Научная статья на тему 'Дополнительная подготовка в области религиоведения в рамках социально-педагогического колледжа'

Дополнительная подготовка в области религиоведения в рамках социально-педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительная подготовка в области религиоведения в рамках социально-педагогического колледжа»

вития русской цивилизации».

Вопрос о логической структуре курса будет рассмотрен в следующем

номере журнала.

Примечания

1. См.: Проект Россия. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2006, с. 212.

2. Вспомним В.И. Ленина, утверждавшего в «Материализме и эмпириокритицизме» принцип партийности как важнейший принцип философии и сегодня, и две тысячи лет назад. См.: Ленин В.И. ПСС, т. 18, с. 380.

3. Пагубность и лживость потребительской модели мы видим в удручающей статистике суицидов. К 2003 г. Россия вышла на позорное первое место в мире по числу самоубийств среди молодежи.

4. Цит. по газете «Московские новости» от 14.12.2007 г.

5. Нигилизм как философию и психологию глобализма убедительно обосновал и раскрыл А.С. Панарин. См. : Панарин А.С. Искушение глобализмом. - М. : Алгоритм, 2000.

6. Мне вот крайне обидно и непонятно (хотя все, конечно, предельно ясно), почему мы не производим такой ерунды, как сотовые телефоны? Китай в 2008 г. намерен наштамповать в количестве 500 млн. штук.

Г. И. Хвостова A.B. Блинникова

дополнительная подготовка в области религиоведения в рамках социальнопедагогического колледжа1

Радикальные социально-политические преобразования в России конца ХХ-начала XXI века привели к активизации религии, усилению ее влияния на различные стороны общественной жизни, в том числе и на сферу образования. Проникновение религии в школу, которая до недавнего времени была предельно секуляризированной, обострило проблему «об-

разование и религия», которая не первый год вызывает в обществе жаркие и не всегда конструктивные споры. Решение данной проблемы находится не столько в образовательной сфере, сколько в социальном, политическом, историческом и других контекстах жизни российского социума. Тем не менее, необходима разработка и экспериментальное внедрение новой дифференцированной стратегии образования с учетом сложившихся исторических реалий и социальной практики.

27 ноября 2006 г. распоряжением губернатора Иркутской области образован «Межведомственный Проблемный Совет по социально-духовному образованию школьников и студентов Иркутской области», главная цель деятельности Совета - содействие становлению институтов гражданского общества на территории региона, развитие духовного и творческого потенциала учащихся общеобразовательных школ и студентов колледжей и вузов Иркутской области.

По нашему мнению, главной тенденцией в развитии учреждений среднего педагогического образования является развитие их многофункциональности. Проект дополнительной подготовки «Религиоведение» не является конечной точкой, выпускники колледжа имеют возможность получить высшее образование в Иркутском государственном университете. Идея непрерывного (пожизненного) образования, бывшая некогда привлекательной гипотезой о том, как лучше построить эффективный образовательный процесс, уже тем или иным образом получает воплощение в практической жизни общества, а предлагаемая схема социально-педагогического образования как нельзя лучше вписывается в тенденцию непрерывности образования.

В ряде концептуальных документов, определяющих принципиальные позиции и направления развития российского образования, таких как «Национальная доктрина образования», «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», «Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России до 2010 г.» задача построения системы непрерывного образования рассматривается как общественная необходимость. Она обусловлена объективными процессами, происходящими в нашем обществе в последнее десятилетие и обозначившими устойчивые тенденции повышения требований к человеку как субъекту самых различных видов социальной деятельности, сокращением сроков морального устаревания некогда приобретенной профессии. Под непрерывным образованием в данном случае понимается «пожизненное развитие социальных адаптивных и креативных возможностей человека посредством освоения новых профессиональных или иных навыков и знаний с целью более полной самореализации и социальной интеграции»2.

Схема 2. Уровни подготовки в области непрерывного образования

на базе полного об- на базе среднего профессио-

щего образования нального обра-

зования

получение СПО - курсы повы-

основного предмет- Высшее об-

ного образования + ■=> разование по специальности ■=> шения квалификации по

дополнительная под- «Религиоведе- направлению «Религиоведе- ние»

готовка «Религиове- ние»

дение»

Как отмечает Л.А. Зеленов, демографическую подсистему любого муниципального образования или города составляет население, «социальный субстрат»3 городской жизни (от лат. substratum - основа, основание, носитель)4. Он является носителем таких важных характеристик, как: потребности (интересы, ориентации, позиции); способности (ресурсы, резервы, кадровый потенциал, профессиональная структура); деятельность (функции людей в системе города); социальные отношения горожан во всех их видах; социальные институты (учреждения, организации, партии, заведения, предприятия). Социальный субстрат города является основным «заказчиком» системы социально-педагогического образования на муниципальной территории, а вышеперечисленные его качественные характеристики могут считаться основными детерминантами проектирования муниципального образовательного комплекса.

Потребности - это побудительные силы человека, они являются источником, движущей силой функционирования и развития индивидов и общностей, это противоречие между фактическим и необходимым состоянием человека. Потребности объективны, т. е. возникают, существуют независимо от сознания людей, хотя могут отражаться, осознаваться в разных субъективных формах5.

Согласно Л.А. Зеленову, эта категория тесно связана с категорией спроса, между ними устанавливаются четыре варианта отношений: есть потребность - есть спрос; нет потребности - нет спроса; есть потребность

- нет спроса (неосознанная потребность); нет потребности - есть спрос (престижное потребление). Потребности обычно отражают структуру и

меру нуждаемости потребителей образования в различных видах и формах образовательной деятельности. Образовательные потребности возникают по мере изменения социально-экономических условий жизни и выражаются в образовательных услугах, предлагаемых населению для приобретения определенных знаний и умений, для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей по мере формирования социального заказа, адресованного системе образования6.

В свою очередь способность - это деятельная сила человека, обусловленная как его биопсихологическим субстратом, так и социокультурным субстратом общества; это социально заданная (культурой общества) возможность создания на биопсихологическом субстрате человека функциональных систем (умений) для определенной деятельности. Способностью ко всем видам деятельности обладает каждый человек как единичный носитель общечеловеческой родовой меры. Все дело заключается в эффективности процесса социализации личности. Способность человека связана с его потребностью в их общей ориентации на деятельность. Если потребность выражает установку на деятельность («хочу»), то способность

- готовность к деятельности («могу»). Готовность к деятельности дифференцируется на информационную («знаю») и операционную («умею»). В конечном счете, деятельность человека оказывается обусловленной тремя субъектными слагаемыми: «хочу + знаю + умею»7.

На этой основе возможен дифференцированный, индивидуальный подход в педагогическом процессе.

В результате деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, возникают новые потребности (и происходит их возвышение), они становятся богаче, расширяется их сфера, увеличивается удельный вес интеллектуальных потребностей и т. д. Посредством создания на территории субрегиона (муниципального образования) многоуровневого образовательного комплекса, ядром которого станет колледж социально-педагогических наук, мы развиваем потребности вышеуказанного социального субстрата. Рост потребностей, включая потребность муниципального сообщества в образовании, и их возвышение являются той двигательной силой, которая приводит к необходимости минимизации затрат общественного труда на их удовлетворение. Таким образом, связь понятия «экономическая эффективность» с понятием «потребность» не только позволяет дать наиболее полное и широкое определение первого понятия, но и проливает свет на механизм самого процесса повышения экономической эффективности общественной деятельности (который действительно имеет «потребностную», а не «производительную» природу, как часто подчеркивается в экономической литературе). В нашем случае социальная эффективность деятельности образовательных комплексов дополнена их экономической эффективностью, которая не допускает роста ежегодных бюджетных ассигнований на обра-

зовательный процесс8.

Под социальным институтом мы понимаем устойчивую форму организации социальной жизни, рутинного регулирования общественных отношений, охватывающую все сферы жизни и существующую для удовлетворения каких-либо общественных потребностей, реализация которых невозможна без совместной деятельности людей. Образование может быть определено как социальный институт, реализующий в процессе взаимодействия социальных общностей функции социализации, развития личности и общественных (экономических, социальных, политических и иных) структур через механизм рутинного удержания инновационных результатов9. Образование может быть определено как социальный институт, реализующий в процессе взаимодействия социальных общностей функции социализации, развития личности и общественных (экономических, социальных, политических и иных) структур.

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО «РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ»

Тема: педагогический эксперимент «Дополнительная подготовка «Религиоведение».

Сроки реализации: 2008-2013 гг.

База: Иркутский государственный педагогический колледж № 1 (директор - д. ф. н. Колесников В.А.).

Для нас является важным выяснить действительные возможности разрабатываемого проекта; его возможности в сфере личностной специфики и профессионализации; определить условия необходимости и возможность внедрения различных вариантов (уровней) подготовки религиоведов; выявить тенденции развития, сопоставить прогностические ожидания и конкретные результаты, определить перспективы возможной работы.

Объектом педагогического эксперимента является процесс обучения в ИГПК № 1.

Предмет исследования - содержание профессиональной образовательной программы дополнительной подготовки «Религиоведение». Цель педагогического эксперимента - разработать и апробировать в педагогическом процессе колледжа профессиональную образовательную программу дополнительной подготовки «Религиоведение», позволяющую обеспечить в субрегионе:

• систему непрерывного многопрофильного и многопрофессионального образования;

• успешную социализацию выпускников;

• структуру управления на принципиально новой системнопрограммной основе;

• профессионализацию будущих педагогов на основе развитой мотивации социально-педагогической деятельности.

В соответствии с целью в ходе реализации проекта мы предполагаем решение следующих задач:

• Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров;

• Разработка квалификационной характеристики выпускника по дополнительной подготовке «Религиоведение»;

• Разработка содержательного компонента учебного процесса;

• Разработка процессуального компонента учебного процесса;

• Определение критериев эффективности реализации созданной модели, проведение мониторинга качества подготовки учащихся, студентов и специалистов;

• Изменение содержания образования вводом в образовательный процесс прогностических вариантов, представлений и теоретических обоснований;

• Создание организационных, методологических, педагогических, методических условий развития колледжа как муниципального образовательного комплекса социально-образовательной направленности;

• Обобщение опыта работы и представление его на научнопрактических конференциях, в системе повышения квалификации, в публикациях на региональном и российском уровнях.

Гипотеза - студенты получают качественную дополнительную подготовку в области религиоведения, если в основе заложена комплексная профессиональная образовательная программа и образовательный процесс полностью ресурснообеспечен.

В случае реализации модели достигается следующее:

• повысится качество подготовки будущих учителей, уровень их профессиональной мобильности, конкурентоспособности, готовности к самостоятельному освоению новых профессиональных знаний;

• более качественно реализуется государственно-общественный заказ на удовлетворение образовательных потребностей населения субрегиона, возможность варьирования образовательных услуг в соответствии с требованиями потребителей;

• реализуются возможности социального партнерства разных социальных институтов (по государственной принадлежности, роду деятельности, сферы действия и влияния), находящихся в едином

образовательном пространстве;

• результаты учебной, научной социально-формирующей деятельности станут более высокими, что позволит снизить уровень напряженности в социальной и социально-экономической среде;

• осуществится преодоление так называемой «интеллектуальной бедности» сельского учительства; за счет расширения профессиональных знаний осуществится социальная защита, а в будущем это может явиться условием социального строительства на территории в соответствии с Законом «Об общих принципах местного самоуправления»;

• рост профессионализма педагогического коллектива позволит педагогически грамотно интерпретировать социальный заказ общества на построение системы образования, позволяющей играть роль фактора устойчивого развития субрегиона, реализовывать широкий спектр социальных программ, формальных и неформальных связей, партнерских взаимоотношений.

Значимость эксперимента для развития системы среднего педагогического образования состоит в том, что наметившаяся в настоящее время демографическая тенденция снижения рождаемости (и как следствие, сокращение рабочих мест воспитателей и учителей), выход в свет Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»10, а также процесс вхождения Российской Федерации в Болонский процесс требуют перестройки системы среднего педагогического образования. Нами предполагается, что педагогические колледжи постепенно преобразуются, совместив «внутреннюю» педагогику с социальной педагогикой они могут превратиться в самодостаточные территориальные единицы - колледжи социально-педагогических наук.

Базовый учебный модуль дополнительной подготовки «Религиоведение» содержит следующий перечень дисциплин:

• Основы религиоведения.

• Теология.

• Нравственность и религия.

• Диалог мировоззрений: наука и религия.

• Государственно-конфессиональные отношения в России: история и современность.

• Искусство и религия.

• История и теория атеизма.

• История православия в России.

• Международная политика и религия.

• Современные тоталитарные объединения.

ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Научно-методологической основой экспериментальной работы являются:

• Исследования в области философии образования (М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, И.В. Захаров, В.П. Зинченко, Г.Л. Ильин, В.В. Краевский, Н.С. Ладыжец, Е.С. Ляхо-вич, Н.Н. Пахомов, В.М. Розин, И.С. Розов, Л.В. Хазова, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.);

• Социологический аспект изучения образования (С.С. Батенин, И.С. Вейланд, Б.С. Гершунский, Г.С. Зборовский, В.А. Дмитриен-ко, Дж. Боткин, Л.Н. Коган, Ф.Г. Кумбс, Н.С. Розов, В.Н. Турченко и др.);

• Социологическаятеорияорганизации(А.И.Егоров,А.И.Пригожин, В.Н. Семенов, Е.Р. Смирнова, В.И. Франчук и др.);

• Исследования в области экологизации образования (Ю.Ю. Галкин, С.Н. Глазичев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Н. Мамедов, Е.В. Никанорова, А.Д. Урсул и др.);

• Идеи гуманизации образования (М.Н. Берулава, И.А. Зимняя, Б.Г. Лихачев, Н.Д. Никандров и др.);

• Современные исследования в области фундаментализации образования (В.А. Балханов, В.А. Колесников, А.Д. Суханов, Л.В. Хазова, Е.Л. Цапко и др.);

• Исследования в области проектирования образовательных систем (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова, В.А. Колесников, А.К. Костин, В.М. Петровичев, Г.К. Селевко, В.И. Слободчиков, Л.В. Хазова и др.).

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ эКСПЕРИМЕНТА

• Расширение сферы деятельностной подготовки студента, в которую наряду с видами деятельности ГОС СПО педагогических специальностей, входят организационно-управленческая и информационно-аналитическая.

• Предоставление расширенного спектра образовательных услуг за счет реализации программ учебных курсов в области менеджмента или иного социального образования, совмещение «внутренней» и социальной педагогики.

• Создание в регионе системы непрерывного профессионального образования.

• Использование активных образовательных технологий, обеспечи-

вающих личностную специфику учебно-воспитательной работы со студентами.

• Реализация профессионального роста педагогов-специалистов, обеспечивающих дополнительную профессиональную подготовку студентов (профессиональное образование, курсы повышения квалификации, подготовка и защита диссертационных исследований).

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

• исследование мотивации для получения дополнительного профессионального образования (социального образования);

• исследование результатов личностного развития на основе анализа уровня сформированности дополнительных видов деятельности;

• создание системы мониторинга качества подготовки специалистов (анкетирование, тестирование, срезы знаний и т. д.);

• исследование уровня овладения выпускниками содержанием профессиональной образовательной программы дополнительной подготовки «Религиоведение»;

• презентация учебных программ, учебно-методических комплексов, учебных пособий, учебников, подготовленных участниками экспериментальной работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• анализ динамики развития кадрового потенциала;

• участие преподавателей в областных и региональных научнопрактических конференциях с представлением опыта работы.

МЕТОДы ИССЛЕДОВАНИЯ

Среди теоретических методов наиболее значимые для исследования:

• анализ отечественного и зарубежного опыта инновационной педагогической деятельности;

• обобщение результатов экспериментальной работы на разных этапах;

• моделирование нового образовательного пространства.

Эмпирические методы:

• изучение мнения преподавателей, студентов о предстоящей экспериментальной работе (анкетирование, тестирование);

• изучение профессиональной готовности преподавателей к экспериментальной работе (метод экспертных оценок);

• пилотажное исследование возможностей реализации проекта на

разных его уровнях на базе ИГПК № 1;

• изучение профессиональных интересов и намерений обучающихся;

• педагогический эксперимент по реализации содержания дополнительной подготовки.

НЕОБхОДИМыЕ уСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Главное условие успешной реализации проекта дополнительной

подготовки «Религиоведение» - устойчивое развитие ИГПК № 1; в

перспективе - как колледжа социально-педагогических наук.

Нормативно-правовые:

• получение документов для реализации эксперимента по доп. подготовке (разрешение Минобразования, лицензирование);

• разработка и утверждение программы педагогического эксперимента по дополнительной подготовке «Религиоведение».

Мотивационно-информационные:

• разработка и введение механизма стимулирования участников эксперимента;

• обеспечение участников эксперимента необходимой информацией, документами и материалами. Информирование абитуриентов о наличии доп. подготовки.

Организационно-правовые:

• заключение договоров о взаимодействии с образовательными учреждениями сферы сотрудничества;

• создание внутри педколледжа творческого объединения по направлению экспериментальной работы.

Научно-методические:

• Разработка квалификационной характеристики выпускника по дополнительной подготовке «Религиоведение»;

• Создание программно-методического и учебно-методического обеспечения;

• Разработка программы промежуточной аттестации: Итоговый экзамен по дополнительной подготовке «Религиоведение»;

• Создание системы мониторинга качества подготовки специалиста;

• Определение критериев успешности реализации профессиональной образовательной программы доп. подготовки;

• Обобщение опыта работы по дополнительной подготовке «Религиоведение» на базе педколледжа и представление его на научнопрактических конференциях, в системе повышения квалификации, в публикациях на региональном и российском уровнях;

• Создание нормативно-правовой основы, организационной структуры и научно-методического сопровождения развития колледжа в качестве колледжа социально-педагогического.

Кадровые:

• Привлечение кадров вузов для координации методологической, научной, методической, образовательной функций учебного процесса;

• Повышение квалификации кадров в аспекте освоения современных информационных и педагогических технологии; разработка диссертационных исследований.

ЭТАПЫ И ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

№ № Содержание мероприятий Планируемый результат

I. Теоретический этап (2008-2009)

1 Создание и организация работы творческой группы, «интеллектуального ядра» по теме эксперимента. Изучение психологопедагогической, философской, социологической, социально-психологической литературы по теме эксперимента. Изучение материалов педагогического опыта в области менеджмента в образовании.

2 Подготовка пакета документов по эксперименту для открытия экспериментальной площадки. Открытие экспериментальной площадки.

3 Повышение профессиональной квалификации педагогов-специалистов, обеспечивающих реализацию программы эксперимента. Дипломы, сертификаты, удостоверения.

4 Анализ состояния ресурсного и материально-технического обеспечения педколледжа.

№ № Содержание мероприятий Планируемый результат

II. 0рганизационно-проектировочный(2009-2012)

1 Разработка модуля учебного плана по дополнительной подготовке. Наличие модуля.

2 Разработка квалификационной характеристики выпускника по дополнительной подготовке. Квалификационная характеристика.

3 Разработка программнометодического обеспечения с учетом гуманизации, гуманитаризации и фундаментализа-ции педагогической подготовки. Примерные рабочие программы, программы срезов, промежуточной аттестации, СРС, Итоговой аттестации студентов. Программы практического обучения.

4 Создание системы мониторинга качества подготовки специалиста. Разработка и использование оценочных методик (анкеты, тесты, программы текущего, промежуточного и итогового контроля).

5 Заключение договоров о сотрудничестве педагогического колледжа с ИГУ. Создание нормативноправовых механизмов сотрудничества средней и высшей профессиональной школы. Разработка нормативноправовой документации. Модель сотрудничества.

6 Принятие управленческих решений по утверждению сроков обучения, состава и контингента обучающихся, условий их поступления. Заседания кафедры, педагогические советы, административные планерки.

III. Основной — внедренческий(2009-2012)

1 Обеспечение библиотеки колледжа научной и учебнометодической литературой

№ № Содержание мероприятий Планируемый результат

2 Реализация учебного процесса по модулю дополнительной подготовки. Апробация учебных программ, научнометодического сопровождения учебных дисциплин дополнительной подготовки. Анализ и корректировка рабочих программ, программ срезов, промежуточной аттестации, СРС, Итоговой аттестации студентов, программ практического обучения.

3 Создание учебнометодического обеспечения дополнительной подготовки, научно-методическое обеспечение направления в целом. Методические разработки, учебные пособия в печатном и электронном виде.

4 Поиск оптимальных способов и методов подготовки специалистов. Эффективное использование материально-технической базы образовательного учреждения.

5 Доработка квалификационной характеристики выпускника по дополнительной подготовке. Квалификационная характеристика.

6 Доработка модуля учебного плана дополнительной подготовки. Учебный план.

7 Внедрение средств научноинформационных технологий в образовательный процесс. Компьютеризация и информатизация образовательного процесса. Электронные учебные пособия. Наполнение локальной сети колледжа, Ресурсного центра (РЦ).

IV Итоговый (2013)

1 Оформление окончательных вариантов всей программнометодической документации по дополнительной подготовке. Наличие материалов, печатная продукция.

№ № Содержание мероприятий Планируемый результат

2 Мониторинг и анализ эффективности экспериментальной деятельности по созданию на базе педагогического колледжа дополнительной подготовки. Экспертиза эффективности экспериментальной деятельности.

3 Теоретическое обобщение опыта и рефлексивный анализ теоретических оснований эксперимента и реально осуществляемой модели. Обобщение опыта работы и представление его на научнопрактических конференциях, в системе повышения квалификации, в публикациях на региональном и российском уровнях. Оформление и защита диссертационных исследований.

4 Рекомендации по использованию методик для внедрения полученного опыта. Трансляция опыта. Внедрение дополнительной подготовки, возможно, и других уровней образования в области менеджмента в других учреждения системы СПО.

405

Государственное образовательное учреждение ср еден го профессионального образования "Иркутский государственный педагогический колледж №1 УТВЕРЖДАЮ МОДУЛЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА

дополнительной подготовки "РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ"

Директор________________________В.А. Колесников

_________________________________________________________ 1, ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА_______

Индекс Наименование дисциплины Предметно- I цикловая группа | Расп эеделе е место ие по м Курсовые проекты (работы) Макс уч нагрузка Само стоят уч нагрузка студентов Обязательные учебные занятия, ч Распределение обязательных учебных занятий по курсам и семестрам

Экзаменов Зачетов Контрольных работ Всего В том числе 2 курс 3 курс 4 курс

Занятия на урок Лаб работа. Практ занятия ППРХ семестр семестр семестр

3 4 5 6 7 8

16 22 16 22 16 12

недель недель недель недель недель недель

л пр ппрх л пр ппрх л пр ппрх л пр ппрх л пр ппрх л пр ппрх

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

ДДП Дисциплины дополнительной подготовки

ДДП1 Религиоведение 3 3 4 1 703 143 560 340 220 0 2 1 0 4 5 0 3 1 0 4 1 0 2 0 0 3 2 0

ДДП 01 Основы религиоведения 5 3 60 12 48 32 16 0 2 1

ДДП 02 Теология 5 3 54 10 44 22 22 0 1 1

ДДП 03 Нравственность и религия 5 4 81 15 66 44 22 0 2 1

ДДП 04 Диалог мировоззрений: наука и религия 5 6 5 122 30 92 32 60 0 2 2 1

ДДП 05 Г осударственно-конфессиональные отношения в России: история и современность 5 6 6 81 15 66 44 22 0 2 1

ДДП 06 Искусство и религия 5 6 55 11 44 22 22 0 1 1

ДДП 07 История и теория атеизма 5 7 44 12 32 32 0 0 2

ДДП 08 История православной культуры в России 5 7 72 12 60 60 0 0 1 2

ДДП 09 Международная политика и религия 8 74 14 60 36 24 0 3 2

ДДП 10 Современные тоталитарные объединения 8 60 12 48 24 24 0 2 2

0 0 0 0 0

ВСЕГО (ДДП 1) 703 143 560 340 220

изуч дисциплин 2 и 1 3 2 2

курсов проектов 0 0 0 1 0 0

Экзаменов 1 0 0 1 1 0

Зачетов 1 0 0 1 1 1

контрольных раоот и 1 1 1 и 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. ПОЯСНЕНИЕ К МОДУЛЮ УЧЕБНОГО ПЛАНА

2.1. Модуль разработан в соотвествии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, рабочим учебным планом ГОС С ПО "Иркутский государственный педагогический колледж №1", ГОС В ПО специальности "Религиоведение".

2.2. Объем часов (560 ч) реализуется за счет часов регионального компонента (ТО.Р 160 ч), дисциплин выбора блока предметной подготовки (ДПП,ДВ 151 ч) и 10 % объема часов теоретического обучения (ТО.Ф).

2.3.0бучение по дополнительной подготовке проводится в форме лекций, семинаров, колоквиумов, самостоятельной работы.

2.4. Занятия по дисциплинам дополнительной подготовки проводятся с делением на подгруппы с наполняемостью не менее 8 человек.

2.5. Формы итогового контроля, которыми являются экзамен, зачет или контрольная работа, определены учебным планом.

Форму проведения экзаменов, зачетов, контрольных работ определяет дисциплинарная (цикловая) комиссия.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе Председатель дисциплинарной (цикловой) комиссии

Г.И. Хвостова

А. И. Карцева

Политология. Религиоведение

Примечания

1. Проект был предложен педагогическому сообществу на Областной научно-

практической конференции: «Методология и методика преподавания социальных дисциплин в средних учебных заведениях». Иркутск (24 марта 2008 г.)

Ключарев Г., Огарев Е., Непрерывное образование в условиях трансформации. - М.: ООО «Франтэра», 2002. - 108 с. - с. 54.

2. Зеленов Л.А. Социология города. М., 2002. с. 39.

3. Кобылянский В.А. Субстрат общества и его границы // Философия социоэкологии: проблемы общей теории взаимодействия природы и общества. - Новосибирск, 2004. - 318 с.

4. Зеленов Л.А. Там же: с. 43.

5. Колесников В.А. Муниципальные образовательные комплексы как основной элемент образовательного округа классического университета// Байкальский педагогический и психологический журнал. - № 1. -2003.

6. Зеленов Л.А. Там же: с. 44.

7. Абрамов Ю.Ф., Колесников В.А., Костин А.К. Муниципальный образовательный комплекс как фактор организации территориального образовательного процесса. Социально-экономические очерки. - Иркутск, 2002. - с. 34-35.

8. Абрамов Ю.Ф., Журавлева И.А., Кравченко Т.В. Региональные образовательные системы как социальный институт: организация и управление развитием. Социолого-экономический аспект. - Иркутск, 2002. - с. 18.

9. Федеральный Закон от 6 ноября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 08.10.2003. - № 202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.