Научная статья на тему 'Донские верфи и рождение русского флота на Черном море (1768-1774 гг. )'

Донские верфи и рождение русского флота на Черном море (1768-1774 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
804
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лебедев А. А.

Статья посвящена истории восстановления и деятельности Донских верфей во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. На основе архивных данных исследован корабельный состав флотилии в годы войны и исправлены существующие в отечественной историографии неточности по этому вопросу. Рассмотрена и проанализирована попытка Петербурга в 1769-1771 гг. превратить флотилию А. Н. Сенявина в линейный флот, которая несмотря на неудачу привела к оформлению решения о его создании после войны. В статье разбираются малоизученные вопросы обеспечения деятельности верфей материалами и припасами, а также представлены данные о финансировании судостроения для флотилии. Таким образом, статья позволяет представить, каким образом создавалась в 1768-1774 гг. Азовская флотилия, сумевшая выполнить большинство функций флота в данной войне и положившая начало русским морским силам на Черном море.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Don dockyards and the emergence of the Russian fleet in the Black sea

This article is devoted to the restoration and activity of the dockyards in Voronezh, Pavlovsk, Novokhopersk, Tavrov. It deals with the history of designing and building ships of new kind, frigates, boats, praams and galiots. Besides, the issue of the number of ship staff of the Azov flotilla which had by 1774 11 ships of a new kind, 4 frigates, 7 boats, 5 praams and 4 galiots is paid special attention. A new approach to the problem of creating the Russian fleet in the Black sea is employed. This research is based on new documents. The article also considers the problems of providing the Azov flotilla with supplies and timber.

Текст научной работы на тему «Донские верфи и рождение русского флота на Черном море (1768-1774 гг. )»

А. А. Лебедев

ДОНСКИЕ ВЕРФИ И РОЖДЕНИЕ РУССКОГО ФЛОТА НА ЧЕРНОМ МОРЕ (1768-1774 гг.)

Рождение русского Черноморского флота традиционно принято связывать с событиями 1783 г. и деятельностью Херсонской верфи. Однако фактически основой Черноморского флота послужила Азовская флотилия А. Н. Сенявина, которая сыграла значимую роль в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и открыла историю создания корабельных соединений и баз, а также положила начало эпохе блестящих побед России на Черном море. Кроме того, именно в эти годы на Дону были предприняты первые попытки создания линейных кораблей. Тем не менее проблема создания Черноморского флота остается малоизученной. Попыткой восстановления исторической справедливости и освещения роли донских верфей в рождении русского флота на Черном море в 1768-1774 г. и является данная статья.

После начала в сентябре 1768 г. русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Екатерина II сразу приступила к созданию морской базы на Дону и Азовском море. Уже 7 ноября 1768 г. она повелела контр-адмиралу А.Н. Сенявину провести в Адмиралтейств-коллегии совет по организации Донской экспедиции, а 9 ноября своим указом официально поручила Сенявину командование ею (эта экспедиция и стала Азовской флотилией). Так 9 ноября стало днем рождения Азовской флотилии (а поскольку данная флотилия положила начало первому этапу в истории русского Черноморского флота, то фактически эта дата является и днем рождения Черноморского флота). Первой задачей создаваемой флотилии стало содействие войскам в занятии Азова и Крыма. Между тем, создавать Азовскую флотилию предстояло в очень сложных условиях: у России в то время не было на южных морях ни кораблей, ни баз, ни верфей, ни даже собственно выхода к этим морям. Имелись лишь полуразрушенные Тавровская, Павловская и Икорецкая верфи на Дону и его притоках, да 5 недостроенных с 1739 г. 44-пушечных прамов на Икорец-кой верфи. Кроме того, мелководность Дона и особенно его дельты, как вполне обоснованно считалось в 1768 г., не позволяла строить здесь сколько-нибудь крупные суда, а только с лодками и палубными ботами воевать на море было бессмысленно.

18 ноября 1768 г. Екатерина II подписала два важнейших указа: первым она повелевала закончить 5 прамов и построить к ним неодходимое число мелких судов, а также 60 военных лодок, вторым—разработать тип судов, годных для действия на море1. Кроме того, высочайшим указом от 18 ноября «в Тавров и тамошние адмиралтейства» направлялся генерал-кригс-комиссар И. М. Селиванов «для приготовления там лесов и к строению судов разной величины и для возобновления, как нужных магазинов, так и прочих потребных строений». Немного позднее, 7 января 1769 г., он был подчинен командующему флотилией А. Н. Сенявину, в результате чего в руках последнего оказалось сосредоточено руководство деятельностью флотилии и ее строительством2. Именно эти указы положили начало восстановлению донских верфей и разработке конструкций судов, которые можно было строить в местных условиях и которые могли бы вести боевые действия на море.

© А. А. Лебедев, 2008

Вопрос о том, какими судами флотилия А. Н. Сенявина будет вести боевые действия на море, был очень непростым. Вначале Адмиралтейств-коллегия рассмотрела следующие варианты судостроительных программ для флотилии. Первая программа предусматривала план сооружения десяти 24- и 30-пушечных фрегатов, двух бомбардирских кораблей, а также десяти 18- и десяти 16-баночных галер. Вторая — постройку двадцати 16- и 12-баночных галер (по 10 каждого вида), 5 бригантин, 5 палубных ботов и соответствующего числа мелких судов3. Но в итоге оба эти варианта были отклонены из-за сложных гидрографических условий Дона, его дельты с баром и Таганрогского залива, однако они важны как свидетельство об изначально больших планах Петербурга относительно создававшейся морской силы.

Тип кораблей, которые могли бы действовать на море, в конце 1768 г. все же был найден. Г. А. Спиридов, А. Н. Сенявин и корабельные мастера И. И. Афанасьев, И. Ямес и В. Селянинов предложили проект «новоизобретенных» кораблей 4-х родов, который был одобрен Екатериной II в январе 1769 г. (на постройку 12 таких судов она выделила 100 ООО руб.). Этот проект решит сложнейшую задачу создания кораблей для успешных действий на Азовском море, отвечавших двум требованиям, вытекавшим из опыта русско-турецкой войны 1735-1739 гг.: минимальная осадка при максимально сильном артиллерийском вооружении. Самим же «новоизобретенным» кораблям было суждено стать первыми кораблями русского флота на Азовском и Черном морях.

В январе 1769 г. началось восстановление Тавровской и Икорецкой верфей. О том, с чего предстояло начинать создание морской силы России на Дону, свидетельствует рапорт в Адмиралтейств-коллегию генерал-кригс-комиссара И. М. Селиванова, которому было поручено руководство восстановлением верфей и судостроением. Прибыв на Дон в конце декабря 1768 г., он писал: «по осмотру ж моем оказалось 1-е, что заложенные на Икорецкой пристани двухдешные пять прамов в принципиальных и наборных деревьях повреждения не имеют кроме, что в одном праме одна закройная доска оказалась с гнилью и по причине долговременного стояния их на стапеле как уже лежащие под ними нижние блоки сгнили, а к тому и сделанная на них кровля подпорами утверждена была на самих прамах и потому в некоторых местах имеют малый перегиб, и от летних жаров обшивные доски, коих хотя и весьма мало было наложено во многих местах с нагилей от набору оттянуло, 2-е, из заготовленных прежде лесов и разобранных четырех полупрамов коими наполнены два сарая, состоящие внутри верфи...оказалось из сосновых довольно годных, а сверх того и вне адмиралтейства леса покладены в сараях, а доски в кучах без покрытий и хотя из сих последних и находится много не годных, однако надеяться можно, что предписанные пять прамов достроиться смогут старого заготовления лесами, а остальные могут употребиться по рассмотрению и на прочее строение... 4-е, что же принадлежит до береговых в тех двух адмиралтействах (в Таврове и на Икорце.—А. Л.) строений, то оных в Икорце только три малые связи да и те без полов, потолков и покрышек, а оттого и стены погнили, магазинов же и совсем нет, а припасы содержатся в сараях весьма ветхих: в Таврове одна только изба, покрытая соломой в которой я должен жить, а прочие чины и нижние служители расставлены к обывателям, магазинов же и совсем нет (кроме каменных мастерских, которые без покрышки и требуют немалых починок)»4. В таких условиях начались работы по восстановлению верфей и одновременно по постройке суцов.

К середине августа 1769 г. в Таврове были построены 30 военных лодок, 12 шлюпок, 5 баркасов и 11 ялботов, а на Икорце—достроены 5 прамов («Гектор», «Парис», «Лефеб», «Елень» и «Троил») и построены дубель-шлюпка, палубный бот и 28 военных лодок5. (Таким образом, была выполнена первая т. н. «оборонительная» программа). Однако разработка проекта «новоизобретенных» кораблей и выявившиеся серьезные

недостатки Икорецкой верфи (малая ширина реки) привели к поиску места для новой верфи и началу воссоздания Новопавловской верфи в июне 1769 г. В итоге в сентябре 1769—мае 1770 г.: 6 «новоизобретенных» кораблей были построены на Новопавловской верфи (корабль 1-го рода «Хотин», корабли 2-го рода «Азов», «Таганрог», «Новопав-ловск», «Корон» и «Журжа»), а еще 6—на Икорецкой (корабли 2-го рода «Модон» и «Морея», малые бомбардирские корабли «Первый» и «Второй», большой бомбардирский корабль «Яссы», транспорт «Бухарест»). На Икорецкой верфи были также построены дноуглубительная машина и 2 камели. Гребные суда для «новоизобретенных» кораблей были построены на Тавровской верфи к сентябрю 1769 г. Трудность проводки судов с Тавровской и Икорецкой верфей в связи с большим мелководьем Дона в этом районе привела к закрытию в декабре 1769 г. первой верфи и в мае 1770 г.—второй.

Необходимо отметить, что в начале 1769 г. Адмиралтейств-коллегией планировалась постройка галер (25-, 20- и 19-баночных) и каиков. В июне 1769 г. за строительство галер высказался и А. Н. Сенявин, указав, что без их поддержки будет невозможно ни спокойно вооружить «новоизобретенные» корабли, ни захватить господство на Азовском море6. Однако они так и не были построены: не было ни людей, ни времени. К тому же осенью 1769 г. изменилась и обстановка: «новоизобретенные» корабли должны были вооружаться в Таганроге, а галеры не могли значительно усилить флотилию.

Правительство в 1769 г. гораздо больше интересовал вопрос усиления флотилии (причем речь фактически шла о возможности превращения ее в линейный флот и о постройке на Дону линейных кораблей). Весной 1769 г. Екатерина II направила Сенявину чертеж корабля, построенного на Дону во времена Петра I. Сенявин ответил, что, к его большому сожалению, таких кораблей там сейчас не построить: «Велико б мое было счастие, если б я не только таковой величины кораблей, как в том чертеже означено, но хотя б до 32-х с большим калибром пушек судов до десяти иметь мог»7. 15 декабря 1769 г. Екатерина II повелела заготовить на Дону лесоматериалы на 3 или 4 фрегата и построить их в Крыму. А в марте 1770 г. Высочайший совет официально оформил идею создания на Черном море линейного флота. В частности, 15 марта было решено, что если переговоры с крымскими татарами об их добровольном отложении от Турции и о передаче России портов Керчь и Еникале в 1770 г. окажутся успешными, «то...не теряя ни малейшего времени, надобно будет занять, каким бы то числом ни было, нашею Азовской флотилией тот порт, который на крымском берегу нами выговорен будет, дабы при начатии с турками негоциации о мире можно было прелиминарными пунктами выговорить и одержать проход нашими кораблями из Средиземного моря в Черное, яко в такой порт, который в нашей собственности уже утвержденный, чем и одержано быть может действительное основание нашего флота...на Черном море»8. Поскольку в Петербурге в это время по ряду причин считали, что победа в войне уже близка, то организация флота на основе линейных кораблей, переведенных из Архипелага, казалась делом ближайшего времени.

Между тем А. Н. Сенявин подготовил проект 32-пушечного фрегата с усиленным вооружением и вместе с корабельным мастером И. И. Афанасьевым доказал возможность его постройки на Дону (что намного сокращало сроки получения флотилией таких фрегатов). Екатерина II одобрила предложение Сенявина и 1 июня 1770 г. повелела построить два 32-пушечных фрегата. Фрегаты решено было строить в Новохоперске. Здесь была основана верфь и в 1770-1771 гг. построены первые два 32-пушечных фрегата Азовской флотилии. (Их строительство и вооружение обошлись в 80 000 руб.). В сентябре—октябре 1770 г. началось воссоздание Таганрогского порта и гавани. Тогда же были образованы органы управления тыловым хозяйством флотилии: контора Таганрогского порта

и Павловское адмиралтейство. Таганрог стал первой военно-морской базой России на южных морях. (Предложение А. Н. Сенявина о восстановлении этого порта в качестве главной базы флотилии было утверждено Екатериной II 10 ноября 1769 г.; тогда же она выделила 200 ООО руб. на эти работы.)

1770 год принес России блестящие победы русской армии на Балканском театре и флота в Архипелаге, однако заставить Турцию пойти на мир на выгодных для России условиях все же не удалось. Тогда российское правительство решило в 1771 г. провести операцию по овладению Крымом. Ситуация этому явно благоприятствовала: во-первых, в результате побед русского оружия в 1770 г. военно-экономический потенциал Турции был серьезно подорван, а ее военные силы распылены и скованы, а во-вторых, готовая к действиям на море в 1771 г. Азовская флотилия стала важнейшим инструментом для проведения крымской операции.

В июне—августе 1771 г. 2-я русская армия В. М. Долгорукова провела крымскую операцию. В результате тесного взаимодействия этой армии с флотилией А. Н. Сенявина был занят полуостров Крым. Азовская флотилия вышла в Черное море. А в августе—сентябре 1771 г. состоялся первый в истории поход русской эскадры (в составе четырех кораблей флотилии: «Хотина», «Морей», «Азова» и «Новопавловска») по этому морю.

Между тем в Петербурге посчитали, что после занятия Крыма сложились благоприятные условия для создания на Черном море линейного флота и без перевода линейных кораблей из Архипелага. Поэтому было решено попытаться построить их снова, только теперь не на Дону, а в Крыму, т. е. речь вновь шла о превращении Азовской флотилии в линейный Черноморский флот. 29 августа А. Н. Сенявин получил высочайший рескрипт Екатерины И, которым ему было предписано проверить возможность постройки в Крыму двух линейных кораблей из крымского леса или, «по крайней мере, одного 66-пушечного корабля»9. Екатерина II предлагала найти хотя бы место, удобное для верфи, а необходимый лес, сообщала она Сенявину, ею уже было предписано заготовить в районе Казани и доставить в Азов.

Однако надежды на постройку линейных кораблей в Крыму не оправдались. Проведенная разведка показала, что для подобного строительства не было ни подходящего места для верфи, ни необходимых лесоматериалов. Об этом А. Н. Сенявин сообщил Екатерине II в своем донесении от 27 октября 1771 г. Доставлять же в Крым все необходимое для строительства линейных кораблей из России было слишком дорого и трудно. А на Дону такие корабли, как считали в то время, было просто невозможно построить.

В итоге, после того, как Сенявин сообщил о том, что невозможно построить в Крыму линейные корабли, Высочайший Совет принял решение о нецелесообразности попыток их построить до конца войны: «лучше... не [Доказывать понапрасну, что мы их имеем, и приготовиться к постройке оных на будущее время надобности»10. Таким образом, решение о строительстве линейного флота на Черном море было утверждено окончательно. Однако необходимо было значительно усилить флотилию во время войны.

Английский адмирал на русской службе Ч. Ноульс предложил проект постройки 58-пушечного фрегата для Азовской флотилии с учетом местных особенностей. Высочайшим указом от 26 декабря 1771 г. Екатерина II повелела отменить постройку ранее намеченных двух 66-пушечных линейных кораблей и вместо них построить два 58-пушечных фрегата по указанному проекту. На это выделялось 50 000 руб.11 Такое усиление флотилии было важно, т. к. действия «новоизобретенных» кораблей в 1771 г. на Азовском и особенно Черном морях выявили их низкие мореходные качества. Учитывая размеры и состав вооружения данных фрегатов, это было решение о начале строительства для Черного моря крупных кораблей12.

В 1771-1774 гг. проводилось усиление состава флотилии фрегатами. Увеличивалось и число малых судов. В связи с нехваткой малых морских и транспортных судов в марте 1771 г. было принято решение о постройке 12 палубных ботов (выделено 10000 руб.). Кроме того, тогда же для доставки грузов сухопутным войскам Екатерина II повелела построить 5 транспортных судов (10 000 руб.). 18 февраля 1773 г. в связи с острой необходимостью пополнить число транспортных судов было утверждено решение о строительстве 4 галиотов (10 000 руб.). В условиях продолжения войны и активных действий турок на Черном море в 1773 г. был издан указ 9 октября 1773 г. о постройке трех 42-пушечных фрегатов (50000 руб., затем на завершение их строительства и введение в строй ушла большая часть из суммы 139985 руб. 38^4 копеек, выделенной в два этапа)13. Построены эти суда были на Новопавловской и Новохоперской верфях: на первой — 6 ботов («Битюг», «Карабут», «Челбаш», «Кагальник», «Елань» и «Санбек») и 2 галиота («Буйвол» и «Осел»), а на второй — 5 фрегатов (58-пушечные «Третий» и «Четвертый» и 42-пушечные «Пятый», «Шестой» и «Седьмой»), 5 ботов (№ 2, «Курьер», «Миус», «Темерник», «Хопер»), 5 транспортов («Черепаха», «Камбала», «Рак», «Тарантул» и «Ахтапом») и 2 галиота («Слон» и «Верблюд»). Кроме трех 42-пушечных фрегатов, вошедших в строй лишь в 1777 г., все остальные указанные суда вошли в состав флота в 1772-1774 гг.

В итоге в 1769-1774 гг. наладилась постройка кораблей на Дону: на верфях строили корпус судна (у «новоизобретенных» кораблей и малых судов внутри делались палубы) и, спустив его в большую воду, вели вниз к крепости Св. Дмитрия Ростовского (только от Новопавловской верфи до данной крепости было около 1100 верст). Небольшие суда и «новоизобретенные» корабли переводили через бар в дельте Дона с помощью гребных судов и максимально разгружая, фрегаты—только на камелях. Достройка, вооружение и снаряжение судов происходили на рейде Таганрога, а все для этого необходимое доставлялось с берега на лодках. Причем, поскольку у фрегатов по мере завершения работ увеличивалась осадка, то их приходилось отводить все дальше от берега (так, фрегаты начинали достраивать на расстоянии от гавани 3 версты, затем дистанция увеличивалась и в итоге превышала 10 верст). Кроме того, суда с осадкой более 13 футов приходилось разгружать, чтобы перевести через мелководный участок Керченского пролива.

На момент окончания русско-турецкой войны 1768-1774 гг. в Азовской флотилии состояли 4 фрегата, 11 «новоизобретенных» кораблей (2 из них были небоеспособны), 7 палубных ботов, 4 галиота, 5 транспортов, 4 флашхоута, 5 прамов (которые находились в резерве). Два 42-пушечных фрегата были спущены на воду, но законсервированы, а один—не достроен. Всего в 1769-1774 гг., не считая шлюпок и баркасов, было построено 110 судов: 6 фрегатов, 12 «новоизобретенных» кораблей, 5 прамов, 12 палубных ботов, дубель-шлюпка, 4 галиота, 5 транспортов, 4 флашхоута, 58 военных лодок, дноуглубительная машина и 2 камеля.

Для полноты представления об их строительстве необходимо привести хотя бы краткие сведения о материальном обеспечении судостроения на донских верфях и способе выполнения судостроительных работ.

Лесоматериалы заготавливались в Усманских, Оленьих, Борщевских, Битюгских, Шиповых, Хворостанских, Борисоглебских, а также прилежащих к рекам Хопер, Карачан и Ворона лесах (леса по реке Дон и его притокам). Заготовка мачтовых деревьев происходила в Шацком и Тамбовском уездах Воронежской губернии, что в связи с отдаленностью и труд-нодосгупностью этих мест серьезно осложняло доставку мачтовых деревьев на верфи.

Артиллерию и боеприпасы поставляли Баташевские (заводчики Иван и Андрей Баташевы) и Липецкие (казенные) заводы, а также Московский арсенал. Кроме того,

были использованы пушки, находившиеся в Таврове, Павловске и крепости Св. Дмитрия Ростовского.

Важнейшую роль в обеспечении флотилии артиллерией сыграли заводы Ивана и Андрея Баташевых. Именно они первыми изготовили 360 фальконетов для вооруженных лодок и снарядов к ним, и с этого времени заводы Баташевых стали важнейшими поставщиками орудий, снарядов, балласта, якорей и прочих железных припасов для Азовской флотилии. Что особенно важно — заводы Баташевых отлили артиллерийские орудия для «новоизобретенных» кораблей в 1770 г. Получив срочный заказ на отливку 154 12-фунтовых, 6-фунтовых и 3-фунтовых орудий со сроком поставки их на Дон уже через несколько месяцев, они оперативно выполнили его.

Поставки железа, балласта, якорей в основном выполняли Липецкие, Баташев-ские и Ореховские заводы14. Порох доставлялся из Москвы. Прочие припасы либо поставлялись из Петербурга и Москвы, либо закупались с торгов на месте путем заключения подрядов, в которых участвовали московские, тульские, воронежские, орловские, тамбовские купцы. Принимали участие в снабжении флотилии и представители знати: так, князь Хованский поставлял мундирное сукно15.

Говоря о заказах для флотилии на частных заводах железа и изделий из него в период войны, необходимо отметить большое участие государства в успешном выполнении этих заказов. Уже 1 декабря 1768 г. в именном указе Екатерины II И. М. Селиванову было написано: «Берг-коллегии велено на все партикулярные заводы Воронежской губернии послать указы, чтоб оные как простое железо, так и требуемые железные вещи исправляли без замедления поставляя все оное на счет Адмиралтейств-коллегии»16. Когда заводчики попытались завысить цены, Екатерина II издала указ об установлении строго фиксированных цен на эти товары (10 копеек за пуд—цена, по которой государство покупало продукцию у казенных заводов) и ответственности за неисполнение данных заказов в установленные сроки17. Однако в случае, если заводчик соглашался на компромисс, с ним разрешалось договариваться о цене. Кстати, первыми предложили поставлять железо заводчики Баташевы. Но на их Воронежских заводах оказалось невозможно изготовлять железо тонких сортов, поэтому они предложили обратиться на Гусевский завод во Владимирской губернии, но попросили несколько поднять расценки по сравнению с государственными. И. М. Селиванов поддержал это предложение, считая его действительно обоснованным, и оно было утверждено. Между прочим, по сообщению Селиванова, «лучшее...в здешней губернии железо почитается деланное на заводах содержателей Андрея и Ивана Родионовых детей Баташевых»18.

Строительство кораблей осуществляли казенные мастеровые, моряки флотилии, а также плотники и кузнецы, командированные из северных губерний и из Москвы. Болезни и высокая смертность работников верфей при постоянной нехватке мастеровых приводили к широкому использованию труда моряков флотилии. В основном вырубку и вывозку лесов на верфи осуществляли направляемые воронежским губернатором крестьяне.

Качество судов в этот период в целом оставалось невысоким (сказывались спешка, несвоевременное заготовление леса и использование невысушенного леса для постройки судов). Кроме того, «новоизобретенные» корабли имели много недостатков, а 58-пушечные фрегаты проекта Ч. Ноульса оказались малопригодными для морских действий. Не лучшим был и проект 42-пушечных фрегатов, но это выяснилось уже после войны.

Однако, в донском судостроении 1768-1774 гг. были достигнуты и серьезные успехи. 32-пушечные фрегаты «Первый» и «Второй» имели приличные мореходные

качества (при меньшей, чем обычно, осадке, т. к. их надо было провести по Дону с верфей) и более мощное артиллерийское вооружение (26 12-фунтовых и 6 6-фунтовых орудий против обычных 20-22 12-фунтовых и 10-12 6-фунтовых). Кроме того, на донских фрегатах впервые в русском флоте начали устанавливать единороги (на фрегатах «Третий» и «Четвертый» в качестве штатного вооружения, а на остальных фрегатах в качестве усиления вооружения: в 1774 г. впервые, а затем регулярно), а 58-пушечные фрегаты Ч. Ноульса впервые имели сплошную верхнюю палубу.

В завершение нужно отметить, что в целом на постройку судов для Азовской флотилии в 1769-1774 гг. по имеющимся данным было выделено около 375 ООО руб. Впоследствии на достройку трех 42-пушечных фрегатов было истрачено еще около 140 ООО руб. На ремонт судов Петербург выделил 50 ООО руб. Наконец, содержание личного состава Азовской флотилии, а также Таганрогского порта и Новопавловского адмиралтейства в 1768-1774 гг. потребовало финансирования в размере 896 045 руб.

Таким образом, в 1768-1774 гг. на донских верфях была создана мощная Азовская флотилия, отразившая все попытки турецкого флота в 1773-1774 гг. вернуть Крымский полуостров. В Азово-Донском регионе появилась судостроительная база, была организована система ее обеспечения материалами и припасами и отлажен процесс постройки и введения в строй судов. Кроме того, хотя попытки превратить флотилию в линейный флот в 1769-1771 гг. потерпели неудачу, был намечен курс на строительство флота на Черном море. Более того, 58-пушечные фрегаты, построенные на Новохоперской верфи, фактически положили начало крупному судостроению России на Черном море. Таким образом, 1768-1774 гг. по праву стали временем рождения русской морской силы на Черном море.

1 Материалы для истории русского флота: В 17 ч. СПб., 1877. Ч. 6. С. 261. Таким образом, Екатерина II фактически изначально поставила задачу разработать такой тип судов, который мог бы противостоять турецким линейным кораблям и фрегатам.

2 Рескрипты и указы императрицы Екатерины II А. Н. Сенявину // Русский архив. 1871. № 9. С. 1351.

3 Материалы для истории... Ч. 6. С. 264-266.

4 РГА ВМФ. Ф. 212. Он. 4. Д. 3. Л. 55-57.

5 Материалы для истории... Ч. 6. С. 279.

6 Там же. С. 274-275.

7 Там же.

8 Архив Государственного Совета: В 2 т. Совет в царствование Екатерины II 1768-1796. СПб., 1869. Т. 1. С. 45-46.

9 Материалы для истории... Ч. 6. С. 370.

10 Архив Государственного Совета. Т. 1. С. 345.

11 Материалы для истории... Ч. 6. С. 381-385.

12 Не особо уступавшие по своим измерениям линейным кораблям, фрегаты проекта Ч. Ноульса, имевшие на вооружении по 58 пушек, в том числе по 30 18-фунтовых единорогов (которые могли в отличие от пушек стрелять не только ядрами и картечью, но и бомбами и брандскугелями), были способны оказать достойное сопротивление и турецким линейным кораблям.

13 Выделенные суммы приведены в соответствии с указами Екатерины II. Дано по: Рескрипты и указы императрицы Екатерины... С. 1368, 1393, 1397-1398.

14 Заводы Ивана и Андрея Баташевых находились во Владимирской, Нижегородской и Воронежской губерниях, заводы Василия Орехова—в Ельце.

15 Составлено по: Материалы для истории... Ч. 6; РГА ВМФ.Ф. 212. Оп. 4. Д. 3-9; Ф. 172, On. 1, Д. 413.

16 РГА ВМФ. Ф. 212. Оп. 4. Д. 7. Л. 15-16.

17 Там же. Л. 29.

18 Там же. Л. 36-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.