Рыжикова Марина Павловна,
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, магистрант
Смирнова Жанна Венедиктовна,
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, доцент кафедры, кандидат педагогических наук, доцент, z.v.smirnova@mininuniver.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
Существующая российская система дополнительного образования детей наделена уникальным потенциалом развития разных способностей учащихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, дополнительное образование детей может быстро и четко реагировать на образовательный запрос семьи, формировать стабильную культуросообразную среду развития, а также развивать осознанную гражданскую позицию. Максимальное применение технологий личностно-ориентированного подхода способствует значительной востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений. Ключевые слова:
система дополнительного образования детей; учреждения дополнительного образования; Дом детского творчества; программы дополнительного образования; волонтерская деятельность; робототехника.
Дополнительное образование детей может влиять на качество жизни, так как приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата.
В настоящее время за последние годы был осуществлен качественный рост системы дополнительного образования, которая постоянно развивается. В 2019 году в России насчитывается больше 18 тысяч учреждений дополнительного образования. В Нижегородской области на сегодняшний день действует 504 учреждения дополнительного образования в 56-ти населенных пунктах [2].
Дополнительное образование имеет множество различных дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ. Данные программы могут быть разных направленностей: технической, социально-педагогической, физкультурно-оздоровительной, естественнонаучной, художественной, туристско-краеведческой (рисунок 1).
Социально-педагогическое (волонтерская работа, психология, социальная адаптация, проф. ориентация и т.д.)
Физкультурно -спортивное (биатлон, фигурное катание,
теннис, акробатика, мотоциклетный спорт т.д.)
Естественнонаучное Направление Туристско-краеведческое
(биология, медицина, 4- программы — (туризм и краеведение,
экология, математика, дополнительного туризм и экология,
физика, химия и т.д.) образования спортивный туризм и т.д.)
Художественное (изобразительное искусство, хореография, театральная деятельность, цирковое искусство т.д.)
Техническое (информационные технологии, картинг, начальное техническое моделирование т.д.)
Рис. 1. Направление и содержание программ дополнительного образования
Нижегородской области
В настоящее время я являюсь педагогом дополнительного образования. МБОУ ДО «Дом детского творчества» Сосновского района Нижегородской области. Для того, чтобы выявить приоритетные направления программ дополнительного образования для нашего учреждения на 2019-2020 учебный год, в конце мае 2109 учебного года был проведен социологический опрос детей и родителей в МБОУ СШ №1 и в МБОУ СШ №2. Необходимо было определить спрос на направления программ, которые стоит реализовывать в учреждении дополнительного образования. Результаты социологического опроса представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Приоритетные направления программ дополнительного образования
детей по мнению детей и родителей
Таким образом, можно увидеть, что в настоящее время приоритет отдается техническому, художественно-эстетическому, социально-педагогическому и спортивно-оздоровительному направлениям. Исходя из данного анализа был составлен учебный план работы на 2019-2010 год учреждения дополнительного образовании, в соответствии с чем педагогами было разработано множество новых образовательных (общеразвивающих) программ дополнительного образования по данным направлениям [5].
На базе МБОУ ДО «Дом детского творчества» Сосновского района Нижегородской области мной реализуются программы следующих направленностей: социально-педагогической, технической, физкультурно-оздоровительной. Особо актуальными программами являются технической и социально-педагогической направленности. В рамках социально-педагогической направленности мной реализуется программа волонтерской деятельности подростков [1; 8].
Волонтерская деятельность является важным компонентом в воспитании подростка. На занятиях подростки плотно общаются друг с другом и с педагогом, разрабатывая множество идей добрых дел. В рамках организации волонтерской деятельности в системе дополнительного образования, ребята безвозмездно оказывают помощь нуждающимся в ней людям, природе, животным и т.д., без расчета на денежное вознаграждение. Ребята организуют различные мероприятия, акции, фестивали, как на муниципальном, так и на региональном уровнях. Волонтеры - это, прежде всего, лидеры, поэтому задача педагога дополнительного образования, кроме организации добровольческой деятельности подростков, проводить на занятиях тренинги и упражнения, результатом которых у каждого ребенка должны вырабатываться лидерские качества [6].
Особое внимание в волонтерской деятельности в учреждениях дополнительного образования уделяется поощрению подростков за проделанную ими работу. В рамках программы волонтерской деятельности ребята реализуют множество социальных проектов и различных акций. В настоящее время, за эту работу подросткам стали добавлять баллы к ЕГЭ, стимулировать к поездкам в лагеря и санатории, а также предоставлять возможность участвовать в молодежных фестивалях в различных городах России. У каждого обучающегося волонтерского объединения имеется личная волонтерская книжка на портале «Добровольцы России», в которой отражаются их участие и вклад в социально-значимые дела. Это новшество является огромным плюсом для подростков [7].
Также, на сегодняшний день приоритет отдается программам технической направленности. В нашем учреждении реализуются следующие программы данной направленности: «Авиамоделист», «Компьютерная графика и дизайн», «Основы компьютерной грамотности». Но, я считаю, этого недостаточно. Так как общество не стоит на месте и постоянно развивается, образование также должно усовершенствоваться, в том числе и дополнительное. Например, в современном обществе идет активное
внедрение роботов в нашу жизнь. Одним из главных направлений научно-технического прогресса является робототехника. Спрос на данную программу очень велик, причем как со стороны детей, так и со стороны их родителей. Поэтому, приоритетными программами в дополнительном образовании являются такие программы технической направленности, как: «Робототехника» и «3Э моделирование».
Для внедрения программ «Робототехника» и «3Э моделирование» необходимы следующие условия:
1. педагогам дополнительного образования пройти курсы повышения квалификации по данной направленности;
2. в учреждениях дополнительного образования обновить материально-техническую базу для данной программы [4].
На сегодняшний день можно выделить основные проблемы дополнительного образования и возможные путях их решения:
1. Кадровые. В педагогических коллективах учреждений
дополнительного образовании большой процент людей
предпенсионного и пенсионного возраста, что тормозит процесс перехода на новый уровень обучения и воспитания. Система дополнительного образования нуждается в совершенствовании: необходимо обновление учебных программ, индивидуальной работы с одаренными детьми, введением практической направленности.
2. Образовательные. Существенным минусом системы дополнительного образование является то, что оно не имеет единых образовательных стандартов. Образовательные стандарты необходимо вводить с целью расширения спектра образовательных программ, внедрять программы по технической направленности, которые будут способствовать большему привлечению мальчиков в учреждения дополнительного образования.
3. Здоровье обучающихся. Некоторые проблемы со здоровьем обучающихся связаны с выполнением учебного плана в школах, так как в школах отсутствуют места для отдыха, ребята мало двигаются, тем самым происходит большая нагрузка на позвоночник и переутомление. Дополнительное образование может стать для учащихся школ релаксацией всего учебного процесса, восстановлением утраченных сил, смена деятельности и обстановки, тем самым необходимо взаимодействовать в этой системе [3].
В целом, потенциал системы дополнительного образования детей в настоящее время используется не в полной мере. Главными причинами этого являются: не обновленная учебная и материально-техническая базы учреждений дополнительного образования, недостаток программ дополнительного образования детей нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, а также минимальным финансированием учреждений дополнительного образования [10].
Концепция развития дополнительного образования на период с 2015 по 2020 год утвержденная правительством РФ выделяет дополнительное образование детей в отдельный приоритетный проект. В Концепции
дополнительного образования детей говорится о переходе на нормативно -подушевое финансирование в учреждениях дополнительного образования. Одним их главных направлений развития дополнительного образования служит применение персонифицированного финансирования. В учреждение обучающийся приходит с именным сертификатом и бесплатно занимается в любом объединении по желанию. Специфика системы дополнительного образования детей заключается в том, что каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях одновременно, менять их в течение учебного года. В этом состоит отличие и привлекательность для детей и родителей учреждение дополнительного образования от школы.
Приоритетным направлением в законе является инклюзивное образование. В рамках реализации Национальной технологической инициативы активнее осуществляется интеграция системы дополнительного и общего образования. Для охвата услугами дополнительного образования детей с ограниченными возможностями нужно внедрять в образовательный процесс учреждений дополнительного образования детей дистанционное дополнительное образовании.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что решение вышеперечисленных проблем является одной из линий перспективного развития системы дополнительного образования детей.
Литература
1. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Организация партнерских отношений в системе дополнительного образования детей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. №1(26). С. 85-86.
2. Дополнительное образование детей: инновации функции и перспективы: [Электронный ресурс]. URL: https://studentsnews.ru/ dopolnitelnoe-obrazovanie-detej-innovacii-funkcii-i-perspektivy-portal-sajt.html (дата обращения: 05.10.2019).
3. Иванченко В.Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей. М.: Феникс, 2016. 352 c.
4. Инновационная деятельность педагогов как направление методической работы учреждения дополнительного образования детей / Ж.В. Чайкина, Н.С. Быкова, Н.Ю. Дорогина, М.П. Рыжикова // Мир науки. 2018. Т. 6. №6. С. 75.
5. Организация партнерских отношений дополнительных образовательных услуг на примере взаимодействия образовательного учреждения с оздоровительным и культурным центрами / О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова, С.М. Маркова, Ж.В. Чайкина, М.Н. Булаева // Перспективы науки и образования. 2019. №3(39). С. 500-514.
6. Смирнова Ж.В. Партнерские отношения в дополнительном образовании: перспективы развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №1(35). С. 51-56.
7. Смирнова Ж.В., Емельянова А.М. Управление качеством дополнительного образования // Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции «Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования». Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2017. С. 45-47.
8. Смирнова Ж.В., Коняева Е.А., Саляева Е.Ю. Сетевое взаимодействие как фактор развития профессиональных качеств работников сферы сервиса Управление образованием: теория и практика. 2019. №2(34). С. 60-67.
9. Смирнова Ж.В., Черней О.Т. критерии эффективности партнерских отношений при предоставлении дополнительных образовательных услуг / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. №1(26). С. 251-253.
10. Штерингарц Е.М. Детский научный клуб. Организация развивающего обучения школьников в дополнительном образовании. М.: Авторский Клуб, 2015. 882 с.
Рыжикова Марина Павловна,
The Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, the Undergraduate student
Смирнова Жанна Венедиктовна,
The Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, the Associate professor of the Chair, Candidate of Pedagogics, Assistant professor, z.v.sm irnova@m in in un iver. ru
ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN MODERN CONDITIONS: CHALLENGES AND PROSPECTS
Annotation
The existing Russian system of additional education for children is endowed with a unique potential for the development of different abilities of students. Possessing openness, mobility and flexibility, additional education of children can quickly and clearly respond to the educational request of the family, create a stable culturelike development environment, and also develop a conscious civic position. The maximum use of technologies of a personality-oriented approach contributes to the significant demand for additional education in the whole diversity of its areas. Keywords:
supplementary education system for children; institutions of supplementary education; the House of children's creativity; supplementary education programs; volunteer activities; robotics.