассники на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Влияние информальной группы на индивида более ощутимо потому что отношения между членами группы более доверительные.
Таким образом, анализируя этноформи-рующие возможности семьи, средств массовой информации, общеобразовательной школы и информальных групп, мы пришли к выводу, что без целенаправленного процесса
обучения и воспитания посредством реализации специально разработанных этнокультурных образовательных программ затруднено формирование этнической идентичности учащихся в поликультурной среде. Поэтому дополнительное образование, обладая давней и богатой историей и выйдя на новый этап развития, может взять на себя формирование и развитие этнической идентичности учащихся в поликультурной среде.
Каждое учреждение дополнительного образования является результатом сложного процесса саморазвития, ориентированного на конкретные условия и учитывающего интересы и потребности конкретного социума. Открытость и вариативность дополнительного образования создают условия для формирования и развития личности со своими потребностями, интересами во благо человека, среды, общества. К основным функциям дополнительного образования следует отнести социальную, психологическую, образовательную, досуговую.
Социальная функция дополнительного образования состоит в развитии умения учащихся адаптироваться к разным социальным средам, в поиске и определение собственного социального статуса, накопление опыта общения со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми.
Психологическая функция состоит в развитии задатков и способностей детей в процессе разнообразной деятельности, в удовлетворении потребностей решать личные проблемы, компенсировать неудачи в школе, семье.
Образовательная функция состоит в освоении предметов и образовательных областей, не предусмотренных школьной программой.
Функция досуга состоит в удовлетворении потребностей личности в содержательном и развивающем отдыхе.
В нашем исследовании дополнительное образование с активным участием диаспоры предоставляет детям дополнительные условия для развития их этнокультурных интересов, объективных представлений и знаний об этнической культуре, расширяет возможности найти свое место в социуме, способствует эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с
общеобразовательной школой и не имеет жестких рамок. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет удовлетворять самые разнообразные интересы личности, поэтому, с одной стороны, учитываются потребности и интересы учащихся и семьи, с другой стороны, необходимость интеграции субъектов образования в поликультурную среду.
В программу дополнительного образования входят гуманитарные учебные предметы этнической направленности: язык, литература, история этноса, которые формируют когнитивные компоненты в структуре этнической идентичности. Занятия музыкой, хореографией способствуют эстетическому воспитанию, влияют на развитие творческого потенциала, обогащают эмоциональное восприятие детей. Отбор и формирование содержания учебных предметов основаны на принципах научности, системности, доступности в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями учащихся. Вместе с этим, учитывается специфика поликультурной среды, и работа строится на основе диалога этнической и доминирующей культуры, что не противоречит культурным и образовательным интересам других этносов. Формы организации образовательного процесса групповые с преобладанием игровых методов в дошкольной и младшей школьной группах и проектных - в старших группах. Предусмотрена возможность участия в процессе образования родителей обучающихся, приобщение их к педагогическому процессу, к подготовке и проведению экскурсий, праздников, тематических занятий, выставок. Вовлечение родителей в образовательный процесс позволяет, с одной стороны, получить поддержку и помощь в работе с детьми, с другой стороны - включить их в активную жизнедеятельность школы. Как известно, у нас не предоставляют специальные интегрирующие программы для взрослых, и максимум 5-10% мигрантов по своей инициативе повышают уровень знаний доминирующего языка и культуры. Основная масса ищет работу, заботится об устройстве своих детей в общеобразовательные школы города и т.д. Если мужское население на своих рабочих местах постепенно приобщается к культуре новой среды, то у неработающих женщин, которые составляют 80-90% приезжающих на новое место проживания, такой
возможности нет. Они в семье говорят на этническом языке, по мере возможности сохраняют этнические традиции, общаются с родственниками, с теми, кто их понимает, поддерживает. Приобщение родителей к интегрирующим программам своих детей дает им возможность вместе с детьми получать знания о духовных ценностях в историко-культурном пространстве Санкт-Петербурга, набрать опыт активного участия в жизни своих детей в других образовательных учреждениях.
Дополнительное этнокультурное образование требует колоссальных усилий, ответственности, высокого уровня компетентности от организаторов в диаспоре, что, в свою оче-
редь, дает импульс к обогащению культурной среды. Формирование этнической идентичности учащихся в процессе дополнительного образования происходит в благоприятной, приближенной к этнокультурной среде. Одновременно дополнительное образование содействует интеграционным процессам семьи в целом.
Таким образом, не стихийные обстоятельства, вынуждающие молодых людей терять свое «Я», а специально организованное образование помогает им в поликультурной среде сохранить свою этническую идентичность и стать полноценными гражданами страны проживания.
Литература
1. Широкогоров С. М. Этнос. Предисловие. - Шанхай, 1923. -С. 3-4.
2. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса.- М., 2008. - С. 7.
3. Арутюнов С. А. Этничность - объективная реальность // Этногр. обозр. - 1995. - N 5. - С. 8.
4. Тощенко Ж. Б., Чаптыкова Т. И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. - 1996.
- №12. - С. 33-42.
5. Ясин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды // Библиотека журнала «Директор школы» 2000. - №2. - С. 10.
6. Крысько В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения.- М., 2002.
7. Донцов А. И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. - 1997. - №4.
- С.75.