Научная статья на тему 'Дополнительное образование как условие формирования этнической идентичности учащихся в поликультурной среде'

Дополнительное образование как условие формирования этнической идентичности учащихся в поликультурной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
676
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОС / ДИАСПОРА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ETHNIC IDENTITY / ETHNOS / DIASPORA / MULTICULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лазарян Сильва Сергеевна

В статье показано, что в поликультурной среде формирование этнической идентичности реализуется посредством специально разработанных образовательных этнокультурных программ в рамках дополнительного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лазарян Сильва Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional education as a factor of the students' ethnic identity development in a multicultural environment

The paper shows that in a multicultural environment the development of ethnic identity is realized through specially designed educational ethnocultural curricula in the scope of additional education

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование как условие формирования этнической идентичности учащихся в поликультурной среде»

С. С. Лазарян

(Санкт-Петербург)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

В статье показано, что в поликультурной среде формирование этнической идентичности реализуется посредством специально разработанных образовательных этнокультурных программ в рамках дополнительного образования

В современных условиях принципиально важными для дальнейшего существования и развития человека в поликультурной среде становятся толерантность и признание культурных, этнических различий. Без знания своих собственных культурных особенностей невозможно индивиду с уважением относиться к культурным различиям других. В лучшем случае возникает опасность игнорирования, непонимания, безразличия, отстраненности, в худшем - раздражение, агрессия по поводу проявления каких-то аспектов этнокультуры другого индивида. Решение этой проблемы лежит не в этнической унификации, а в нахождении путей сохранения или формирования позитивной этнической идентичности в условиях межэтнического взаимодействия.

Понятие «этническая идентичность» отмечается как междисциплинарный феномен этнологами, антропологами, социологами, психологами, философами. Его анализ требует раскрытия тесно с ним связанных понятий «этноса» и «диаспоры».

Изучив точки зрения ряда ученых (С. М. Широкогоров, Ф. Барт, Ю. В. Бромлей, С. А. Арутюнов, Н. Н. Чебоксаров], мы пришли к пониманию «этноса» как исторически сложившейся общности, которой свойственны общий язык и культура, особенности быта, традиции, а также осознание своего единства и отличия от других подобных образований [1, 2, 3].

Работы М. А. Аствацатуровой, В. Дятлова,

З. И. Левина, В. Попкова, В. А. Тишкова, Ж. Т. Тощенко, Т. Чаптыковой, М. В. Шнирель-мана позволили определить понятия «диаспоры» как пребывание значительной части этнической общности вне страны своего происхождения. Первоначально диаспоры образовывались в результате насильственного выселения, угрозы геноцида, действия эконо-

мических и политических факторов. В дальнейшем диаспорой стали называть многие этнические группы, живущие в инокультур-ном окружении [4]. Диаспора, с одной стороны, пытается сохранить культурные особенности своего этноса, с другой стороны, вынуждена адаптироваться в социокультурную среду проживания.

В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Среда охватывает совокупность природных, духовных и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно на жизнь и деятельность людей [5].

Эффективность процесса развития личности зависит от внешних условий, от той среды жизнедеятельности, в которую он включен, от его активности, стремления человека стать личностью, понять и выразить себя как личность в непрерывно меняющихся условиях. Полиэтническая, поликультурная среда крайне динамична по определению. Взаимоотношения внутри нее предполагают многочисленные качественные трансформации потребностей, ценностных ориентаций, настроений, чувств, традиций, привычек и нравов представителей различных этнических групп, что обусловлено спецификой взаимодействия [6].

На основе анализа различных подходов к определению этнической идентичности мы рассматриваем ее как осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу, переживание индивидом своего тождества с одной этнической общностью и обособление от других этносов. В структуре этнической идентичности выделяются три компонента: когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом], аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней] и пове-

денческий (проявления себя как члена этнической группы] [7].

Моноэтническая среда способствует более быстрому формированию у индивида признаков, влияющих на осознанное отнесение себя к определенной этнической группе. Общность культуры, традиций, обычаев, этноязыковая среда позволяют личности идентифицировать себя с конкретной общностью на более раннем этапе своего развития, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения в основном служит подражание. Гораздо сложнее складывается ситуация, когда индивид оказывается в поликультурной среде.

На формирование этнической идентичности учащихся влияет целая группа противоречивых факторов: семья, общеобразовательная школа, средства массовой информации, информальные группы и специально организованное дополнительное образование. В исследовании эти факторы рассмотрены системно.

Для ребенка семья является наиболее значимой частью мира со своими социализирующими функциями. По этой причине семья обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный институт социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов, в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре. Ребенок в семье получает первые впечатления и представления об этнической культуре, которые затем при благоприятных условиях трансформируются в этническую самоидентификацию. Стиль воспитания варьируется от культуры к культуре, от одного исторического периода к другому, они также неадекватны в разных семьях. Вместе с этим, в поликультурной среде современная семья может не быть источником знаний об этнической культуре, традициях и истории, если десятилетиями для нее недоступно было этнокультурное образование. Многие родители чувствуют острую необходимость в дополнительных образовательных услугах этнокультурной направленности не только для детей, но и для себя. Сложность самоопределения индивида не доминирующей культуры в поликультурной среде состоит в том, что если даже в семье сохранена бытовая эт-нокультура, но нет продолжения приобщения к этнокультуре в системе образования,

ограничены возможности формирования позитивной этнической идентичности.

Немаловажную роль играют средства массовой информации в вопросе информационного просвещения на базе традиционных культурных ценностей. Современные средства массовой информации - газеты, журналы, радио, телевидение, - являются мощными каналами информации. Они оказываются важнейшим фактором, влияющим на общественное сознание индивидов, поскольку регулярно и оперативно предоставляют наиболее значимую информацию широкой аудитории. Их морально-психологическое воздействие на население носит двойственный характер. С одной стороны, они оказывают на него положительное влияние, с другой стороны, могут провоцировать межэтническую напряженность.

Общеобразовательная система представляет собой уникальную возможность для осмысленного и планомерного воздействия на процесс формирования этнической идентичности учащихся. Работая с полиэтническим ученическим коллективом, необходимо не только обеспечить учащимся общее образование, но и реализовывать этнокультурное образование, приобщая детей к родному языку, истории, этнической культуре, духовным ценностям, воспитывая у школьников толерантность, культуру межнациональных отношений, что на сегодняшний день без кардинальных изменений существующих программ сложно реализовать. Школы, имеющие в своем учебном плане один-два межкульгурных праздника с песнями, танцами и традиционными блюдами, не могут претендовать на признание того, что их учащиеся получают межкультурное образование.

Информальные группы, в свою очередь, могут способствовать или препятствовать формированию этнической идентичности данного субъекта. В информальную группу входят сверстники, друзья, одноклассники на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Влияние информальной группы на индивида более ощутимо потому что отношения между членами группы более доверительные.

Таким образом, анализируя этноформи-рующие возможности семьи, средств массовой информации, общеобразовательной школы и информальных групп, мы пришли к выводу, что без целенаправленного процесса

обучения и воспитания посредством реализации специально разработанных этнокультурных образовательных программ затруднено формирование этнической идентичности учащихся в поликультурной среде. Поэтому дополнительное образование, обладая давней и богатой историей и выйдя на новый этап развития, может взять на себя формирование и развитие этнической идентичности учащихся в поликультурной среде.

Каждое учреждение дополнительного образования является результатом сложного процесса саморазвития, ориентированного на конкретные условия и учитывающего интересы и потребности конкретного социума. Открытость и вариативность дополнительного образования создают условия для формирования и развития личности со своими потребностями, интересами во благо человека, среды, общества. К основным функциям дополнительного образования следует отнести социальную, психологическую, образовательную, досуговую.

Социальная функция дополнительного образования состоит в развитии умения учащихся адаптироваться к разным социальным средам, в поиске и определение собственного социального статуса, накопление опыта общения со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми.

Психологическая функция состоит в развитии задатков и способностей детей в процессе разнообразной деятельности, в удовлетворении потребностей решать личные проблемы, компенсировать неудачи в школе, семье.

Образовательная функция состоит в освоении предметов и образовательных областей, не предусмотренных школьной программой.

Функция досуга состоит в удовлетворении потребностей личности в содержательном и развивающем отдыхе.

В нашем исследовании дополнительное образование с активным участием диаспоры предоставляет детям дополнительные условия для развития их этнокультурных интересов, объективных представлений и знаний об этнической культуре, расширяет возможности найти свое место в социуме, способствует эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с

общеобразовательной школой и не имеет жестких рамок. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет удовлетворять самые разнообразные интересы личности, поэтому, с одной стороны, учитываются потребности и интересы учащихся и семьи, с другой стороны, необходимость интеграции субъектов образования в поликультурную среду.

В программу дополнительного образования входят гуманитарные учебные предметы этнической направленности: язык, литература, история этноса, которые формируют когнитивные компоненты в структуре этнической идентичности. Занятия музыкой, хореографией способствуют эстетическому воспитанию, влияют на развитие творческого потенциала, обогащают эмоциональное восприятие детей. Отбор и формирование содержания учебных предметов основаны на принципах научности, системности, доступности в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями учащихся. Вместе с этим, учитывается специфика поликультурной среды, и работа строится на основе диалога этнической и доминирующей культуры, что не противоречит культурным и образовательным интересам других этносов. Формы организации образовательного процесса групповые с преобладанием игровых методов в дошкольной и младшей школьной группах и проектных - в старших группах. Предусмотрена возможность участия в процессе образования родителей обучающихся, приобщение их к педагогическому процессу, к подготовке и проведению экскурсий, праздников, тематических занятий, выставок. Вовлечение родителей в образовательный процесс позволяет, с одной стороны, получить поддержку и помощь в работе с детьми, с другой стороны - включить их в активную жизнедеятельность школы. Как известно, у нас не предоставляют специальные интегрирующие программы для взрослых, и максимум 5-10% мигрантов по своей инициативе повышают уровень знаний доминирующего языка и культуры. Основная масса ищет работу, заботится об устройстве своих детей в общеобразовательные школы города и т.д. Если мужское население на своих рабочих местах постепенно приобщается к культуре новой среды, то у неработающих женщин, которые составляют 80-90% приезжающих на новое место проживания, такой

возможности нет. Они в семье говорят на этническом языке, по мере возможности сохраняют этнические традиции, общаются с родственниками, с теми, кто их понимает, поддерживает. Приобщение родителей к интегрирующим программам своих детей дает им возможность вместе с детьми получать знания о духовных ценностях в историко-культурном пространстве Санкт-Петербурга, набрать опыт активного участия в жизни своих детей в других образовательных учреждениях.

Дополнительное этнокультурное образование требует колоссальных усилий, ответственности, высокого уровня компетентности от организаторов в диаспоре, что, в свою оче-

редь, дает импульс к обогащению культурной среды. Формирование этнической идентичности учащихся в процессе дополнительного образования происходит в благоприятной, приближенной к этнокультурной среде. Одновременно дополнительное образование содействует интеграционным процессам семьи в целом.

Таким образом, не стихийные обстоятельства, вынуждающие молодых людей терять свое «Я», а специально организованное образование помогает им в поликультурной среде сохранить свою этническую идентичность и стать полноценными гражданами страны проживания.

Литература

1. Широкогоров С. М. Этнос. Предисловие. - Шанхай, 1923. -С. 3-4.

2. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса.- М., 2008. - С. 7.

3. Арутюнов С. А. Этничность - объективная реальность // Этногр. обозр. - 1995. - N 5. - С. 8.

4. Тощенко Ж. Б., Чаптыкова Т. И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. - 1996.

- №12. - С. 33-42.

5. Ясин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды // Библиотека журнала «Директор школы» 2000. - №2. - С. 10.

6. Крысько В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения.- М., 2002.

7. Донцов А. И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. - 1997. - №4.

- С.75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.