Научная статья на тему 'ДОНАЛЬД ТРАМП В АМЕРИКАНСКОМ ШОУ «СУББОТНИМ ВЕЧЕРОМ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ» (1988-2022)'

ДОНАЛЬД ТРАМП В АМЕРИКАНСКОМ ШОУ «СУББОТНИМ ВЕЧЕРОМ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ» (1988-2022) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКИЕ ВЕЧЕРНИЕ КОМЕДИЙНЫЕ ШОУ / "СУББОТНИМ ВЕЧЕРОМ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ" / NBC / ДОНАЛЬД ТРАМП / ПАРОДИИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ США

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Архангельская Ирина Борисовна

В статье рассматриваются эпизоды вечернего комедийного американского шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1988-2022), в которых Дональд Трамп появлялся как объект пародий, ведущий или участник комедийных скетчей. Задача заключалась в том, чтобы проследить, как менялся комедийный модус и образы Трампа-бизнесмена и Трампа-политика, какие сообщения посылали юмористы аудитории. На основе контент-анализа видеоматериалов шоу, вторичных источников и интервью с десятью нижегородскими студентами из ННГУ им. Н.И. Лобачевского и НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, которые не менее раза в месяц смотрят передачу «Субботним вечером в прямом эфире», можно сделать вывод о том, что пародии на Д. Трампа до 2015 г. были более мягкими, а в период его работы в шоу «Кандидат» - комплиментарными. Однако после заявки на участие в президентской кампании 2016 г. Трампа перестали приглашать в шоу, на роль его пародиста был выбран Алекс Болдуин. С 2015 по 2021 гг. актер изображал Трампа как ксенофоба, расиста, непрофессионального политика и некомпетентного президента. После поражения Трампа на выборах 2020 г. негативные пародии на Трампа продолжились. Руководство большинства комедийных шоу, в том числе «Субботним вечером в прямом эфире» открыто поддерживает демократов, что находит свое отражение и в юмористических передачах. Это противостояние наблюдаем и в борьбе юмористов «Субботнего вечера в прямом эфире» с несистемным политиком, консерватором Д. Трампом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DONALD TRUMP IN US SHOW SATURDAY NIGHT LIVE (1988-2022)

The author analyzed episodes of the US late-night comedy show Saturday Night Live (SNL, 1988-2022), in which Donald Trump appeared as an object of parody, a host or comedy sketch participant. The goal of the research was to define how comedy modus as well as images of Trump-businessman and Trump-politician changed, what messages the comedians sent to the public. We conducted a content-analysis of video materials, academic and media publications, and interviews with students from Linguistics University of Nizhny Novgorod and Lobachevski State University of Nizhny Novgorod, who watched SNL not less than once a month. The study revealed that prior to 2015 parodies on D. Trump were less aggressive, and during his work in show The Apprentice - complimentary. After Trump announced his participation in 2016 presidential campaign, he was no longer invited to be a guest on SNL. Alec Baldwin was chosen as his killer-impersonator. From 2015 to 2021, the actor showed Trump as a xenophobe, racist, unprofessional politician, and incompetent president. After the politician lost presidential elections in 2020 negative parodies continued. Management of comedy show support for the Democratic Party, SNL being one of them that is reflected in the fight of the show comedians with conservative, non-systematic politician Donald Trump.

Текст научной работы на тему «ДОНАЛЬД ТРАМП В АМЕРИКАНСКОМ ШОУ «СУББОТНИМ ВЕЧЕРОМ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ» (1988-2022)»

Дональд Трамп в американском шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1988-2022)

Архангельская И.БЛ 2 ©

1 Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, г Нижний Новгород, Российская Федерация

2 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г Нижний Новгород, Российская Федерация, arib@bk.ru

Аннотация. В статье рассматриваются эпизоды вечернего комедийного американского шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1988-2022), в которых Дональд Трамп появлялся как объект пародий, ведущий или участник комедийных скетчей. Задача заключалась в том, чтобы проследить, как менялся комедийный модус и образы Трампа-бизнесмена и Трампа-политика, какие сообщения посылали юмористы аудитории. На основе контент-анализа видеоматериалов шоу, вторичных источников и интервью с десятью нижегородскими студентами из ННГУ им. Н.И. Лобачевского и НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, которые не менее раза в месяц смотрят передачу «Субботним вечером в прямом эфире», можно сделать вывод о том, что пародии на Д. Трампа до 2015 г. были более мягкими, а в период его работы в шоу «Кандидат» — комплиментарными. Однако после заявки на участие в президентской кампании 2016 г. Трампа перестали приглашать в шоу, на роль его пародиста был выбран Алекс Болдуин. С 2015 по

2021 гг. актер изображал Трампа как ксенофоба, расиста, непрофессионального политика и некомпетентного президента. После поражения Трампа на выборах 2020 г. негативные пародии на Трампа продолжились. Руководство большинства комедийных шоу, в том числе «Субботним вечером в прямом эфире» открыто поддерживает демократов, что находит свое отражение и в юмористических передачах. Это противостояние наблюдаем и в борьбе юмористов «Субботнего вечера в прямом эфире» с несистемным политиком, консерватором Д. Трампом.

Ключевые слова. Американские вечерние комедийные шоу, «Субботним вечером в прямом эфире», NBC, Дональд Трамп, пародии, телевидение США.

Информация о статье. Дата поступления 5 июля 2022 г.; дата поступления после доработки 18 июля 2022 г.; дата принятия к печати 20 июля

2022 г.; дата онлайн-размещения 16 октября 2022 г.

УДК 654.197 EDN JKFWMT

DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(3).545-563 Научная статья

ШУ

Original article

Donald Trump in US Show Saturday Night Live

(1988-2022)

Irina B. Arkhangelskaya1, 2 •>

1 Linguistics University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation 1 National Research Lobachevski State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation, arib@bk.ru

Abstract. The author analyzed episodes of the US late-night comedy show Saturday Night Live (SNL, 1988-2022), in which Donald Trump appeared as an object of parody, a host or comedy sketch participant. The goal of the research was to define how comedy modus as well as images of Trump-businessman and Trump-politician changed, what messages the comedians sent to the public. We conducted a content-analysis of video materials, academic and media publications, and interviews with students from Linguistics University of Nizhny Novgorod and Lobachevski State University of Nizhny Novgorod, who watched SNL not less than once a month. The study revealed that prior to 2015 parodies on D. Trump were less aggressive, and during his work in show The Apprentice — complimentary. After Trump announced his participation in 2016 presidential campaign, he was no longer invited to be a guest on SNL. Alec Baldwin was chosen as his killer-impersonator. From 2015 to 2021, the actor showed Trump as a xenophobe, racist, unprofessional politician, and incompetent president. After the politician lost presidential elections in 2020 negative parodies continued. Management of comedy show support for the Democratic Party, SNL being one of them that is reflected in the fight of the show comedians with conservative, non-systematic politician Donald Trump.

Keywords. US late-night comedy show, Saturday Night Live (SNL) NBC, Donald Trump, impersonation, American TV.

Article info. Received July 5, 2022; revised July 18, 2022; accepted July 20, 2022; available online October 16, 2022.

Введение

С 1960-х гг. в американских вечерних комедийных шоу политики и бизнесмены, звезды индустрии развлечений и государственные служащие, включая президентов, служат объектом для атак юмористов: над ними во вступительном и заключительном слове, подводках и комментариях к различным номерам шутят ведущие, а в пародийных скетчах изображают актеры. Стремясь понравиться зрителям, стать более узнаваемым, увеличить рейтинги, создать нужный имидж в глазах общественности, известные люди по-

являются в юмористических передачах в качестве гостей.

Вечерние комедийные шоу дают возможность посмеяться над политическими и бизнес-элитами, а иногда и призвать их к ответу за неблаговидные поступки. Они — один из каналов вовлечения американцев, прежде всего, молодых людей до 30 лет, в общественно-политическую жизнь и служат не только источником развлечений, но и возможностью расширить свои знания о происходящем в стране, в том числе в институтах власти и сфере политики [1-4].

Телевизионная аудитория представляет собой людей из разных социальных и культурных слоев, которые имеют свои политические предпочтения и убеждения [5, р. 238]. Учесть все интересы и взгляды невозможно, но при формировании контента создатели телепроектов принимают во внимание текущую общественную ситуацию, мнения руководства каналов и крупных рекламодателей. В течение десятилетий ведущие вечерних комедийных шоу старались скрыть свои политические пристрастия, выглядеть нейтральными наблюдателями [6, р. 9-10]. Но позднее многие юмористы перестали скрывать свои взгляды и начали открыто критиковать кандидатов в Конгресс, претендентов на должность президента или вице-президента и даже действующего главу государства. Это можно объяснить изменением в системе американских СМИ: с 1980-х гг. появлялись кабельные каналы, которые не в такой степени, как эфирные, зависели от крупных спонсоров и не боялись бросить вызов элитам. В борьбе за рейтинги эфирным каналам приходилось им подражать [7]. С конца 1990-х гг. мнения по политическим и общественно важным вопросам стали открыто выражать руководство и актеры комедийных передач эфирных каналов.

Исследовали отмечают, что в настоящее время левацкий уклон характерен для большинства ключевых СМИ США, формирующих текущую повестку дня. Именно они продвигают ценности, которые должна разделять прогрессивно мыслящая общественность, влияют на общественное мнение и электоральное поведение американцев [8], уча-

ствуют в так называемой «культуре отмены», осуждая или бойкотируя публичных людей, которые нарушили нормы либеральной общественности. К таким СМИ можно отнести и телевизионный канал NBC, на котором выходит комедийное шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (Saturday Night Live).

Дональд Трамп был одним из тех, кому, после прихода в политику, пришлось пойти на конфронтацию с американскими массмедиа, в том числе с каналом NBC, на котором с 2004 по 2015 гг. он был ведущим шоу «Кандидат» (The Apprentice). Выступая на благотворительном обеде 21 октября 2016 г., за 19 дней до президентских выборов, Трамп в программной, но полной шуток речи заявил, что рад видеть на мероприятии активных членов команды своего оппонента Хиллари Клинтон — журналистов каналов CNN, CBS, ABC и NBC1. Политик подчеркнул, что ведущие американские СМИ не на его стороне.

Рассмотрим, как менялось отношение к бизнесмену, политику, президенту, экс-президенту в передаче «Субботним вечером в прямом эфире», удалось ли телегеничному, умеющему держаться перед камерой Трампу донести до зрителей свои идеи, смогли ли его камео оказать большее влияние на аудиторию шоу, чем создающие свои послания и метафоры пародии на него.

Тема актуальна, поскольку передача «Субботним вечером в прямом эфире» является площадкой для обсуждения важных проблем в обществе и помогает понять, что приоритетно для американцев на

1 Trump roasts Clinton at Al Smith charity dinner // OBS News. 2016. Oct. 21. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=Bmvxx YbDsM.

определенном этапе. Благодаря глобальным телекоммуникационных сетям и видеосервисам шоу доступно зрителям всех континентов, из него можно многое узнать об общественной и политической жизни США, архивные записи являются отличным материалом для американистов и антропологов культуры. Изучение видеоматериалов передачи «Субботним вечером...» с участием Трампа или пародиями на него демонстрирует возможности юмористического формата в продвижении или уничтожении публичных персон.

В статье рассматриваются эпизоды шоу «Субботним вечером в прямом эфире», в которых участвовал или был объектом шуток и пародий Д. Трамп, с 1988 г. до 2022 г. Задача — проследить, как менялся комедийный модус, какими приемами образы Трампа-бизнесмена и Трампа-политика сформированы в передаче, какие сообщения посылали юмористы аудитории. Дискуссионным остается вопрос, являются ли сатирические пародии эффективным инструментом в политических кампаниях, любое ли паблисити полезно для кандидата.

При оценке тональности в пародиях учитывалось мнение как автора статьи, так и десяти студентов из Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и Нижегородского лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, которые, как показал опрос [9], не менее раза в месяц смотрят передачу «Субботним вечером в прямом эфире» на русском или английском языках: они согласились в формате интервью поделиться мнением о видеоматериалах разных лет с пародиями на Дональда Трампа.

В работе использованы труды зарубежных и отечественных исследователей по теории медиа, американским комедийным шоу, а также журналистские публикации, посвященные как передаче «Субботним вечером в прямом эфире», так и Дональду Трампу.

«Субботним вечером в прямом эфире» как комедийный проект

Долгожителем на телевидении США является выходящая с 1975 года на канале NBC юмористическая передача «Субботним вечером в прямом эфире», ставшая неотъемлемой частью американской массовой культуры. Критики считают ее «скрепой каждого политического сезона», определяющей границы правды и объясняющей, во что следует верить [10], а удачные шутки на политические темы из «Субботнего вечера...» распространяются в американском обществе вирусно и нередко становятся частью избирательных кампаний.

В шоу пародии на представителей американских элит занимают значительное место. Личностную критику ad hominem руководство передачи предпочитает анализу актуальных проблем или причин кризиса [11]. Внешнее сходство, языковые особенности, манера поведения — ключевые требования к актеру, изображающему известного человека.

Юмор в «Субботнем вечере.», как и многих других американских комедийных телепроектах, опирается на знание норм поведения в США, при этом большое внимание уделяется проблеме неравенства между разными слоями населения и взаимоотношениями между

общественностью и разными ветвями власти [12, p. 8]. Без понимания американских реалий, в том числе государственного управления и деталей борьбы элит, трудно понять тонкости юмора [9, p. 586]. Не все заложенные в уста актеров метафоры легко расшифровать без знания местного контекста [13; 14].

Сатира — часть политического дискурса в демократических обществах [4; 15], и многие пародии в «Субботнем вечере в прямом эфире» можно рассматривать в этом контексте. В течение 47 сезонов в шоу шутили над политиками и, вместе с тем, позволяли некоторым участникам избирательных кампаний рассказать о себе и предстать в глазах зрителей в неожиданном свете.

В первые годы шоу уделяло большое внимание музыкальным номерам, но постепенно политический юмор занял в нем значительное место. Первая пародия на президента Джеральда Форда в исполнении Чеви Чейза (Chavy Chase) в 1975 г. оказалась удачной. И постепенно этот жанр стали визитной карточкой передачи. Пародии Тины Фей (Tina Fey) на губернатора Аляски Сару Пейлин, по мнению критиков, способствовали провалу ее избирательной кампании на должность вице-президента США [16-18].

Нил Постман полагал, что телевидение — не место для обсуждения серьезных, в том числе политических, вопросов: оно, по мнению ученого, требует от участников не содержательной программы, а экранной внешности, поэтому на телевизионных каналах medium is not the message, medium is the metaphor («средство коммуникации не является сообщением, средство коммуникации — ме-

тафора») [19, p. 15-17], и это утверждение, отчасти, справедливо.

Пародии в комедийных шоу, как правило, направлены на высмеивание личных недостатков и политических взглядов, партийных конфликтов, общественных явлений и проблем государственного управления. Объектом является известная личность: политик, актер, шоумен, бизнесмен, журналист или общественный деятель. Имитируя знаменитостей, артисты опираются на внешнее сходство, в том числе особенности речи и аргументации, жестикуляцию, манеру одеваться, а иногда на стереотипы, связанные с определенными группами людей: политик — интриги, голливудская звезда — роскошь, рэпер — наркотики и плохая компания и т.д.

Редко скетчи имеют позитивную тональность, в их основе обычно конфликт, и ключевой герой подвергается критике, но бывают исключения. В период пандемии Covid-19 в американских комедийных шоу некоторые пародии на представителей системы здравоохранения были комплиментарными. Например, Бред Питт, изображая в «Субботнем вечере» доктора Энтони Фаучи, советника Дональда Трампа по вопросам здравоохранения, не только льстил изображаемому им персонажу, но и в финале выразил благодарность как Фаучи, так и всем врачам страны, которые борются с коронавиру-сом2. Но такие случаи редки.

В пародиях важны обстановка, окружение, т.е. материальный мир, образующий систему знаков, в которой раскрывается характер персона-

2 Dr. Anthony Fauci Cold Open // SNL (electronic resource). URL: https://www.you-tube.com/watch?v=uW56CL0pk0g.

жа или организации. Если скетч основан на противоречии и выяснении отношений, то должны быть понятны роли участников и победитель «дуэли». И, конечно, каждая юмористическая сценка содержит ключевое сообщение, а иногда мораль.

Пародии на Дональда Трампа

в шоу «Субботним вечером

в прямом эфире» 1988-2021 гг.

С 1988 г. Дональда Трампа пародировали семь различных актеров, в том числе Алек Болдуин (Alec Baldwin). Форматы и тональность шуток в адрес Трампа во многом зависели от текущей ситуации и, судя по всему, установок руководства шоу. Над миллионером без политических амбиций смеялись не так зло, как над политиком, президентом Трампом.

Впервые пародия на Дональда Трампа в «Субботнем вечере.» появилась в декабре 1988 г., когда бизнесмен был на вершине успеха. В сценке, основанной на сюжете рассказа О'Генри «Дары волхвов», Трамп в исполнении Фила Хартмена (Phil Hartman) и его жена Ивана (актриса Джен Хукс, Jan Hooks) в обстановке роскоши и богатства обмениваются подарками3. Дональд продает яхту, чтобы подарить супруге золотую дверь для поместья Мар-а-Лаго во Флориде, а она, в свою очередь, продает Мар-а-Лаго, чтобы купить Дональду золотой якорь для яхты. Продумана система знаков, в которой происходит действие: в начале скетча слуга убирает с дивана в гостиной огромную шубу хозяйки дома. Напротив картины Клода Моне (имя худож-

3 Trump Christmas Cold Open // SNL.

1988. December 10. URL: https://www.youtube. com/watch?v=v9WoSitRLgY.

ника хозяева с гордостью упоминают) супруги пьют шампанское Дом Пери-ньон, любуются елкой, украшенной, по их словам, алмазами и жемчугом, и спорят о том, какие люксовые бренды лучше. Зрителю демонстрируют вычурные золотые двери и якорь, и это вызывает смех в зале. В персонажах пародии все чересчур, их жизнь представлена гротескно. Сравнение Трампов с бедными персонажами из новеллы О'Генри, пожертвовавшими самым дорогим ради друг друга, создает комический эффект. Трамп и Ивана выглядят нелепой, но счастливой парой, и сценаристы с долей иронии в финале убеждают нас, что богатые тоже любят.

Через два года 17 февраля 1990 г. в скетче зрители снова встречают Трампа (Фил Хартмен) и Ивану (Джен Хукс), но при печальных обстоятельствах. Пара разводится Трамп, сидя за рабочим столом, покровительственно беседует с супругой, демонстрируя ей, что она немного получит по брачному контракту и в ответ на ее претензии показывает пункт в брачном договоре, согласно которому он имеет право на любовниц, если они моложе жены. В финале Трамп достает колоду карт и предлагает Иване угадать одну из карт, обещая при выигрыше выделить ей солидную сумму. Бизнесмен похож на уличного наперсточника, обманывающего простаков несложными манипуляциями. Сидящая напротив него Ивана — жертва, которая не может защитить свои права. Сценаристы выбирают для эпизода офисную обстановку: за письменным столом восседает босс Дональд Трамп, а напротив на стуле, похожая на готового к увольнению сотрудника, его

супруга. Хартмен старается копировать нью-йоркский говор и манеру поведения бизнесмена. Кажется, что созданный им персонаж выходит победителем из конфликта, но производит он отталкивающее впечатление.

На смену Хартмену пришел Дар-релл Хаммонд (Darrell Hammond), пародировавший Трампа с 1999 по 2011, а также в 2015-2016 гг. Помимо скетчей, он также открывал шоу в образе Трампа вместе с пародируемым персонажем. Отношения между актером и бизнесменом можно назвать теплыми. Хаммонд создал образ решительного, предприимчивого, щедрого, но, вместе с тем, самоуверенного, самовлюбленного, хвастливого, любящего роскошь человека. В одной из сценок, делая заявку на президентство на встрече с лидером Реформистской партии Россом Перо (актриса Чери Отери, Cheri Oteri), Хаммонд-Трамп обещает превратить Белый дом в 90-этажное государственное здание класса люкс с казино4. Бизнесмен демонстрирует свои финансовые возможности, но вместе с этим плохой вкус и пренебрежительное отношения к традициям отцов-основателей американской государственности.

Хаммонд в своих пародиях подчеркивал лидерские качества, политические амбиции и снобизм Трампа, несколько раз он изображал своего персонажа в качестве ведущего шоу «Кандидат» и участника телевизионных рекламных проектов. В автобиографии актер сказал слова благодарности объекту своих шуток и высказал мнение о том, что

4 Ross Perot Cold Opening: A New Leader // Saturday Night Live. URL: https://www. youtube.com/watch?v=qyTNiVKNcvE.

успех Трампа в том, что он не всегда осознает свое поражение и движется дальше [20, p. 216]. Комик рассчитывал, что ему дадут возможность продолжить выступления в образе Трампа во время предвыборной кампании 2016 года, но режиссер Лорн Майклс неожиданно сменил его на Алекса Болдуина. Для Хаммонда это было ударом. Он не мог нормально работать и чувствовал, что его лишили чего-то важного. Во время оглашения результатов президентских выборов он, по воспоминаниям артиста, демонстративно смотрел «Игру престолов»5. Майклс позднее объяснил свое решение о замене актера тем, что Хаммонд-Трамп, которому удалось изобразить успешного ведущего реалити-шоу «Кандидат», не мог раскрыть сущность темной фигуры, в которую превратился политик6.

Хаммонду удавалось продемонстрировать внешнее сходство с Трампом, воспроизвести его манеру жестикулировать и говорить с нью-йоркским акцентом. В его исполнении кандидат в президенты, несмотря на все недостатки, выглядел человечным и вызывал симпатию. Можно предположить, что именно это не нравилось руководству шоу, активно поддерживающим кандидата-демократа Хиллари Клинтон и поэтому его отстранили.

Во время последнего этапа избирательных кампаний 2016 г. и

5 Darrell Hammond was a star as Trump. But then came Alec Baldwin // Washington Post. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Qy2CQwS QUA.

6 Guerrasio J. Darrell Hammond breaks his silence about losing his 'SNL' Trump to Alec Baldwin // Insider. 2017. Sep. 29. URL: https:// www.businessinsider.com/darrell-hammond-snl-trump-alec-baldwin-2017-9.

2020 г. и в период президентства (2016-2020) противники Трампа атаковали его на всех возможных площадках, включая комедийные шоу. Их раздосадовало появление Трампа в «Вечернем шоу» (The Tonight Show) 16 сентября 2016 г7. Ведущий Джимми Фэллон попросил у гостя разрешения взъерошить его волосы, разрушить знаменитую укладку. Получив согласие, комик дружески потрепал Трампа, вызвав смех в зале. По мнению ряда критиков, этот эпизод поднял рейтинг кандидата-республиканца вместо того, чтобы «расчеловечить» его8.

Продюсеры «Субботним вечером.» выбрали А. Болдуина для пародирования Трампа из-за его популярности как актера и его желания стать частью «крестового похода» против политика-республиканца. Болдуин создал отталкивающие образы Трампа: коррупционер, расист, ксенофоб, строящий стену с Мексикой9, нелепый президент, над которым смеются лидеры стран Запада10. В ряде скетчей представлены президентские дебаты, в которых персонаж Хиллари Клинтон (Кейт Маккинон) выглядит более профес-

7 Donald Trump lets Jimmy Fallon mess up his haiTO URL: https://www.youtube.com/ watch?v=kIGcosb22.

8 Ricci K. People Were Fuming Over Donald Trump's Hair Tossing Interview With Jimmy Fallon. URL: https://www.yahoo.com/ entertainment/people-were-fuming-over-don-ald-054737034.html?guccounter=1.

9 Donald Trump Prepares Cold Open // SNL. 2016. November 19. URL: https://www. youtube.com/watch?v=JUWSLlz0Fdo; Trump Press Conference Cold Open // SNL. 2019. February 16. 2019). URL: https://www.youtube. com/watch?v=8vQlhWBvAwY

10 SNL imagines NATO leaders as gossipy

high school students. URL: https://www.you-

tube.com/watch?v=V5YccTkiBaI.

сионально и убедительно, в то время как Трамп напуган необходимостью вести дебаты в течение полутора часов11. После выборов многие пародии были связаны с российской темой, в них подчеркивалось, что Трамп — ставленник Кремля12.

Болдуин не видел в пародируемом им персонаже ничего позитивного, воспринимая его как врага, которого необходимо уничтожить. Трамп неоднократно в Твиттере возмущенно реагировал на пародии актера, но, по мнению критиков, экспрессивно-агрессивные твиты президента выглядели как проявление слабости [21].

Во время президентской кампании 2020 г. в эфире «Субботнего вечера.» появились пародии на дебаты кандидатов на высший пост. Трамп (Болдуин) соперничал с Джо Байденом (Джим Кэрри, Jim Carrey) и производил впечатление нелепого, непрофессионального политика, склонного к самолюбованию и плохо ориентирующегося в международных делах13. Если сравнить все пародии на Дональда Трампа в шоу «Субботним вечером в прямом эфире», то можно заметить, что именно Болдуин за достаточно короткий срок создал наибольшее количество пародий на Трампа, показывая своего персонажа исключительно в негативном свете (табл. 1).

11 Donald Trump vs. Hillary Clinton Debate Cold Open // SNL. 2016. October 1. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=-nQGBZQrtT0.

12 Donald Trump Christmas Cold Open // SNL. 2016. December 18. URL: https://www. youtube.com/watch?v=3Ar80sFzViw.

13 First Debate Cold Open // SNL. 2020. October 3. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=Wsije1KetVw; Final Debate Cold Open // SNL. 2020. October 24. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=ozGr4IsTUng.

Таблица 1 / Table 1 Темы и тональность в эпизодах с пародиями на Дональда Трампа 1988-2021 гг.

Themes and Tone in Donald Trump Parody Episodes 1988-2021

Пародист Количе- Впечатление / Impression

(период)/ Parodist (Period) Тема / Topic ство эпизодов / Episodes Положительное / Planting Отрицательное / Negative Нейтральное / Neutral

Фил Хартмен семейные

(1988-1990) / Phil Hartman отношения 4 1 2 1

(1988-1990)

Даррелл Хам- политика,

монд (1999-2011; 2015-2016) / Darrell продвижение реалити-шоу «Кандидат» 27 4 5 18

Hammond

(1999-2011;

2015-2016)

Джейсон Су- политика

декис(2012)/ Jason Sudekis 1 - - 1

(2012)

Таран Киллэм политика

(2015) / Taran Killam (2015) 3 - 3 -

Джон Сина политика

(26 декабря 2016 г.) / 1 1

John Cena

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(December 26, 2016)

Алек Болдуин политика

(2016-2021)/ Alec Baldwin 45 - 45 -

(2016-2021)

Артисты, пародировавшие Дональда Трампа в «Субботнем вечере...» создавали разные образы: нелепый богач, талантливый предприниматель, любитель молодых красоток, самовлюбленный миллионер, хамоватый мачо, жесткий управленец, успешный девелопер, расист, ксенофоб, амбициозный

политик, кандидат в президенты без четкой программы, марионетка Кремля, бездарный президент (табл. 2).

Контексты, в которых появляется персонаж, — самые разные: роскошные апартаменты, офис, Пентагон, Белый дом, студии различных телеканалов, в том числе Фокс-ньюс.

Таблица 2 / Table 2 Ключевые образы и месседжи в пародиях на Дональда Трампа

Key Images and Messages in Donald Trump Parodies

Пародист (пе- Коли- Ключевые

риод) / Parodist (Period) Тема / Topic чество / Quantity Образы / Images сообщения / Key Messages

Фил Хартмен семейные нелепый богач; «Богатые тоже

(1988-1990) / отношения любящий муж; любят»;

Phil Hartman 4 жестокосердный «Трамп обведет

(1988-1990) манипулятор; плейбой; вокруг пальца любого»

Даррелл Хам- политика, преуспевающий «Он знает свое

монд (1999-2011; 2015-2016) / продвижение реалити-шоу «Кандидат» 27 бизнесмен; плейбой; самовлюбленный дело»; «Давайте посмеемся над само-

Darrell Ham- эгоист; влюбленным

mond (19992011; 2015- успешный предприниматель; эгоистом»

2016) свой парень

Джейсон Су- политика недоверчивый по- «Барак Обама,

декис(2012)/ Jason Sudekis 1 литик Трамп следит за каждым твоим

(2012) словом!»

Таран Киллэм политика богач с плохим «Такой человек

(2015) / Taran Killam (2015) 3 вкусом; ксенофоб; расист не должен стать президентом США»

Джон Сина политика самовлюбленный «Этот само-

(26 декабря эгоист влюбленный

2016 г.) / John 1 «нарцисс» наш

Cena (December 26, 2016)* президент»

Алек Болдуин (2016-2021)/ Alec Baldwin политика коррупционер; расист; ксенофоб; «Голосуем за Хиллари»; «Расист и ксено-

(2016-2021) грубиян,; кандидат в президенты без внятной фоб не должен стать президентом»;

45 программы; «Трамп, некомпе-

нелепый президент, над которым смеются лидеры стран Запада; некомпетентный лидер; марионетка Кремля тентный президент»; «Трамп, марионетка Кремля»; «Трамп действует по указке Путина»

* Through Donald's Eyes // SNL. 2017. February24. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=rJ6WuWeBoY8&list=PLS gQd8UB-hLjih3w JyKrfPqWA-pe6Y3&index=10.

Политическая сатира в период президентства Д. Трампа стала популярна в США. Однако она не смогла укрепить доверие к государственным институтам и политическим акторам [22]. Несомненно, комедийные шоу могут быть площадкой для борьбы с нежелательными политиками, но нельзя делать вывод о том, что «злые» пародии способны определить электоральный выбор.

Дональд Трамп в шоу «Субботним вечером в прямом эфире»: ведущий, участник скетчей, «случайный зритель»

Появление в комедийном шоу дает возможность приглашенному гостю рассказать о своих планах и проектах. Дональд Трамп никогда не упускал возможность появиться в телевизионной передаче и представить себя и свои инициативы в нужном свете. Он был не только мишенью для пародий в «Субботнем вечере...», но и ведущим шоу, участвовал в скетчах, появлялся в образе вампира, пел, рекламируя несуществующие товары, был замечен в зрительном зале.

24 сентября 1989 г. Трамп — участник эпизода в духе комедии положений. Он сидит в зрительском зале на юбилейном вечере «Субботнего вечера в прямом эфире» под прицелом камеры, а проходящий мимо актер Чеви Чейс якобы случайно просыпает на него попкорн из огромной коробки. Хохот в зале, улыбающийся Трамп: его присутствие в зале оживляет шоу14.

14 Bartleet L. SNL vs Trump: Every time the President has appeared on the show — and how he reacted // NME. 2017. March 16. URL:

С 2004 г. по 2015 гг. Дональд Трамп возглавлял судейскую команду в реалити-шоу «Кандидат», которая шла на канале NBC. Знаменитая фраза «Вы уволены!» стала его визитной карточкой. 3 апреля 2004 г., несколько месяцев спустя после успешного запуска «Кандидата», Трампа пригласили в качестве ведущего «Субботнего вечера...». В тот период он не планировал заниматься политикой на высоком уровне и позиционировал себя как успешного бизнесмена. Несмотря на заложенную в монологе иронию, слова Трампа о том, что нет никого крупнее, лучше его, что он является машиной для рейтингов15, выглядели органично из уст приглашенной звезды. Дарреллу Хаммонду, соведущему передачи, Трамп дает несколько советов, как его лучше пародировать. Одна из сценок копирует сюжет романа Марка Твена «Принц и нищий». В ней Хаммонд изображает Трампа, а Трамп, в свою очередь, оказывается его двойником в роли дворника в комплексе Трамп-Тауэр16. Сценаристы демонстрируют, что жизнь полна сюрпризов и никогда не знаешь, где ты будешь завтра. В этом эпизоде Трамп представлен «свои парнем», с которым есть о чем поговорить простому американцу.

Сценаристы включили в передачу музыкальный юмористический

https://www.nme.com/features/every-time-donald-trump-has-appeared-on-saturday-night-live-2019406.

15 Greene A. Flashback: Watch Trump's Monologue the Last Time He Hosted 'SNL'. URL: https://www.rollingstone.com/politics/poli-tics-news/flashback-watch-trumps-monologue-the-last-time-he-hosted-snl-37278/.

16 The Prince & the Pauper // SNL. 2004.

April 3. URL: https://www.nbc.com/saturday-

night-live/video/the-prince-the-pauper/2872802.

номер, рекламу несуществующего ресторана Дональда Трампа, в котором подают куриные крылышки17. В ярко-желтом костюме с актерами «Субботнего вечера.» в образе только что вылупившихся цыплят Трамп с энтузиазмом поет веселую песенку, в которой рассказывает о преимуществах предприятия общественного питания, в котором подают различные блюда из куриных крыльев. Среди подпевающих цыплят актер и сценарист Сет Мейерс (Seth Meyers). Спустя пятнадцать лет, в разгар войны демократов c президентом Трампом, Мейерс в интервью радиожурналисту Говарду Стерну описал свой опыт работы с Трампом как позитивный. Но, по его мнению, у Трампа отсутствует чувство юмора, он зациклен на реакции аудитории, ждет ее одобрения и при любых обстоятельствах жаждет по-беды18. Участие Трампа в передаче вызвало положительные отклики, «куриный» мюзикл многим понравился и к президентской кампании 2020 г. по его мотивам были выпущены сувениры и одежда19. Однако по какой-то причине этот эпизод не вошел в архивную запись передач.

Утверждение Мейерса о том, что Трамп не готов посмеяться над собой опровергает выпущенная в 2004 г. реклама платежной карты Visa, снятая с участием бизнесмена на вершине его знаменитого небо-

17 Donald Trump announcing chicken wings // SNL. URL: https://www.tokyvideo.com/ video/donald-trump-announcing-chicken-wings.

18 Seth Meyers Remembers Donald Trump Hosting "SNL" in 2004. URL: https://www.you-tube.com/watch?v=kT9WQ3T4fMA.

19 Viral Donald Trump's House of Wings SNL Video Skit Merchandise. URL: https:// xeireprint.com/viral-donald-trumps-house-of-wings-snl-video-skit/.

скреба. В результате сильного ветра карту уносит вниз в мусорный бак, и миллионеру приходится копаться в отходах, чтобы ее достать. Проходящая мимо женщина узнает вылезающего из бака Трампа и говорит своему спутнику «А я думала дела у него идут неплохо»20. Несомненно, этот ролик является примером самореферентного юмора.

Знаковым стало появление Трампа в качестве ведущего шоу 7 ноября 2015 г. с заявлением о намерении участвовать в президентских выборах 2016 г. Речь политика, хотя и содержала элементы самолюбования, была уверенной и наполненной хорошими шутками. «Я могу посмеяться над собой», — заверил он зрителей21. К нему присоединились его «копии»: Д. Хаммонд и Т. Киллэм. И даже крики «расист» в свой адрес Трамп успешно отбивает. Расистом его назвал пародист Ларри Дэвид, объясняя свой поступок тем, что за это обвинение в прямом эфире ему обещали 5 000 долларов. Трамп успокаивает актера: как бизнесмен он может понять поступок предприимчивого комика и ничего не имеет против его выходки22. Передача помогла Трампу представить себя в лучшем свете и привлечь внимание молодой аудитории. Однако после этого эпизода руководство «Суббот-

20 Visa Check Card — «Windfall» [with Donald Trump] (Commercial - 2004). URL: https://www.youtube.com/watch?v=bCQq3Fjb-mY.

21 Donald Trump Monologue // SNL. 2015. November 7. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=PkLzSLkYnGc.

22 You're a racist!': Watch Trump fend off mock heckler Larry David on 'SNL' (November 8, 2015). URL: https://www.pbs.org/newshour/ politics/youre-racist-trump-fends-mock-heckler-larry-david-snl.

ним вечером.» приняло решение не приглашать политика в эфир. Вероятно, выход на политическую арену закрыл для кандидата в президенты двери в шоу. Вместо него от имени Трампа с аудиторией общались изображающие его пародисты.

В марте 2016 г. в шоу вышла пародия на политическую рекламу Дональда Трампа, из которой зритель узнавал, что сторонники кандидата-республиканца — фашисты, расисты и даже члены организации Ку-Клукс-Клан23. С ноября 2015 г. Трамп не появлялся в шоу «Субботним вечером», но он, его администрация, семья были постоянно объектами критики юмористов «Субботнего вечера.».

Пародии Джеймса А. Джонсона

на Дональда Трампа

в 2021-2022 гг.

После поражения на президентских выборах 2020 г. интерес к Дональду Трампу в массмедиа, в том числе в комедийных шоу, должен был пойти на спад. Такой прогноз в ноябре 2020 г. сделал Алек Болдуин, заявивший, что в его актерской карьере — это тот случай, когда потеря работы радует24. Но Трамп оставался в повестке дня СМИ. Не любящий проигрывать, он продолжил судиться, отказываясь признать победу соперника, а в финале не явился на церемонию инаугурации Джо Байдена. Такое поведение, по мнению политологов, разрушило каноны передачи власти в США, породило множество теорий заговоров и, как полагают

23 Voters For Trump Ad // SNL. 2016. March 5. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=Qg0pO9VG1J8.

24 Alec Baldwin Signals End of Trump

Impression November 9, 2020. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=nG87FIAZEKk.

критики, привело к штурму Капитолия сторонниками экс-президента 6 января 2021 г. [23; 24].

В течение всего президентского срока Трамп, находящийся в постоянной конфронтации с ведущими американскими СМИ, использовал Твиттер как площадку для публичных заявлений. Десятки тысяч тви-тов экс-президента могли бы стать материалом для анализа его наследия, но в конце президентского срока социальные сети заблокировали аккаунты Трампа, а телекомпании перестали приглашать политика в эфир. Таким образом американское либеральное сообщество «отменило» Трампа, перекрыв ему доступ к каналам массовой коммуникации, заставляя уйти с политической арены. Америка ждала нового лидера республиканской партии. Однако проведенный в октябре 2021 г. опрос показал, что 70 % республиканцев хотят, чтобы Дональд Трамп продолжил играть важную роль в политике, а 44 % считают, что он должен баллотироваться в президенты в 2024 году [25]. И массмедиа не могли игнорировать этот факт.

Хотя в 2021-2022 гг. Трампа не приглашали для участия в передачах канала NBC, пародии на него в «Субботним вечером в прямом эфире» продолжились. 6 ноября 2021 г. артисты шоу отметили, что политик ужасен, но дает столько материала для шуток, что без него трудно обойтись25.

С ноября 2021 г. бывшего президента пародирует Джеймс Остин

25 Garber M. Saturday Night Live Turns the Big Lie into a Big Farce. On the show, at least, Donald Trump is back. November 7, 2021 // The Atlantic. URL: https://www.theatlantic.com/cul-ture/archive/2021/11/snl-trump-iames-austin-johnson-impression/620644/.

Джонсон (James Austin Johnson). До этого актер выступал в клубах как стендап-комик и изображал многих публичных персон, в том числе Трампа. Интересно отметить, что в «Субботнем вечере.» Джонсон неоднократно пародировал и Джо Байдена. В отличие от А. Болдуина, старавшегося буквально, с комическим акцентом воспроизводить речи Трампа, Джонсон представляет обращения политика как «поток сознания». Артист развивает известные высказывания бывшего президента, доводя их до абсурда, при этом он делает упор на изменившейся с возрастом голос и манеру речи Дональда Трампа. Тридцатилетний Джонсон внешне не похож на 76-летнего политика, но критики и зрители считают его удачным выбором для этой роли26. Актер готов продолжить борьбу против Трампа. В одном из интервью он признался, что вырос в протестантской семье в консервативном Нэшвилле, штат Теннесси, где большинство поддерживает республиканцев, но стал либералом и голосовал за Барака Обаму27. В одном из интервью Джонсон утверждает, что место Трампа в тюрьме, поскольку по-

26 Robinson B. Trump impersonator hilariously breaks down how ex-president's voice changed over the decades Jan 25, 2022 //Indy100. URL: https://www.indy100.com/ce-lebrities/james-austin-johnson-trump-imperson-ation; Jacobsen K. James Austin Johnson is already the best 'SNL' Trump, according to you [POLL RESULTS], Nov.21, 2021 // Gold Derby. URL: https://www.goldderby.com/article/2021/ james-austin-johnson-best-snl-trump-poll-re-sults/.

27 James Austin Johnson Reveals the

Secret to a Perfect Trump Impersonation //

Late Night with Seth Meyer. URL: https://www. youtube.com/watch?v=rANAOfKuSnc; James Austin Johnson On Leaving Christian Comedy // The Majority Report. 2021. December 31. URL: https://www.youtube.com/watch?v=5JttI7vtq4.

литик причастен к событиям 6 января 2Ü21 г. в Капитолии^. Несомненно, взгляды Джонсона, как и его прошлое, учитывались Лорном Mайклсом при отборе актера в команду «Субботнего вечера.». Выходец из штата, традиционно голосующего за Трампа, белый англосаксонец и протестант с либеральными взглядами был отличным кандидатом на роль нового телекиллера.

Персонаж Трамп (Д.А. Джонсон) в 47 сезоне «Субботнего вечера.» часто появлялся в студии Фокс-Ньюс вместе с журналистами канала Таке-ром Карлсоном (Алекс Mоффат, Alex Moffat) и Лорой Ингрэм (Кейт Mак-Киннон). Таким образом подчеркнута связь политика с телеканалом, который либеральная общественность считает реакционным. Трамп играет в популярную игру «Слова (Wordle) с Лорой Ингрэм. В его абсурдистском диалоге есть и расистские, и ксенофобские реплики, звучат претензии к Хиллари Клинтон, комплименты членам семьи, заявления о несомненной победе над губернатором Флориды Роном Десантисом в случае республиканских промежуточных выборов29. В финале в таблице

2B Itzhof D. On 'S.N.L.,' Donald Trump Tries His Hand at Wordle // New York Times. 2Ü22 Jan. 21. URL: https://www.nvtimes. com/2022/01/23/arts/television/saturdav-night-live-will-forte.html.

29 Участники Консервативной политической конференции действий в Орландо, Флорида (25-2B февраля) проголосовали за Трампа как возможного кандидата от республиканской партии на президентских выборах 2Ü24 г. Десантис был вторым, но значительно (на 3Ü пунктов) отстал от лидера. Navarro A., Linton K. Trump wins CPAC 2Ü24 straw poll, DeSantis is second but more than 3Ü points behind // CBS News. 2Ü22. Feb. 2B. URL: https:// www.cbsnews.com/news/cpac-trump-2Q24-straw-poll.

игры появляется слово «Трамп», которое зрители должны запомнить30.

Один из эпизодов режиссеры шоу переносят в поместье Мар-а-Лаго, где персонаж Трамп со своей семьей принимает гостей, среди которых актер Стивен Сигал (Боуэн Янг, Bowen Yang), бывший советник Трампа Кимберли Гилфойл (Сесили Стронг, Cecily Strong) и журналисты Фокс-Ньюс. Фейерверк и празднование организованы в поддержку российской военной операции на Украине. Трамп продолжает восхищаться президентом Путиным и делать ему комплименты31, т.е., как подчеркнуто в скетче, проводит антиамериканскую политику. На основании увиденного зрители должны сделать вывод о том, что Трамп — недостойный кандидат на роль президента, а «культура отмены» по отношению к нему кажется в этом контексте объяснимой и логичной.

В апрельском скетче с пасхальными поздравлениями Джонсон-Трамп появляется без приглашения из ниоткуда и произносит речь, в которой банальные утверждения о символах Пасхи сочетаются с бессмысленными предложениями. Создается впечатление, что политик теряет мысль, путает слова и не знает, как завершить выступление32. В скетче он представлен как скверный, выживающий из ума оратор с длинными бессодержательными речами. Стоит отметить, что Джо Байден в

30 Donald Trump plays Wordle on SNL (January 22, 2022). URL: https://news.yahoo.com/ snl-cold-open-trump-plays-124547934.html.

31 Fox News Ukraine Cold Open // SNL. 2022. March 5. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=Vc9dlPlOH3Y.

32 Easter Wishes Cold Open // SNL. 2022. April 16. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=SwWy09iv6DE.

шоу показан деликатно без намеков на деменцию.

В 47 сезоне Джонсон изображает Трампа как самовлюбленного, недалекого человека, который должен подальше держаться от институтов власти США. Складывается впечатление, что руководство «Субботним вечером в прямом эфире» опасается популярности политика и делает все, чтобы аудитория запомнила Трампа как выживающего из ума реакционера.

Заключение

Комедийные шоу в США вовлекают зрителей в мир «человека играющего» и при этом являются каналом коммуникации, с помощью которого средний американец может в легкой форме узнать о ключевых проблемах внешней и внутренней жизни страны, встретиться с лидерами мнений и на основе полученной информации составить свое мнение об актуальных проблемах страны. Синхронизация телевизионных передач с трансляциями на видеоплатформах создает синер-гетический эффект, увеличивая зрительскую аудиторию, при этом существует возможность обмена понравившимися эпизодами через социальные сети. Таким образом некоторые эпизоды могут распространяться вирусно, а их просмотры превышать миллионы.

Вечерние юмористические передачи, в том числе шоу «Субботним вечером в прямом эфире», способны сформировать положительный или отрицательный образ человека, партии, компании. В последние два десятилетия заметна поддержка руководством многих комедийных шоу США демократической партии, поли-

тиков и бизнесменов, разделяющих левые взгляды. Вероятно, поэтому республиканец Дональд Трамп, бывший ведущий передачи «Кандидат» на NBC, после заявки на участие в президентской избирательной кампании и на посту первого лица США стал объектом негативных шуток и пародий в «Субботнем вечере.». Появление политика в роли ведущего, участника комедийного скетча или небольшое камео давало ему возможность показать свои лучшие стороны, проявить чувство юмора, а иногда заявить о планах, но с 2015 г. у него не было возможности использовать этот канал коммуникации.

Пародии Алека Болдуина на Трампа повторяли и усиливали про-демократические нарративы американских мейнстрим-медиа, закрепляли сложившиеся у средних американцев стереотипы. Политика обвиняли в расизме, ксенофобии, некомпетентности, связях с Кремлем. Политическая сатира в какой-то степени формирует мнение неопределившихся избирателей.

Различия между республиканской и демократической партиями с 2015 г. стали радикальными, а отношения — острыми и непримиримыми. Это противостояние нашло отражение в борьбе Лорна Майклса и

труппы вечернего комедийного шоу «Субботним вечером в прямом эфире» с консервативным, несистемным политиком Дональдом Трампом. В 2021 г. Трамп стал одним из объектов так называемой «культуры отмены». Ему, действующему президенту США, закрыли доступ к ключевым социальным сетям.

После поражения на выборах 2020 г. Трампа продолжили пародировать в шоу «Субботним вечером.», делая акцент на отсутствие у политика качеств, необходимых для руководства демократической Америкой.

Ключевые СМИ США поддерживают либеральную повестку. Они могут организовать кампанию против публичных людей, чьи взгляды кажутся им «неправильными». Отношения Дональда Трампа с NBC и шоу «Субботним вечером в прямом эфире» во многом показательны: они развивались от участия Трампа в передачах канала в качестве ведущего и мягкой критики амбициозного бизнесмена до негативных пародий и применения по отношению к бывшему президенту правил «культуры отмены». Возможности американских массмедиа следует учитывать американским политикам и бизнесменам, которые рискнут пойти против устоявшейся системы.

Список использованной литературы

1. Cao X. Political Comedy Shows and Knowledge About Primary Campaigns: The Moderating Effects of Age and Education / Х. Сао. — DOI 10.1080/15205430701585028 // Mass Communication & Society. — 2008. — Vol. 11, no. 1. — P. 43- 61.

2. Cao X. Political Comedy Shows and Public Participation in Politics / Х. Сао, P.R. Brewer. — DOI 10.1093/ijpor/edm030 // International Journal of Public Opinion Research. — 2008. — Vol. 20, no. 1. — P. 90-99.

3. Lichter R.S. Politics is a Joke: How TV Comedians are Remaking Political Life / R.S. Lichter, J.C. Baumgartner, J.S. Morris. — Boulder : Westview Press, 2015. — 272 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Odmark S. The Democratic Roles of Satirists / S. Odmark, J. Harvard. — DOI 10.1080/15405702.2021.1929995 // Popular Communication. — 2021. — Vol. 19, no. 4. — P.281-294.

5. Fedorov A. Pseudo-Chomsky or Media Manipulation in the Scientific Area / A. Fedorov, A. Levitskaya. — DOI 10.13187/me.2020.2.238. — EDN CHVVJC // Media Education. — 2020. — Vol. 60, no. 4. — P. 238-245.

6. Peterson R.L. Strange Bedfellows: How Late-Night Comedy Turns Democracy into a Joke / R.L. Peterson. — New Brunswick : Rutgers University Press, 2008. — 280 р.

7. Быков Д.В. Изменение телевизионного пространства США во второй половине ХХ века / Д.В. Быков. — DOI 10.17150/2308-6203.2017.6(4). — EDN ZTNDXB // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 4. — С. 496-509.

8. Engels KS. Saturday Night Live and the Production of Political Truth / K.S. Engels // Saturday Night Live and Philosophy: Deep Thoughts through the Decades / ed.: W. Irwin, R. Tallman, J. Southworth. — New Jersey : Wiley-Blackwell, 2020. — P. 63-73.

9. Arkhangelskaya I.B. Understanding the USA through Late Night Comedy / I.B. Arkhan-gelskaya — DOI 10.13187/me.2021.4.585. — EDN LHCCNT // Media Education. — 2021. — No. 4. — P. 585-592.

10. Jones J.P. With all due respect: Satirizing presidents from Saturday Night Live to Lil' Bush / J.P. Jones // Satire TV: Politics and comedy in the post-network era / ed.: J. Gray, J.P. Jones, E. Thompson. — New York : New York University Press, 2009. — P. 37-63.

11. Groseclose T. Left Turn: How Liberal Media Bias Distorts the American Mind / T. Groseclose. — New York : St. Martin's Griffin, 2012. — 304 p.

12. Swinkels M. Introduction: Humour and anthropology / M. Swinkels, A. Koning // Etno-foor. — 2016. — Vol. 28, no. 1. — P. 7-10.

13. Droog E. How Satirists Alternate Between Discursive Modes: An Introduction of the Humoristic Metaphors in Satirical News (HMSN) Typology / E. Droog, C. Burgers, G. Steen // International Journal of Communication. — 2020. — Vol. 14. — P. 3964-3985.

14. Архангельская И.Б. Политический юмор в американских вечерних комедийных шоу, 1960-е — 1990-е годы / И.Б. Архангельская. — DOI 10.31857/S032120680007290-3. — EDN ENWEEG // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2019. — Т. 49, № 11. — С. 108-123.

15. Higgie R. Public Engagement, Propaganda, or Both? Attitudes Toward Politicians on Political Satire and Comedy Programs / R. Higgie // International Journal of Communication. — 2017. — Vol. 11. — P. 930-948.

16. Baumgartner J.C. The Fey effect: Young adults, political humor, and perceptions of Sarah Palin in the 2008 presidential election campaign / J.C. Baumgartner, J.S. Morris, N.L. Walth. — DOI 10.1093/poq/nfr060 // Public Opinion Quarterly. — 2012. — Vol. 76. — P. 95-104.

17. Dannagal G.Y. Political Entertainment and the Press' Construction of Sarah Feylin / G.Y. Dannagal. — DOI 10.1080/15405702.2011.605314 // Popular Communication, 2011. — Vol. 9, no. 4. — P. 251-265.

18. Esralew S. The influence of parodies on mental models: Exploring the Tina Fey-Sarah Palin phenomenon / S. Esralew, D.G. Young. — DOI 10.1080/01463373.2012.688791 54 // Communication Quarterly. — 2012. — Vol. 60. — P. 338-352.

19. Postman N. Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business / N. Postman. — New York : Penguin Books, 2005. — 208 p.

20. Hammond D. God, If You're Not Up There, I'm F*cked: Tales of Stand-up, Saturday Night Live, and Other Mind-Altering Mayhem / D. Hammond. — New York : Harper, 2011. — 355 p.

21. Scacco J. When the President Tweets: Exploring the Normative Tensions of Contemporary Presidential Communication / J. Scacco, L. Copeland, A. Becker, J. Berger // International Journal of Communication. — 2020. — Vol. 14. — P. 3119-3142.

22. Martinez A. Political Satire TV Shows in the Trump's Era: Examining Their Impact on Latinx Viewers' Political Knowledge, Political Engagement, and Trust in Institutions / A. Martinez, Y. Atouba. — DOI 10.1080/1041794X.2021.1958913 // Southern Communication Journal. — 2021. — Vol. 86, no. 5. — P. 460-471.

23. Arceneaux K. Donald Trump and the Lie / K. Arceneaux, R. Truex. — DOI 10.1017/ S1537592722000901 // Perspectives on Politics. — 2022. — 29 March. — P. 1-17.

24. Brooks R. Through the Looking Glass: Trump-Era Civil-Military Relations in Comparative Perspective / R. Brooks // Strategic Studies Quarterly. — 2021. — Vol. 15, no. 2. — P. 69-98.

25. Dann A. Two-thirds of Republicans want Trump to retain major political role; 44% want him to run again in 2024 / A. Dann // Pew Research Center. — URL: https://www.pewresearch. org/fact-tank/2021/10/06/two-thirds-of-republicans-want-trump-to-retain-major-political-role-44-want-him-to-run-again-in-2024.

References

1. Cao X. Political Comedy Shows and Knowledge about Primary Campaigns: The Moderating Effects of Age and Education. Mass Communication & Society, 2O08, vol. 11, no. 1, pp. 43- 61. DOI: 10.1080/15205430701585028.

2. Cao X., Brewer P.R. Political Comedy Shows and Public Participation in Politics. International Journal of Public Opinion Research, 2008, vol. 20, no. 1, pp. 90-99. DOI: 10.1093/ijpor/edm030.

3. Lichter R.S., Baumgartner J.C., Morris J.S. Politics is a Joke: How TV Comedians are Remaking Political Life. Boulder, Westview Press, 2015. 272 p.

4. Odmark S., Harvard J. The Democratic Roles of Satirists. Popular Communication, 2021, vol. 19, no. 4, pp. 281-294. DOI: 10.1080/15405702.2021.1929995.

5. Fedorov A., Levitskaya A. Pseudo-Chomsky or Media Manipulation in the Scientific Area. Media Education, 2020, vol. 60, no. 4, pp. 238-245. EDN: CHVVJC. DOI: 10.13187/ me.2020.2.238.

6. Peterson R.L. Strange Bedfellows: How Late-Night Comedy Turns Democracy into a Joke. New Brunswick, Rutgers University Press, 2008. 280 p.

7. Bykov D.V. The Transformation of TV Space in the USA in the Second Half of the Twentieth Century. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017, vol. 6, no. 4, pp. 496-509. (In Russian). EDN: ZTNDXB. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(4).496-509.

8. Engels K. S. Saturday Night Live and the Production of Political Truth. In Irwin W., Tallman R., Southworth J. (eds). Saturday Night Live and Philosophy: Deep Thoughts through the Decades. New Jersey, Wiley-Blackwell, 2020, pp. 63-73.

9. Arkhangelskaya I.B. Understanding the USA through Late Night Comedy. Media Education, 2021, no. 4, pp. 585-592. EDN: LHCCNT. DOI: 10.13187/me.2021.4.585.

10. Jones J.P. With all due Respect: Satirizing Presidents from Saturday Night Live to Lil' Bush. In Gray J., Jones J.P., Thompson E. (eds). Satire TV: Politics and Comedy in the PostNetwork Era. New York University Press, 2009, pp. 37-63.

11. Groseclose T. Left Turn: How Liberal Media Bias Distorts the American Mind. New York, St. Martin's Griffin, 2012. 304 p.

12. Swinkels M., Koning A. Introduction: Humour and Anthropology. Etnofoor, 2016, vol. 28, no. 1, pp. 7-10.

13. Droog E., Burgers C., Steen G. How Satirists Alternate Between Discursive Modes: An Introduction of the Humoristic Metaphors in Satirical News (HMSN) Typology. International Journal of Communication, 2020, vol. 14, pp. 3964-3985.

14. Arkhangelskaya I.B. Political Humor in the U.S. Late Night Comedy Shows, 1960S-1990S. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura = USA & Canada: Economics, Polinics, Culture, 2019, vol. 49, no. 11, pp. 108-123. (In Russian). EDN: ENWEEG. DOI: 10.31857/ S032120680007290-3.

15. Higgie R. Public Engagement, Propaganda, or Both? Attitudes toward Politicians on Political Satire and Comedy Programs. International Journal of Communication, 2017, vol. 11, pp. 930-948.

16. Baumgartner J.C., Morris J.S., Walth N.L. The Fey effect: Young adults, political humor, and perceptions of Sarah Palin in the 2008 presidential election campaign. Public Opinion Quarterly, 2012, vol. 76, pp. 95-104. DOI: 10.1093/poq/nfr060.

17. Dannagal G.Y. Political Entertainment and the Press' Construction of Sarah Feylin. Popular Communication, 2011, vol. 9, no. 4, pp. 251-265. DOI: 10.1080/15405702.2011.605314.

18. Esralew S., Young D.G. The Influence of Parodies on Mental Models: Exploring the Tina Fey-Sarah Palin phenomenon. Communication Quarterly, 2012, vol. 60, pp. 338-352. DOI: 10.1080/01463373.2012.688791 54.

19. Postman N. Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. New York, Penguin Books, 2005. 208 p.

20. Hammond D. God, If You're Not Up There, I'm F*cked: Tales of Stand-up, Saturday Night Live, and Other Mind-Altering Mayhem. New York, Harper, 2011. 355 p.

21. Scacco J., Copeland L., Becker A., Berger J. When the President Tweets: Exploring the Normative Tensions of Contemporary Presidential Communication. International Journal of Communication, 2020, vol. 14, pp. 3119-3142.

22. Martinez A., Atouba Y. Political Satire TV Shows in the Trump's Era: Examining Their Impact on Latinx Viewers' Political Knowledge, Political Engagement, and Trust in Institutions. Southern Communication Journal, 2021, vol. 86, no. 5, pp. 460-471. DOI: 10.1080/1041794X.2021.1958913.

23. Arceneaux K. Donald Trump and the Lie / K. Arceneaux, R. Truex. Perspectives on Politics, 2022, March 29, pp. 1-17. DOI: 10.1017/S1537592722000901.

24. Brooks R. Through the Looking Glass: Trump-Era Civil-Military Relations in Comparative Perspective. Strategic Studies Quarterly, 2021, vol. 15, no. 2, pp. 69-98.

25. Dann A. Two-thirds of Republicans Want Trump to Retain Major Political Role; 44% Want Him to Run Again in 2024. Pew Research Center. Available at: https://www.pewre-search.org/fact-tank/2021/10/06/two-thirds-of-republicans-want-trump-to-retain-major-politi-cal-role-44-want-him-to-run-again-in-2024.

Информация об авторе

Архангельская Ирина Борисовна — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и туризма, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова; профессор кафедры журналистики, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, arib@bk.ru, © https://orcid.org/0000-0002-8518-6494.

Author Information

Irina B. Arkhangelskaya — D.Sc. in Philology, Associate Professor, Professor at the Department of Advertising, Public Relations and Rourism, Linguistics University of Nizhny Novgorod; Professor at the Department of Journalism, National Research Lobachevski State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation, arib@bk.ru, © https://orcid.org/0000-0002-8518-6494.

Для цитирования

Архангельская И.Б. Дональд Трамп в американском шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1988-2022) / И.Б. Архангельская. — DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(3).545-563. — EDN JKFWMT // Вопросы теории и практики журналистики. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 545-563.

For Citation

Arkhangelskaya I.B. Donald Trump in US Show Saturday Night Live (1988-2022). Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 11, no. 3, pp. 545-563. (In Russian). EDN: JKFWMT. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(3).545-563.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.